Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТАВШИХ ОТЦОВСКУЮ ДЕПРИВАЦИЮ (НА ПРИМЕРЕ НЕ ПОЛНЫХ СЕМЕЙ)

Работа №53103

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
355
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТАВШИХ ОТЦОВСКУЮ ДЕПРИВАЦИЮ 7
1.1. Младший школьный возраст и его особенности 7
1.2. Исследование эмоционального развития младших школьников в
отечественной и зарубежной психологии 17
1.3. Роль семьи в развития ребенка. Воспитание ребенка в семье.
Особенности отцовской депривации 27
Выводы по 1 главе 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНО-РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТАВШИХ
ОТЦОВСКУЮ ДЕПРИВАЦИЮ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования взаимосвязи эмоционального развития и семейно-родительских установок у младших школьников, испытавших
отцовскую депривацию 44
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 60
ПРИЛОЖЕНИЯ

Младший школьный возраст исторически выделился сравнительно недавно и еще не до конца исследован, поэтому привлекает пристальное внимание ученых. Проблемой младшего школьного возраста занимались многие психологи: Д.Б. Эльконин, Л.И. Айдарова, В.В. Давыдова и другие. Особенность данного возраста в том, что у ребенка происходит перестройка всех систем отношений с действительностью, в связи с началом обучения в школе. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка - изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряженность, что отражается как на физическом уровне, так и на поведении. Развитию чувства личности у ребенка в этот период способствуют характер его адаптации и отношение к нему со стороны родных. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек [34; 145-148]. Начальное обучение в школе порождает существенные изменения в эмоциональной сфере ребенка и важной составляющей развития ребенка в данный период является семья. На смену свободы дошкольного детства приходит отношение зависимости и подчинение определенным правилам. Родители начинают контролировать ребенка: интересуются оценками, проверяют домашнее задание, составляют режим дня. Для ребенка создается впечатление, что родителей больше всего интересуют оценки и что они стали любить его меньше. Это возлагает на ребенка новую ответственность: приходится организовывать свою жизнь, контролировать свои ситуативные импульсы. В результате он начинает чувствовать отчуждение от близких людей и одиночество. Для эмоционального развития ребенка важно участие обоих родителей, потому что каждых из них имеет разные функции и влияние на него. К сожалению, все больше детей растут в не полных семьях, полностью или частично лишенных родительской заботы, довольно часто без отцов. По причине различных трансформаций в институте семьи, ее современным состоянием, все больше интерес в обществе вызывает фигура отца, его роль в психическом и эмоциональном развитии ребенка, новые модели отцовства [15; 14].
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что исследование психологической депривации осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых основным является психоанализ (З. Фрейд, К. Хорни, Э.Эриксон, Р. Шпиц), гуманистическая психология (А. Маслоу), мотивационная теория (Г. Шеффер), теория учения (Дж. Брунер). В отечественной психологии разработкой исследуемой проблематики занимались В.С,Мухина, Л.И. Божович, М.И.Лисина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование проблемы эмоционального развития младших школьников в условиях отцовской депривации недостаточно изучена, не смотря на повышенный интерес к данной проблеме в зарубежной психологии и среди отечественных ученых. Большинство этих авторов основную часть своих работ посвятили изучению материнской и эмоциональной депривации.
Социальная значимость данного исследования определяется глубоким пониманием важности отцовской роли в эмоциональном развитии ребенка. Результаты данного исследования могут быть использованы для гармонизации детско-родительских отношений в современном обществе. Поэтому изучение проблемы представления об отцовской депривации и ее влияния на развитие ребенка становится актуальной темой в современном обществе.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального развития и семейно-родительских установок у младших школьников, испытавших отцовскую депривацию.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального развития и семейно-родительских установок у младших школьников, испытавших отцовскую депривацию.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь эмоционального развития и семейно-родительских установок у младших школьников, испытавших отцовскую депривацию; существуют различия в особенностях эмоционального развития и семейно-родительских установок у младших школьников, испытавших отцовскую депривацию, на примере полных и неполных семей.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме эмоционального развития младших школьников, испытавших отцовскую депривацию.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь эмоционального развития и семейно-родительских установок у младших школьников, испытавших отцовскую депривацию.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
3. Методика Е.С. Шеффер, Р.Е. Белл «Изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни» (PARI).
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t- критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции
Пирсона, проверка достоверности.
Выборка исследования состоит из 80 человек, из них 20 детей из полных семей и 20 из неполных семей младшего школьного возраста (9 -10 лет), ученики 3-4 классов средней общеобразовательной русско-татарской школы №111 и татарской гимназии №2 им. Ш. Марджаани, а также 20 матерей, состоящих в браке и 20 матерей вне брака.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Установлено, что дети младшего школьного возраста, растущие в полных и неполных семьях имеют различия по показателям личностной и реактивной тревожности. У детей из неполных семей показатель личностной тревожности на рубеже умеренной и высокой тревожности, что говорит о том, что они более подвержены к тревоге во время стрессовых ситуаций, нежели дети, растущие в полных семьях. По показателю реактивной тревожности дети из неполных семей более подвержены тревоге, нежели дети из полных семей, но они также находятся в зоне низкой тревожности.
2. Выявлено, что у детей младшего школьного возраста, растущих в неполных семьях высокими показателями оказались «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «страх ситуации проверки знаний». Это свидетельствует о том, что дети, ростущие в неполных семьях боятся негативного отношения и переживают тревогу в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей. У детей из полных семей самым высоким показателем стал показатель «страх не соответствовать ожиданиям окружающих». Они ориентированы на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, переживают по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидают негативных оценок. У детей, растущих в неполных семьях низким по сравнению с другими показателями стал показатель «переживание социального стресса», что говорит о том, что дети не сильно переживают за отношения со сверстниками и взаимодействия с ними, а у детей из полных семей самый низкий показатель - «общая тревожность в школе» состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы не сильно беспокоит, вводит в тревожность детей из полных семей. Стоит отметить, что дети из полных и неполных семей имеют сходные значения по показателю «страх самовыражения».
3. Выявлено, что существуют различия между мамами живущими в полных семьях и неполных по некоторым показателям родительских установок. На выборке женщин, живущих в неполных , наиболее высокими показателями, являются показатели “уравновешенные отношения” и “вербализация”. Высокий результат по этим показателям свидетельствует о том, что мамы имеют тесную связь с ребенком и очень близкие отношения с ним. У мам, состоящих в браке, высоким показателем по сравнению с другими показателями, стал “зависимость от семьи”. Это свидетельствует о
приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела». В большинстве случаях наблюдается, что мамы, живущие в неполных семьях имеют более высокие показатели, чем у мам, живущих в полных семьях. Особенно видны различия по показателям: “уравновешенные отношения”; “вербализация”; “сверхавторитет родителей” и “опасение обидеть”.
4. Анализ корреляционной плеяды показывает, что для группы младших школьников, растущих в неполных семьях и мам, живущих вне брака, характерным является наличие как прямых, так и обратных связей. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих у детей имеет обратную связь с вербализацией (-0,6 , при р=0,05), зависимостью от семьи (-0,5, при р=0,05), ощущением самопожертвования (-0,6, при р=0,05) и чрезмерной заботой у мам (-0,6, при р=0,05). Реактивная тревожность имеет обратную связь с вербализацией (-0,4, при р=0,05). Проблемы и страхи в отношениях с учителями имеет обратную связь с показателем зависимости от семьи (-0,5, при р=0,05). Прямую связь со страхом ситуации проверки знаний имеет безучастность мужа (0,4, при р=0,05). Прямую связь со страхом самовыражения имеет доминирование матери (0,4, при р=0,05). На данном этапе исследования, гипотеза о том, что существует взаимосвязь эмоционального развития и семейно-родительских установок в условиях отцовской депривации у младших школьников и, что существуют различия в особенностях эмоционального развития и семейно-родительских установок в условиях отцовской депривации у младших школьников, на примере полных и неполных семей подтвердилась. Анализ корреляционной плеяды показывает, что для группы младших школьников, растущих в полных семьях и мам, живущих в браке, характерным является наличие как прямых, так и обратных связей. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (0,4, при р=0,05) и страх ситуации проверки знаний (-0,5, при р=0,05) у детей имеет обратную связь с подавлением агрессии у мам. Фрустрацией потребностей достижения успеха (-0,5, при р=0,05) и страх не соответствовать ожиданиям окружающих (-0,5, при р= 0,05) имеет обратную связь с исключением внутрисемейных влияний.



