Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики в сфере культуры и искусства 7
1.1. Понятие и структура сферы культуры и искусства 7
1.2 Цели, задачи и принципы государственной политики в сфере культуры и
искусства 17
Глава 2. Практические аспекты реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на региональном уровне 31
2.1. Анализ современного состояния объектов культуры и искусства в
субъектах РФ 31
2.2. Программно-целевой подход к государственной политике в сфере
культуры и искусства на региональном уровне 41
Глава 3. Направления совершенствования государственной поддержки и развития культуры и искусства на региональном уровне 59
3.1. Проблемы, сдерживающие развитие культуры и искусства в субъектах
РФ 59
3.2. Основные направления совершенствования государственной поддержки
и развития культуры и искусства на региональном уровне 65
Заключение 71
Библиографический список 76
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что политика культуры занимает достойное место среди многих направлений государственной политики, отражая содержательный, нравственный, ценностный и духовный характер. В настоящее время наиболее актуален вопрос о культуре общества, который чаще всего появляется в связи с нарастающими процессами национальной и межнациональной интеграции.
В развитых странах современного мира все большую популярность приобретает концепция человеческого развития. При этом особую роль в развитии личности играет сфера искусства и культуры. Сегодня ее влияние на развитие человеческого потенциала признано всеми ведущими странами мира, в том числе и Российской Федерацией. Кроме того, в современном мире сфера искусства и культуры играет, кроме социальной, еще и существенную экономическую роль. По мнению одного из ведущего мирового экономиста и политологов Ф. Фукуяма, в ближайшее время культура будет мощной силой порождения новых социально-экономических структур, культура, как общественный капитал, будет занимать одно из важнейших мест в сфере экономического развития, в отличие от инфраструктуры и международных денежных потоков .
С финансовой точки зрения сфера культуры сегодня является единственной сферой социального блока, где происходит хранение, накопление, производство весьма значительных материальных ценностей, составляющих национальное достояние. По своей реальной стоимости эта часть национального достояния превосходит стоимость основных фондов многих отраслей хозяйства и уникальна тем, что не подвержена инфляции и является реальным средством накопления.
Не случайно необходимость поддержки и развития культуры в России признана на уровне высших органов власти страны. В современное время возрастает актуальность проблемы развития искусства и сферы культуры на уровне экономики регионального сектора, поскольку потенциал культуры регионов, содержащий творческий, моральный, нравственный, духовный аспекты развития - это совокупный объем культурных ценностей и потребностей, необходимых обществу на данном этапе развития. К тому же, являясь социальными инвестициями, культура и искусство имеют и экономическое влияние, способствуя повышению имиджа региона среди инвесторов, повышают уровень жизни населения, создают инфраструктуру деловых контактов.
Таким образом, культура является ресурсом регионального развития, а инвестирование в объекты культуры региона имеет как социальные, так экономические эффекты, в том числе в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Разработанность темы исследования. В последнее десятилетие наблюдается тенденция роста количество научных публикаций, содержащих актуальную информацию о проблемах культурной политики. Необходимо отметить, что авторы многих исследований делают акцент не только на важнейшем субъекте культурной политики - государстве, но и обращаются к иным авторам, осуществляющим научную деятельность в сфере культуры. Во все времена зарубежный опыт культурной политики вызывал особый интерес. Изучая публикации самых последних лет, можно засвидетельствовать желание авторов применять научный подход к изучению культурной политике, как целостной структуры, так и региональной культуры. В отечественной науке можно назвать ряд авторов, занимающихся этой проблемой. Это Л.Е. Востряков , А.С.Балакшин , В.В. Наточий , А.В
Каменец , О.Н. Карпухин , Р.А.Мосягин , А.Я. Флиер , А.Е.Хренов и целый ряд других.
Объект исследования - государственная региональная политика в сфере поддержки и развития культуры и искусства.
Предмет исследования- реализация государственная политика в сфере поддержки и развития культуры и искусства в регионах Приволжского федерального округа РФ.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование современного состояния и определение основных направлений совершенствования государственной политики в сфере поддержки и развития культуры и искусства в регионах Приволжского федерального округа РФ. Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
- изучить понятие и структуру сферы культуры и искусства;
- рассмотреть цели, задачи и принципы государственной политики в
сфере культуры и искусства;
- провести анализ современного состояния объектов культуры и искусства в субъектах РФ;
- обобщить основы реализации государственной политики в сфере
культуры и искусства на региональном уровне;
- выявить проблемы, сдерживающие развитие культуры и искусства в
субъектах РФ;
- обозначить основные направления совершенствования государственной поддержки и развития культуры и искусства на региональном уровне.
