Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы продуктивного и
репродуктивного компонентов мышления в рамках саморазвития и
профессионального самосовершенствования 6
1.1 Понятие продуктивного и репродуктивного компонентов мышления в
психологии, и их особенности 6
1.2 Детерминанты саморазвития и профессионального
самосовершенствования личности в психологии 12
1.2.1 Психологическая сущность Я-концепции в отечественных и
зарубежных источниках 15
1.2.2 Представления о способностях в отечественной и зарубежной
психологии 19
1.2.3 Психологическое представление о воле в отечественных и
зарубежных источниках 23
1.2.4 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии 28
1.2.5 Сущность эмоций в психологии в отечественной и зарубежной психологии 33
Выводы к первой главе , и их обсуждение 39
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики соотношения продуктивного и репродуктивного компонентов мышления в самоанализе личности аспиранта 43
2.1. Организация исследования и описание использованных методик 43
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 44
2.2.1 Описание групп по признаку однородности 44
2.2.2 Описание групп с помощью метода статистического сравнения
показателей по t-критерию Стьюдента 49
2.2.3 Описание групп с помощью метода линейные корреляции 60
2.2.4 Описание динамики соотношения продуктивного и репродуктивного
компонентов мышления в самоанализе личности аспиранта 80
Выводы ко второй главе, и их обсуждение 83
Заключение 86
Список литературы 88
Приложения 93
Как известно, соотношение продуктивности и репродуктивности как взаимодействия между прошлым опытом и актуальным актом мышления является одной из важных психологических проблем, рассматриваемых в психологии саморазвития и развития. Важность анализа проблем соотношения продуктивного и репродуктивного компонентов мышления в процессах обучения в аспирантуре заключается в том, что в этот период главной задачей аспиранта становится занятие научно-исследовательской деятельностью, самостоятельное решение актуальных научных задач, которые напрямую зависят от уровня саморазвития и профессионального самосовершенствования. Актуальность нашего исследования заключается в том, что силу таких условий как ужесточение из года в год требований к кандидатским диссертациям, системы «Антиплагиат» для проверки наличия заимствований из сети Интернет, возрастание конкурентоспособности на рынке труда приводят к тому, что уровни саморазвития, профессионального самосовершенствования претерпевают изменения. Меняется ли соотношение продуктивного и репродуктивного компонентов как одной из характеристик мышления в самоанализе личности аспиранта во времени - в этом состоит проблема исследования.
Как известно, что в разное время вопросами мышления интересовались многие психологи-исследователи. Например, в ассоцианистской школе (А. Бен, Д. Гартли) мышление рассматривалось как репродуктивный процесс, в результате которого происходит лишь перекомбинация исходных элементов и ничего нового не возникает. В последующем такого же мнения стали придерживаться и бихевиористы (А. Вейс, Б. Скиннер). Представители гештальтпсихологии (М. Вертгаймер, В. Келлер, К. Кофка и др.) высказывали иной взгляд на проблему мышления и обозначали мышление как чисто продуктивный процесс.
Отечественные психологи рассматривали продуктивность как особую и специфическую характеристику мышления и противопоставляли ее с репродуктивным компонентом. Некоторые исследователи приравнивали продуктивную характеристику мышления с творческой, такие взгляды отражались в трудах Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожеца, Н. А. Менчинской и других.
Но несмотря на то, что существует достаточное количество научного материала по тематике продуктивности-репродуктивности мышления приходится признать, что конкретного фактического материала, касающегося исследованию соотношения продуктивного и репродуктивного компонентов мышления именно обучающихся в аспирантуре не обнаружено. И затрагивая вопрос о целесообразности нашей работы можно сказать, что данное исследование, на наш взгляд, необходимо провести.
Цель исследования: выявить динамику соотношения продуктивных и репродуктивного компонентов мышления в самоанализе личности аспирантов во времени путем исследования саморазвития и профессионального самосовершенствования испытуемых.
Объект исследования - личность аспирантов гуманитарных направлений.
Предмет исследования - динамика соотношения продуктивных и репродуктивного компонентов мышления в самоанализе личности аспирантов.
Задачи:
1. Аналитический обзор литературы о компонентах мышления и детерминантах к саморазвитию личности.
