Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №53197

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
340
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основы исследования социальной ответственности бизнеса 6
1.1 Социальная ответственность бизнеса: сущность и основные критерии 6
1.2 Корпоративная социальная ответственность бизнеса за рубежом 9
1.3 Институциональное регулирование социальной деятельности
бизнеса в регионах России 20
ГЛАВА 2. Практические аспекты анализа корпоративной социальной ответственности бизнеса в регионах Российской Федерации 30
2.1 Методика оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса в регионах РФ 30
2.2 Сравнительный анализ КСО крупных предприятий в регионах РФ
(Республика Татарстан - ПАО «Татнефть», Республик Башкортостан - ПАО «Башнефть», Республика Саха - ПАО «Алроса», Ямало-Ненецкий автономный округ - ПАО «НОВАТЭК», Пермский край - ПАО «Уралкалий») 40
2.3 Меры по совершенствованию использования результатов оценки
корпоративной социальной ответственности 47
ГЛАВА 3. Развитие корпоративной социальной ответственности бизнеса в регионах России 59
3.1 Проблемы развития корпоративной социальной ответственности в регионах РФ 59
3.2 Рекомендации по развитию социальной ответственности бизнеса в регионах РФ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Преобразования, происходившие с 90-гг прошлого века в нашем государстве, повысили внимание общества к феномену бизнеса как к источнику развития экономической и социальной сферы жизни общества. В последние годы он превратился в независимый субъект не только экономической и социальной, но и политической жизни страны, что привело к появлению такой важной политической проблемы как социальная ответственность бизнеса перед государством и обществом.
Проблемы социальной ответственности в рамках взаимодействия бизнеса, государства и общества выдвинулись в нынешнее время на одно из главных мест в политических процессах в современной России. Появилась насущная потребность использования единых принципов социальной ответственности бизнеса перед всем обществом, понимания значимости социальной политики предприятия как необходимого условия его «принятия» всеми группами населения.
Российские компании, с одной стороны, пытаются разработать конкретные подходы к социальной ответственности, к внедрению международных принципов прозрачности, к повышению экологической безопасности, к поддержанию трудовых отношений и социально-экономической поддержки общества. С другой стороны, они вынуждены строить свою политику в условиях кризисного состояния социальной сферы российских регионов. В данной ситуации решением может стать разработка таких подходов и моделей социальной ответственности бизнеса, которые основывались на общепринятых международных принципах, но учитывали бы нынешние российские условия. Реализация социально ответственной политики бизнеса активно влияла бы на повышение уровня и качества жизни населения, изменение отношения потребителя к социально ответственным предприятиям, а также повышение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках за счет использования единых этических норм и стандартов ведения бизнеса.
В настоящее время идея социальной ответственности интересна как российским исследователям, так и зарубежным. Данной теме посвящено большое количество научных трудов, публикаций и статей, хотя для России это сравнительно новое явление. Ведущую роль в разработке данной концепции сыграли работы известных экономистов М. Фридмана, А. Берли и Г. Минза, Г. Боуэна, А. Кэролла, К. Уолтона, Дж. МакГира и других. В России в связи с поздним началом популяризации данного явления количество работ с каждым годом увеличивается, но остаются недоработанные вопросы, связанные с российской спецификой. Можно выделить таких исследователей, как Ю. Е. Благов, Г.Л. Тульчинский, О. А. Канаева, И. Ю. Беляева. Современное состояние теории и практики социальной ответственности компаний позволяет рассматривать концепцию КСО как отражение большого массива исследований в области экономики, менеджмента, социологии и деловой этики.
Несмотря на существующие знания в области КСО зарубежом, есть особенности данного явления в России. Отсутствует единый подход к пониманию и отражению сущности концепции. Практически отсутствуют работы, которые посвящены изучению внешних аспектов КСО. Актуальность данной проблемы и ее неполная проработанность определили выбор данной темы, а также цель и основные задачи исследования.
