Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Работа №53092

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Проблема формирования саморегуляции как компонента общей способности к учению у детей с нарушением слуха
1.1. Саморегуляция в структуре психологической готовности к школьному обучению
1.1.1. Развитие воли и саморегуляции в старшем дошкольном возрасте.
1.1.2. Структура психологической готовности к школьному обучению и место в ней саморегуляции.
1.2 Психологические особенности саморегуляции дошкольников с нарушением слуха
1.2.1. Психическое развитие детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте.
1.2.2. Развитие саморегуляции и формирование школьной готовности у детей с нарушением слуха
Выводы про 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование саморегуляции и способности к учению у детей 6-7 лет с нарушением слуха
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Уровень саморегуляции и сформированность школьной готовности у
детей с нарушением слуха и нормой развития
2.3. Особенности показателей саморегуляции и школьной готовности и их взаимосвязей у детей с нарушением слуха и нормой развития
Выводы по 2 главе
Выводы
Список использованной литературы
Приложение


Актуальность исследования. Сформированность саморегуляции является наиболее общей характеристикой не только интеллекта, но и личности в целом. Она обеспечивает успешность протекания любой деятельности, в том числе учебной. Умение осознанно подходить к поставленным задачам, объективно оценивать результат, а также методы и способы работы, контролировать сам процесс ее выполнения, сопоставлять результат собственной деятельности с образцом и на этой основе произвольно управлять своей деятельностью является важным показателем развития самосознания и личности ребенка в целом.
В зарубежной психологи обзоры и анализ теоретических и экспериментальных исследований представлены в работах А. Лейзерсона, Ф. Блума, У. Джемса, Н. Ньюкомба и других.
В отечественной психологии наиболее полный обзор и анализ работ по воле имеются в работах В.И.Селиванова, М.Г. Ярошевского, С.Л. Рубинштейна. [2] В. А. Иванникова считала главной психологической функцией воли - усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.
Исследованием особенностей волевой регуляции поведения у детей с сенсорными нарушениями занимались немногочисленные российские и зарубежные психологи, дефектологи. Изучался онтогенез волевой регуляции поведения, были предложены методы диагностики воли у детей с нарушениями слуха. В работах М.М. Нудельман, М.Ю. Pay, Е.А. Сошиной, Е.Г. Речитской отмечено отставание и своеобразное развитие волевых качеств у глухих. Л.М. Барденштейн в своих исследованиях указал на изменения психических процессов, в том числе и волевых качеств, при осознании глухим ребенком своего дефекта.
Несмотря на это, проблема саморегуляции у детей с нарушениями в развитии, а именно с нарушениями слуха, в контексте готовности к школьному обучению в современной науке изучена недостаточно.
Цель исследования: выявить особенности саморегуляции как компонента успешного обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования: саморегуляция у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности саморегуляции как компонента общей способности к учению у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха уровень сформированности саморегуляции ниже, чем у детей с нормой развития, и сильнее связан с уровнем обучаемости.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нами определены задачи нашего исследования:
1. На основе обзора источников по теме подобрать диагностический инструментарий по выявлению саморегуляции и уровня обучаемости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
2. Эмпирически исследовать уровень саморегуляции и уровень обучаемости старших дошкольников в норме и с нарушениями слуха.
3. Установить особенности уровня сформированности саморегуляции и обучаемости и особенности взаимосвязи этих показателей у старших дошкольников с нарушениями слуха по сравнению с детьми с нормативным развитием.
Методологический базой являются положения И.В. Дубровиной, Полонской Н.Н., Яблоковой Л.В., Акутина Т.В. о проблеме саморегуляции как о факторе, влияющем на успешность обучения в младшем школьном возрасте, идеи саморегуляции произвольной активности О. А. Конопкина и В. И. Моросановой, идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса Ч. Шеррингтона и И.М. Сеченова, развивших положение К. Бернара о саморегуляции.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами учреждений для разработки программ, направленных на повышение эффективности подготовки детей с нарушениями слуха к школьному обучению, использованы для консультации родителей, оформления информационных стендов и брошюр для них по вопросам воспитания и помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на итоговой студенческой научно-образовательной конференции, программа недели науки (КФУ, 2016)
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав многие исследования, можно с уверенность сказать, что дошкольный возраст является самым важным этапом развития маленького человека. К концу этого периода у дошкольника заканчивается формирование основных предпосылок к преднамеренному, сознательному анализу собственных возможностей, элементарной формы саморегуляции, самооценки и самоконтроля. Но, к сожалению, основным средством благоприятствующему формированию сознания и произвольности является речь. Именно речь служит инструментом, способствующим возможности абстрагирования ребенка и оценки себя и своих действий со стороны, анализу своих ошибок и проступков. Поэтому, это становится причиной того, что дети с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста часто не планируют и не регулируют свое поведение, легко отвлекаемы, с слабо развитым сознанием, достаточно поверхностными и приблизительными представлениями. Поэтому на сегодняшний день так актуально изучение проблемы формирования саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Таким образом, в соответствии с поставленной целью, сформированной гипотезой, выделенными задачами исследования, нами была изучена взаимосвязь саморегуляции и общей готовности к учению у детей 6-7 лет с нарушением слуха. Анализ информации, полученной в ходе проведения эмпирической части исследования, и сопоставление ее с данными статистической обработки позволяют нам выделить содержательные психологические особенности детей с нарушениями слуха и могут быть использованы в практической работе педагогов, психологов и родителей.



