Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение специальных подготовительных упражнений в подготовке баскетболистов

Работа №53127

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
355
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ В БАСКЕТБОЛЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРОВЫМ МЕТОДОМ 10
1.1. Физическое развитие школьников 10
1.2. Физическое воспитание детей школьного возраста в условиях школы
1.3. Специфика обучения в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов. 20
1.4. Особенности физического воспитания детей среднего школьного возраста .. 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ У МАЛЬЧИКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСВОЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В БАСКЕТБОЛЕ .....35
2.1 Исследование физического развития школьников в ходе педагогического эксперимента 35
2.2 Результаты исследования, анализ результатов и анкетирование школьников 38
2.3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 43
2.4. Анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 63


Спорт высших достижений перешел на коммерческую основу, резко возросли размеры призовых за победу в соревнованиях 'иного уровня, возросли требования к физической подготовке. Чем выше призовые, тем выше должна быть подготовка. Увеличился уровень баскетбола, с точки зрения техники, но особенно по отношению к физической подготовке, В спортивных играх это проявилось в возникновении профессиональных команд с громадным наплывом профессиональных баскетболистов из США, преимущественно чернокожих. Спортсмены имеют превосходную физическую подготовку. В связи с этим, увеличился уровень физической подготовки, ведущий к повышению нагрузок, использованию различных средств, методик позволяющих усилено развить физическую подготовку на конкурентноспособный уровень. Если игроки команд раньше проводили за сезон 30-40 игр, то теперь количество игр резко возросло и достигло 70-90 за сезон, что, конечно же, не могло не сказаться на требованиях к физической подготовке. Изменения в правилах игры, в частности, сокращение времени владения мячом привели к возрастанию темпа игры. Теперь необходимо выдерживать скорость выполнения игровых приемов без потери их эффективности, изменились тактические приемы ведения игры требующие повышенной подготовки. Разрешение силовой борьбы при игре в защите, особенно при овладении мячом, отскочившим от кольца, также привело к повышению требований атлетической подготовки баскетболистов. Нужно обладать большой силовой подготовкой для борьбы за место под щитом, в борьбе за мяч в воздухе и при отборе, удержании мяча под кольцом.
Игра в баскетбол способствует развитию у школьников таких качеств, как быстрота, ловкость, выносливость. На организм занимающихся оказывается разностороннее воздействие благодаря множеству естественных движений: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, броски. Баскетбол оказывает существенное влияние на развитие органов чувств. В игре раскрываются и различные виды психических способностей занимающихся. В этом отношении особая роль принадлежит вниманию.
Практическая значимость. Повышение уровня физической подготовленности квалифицированных баскетболистов одна из главных задач в подготовки команды. Для её увеличения необходимо использовать разнообразные приемы, методы, упражнения, порой заимствованные из других видов спорта. Воспитывающее влияние баскетбола многогранно - соблюдение интересов команды, поддержание строгой игровой дисциплины, точное и честное соблюдение правил игры. При правильной организации и четком судействе эта игра становится исключительно ценным средством воспитания у школьников коллективных действий.
Таким образом, при умелом педагогическом подходе, баскетбольные приемы и игра в целом могут оказать положительное воздействие на решение общих задач физического воспитания школьников.
Формирование двигательных навыков в единстве с развитием физических качеств - таково главное направление в деятельности тренера детского спортивного коллектива.
Формирование двигательных навыков предполагает освоение учащимися технических приемов, которые необходимо в процессе игры выполнять быстро и точно. Ведущими двигательными способностями баскетболиста считают быстрота, ловкость, выносливость. Поэтому необходимо освоение технических приемов осуществлять на основе развития ведущих двигательных способностей юного баскетболиста. Включение в занятия игровых и соревновательных упражнений делает их более интересными и эмоциональными. Такие упражнения максимально приближают школьников к игровым условиям, заставляют их решать задачи индивидуальной и командной тактики.