Объект исследования - взаимодействие государства и бизнеса в регионах России (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Саха, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край).
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе развития социальной ответственности бизнеса в регионах современной России (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Саха, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край).
Цель исследования - исследование социальной ответственности бизнеса в регионах современной России для разработки рекомендаций по ее развитию.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «социальная ответственность бизнеса»;
- рассмотреть историю развития социальной ответственности бизнеса в России;
- изучить зарубежной опыт корпоративной социальной ответственности;
- исследовать правила и нормы, регулирующие социальную деятельность бизнеса в России;
- разработать методику оценки корпоративной социальной
ответственности бизнеса в регионах РФ;
- провести сравнительный анализ крупных предприятий в регионах РФ;
- дать рекомендации по развитию социальной ответственности бизнеса в регионах РФ.
Информационной базой исследования являются труды таких авторов как Т. Китчин,О. Закирова, Б. Буралкиева, А.О. Курапова, Е.М. Кравцова, В.Ю. Матвеева, Н.В. Кузнецова, С. С. Курьянова, и др., проанализирована нормативно - правовая база, касающаяся регулирования КСО, также в исследование была использована социальная отчетность за 2015 год следующих компаний: ПАО «Татнефть», ПАО «Башнефть», ПАО «Алроса, ПАО «НОВАТЭК», Пермский край - ПАО «Уралкалий»).
В работе использовались следующие методы научного исследования: теоретический анализ, изучение материалов научных и периодических изданий по проблеме, исследование нормативно-правовой базы, документальный анализ, аналитический и сравнительный методы.
Структура работы включает в себя введение, 3 главы с параграфами, заключение и библиографический список.
В первой главе раскрывается понятие, сущность корпоративной социальной ответственности, рассматривается зарубежный опыт КСО и анализируется нормативно - правовая база, регулирующая социальную деятельность бизнеса в России.
Во второй главе разрабатывается методика оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса в регионах РФ и проводится сравнительный анализ КСО крупных предприятий в регионах РФ (Республика Татарстан, Республик Башкортостан, Республика Саха, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край).
В третьей главе рассматриваются основные проблемы развития КСО в регионах России и приводятся рекомендации по развитию социальной ответственности бизнеса в регионах РФ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие социальной ответственности бизнеса в России близко к общемировой тенденции постепенной интеграции концепции в корпоративную стратегию, перехода к идеологии социальных инвестиций, отвечающих долгосрочным интересам и общества, и бизнеса. Несмотря на существующие проблемы и учитывая недолгую историю российских компаний в проектах СОБ, текущее состояние СОБ в России можно оценить положительно.
В ходе работы были рассмотрены внешние аспекты КСО в контексте развития российских компаний. Была проанализирована эволюция развития КСО и рассмотрено само понятие с помощью основных составляющих - благотворительности, спонсорства, социальных инвестиций и устойчивого развития. Кроме того, были раскрыты преимущества от реализации внешней КСО, влияющие на развитие компаний. Среди них можно выделить прямые и непрямые внешние выгоды. К прямым непосредственно относятся улучшение репутации и отношений с стейкхолдерами и повышение публичности компании. Непрямые выгоды сильнее привязаны к развитию компании. Реализуя КСО, компания может получить доступ к дополнительным рынкам и капиталу, сократить нефинансовые риски.
С идеологической точки зрения, вопрос "выгодна ли социальная ответственность?" не корректен в принципе: внедряя такие программы, компания теоретически вообще не должна думать о прибыли. Социальная ответственность происходит от убеждений и ценностей, а не из соображений выгоды.
По большому счету, с макроэкономической точки зрения, России вряд ли актуально делать акцент на социальной ответственности, поскольку это будет, прежде всего, увеличивать общественные издержки, а, следовательно, делать экономику менее конкурентоспособной. Однако, если выбирать между обязательным регулированием и добровольными программами, последние, разумеется, являются куда более предпочтительными.
