Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЯ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА ИМ. М.ГОРЬКОГО В 1930-Е ГОДЫ

Работа №53142

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 глава. Производственно-экономическая деятельность
судостроительного завода им. М. Горького в 30-е годы 12
2 глава. Спецзаказы. Разработка, производство, испытания изделий 44
3 глава. Кадровая и социальная политика Зеленодольского
судостроительного завода им. М. Горького в 30-е годы 51
Заключение 76
Список источников и литературы 79
Приложение

Зеленодольский завод им. М. Горького является одним из ведущих судостроительных предприятий Российской Федерации и специализируется на постройке судов различных классов водоизмещением от 10 до 6000 тонн, часть из которых идёт на экспорт . Данное предприятие является важной составной частью военно-промышленного комплекса Республики Татарстан и Российской Федерации.
Зеленодольский судостроительный завод им. М. Горького («Красный Металлист» или завод № 340) имеет богатую историю. В 1895 году в Паратском затоне были основаны Паратские судоремонтные мастерские, назначением которых являлся ремонт технического флота: землечерпательных и землесосных снарядов и вспомогательных средств. Постепенно расширяясь и укрупняясь, в 1930-е годы завод превратился в одно из крупных промышленных предприятий СССР. Большую значимость в деятельности завода имели т.н. спецзаказы , поступающие из оборонных ведомств судостроительной и авиационной промышленности. В 1934 г. завод впервые приступил к строительству бронекатеров для морского отделения НКВД и рабоче-крестьянского красного флота.
Актуальность работы обуславливается тем, что до настоящего времени не существует научно-исследовательского труда, специально посвящённого истории судостроительного завода им. Горького, и не вводились в оборот его документы. Данная работа является, по сути, первой попыткой исследовать деятельность предприятия в конкретный исторический период.
Цель работы - исследовать деятельность судостроительного завода им. М. Горького в 1930-е годы.
Задачи:
- рассмотреть производственную деятельность завода в 1930-е годы;
- проанализировать кадровую и социальную политику заводского руководства в изучаемый период;
- выявить проблемы, связанные с производственной деятельностью и кадровой политикой завода;
- определить вклад Зеленодольского судостроительного завода в строительство советского ВМФ и морских пограничных формирований НКВД.
Объектом исследования является история отечественной судостроительной промышленности в 1930-е годы.
Предмет исследования - история Зеленодольского судостроительного завода им. М. Горького в 1930-е годы.
Характеристика источниковой базы. Источниковая база в данном исследовании представлена документами, хранящимися в Государственном архиве Республики Татарстан и ранее не вводившимися в научный оборот
Документы по истории завода отложились в фонде Р-3828 Национального архива Республики Татарстан. Фонд был образован в 1968 г. и состоит из двух описей. Опись № 1 содержит дела, которые до 2008 года были недоступны для изучения в связи с тем, что они были засекречены и не подлежали выдаче исследователям. В настоящее время гриф секретности снят с большей части дел из данной описи, однако ещё остаётся не менее десятка единиц хранения до сих пор не рассекреченных. Примечательно, что за исследуемый период засекреченной была только опись №1.
Особенность данной описи-заключается в том, что в ней присутствуют дела, в которых содержатся документы - акты специальных приёмных военных комиссий, оценивавших качество поступавших на Дальний Восток бронекатеров и выносивших решения о принятии или не принятии выполненных заводом работ. Эти акты доставлялись на предприятие заводским представителем, специально командировавшимся на место проведения государственных испытаний судов. Данные документы представлены в виде подлинников и заверенных начальником административно-хозяйственного отдела копий.
Служебная переписка, содержащаяся в описи №1, представлена в виде деловых писем, распоряжений, телеграмм, протоколов и отчётов содержит в себе большой объём информации о производственной деятельности завода, как в отношении выполнения коммерческих программ, так и в отношении спецзаказов. Большую часть здесь занимают распоряжения государственных органов и конструкторских бюро, направленных директору судостроительного завода в отношении спецзаказов. В данных документах содержатся сведения об изделиях, производимых заводом для военных нужд. Подобная документация была засекречена, и до недавнего времени не могла вводиться в научный оборот.