2. Выявление динамики соотношения продуктивного и
репродуктивного компонентов мышления в период от 2013 - 2017 гг. у аспирантов гуманитарных направлений.
3. Определение перспективы для дальнейшей работы.
Гипотеза: из года в год продуктивные компоненты интеллектуально-личностных особенностей личности аспирантов усиливаются.
Методы исследования: короткие статистики и линейные корреляции,
метод изучение литературы, опрос.
Методики исследования:
1. «Интервью с самим собой» Л.М. Попова.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в нем представлен анализ проблем соотношения репродуктивного и продуктивного компонентов мышления личности, выявлены детерминанты саморазвития и профессионального самосовершенствования, которые являются характеристиками продуктивных компонентов интеллектуально-личностных особенностей личности.
Практическая ценность изучения данной проблемы заключается в том, что, во-первых, используемый нами метод «Интервью с самим собой» является методом оценки творческого начала личности, где продуктивная составляющая развивается за счет активации способности создавать нечто оригинальное с использованием новых способов действий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Целью нашего исследования было выявление динамики соотношения продуктивных и репродуктивного компонентов мышления в самоанализе личности аспирантов во времени путем исследования саморазвития и профессионального самосовершенствования испытуемых. В процессе исследования данной проблемы как одной из характеристик мышления в самоанализе личности аспиранта был проведен аналитический обзор литературы о компонентах мышления (продуктивный и репродуктивный) и детерминантах к саморазвитию профессиональному самосовершенствованию личности. Выяснилось, что мышление как процесс опосредованного и обобщенного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности и репродуктивности. Условие возникновения продуктивности мышления — наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей высокую активность решающего проблему субъекта.
Выявлено, что исследование соотношения продуктивного и репродуктивного компонентов мышления может быть рассмотрено через исследование саморазвития и профессионального самосовершенствования личности в процессе обучения в аспирантуре в аспекте интеллектуально - деятельностного развития человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) как прохождение четырех «зон ближайшего развития» (Л.С. Выготский, Л.М. Попов). В свою очередь такие компоненты личности как «Я сам» (Я-концепция), «хочу» (мотивация), «могу» (способности), «должен» (воля), «переживаю» (эмоции) (С.Л. Рубинштейн, Л.М. Попов) являются детерминантами саморазвития и профессионального самосовершенствования личности.
В результате исследования наша гипотеза полностью подтвердилась, была доказано, что из года в год продуктивные компоненты интеллектуально-личностных особенностей личности аспирантов усиливаются.
На основании проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:
1. В результате теоретического исследования мы пришли к мнению, что мышление как процесс опосредованного и обобщенного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности и репродуктивности, основанием для деления которого является степень новизны для субъекта полученных в процессе решения знаний. Кроме этого, были выявлены основные детерминанты саморазвития и профессионального самосовершенствования по профессионально-личностному, мотивационно-волевому, эмоциональному параметрам личности - Я-концепция, мотивация, способности, воля, эмоции (С.Л. Рубинштейн, Л.М. Попов).
2. Доказано, что в период с 2013 по 2017 гг. соотношение продуктивного и репродуктивного компонентов мышления аспирантов видоизменяется, существует динамика развития продуктивного компонента мышления. У аспирантов 2017 года обучения в отличии от 2013 года обучения прослеживается тенденция к созданию нового продукта деятельности с решением задач нестандартными способами, существует стремление к созданию оригинального, принципиально нового с использованием новаций в способах действий.
3. Перспективы для дальнейшей работы могут быть представлены в виде более детального рассмотрения детерминант саморазвития с применением ряда методик для выявления вышеуказанных параметров, а также с последующим повторным проведением исследования для выявления соотношения продуктивного и репродуктивного компонентов мышления у аспирантов, защитивших кандидатскую диссертацию.
1. Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13 - 26.
2. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. - СПб, 1993.
3. Ананьев Б. Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера //
Доклады на совещании по вопросам психологии личности. — М., 1956. С.96.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.
5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.
6. Ах Н. Об активности воли и о мышлении. - Гёттинген, 1905.
7. Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии. - Пг., 1922.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1989.
9. Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека. //Мир психологии. Научно- методический журнал. -М.- Воронеж., 2002. №2
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1969.
11. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979.