Средние и малые предприятия, скорее всего, какое-то время смогут избежать общественного давления по внедрению программ социальной ответственности, однако в долгосрочной перспективе на это рассчитывать не стоит. При этом не исключено, что многие СМП уже сейчас несут весьма существенную нагрузку - в такой ситуации наилучшей стратегией будет всячески привлекать к этому общественное внимание.
Для полного раскрытия темы была составлена методика оценки корпоративной социальной ответственности, которая заключалась в сравнение и анализе нефинансовой отчетности по критериям, отражающим наиболее значимые аспекты социально ответственной деятельности компаний.
На основе данной методики был произведен сравнительный анализ КСО крупных предприятий в регионах РФ (Республика Татарстан - ПАО «Татнефть», Республик Башкортостан - ПАО «Башнефть», Республика Саха - ПАО «Алроса», Ямало-Ненецкий автономный округ - ПАО «НОВАТЭК», Пермский край - ПАО «Уралкалий»), который показал, что ведущие региональные компании в своей деятельности руководствуются международными стандартами в области корпоративной социальной ответственности, придерживаются политики социальной ответственности перед своими сотрудниками и перед обществом, осуществляют ряд социальных и благотворительных проектов, а также вносят значительный вклад в развитие и процветание страны и местных сообществ, в улучшение качества и условий жизни ее граждан.
Итогом работы послужили разработанные рекомендации для дальнейшего развития социальной ответственности в России. Полученные выводы значимы для деятельности компаний при принятии решений по подготовке программ, направленных на дальнейшее развитие социальной ответственности бизнеса в регионах РФ.



1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2015.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: АСТ, 2014.
3. Предложения Комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО к проекту методических рекомендаций по разработке региональных концепций (программ) содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества. 2009. - 5 с.
4. Аверин А.Н. Социальное партнерство в сфере труда: учебное пособие / А.Н. Аверин ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Москва: РАГС, 2011. - 117 с.
5. Авилова М. Г. Корпоративная социальная ответственность в России:
тенденции, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 34. - С. 1-5. - URL:http://e-
koncept.ru/2016/56712.htm.(дата обращения 29.04.2017)
6. Бессонова И. С., Николаева И. В. Правовое регулирование
корпоративной социальной ответственности: заграничный и
Российский опыт [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 20.
7. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. 2-е изд. Благов Ю.Е. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2011
8. Борисенко Е.Н. Социальная ответственность малого
предпринимательства. - М.: КЛИСТАР, 2007. - 93 с.
9. Буралкиева Б. Быть соответственным с экономической
в фокусе бренд / Т. Китчин. // Менеджмент сегодня. — 2003. — № 5. — С. 24.
10. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008.- 82 с.
11. Горфинкель В.Я., Родионова Н.В. Корпоративная сциальная
ответственность: Учебник практикум для бакалавров. - М.:
Издательство «Юрайт», 2014. - 570
12. Жойдик А.П. Развитие методов оценки корпоративной социальной ответственности российских компаний: дис. ... кан/экон. наук: 08.00.05 / Жойдик Алексей Петрович. - М., 2015. - С. 170.
13.Зинченко Г.П. Социальное партнерство: учебник / Г.П. Зинченко, И.И. Рогов. - М.: Академцентр, 2011. - 223 с.
14. Ивченко С.В. Город и бизнес: формирование социальной
ответственности российских компаний. - М.: Фонд «Институт
экономики города», 2008. - С.49
15. Китчин Т. Корпоративная социальная ответственность:
16. Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность: Учебник для бакалавров. - М.: Издательство «Юрайт», 2014. - 445 с.
17. Курапова А.О. ТЕОРИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ. СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИЯ КСО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Научное сообщество студентов XXI столетия.
18. Курьянова, С. С. Регулирование корпоративной социальной
ответственности на федеральном и региональном уровнях. — 3 с.