Нормативно-правовую базу исследования составили Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года от 17.11.2008 № 1662-Р, ФЦП «Культура России на 2012-2018 годы»; государственные региональные программы по развитию культуры и искусства.
Информационную базу исследования составили официальные данные статистики Министерства культуры, Федеральной службы государственной статистики, Территориальных органов государственной статистики субъектов ПФО, а также данные периодических изданий и официальных сайтов сети Интернет.
Для решения теоретических задач нами были использованы следующие методы: компаративный, системный, структурно
функциональный, правовой, концептуализации и некоторые другие.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты государственной политики в сфере культуры и искусства. Во второй главе представлены практические аспекты реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на региональном уровне. Третья глава посвящена направлениям совершенствования государственной поддержки и развития культуры и искусства на региональном уровне.
Исследование вопросов совершенствование государственной политики в сфере поддержки и развития культуры и искусства на региональном уровнесодействует выявлению направлений развития области культуры в России.
За последние десять лет особенное внимание уделяется сфере культуры. Под отраслью «культура и искусство» понимается комплекс организаций, основная деятельность которых связана с созданием, сохранением, представлением и распространением культурных ценностей и благ , а также органов управления культурой. Культурная сфера всё в большей степени рассматривается не только как основной образующий фактор в становлении человеческого капитала, но и выступает в качестве ключевых стратегических элементов социального инновационного и экономического развития России. С целью удовлетворения появляющихся общественных потребностей, а также увеличения возможностей культурной сферы страны проводится соответствующая культурная политика.
Государственная политика в сфере культуры и искусства связывает базовые интересы и ценности личности, государства и общества. Несколько последних десятилетий культурная политика государства формировалась в соответствии с социально-экономическими переменами в стране и общей тенденцией государственной социальной политики. За этот время модель культурной политики была перестроена из жестко централизованной к модели, в основе которой лежат рыночные начала. Но воздействие государства на развитость отечественной культуры остается еще очень значимым, в то время, как , спонсорство,благотворительность, механизм государственно-частного партнерства остаются недостаточно развитыми в данной сфере.
Анализ современного состояния объектов культуры и искусства всубъектам РФ был проведен на примере такихрегионов, как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Нижегородская область и Ульяновская область.
Самое большое число профессиональных театров на протяжении всего анализируемого периода действует в Татарстане и их число растет. В остальных рассматриваемых регионах количество театров оставалось неизменным. Наибольшая численность зрителей театров зафиксировано в Республике Марий Эл, а наименьшая - в Ульяновской области. Самая большая музейная сеть существует в Республике Татарстан, там же зафиксировано и наибольшее число посещений музеев.
По количеству экземпляров библиотечного фонда Республика Татарстан занимает последнее место среди исследуемых субъектов РФ, а первое место по данному критерию занимает Республика Марий Эл, второе место - Республика Башкортостан.Наибольшее число общедоступных библиотек также зафиксировано в Республике Башкортостан.По результатам анализа наблюдается тенденция снижения числа общедоступных библиотек во всех рассматриваемых субъектах РФ за весь анализируемый период.
Рассмотрев результаты работы учреждений сферы культуры пяти субъектов РФ, можно отметить, что учреждения культуры обеспечили реализацию намеченных мероприятий и планов, создали реальные предпосылки для дальнейшего развития отрасли в регионах. Основные показатели развития культуры в исследуемых регионах на протяжениианализируемого периода выполняются. На региональном уровне реализуется множество целевых программ, общей целью которых является обеспечение регионального единого культурного пространства, включающего в себя гарантии устойчивого развития культурной среды, свободный доступ граждан к культурным благам, инновационное освоение существующих творческих ресурсов, динамичная интеграция регионов в мировое культурное сообщество. Они направлены на комплексное развитие и реализацию культурного потенциала территорий, сохранение материального и нематериального культурного наследия, гармонизацию и обогащение культурной жизни в регионах страны и вносят заметный вклад в решение широкого спектра проблем социокультурной жизни общества. Региональные целевые программы развитиякультуры призваны обеспечивать создание условий для улучшения организации творческого досуга и художественного образования детей и подростков, а также деятельность учреждений культуры на уровне, способствующем созданию единого культурного пространства на территории субъектов Российской Федерации. Во многих случаях региональные программы реализуются в сочетании и взаимодействии с муниципальными программами и проектами социокультурного развития.
