Введение
Глава 1. Проблема формирования саморегуляции как компонента общей способности к учению у детей с нарушением слуха
1.1. Саморегуляция в структуре психологической готовности к школьному обучению
1.1.1. Развитие воли и саморегуляции в старшем дошкольном возрасте.
1.1.2. Структура психологической готовности к школьному обучению и место в ней саморегуляции.
1.2 Психологические особенности саморегуляции дошкольников с нарушением слуха
1.2.1. Психическое развитие детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте.
1.2.2. Развитие саморегуляции и формирование школьной готовности у детей с нарушением слуха
Выводы про 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование саморегуляции и способности к учению у детей 6-7 лет с нарушением слуха
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Уровень саморегуляции и сформированность школьной готовности у
детей с нарушением слуха и нормой развития
2.3. Особенности показателей саморегуляции и школьной готовности и их взаимосвязей у детей с нарушением слуха и нормой развития
Выводы по 2 главе
Выводы
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность исследования. Сформированность саморегуляции является наиболее общей характеристикой не только интеллекта, но и личности в целом. Она обеспечивает успешность протекания любой деятельности, в том числе учебной. Умение осознанно подходить к поставленным задачам, объективно оценивать результат, а также методы и способы работы, контролировать сам процесс ее выполнения, сопоставлять результат собственной деятельности с образцом и на этой основе произвольно управлять своей деятельностью является важным показателем развития самосознания и личности ребенка в целом.
В зарубежной психологи обзоры и анализ теоретических и экспериментальных исследований представлены в работах А. Лейзерсона, Ф. Блума, У. Джемса, Н. Ньюкомба и других.
В отечественной психологии наиболее полный обзор и анализ работ по воле имеются в работах В.И.Селиванова, М.Г. Ярошевского, С.Л. Рубинштейна. [2] В. А. Иванникова считала главной психологической функцией воли - усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.
Исследованием особенностей волевой регуляции поведения у детей с сенсорными нарушениями занимались немногочисленные российские и зарубежные психологи, дефектологи. Изучался онтогенез волевой регуляции поведения, были предложены методы диагностики воли у детей с нарушениями слуха. В работах М.М. Нудельман, М.Ю. Pay, Е.А. Сошиной, Е.Г. Речитской отмечено отставание и своеобразное развитие волевых качеств у глухих. Л.М. Барденштейн в своих исследованиях указал на изменения психических процессов, в том числе и волевых качеств, при осознании глухим ребенком своего дефекта.
Несмотря на это, проблема саморегуляции у детей с нарушениями в развитии, а именно с нарушениями слуха, в контексте готовности к школьному обучению в современной науке изучена недостаточно.
Цель исследования: выявить особенности саморегуляции как компонента успешного обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования: саморегуляция у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности саморегуляции как компонента общей способности к учению у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха уровень сформированности саморегуляции ниже, чем у детей с нормой развития, и сильнее связан с уровнем обучаемости.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нами определены задачи нашего исследования:
1. На основе обзора источников по теме подобрать диагностический инструментарий по выявлению саморегуляции и уровня обучаемости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
2. Эмпирически исследовать уровень саморегуляции и уровень обучаемости старших дошкольников в норме и с нарушениями слуха.
3. Установить особенности уровня сформированности саморегуляции и обучаемости и особенности взаимосвязи этих показателей у старших дошкольников с нарушениями слуха по сравнению с детьми с нормативным развитием.
