Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Работа №53064

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы148
Год сдачи2017
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
423
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРНОГО ИСКУССТВА В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Характеристика понятия «национальная идентичность» и его связь
с национальной культурой 13
1.2. Фольклорное искусство как средство развития национальной
идентичности личности в поликультурном образовательном пространстве 25
1.3. Роль социально-культурной деятельности в процессе развития
национальной идентичности 34
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИСОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА «ПЕРМЬ КРАЕЖ;ЭYhЭРЛЭРЕ»
2.1. Анализ опыта социально-культурной деятельности музыкальных
фольклорных ансамблей 51
2.2. Разработка авторского проекта организации татарского
фольклорного форума «Пермь крае ж^Ьэрлэре» («Жемчужины Пермского края») 67
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации
фрагмента социокультурного проекта «Пермь крае ж^Ьэрлэре» 74
Заключение 89
Список литературы 91
Приложения (1-13) 104



Актуальность исследования. Россия - полиэтническая страна, территорию которой населяет множество народностей, имеющих самобытные традиции, культуру, язык, бережно ими сохраняемые. Однако в последние десятилетия охватившие мировое пространство процессы глобализации спровоцировали стирание в обществе культурных различий, что в свою очередь привело к утрате представителями разных наций и этносов чувства отождествления себя со своим народом, постепенное забывание собственного языка, потерю нравственных ориентиров. Данное положение усугубляется влиянием на общество средств массовой информации, навязывающих унифицированные ценности, манеру поведения, одинаковое мышление. В большей степени это заметно в среде молодежи. В такой обстановке особую остроту и злободневность приобретает проблема развития у подрастающего поколения чувства национальной идентичности, знания собственной, веками сложившейся культуры, уважения к традициям своего народа.
Осознание важности обозначенной проблемы руководством страны и направленность государственной политики на ее решение подкрепляется целым рядом правительственных документов, к которым относятся: Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.) [78]; «Стратегия национальной образовательной политики РФ на период до 2025 года» [72], «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» [59].
Проблема развития национальной идентичности является значимой и для регионов РФ. Доказательством этому служат Концепции государственной национальной политики республик, входящих в состав России - Татарстана, Удмуртии, Чечни, Якутии, Бурятии и т.д. Законодательные акты по осуществлению национальной государственной политики регулируют сферу межнациональных отношений не только в республиках, но и в краевых областях. Например, в Пермском крае принято постановление об исполнении краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края [28], а также19 июля 2016 года была утверждена Концепция развития этнокультурного образования в Пермском крае [55].
Государственная национальная политика нацелена на развитие идей единства, дружбы и сотрудничества народов; ориентирована на сохранение культурно-исторического наследия этносов, проживающих на территории республик; должна гарантировать получение качественного образования на родном языке; призвана содействовать воспитанию подрастающего поколения в духе уважения к культуре народа и представителей других этнических групп; должна способствовать формированию этнического самосознания и развитию чувства национальной идентичности.
Реализация стратегий государственной национальной политики осуществляется в рамках поликультурной модели образования и воспитания, предназначенной для подготовки личности к жизни в многонациональной среде, к взаимодействию с окружающими в условиях межкультурного диалога. А в условиях мировой глобализации поликультурное образование выполняет еще и функции «охранной грамоты» для всего многообразия этнических культур, благодаря использованию в педагогическом процессе их накопленного веками аксиологического опыта. Приобщение юных умов к ценностям культуры своего народа способствует духовному развитию личности, воспитывает патриотические чувства, мотивирует к дальнейшему познанию национальной истории и более глубокому постижению этнических традиций, служит фундаментом для построения будущего.
Огромное значение в поликультурном образовании и воспитании молодежи имеет изучение фольклора, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, он служит формой передачи будущим поколениям знаний об истории народа. Во-вторых, благодаря фольклору сохраняется язык этноса как важнейший фактор, определяющий национальное самосознание. В-третьих, фольклор обладает мощнейшим этическим влиянием, заложенным в тематике народного искусства.
Несмотря на понимание значимости фольклора для решения педагогических задач, в практике образовательной деятельности далеко не всегда ему отводится соответствующее место. В этом случае знакомство с народным искусством может осуществляться при помощи творческой деятельности фольклорных коллективов, целью которой является возрождение и сохранение различных видов фольклора. Данная деятельность имеет явно выраженную социальную направленность, благодаря ей реализуется этнокультурное воспитание и образование широких слоев населения, но в рамках досуговой сферы.
Обозначенные аспекты важности изучения фольклора, способствующие развитию национальной идентичности молодежи, обусловливают актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Исследовательский ракурс работы, потребовал обращения к социально-культурологическим, культурологическим, педагогическим, этнографическим и искусствоведческим трудам.
