ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования личностной идентичности в юношеском возрасте 6
1.1. Понятие идентичности в исследованиях Э.Эриксона. Обзор научных
исследований на основе теории Э.Эриксона 6
1.2. Специфика юношеского возраста 17
1.3. Особенности развития одаренных юношей 21
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование степени согласованности структурной организации и характера личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Разработка семантического дифференциала для определения характера
личностной идентичности в юношеском возрасте 33
2.3. Изучение движущих сил развития личности в юношеском возрасте при
различных видах одаренности 41
2.4. Исследование степени согласованности структурной организации
личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности 55
2.5. Выявление характера и степени взаимосвязи степени согласованности
структурной организации и характера личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте 57
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения
Актуальность темы исследования. В последнее время все чаще наблюдается актуальность исследований, которые связаны с изучением идентичности. Часто можно встретить работы, посвященные гендерной, этнической и профессиональной идентичности, однако, в настоящее время большее значение имеет изучение личностной идентичности, так как данная идентичность в отечественной психологии начала изучаться лишь недавно. Данный вопрос затрагивался лишь в зарубежной психологии в трудах Э.Эриксона (1959), Дж. Марсиа (1980), А.Ватермана (1982), Д.Маттесон (1975) и др. Вышеуказанные авторы рассматривали понятие идентичности с разных сторон и определенного единогласного понятия идентичности на данный момент не существует. В отечественной психологии данная проблема начала рассматриваться недавно, основные работы посвящены идентичности касаются гендерного, этнического и профессионального аспекта. Изучением личностной идентичности в отечественной психологии занимаются Н.В.Антонова (1996), М.В.Заковоротная (1990), В.Б.Никитина (2014), Е.А.Петраш (2014) и другие.
Особенно важно уделять внимание развитию идентичности в юношеском возрасте, так как именно в этот период идентичность является центральным психологическим новообразованием, и протекание данного процесса в период юношества является наиболее интенсивным. В связи с этим психологи справедливо рассматривают становление личностной идентичность именно в данном возрасте. Однако исследования данной проблемы не затрагивают юношей с разными видами одаренности, хотя следует отметить, что сейчас вопросу одаренности уделяется много внимания в научном сообществе. Данное противоречие составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость исследования определяется тем, что в настоящее время в обществе наблюдается определенная социальная нестабильность, и не только юноши, но и взрослые люди вынуждены вновь переоценить свои убеждения и искать себя в новой реальности, не причиняя вреда своей тождественности и целостности. Особенно сложно в этот период приходится одаренным юношам, так как они имеют отличные личностные особенности и обладают отличительной чувствительностью и ранимостью.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты, полученные в исследовании можно применять как в психологической, так и в педагогической практике, а именно в консультировании, в психологическом сопровождении, в организации воспитательной работы и обучения.
Объект исследования: личностная идентичность в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Предмет исследования: взаимосвязь между степенью согласованности структурной организации и характером личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Цель исследования: изучить особенности согласованности структурной организации и характера личностной идентичности во взаимосвязи с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь особенностей согласованности структурной организации и характера личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Задачи исследования:
1) Провести обзор литературы, посвященной исследованиям личностной идентичности в юношеском возрасте с разными видами одаренности;
2) Разработать и апробировать семантический дифференциал с целью определения характера личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности;
3) Определить движущие силы развития в юношеском возрасте при различных видах одаренности;
4) Определить уровень согласованности структурной организации личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности;
5) Выявить степень взаимосвязи согласованности структурной организации и характера личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
6) Анализ и интерпретация данных.
Методы и методики исследования:
• Проективная личностная методика «Рисованный апперцептивный тест», разработанная Л.Н.Собчик на основе методики «Тематический апперцептивный тест»;
• Методика исследования личностной идентичности В.Б.Никитиной, Е.А.Петраш;
• Семантический дифференциал, разработанный на основе теории Э.Эриксона.
• Математические методы обработки данных: факторный анализ, корреляционный анализ.
Выборка: в исследовании приняли участие 60 юношей в возрасте 16-18 лет: 30 испытуемых с интеллектуальной одаренностью, 30 испытуемых со спортивной одаренностью.
Итоги проведенного эмпирического исследования позволяют утверждать, что в психологической и педагогической науке изучение идентичности одаренных юношей является актуальным направлением. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
5. Для изучения характера идентичности был разработан семантический дифференциал на основе теории Эрика Эриксона. С помощью факторного анализа были выявлены четыре фактора, определяющие характер идентичности в юношеском возрасте: «Позитивная идентичность», «Негативная идентичность», «Спутанная идентичность» и «Мораторий». Результаты изучения факторов идентичности позволили утверждать, что идентичность юношей с интеллектуальной одаренностью достоверно отличалось по характеру достигнутой идентичности юношами со спортивной одаренностью.
