Исследование степени согласованности структурной организации и характера личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования личностной идентичности в юношеском возрасте 6
1.1. Понятие идентичности в исследованиях Э.Эриксона. Обзор научных
исследований на основе теории Э.Эриксона 6
1.2. Специфика юношеского возраста 17
1.3. Особенности развития одаренных юношей 21
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование степени согласованности структурной организации и характера личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Разработка семантического дифференциала для определения характера
личностной идентичности в юношеском возрасте 33
2.3. Изучение движущих сил развития личности в юношеском возрасте при
различных видах одаренности 41
2.4. Исследование степени согласованности структурной организации
личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности 55
2.5. Выявление характера и степени взаимосвязи степени согласованности
структурной организации и характера личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте 57
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования личностной идентичности в юношеском возрасте 6
1.1. Понятие идентичности в исследованиях Э.Эриксона. Обзор научных
исследований на основе теории Э.Эриксона 6
1.2. Специфика юношеского возраста 17
1.3. Особенности развития одаренных юношей 21
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование степени согласованности структурной организации и характера личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Разработка семантического дифференциала для определения характера
личностной идентичности в юношеском возрасте 33
2.3. Изучение движущих сил развития личности в юношеском возрасте при
различных видах одаренности 41
2.4. Исследование степени согласованности структурной организации
личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности 55
2.5. Выявление характера и степени взаимосвязи степени согласованности
структурной организации и характера личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте 57
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения
Актуальность темы исследования. В последнее время все чаще наблюдается актуальность исследований, которые связаны с изучением идентичности. Часто можно встретить работы, посвященные гендерной, этнической и профессиональной идентичности, однако, в настоящее время большее значение имеет изучение личностной идентичности, так как данная идентичность в отечественной психологии начала изучаться лишь недавно. Данный вопрос затрагивался лишь в зарубежной психологии в трудах Э.Эриксона (1959), Дж. Марсиа (1980), А.Ватермана (1982), Д.Маттесон (1975) и др. Вышеуказанные авторы рассматривали понятие идентичности с разных сторон и определенного единогласного понятия идентичности на данный момент не существует. В отечественной психологии данная проблема начала рассматриваться недавно, основные работы посвящены идентичности касаются гендерного, этнического и профессионального аспекта. Изучением личностной идентичности в отечественной психологии занимаются Н.В.Антонова (1996), М.В.Заковоротная (1990), В.Б.Никитина (2014), Е.А.Петраш (2014) и другие.
Особенно важно уделять внимание развитию идентичности в юношеском возрасте, так как именно в этот период идентичность является центральным психологическим новообразованием, и протекание данного процесса в период юношества является наиболее интенсивным. В связи с этим психологи справедливо рассматривают становление личностной идентичность именно в данном возрасте. Однако исследования данной проблемы не затрагивают юношей с разными видами одаренности, хотя следует отметить, что сейчас вопросу одаренности уделяется много внимания в научном сообществе. Данное противоречие составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость исследования определяется тем, что в настоящее время в обществе наблюдается определенная социальная нестабильность, и не только юноши, но и взрослые люди вынуждены вновь переоценить свои убеждения и искать себя в новой реальности, не причиняя вреда своей тождественности и целостности. Особенно сложно в этот период приходится одаренным юношам, так как они имеют отличные личностные особенности и обладают отличительной чувствительностью и ранимостью.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты, полученные в исследовании можно применять как в психологической, так и в педагогической практике, а именно в консультировании, в психологическом сопровождении, в организации воспитательной работы и обучения.
Объект исследования: личностная идентичность в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Предмет исследования: взаимосвязь между степенью согласованности структурной организации и характером личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Цель исследования: изучить особенности согласованности структурной организации и характера личностной идентичности во взаимосвязи с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь особенностей согласованности структурной организации и характера личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Задачи исследования:
1) Провести обзор литературы, посвященной исследованиям личностной идентичности в юношеском возрасте с разными видами одаренности;
2) Разработать и апробировать семантический дифференциал с целью определения характера личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности;
3) Определить движущие силы развития в юношеском возрасте при различных видах одаренности;
4) Определить уровень согласованности структурной организации личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности;
5) Выявить степень взаимосвязи согласованности структурной организации и характера личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
6) Анализ и интерпретация данных.
Методы и методики исследования:
• Проективная личностная методика «Рисованный апперцептивный тест», разработанная Л.Н.Собчик на основе методики «Тематический апперцептивный тест»;
• Методика исследования личностной идентичности В.Б.Никитиной, Е.А.Петраш;
• Семантический дифференциал, разработанный на основе теории Э.Эриксона.
• Математические методы обработки данных: факторный анализ, корреляционный анализ.
Выборка: в исследовании приняли участие 60 юношей в возрасте 16-18 лет: 30 испытуемых с интеллектуальной одаренностью, 30 испытуемых со спортивной одаренностью.