Теории и истории культуры посвящены труды С.И. Иконниковой, В.П. Польшакова, А.А. Радугана, А.П. Садохина,А.Я. Флиер.
Содержание, формы и функции социально-культурной деятельности отражены в работах Е.И. Григорьевой, А.П. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Т.Г. Маркова, А.В. Соколова, А.Д. Жаркова, Н.Н. Ярошенко. Анализу педагогического аспекта социально-культурной деятельности посвящены труды Д.И. Латышина, Л.Л. Мельникова.
Проблемы менеджмента в социокультурной сфере освещены в исследованиях Г.А. Аванесовой, М.В. Воротной, А.Д. Жаркова, A. П. Маркова, Г.Н. Новиковой, Т.Л. Стениной, Г.Л. Тульчинского, B. М. Чижикова, В.В. Чижикова.
Развитие национальной идентичности стало темой научной рефлексии для К.С. Гаджиева, М.В. Заковоротной, Л.А. Кокумбаевой, О.А. Михиевич, Л.А. Семеновой, К.С. Тишковой, В.А. Ядова.
Вопросы фольклористики рассматривались в работах Т.И. Баклановой, В.В. Лесевича, Ю.М. Соколова, Е.Ю. Стрельцовой и др.
К исследованиям, посвященным татарскому фольклору относятся труды Ф. А. Урманчеева, Х.Х. Ярмухаметова. Изучением специфики татарского музыкального фольклора, а также рассмотрением его роли в этнокультурном воспитании занимались Н.Ю. Альмеева, Э.М. Галимова, Р.А. Исхакова-Вамба, М.Н. Нигметзянов, З.Н. Сайдашева, Р.Ф. Халитов, Л.А. Ахметова и Н.Х. Нургаянова, А.Н. Валиахметова и И.М. Салпыкова, Д.Ш. Муфтахутдинова и Р.К. Хурматуллина и др.
Несмотря на широкий аналитический диапазон работ, среди них нами не выявлено трудов поизучению развития национальной идентичности участников фольклорных коллективов в процессе осуществления ими социально-культурной деятельности. В связи с этим определена следующая проблема исследования: каким образом данная деятельность фольклорного ансамбля влияет на развитие национальной идентичности его участников?
Объект исследования: национальная культура.
Предмет исследования: развитие национальной идентичности участников фольклорного ансамбля.
Целью исследования явилось изучение процесса развития национальной идентичности в условиях поликультурного образовательного пространства, создание авторского социокультурного проекта, направленного на приобщение молодежи к национальной культуре, и его апробация в ходе опытно-экспериментальной работы.
Для достижения цели исследования потребовалось решение следующих задач:
1) охарактеризовать понятие «национальная идентичность» и выявить его связь с национальной культурой;
2) рассмотреть фольклорное искусство как средство развития национальной идентичности;
3) изучить роль социально-культурной деятельности в процессе развития национальной идентичности;
4) осуществить сравнительный анализ опыта социально-культурной деятельности фольклорных ансамблей Волжско-Камского региона;
5) разработать проект организации татарского фольклорного форума «Пермь крае ж^Ьэрлэре» («Жемчужины Пермского края»);
6) осуществить апробацию одного из мероприятий проекта - фестиваля-конкурса татарского фольклора «Милли моцнар» - в ходе педагогического эксперимента.
Гипотезой диссертационной работы явилось предположение, что развитие национальной идентичности участников фольклорного ансамбля в поликультурном образовательном пространстве будет успешным, если этот процесс:
- будет основан на изучении фольклора своего народа;
- будет осуществляться посредством социально-культурной деятельности фольклорных ансамблей.
Методологическую основу исследования составили философские, общенаучные и частно-научные труды.
В работе используются эстетические и аксиологические теории философских учений М. Цицерона, А. Блаженного, Г. Гегеля.
Общенаучную базу составляют культурологические труды В.П. Большакова, С.Н. Иконникова, А.Я. Флиера; концепции по теории этноса (Ю.В. Бромлей, С.М. Широкогоров); исследования о роли педагогики и этнопедагогики Г.Н. Волкова, Д. И. Латышиной, Л.Л. Мельниковой; работы, посвященные различным вопросам социально-культурной деятельности Е.И. Григорьевой, М.С. Каган, Т.Г. Киселевой, А.В. Соколова, Н.Н. Ярошенко; труды по теории и практике социокультурного менеджмента Г.Л. Тульчинского, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, А.Д. Жаркова, А.П. Маркова, Г.Н. Новиковой, Т.Л. Стениной, теоретические выводы по фольклору В. Лесевича, Ю.М. Соколова.
