Профилактика девиантного поведения подростков
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы профилактики девиантного поведения старших подростков
1.1. Сущностно - содержательная характеристика понятия «девиантное
поведение» в контексте психолого-педагогической литературы 14
1.2. Характерные особенности и причины девиантного поведения подростков 24
1.3. Методы, формы профилактики девиантного поведения подростков 36
Выводы по главе 1 49
Глава II. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков
2.1. Научно - практическое обоснование педагогических условий
профилактики девиантного поведения подростков 51
2.2. Ход и результаты опытно - экспериментальной работы по
предупреждению девиантного поведения подростков 75
Выводы по главе II 95
Список литературы 100
Приложения
Глава I. Теоретические аспекты проблемы профилактики девиантного поведения старших подростков
1.1. Сущностно - содержательная характеристика понятия «девиантное
поведение» в контексте психолого-педагогической литературы 14
1.2. Характерные особенности и причины девиантного поведения подростков 24
1.3. Методы, формы профилактики девиантного поведения подростков 36
Выводы по главе 1 49
Глава II. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков
2.1. Научно - практическое обоснование педагогических условий
профилактики девиантного поведения подростков 51
2.2. Ход и результаты опытно - экспериментальной работы по
предупреждению девиантного поведения подростков 75
Выводы по главе II 95
Список литературы 100
Приложения
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в России вместе с большим количеством социальных проблем и поиском путей их решения, так же стоит вопрос о профилактики девиантного поведения среди старших подростков. Это обусловлено усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении.
В последнее время из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. В том числе большое влияние оказывают такие проблемы как слабый социальный иммунитет и низкий уровень нравственного воспитания. Подросток плохо усваивает основные правила и нормы, установленные обществом, тем самым, будучи уже взрослым плохие привычки и отклоняющееся поведение станет для него нормальным.
Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ. Научные исследования по данному вопросу показываю, что после употребления психоактивных веществ в буквальном смысле наблюдается разрушающие воздействия на психическое состояние подростка, это приводит к все более широкому распространению отступления от общечеловеческих норм нравственности.
В современном мире, подростки подвергаются более сильному влиянию негативного поведения окружающего их общества, об этом свидетельствуют следующие факты. По данным статистики в России подростки, состоящие на учете в лечебно - профилактических организациях, с диагнозом «алкоголизм и алкогольные психозы» в 2012 году составили 919 тыс. человек, на 2013 год - 733 тыс. человек, на 2014 год - 577 тыс. человек. Количество подростков, состоящих на учете, в 2012 году - 58,3 тыс. человек, в 2013 году - 53 тыс., в 2014 году - 45,2 тыс. человек. Учитывая динамику снижения алкоголизации, показатели все еще имеют высокий уровень.
Подростковая наркомания так же имеет высокий уровень показателей. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 году впервые были зарегистрированы 333 тыс. подростков с наркотической зависимостью, в возрасте 15 - 17 лет, в 2013 году - 208 тыс. подростков, а в 2014 - 143 тыс. человек. Статистика, состоящих на профилактическом учете из-за употребления наркотических веществ на 2012 год составила 4609 человек, на 2013 год - 4042 тыс. человек, 2014 год - 4078 тыс. человек. Отслеживается ориентация не уменьшающегося показателя подростковой наркомании.
Подростковая преступность за последние пять лет, значительно возрастает. За 2012 год число преступлений совершенных несовершеннолетними или при их участии составили 78,5 тыс. человек, за 2013 год - 71,9 тыс. человек, за 2014 год - 64,3 тыс. человек. Для всех вышеперечисленных факторов требуется использование разносторонних профилактических мер направленных на их уменьшение.
Социальные и педагогические факторы возникновения отклоняющегося поведения среди подростков затрагивают сферы семейного, школьного и общественного воспитания. Семья, являясь главной частью процесса формирования личности ребенка, играет важную роль. Алкоголизм, наряду с насилием родителей по отношению к ребенку, безразличное отношение к его будущему приводит к дисбалансу внутрисемейных отношений, и как следствие направляет его на путь девиантного поведения. Все это негативно влияет на дальнейшее формирование личности, не соответствие нормам установленным обществом, будет обусловлено отсутствием навыков определения своей социальной роли, неумение подростка адаптироваться. Вот почему важно следить за процессом воспитания ребенка с самого его рождения.