Основной массив документации содержится в описи № 2 фонда 3828 - «Завод им. Горького Совета народного хозяйства Татарского экономического района (ТСНХ), г. Зеленодольск» за период 1933-1959 гг.
Основу составляет делопроизводственная документация руководящего характера: приказы, распоряжения директора завода, инструкции. Эти
документы представлены в виде оригиналов и копий, заверенных должностными лицами. Все приказы, инструкции и распоряжения составлены в машинописном варианте и содержат все необходимые атрибуты: подписи должностных лиц, печати. Из содержания данных документов можно почерпнуть информацию следующего содержания: о кадровой и социальной политике завода, о проблемах и качестве производства, о состоянии цехов и мастерских завода и т.д.
Большой объём информации содержит в себе статистическая документация: нормы и планы по выработке продукции, отчеты о выработанной и сданной продукции, данные о количестве рабочих предприятия и их гендерном соотношении, заводской бюджет заработной платы рабочих и служащих и т.д.
Отдельно стоит рассмотреть протоколы комиссий, проводивших технические испытания судов проектов 1124 и 1125, в которых указывались технические особенности и недостатки данных изделий и некоторые рекомендации и пожелания по их устранению.
Вся документация представлена в виде оригиналов, либо заверенных копий и выполнена в машинописном варианте. Исключение составляют немногочисленные пояснительные записки, выполненные в рукописном варианте.
Следует так же отметить тот факт, что документация за период 1925-1932 гг. в архиве не сохранилась, что затрудняет исследование деятельности предприятия в начале 1930-х годов.
Историография. Как уже отмечалось выше, данная работа является первой попыткой исследовать деятельность Зеленодольского судостроительного завода им. Горького в период 1930-х годов, и, в связи с этим, по заданной теме отсутствуют труды по истории самого предприятия. Однако необходимо отметить вклад исследователей в изучение истории судостроительной промышленности СССР в данный период в целом и фрагментарное упоминание продукции Зеленодольского завода в частности.
После рассекречивания архивных документов (1990-е годы) были защищены диссертации и опубликованы монографии по исследуемой теме. В 2001 году была защищена кандидатская диссертация М.Б. Баловой «Особенности развития военного кораблестроения на Европейском Севере России в 1920-1950-е годы», в которой дан подробный анализ историографической ситуации, связанной с изучением истории советского военного кораблестроения. В частности, автор отметила, что данная отрасль, в отличие от авиационной и танковой, оказалась наименее изученной как в общесоюзном, так и в региональном аспекте1.
Среди изданий 2000-х годов в контексте исследуемой темы следует выделить следующие публикации.
Руководитель Проблемной группы истории кораблестроения Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН кандидат военноморских наук В.Н. Краснов на основе архивных документов, впервые введённых им в научный оборот, освещает проблемы, связанные с военным судостроением СССР, в частности, в одной из своих монографий он уделяет внимание состоянию судостроения в предвоенные годы и описывает влияние репрессивной политики государства на эффективность работы научнотехнических кадров в этой области. Также в данной работе упоминается Зеленодольский судостроительный завод им. М. Горького и его деятельность по строительству в 1940-1941 гг. больших противолодочных кораблей проекта 122.
Историк флота И.И. Черников посвятил свою жизнь изучению истории развития советских военно-морских сил, уделяя особенное внимание речному судостроению. В одной из своих работ он упоминает о деятельности Зеленодольского судостроительного завода «Красный Металлист» по строительству речных бронекатеров пр. 1124 и 1125 и приводит характеристику самих бронекатеров. В энциклопедии «Защитники речных границ России» Черникова И.И, которая является своего рода справочником речных мониторов и бронекатеров разных стран, строившихся на протяжении второй половины XIX - конца XX века, содержатся сведения о строительстве и эксплуатации
-5
речных судов проектов 1124 и 1125 , подтверждающие информацию из архивных документов фонда Р-3828 Национального архива РТ.