Частно-научный уровень составили труды по теории музыкального народного творчества И.И. Земцовского, В.В. Лесевича, А.Ф. Камаева, Т.Ю. Камаевой; исследования, посвященные татарскому музыкальному народному творчеству Н.Ю. Альмеевой, Э.М. Галимовой, Р.А. Исхаковой- Вамбы, М.Н. Нигметзянова, З.Н. Сайдашевой.
В процессе исследования применялись следующие методы:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме
исследования, синтез, обобщение, конкретизация, аналогия, моделирование, метод структурно-системного подхода (Э.Б. Абдуллин);
- эмпирические: наблюдение, сравнение, интервью, эксперимент, аналитическая обработка результатов исследования.
Источниковой базой послужили DVD-диски, нотные примеры, программы репертуаров рассматриваемых ансамблей, сайты, заметки в СМИ.
Экспериментальной базой исследования явился ДК Калинина г.Пермь. В эксперименте приняли участие фольклорные ансамбли «Гузэл Чулман» (г. Пермь) и «Алтынай» (с. Барда, Пермский край) в составе 18 и 12 человек.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (сентябрь 2015 - май 2016) включал изучение трудов по эстетике и философии; проведение теоретического анализа литературы по культурологии, социально-культурной деятельности и социокультурному менеджменту; анализ источников по педагогике и этнопедагогике; изучение трудов по народному творчеству; изучение нормативных документов и рабочей документации реализации проектов; определение исходных методологических позиций и категориального аппарата исследования.
На втором этапе (июнь 2016- январь 2017) осуществлялось обобщение полученных результатов первого этапа исследования; исследовались формы социально-культурной деятельности фольклорных ансамблей Волго-Камья; разрабатывался авторский проект организации татарского фольклорного форума «Пермь крае ».
На третьем этапе(февраль - май 2017 г. проводилась апробация одного из мероприятий форума - фестиваля-конкурса «Милли моцнар» - «Национальные мелодии»; осуществлялась систематизация материала и уточнение теоретико-методических выводов; формулировались итоговые выводы исследования; оформлялась рукописи диссертации.
Научная новизна исследования заключается:
S в уточнении понятия «национальная идентичность», трактуемом как совокупность знаниевых, эмоциональных и поведенческих установок личности, определяющих ее принадлежность к конкретному этническому социуму;
S в выявлении и характеристике определенного набора форм социально-культурной деятельности фольклорных ансамблей - концертов, фестивалей и конкурсов, творческих встреч, конференций, - способствующих этнокультурному воспитанию молодежи;
S в разработке авторского проекта организации татарского
фольклорного форума «Пермь крае » («Жемчужины Пермского края»).
Теоретическая значимость работы обусловлена ее новизной и содержится в заполнении пробела в изучении влияния социально-культурной деятельности фольклорного ансамбля на процесс развития национальной идентичности его участников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов диссертации в разработках социокультурных проектов образовательного, воспитательного и культурно-просветительского характера.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на следующих конкурсах:
1) в конкурсе на соискание стипендии Академии наук РТ (г. Казань, 04.04.2016) -победитель;
2) в республиканском конкурсе на лучшую научную работу в области искусства среди студентов и молодых ученых образовательных организаций РТ (г. Казань, 2016) - участник;
3) конкурс на лучшую научную работу студентов КФУ 2016 года (г.Казань, май 2016).
4) в конкурсе на соискание Специальной государственной стипендии РТ (г. Казань, 25.01.2017) - победитель;
5) на IV Всероссийском конкурсе студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (г. Казань, 12.05.2017) - лауреат II степени.
Также основные положения диссертации были озвучены на следующих конференциях:
1) XXIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 11-16.04.2016) - лучший доклад;
2) Международная научно-практическая конференция «Социальнокультурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив» (г. Казань, 16.04.2016);
3) Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (г. Казань, 16.11.2016);
4) Международная научно-практическая конференция
«Музыкальное искусство и образование: теория, методология, практика» в рамках Международного конкурса вокального мастерства имени Галии Кайбицкой (г. Казань, 01.04.2016);
5) Итоговая научно-практическая конференция студентов КФУ (г. Казань, 1. 04. 2016).
6) IV Международная научно-практическая конференция, посвященная 55-летию музыкально-педагогического образования в г. Казани (г. Казань, 15.10.2015).
7) Итоговая научно-практическая конференция студентов КФУ (г.Казань, 7. 04. 2017).
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора.
1) Шириева, Н. В., Имамова, Р.Р. О некоторых особенностях песен свадебного обряда казанских и пермских татар // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. - Казань: Отечество, 2015. - С. 445-451 (РИНЦ).
2) Имамова, Р.Р. Фольклорный вокальный ансамбль как субъект социально-культурной деятельности // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских перспектив. - Казань: ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», 2016. - С. 225-227 (РИНЦ).