Особенно важно уделять внимание развитию идентичности в юношеском возрасте, так как именно в этот период идентичность является центральным психологическим новообразованием, и протекание данного процесса в период юношества является наиболее интенсивным. В связи с этим психологи справедливо рассматривают становление личностной идентичность именно в данном возрасте. Однако исследования данной проблемы не затрагивают юношей с разными видами одаренности, хотя следует отметить, что сейчас вопросу одаренности уделяется много внимания в научном сообществе. Данное противоречие составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость исследования определяется тем, что в настоящее время в обществе наблюдается определенная социальная нестабильность, и не только юноши, но и взрослые люди вынуждены вновь переоценить свои убеждения и искать себя в новой реальности, не причиняя вреда своей тождественности и целостности. Особенно сложно в этот период приходится одаренным юношам, так как они имеют отличные личностные особенности и обладают отличительной чувствительностью и ранимостью.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты, полученные в исследовании можно применять как в психологической, так и в педагогической практике, а именно в консультировании, в психологическом сопровождении, в организации воспитательной работы и обучения.
Объект исследования: личностная идентичность в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Предмет исследования: взаимосвязь между степенью согласованности структурной организации и характером личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Цель исследования: изучить особенности согласованности структурной организации и характера личностной идентичности во взаимосвязи с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь особенностей согласованности структурной организации и характера личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
Задачи исследования:
1) Провести обзор литературы, посвященной исследованиям личностной идентичности в юношеском возрасте с разными видами одаренности;
2) Разработать и апробировать семантический дифференциал с целью определения характера личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности;
3) Определить движущие силы развития в юношеском возрасте при различных видах одаренности;
4) Определить уровень согласованности структурной организации личностной идентичности в юношеском возрасте при различных видах одаренности;
5) Выявить степень взаимосвязи согласованности структурной организации и характера личностной идентичности с движущими силами развития личности в юношеском возрасте при различных видах одаренности.
6) Анализ и интерпретация данных.
Методы и методики исследования:
• Проективная личностная методика «Рисованный апперцептивный тест», разработанная Л.Н.Собчик на основе методики «Тематический апперцептивный тест»;
• Методика исследования личностной идентичности В.Б.Никитиной, Е.А.Петраш;
• Семантический дифференциал, разработанный на основе теории Э.Эриксона.
• Математические методы обработки данных: факторный анализ, корреляционный анализ.
Выборка: в исследовании приняли участие 60 юношей в возрасте 16-18 лет: 30 испытуемых с интеллектуальной одаренностью, 30 испытуемых со спортивной одаренностью.
Итоги проведенного эмпирического исследования позволяют утверждать, что в психологической и педагогической науке изучение идентичности одаренных юношей является актуальным направлением. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
5. Для изучения характера идентичности был разработан семантический дифференциал на основе теории Эрика Эриксона. С помощью факторного анализа были выявлены четыре фактора, определяющие характер идентичности в юношеском возрасте: «Позитивная идентичность», «Негативная идентичность», «Спутанная идентичность» и «Мораторий». Результаты изучения факторов идентичности позволили утверждать, что идентичность юношей с интеллектуальной одаренностью достоверно отличалось по характеру достигнутой идентичности юношами со спортивной одаренностью.
6. В результате изучения движущих сил развития личности было установлено, что важнейшими потребностями для интеллектуально одаренных юношей являются потребность в достижении, автономии, противодействии, нарциссизме и познании. Для юношей со спортивной одаренностью характерна выраженность таких потребностей, как потребность в достижении, противодействии, поддержке и нарциссизме. Выявлены достоверные различия в показателях потребностей в автономии, уважении, доминировании, избегании неудач, избегании позора, отвержении и чувственных впечатлениях. Стремление освободиться от регламентации и режима, желание избежать наказания, стремление отвергнуть попытки сближения и намерение испытывать ощущения значительно выше у юношей с интеллектуальной одаренностью. Потребность в поддержке, в избегании позора и стремление занимать в группе главенствующую позицию более выражены у молодых людей, имеющих спортивную одаренность.
7. Обнаружено, что юноши со спортивной одаренностью обладают более высоким уровнем развития личностной идентичности в сравнении с юношами с интеллектуальной одаренностью. Выявлены достоверные различия в степени согласованности структурной организации личностной идентичности, которые указывают на то, что молодые люди, имеющие спортивную одаренность, обладают более высоким уровнем социально- психологической адаптации, стабильным самоотношением, стабильной системой ценностных ориентаций, высоким уровнем рефлексивности и самостоятельности.
