Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эколого-биологических знаний школьников во внеурочное время

Работа №53079

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
489
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования экологической культуры и педагогическое обеспечение процесса формирование эколого-биологических знаний при изучении естественно-научных дисциплин 6
1.1. Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературе по
проблеме формирования и развития эколого-экономической культуры учащейся молодёжи 6
1.2. Модель формирования и развития экологической культуры и её
реализация в учебно-воспитательном процессе 21
1.3. Студия флористики и экологического образования «ИРИС» как форма
эколого-биологического образования детей во внеурочное время 29
Глава II. Основные проблемы экологического воспитания младших школьников 32
2.1. Сущность понятия «Экологическое воспитание» в современной школе.32
2.2. Особенности экологического воспитания в начальной школе 36
2.3. Общая характеристика внеурочной деятельности в работе классного руководителя 39
Глава III. Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников 42
3.1. Концепция современного экологического образования в российской школе 42
3.2. Содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» 53
Заключение 68
Используемая литература 70
Приложение 73

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе взаимоотношение общества с природой выросли в огромную проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе, то они погубят самих себя. А для этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. А экологическую культуру и ответственность мы всегда прививаем нашим детям с самого рождения. Тем самым у них уже появляются зачатки любви к родной природе, только нам взрослым необходимо постараться направить их в нужное русло. В экологической доктрине Российской Федерации (2002 г.) особое внимание уделено экологическому воспитанию граждан.(2,с17).
Проблема экологического воспитания и определение роли внеурочной деятельности в начальной школе достаточно полно разработано в теории и практики современной школы. Так по мнению Захлебного , человек не может расти и развиваться не взаимодействуя с природой.
Экологическое воспитание направлено на то, чтобы полученные знания использовать на практике. Заложить творческий интерес к изучению природы и воспитывать нравственное и эстетическое отношение. Здесь же важное значение приобретает экологическое воспитания. Так, например педагогическая деятельность в начальной школе развивается на уроках окружающего мира . Особенно это выражается в таких формах урока как : урок-путешествия, урок-экскурсия , драматизированный урок. Эти уроки оказывают благотворное влияние на учащихся. В результате у учащихся появляется оживленный интерес, они сами создают проблемы и решают их. Так же в начальной школе практикуется проектные работы, на которых дети сообща друг с другом делают плакаты, сообщения, рефераты. Таким образом, у учащихся потихонечку растет ответственность за свою малую родину.
Тема нашей научной работы : Формирование эколого-биологических знаний школьников во внеурочное время.
Актуальность темы: На сегодняшний день формирование эко лого-биологических знаний у школьников остается не решенной проблемой. Сразу же возникает вопрос: «Почему у наших детей нет экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде?». Дело в том, что мы взрослые не уделяем должного внимания нашим детям. Суть нашей работы заключается в том, чтобы найти пути решения к сложившейся проблеме. В настоящее время существуют разные экологические центры в сфере дополнительного образования, где с детьми работают квалифицированные специалисты. В экологических же центрах с детьми проводят различного рода мероприятия, но этого мало для того чтобы достичь нужного результата. Необходимо чтобы в образовательных учреждениях ввели дополнительные часы для внеклассных мероприятий.
Цель работы: Разработать содержание, формы, методы и приёмы внеклассной работы со школьниками.
Задачи исследования:
1. Изучить и провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников.
2. Выявить уровень форсированности экологической культуры учащихся начальных классов.
3. Разработать комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников.
4. Апробировать разработанный комплекс мероприятий в практике школы.
5. Проверить эффективность предложенного дидактического материала внеклассной работы в повышении уровня экологической культуры младших школьников.
Объект исследования: Внеклассная работа по курсу «Окружающий мир» как средство формирования экологической воспитанности учащихся начальных классов.
Предметом исследования: является формирование экологической воспитанности у школьников.
Научная новизна: исследования состоит в следующем: дано определение понятию экологическая позиция через категорию «отношение»; выявлена структура и содержание компонентов экологической позиции: гностического, эмоционального, операционного; обобщены приемы деятельности школьников (посещение лекций и семинарских занятий, исследовательская деятельность, лабораторный практикум, экологический
мониторинг, пропаганда информации экологического характера, участие в конференциях), обеспечивающие формирование у них экологической позиции; выявлены психолого-педагогические условия успешного формирования экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы: внеурочная работа проводимая в системе дополнительного образования; подбор и взаимосвязь видов деятельности предлагаемых школьникам (теоретической и практической); приобретение учащимися опыта самостоятельных исследований окружающих природных объектов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Экологическая позиция учащихся представляет собой единую сложно структурированную систему отношений к окружающей среде, к людям, к себе, проявляющуюся в соответствующей деятельности и поведении.
2. Сформированность экологической позиции учащихся определяется посредством типологии отношений к экологической деятельности, в основу которой положен комплексный признак - степень выраженности основных показателей категории отношения (активности и модальности).
3. Формирование экологической позиции учащихся во внеурочное время осуществляется на основе технологии поэтапного развития гностического, эмоционального и операционного компонентов. Данное развитие происходит в процессе теоретической и практической деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
Во второй и в третьей главе мы рассмотрели теоретические подходы к проблеме экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир», и пришли к выводу, что проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых (определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы), раскрыта особая роль внеклассной работы в формировании компонентов экологической культуры, а также содержание экологического воспитания. Но как показал анализ методической и научной литературы, современные технологии экологического воспитания младших школьников, на наш взгляд, разработаны и отражены недостаточно.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
1. экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
6. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
Подготовка дипломной работы убедила нас в большой важности разработки специальной программы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов общеобразовательных школ.