предприятиями страны в период между двумя мировыми войнами, в том числе зеленодольским заводом, изложена в ряде специальных научных статей. В качестве примера можно привести статьи В. Котельникова, в которых даётся характеристика и описание химических авиационных приборов, производимых, в частности, и на заводе «Красный Металлист» .
Что касается исследований, посвящённых изучению истории
предприятий судостроительной промышленности СССР, то здесь можно выделить диссертацию В.В. Прокопова, посвящённую деятельности завода Красное Сормово в период 1929-1945 гг. . В данном исследовании уделяется внимание изучению производственной деятельности горьковского
судостроительного завода, специализировавшегося в данный период на строительстве речных и морских судов и подводных лодок, и работе предприятия по подготовке кадров. Диссертация основана преимущественно на архивных документах, впервые введённых в научный оборот автором.
В книге Л. Абрамова «Мы - волжане»4 отражена история Зеленодольского района с V тысячелетия до н.э. до начала 2000-х годов. Целый раздел в ней посвящён обобщённой истории судостроительного завода им. М. Горького периода 1895-2005 гг. Данная книга основана на архивных источниках и краеведческом материале и содержит сведения, в частности, о примерной численности рабочих завода в 1930-е годы, некоторой продукции,
производимой предприятием в данный период. Однако основной упор в плане отражения истории завода сделан на годы Великой Отечественной войны.
Бывшая заведующая музеем боевой и трудовой славы судостроительного завода им. А.М. Г орького Н.Б. Егорова в своей статье кратко излагает историю завода в период от основания на берегу Волги в 1895 году паратских судоремонтных мастерских до начала XXI века. В данной статье уделяется внимание экскурсионным программам музея, и приводятся сведения, почерпнутые из музейных источников о производственной деятельности предприятия на протяжении столетнего периода. Период 1930-х годов работе освещён в формате краткого обзора наименований продукции, производимой заводом в данный период.
В статье Г.Д. Смирнова повествуется о модернизационных мероприятиях, проводившихся на Зеленодольском судостроительном заводе им. М. Г орького в первое послевоенное десятилетие, однако в ней автор также даёт краткую характеристику истории развития завода с момента его основания до начала Великой Отечественной войны .
Справочный материал о Зеленодольском заводе присутствует в Татарской энциклопедии. Здесь приводятся данные как о развитии самого завода, так,
-5
например, и об одном из его директоров Ю.И. Неометове .
Хронологические рамки работы. Работа охватывает период 1930-х годов, а конкретно - 1933-1940 гг., поскольку, к сожалению, в Государственном архиве РТ не сохранились документы ранее 1933 года, а 1940 г. является последним предвоенным годом.
Географические рамки работы. Поскольку в работе пойдёт речь не только о самом судостроительном заводе, но и о его продукции, то географические рамки охватывают не только населённый пункт, в котором размещено предприятие - Зеленодольск, но и Дальневосточный регион, поскольку некоторые документы, содержащиеся в делах первой описи фонда Р- 3828, были изготовлены именно там.
Судостроительный завод им. М. Горького имел большое значение в системе судостроительной промышленности Советского Союза, поскольку на нём в 1930-е годы строились суда для Волжской, Амурской, Днепровской и др. флотилий. Например, Волжская флотилия на начало Сталинградской битвы более чем на половину состояла из бронекатеров, спущенных со стапелей Зеленодольского завода .
Методы, применяемые в работе. При написании данной исследовательской работы были использованы следующие методы при работе с источниками информации:
анализ документальных источников и литературы с целью выявления необходимой для исследования информации;
синтез полученной из документальных источников и литературы информации с целью её упорядочения;
систематизация документальных источников по видовой классификации с целью последующего анализа содержащейся в них информации;
индукция с целью предоставления целостности и наглядности при освещении фактов истории Зеленодольского судостроительного завода им. М. Горького;
дедуктивный метод при изучении документальных источников и литературы для пояснения освещаемых фактов и явлений истории судостроительного завода.