Для достижения высоких спортивных результатов в любом виде спорта немалую роль играет уровень развития физических (двигательных) качеств спортсмена. Эта истина не является новой, однако проблема развития физических качеств спортсмена в каждом конкретном виде спорта и в частности в баскетболе на сегодняшний день остается по-прежнему далеко не решенной. Анализируя специальную литературу по баскетболу до 50-х гг., можно отметить, что на страницах печати лишь упоминалось о том, что спортсмену в тренировочном процессе необходимо применять специальные упражнения, развивающие качества, присущие баскетболисту.
Позднее, в начале 60-х и до конца 70-х годов, в литературе стали обращать внимание на необходимость развития тех качеств, к которым в игре предъявляются особенно повышенные требования, и предлагался соответствующий перечень физических качеств, необходимых баскетболисту
В 70-х годах в учебниках и пособиях по баскетболу стали появляться определения таких физических качеств, как сила, быстрота и др., но эти определения освещены в ряде учебников и раскрывают качества, присущие любому виду спорта, но не характерные, специфичные для какого-либо конкретного вида спорта, в том числе и для баскетбола (Зациорский В.М.,1970).
В специальной литературе и до сегодняшнего дня каждый автор или группа авторов предлагают свой комплекс факторов, акцентов, определяющий высокий уровень физической подготовленности баскетболиста. Акцентируя внимание на необходимости развития тех или иных физических качеств, авторы, в основном, говорят о значимости того или иного качества и предлагают физические упражнения или перечисляют методы, необходимые для развития этого качества, не раскрывая при этом сущность самого физического качества, а если и затрагивают ее (например, скоростные качества), то подразумевают под этим прирост быстроты, ее информативные тесты и формы проявления (Корягин В.М. 1994, Грасис Б.Н. 1980).
Например, Грасис Б.Н.(1980), Корягин В.М.(1994) считают, что баскетболистам необходимы в первую очередь высокий уровень прыжковой выносливости, прыжковой ловкости, быстроты перемещения, Ботагариев Т,А,(1990), Горбашев И.А.(1984) останавливаются на силе, быстроте, выносливости, ловкости, Саблин А.Б. (2002) рекомендует юным баскетболистам дополнительно к прыгучести, ловкости постоянно развивать координацию движений в опорном и безопорном положениях, ориентировку в действиях, скорость, быстроту, умение быстро переключаться в действиях и т.д, Ботагариёв Т.А.(1990), Львова Ю .И,(1973) выделяют несколько физических качеств, необходимых для игровой деятельности баскетболистов. Это скоростно-силовые качества, которые особенно проявляются в прыгучести (в сочетании с выносливостью), в бросках (в прыжке) и реагировании на раздражители, а также выносливость с ее разновидностями (прыжковая и выносливость защитника), ловкость, акробатическая ловкость, гибкость.
Помимо вышеперечисленных качеств, акцентируют внимание на развитие быстроты (двигательной реакции и ориентировки, наблюдательности, быстроты ответных действий и перемещений), прыгучести (Бобкова А.Н.,1999).Такое обилие и разнообразие всевозможных акцентов вызвано тем, что каждый из авторов, вводя новое качество, допустим, акробатическая ловкость, «выносливость защитника», «игровая выносливость» и др., не дает определения этим качествам, не раскрывает сущности его содержаний.
Иногда один и тот же автор пишет о необходимости развития быстроты реакции и быстроты ответных действий или о координации движений в опорном положении и ориентировке в действиях, о необходимости развития скорости и быстроты и т.д., не раскрывая, чем отличается быстрота двигательной реакции от быстроты ответных действий (ведь быстрота ответных действий характеризует быстроту двигательной реакции человека);
какое понятие вкладывает автор в слова «скорость» и «быстрота», когда предлагает заниматься развитием того и другого качества (Саблин А.Б.,2002).