3) Имамова, Р.Р. Фольклорный ансамбль как субъект просветительской деятельности в условиях полиэтнического пространства // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2016» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2016.
4) Шириева, Н.В., Имамова, Р.Р. Просветительская деятельность музыкального фольклорного ансамбля в полиэтнической среде / Шириева, Н.В., Имамова, Р.Р. // Музыкальное искусство и образование.
Теория, методология, практика. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - С. 184192 (РИНЦ).
5) Шириева, Н.В., Имамова, Р.Р. Метод планирования как важный феномен социокультурного менеджмента / Шириева, Н.В., Имамова, Р.Р. // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - С. 311-318 (РИНЦ).
6) Шириева, Н.В., Имамова, Р.Р. Музыкальный фольклорный ансамбль как субъект социально-культурной деятельности // Культура и цивилизация. 2016. №5. С. 137-147 URL: http://publishing-vak.ru/file/archive- culture-2016-5/14-shirieva-imamova.pdf(BAK).
7) Imamova, R.R., Shirieva, N.V., Kamalova, I.F. Social and cultural
activities of a folk music ensemble: pedagogical aspect // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. 2016. DOI NO: 10.7456/1060NVSE. P.3061-3066. URL: http://www.tojdac.org/tojdac/VOLUME6-
NOVSPCL_files/tojdac_v060NVSE222.pdf (Web of Science).
Структура исследования состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы (103), тринадцати приложении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время общество характеризуется процессами всемирной экономической, политической и культурной интеграции, что обостряет проблему национальной идентичности.
Рассмотрев понятие «национальная идентичность» в различных областях гуманитарной науки, мы пришли к заключению, формирование национальной идентичности в социуме сопряжено с осознанием определенной этнической группой общности истории, языка и культуры.
Рассмотрев важнейшие аспекты фольклора, делающие его ядром национальной культуры, мы выявили его педагогический потенциал в процессе воспитания молодежи в духе приверженности традициям своего народа.
Мы пришли к выводу, что в современной культурной ситуации, изобилующей многообразием видов и жанров сценического искусства, особая роль принадлежит фольклорным ансамблям, осуществляющим культурно-охранную и просветительскую миссию в рамках социально-культурной деятельности. Предположив, что участники фольклорных коллективов должны обладать устойчивым чувством национальной самоидентификации, мы разработали диагностическую анкету и провели исследование двух татарских фольклорных ансамблей г. Пермь - «Гузэл Чулман» и «Алтынай».
Статистические данные показали средний уровень развитости чувства национальной идентичности членов обоих коллективов, объясняемой нами дисперсным расселением татар на территории Пермского края, что естественным образом вызывает процессы их ассимиляции.
В качестве решения проблемы повышения уровня национальной идентичности участников ансамбля нами был разработан авторский проектпроведения татарского фольклорного форума «Пермь крае ж^Ьэрлэре» («Жемчужины Пермского края»), непосредственными организаторами которого должны были стать участники коллектива. Культуротворческий, образовательный и просветительский характерданного проекта, по нашему предположению, будет способствовать повышению уровня развитости национальной идентичности у участников фольклорных ансамблей в процессе их социокультурной деятельности.
Проведенный педагогический эксперимент, который выражался в реализации фестиваля-конкурса «Милли моцнар» («Национальные мелодии») силами ансамбля «Гузэл Чулман», показал положительный результат, выразившийся в существенном возрастании уровня развития национальной идентичности у членов коллектива.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что развитие чувства национальной идентичности участников фольклорного ансамбля базируется на знании ими культурных традиций своего народа и может оптимальным образом осуществляться в процессе социально-культурной деятельности коллективов.



1. Абушенко, В.Л. Проблема идентичностей: специфика культур- философского и культур-социологического видения / В.Л. Абушенко // Вопросы социальной теории: Научный альманах. Том I. Философские научные основания современной социальной теории / Под ред. Ю.М. Резника и М.В. Тлостановой. - М. Ин-т философии РАН: 2010. - С. 128-131.
2. Августин Блаженный. О граде Божием [Электронный ресурс] URL: http://krotov.info/library/01_a/avg/ustin_035.htm (Дата обращения: 23.01.2016).
3. Аванесова, Г.А., Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов /
Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
4. Альмеева, Н.Ю. К определению жанровой системы и стилевых пластов в песенной традиции татар-кряшен / Н.Ю. Альмеева // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья: Вопросы теории и истории: сб. науч. работ/ Академия наук СССР, Казанский Филиал. - Казань, 1989. - С. 5-21.
5. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура/ Т.И. Бакланова, Е.Ю. Стрельцова. - М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.
