Разработка стратегических ориентиров проектов развития организаций
|
Введение 9
1. Теоретические основы формирования стратегических ориентиров проектов
развития организаций 6
1.1. Экономическая сущность проекта развития организаций
1.2. Формирование стратегических ориентиров устойчивого развития
организаций
1.3. Правила и процедура разработки стратегии устойчивого развития
организаций
2. Анализ методов и подходов к разработке стратегических ориентиров проектов
развития организации 13
2.1. Комплексный стратегический анализ функционирования организации . 48
2.2. Концепция «BSC» и ее применение в проектах стратегического развития
организации 62
2.3. Технология «KPI» и особенности ее применения в организации 70
3. Основные направления оптимизации проекта развития организации 79
3.1. План мероприятий, направленные на реализацию стратегических
ориентиров проекта развития организации 79
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных направлений по
выбору стратегии устойчивого развития организации 90
Заключение 101
Список использованных источников 105
Приложения 98
1. Теоретические основы формирования стратегических ориентиров проектов
развития организаций 6
1.1. Экономическая сущность проекта развития организаций
1.2. Формирование стратегических ориентиров устойчивого развития
организаций
1.3. Правила и процедура разработки стратегии устойчивого развития
организаций
2. Анализ методов и подходов к разработке стратегических ориентиров проектов
развития организации 13
2.1. Комплексный стратегический анализ функционирования организации . 48
2.2. Концепция «BSC» и ее применение в проектах стратегического развития
организации 62
2.3. Технология «KPI» и особенности ее применения в организации 70
3. Основные направления оптимизации проекта развития организации 79
3.1. План мероприятий, направленные на реализацию стратегических
ориентиров проекта развития организации 79
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных направлений по
выбору стратегии устойчивого развития организации 90
Заключение 101
Список использованных источников 105
Приложения 98
В последние десятилетия понимание важности устойчивого развития общества в целом, а также отдельных сфер его деятельности, прежде всего экономики, продолжает расти, трансформируясь и адаптируясь в зависимости от социальных, экологических, экономических и геополитических условий различных стран и сфер проведения исследований. Понятие устойчивого развития является результатом консенсуса между политиками, членами негосударственных организаций и учеными и предполагает, что решение экологических и социальных проблем можно успешно совместить с экономическим развитием.
Актуальность темы магистерского исследования определяется тем, что любая организация (если только она не находится в состоянии стагнации или умышленного сворачивания деятельности) развивается, проводя то или иное изменение своей внутренней или внешней деятельности в рамках стратегического развития в целом. Осуществляемое развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер и происходит в условиях усложняющейся внешней организационной среды, резкого возрастания темпов ее изменения и ужесточения конкуренции на рынках.
Важность развития системы здравоохранения как в нашем регионе, так и в целом по стране, где основной задачей является защита и укрепление здоровья населения, достижение реального повышения качества жизни и ее продолжительности, повышение доступности и качества медицинской помощи, совершенствование всех уровней и звеньев системы здравоохранения, также является одним из актуальных вопросов в современном мире. Целевыми установками концепций долгосрочного развития РТ «Стратегии 2020» и «Стратегии 2030» приоритетным направлением определено создание условий достижения высокого качества жизни Республика будет лидировать в накоплении человеческого капитала, как ключевого актива современной экономики, что обеспечит конкурентоспособность региона на общероссийском и региональном
уровнях. В связи с этим особую практическую значимость приобретают исследования в области совершенствования стратегического планирования в системе здравоохранения, определения четких связей между стратегией и операционными задачами подразделений и их сотрудников.
На правильное отношение к развитию влияют неустойчивость и усложнение бизнес-окружения, постоянно изменяющееся законодательство, некомпетентное администрирование и управление, низкая трудовая дисциплина, выражающаяся в недоисполнении обязанностей сотрудниками, да и многими участниками рынка, включая государство как орган, регулирующий рыночную деятельность. В существующей российской теории и практике проектные подходы применяют в основном для управления бизнес-проектами, т.е. внешними проектами, направленными на получение прямой выгоды. При этом проекты развития как отдельные проекты не выделяются.
Эти обстоятельства обуславливают необходимость проведения дальнейших исследований внутренней и внешней среды Министерства здравоохранения РТ, а также организационно-экономических аспектов внедрения сбалансированной системы показателей BSC с определением ключевых показателей эффективности KPI в практическую деятельность учреждения.