Иногда авторы дают определения вводимым ими физическим качествам, однако эти определения, в сущности, мало чем отличаются друг от друга. Так, по мнению Саблина А.Б.(2002), Бобковой А.Н.(1999), «скоростная выносливость - способность баскетболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры», а «специальная быстрота баскетболиста - способность с очень большой скоростью выполнять технические приемы, способы и отдельные действия». Различие в этих определениях можно отметить лишь в выражениях «с высокой скоростью», а в другом «с очень большой скоростью», хотя в первом случае определение дается выносливости, а во втором - быстроте. Нельзя не сказать и о том, что в учебниках по баскетболу фактически нет раздела, в котором разбирался бы вопрос о физических качествах, если не считать, конечно, тех 9-12 страниц учебника (из более чем 200 страниц), где очень поверхностно пишется о развитии силы, быстроты, выносливости, гибкости и в основном приводится перечень физических упражнений для развития силы ног, пальцев рук, гибкости и т.д. И такие примеры не единичны.
С одной стороны, может возникнуть мнение, что если разделу физических качеств отводится в учебнике 2,2 - 2,8% от всего помещаемого материала, то или этот вопрос является второстепенным и не представляет никакой значимости в процессе спортивной подготовки баскетболиста, или этот вопрос очень простой, давно уже решенный и потому нет смысла представлять в учебнике по этому вопросу большее количество информации. Но, с другой стороны, даже неполный анализ литературы свидетельствует об отсутствии единого взгляда на предлагаемый перечень ведущих факторов, так необходимых баскетболисту, а также об отсутствии единой трактовки в определениях физических качеств. В связи с этим в работе предпринята попытка разработать методику круговой тренировки
Актуальность данной работы: заключается в том, что в литературе на современном этапе существует очень мало доказательств необходимости использования именно специальных подготовительных упражнений для развития физических качеств баскетболистов школьного возраста. Работа обусловлена необходимостью поиска и применения на занятиях по баскетболу в школе эффективных, обеспечивающих стабильное овладение двигательными навыками, средств и методов обучения игровым техническим приемам.
Цель нашего исследования - разработка и экспериментальная проверка методики обучения юных баскетболистов среднего школьного возраста основными техническими приемами.
Объектом исследования был избран процесс обучения мальчиков 6-7х классов техническим приемам в школьной секции баскетбола.
Предметом исследования явились средства и методы обучения юных баскетболистов на основе применения специальных подготовительных упражнений для развития двигательных способностей баскетболиста.
Гипотеза исследования: процесс развития двигательных способностей школьников будет проходить наиболее эффективно, если:
- они постоянно приобретают двигательные умения;
- предусмотрено последовательное усложнение основных движений;
- включать элементы новизны;
- применять различные методы, средства и приемы, способствующие точному соизмерению и регулированию пространственных, временных и динамических параметров движений.
- использовать преимущественно игровой метод обучения, ситуации состязания, соперничества, максимально приближенные к соревновательным условиям;
- процесс освоения технических приемов вести во взаимосвязи с развитием ведущих двигательных способностей юных баскетболистов: быстротой, ловкостью, выносливостью.
Исходя из выдвинутой гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по избранной проблеме.
2. Разработать комплексы специальных подготовительных упражнений для развития двигательных способностей юных баскетболистов для обучения техническим приемам и совершенствования в них.
3. Разработать практические рекомендации по использованию специальных подготовительных упражнений в подготовке юных баскетболистов
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики в учебно-тренировочном процессе школьной секции баскетбола.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и совершенствование технических приемов наиболее эффективно происходит, если у юного баскетболиста достаточно высокий уровень развития ведущих двигательных способностей (быстроты, ловкости, выносливости) и при использовании игрового метода обучения, ситуаций состязания, соревновательных ситуаций.
Баскетболисту приходится вести мяч (дриблинг), выполнять передачи в самых различных ситуациях. Именно дриблинг позволяет игроку, владеющему мячом, и оторваться от преследования соперников, и освободиться от опекуна, чтобы развить атаку, сделать точную передачу партнеру или завершить атаку точным броском.