8. Корреляционный анализ позволил выявить наличие взаимосвязей между характером идентичности и движущими силами развития личности. Для формирования характера идентичности во всех ее проявлениях (позитивная, негативная, спутанная, мораторий) для интеллектуально одаренных необходим высокий уровень потребностей в противостоянии и порядке и низкий уровень потребности в агрессии, поддержке и чувственных впечатлениях. Для юношей со спортивной одаренностью для формирования характера идентичности необходим высокий уровень потребности в защите, агрессии, уважении, близости и избегании позора, и низкий уровень потребности в познании, избегании неудач, автономии, доминировании и понимании. Выявлена прямая связь между уровнем личностной идентичности и движущими силами развития у юношей со спортивной одаренностью. Связи между характером идентичности и степенью согласованности структурной организации личностной идентичности не обнаружено.
Таким образом, полученные эмпирические данные позволили утверждать правомерность выдвинутой гипотезы о наличие взаимосвязи между характером идентичности и движущими силами развития личности. Формирование идентичности во всех ее проявлениях зависит от потребностей, которые присущи молодым людям с той или иной одаренностью, так же как и выраженность определенных потребность 70
зависит от характера формирования идентичности. Гипотеза о наличии связи между степенью согласованности структурной организации идентичности и движущими силами личности подтвердилась частично. Уровень личностной идентичности напрямую зависит от потребности в избегании неудач у молодых людей со спортивной одаренностью. У юношей с интеллектуальной одаренностью наличия вышесказанной связи не обнаружено. Гипотеза о наличии связи между характером и степенью согласованности структурной организации личностной идентичности не подтвердилась.
5. Для изучения характера идентичности был разработан семантический дифференциал на основе теории Эрика Эриксона. С помощью факторного анализа были выявлены четыре фактора, определяющие характер идентичности в юношеском возрасте: «Позитивная идентичность», «Негативная идентичность», «Спутанная идентичность» и «Мораторий». Результаты изучения факторов идентичности позволили утверждать, что идентичность юношей с интеллектуальной одаренностью достоверно отличалось по характеру достигнутой идентичности юношами со спортивной одаренностью.
6. В результате изучения движущих сил развития личности было установлено, что важнейшими потребностями для интеллектуально одаренных юношей являются потребность в достижении, автономии, противодействии, нарциссизме и познании. Для юношей со спортивной одаренностью характерна выраженность таких потребностей, как потребность в достижении, противодействии, поддержке и нарциссизме. Выявлены достоверные различия в показателях потребностей в автономии, уважении, доминировании, избегании неудач, избегании позора, отвержении и чувственных впечатлениях. Стремление освободиться от регламентации и режима, желание избежать наказания, стремление отвергнуть попытки сближения и намерение испытывать ощущения значительно выше у юношей с интеллектуальной одаренностью. Потребность в поддержке, в избегании позора и стремление занимать в группе главенствующую позицию более выражены у молодых людей, имеющих спортивную одаренность.
7. Обнаружено, что юноши со спортивной одаренностью обладают более высоким уровнем развития личностной идентичности в сравнении с юношами с интеллектуальной одаренностью. Выявлены достоверные различия в степени согласованности структурной организации личностной идентичности, которые указывают на то, что молодые люди, имеющие спортивную одаренность, обладают более высоким уровнем социально- психологической адаптации, стабильным самоотношением, стабильной системой ценностных ориентаций, высоким уровнем рефлексивности и самостоятельности.
8. Корреляционный анализ позволил выявить наличие взаимосвязей между характером идентичности и движущими силами развития личности. Для формирования характера идентичности во всех ее проявлениях (позитивная, негативная, спутанная, мораторий) для интеллектуально одаренных необходим высокий уровень потребностей в противостоянии и порядке и низкий уровень потребности в агрессии, поддержке и чувственных впечатлениях. Для юношей со спортивной одаренностью для формирования характера идентичности необходим высокий уровень потребности в защите, агрессии, уважении, близости и избегании позора, и низкий уровень потребности в познании, избегании неудач, автономии, доминировании и понимании. Выявлена прямая связь между уровнем личностной идентичности и движущими силами развития у юношей со спортивной одаренностью. Связи между характером идентичности и степенью согласованности структурной организации личностной идентичности не обнаружено.
Таким образом, полученные эмпирические данные позволили утверждать правомерность выдвинутой гипотезы о наличие взаимосвязи между характером идентичности и движущими силами развития личности. Формирование идентичности во всех ее проявлениях зависит от потребностей, которые присущи молодым людям с той или иной одаренностью, так же как и выраженность определенных потребность 70
зависит от характера формирования идентичности. Гипотеза о наличии связи между степенью согласованности структурной организации идентичности и движущими силами личности подтвердилась частично. Уровень личностной идентичности напрямую зависит от потребности в избегании неудач у молодых людей со спортивной одаренностью. У юношей с интеллектуальной одаренностью наличия вышесказанной связи не обнаружено. Гипотеза о наличии связи между характером и степенью согласованности структурной организации личностной идентичности не подтвердилась.
Подобные работы
- «ОБРАЗ Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018