6. Благотворительный концерт «ЗаРождение..."» [Электронный ресурс] URL: http://bermenchek.com/node/46 (Дата обращения: 02.01.2016).
7. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. — 412 с.
8. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
9. Воротная, М.В. Менеджмент музыкального искусства: учебное пособие. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2013. - 256с.
10. В Перми открылась выставка-форум «Мусульманский мир» [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. URL: http://www.perm.aif.ru/culture/details/v_permi_otkrylas_vystavkaforum_musulma шк1у_т1г(Дата обращения: 06.10.2015).
11. В Чуваший прошел традиционный конкурс татар-мишар [Электронный ресурс] // Советская Чувашия. URL: http://urmai.ru/katalog- statei/item/газета-советская-чувашия-в-чувашии-прошел-фестиваль- традиционной-культуры-татар-мишар-2/html (Дата обращения: 06.10.2015).
12. Гаджиев, К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. - 2011. - №10. - С. 3-16.
13. Галимова, Э.М. Традиционная музыкальная культура пермских татар: дис... канд. Искусствоведения: 17.00.02: защита 23 июня 2014 г. / Г алимова Эльмира Мунирова. - Казань, 2014. - 324 с.
14. Гегель, Г. Эстетика. В четырех томах. Том 3 / Г. Гегель. - М.: Искусство, 1971. - 621 с.
15. Герасимов, Г.И. Культурно-образовательное пространство:
сущность и реалии становления: монография / Г.И. Герасимов,
Л.Н. Павленко. - Ростов н/Д, 2003. - 456 с.
16. Горшенина, С.Н., Неясова, И.А., Серикова, Л.А. Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен / С.Н. Горшенина, И.А. Неясова, Л.А. Серикова // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2013. №6. - С. 64-69.
17. Государственный ансамбль фольклорной музыки РТ [Электронный ресурс] // Татарская государственная филармония имени Габдуллы Тукая. URL:http://tatfil.ru/ru/ispolniteli/kohektivy/inf-gafm/inf-gafm (Дата обращения: 02.01.2016).
18. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности / Григорьева, Е.И. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 284 с.
19. Грушевицкая, Т.Г. Садохин, А.П. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П.Садохин. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 683 с.
20. Губогло, М. Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки/М.Н. Губогло. - М.: Наука, 2003. - 764 с.
21. Гукаленко, О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. - Ростов н /Д: Изд -во РПГУ, 2003. - 512 с.
22. Демографический энциклопедический словарь / гл. ред.
Д.И. Валентей. — М.: Советская энциклопедия. 1985. [Электронный ресурс] - URL: http://www.endic.ru/demography/Nacionalnost-709.html (дата
обращения 22.10.15).
23. Дробижева, Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л.М. Дрожбиева. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.- 376 с.
24. Елишина, О.В. Психологические основы формирования культурно-продуктивной личности в информационно-образовательной среде вуза/О.В. Елишина // Гуманитарные технологии в образовании. - 2011. № 4. - С. 106-109.
25. Жаде, А.З. Проблема идентичности в современных социальных теориях / А.З. Жаде // Философия и общество. - 2007. -№2 (46). -С. 176-180. [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-identichnosti- v-sovremennyh-sotsialnyh-teoriyah(Дата обращения 22.10.15).
26. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2013. - 456 с.
27. Закон Пермского края от 9.07.2015 г. № 505-ПК «Об утверждении отчета об исполнении краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://zakon.zsperm.ru/data/docs/36033.pdf(Дата обращения 22.10.16).
28. Земцовский, И.И. Проблема варианта в свете музыкальной
типологии (Опыт этномузыковедческой постановки вопроса) /
И.И. Земцовский // Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и материалов/ Сост. В. Е. Гусев. - Л.: Музыка, 1980. - С. 36-50.
29. Иванова, А.Е. Политическая идентичность россиян: анализ парадоксальной динамики /А.Е. Иванова // Власть. - 2009. - №2. - С. 1-5 [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya- identichnost-rossiyan-analiz-paradoksalnoy-dinamiki (Дата обращения 19.05.16).
30. Иконникова, С.Н. Теория культуры / С.Н. Иконникова, В.П. Польшаков. - СПб.:Питер, 2008. - 592 с.
31. Имамова, Р.Р. Фольклорный ансамбль как субъект
просветительской деятельности в условиях полиэтнического пространства // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2016»[Электронный ресур^-URL: https://lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov_2016/data/8417/uid72550_report.pdf (Дата
обращения 16.01.2017).
32. Имамова, Р.Р. Фольклорный вокальный ансамбль как субъект социально-культурной деятельности // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских перспектив. - Казань: ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», 2016. - С. 225-227.
Исхакова-Вамба, Р.А. Татарское народное музыкальное творчество (Традиционный фольклор) / Р.А. Исхакова-Вамба. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1997.- 264 с.