1. Агавелян, В. С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний. - М.: ПЕР СЭ, 2004. 193 с.
2. Алексеева Л. С. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье. - М.: Тривола, 2006. 67с.
3. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - М.: Изд-во пед. ин-та, 1973. 231 с.
4. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. 213 с.
5. Бюлер, К. Реакция удовольствия и неудовольствия. Наслаждение, игра, творчество. М.: Тривола, 1992. 243 с.
6. Бреслов Г. М. Психология эмоций: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2007. 321 с.
7. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Просвещение, 2001. 214 с.
8. Вилюнас В.К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2008. 267 с.
9. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1984. 312 с.
10. Джемс, У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. 342 с.
11. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987. 139 с.
12. Запорожец A.B. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986. 320 с.
13. Китаев - Смык Л.А. Психология стресса: Психологическая антропология стресса. - М.: Наука. 2009. 348 с.
14. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко этнографическая перспектива. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. 270 с.
15. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 2004. 234 с.
16. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1955. 30 с.
17. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер. с англ. С. Коледа. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. 208 с. (Перевод книги «Spirituality of the Body: Bioenergetics for the Grace and Harmony»)
18. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин. - СПб.: Питер, 2002. 567 с.
19. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1997. 356 с.
20. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2003. 688 с.
21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Просвещение, 1995. 376с.
22. Петченко В. А. Методика оценки степени выраженности объектных школьных страхов детей младшего школьного возраста /Петченко В.А. / Психолог в школе. - М.: Просвещение, 1999. 55 с.
23. Пискарева Т.Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушениями интеллекта. СПб.: Питер, 1998. 543 с.
24. Роджерс К. Взгляд на психотерапию ; Становление человека / Пер. с англ. М. М. Исениной ; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной .- М.: Просвещение, 1994. 167 с.
25. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Владос, 1959. 328 с.
26. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.; Владос, 1973. 423 с.
27. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций /Главный редактор А.П. Олейникова
. -- М: «Прометей» МПГУ, 1998. 252 с.
28. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М., 1970. 97 с.
29. Ферстенберг Ф. Ф., Норд Л. У., Петерсон Дж. Д., Зилл Н. Распад брака и контакты родителей с детьми. М.: СоцИс., 1985. 45 с.
30. Фрейд 3. Страх. - М.: Книжное изд-во «Современные проблемы», 1927. 206 с.
31. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.: Владос, 1993. 143 с.
32. Уотсон Дж. Б. Психология с точки зрения бихевиориста //Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ. 1980. 17 с.
33. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994. 168 с.
34. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Тривола, 1960. 328 с.
35. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. - М., 1961. 214 с.
36. Tmka T.M., Grubbs R.H. // Acc. Chem. Res., 2001. 79 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