Поэтому он одинаково хорошо должен выполнять различные финты с ведением мяча, уметь точно передавать мяч на бегу, после ведения и ловли мяча, в прыжке.
Во время игры баскетболисты получают наибольшую физическую нагрузку на нижние и верхние конечности, поэтому в комплексах физических упражнений всегда должны быть больше представлены упражнения на развитие мышц рук, ног, грудной клетки, брюшного пресса.
Плотность учебно-тренировочного занятия во многом зависит от правильной организации группы. На тренировках по баскетболу эта проблема легко разрешима, так как большинство упражнений выполняется поточным методом.
Программный учебный материал должен быть составлен с таким расчетом, чтобы учащиеся сначала ознакомились с основными техническими приемами. Для начального обучения это очень важно, так как главное внимание юных баскетболистов необходимо сосредоточить на выполнении приемов. Дальнейшее закрепление и совершенствование основных технических приемов проводится в различных сочетаниях.
Для постепенного приближения технических приемов к игровой обстановке их необходимо повторять в условиях пассивного сопротивления или ограничения.
В дальнейшем приближение условий выполнения технических приемов к игровым осуществляется введением активного сопротивления. Занимающиеся выполняют определенные сочетания приемов в зависимости от способа действия защитника. Границы активности действий защитника должны быть четко обусловлены, а грубость совершенно исключена.
Проведение уроков по баскетболу - процесс творческий, и его качественный уровень во многом зависит от практического опыта и педагогического мастерства учителя. Педагог должен постоянно использовать на уроках баскетбола интересные и разнообразные подвижные игры, эстафеты, ситуации соперничества, сочетающихся с ловкостью, быстротой, высокой координацией движений, находчивостью. Это поможет учащимся качественно овладеть основными техническими приемами в баскетболе.



1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). - Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002. - 206 с.
2. Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: Учеб, пособие для педагогического колледжа. - Казань: РИЦ «Школа», 2000. - 188 с.
3. Бондарь А.М. Учись играть в баскетбол. - Минск: Полынья, 1986. - 111с.
4. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред А.Г.Хрипковой. - М.: Просвещение, 1990 -319 с.
5. Камышев О.Н., Пугачев В.Ф. Баскетбол. Передача и ловля мяча. - Физическая культура в школе, 2010, №2. - С. 41-45.
6. Камышев О.Н., Пугачев В.Ф. Баскетбол. Дриблинг. - Физическая культура в школе, 2010, №1. - С. 47-50.
7. Коджаспиров Ю.Г. Игровая рационализация уроков. - Физическая культура в школе, 2000, №8. - С. 28-32.
8. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2005. - 126 с.
9. Котляревский-Зубченко А.А. Все начинается с урока. - Физическая культура в школе, 2005, № 8. — С. 28-30.
10. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Физическая подготовка юных баскетболистов. - Минск: Беларусь, 1970. - 136 с.
11. Кульков Ю.В. Игровой урок в 5 классе. - Физическая культура в школе, 2003, № 2. - С. 78-80.
12. Матвеев А.П. Физическая культура. Основная школа, средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. - М.: Просвещение, 2008.- 143 с.
13. Нестеровский Д.И, Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
14. Носов В.В. Основные упражнения баскетболиста на начальном этапе обучения: Методические указания. - Ульяновск: Ул. РТУ, 2006.- 30 с.
15. Пельменев В.К, Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во КРУ, 2000. — 162 с .
16. Программа по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений. - Казань: Магариф, 2005. - 54
17. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. - СПб: Дельта, 1998. - 208 с.
18. Самарин В.Н. Школа мяча. Баскетбол. — Физическая культура в школе, 2000, № 3. - С, 31-33.
19. Спортивная физиология: Учеб, для ин-тов физ. культ. / Под ред. Я.М.Коца. - М,: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.
20 .Холодов Ж.К., Кузнецов В .С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб, пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
21.Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 624 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