В качестве специально-исторического метода в данном исследовании был применён сравнительно-исторический метод. Сравнительно-исторический метод проявляется в попытке выявить позицию завода «Красный Металлист» по сравнению с другими судостроительными заводами по производственным и экономическим показателям.
Практическая значимость работы. Данная работа может послужить отправной точкой для дальнейшего более глубокого исследования истории Зеленодольского судостроительного завода им. М. Горького как в рамках развития советской судостроительной промышленности, так и в рамках краеведческого познания.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследовательской работы были апробированы на двух конференциях:
итоговая научная студенческая конференция ИМОИиВ КФУ (21.04.2017);
научно-практическая конференция молодых учёных «Пути исторического развития Татарстана в XX веке» на базе КФУ (15.05.2017).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При работе над данным исследованием был проведён анализ большого
объёма документов фонда Р-3828, которые составили основу данной работы.
Цель работы заключалась в изучении деятельности судостроительного завода
им. М. Горького в период с 1933 по 1939-й гг., опираясь, преимущественно
именно на архивные документы, поскольку большая их часть не вводилась
ранее в научный оборот, поэтому требовалось изучить их подробнее.
Согласно первой поставленной в исследовании задаче, удалось выяснить,
какая продукция производилась на Зеленодольском судостроительном заводе
им. М. Горького в данный период: паровые буксиры, колесные пассажирские
пароходы, речные баржи, баркасы, речные бронекатера проектов 1124 и 1125
(несколько позже – с 1940 года началось строительство противолодочных
кораблей проекта 122 и катеров проекта С-40); паровые машины и
комплектующие к ним, запчасти и комплектующие к сельскохозяйственной
технике (тракторам, комбайнам); приборы для ВОХИМ и ВВС РККА ДАП и
ВАП, с 1938 года – боевые снаряды для танковых орудий и т.п. Также было
установлено, что по выполнению производственной программы завод очень
часто не укладывался в установленные сроки и порой демонстрировал весьма
низкие показатели по выпуску продукции, причём не только коммерческого, но
и оборонного значения. Была определена организационная структура
предприятия, выявлено количество цехов основного производства (17) а так же
график рабочих смен завода и т.д. В целом, поставленной задачи удалось
достичь, поскольку, на основании изученных документов, была составлена
определённая картина деятельности завода.
Следующей задачей являлось проведение анализа кадровой и социальной
политики завода, и в ходе её выполнения возникли некоторые трудности
информационного характера, поскольку документы фонда не содержали в себе
всех необходимых для всестороннего исследования данных. Были установлены
приблизительные размеры зарплат некоторых категорий работников завода,76
также определены виды работ, отнесённых к категории вредного производства
и нормы выдачи задействованным в нём рабочим спецжиров. Выявлен размер
оплаты за содержание ребёнка в детском саду для разных категорий рабочих
исходя из уровня заработка и т.д. Установлена приблизительная численность
работников на заводе в период 1933-1939 гг., которая превышала 2000 человек
и каждый месяц колебалась вследствие высокой текучести рабочих кадров. В
качестве главной причины была установлена низкая производственная
дисциплина, приводившая к скорому увольнению вновь прибывшего рабочего.
Так же отмечались проблемы в обеспечении работников и их семей жильём.
Однако не удалось выяснить точное количество жилплощади, находившейся в
распоряжении завода, не установлено число домов, общежитий, бараков. Не
известно количество заводских детских садов и их вместительность, а так же
отсутствуют сведения об организации предприятием культурно-массовых
мероприятий, рабочего досуга и т.п., о страховой и кредитной политике,
проводимой в отношении рабочих и служащих, что не позволяет провести
всесторонний объективный анализ деятельности завода в этом направлении.
Таким образом, при исследовании этих направлений деятельности
Зеленодольского судостроительного завода были выявлены проблемы, с
которыми ему приходилось сталкиваться и преодолевать.