33. Каган, М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
34. Калтахчян, С.Т. Нация//Философ. энцикл. слов. - М., 1989. -405 с.
35. Камаев, А.Ф. Народное музыкальное творчество / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
36. Категории татарской традиционной музыкальной культуры: аннотированный словарь / сост. Г.Р. Сайфуллина, Г.Х. Сагеева. - Казань, 2009. - 176 с.
37. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность /
Т.Г. Киселева, Ю.Д.Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. -539 с.
38. Кокумбаева, Л.А. Национальная идентичность как
междисциплинарное понятие современно гуманитраристики / Кокумбаева Л.А. // Известия Алтайского государственного университета. - 2007. - №4. [Электронный ресурс] URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/natsionalmya-
identichnost-kak mezhdistsiplinarnoe-ponyatie-sovremennoy-gumanitaristiki (Дата обращения 2.08.2016).
39. Кочетков, В. В. Национальная и этническая идентичность в современном мире / В. В. Кочетков // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. - 2012. -№2. -С. 144-162.
40. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспи12. -N тание и
образование в России (X- начало XX века): Учебное пособие /
Д.И. Латышина. - М.: Форум; Инфра-М, 2007. - 582 с.
41. Лесевич, В.В. Фольклор и его изучение / В.В. Лесевич//Памяти В.Г. Белинского: Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов - М.: Наука, 1999. - 343 с.
42. Луначарский, А.В. Ещё о пролеткульте и советской культурной работе /А.В.Луначарский // Известия ВЦИК. - 1919. - от 13 апреля.
43. Малинин, Г.И. Индентификационный процессы или
самоопределение (социологический анализ) / Г.И. Малинин //Адам элеми - Мир человека. - 1999. - №1. [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-identichnost-kakmezhdistsiplinarnoe- ponyatie-sovremennoy-gumanitaristiki(Дата обращения 2.08.2016).
44. Марков, А.П., Бирженюк, Г.М. Основы социокультурного проектирования /А.П. Марков, Г.М Бирженюк. - СПб.:Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1997. - 260 с.
45. Мельникова, Л.Л. Музыкальное просветительство. История и современность. [Электронный ресурс] / Л.Л. Мельникова. -URL: http://muzprosvetitel.ru/musprosv.htm (Дата обращения: 22.10.2015).
46. Михневич, О.А. Национальное самосознание как интегративный признак нации / О.А.. Михневич, В.Г. Япринцев. - Минск: Харвест, 2007. - 320 с.
47. Нигмедзянов, М.Н. Татарская народная музыка /
М.Н. Нигметзянов. -Казань: Магариф, 2003. - 255 с.
48. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной
деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова. -М.: Московский
государственный университет культуры и искусств, 2010.-158 с.
49. Орлова, Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология / Э.А. Орлова // Теоретические основания культурной политики. - М.: Российский институт культурологии, 2003. -137 с.
50. Особенности идентичности в границах этнической,
национальной, массовой культуры // Информационный гуманитарный портал: Знание. Понимание. Умение. [Электронный ресурс] - URL: http://www.zpu-j oumal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina_Identity/ (Дата обращения:
23.05.16) .
51. Официальный сайт Государственного фольклорного ансамбля
татар-кряшен «Бермянчек» [Электронный ресурс]. -
URL:http://bermenchek.com/node/4 (Дата обращения: 02.01.2016).
52. Положение о VII конкурсе-фестивале молодых исполнителей кряшенской народной песни «Туым Жондозы» - «Рожденственская звезда» 2015 [Электронный ресурс] // Туганайлар. - URL: http://www.tuganaylar.ru/hbrl/item/1537-polozhenie-o-vii-konkurse-festivale- molodyih-ispolniteley-kryashenskoy-narodnoy-pesni-“tuyim-zhondozyi”— “rozhdestvenskaya-zvezda”-2015.html (Дата обращения: 02.01.2016).
53. Поронина, О.С. Национальная идентичность: подходы к
изучению / О.С. Поронина // YOUTH WORLD POLITIC. - 2014.- №4. - С. 112-118 [Электронный ресурс] - URL:
http://elibrary.ru/download/elibrary_24952303_42318704.pdf (Дата обращения
19.05.16) .
54. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html(Дата обращения 22.10.16).
55. Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 19.07.2016 г. № СЭД-26-01-06-536 «Об утверждении концепции развития этнокультурного образования в Пермском крае» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.m/document/438983600(Дата обращения 22.10.16).
56. Примеры социокультурных проектов // Социокультурное
проектирование: от идеи до реализации. Клуб менеджеров-практиков в сфере культуры [Электронный ресурс] - URL: https://soc-cult.ru/zhizn-
kluba/proekty.html (Дата обращения 22.10.16).