Следует отметить, что общение со сверстниками, которые уже имеют отклонение в поведении, так же негативно сказывается на поведении подростка. Нередко для того чтобы заработать расположение такой группы, подростку необходимо выполнить условия, подталкивающие его на какое либо аморальное действие, или даже правонарушение. Развитие подростка в таком окружении может вызвать психологический дискомфорт.
Структура образования в России строиться с целью подготовки старшеклассников к решению задач, которые в дальнейшем обеспечат им комфортное пребывание в обществе. Однако, отсутствие
квалифицированных педагогов и программ, направленных на своевременное предупреждение и коррекцию отклоняющегося поведения; слабая система дополнительного образования приводит к низкому уровню адаптации в школьной среде и нежеланию саморазвития личности подростка. Одна из основных задач педагога - психолога определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, и разработка основных эффективных профилактических форм и методов, направленных на уменьшение рисков девиантного поведения.
Таким образом, актуальность профилактики девиантного поведения старшеклассников через обоснование педагогических условий обуславливает процесс культурного, правового, нравственного развития и социально- одобряемого поведения подростка.
Мы думаем, что разработанные педагогические условия снизят уровень девиантного поведения и в перспективе могут привести к эффективным результатам.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Проблема девиантного поведения по праву занимает высокую значимость, как в науке, так и в обществе, это подтверждает большое количество теоретических и прикладных исследований данной проблемы. После изучения литературы по данному вопросу стало ясно, что теоретическая часть по изучению прогнозирования и преодоления девиантного поведения имеет значительные достижения.
Факторы отклоняющегося поведения были выявлены и изучены М.А. Галагузовой [16],Е.В. Змановской [31],Ю.А. Клейбергом [34], Л.М. Шипициной [92, 93], др. в трудах ученных выделены основные причины и последствия девиантного поведения у подростков, такие как: заболевания, влияющие на состояние здоровья, конфликты в межличностных отношениях, недочеты со стороны преподавателей, ошибки семейного воспитания, неравенство социальных групп, психотравмирующие ситуации.
Проблемам, связанным с девиантным поведением, посвящено большое количество научных трудов. Работы И.Г Батку [6], В.В. Бойко [9], К.Е. Игошева [32], Е.А Кошкиной [44], В.Ф. Матвеева [56], А.Е. Тарас [83] и др., содержат педагогические и социальные аспекты профилактики девиантного поведения подростков. В исследованиях данных авторов выявлено, что главными факторами возникновения у подростков потребности в девиациях являются возрастные особенности, неблагоприятное социальное окружение, отклонение в функционировании высшей нервной деятельности.
В работах Б.М. Левина [49], А.Е Личко [50], В.Е. Пелипаса [67], Т.Ю. Райфшнайдера [75], Э.Г. Эйдемиллера [96], подробно рассмотрены психологические предпосылки возникновения девиантного поведения подростков. Профилактике девиантного поведения подростков посвящены работы М.И. Буянова [11], Н.И. Забродина [29], А.В. Микляева [59], И.А. Невского [60], и др. А.Адлер [1, 68], В.С. Афанасьева [4], С.А Бадмаев [5], Я.И. Гилинский [4, 19, 20], С.И. Беличева [8], О.Н. Мазина [54], A.C. Макаренко [55], В.П. Соломина [28, 69, 70] изучали общие проблемы профилактики девиантного поведения школьников. Ч. Ломброзо [51], интерпретировал преступность как социальное явление, Ц.П. Короленко [40], Т. Парсонс [64] сформулировали идею о том, что социальные противоречия любого общества составляют сущность девиантного поведения.
Вопросами воспитания и перевоспитания подростков с девиантным поведением посвящены работы А.А. Алтуфьевой [2], Н. Акерман [3], Т.Г. Глуховой [21], Е.Д. Дядкова [23], В.Н. Кудрявцева [48], Л.Б. Шнейдер [94], др.
В теории социальной аномии Э. Дюркгейм [26] дает определение девиантному поведению, под которым понимает девиацию как следствие общественной дезорганизации. Исследования И.С. Кона [35] трактуют отклоняющее поведение в качестве дисбаланса между желанием нового поколения достичь своих целей и возможностью реализации этого достижения.
Я.И. Гилинский [19], анализируя причины и факторы девиантного поведения, пришел к выводу, что причиной такого поведения является отличие социальных слоев, высокого уровня различий, которые не дают возможность удовлетворить свои потребности.