6. В результате изучения движущих сил развития личности было установлено, что важнейшими потребностями для интеллектуально одаренных юношей являются потребность в достижении, автономии, противодействии, нарциссизме и познании. Для юношей со спортивной одаренностью характерна выраженность таких потребностей, как потребность в достижении, противодействии, поддержке и нарциссизме. Выявлены достоверные различия в показателях потребностей в автономии, уважении, доминировании, избегании неудач, избегании позора, отвержении и чувственных впечатлениях. Стремление освободиться от регламентации и режима, желание избежать наказания, стремление отвергнуть попытки сближения и намерение испытывать ощущения значительно выше у юношей с интеллектуальной одаренностью. Потребность в поддержке, в избегании позора и стремление занимать в группе главенствующую позицию более выражены у молодых людей, имеющих спортивную одаренность.
7. Обнаружено, что юноши со спортивной одаренностью обладают более высоким уровнем развития личностной идентичности в сравнении с юношами с интеллектуальной одаренностью. Выявлены достоверные различия в степени согласованности структурной организации личностной идентичности, которые указывают на то, что молодые люди, имеющие спортивную одаренность, обладают более высоким уровнем социально- психологической адаптации, стабильным самоотношением, стабильной системой ценностных ориентаций, высоким уровнем рефлексивности и самостоятельности.
8. Корреляционный анализ позволил выявить наличие взаимосвязей между характером идентичности и движущими силами развития личности. Для формирования характера идентичности во всех ее проявлениях (позитивная, негативная, спутанная, мораторий) для интеллектуально одаренных необходим высокий уровень потребностей в противостоянии и порядке и низкий уровень потребности в агрессии, поддержке и чувственных впечатлениях. Для юношей со спортивной одаренностью для формирования характера идентичности необходим высокий уровень потребности в защите, агрессии, уважении, близости и избегании позора, и низкий уровень потребности в познании, избегании неудач, автономии, доминировании и понимании. Выявлена прямая связь между уровнем личностной идентичности и движущими силами развития у юношей со спортивной одаренностью. Связи между характером идентичности и степенью согласованности структурной организации личностной идентичности не обнаружено.
Таким образом, полученные эмпирические данные позволили утверждать правомерность выдвинутой гипотезы о наличие взаимосвязи между характером идентичности и движущими силами развития личности. Формирование идентичности во всех ее проявлениях зависит от потребностей, которые присущи молодым людям с той или иной одаренностью, так же как и выраженность определенных потребность 70
зависит от характера формирования идентичности. Гипотеза о наличии связи между степенью согласованности структурной организации идентичности и движущими силами личности подтвердилась частично. Уровень личностной идентичности напрямую зависит от потребности в избегании неудач у молодых людей со спортивной одаренностью. У юношей с интеллектуальной одаренностью наличия вышесказанной связи не обнаружено. Гипотеза о наличии связи между характером и степенью согласованности структурной организации личностной идентичности не подтвердилась.
1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии// Вопросы психологии. - 1996, № 1.- С. 138
2. Барский Ф.И., Грицук А.Г. «Интервью о жизненной истории» Д. Макадамса как метод исследования нарративной идентичности// Психологическая диагностика. - 2008. №5.- С. 3-48
3. Журнал Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - Выпуск №6 (177) - том 21-2014.
4. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. - Ростов-на-Дону, 2009. - 414 с.
5. Кон И.С. Открытие «Я»// И.С. Кон. - М., 2008. - 367 с.
6. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
7. Крылов А.А. Психология. 2-ое изд. - М.:Проспект, 2005 - 752 с.
8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии.- 1989. №6.- С. 29-33
9. Малахов В.С. Идентичность // Новая философская энциклопедия - 2-е изд, исправленное и дополненное - М.:Мысль, 2010. - 179 с.
10. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., - М., 1999. - 456 с.
12.Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. -
М.:Тривола, 1995. - 357 с.
13. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расширенное и переработанное// Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. М., 2003.
14. Рензулли Дж. Современные концепции одаренности и творчества/ под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Мысль 1997. С 214-226
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. - 712с.
16. Савенков А. И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010¬440с.
17. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство. - М.:Боргес, 2007. — 416 с
18. Теплов Б.М. Избранные труды, в 2-х томах. - М.: Мысль, 1985 - 328 с.
19. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Богоявленской Д.Б. М. 1997. С. 234-264
20. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант.//Развитие и
диагностика способностей. М., 1991, С. 7-21.
21. Юркевич В.Спроблема эмоционального интеллекта//Вестник
практической психологии образования. №3(4). 2005. С. 4-9
22. Эриксон Э. Детство и общество. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 416 с.
23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Общ.ред. и предисл. А. В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. - 86 с.
24. Coleman L.C. Relationships in adolescnce. L.: Routledge & Kegan Paul, 1974.
25. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.)
Handbookofadolescentpsychology. N.Y.: JohnWiley, 1980.
26. Matteson D.R. Adolescence today. Sex roles and the search for
identity. Homewood (III): Dorsey Press, 1975.
27. Murray, H.A. and Kluckhohn, C. Outline of a conception of personality. In C.Kluckhohn, H.A.Murray and D.M.Schneider (Eds.), Personality in nature, society, and culture. (2nd ed.) NewYork: Knopf, 1956
28. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Devel. Psychol. 1982. V. 18. N 3. Р. 341-358.