57. Радуган, А.А. Культурология [Электронный ресурс] /
А.А. Радуган. URL:http://www.gumer.mfo/bogoslov_Buks/Culture/Rad/02.php
(Дата обращения: 23.01.2016).
58. Райзберг, Б.А., Лозовски, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.- 479 с.
59. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р «Об
утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL:
http://government.m/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf( Дата обращения 22.10.16).
60. Российская социальная энциклопедия / сост. Г.В. Осипова [Электронный ресурс] - URL: http://ensiklopedia.ru/wiki (дата обращения 22.10.15).
61. Сайдашева, З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья: Эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории / З.Н. Сайдашева. - Казань: Матбугат йорты, 2002.- 166 с.
62. Сайдашева, З.Н. Татарская музыкальная этнография / З.Н. Сайдашева. - Казань: Тат. Кн. Изд-во, 2007. - 224 с.
63. Семенова, Л.А. Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза: дис ... канд. Педагогических наук: 13.00.01: защита 16 апреля 2016 г. / Семенова Лариса Александровна. - Тюмень . - 292с.
64. Словарь-справочник по педагогике/авт.-сост. В.А. Мижериков: под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Сфера ТЦ, 2004 - 448 с.
65. Словарь по политологии [Текст] / под ред. В.Н. Коновалова. - Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2001. - 285 с.
66. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. - СПб: С.-Петерб. Гуманит. ун-та профсоюзов, 2003. - 203 с.
67. Соколов, Ю.М. Дискуссия о значении фольклора и
фольклористики в реконструктивный период / Ю.М. Соколов // Лит. и марксизм. Кн.5-6. - М., 1931. - 214 с.
68. Соколов, Ю.М Работа по русскому фольклору за
революционный период / Ю.М. Соколов // Этнография. - 1926. - №2. - С. 153-178.
69. Стандарты управления проектами // Проектная практика
[Электронный ресурс] - URL:
http: //pmpractice.ru/knowledgebase/normative/proj ectstandarts/din-69901/ (Дата обращения 22.10.16).
70. Стенина, Т.Л. Социокультурное проектирование: методические указания / Т. Л. Стенина. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 24 с.
71. Сулейманов, М.С. Поликультурное образовательное пространство развития социальной компетентности старших школьников // ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ - 2012. - № 1.- C.66-68.
72. Стратегия национальной образовательной политики РФ на период до 2025 [Электронный ресурс] - URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051/ (Дата обращения
22.10.16) .
73. Территориальный орган Федеральной службы государственной
статистики / О национальном составе населения Пермского края (по данным переписи населения 2010 года) [Электронный ресурс] - URL:
Регтв181§к8.т(Дата обращения 22.10.16).
74. Тишков, К.С.Национальная идентичность и духовно-культурные ценности российского народа / К.С. Тишков. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 36 с.
75. Толковый словарь / сост. Т.Ф. Ефремова [Электронный ресурс] - URL: [http://www.endic.ru/efremova/Nacionalnost-51977.html] (Дата обращения 22.10.15).
76. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л.Тульчинский, Е.Л. Шекова. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4е изд., испр. и доп. — СПб.:Лань, 2009. — 528 с.
77. Урманчеев, Ф.И. Эпические сказания татарского народа:
Сравнительно исторические очерки / Ф.И. Урманчеев. - К.: Изд-во КГУ, 1980. - 120 с.
78. Федеральная целевая программа «Укрепление единства
российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [Электронный ресурс] - URL:
http://docs.cntd.ru/document/499040473(Дата обращения 22.10.15).
79. Философский энциклопедический словарь / сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблев, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 575 с.
80. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. - М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.
81. Халитов, Р.Ф. Татарские народные музыкальные инструменты: Автореф. ... дис. канд. искусствовед. - Ташкент, 1987. - 25 с.
82. Цицерон, М.Т. Тускуланские беседы. III, 6. [Электронный ресурс]
URL: http: //ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1422368001 (Дата обращения:
23.01.2016) .
83. Чижиков, В.М., Чижиков, В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента/ В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. - М.: МГУКИ,2008. - 608 с.
84. Шириева, Н. В., Имамова, Р.Р. О некоторых особенностях песен свадебного обряда казанских и пермских татар // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. - Казань: К(П)ФУ, 2015. - С. 445-451.
85. Шириева, Н.В. Просветительская деятельность музыкального фольклорного ансамбля в полиэтнической среде / Н.В. Шириева, Р.Р. Имамова // Музыкальное искусство и образование. Теория, методология, практика. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - С. 184-192.
86. Шириева, Н.В. Метод планирования как важный феномен социокультурного менеджмента / Н.В. Шириева, Р.Р. Имамова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - С. 311-318.
