ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЙО ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………...7
1.1. Теоретические подходы к понятию «психологическая готовность к обучению в школе» в психологии………………………………………………..7
1.2. Компоненты психологической готовности дошкольников к обучению в школе ………………………………………………………………17
1.3. Психолого-педагогические условия развития психологической готовности детей к школе в разных системах дошкольного образования ….23
Выводы по Главе 1 ……………………………………………………….28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЙО ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………….30
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования психологической готовности дошкольников к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации …………………………………...30
2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования психологической готовности дошкольников к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации …………………………………...33
Выводы по Главе 2 ………………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..47
...
Противоречие исследования. Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными: Л.И. Божович, И.А.Бурлакова, Л.А.Венгер, В.В. Давыдов, И.В.Дубровина, Д.Б. Эльконин и др.
Несмотря на то, что существуют различные подходы к определению понятия «психологической готовности к школьному обучению», высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
Проблема исследования. Проблема исследования психологической готовности к школе обусловлена запросами практики. Для того чтобы ребенок мог в дальнейшем включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть достигнут определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире.
Объект исследования. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению.
Предмет исследования. Содержание психологической готовности дошкольников к школьному обучению.
Цель исследования – дать содержательную характеристику психологической готовности дошкольников к школьному обучению, подкрепив ее опытно-экспериментальной работой.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические подходы к понятию «психологическая готовность к обучению в школе» в психологии;
...
Проблема готовности к обучению является одним из приоритетных направлений исследований в отечественной и зарубежной педагогической психологии.
Анализ истории проблемы готовности к обучению показывает, что первоначально этот вопрос рассматривался в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста применительно к началу систематического школьного обучения (стартовая готовность к обучению в школе). Стартовую готовность к обучению в школе Н.В. Нижегородцева определяет как «соответствие исходного уровня психического развития ребенка требованиям школы и может рассматриваться как предпосылка успешного усвоения на первом этапе обучения (усвоение грамоты, первоначального чтения и письма)» . Позже возрастной диапазон и содержание понятия готовности к обучению были расширены. В связи с модернизацией и определением новых задач и приоритетов развития отечественной системы образования особую актуальность приобретают исследования готовности ...
...
33. Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе [Текст] / У. В. Ульенкова // Вопросы психологии. – 1983. – № 4. – С.62-69.
34. Чепцова Н. А. Психолого-акмеологические условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Чепцова Н. А. – Кострома, 2006. – 22 с.
35. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию [Текст] / В. Д. Шадриков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 656 с.
36. Юферева Т. И. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю [Текст] / Т. И. Юферева // Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – С.120-145.
37. Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы. – М.: МГППУ, 2010 – 32с.