1. Аголарова П.И. Игры - соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. - 2007. - №12.
2. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. - М., 1996.
3. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. - 1999. - №1.
4. Ананьева С.Г., Шахмотова С.А. Экологический КВН. // Начальная школа. - 2007. - №2.
5. Анашина А.В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. -2006. - №8.
6. Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. -2007. - №4.
7. Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.
8. Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. - 2005. - №12.
9. Барышева Ю.А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. - 1998. - №6.
10. Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2003.- №5.
11. Бобылева Л.А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. - 2001. - №6.
12. Богданец Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. // Начальная школа. - 2007. - №12.
13. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. - 2005. - №6.
17. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1 —2 классы. — М.: Вентана-Граф, 1997.
18. Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Книга для учителя. 3—4 классы. - М.: Вентана-Граф. 1999.
19. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999
20. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. - 1997. -№4.
21. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа. -2003. - №2.
22. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.- «Детство - пресс», 2006. - 496 с.
23. Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. .Дежниковой. - М.: Тобол, 1997. - 96 с.
24. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1996. - №6, 62-76 с.
25. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.-480 с.
26. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М: Детская психология, 2001. - 362 с
27. Государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру // Вестник образования России, № 6, 2004, с.- 51
28. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис д-ра пед. наук. - М., 1998.
29. Гордеева В.А., Ельшина Т.Б., Родина О.Н. Путешествие лучика. // Начальная школа. - 1999. - №12.
30. Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. - 1995. - № 6, 35 - 39 с.
31. Дерим - Оглу Е.Н., Фролова М.А. Экскурсия на лесную опушку. // Начальная школа. - 1997. - №4.
33. Долбаева К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. // Начальная школа. - 2003. - №6.
34. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. // Начальная школа. - 2001. - №3.
35. Егорова О. А. Природа - наш общий дом. // Начальная школа.- 2006. - №6.
36. Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования.
// Начальная школа. - 2006. - №7.
37. Ермаков Д.С., петрова Г.Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2004, №4.
38. Ермоленко В.В. Краски золотой осени // Начальная школа. 2007. - №8.
39. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. - 1998. - №6.
40. Зайцева С.К. Экология для младших школьников. // Начальная школа. - 2005. - №4.
Электронные ресурсы
1. www.aseco.ru
2. www.eelink.net
3. www.dcnit.icfcst.kiev.ua
4. www.scholar.urc.ac.ru/LANG=ru&CS=koi8-r/Teachers/misc/list/16.html
5. www.greenschools.ca/seeds
6. http://tema.studentochka.ru/
7. http//www.ecosystema.ru
8. http//www.priroda.ru
9. http//www.science.ru
10. http//www.uchportal. ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