87. Шириева, Н.В. Музыкальный фольклорный ансамбль как субъект социально-культурной деятельности / Н.В. Шириева, Р.Р. Имамова // Культура и цивилизация. - 2016. - №5. - С. 137-147 URL: http://publishing- vak.ru/file/archive-culture-2016-5/14-shirieva-imamova.pdf (Дата обращения
12.02.2017) .
88. Широкогоров, С.М. Этнос / С.М. Широкогоров. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2002. -148 с.
89. Шумская, Н.А. Александр Ключарев / Н.А. Шумская. - Москва, 1962. - 156 с.
90. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000 - 145 с.
91. Энтони, С.Д. Этническое происхождение нации / С.Д. Энтони - Оксфорд Нью-Йорк: B. Blackwell: 1986. - 312 с.
92. Энциклопедический словарь экономики и права 2005
[Электронный ресурс] - URL: http://www.endic.ru/ecolaw/Nacionalnost-
16115.html (дата обращения 22.10.15).
93. Этнопсихологический словарь / сост. В.Г. Крысько - Москва: МПСИ., 1999. - 344 с.
94. Явгильдина, З.М. Фольклор музыкальный. [Электронный ресурс]
/ З.М. Явгильдина. URL: http://kpfu.ru/e-
ksu/docs/F606055446/Z.M..Yavgildina..Folklor.muzykalnyj.pdf (Дата
обращения: 02.01.2016).
95. Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: БАХРАХ - М., 2003. - С. 589-602.
96. Ярмухаметов, Х.Х. История собирания и изучения татарского фольклора: Дис.... канд. филол. наук. - Казань, 1947. - 197 с.
97. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социальнокультурной деятельности: Учебник / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 456 с.
98. Ahmetova,L.A., Nurgayanova, N.Kh. Realization of cultural potential
of traditional music of Kryashen Tatars // Global Media Journal. 2016. № 5. P. 1-6. URL: http://www.omicsonline. org/scholarly-articles/realization-of-cultural- potential-of-traditional-music-of-kryashen-tatars-77750.html (Дата обращения
22.10.16) .
99. Castells, M. The Power of Identity. 2nd ed. // The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 2. Malden—Oxford—Carlton, 2004. P. 6.
100. Imamova, R.R.Social and cultural activities of a folk music ensemble:
pedagogical aspect / R.R.Imamova, N.V. Shirieva, I.F. Kamalova // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. 2016. DOINO: 10.7456/1060NVSE. P.3061-3066. URL:
http: //www. toj dac. org/toj dac/V OLUME6 -
NOVSPCL_Шes/tojdac_v060NVSE222.pdf(Датаобращения 22.10.16).
101. Muftakhutdinova, D., Khurmatullina, R. The historical memory of the
Tatar people in the works of musical culture // Procedia - social and behavioral sciences.-2015. -№ 177. -P. 379-382. URL:
https://www.researchgate.net/publication/277348630_The_Historical_Memory_of _ the_Tatar_People_in_the_Works_of_Musical_Cuhure (Дата обращения
22.10.16) .
102. Nurgayanova, N.Kh., Batyrshina, G.I. , Ahmetova L.A. Intercultural interaction of the Volga Region nations in the context of Ethnomusical traditions // Biosciences biotechnology research Asia. № 3 (12). P. 2795-2801. URL: http://www.biotech-asia. org/vol12no3/intercultural-interaction-of-the-volga- region-nations-in-the-context-ofethnomusical-traditions (Дата обращения
22.10.16) .
103. Valiahmetova, A.N., Salpykova, I.M. The role of ethnopedagogics in the development of empathic culture in students // Review of European studies. № 20157 (6). P. 289-294. URL: http://dx.doi.org/10.5539/res.v7n6p289(Дата обращения 22.10.16).
Список интервью
1. Интервью Р.Р. Имамовой с А.Ф. Файзрахмановым, художественным руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан(Казань. 18 сентября2015 г.).
2. Интервью Л. Гиниятуллиной с А. В. Поляковым,директором Государственного фольклорного ансамбля кряшен «Бермянчек» (Казань, 26 ноября 2013 г.).
3. Интервью Р.Р. Имамовой с Э. В. Кашаповой, художественным руководителем Государственного ансамбля кряшен «Бермянчек»(Казань. 18 сентября2015 г.).
4. Интервью Р.Р. Имамовой с Ф. А. Гибатдиновым,продюсером Народного эстрадно-вокального ансамбля «Мишар»(д. Урмаево, Чувашия. 2 февраля2016 г.).
5. Интервью Р.Р. Имамовой с Г. Г. Хамзиной, руководителем Народного ансамбля «Гузэл Чулман»(Пермь. 10 марта2016 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