Методологический базой являются положения И.В. Дубровиной, Полонской Н.Н., Яблоковой Л.В., Акутина Т.В. о проблеме саморегуляции как о факторе, влияющем на успешность обучения в младшем школьном возрасте, идеи саморегуляции произвольной активности О. А. Конопкина и В. И. Моросановой, идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса Ч. Шеррингтона и И.М. Сеченова, развивших положение К. Бернара о саморегуляции.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами учреждений для разработки программ, направленных на повышение эффективности подготовки детей с нарушениями слуха к школьному обучению, использованы для консультации родителей, оформления информационных стендов и брошюр для них по вопросам воспитания и помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на итоговой студенческой научно-образовательной конференции, программа недели науки (КФУ, 2016)
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проанализировав многие исследования, можно с уверенность сказать, что дошкольный возраст является самым важным этапом развития маленького человека. К концу этого периода у дошкольника заканчивается формирование основных предпосылок к преднамеренному, сознательному анализу собственных возможностей, элементарной формы саморегуляции, самооценки и самоконтроля. Но, к сожалению, основным средством благоприятствующему формированию сознания и произвольности является речь. Именно речь служит инструментом, способствующим возможности абстрагирования ребенка и оценки себя и своих действий со стороны, анализу своих ошибок и проступков. Поэтому, это становится причиной того, что дети с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста часто не планируют и не регулируют свое поведение, легко отвлекаемы, с слабо развитым сознанием, достаточно поверхностными и приблизительными представлениями. Поэтому на сегодняшний день так актуально изучение проблемы формирования саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Таким образом, в соответствии с поставленной целью, сформированной гипотезой, выделенными задачами исследования, нами была изучена взаимосвязь саморегуляции и общей готовности к учению у детей 6-7 лет с нарушением слуха. Анализ информации, полученной в ходе проведения эмпирической части исследования, и сопоставление ее с данными статистической обработки позволяют нам выделить содержательные психологические особенности детей с нарушениями слуха и могут быть использованы в практической работе педагогов, психологов и родителей.
1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. 183с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
3. Андрущенко Т.Ю., Каробекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопр. психологии. 1993. №1.
4. Бедер Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей с задержками развития // Вопр. психологии. 1983. №4.
5. Берцфан Л.В. Специфика учебного действия контроля // Вопр. психологии. 1987. №4.
6. Божович Л.И., Ендовицкая Т.В., Славина Л.С. Цель и намерение и их побудительная сила // Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1-й Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974. 116с.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995. 212с.
8. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопр. психологии. 1975. №1.
9. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции. Психол. журнал. 1998. Т19. №4.
10. Васильев И.А., Магомед-Эшенов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. 144с.
11. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.3. Л., 1981.
12. Волков А.М. и др. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 216с.
13. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. Т.5. М., 1983.
14. Гришак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. 286с.
15. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991.
16. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Лемпшера, А.К. Марковой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. 216с.
17.Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М: Педагогика, 1982. 216с.
18.Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Лампшера, А.К. МАрковой; Науч.-Исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. 216с.
19. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд- во МГУ, 1991. 142с.
20. Камен В.К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь. 1983.
21. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопр. психологии, 1995. №1.
22. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. 183с.
23. Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психол. журнал. 1995. Т16. №1.
24. Круглова Психологические особенности саморегуляции подростков в учебной деятельности // Психол. журнал. 1994. Т.15. №2.
25. Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. 216с.
26. Матис Т.А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И.Ломпшера, А.К. Марковой; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. 216с.
27. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991. 152с.
28. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопр. психологии. 1988. №3.
29.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1998. 240с.
ЗО.Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. М.: Знание, 1986. 80с. (Новое в жизни, науке, технике, Сер. «Педагогика и психология»; №6).
31. Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Акутина Т.В. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения младших школьников // Вестн. Моск. ун-та, Сер. XIV. Психология. 1997. №2.
32. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопр. психологии. 1991. №5.
33. Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 160с.
34. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. 272с.
35. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. 544с.
36. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопр. психологии 1990. №4
37. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психол. Журнал. 1982. Т.3. №4.
38. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб.пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. 384с.
39. Степанский В.И. Роль субъективных критериев успешности результатов в регуляции деятельности // Вопр. психологии. 1984. №3.
40. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. 320с.
41. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л., 1969. 42.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: 1974.