Однако, несмотря на широкий круг исследования проблемы девиантного поведения подростков, вопросы профилактики не нашли достаточного изучения.
В связи с этим существует ряд противоречий между:
- наблюдающимся ростом проявлений девиантного поведения подростков и недостаточным применением на практике эффективных форм и методов профилактики девиаций;
- между потребностью общества в профилактике девиантного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях и недостаточной подготовленностью специалистов (социальных педагогов, психологов, учителей) к взаимодействию с семьями, имеющими таких подростков.
Данные противоречия указывают на актуальность и приоритетность проведения профилактических мероприятий по снижению девиантных тенденций, и позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков? Цель исследования - разработать и в опытно экспериментальной работе апробировать педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков.
Объект исследования - процесс профилактики девиантного поведения подростков.
Предмет исследования - педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования. Процесс профилактики девиантного поведения подростков будет успешным если:
- опираться на сущностно - содержательную характеристику девиантного поведения;
- выявить характерные особенности и причины девиантного поведения подростков;
- выявить эффективные формы и методы профилактики девиантного поведения подростков;
- реализовать соответствующие педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков:
1) своевременная диагностика по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению;
2) разработка и апробация профилактической программы по профилактике девиантного поведения;
3) совместная деятельность образовательных учреждений и института семьи по предотвращению девиантного поведения подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить сущностно - содержательную характеристику понятия «девиантное поведения».
2. Выявить характерные особенности и причины проявления девиантного поведения подростков.
3. Разработать педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков и апробировать их в опытно - экспериментальной работе.
Теоретико-методологической основой исследования являются личностно-ориентированные, аксиологические, культурологические подходы к организации педагогического процесса М.А. Галагузовой, Е.В. Змановской,Ю.А. Клейберга, Л.М. Шипициной,и др.; совокупность идей о влиянии отношений в семье на развитие личностиребенка концепции А.Адлера, С.А Бадмаева, С.И. Беличевой, А.Е. Личко, О.Н. Мазиной, A.C. Макаренко, В.П. Соломина, и др.; теоретические подходы в понимании категории «девиантное поведение» таких авторов как, С.А. Беличева, В.В. Бойко, К.Е. Игошев, Е.А Кошкиной, В.Ф. Матвеева, Б.М. Левина, А.Е Личко, Ю.А. Клейберга, Н. Кудрявцева, В.Е. Пелипас, Т.Ю. Райфшнайдер, Э.Г. Эйдемиллер.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация моделирование),
- эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ): с помощью t - критерия Стьюдента для независимых выборок (n-2).
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №40» Приволжского района, г. Казань, Республика Татарстан. Всего в исследовании приняло участие 60 учащихся, 42 родителя.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
На первом этапе - (с 2015 по 2016 г.г.) проводился анализ теоретико-методологических походов к проблеме, определилось понятие девиантное поведение в подростковом возрасте, определены педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков. Все это помогло нам выявить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором - опытно-экспериментальном (с 2016 по 2017 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировалась педагогические условия профилактики девиантного поведения у подростков; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2017 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
Обоснованы и апробированы педагогические условия, способствующие профилактике девиантного поведения подростков:
1) своевременная диагностика по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению;
2) разработка и апробация профилактической программы по профилактике девиантного поведения;
3) совместная деятельность образовательных учреждений и института семьи по предотвращению девиантного поведения подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий по профилактике девиантного поведения подростков, выводы могут помочь в более глубоком понимании специфики девиантного поведения подростков, роли семьи и школы в предупреждение девиаций деструктивной направленности. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции подготовки педагогов - психологов и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации активного подхода в области девианталогии.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке организационно - педагогических условий, которые позволят осуществлять профилактику девиантного поведения. Разработана и апробирована программа «Мир добра», позволяющая сформировать отрицательное восприятие отклоняющегося поведения среди сверстников. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки педагогов - психологов.
Результаты исследования могут быть использованы учителями, студентами, педагогами для проведения диагностики девиантного поведения, а так же, при проведении профилактических мероприятий с подростками имеющими отклонения в поведении.
Положения выносимые на защиту:
1. Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Девиантное поведение в подростковом возрасте характеризуется меньшей осознанностью, преобладанием аморальных действий и поступков над противоправными.
2. Педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков:
1) своевременная диагностика по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению;
2) разработка и апробация профилактической программы по
профилактике девиантного поведения;
3) совместная деятельность образовательных учреждений и института семьи по предотвращению девиантного поведения подростков.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием активных методов обучения, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов этапов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня девиантного поведения подростков; подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости р>0,05 и р=0,01.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2015 по 2017 г.г. в ходе участия магистранта в итоговых научно практических конференциях в ИПиО Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно-экспериментальной работы с подростками в школе гимназии № 40, г. Казани, РТ, и посредством публикаций научной статьи:
Р.Р. Сафин, Н.Ю. Костюнина Профилактика девиантного поведения подростков. Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. науч. тр. преподавателей, молодых ученных и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака / под ред. Р.А. Валеевой. - Казань: «Отчество», 2016. - С. 152 - 156.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В последнее время из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. В том числе большое влияние оказывают такие проблемы как слабый социальный иммунитет и низкий уровень нравственного воспитания. Подросток плохо усваивает основные правила и нормы, установленные обществом, тем самым, будучи уже взрослым плохие привычки и отклоняющееся поведение станет для него нормальным.
Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ. Научные исследования по данному вопросу показываю, что после употребления психоактивных веществ в буквальном смысле наблюдается разрушающие воздействия на психическое состояние подростка, это приводит к все более широкому распространению отступления от общечеловеческих норм нравственности.
В современном мире, подростки подвергаются более сильному влиянию негативного поведения окружающего их общества, об этом свидетельствуют следующие факты. По данным статистики в России подростки, состоящие на учете в лечебно - профилактических организациях, с диагнозом «алкоголизм и алкогольные психозы» в 2012 году составили 919 тыс. человек, на 2013 год - 733 тыс. человек, на 2014 год - 577 тыс. человек. Количество подростков, состоящих на учете, в 2012 году - 58,3 тыс. человек, в 2013 году - 53 тыс., в 2014 году - 45,2 тыс. человек. Учитывая динамику снижения алкоголизации, показатели все еще имеют высокий уровень.
Подростковая наркомания так же имеет высокий уровень показателей. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 году впервые были зарегистрированы 333 тыс. подростков с наркотической зависимостью, в возрасте 15 - 17 лет, в 2013 году - 208 тыс. подростков, а в 2014 - 143 тыс. человек. Статистика, состоящих на профилактическом учете из-за употребления наркотических веществ на 2012 год составила 4609 человек, на 2013 год - 4042 тыс. человек, 2014 год - 4078 тыс. человек. Отслеживается ориентация не уменьшающегося показателя подростковой наркомании.
Подростковая преступность за последние пять лет, значительно возрастает. За 2012 год число преступлений совершенных несовершеннолетними или при их участии составили 78,5 тыс. человек, за 2013 год - 71,9 тыс. человек, за 2014 год - 64,3 тыс. человек. Для всех вышеперечисленных факторов требуется использование разносторонних профилактических мер направленных на их уменьшение.
Социальные и педагогические факторы возникновения отклоняющегося поведения среди подростков затрагивают сферы семейного, школьного и общественного воспитания. Семья, являясь главной частью процесса формирования личности ребенка, играет важную роль. Алкоголизм, наряду с насилием родителей по отношению к ребенку, безразличное отношение к его будущему приводит к дисбалансу внутрисемейных отношений, и как следствие направляет его на путь девиантного поведения. Все это негативно влияет на дальнейшее формирование личности, не соответствие нормам установленным обществом, будет обусловлено отсутствием навыков определения своей социальной роли, неумение подростка адаптироваться. Вот почему важно следить за процессом воспитания ребенка с самого его рождения.
Следует отметить, что общение со сверстниками, которые уже имеют отклонение в поведении, так же негативно сказывается на поведении подростка. Нередко для того чтобы заработать расположение такой группы, подростку необходимо выполнить условия, подталкивающие его на какое либо аморальное действие, или даже правонарушение. Развитие подростка в таком окружении может вызвать психологический дискомфорт.
Структура образования в России строиться с целью подготовки старшеклассников к решению задач, которые в дальнейшем обеспечат им комфортное пребывание в обществе. Однако, отсутствие
квалифицированных педагогов и программ, направленных на своевременное предупреждение и коррекцию отклоняющегося поведения; слабая система дополнительного образования приводит к низкому уровню адаптации в школьной среде и нежеланию саморазвития личности подростка. Одна из основных задач педагога - психолога определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, и разработка основных эффективных профилактических форм и методов, направленных на уменьшение рисков девиантного поведения.