12. Веккер Л. М. К постановке проблемы воли // Вопросы психологии. - 1957. - № 2.
13. Вундт В. Введение в психологию. - СПб, 2002.
14. Вундт В. Очерки психологии. - СПб, 1897.
15. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. - М., 1983.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 396 с.
17. Выготский Л.С., Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. 6 т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1995., с. 15
19. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. — М., 1993
20. Грот Н.Я. Психология чувствований. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с. с. 63
21. Джемс У. Научные основы психологии. - Минск: Харвест, 2003.
22. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. - М., 1976
23. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 79 с.
24. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник /. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010.
25. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. Гриф МО РФ/ Н.С. Ефимова. - М.: ИД Форум: ИНФРА-М, 2007.
26. Иванников В. А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. - М., 1985. - № 3.
27. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.
28. Иванников В. А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. — М.,1985. — №3.
29. Иванников В. А., Эйдман Е. В. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. - М., 1986. - № 5.
30. Иващенко А.В., Агапов В.С. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии. //Мир психологии. Научно- методический журнал.- М.- Воронеж., 2002. №2
31. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.
32. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Питер, 2000.
33. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с. с.34
34. Калин В. К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. - М., 1989. - № 2. С. 54
35. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности). М., 1979.
36. Корнилова К.Н. Психология. - М.: 1948. 538с.
37. Левин К. Намерение, воля и потребность. - М., 1970.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
39. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
40. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. - Новосибирск, 1992.
41. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
42. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Автореф. дис., - М., 1987.
43. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.
44. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1998.
45. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.,1972.
46. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. Отв. ред. Шорохов Е.В., М.: Изд-во «Наука», 1966.
47. Петровский А. В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. 496 с.
48. Полный энциклопедический справочник. Психология / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 896 с.
49. Пономарев А. Я. Психология творчества. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 127 с.
50. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. - М., 1960.
51. Попов Л.М. Интеллектуально-деятельностный механизм «психологического маятника» в развитии субъекта. Новая геометрия природы // Тр. Объединенной научн. конф. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. - Т. 3. - С. 294-301.
52. Попов Л.М. Интервью с самим собой как метод целостного исследования личности. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - №2(4). - М.: Педагогика, 1990.
53. Попов Л.М. Концепция человека как субъекта развития и саморазвития // Уч. зап. Казан. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2005. - Т. 147, кн. 2. - С. 123-138.
54. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и Зло в психологии человека / Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т.А. Старшинова. - Казань: КГУ, 2000. - 224 с.
55. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. 1990.
56. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.
57. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957. с. 307-308
58. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000.
59. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - 2-е изд. - М.: Феникс, 2008. - 83 с. с. 43
60. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М: Наука, 1997.
61. Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. - Рязань, 1982. - № 4.
62. Сеченов И. М. Избранные произведения. - М., 1953. С. , 259
63. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М., 1970.
64. Славская К. А. Мысль в действии: Психология мышления. - М., 1968.
65. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. - изд. 18-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 671 с. с. 77
66. Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1-2. — М., 1985, т. 1, с. 16
67. Тихомиров О. К. Психология мышления.- М.: Академия, 2004. - 176.с. 16.
68. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М., 1966.
69. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность - СПб, 2003
70. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.: Изд-во МГУ, 2001. - 560 с.
71. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
72. Шопенгауэр А. Поли. собр. соч. В 4-х то-мах. - М., 1900-1910.
73. Ach N. Uber den Willensakt und das Temperament. - Leipzig, 1910.
74. Arntzen F. Einfuhrung in die Begabungspsychologie. — Gottingen, 1976.
75. Assagioli R. The act of will. - London, 1974.
76. Feldman С F. The development of adaptive intelligence. — San Francisko, 1974.
77. Frager R., Fadiman J. "Personality & Personal Growth", 5th ed., 2002
78. Maddi S.R.. Personality theories: a comparative analysis Homewood, Ill: Dorsey Press, 1968 СПб.: Издательство "Речь", 2002
79. McClelland DC Personality. - New York: Dryden, 1951. с. 446.
80. Murrey H. A. Exploration in Personality. - N.Y., 1938.
81. Skinner B. Beyond freedom and dignity. - N.Y., 1971.
82. Wertheimer, M. Productive thinking. New York. Harper, 1945, 1959.