Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА СООТНОШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОГО И РЕПРОДУКТИВНОГО КОМПОНЕНТОВ МЫШЛЕНИЯ В САМОАНАЛИЗЕ ЛИЧНОСТИ АСПИРАНТОВ

Работа №53164

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы продуктивного и
репродуктивного компонентов мышления в рамках саморазвития и
профессионального самосовершенствования 6
1.1 Понятие продуктивного и репродуктивного компонентов мышления в
психологии, и их особенности 6
1.2 Детерминанты саморазвития и профессионального
самосовершенствования личности в психологии 12
1.2.1 Психологическая сущность Я-концепции в отечественных и
зарубежных источниках 15
1.2.2 Представления о способностях в отечественной и зарубежной
психологии 19
1.2.3 Психологическое представление о воле в отечественных и
зарубежных источниках 23
1.2.4 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии 28
1.2.5 Сущность эмоций в психологии в отечественной и зарубежной психологии 33
Выводы к первой главе , и их обсуждение 39
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики соотношения продуктивного и репродуктивного компонентов мышления в самоанализе личности аспиранта 43
2.1. Организация исследования и описание использованных методик 43
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 44
2.2.1 Описание групп по признаку однородности 44
2.2.2 Описание групп с помощью метода статистического сравнения
показателей по t-критерию Стьюдента 49
2.2.3 Описание групп с помощью метода линейные корреляции 60
2.2.4 Описание динамики соотношения продуктивного и репродуктивного
компонентов мышления в самоанализе личности аспиранта 80
Выводы ко второй главе, и их обсуждение 83
Заключение 86
Список литературы 88
Приложения 93


Как известно, соотношение продуктивности и репродуктивности как взаимодействия между прошлым опытом и актуальным актом мышления является одной из важных психологических проблем, рассматриваемых в психологии саморазвития и развития. Важность анализа проблем соотношения продуктивного и репродуктивного компонентов мышления в процессах обучения в аспирантуре заключается в том, что в этот период главной задачей аспиранта становится занятие научно-исследовательской деятельностью, самостоятельное решение актуальных научных задач, которые напрямую зависят от уровня саморазвития и профессионального самосовершенствования. Актуальность нашего исследования заключается в том, что силу таких условий как ужесточение из года в год требований к кандидатским диссертациям, системы «Антиплагиат» для проверки наличия заимствований из сети Интернет, возрастание конкурентоспособности на рынке труда приводят к тому, что уровни саморазвития, профессионального самосовершенствования претерпевают изменения. Меняется ли соотношение продуктивного и репродуктивного компонентов как одной из характеристик мышления в самоанализе личности аспиранта во времени - в этом состоит проблема исследования.
Как известно, что в разное время вопросами мышления интересовались многие психологи-исследователи. Например, в ассоцианистской школе (А. Бен, Д. Гартли) мышление рассматривалось как репродуктивный процесс, в результате которого происходит лишь перекомбинация исходных элементов и ничего нового не возникает. В последующем такого же мнения стали придерживаться и бихевиористы (А. Вейс, Б. Скиннер). Представители гештальтпсихологии (М. Вертгаймер, В. Келлер, К. Кофка и др.) высказывали иной взгляд на проблему мышления и обозначали мышление как чисто продуктивный процесс.
Отечественные психологи рассматривали продуктивность как особую и специфическую характеристику мышления и противопоставляли ее с репродуктивным компонентом. Некоторые исследователи приравнивали продуктивную характеристику мышления с творческой, такие взгляды отражались в трудах Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожеца, Н. А. Менчинской и других.
Но несмотря на то, что существует достаточное количество научного материала по тематике продуктивности-репродуктивности мышления приходится признать, что конкретного фактического материала, касающегося исследованию соотношения продуктивного и репродуктивного компонентов мышления именно обучающихся в аспирантуре не обнаружено. И затрагивая вопрос о целесообразности нашей работы можно сказать, что данное исследование, на наш взгляд, необходимо провести.
Цель исследования: выявить динамику соотношения продуктивных и репродуктивного компонентов мышления в самоанализе личности аспирантов во времени путем исследования саморазвития и профессионального самосовершенствования испытуемых.
Объект исследования - личность аспирантов гуманитарных направлений.
Предмет исследования - динамика соотношения продуктивных и репродуктивного компонентов мышления в самоанализе личности аспирантов.