Таким образом, актуальность профилактики девиантного поведения старшеклассников через обоснование педагогических условий обуславливает процесс культурного, правового, нравственного развития и социально- одобряемого поведения подростка.
Мы думаем, что разработанные педагогические условия снизят уровень девиантного поведения и в перспективе могут привести к эффективным результатам.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Проблема девиантного поведения по праву занимает высокую значимость, как в науке, так и в обществе, это подтверждает большое количество теоретических и прикладных исследований данной проблемы. После изучения литературы по данному вопросу стало ясно, что теоретическая часть по изучению прогнозирования и преодоления девиантного поведения имеет значительные достижения.
Факторы отклоняющегося поведения были выявлены и изучены М.А. Галагузовой [16],Е.В. Змановской [31],Ю.А. Клейбергом [34], Л.М. Шипициной [92, 93], др. в трудах ученных выделены основные причины и последствия девиантного поведения у подростков, такие как: заболевания, влияющие на состояние здоровья, конфликты в межличностных отношениях, недочеты со стороны преподавателей, ошибки семейного воспитания, неравенство социальных групп, психотравмирующие ситуации.
Проблемам, связанным с девиантным поведением, посвящено большое количество научных трудов. Работы И.Г Батку [6], В.В. Бойко [9], К.Е. Игошева [32], Е.А Кошкиной [44], В.Ф. Матвеева [56], А.Е. Тарас [83] и др., содержат педагогические и социальные аспекты профилактики девиантного поведения подростков. В исследованиях данных авторов выявлено, что главными факторами возникновения у подростков потребности в девиациях являются возрастные особенности, неблагоприятное социальное окружение, отклонение в функционировании высшей нервной деятельности.
В работах Б.М. Левина [49], А.Е Личко [50], В.Е. Пелипаса [67], Т.Ю. Райфшнайдера [75], Э.Г. Эйдемиллера [96], подробно рассмотрены психологические предпосылки возникновения девиантного поведения подростков. Профилактике девиантного поведения подростков посвящены работы М.И. Буянова [11], Н.И. Забродина [29], А.В. Микляева [59], И.А. Невского [60], и др. А.Адлер [1, 68], В.С. Афанасьева [4], С.А Бадмаев [5], Я.И. Гилинский [4, 19, 20], С.И. Беличева [8], О.Н. Мазина [54], A.C. Макаренко [55], В.П. Соломина [28, 69, 70] изучали общие проблемы профилактики девиантного поведения школьников. Ч. Ломброзо [51], интерпретировал преступность как социальное явление, Ц.П. Короленко [40], Т. Парсонс [64] сформулировали идею о том, что социальные противоречия любого общества составляют сущность девиантного поведения.
Вопросами воспитания и перевоспитания подростков с девиантным поведением посвящены работы А.А. Алтуфьевой [2], Н. Акерман [3], Т.Г. Глуховой [21], Е.Д. Дядкова [23], В.Н. Кудрявцева [48], Л.Б. Шнейдер [94], др.
В теории социальной аномии Э. Дюркгейм [26] дает определение девиантному поведению, под которым понимает девиацию как следствие общественной дезорганизации. Исследования И.С. Кона [35] трактуют отклоняющее поведение в качестве дисбаланса между желанием нового поколения достичь своих целей и возможностью реализации этого достижения.
Я.И. Гилинский [19], анализируя причины и факторы девиантного поведения, пришел к выводу, что причиной такого поведения является отличие социальных слоев, высокого уровня различий, которые не дают возможность удовлетворить свои потребности.
Однако, несмотря на широкий круг исследования проблемы девиантного поведения подростков, вопросы профилактики не нашли достаточного изучения.
В связи с этим существует ряд противоречий между:
- наблюдающимся ростом проявлений девиантного поведения подростков и недостаточным применением на практике эффективных форм и методов профилактики девиаций;
- между потребностью общества в профилактике девиантного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях и недостаточной подготовленностью специалистов (социальных педагогов, психологов, учителей) к взаимодействию с семьями, имеющими таких подростков.
Данные противоречия указывают на актуальность и приоритетность проведения профилактических мероприятий по снижению девиантных тенденций, и позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков? Цель исследования - разработать и в опытно экспериментальной работе апробировать педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков.
Объект исследования - процесс профилактики девиантного поведения подростков.