И, наконец, была изучена документация по оборонному производству,
что позволило составить представление о спецзаказах. К сожалению, не
удалось точно определить их пропорциональное соотношение с коммерческими
заказами, но удалось установить отпускную стоимость единицы бронекатера
проектов 1124 и 1125. Также удалось установить сроки сдачи первой партии
«больших» бронекатеров, которая, кстати, проходила с серьёзным опозданием.
Помимо этого было выявлено, что на заводе производились приборы ДАП и
ВАП по заказам ВВС РККА и ВОХИМ.
Таким образом, подводя итог проведённому исследованию, можно
сказать, что данная тема не является исчерпанной и предлагает широкий77
простор для дальнейших исследований в этой области. Благодаря работам
подобного работам происходит заполнение белых пятен в истории, что даёт
возможность взглянуть на неё более объективно, извлекая необходимые уроки.
Продолжение исследования возможно в рамках изучения деятельности
партийной организации завода на основе документов, хранящихся в
Центральном государственном архиве историко-политической документации
РТ, материалов многотиражной заводской и городской газеты «Зеленодольский
рабочий». Также стоит учитывать фонды музея боевой и трудовой славы
Судостроительного завода им. А.М. Горького, в которых хранятся
материальные объекты и документы, связанные с историей завода. Архивный
отдел Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района
также, возможно, располагает материалами, связанными с деятельность
предприятия за столетний период. Возможно, сохранились источники личного
происхождения людей, которые работали на заводе в рассматриваемый период,
однако в ходе исследования их выявить не удалось. Таким образом,
сохраняется большое пространственное поле для дальнейшего изучения
выбранного в данной работе направления.


Неопубликованные источники
Национальный архив РТ. Ф. 3828. Завод им. Горького Совета народного хозяйства Татарского экономического района (ТСНХ), г. Зеленодольск
1. Переписка по судам 1124 // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 2. - 236
л.
2. Сведения о мобилизационных мероприятиях // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп.
1. - Ед. хр. 7. - 401 л.
3. Отчёты по спецзаказам // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 8. - 76 л.
4. Переписка по спецпроизводству с Главречпромом // НА РТ. Ф. Р-3828.
- Оп. 1. - Ед. хр. 12. - 503 л.
5. Ведомости по выполненным заказам // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 14. - 100 л.
6. Переписка по судам 1124 за 1936 г. // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 15. - 341 л.
7. Отчёты по спецзаказам // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 16. - 404
л.
8. Отчёты по спецзаказам // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 17. - 371 л.
9. Отчёты по работе завода над спецзаказами // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1.
- Ед. хр. 19. - 387 л.
10. Сведения о работниках (не подлежит оглашению) // НА РТ. Ф. Р-3828.
- Оп. 1. - Ед. хр. 28. - 257 л.
11. Приказы, распоряжения, отчёты (не подлежит оглашению) // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 32. - 226 л.
12. Секретные счета и переписка // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 36.
- 15 л.
13. Секретные счета и переписка // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 37.
- 72 л.
14. Секретные счета и переписка // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 40.
- 320 л.
15. Сведения о состоянии работ по спецзаказам // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп.
1. - Ед. хр. 41. - 309 л.
16. Секретные счета // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 44. - 13 л.
17. Вопросы организации спецпроизводтва // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 61. - 12 л.
18. Сведения о производстве продукции по заказу ВОХИМ и НКВД // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 63. - 121 л.
19. Отчёты и распорядительная документация // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп.
1. - Ед. хр. 74. - 9 л.
20. Переписка по судам и пр. спецзаказам // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 87. - 90 л.
21. Отчёты по выполненным спецзаказам // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 91. - 340 л.
22. Отчёты по спецзаданию и мобилизационным планам // НА РТ. Ф. Р- 3828. - Оп. 1. - Ед. хр. 98. - 254 л.
23. Протоколы заседаний по вопросам рационализации производства // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2. - Ед. хр. 1. - 283 л.
24. Протоколы заседаний по вопросам рационализации производства // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2. - Ед. хр. 2. - 267 л.
25. Приказы, распоряжения директора завода // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2.
- Ед. хр. 3. - 218 л.