1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. 183с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
3. Андрущенко Т.Ю., Каробекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопр. психологии. 1993. №1.
4. Бедер Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей с задержками развития // Вопр. психологии. 1983. №4.
5. Берцфан Л.В. Специфика учебного действия контроля // Вопр. психологии. 1987. №4.
6. Божович Л.И., Ендовицкая Т.В., Славина Л.С. Цель и намерение и их побудительная сила // Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1-й Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974. 116с.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995. 212с.
8. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопр. психологии. 1975. №1.
9. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции. Психол. журнал. 1998. Т19. №4.
10. Васильев И.А., Магомед-Эшенов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. 144с.
11. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.3. Л., 1981.
12. Волков А.М. и др. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 216с.
13. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. Т.5. М., 1983.
14. Гришак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. 286с.
15. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991.
16. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Лемпшера, А.К. Марковой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. 216с.
17.Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М: Педагогика, 1982. 216с.
18.Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Лампшера, А.К. МАрковой; Науч.-Исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. 216с.
19. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд- во МГУ, 1991. 142с.
20. Камен В.К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь. 1983.
21. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопр. психологии, 1995. №1.
22. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. 183с.
23. Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психол. журнал. 1995. Т16. №1.
24. Круглова Психологические особенности саморегуляции подростков в учебной деятельности // Психол. журнал. 1994. Т.15. №2.
25. Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. 216с.
26. Матис Т.А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И.Ломпшера, А.К. Марковой; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. 216с.
27. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991. 152с.
28. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопр. психологии. 1988. №3.
29.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1998. 240с.
ЗО.Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. М.: Знание, 1986. 80с. (Новое в жизни, науке, технике, Сер. «Педагогика и психология»; №6).
31. Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Акутина Т.В. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения младших школьников // Вестн. Моск. ун-та, Сер. XIV. Психология. 1997. №2.
32. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопр. психологии. 1991. №5.
33. Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 160с.
34. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. 272с.
35. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. 544с.
36. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопр. психологии 1990. №4
37. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психол. Журнал. 1982. Т.3. №4.
38. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб.пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. 384с.
39. Степанский В.И. Роль субъективных критериев успешности результатов в регуляции деятельности // Вопр. психологии. 1984. №3.
40. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. 320с.
41. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л., 1969. 42.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: 1974.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