Задачи:
1. Аналитический обзор литературы о компонентах мышления и детерминантах к саморазвитию личности.
2. Выявление динамики соотношения продуктивного и
репродуктивного компонентов мышления в период от 2013 - 2017 гг. у аспирантов гуманитарных направлений.
3. Определение перспективы для дальнейшей работы.
Гипотеза: из года в год продуктивные компоненты интеллектуально-личностных особенностей личности аспирантов усиливаются.
Методы исследования: короткие статистики и линейные корреляции,
метод изучение литературы, опрос.
Методики исследования:
1. «Интервью с самим собой» Л.М. Попова.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в нем представлен анализ проблем соотношения репродуктивного и продуктивного компонентов мышления личности, выявлены детерминанты саморазвития и профессионального самосовершенствования, которые являются характеристиками продуктивных компонентов интеллектуально-личностных особенностей личности.
Практическая ценность изучения данной проблемы заключается в том, что, во-первых, используемый нами метод «Интервью с самим собой» является методом оценки творческого начала личности, где продуктивная составляющая развивается за счет активации способности создавать нечто оригинальное с использованием новых способов действий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было выявление динамики соотношения продуктивных и репродуктивного компонентов мышления в самоанализе личности аспирантов во времени путем исследования саморазвития и профессионального самосовершенствования испытуемых. В процессе исследования данной проблемы как одной из характеристик мышления в самоанализе личности аспиранта был проведен аналитический обзор литературы о компонентах мышления (продуктивный и репродуктивный) и детерминантах к саморазвитию профессиональному самосовершенствованию личности. Выяснилось, что мышление как процесс опосредованного и обобщенного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности и репродуктивности. Условие возникновения продуктивности мышления — наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей высокую активность решающего проблему субъекта.
Выявлено, что исследование соотношения продуктивного и репродуктивного компонентов мышления может быть рассмотрено через исследование саморазвития и профессионального самосовершенствования личности в процессе обучения в аспирантуре в аспекте интеллектуально - деятельностного развития человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) как прохождение четырех «зон ближайшего развития» (Л.С. Выготский, Л.М. Попов). В свою очередь такие компоненты личности как «Я сам» (Я-концепция), «хочу» (мотивация), «могу» (способности), «должен» (воля), «переживаю» (эмоции) (С.Л. Рубинштейн, Л.М. Попов) являются детерминантами саморазвития и профессионального самосовершенствования личности.
В результате исследования наша гипотеза полностью подтвердилась, была доказано, что из года в год продуктивные компоненты интеллектуально-личностных особенностей личности аспирантов усиливаются.
На основании проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:
1. В результате теоретического исследования мы пришли к мнению, что мышление как процесс опосредованного и обобщенного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности и репродуктивности, основанием для деления которого является степень новизны для субъекта полученных в процессе решения знаний. Кроме этого, были выявлены основные детерминанты саморазвития и профессионального самосовершенствования по профессионально-личностному, мотивационно-волевому, эмоциональному параметрам личности - Я-концепция, мотивация, способности, воля, эмоции (С.Л. Рубинштейн, Л.М. Попов).
2. Доказано, что в период с 2013 по 2017 гг. соотношение продуктивного и репродуктивного компонентов мышления аспирантов видоизменяется, существует динамика развития продуктивного компонента мышления. У аспирантов 2017 года обучения в отличии от 2013 года обучения прослеживается тенденция к созданию нового продукта деятельности с решением задач нестандартными способами, существует стремление к созданию оригинального, принципиально нового с использованием новаций в способах действий.
3. Перспективы для дальнейшей работы могут быть представлены в виде более детального рассмотрения детерминант саморазвития с применением ряда методик для выявления вышеуказанных параметров, а также с последующим повторным проведением исследования для выявления соотношения продуктивного и репродуктивного компонентов мышления у аспирантов, защитивших кандидатскую диссертацию.



1. Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13 - 26.
2. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. - СПб, 1993.
3. Ананьев Б. Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера //
Доклады на совещании по вопросам психологии личности. — М., 1956. С.96.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.
5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.
6. Ах Н. Об активности воли и о мышлении. - Гёттинген, 1905.
7. Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии. - Пг., 1922.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1989.
9. Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека. //Мир психологии. Научно- методический журнал. -М.- Воронеж., 2002. №2
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1969.
11. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979.
12. Веккер Л. М. К постановке проблемы воли // Вопросы психологии. - 1957. - № 2.
13. Вундт В. Введение в психологию. - СПб, 2002.
14. Вундт В. Очерки психологии. - СПб, 1897.
15. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. - М., 1983.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 396 с.
17. Выготский Л.С., Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. 6 т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1995., с. 15
19. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. — М., 1993
20. Грот Н.Я. Психология чувствований. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с. с. 63
21. Джемс У. Научные основы психологии. - Минск: Харвест, 2003.
22. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. - М., 1976
23. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 79 с.
24. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник /. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010.
25. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. Гриф МО РФ/ Н.С. Ефимова. - М.: ИД Форум: ИНФРА-М, 2007.
26. Иванников В. А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. - М., 1985. - № 3.
27. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.
28. Иванников В. А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. — М.,1985. — №3.
29. Иванников В. А., Эйдман Е. В. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. - М., 1986. - № 5.
30. Иващенко А.В., Агапов В.С. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии. //Мир психологии. Научно- методический журнал.- М.- Воронеж., 2002. №2
31. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.
32. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Питер, 2000.
33. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с. с.34
34. Калин В. К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. - М., 1989. - № 2. С. 54
35. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности). М., 1979.
36. Корнилова К.Н. Психология. - М.: 1948. 538с.
37. Левин К. Намерение, воля и потребность. - М., 1970.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
39. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
40. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. - Новосибирск, 1992.
41. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
42. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Автореф. дис., - М., 1987.
43. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.
44. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1998.
45. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.,1972.
46. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. Отв. ред. Шорохов Е.В., М.: Изд-во «Наука», 1966.
47. Петровский А. В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. 496 с.
48. Полный энциклопедический справочник. Психология / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 896 с.
49. Пономарев А. Я. Психология творчества. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 127 с.
50. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. - М., 1960.
51. Попов Л.М. Интеллектуально-деятельностный механизм «психологического маятника» в развитии субъекта. Новая геометрия природы // Тр. Объединенной научн. конф. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. - Т. 3. - С. 294-301.
52. Попов Л.М. Интервью с самим собой как метод целостного исследования личности. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - №2(4). - М.: Педагогика, 1990.
53. Попов Л.М. Концепция человека как субъекта развития и саморазвития // Уч. зап. Казан. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2005. - Т. 147, кн. 2. - С. 123-138.
54. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и Зло в психологии человека / Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т.А. Старшинова. - Казань: КГУ, 2000. - 224 с.
55. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. 1990.
56. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.
57. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957. с. 307-308
58. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000.
59. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - 2-е изд. - М.: Феникс, 2008. - 83 с. с. 43
60. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М: Наука, 1997.
61. Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. - Рязань, 1982. - № 4.
62. Сеченов И. М. Избранные произведения. - М., 1953. С. , 259
63. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М., 1970.
64. Славская К. А. Мысль в действии: Психология мышления. - М., 1968.
65. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. - изд. 18-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 671 с. с. 77
66. Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1-2. — М., 1985, т. 1, с. 16
67. Тихомиров О. К. Психология мышления.- М.: Академия, 2004. - 176.с. 16.
68. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М., 1966.
69. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность - СПб, 2003
70. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.: Изд-во МГУ, 2001. - 560 с.
71. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
72. Шопенгауэр А. Поли. собр. соч. В 4-х то-мах. - М., 1900-1910.
73. Ach N. Uber den Willensakt und das Temperament. - Leipzig, 1910.
74. Arntzen F. Einfuhrung in die Begabungspsychologie. — Gottingen, 1976.
75. Assagioli R. The act of will. - London, 1974.
76. Feldman С F. The development of adaptive intelligence. — San Francisko, 1974.
77. Frager R., Fadiman J. "Personality & Personal Growth", 5th ed., 2002
78. Maddi S.R.. Personality theories: a comparative analysis Homewood, Ill: Dorsey Press, 1968 СПб.: Издательство "Речь", 2002
79. McClelland DC Personality. - New York: Dryden, 1951. с. 446.
80. Murrey H. A. Exploration in Personality. - N.Y., 1938.
81. Skinner B. Beyond freedom and dignity. - N.Y., 1971.
82. Wertheimer, M. Productive thinking. New York. Harper, 1945, 1959.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