РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ПО РАЗДЕЛУ «МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ» В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО 7
1.1. Понятие, сущность, виды электронных образовательных
ресурсов и их использование в учреждениях СПО. 7
1.2. Особенности построения электронного образовательного
ресурса на платформе MOODLE 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР, РАЗРАБОТАННЫМ НА ПЛАТФОРМЕ MOODLE 14
2.1. Методика изучения темы «Методы расчета электрических цепей» 14
2.2. Дидактические материалы по изучению темы «Методы
расчета электрических цепей» 17
2.3. Лабораторный практикум «Методы расчета электрических цепей» 55
2.4. Разработка электронного образовательного ресурса по
разделу «Методы расчета электрических цепей» в рамках дисциплины «ТОЭ» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Данная работа посвящена разработке электронного образовательного ресурса (ЭОР) по разделу «Методы расчета электрических цепей» в рамках дисциплины «Теоретические основы электротехники» для студентов профессионального колледжа. Так как с развитием науки, техники, технологического производства, изменениями социально-политических реалий происходит новаторство и реформирование систем подготовки учащихся в учебных дисциплинах.
Актуальность данной работы заключается в том, что современная сфера образования - это творческая, динамическая платформа со всевозможными образовательными ресурсами для улучшения качества, для модернизации. Создаются и активно используются образовательные ресурсы: цифровые (ЦОР), электронные (ЭОР), информационные и др. Для изучении сложных тем в таких дисциплин, как электротехника, ТОЭ и др. использование ЭОР необходимо. Так как системы имеют большое количество возможностей для коммуникации и огромный потенциал.
Объектом исследования является раздел «Методы расчета электрических цепей» в рамках дисциплины «Теоретические основы электротехники».
Предметом исследования является темы по разделу «Методы расчета электрических цепей»:
• метод контурных токов;
• метод двух узлов;
• метод узловых потенциалов;
• принцип и метод наложения;
• метод эквивалентного активного двухполюсника.
Цель исследования состоит в проектировании и разработке электронного образовательного ресурса для изучения раздела «Методы расчета электрических цепей».
Следуя из цели, сформатировались следующие задачи:
> изучить научно-методическую литературу по разделу «Методы расчета электрических цепей постоянного тока» в рамках дисциплины «Теоретические основы электротехники»;
> изучить и проанализировать учебную и учебно-методическую литературу по проблеме преподавания раздела «Методы расчета электрических цепей» и его место в рамках дисциплины «Теоретические основы электротехники»;
> разработать обучающие и контролирующие материалы по теме;
> изучить требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам;
> спроектировать и разработать электронный образовательный ресурс на платформе LMS MOODLE.
Методологической основой исследования в дипломной работе явилось анализ, систематизация и обобщение учебной, учебно-методической и специальной литературы по электротехнике и теоретическим основам электротехники, а также в области разработки электронных образовательных ресурсов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: разработанный ЭОР может быть использован в дальнейшем в учебном процессе при изучении раздела «Методы расчета электрических цепей» в рамках дисциплины «Теоретические основы электротехники»
В соответствии с целью и задачами выстроена и структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения на диске.
Результаты работы представлены в следующих публикациях:
Нуретдинова А. Х. Лабораторный практикум «Методы расчета электрических цепей постоянного тока»: Лучшая студенческая работа 2016 / - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. - С. 404-407.
Нуретдинова А.Х. РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ПО ТЕМЕ «МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ
ПОСТОЯННОГО ТОКА» // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2016 года: сб. тезисов: в 3 т. / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - Т. 3: Набережночелнинский институт, Елабужский институт. С.265.
Электронные образовательные ресурсы получили широкое распространение в современной сфере образования высших, средних профессиональных образовательных учреждениях.
Электронным образовательный ресурс (далее ЭОР) - это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме ( по ГОСТ 52653-2006), для применения которого необходимы средства вычислительной аппаратуры.
Созданный на платформе LMS MOODLE (Learning Management System MOODLE) ЭОР посвящен теме "Методы расчета электрических цепей" в рамках дисциплины «Теоретические основы электротехники».
Использование ЭОР придает учебному процессу системность, логичность и завершенность, что повышает качество преподавания и обучения, что способствует приобретению студентами более глубоких навыков, знаний по разделу и дисциплине, соответственно.
Дипломная работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы, т. е. понятие, виды, цели и задачи лабораторных практикумов, а так же методика планирования, разработка и проведение лабораторных практикумов по электротехническим дисциплинам.
Во второй главе представлен лабораторный практикум по теме «Трехфазные цепи переменного тока» на оборудовании ТОЭ1 - СК состоящее из таких разделов, как основные понятия, определения, примеры решения задач по теме «Трехфазные цепи переменного тока», дидактический материал для допуска к лабораторным работам по теме, соответственно, методические рекомендации к выполняемым лабораторным работам, а так же лабораторные работы на оборудовании ТОЭ 1 - СК тема: Трехфазные цепи переменного тока.
Решение задач, поставленные перед данной работой, привели к достижению поставленной цели.