26. Документация административно-хозяйственного отдела // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2. - Ед. хр. 4. - 204 л.
27. Приказы, распоряжения, планы, отчёты // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2. - Ед. хр. 5. - 88 л.
28. Приказы и распоряжения по судостроительному заводу им. М. Г орького // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2. - Ед. хр. 6. - 160 л.
29. Приказы и распоряжения административно-хозяйственного отдела // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2. - Ед. хр. 7. - 130 л.
30. Приказы и распоряжения НКТП // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2. - Ед. хр.
8. - 148 л.
31. Приказы и распоряжения НКТП // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2. - Ед. хр.
9. - 459 л.
32. Приказы, распоряжения, планы, отчёты // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2. - Ед. хр. 10. - 344 л.
33. Приказы, распоряжения, планы, отчёты // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2. - Ед. хр. 11. - 307 л.
34. Приказы, распоряжения, планы, отчёты // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2. - Ед. хр. 12. - 512 л.
35. Приказы, распоряжения директора завода // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2.
- Ед. хр. 13. - 390 л.
36. Приказы, распоряжения директора завода // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2.
- Ед. хр. 14. - 272 л.
37. Приказы, распоряжения директора завода // НА РТ. Ф. Р-3828. - Оп. 2.
- Ед. хр. 15. - 112 л.
Литература
1. Егорова Н.Б. Вековая история завода им. М. Горького в документах и судьбах // Зеленодольский регион: проблемы истории и культуры. Восток- Запад: диалог культур Евразии. (серия «Проблемы истории и археологии»). Вып.3. - Казань: Gumanitary (Изд-во ТГГИ), 2003. - С. 194-201.
2. Котельников В. Авиационные химические выливные приборы, 19301941 // Авиация и космонавтика. - 2011. - №8. - С. 15-18.
3. Котельников В. Советские дымовые авиационные приборы 1930-1940 гг. // Авиация и космонавтика. - 2013. - №2. - С. 14-16.
4. Краснов В.Н. Военное судостроение накануне Великой Отечественной войны / Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. - М.: Наука, 2005. - 215 с.
5. Мы - волжане: из прошлого и настоящего г. Зеленодольска и Зеленод. р-на Респ. Татарстан / ред. Л. Абрамов.— Казань: По городам и весям, 2005 . — 369 с.
6. Смирнов Г.Д. Особенности модернизации предприятий ВПК 1945-1955 гг. (На примере Зеленодольского судостроительного завода им. Горького) // Научный Татарстан. - 2013. - №3. - С. 60-66.
7. Черников И.И. Бронекатера Сталина. «Речные танки» Великой Отечественной / И.И. Черников. - М.: Яуза; Эксмо, 2013. - 128 с.
Справочная литература
1. Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945. Справочник / С.С. Бережной - М.: Воениздат, 1988 г. -
2. Татарская энциклопедия. В 6 томах. Том 4. М — П. / Гл. ред. М. Х. Хасанов. - Казань: Институт Татарской энциклопедии, 2006. - 664 с.
3. Черников И.И. Энциклопедия мониторов: Защитники речных границ России. - СПб: Судостроение, 2007. - 696 с.
Электронные ресурсы
1. Балова М.Б. Предпосылки и особенности развития военного кораблестроения на Европейском Севере России в 1930-1950-е гг. Дисс. ... канд. ист. наук. Архангельск, 2001. - 208 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.dissercat.com/content/predposylki-i-osobennosti-razvitiya-voennogo- korablestroeniya-na-evropeiskom-severe-rossii-v
2. История ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького»
[Электронный ресурс] // Режим доступа: www.zdship.ru/about/history/ (Дата
обращения: 30.10.2016).
3. Кинешемец [Электронный ресурс] / Режим доступа: fleetphoto.ru/ship/39632/
4. Прокопов В.В. Деятельность завода «Красное Сормово» по реализации проектов оборонной промышленности СССР: 1929-1945 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2006. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/deyatelnost-zavoda-krasnoe-sormovo-po- realizatsii-proektov-oboronnoi-promyshlennosti-sssr-19


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