19. Литовченко С.Е., Корсакова М.И. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. - М.: Ассоциация менеджеров России, 2007. - 112 с.
20. Никитина Л.М., Борзаков Д.В. Корпоративная социальная
ответственность: Учебник для бакалавров. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 443 с.
ответственности / Н.В. Кузнецова, Е.В. Маслова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2013. - № 4 (24). - С. 22-36.
ответственности бизнеса в мировой экономике // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — 6(1). — с. 81-98.
21. Симхович В.А. Корпоративная социальная ответственность.
Философско-управленческие аспекты современного бизнеса - Минск: Дикта, 2011. - 200 с.
22. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность:
технологии и оценка эффективности. Учебник практикум для
академического бакалавриата. - М.: Издательство «Юрайт», 2014. - 338 с.
23. AA 1000 // PA «CSR Business Network». 2012. [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.csr.kg/resource/standarts/2012/10/21/aa-1000 (дата
обращения: 16.04.2017).
24. Благотворительность [Электронный ресурс] URL: http://xn--
80abedlrikfugb0aze1mpa.xn--p1ai/blagotvoritelnost-207
25. Внутренняя социальная политика компаний: принципы, приоритеты,
практики, правила [Электронный ресурс] URL:
http://www.socpol.ru/publications/csr/ch5.pdf
26. Истоки современных подходов к КСО [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.ru/2 11674 istoki-sovremennih-podhodov-k-kso.html
27. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://rusblago.ru/all-articles/koncepciya-sodejstviya-razvitiyu-blagotvoritelnoj-deyatelnosti-i-dobrovolchestva-v-rossijskoj-federacii/
28. Корпоративная ответственность перед обществом // Рекомендации
Ассоциации менеджеров «Корпоративный социальный отчет». [Электронный ресурс]. - URL: (http://shop.amr.ru/upload/iblock/19c/KSO dop.pdf)(дата обращения 16.04.2017)
29. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс] URL:http://libraryno.ru/2013 usanov korp/
30. Особенности становления российской модели КСО [Электронный ресурс] URL:http://lektsii.com/12-28265.html
31. Оценка корпоративной социальной ответственности бизнеса // Вестник науки Сибири. 2015. № 3 (18). [Электронный ресурс]. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-biznesa
32. Пять шагов на пути к социальной устойчивости компаний.
Рекомендации по оценке деятельности и подготовке нефинансовых отчетов. РСПП, Москва. - 2005г. [Электронный ресурс]. - URL:
(http://www.rspp.ru/Attachment.aspx?Id=3080) (дата обращения
16.04.2017)
33. Социальная защита работников [Электронный ресурс] URL:
http: //www.taifnk.ru/about/collective/
34. Социальная ответственность бизнеса [Электронный ресурс] URL: http://prgrf.com/sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa/
35. Социальная ответственность компаний - опыт Запада и России [Электронный ресурс] URL:http: //www. maecenas .ru/doc/2004 3 5. html
36. Социальная ответственность по-немецки [Электронный ресурс] URL: http://mamanarabote.ru/2010/09/04/2010-10-19-18-14-06/
37. Стандарт верификации отчетов АА 1000. URL: http://www.
accountability.org.uk/resources(дата обращения: 16.04.2017).
38. Сущность социальной ответственности и их роль в деятельности акционерных обществ. [Электронный ресурс]. - URL:https://soc- otvet.ru/nefinansovaya-otchetnost/Дата обращения (12.04.2017)
39.Что такое интегрированная отчетность [Электронный ресурс]. - URL: http://www.buhgalteria.ru/article/n52953(дата обращения 22.04.2017)
40.Что такое СОБ? Что такое социальная ответственность бизнеса (ее иногда называют корпоративная ответственность бизнеса) (СОБ)? [Электронный ресурс] URL: http://csrjoumal.com/839-chto-takoe-sob-
chto-takoe-socialnaj a.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