Можно констатировать в Российской Федерации возникновение методологически новых подходов к реализации и формированию региональной культурной политики, связанно с переходом от программирования к стратегическому планированию.
Однако в такой многонациональной стране как Россия существуют значительные проблемы, которые тормозят культурное развитие в регионах. Например, во многих субъектах по-прежнему сохраняется механизм выборочной помощи в реализации культурных программ. С другой стороны, при грамотном руководстве Центра и формировании структур самостоятельного местного развития с упором на активизацию своего внутреннего потенциала существующие региональные различия можно превратить в конкурентные преимущества региона и страны в целом, а также сделать их основой культурного достояния нации.
К основным проблемам, сдерживающих развитие культуры и искусства в субъектах РФ следует отнести несформированность нормативно-правовой базы, отсутствие четкого разделения полномочий между различными уровнями управления, диспропорция в финансировании учреждений культуры.
Необходимо создать общий электронный ресурс по всем типам объектов культуры. Музеям обязательно иметь каталоги и схемы размещения экспонатов на бумажных и электронных носителях. Музеи должны увеличить интенсивность своей работы, наращивая географию временного экспонирования своих фондов на территории страны. Весомой реорганизации должны быть подвергнуты общественные библиотеки - весь библиотечный фонд должен быть преобразован в электронный цифровой формат. Так же библиотеки должны быть снабжены компьютерами с доступом в государственный библиотечный фонд через систему интернет. Общественные библиотеки должны стать культурными мультимедийными центрами на местах. Необходимо существенно расширить охват лучших театральных спектаклей и кинофильмов оцифровкой. Вся электронная информация должна быть предоставлена в свободном доступе в интернете.
В качестве основных направлений совершенствования государственной поддержки и развития культуры и искусства на региональном уровне следует назвать укрепление, сохранение и развитие всех форм культурного наследия, содействие повышению культурного потенциала; развитие системы эффективной взаимосвязи сферы, культуры со всеми сферами жизнедеятельности общества; совершенствование системы предоставления населению услуг культурно-досуговой сферы; содействие созданию условий для производства и расширения культурных благ; вовлечение различных социальных групп населения в разработку и реализацию культурной политики.
В регионах необходима рамочная культурная коррекция госпрограмм в части совместного участия бизнеса и общественности в создании когнитивной экономики, превращения культурного ресурса в источник прибавочной стоимости. Необходимо развивать волонтерство и
добровольчество в сфере культуры. Необходимо создавать и поддерживать семейные, кустарные, микро- и малые предприятий в сфере культуры, особенно - народных промыслов и ремесел; продвигать силами в том числе инициативных граждан и общественности региональные информационные ресурсы по объектам культурного наследия. В регионах необходимо развивать и сохранять человеческую, групповую территориальную идентичность, поддерживать и укреплять ее среди населения, пробуждать духовное чувство малой Родины.
Таким образом, реализация данных направлений, как на общероссийском уровне, так и на уровне регионов позволит решить проблемы управления сферой культуры и совершенствовать дальнейшее развитие социально- культурной сферы жизнедеятельности общества, что несомненно, положительно скажется и на экономическом развитии в целом и на уровне жизни населения.
1. Федеральный закон РФ от 21.06.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. от 17.07.2009) // Справочно-правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.04.2017).
2. Федеральный закон РФ от 30.12.2006 № 275-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 21.11.2011 № 328-ФЗ, от 28.07.2012 № 134-ФЗ) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/ (дата обращения:
01.01.2017) .
3. Федеральный закон РФ от 08.06.2015 № 146-ФЗ О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180744/ (дата обращения: 01.01.2017).
4. Основы государственной культурной политики: (утв. Указом
Президента РФ от24.12.2014 № 808) [Электронный ресурс]. - URL:
www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.12.2016).
5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-Р // Справочно-правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.04.2017).
6. О федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)": Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 №186 // Справочноправовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.04.2017).
7. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.06.
2013 г. № 279 «О долгосрочной целевой программе «Развитие культуры и
искусства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы» » // Справочноправовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.04.2017).
8. Постановление Правительства Нижегородской области от 30.04.
2014 № 299 «Об утверждении Государственной программы «Развитие
культуры Нижегородской области», на 2015-2020 годы // Справочно-правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.04.2017).
9. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2012 № 427 «О Государственной программе «Культура Марий Эл на 2013 - 2020 годы» // Справочно-правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.04.2017).
10. Официальный сайт Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. - URL: http://mincult12.ru (дата обращения: 08.04.2017).