Целью исследования является применение новейших методических, научно-практических рекомендаций и разработка предложений по формированию стратегических ориентиров развития Министерства здравоохранения РТ в рамках проектного подхода.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- исследовать экономическую сущность проекта развития организаций;
- определить особенности формирования стратегических ориентиров развития организаций в современных условиях;
- рассмотреть правила и процедуру разработки стратегии устойчивого развития организаций;
- провести комплексный стратегический анализ функционирования Министерства здравоохранения Республики Татарстан;
- рассмотреть концепции “BSC” и “KPI” в контексте стратегического развития организаций и выявить особенности их применения на примере Министерства Здравоохранения РТ;
- разработать основные направления оптимизации развития организации и провести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий по выбору стратегии устойчивого развития.
Предмет исследования представляет собой совокупность организационно - экономических отношений, возникающих в процессе формирования и применения методических и научно-практических рекомендаций по разработке стратегических ориентиров проектов развития Министерства Здравоохранения РТ. Объектом исследования выступает Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, таких как В.В. Бондаренко, В.Р. Веснин, М.Н. Дудин, Г. Керцнер, П.Р. Нивен, М.Г. Браун, М.М. Панов, Д.В. Савицкий, М.Ю. Смирнова и других, а также материалы периодической печати и интернет - источники.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения в работу отделов Минздрава РТ разработанных мероприятий по реализации проекта системы KPI, что в результате позволит повысить эффективность мотивации сотрудников Министерства и увеличить их производительность труда.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:
1. Применены и адаптированы инструменты стратегического управления, предназначенные для коммерческих организаций, в деятельности бюджетного учреждения - Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
2. Разработан проект внедрения системы KPI в деятельность Министерства здравоохранения РТ, определены иерархическая структура, этапы жизненного цикла и матрица ответственности проекта.
3. Разработана сетевая модель проекта, а также построена диаграмма Ганта с детальным описанием этапов управления проектом.
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования стратегических ориентиров проектов развития организаций.
Во второй главе анализируются методы и подходы к разработке стратегических ориентиров проектов развития организации.
В третьей главе определяются основные направления оптимизации проекта развития организаций.
Актуальность темы магистерского исследования определяется тем, что любая организация (если только она не находится в состоянии стагнации или умышленного сворачивания деятельности) развивается, проводя то или иное изменение своей внутренней или внешней деятельности в рамках стратегического развития в целом. Осуществляемое развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер и происходит в условиях усложняющейся внешней организационной среды, резкого возрастания темпов ее изменения и ужесточения конкуренции на рынках.
Важность развития системы здравоохранения как в нашем регионе, так и в целом по стране, где основной задачей является защита и укрепление здоровья населения, достижение реального повышения качества жизни и ее продолжительности, повышение доступности и качества медицинской помощи, совершенствование всех уровней и звеньев системы здравоохранения, также является одним из актуальных вопросов в современном мире. Целевыми установками концепций долгосрочного развития РТ «Стратегии 2020» и «Стратегии 2030» приоритетным направлением определено создание условий достижения высокого качества жизни Республика будет лидировать в накоплении человеческого капитала, как ключевого актива современной экономики, что обеспечит конкурентоспособность региона на общероссийском и региональном
уровнях. В связи с этим особую практическую значимость приобретают исследования в области совершенствования стратегического планирования в системе здравоохранения, определения четких связей между стратегией и операционными задачами подразделений и их сотрудников.
На правильное отношение к развитию влияют неустойчивость и усложнение бизнес-окружения, постоянно изменяющееся законодательство, некомпетентное администрирование и управление, низкая трудовая дисциплина, выражающаяся в недоисполнении обязанностей сотрудниками, да и многими участниками рынка, включая государство как орган, регулирующий рыночную деятельность. В существующей российской теории и практике проектные подходы применяют в основном для управления бизнес-проектами, т.е. внешними проектами, направленными на получение прямой выгоды. При этом проекты развития как отдельные проекты не выделяются.
Эти обстоятельства обуславливают необходимость проведения дальнейших исследований внутренней и внешней среды Министерства здравоохранения РТ, а также организационно-экономических аспектов внедрения сбалансированной системы показателей BSC с определением ключевых показателей эффективности KPI в практическую деятельность учреждения.
Целью исследования является применение новейших методических, научно-практических рекомендаций и разработка предложений по формированию стратегических ориентиров развития Министерства здравоохранения РТ в рамках проектного подхода.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- исследовать экономическую сущность проекта развития организаций;
- определить особенности формирования стратегических ориентиров развития организаций в современных условиях;
- рассмотреть правила и процедуру разработки стратегии устойчивого развития организаций;
- провести комплексный стратегический анализ функционирования Министерства здравоохранения Республики Татарстан;
- рассмотреть концепции “BSC” и “KPI” в контексте стратегического развития организаций и выявить особенности их применения на примере Министерства Здравоохранения РТ;
- разработать основные направления оптимизации развития организации и провести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий по выбору стратегии устойчивого развития.