Предмет исследования - педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования. Процесс профилактики девиантного поведения подростков будет успешным если:
- опираться на сущностно - содержательную характеристику девиантного поведения;
- выявить характерные особенности и причины девиантного поведения подростков;
- выявить эффективные формы и методы профилактики девиантного поведения подростков;
- реализовать соответствующие педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков:
1) своевременная диагностика по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению;
2) разработка и апробация профилактической программы по профилактике девиантного поведения;
3) совместная деятельность образовательных учреждений и института семьи по предотвращению девиантного поведения подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить сущностно - содержательную характеристику понятия «девиантное поведения».
2. Выявить характерные особенности и причины проявления девиантного поведения подростков.
3. Разработать педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков и апробировать их в опытно - экспериментальной работе.
Теоретико-методологической основой исследования являются личностно-ориентированные, аксиологические, культурологические подходы к организации педагогического процесса М.А. Галагузовой, Е.В. Змановской,Ю.А. Клейберга, Л.М. Шипициной,и др.; совокупность идей о влиянии отношений в семье на развитие личностиребенка концепции А.Адлера, С.А Бадмаева, С.И. Беличевой, А.Е. Личко, О.Н. Мазиной, A.C. Макаренко, В.П. Соломина, и др.; теоретические подходы в понимании категории «девиантное поведение» таких авторов как, С.А. Беличева, В.В. Бойко, К.Е. Игошев, Е.А Кошкиной, В.Ф. Матвеева, Б.М. Левина, А.Е Личко, Ю.А. Клейберга, Н. Кудрявцева, В.Е. Пелипас, Т.Ю. Райфшнайдер, Э.Г. Эйдемиллер.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация моделирование),
- эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ): с помощью t - критерия Стьюдента для независимых выборок (n-2).
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №40» Приволжского района, г. Казань, Республика Татарстан. Всего в исследовании приняло участие 60 учащихся, 42 родителя.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
На первом этапе - (с 2015 по 2016 г.г.) проводился анализ теоретико-методологических походов к проблеме, определилось понятие девиантное поведение в подростковом возрасте, определены педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков. Все это помогло нам выявить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором - опытно-экспериментальном (с 2016 по 2017 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировалась педагогические условия профилактики девиантного поведения у подростков; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2017 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
Обоснованы и апробированы педагогические условия, способствующие профилактике девиантного поведения подростков:
1) своевременная диагностика по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению;
2) разработка и апробация профилактической программы по профилактике девиантного поведения;
3) совместная деятельность образовательных учреждений и института семьи по предотвращению девиантного поведения подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий по профилактике девиантного поведения подростков, выводы могут помочь в более глубоком понимании специфики девиантного поведения подростков, роли семьи и школы в предупреждение девиаций деструктивной направленности. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции подготовки педагогов - психологов и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации активного подхода в области девианталогии.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке организационно - педагогических условий, которые позволят осуществлять профилактику девиантного поведения. Разработана и апробирована программа «Мир добра», позволяющая сформировать отрицательное восприятие отклоняющегося поведения среди сверстников. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки педагогов - психологов.
Результаты исследования могут быть использованы учителями, студентами, педагогами для проведения диагностики девиантного поведения, а так же, при проведении профилактических мероприятий с подростками имеющими отклонения в поведении.
Положения выносимые на защиту:
1. Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Девиантное поведение в подростковом возрасте характеризуется меньшей осознанностью, преобладанием аморальных действий и поступков над противоправными.
2. Педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков:
1) своевременная диагностика по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению;
2) разработка и апробация профилактической программы по
профилактике девиантного поведения;
3) совместная деятельность образовательных учреждений и института семьи по предотвращению девиантного поведения подростков.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием активных методов обучения, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов этапов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня девиантного поведения подростков; подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости р>0,05 и р=0,01.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2015 по 2017 г.г. в ходе участия магистранта в итоговых научно практических конференциях в ИПиО Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно-экспериментальной работы с подростками в школе гимназии № 40, г. Казани, РТ, и посредством публикаций научной статьи:
Р.Р. Сафин, Н.Ю. Костюнина Профилактика девиантного поведения подростков. Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. науч. тр. преподавателей, молодых ученных и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака / под ред. Р.А. Валеевой. - Казань: «Отчество», 2016. - С. 152 - 156.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика девиантного поведения подростков «группы риска»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Первичная профилактика девиантного поведения подростков
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Социальная работа по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте: основные проблемы и пути решения (Волгоградский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024