11. Постановление Правительства Ульяновской области от 21.02.2014 № 4/57-П «Об утверждении Государственной программы «Культура в Ульяновской области» на 2014-2018 годы» // Справочно-правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.04.2017).
12. Алмакучуков К.М.,Мусатов Б.В. Продукты культуры как объекты рыночного оборота // Вестник КРСУ - 2014. Том 14. - № 6. - С. 81-85.
13. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции / О.Н. Астафьева. - М.: Изд-во РАГС, 2010.
14. Балакшин А. С. Методология исследования культурной политики // Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 4
20. - С. 195-199.
15. Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: от
патерналистской к партнерской модели? // Управленческое консультирование. - 2011. - № 4. - С. 140-155.
16. Гринченко К. А. Источники муниципального права Российской Федерации / под ред. С. Е. Чаннова. - М.: ДМК Пресс, 2015. - С.68.
17. Гришин А.И. Роль государства в Сфере культуры как отрасли народного хозяйства // Культура. Духовность. Общество. - 2016. - № 26. -
С.155-160.
18. Жильцов Е.Н. Экономика и управление социальной сферой: Учебник для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - С.143.
19. Жирова М. Б. Современные методы управления культурнодосуговой сферой: региональный опыт // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 2. - С. 268.
20. Казакова, Г. М. Регион как социокультурный феномен: моногр. / Г. М. Казакова. - Москва: НОУ УРАО, 2013. - 164 с.
21. Каменец А.В. Концептуальные основания государственной культурной политики, ориентированной на гражданское общество // Обсерватория культуры. - 2006. - № 6.
22. Карпухин О.Н. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Автореф. дисс. ... докт. социолог.наук. - М, 1997.
23. Мосягин Р.А. Государственная культурная политика в Российской Федерации и ее влияние на обеспечение военной безопасности страны. Автореф. дисс. ...канд. полит.наук. - М., 2010.
24. Наточий В.В. Культурная политика России: проблемы и
перспективы. Автореф. дисс. .канд. полит.наук. - Уфа., 2001.
25. Рязанова, А. Ю. Оценка эффективности культурной политики / А. Ю. Рязанова // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: материалы VII регион. науч.-практ. студенч. конф. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2012. - С. 98-100.
26. Сарычева П.В. Специфика экономического взаимодействия государства и сферы культуры: концептуальные основы // Вестник ТГУ, выпуск 5 (97), 2011. - С. 68.
27. Султанова А.А. Проблемы управления социально-культурной сферой муниципального образования // «Novalnfo». - 2016 - №48- С.2.
28. Сурина Н. М. Этноэкономика региона: теория, методология, практика / Н. М. Сурина, О. В. Печура, И. А. Антипин, А. А. Мальцев; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Н. М. Суриной; М-во образования и науки РФ, Урал.гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2010. - С.2
29. Сюпова М. С., Бондаренко Н. А. Тенденции развития культурной политики России // Ученые заметки ТОГУ. Том 7, № 4, 2016. - С. 63.
30. Турклиева А.Д. Актуальные вопросы управления сферой культуры // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-8. - С. 140.
31. Флиер А.Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. - 2014. - № 5.
32. Хренов А.Е. Модели культурной политики: смена парадигм // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Том 199.
33. Черкасова С. А., Бабатов З. Б. Социально-экономические проблемы управления культурой // Проблемы современной экономики. - 2011 - № 3 (39). - С.288.
34. Шевченко И.В. Взаимосвязь экономики и социокультурной деятельности в современном обществе / И.В. Шевченко, А.С. Теймуразян // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 8-9.- С. 94-97.
35. Итоги 2016 года: культурное развитие [Электронный ресурс]. -
URL: https://ulpressa.ru/2016/12/26/itogi-2016-goda-kulturnoe-razvitie/(дата
обращения: 12.04.2017).
36. Официальный сайт Министерства культуры Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://mincult.tatarstan.ru (дата обращения:
08.04.2017) .
37. Официальный сайт Министерства культуры Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - URL: https://culture.bashkortostan.ru (дата обращения: 08.04.2017).
38. Официальный сайт Министерства культуры Нижегородской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minkultnn.ru (дата обращения:
08.04.2017) .
39. Официальный сайт Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. - URL: http://mincult12.ru (дата обращения: 08.04.2017).
40. Официальный сайт Министерства искусства Ульяновской области
[Электронный ресурс]. - URL: http://mincult12.ru (дата обращения:
08.04.2017) .
41. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 01.01.2017).