Предмет исследования представляет собой совокупность организационно - экономических отношений, возникающих в процессе формирования и применения методических и научно-практических рекомендаций по разработке стратегических ориентиров проектов развития Министерства Здравоохранения РТ. Объектом исследования выступает Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, таких как В.В. Бондаренко, В.Р. Веснин, М.Н. Дудин, Г. Керцнер, П.Р. Нивен, М.Г. Браун, М.М. Панов, Д.В. Савицкий, М.Ю. Смирнова и других, а также материалы периодической печати и интернет - источники.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения в работу отделов Минздрава РТ разработанных мероприятий по реализации проекта системы KPI, что в результате позволит повысить эффективность мотивации сотрудников Министерства и увеличить их производительность труда.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:
1. Применены и адаптированы инструменты стратегического управления, предназначенные для коммерческих организаций, в деятельности бюджетного учреждения - Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
2. Разработан проект внедрения системы KPI в деятельность Министерства здравоохранения РТ, определены иерархическая структура, этапы жизненного цикла и матрица ответственности проекта.
3. Разработана сетевая модель проекта, а также построена диаграмма Ганта с детальным описанием этапов управления проектом.
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования стратегических ориентиров проектов развития организаций.
Во второй главе анализируются методы и подходы к разработке стратегических ориентиров проектов развития организации.
В третьей главе определяются основные направления оптимизации проекта развития организаций.
Развитие рыночных отношений ставит перед современными организациями и учреждениями множество задач, определяющих принципы формирования его экономики. В этих условиях организации сами разрабатывают концепцию и стратегию своего развития на базе оценки имеющихся ресурсов и анализа ситуации, определяя основные этапы развития и темпы обновления, обосновывая область деятельности и формы взаимодействия, как с партнерами, так и с конкурентами.
Отечественные и международные аналитики считают, что российская экономика вступила в ту стадию, когда наличие разработанной стратегии необходимо организациям на каждом шагу. Быстрые изменения внешней среды отечественных организаций стимулируют появление новых методов, систем и подходов к развитию, если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом. Однако в настоящее время большинство российских организаций работают в быстро изменяющемся и непредсказуемом окружении, следовательно, нуждающемся в стратегическом менеджменте.
Гибкая система планирования и управления, как известно, базируется на системном подходе, который позволяет рассматривать сложные системы как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов.
Система стратегического планирования может помочь руководителям организаций предвидеть тенденции развития бизнеса и изменения конкурентных ситуаций на обслуживаемом рынке; отслеживать и понимать влияние внешнего окружения, особенно потребителей; делать стратегический выбор и реализовать стратегию. Специальные методы и приемы стратегического менеджмента помогают руководителям оценить и проанализировать различные виды ситуаций, сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях, в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие организации и конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.
Сбалансированная система показателей - один из наиболее эффективных инструментов стратегического менеджмента в современных организациях и учреждениях.
Разрабатывая сбалансированную систему показателей (для компании в целом или отдельного структурного подразделения), стоит придерживаться таких шагов:
- четко конкретизировать стратегические цели;
- увязать все стратегические цели при помощи причинно-следственных цепочек - т.е. построить стратегическую карту;
- определить ключевые показатели и их целевые значения;
- определить, как связаны эти показатели с ключевыми бизнес-процессами;
- разработать необходимые стратегические мероприятия или проекты. Определить для каждого из них конкретные сроки, бюджеты, ответственных исполнителей.
Достижение единого понимания стратегии развития организации всеми ключевыми участниками процесса ее разработки и, главное, ее реализации в жизнь, также является одним из важнейших факторов успеха компании. Кроме того, без этого сложно организовать и контроль за внедрением стратегии.
Разработка и внедрение KPI, с одной стороны, связано со многими проблемами, которые влияют на конечные результаты деятельности организации. В качестве проблемных ситуаций могут выступать:
- сложность оценки и разработки нормируемых показателей при формировании сбалансированной системы показателей, неприятие общих целей организации отдельными исполнителями, сложность и размытость внедрения показателей KPI в практическую деятельность организации и др. Поэтому руководителям современных организаций необходимо минимизировать негативные воздействия для эффективной реализации сбалансированной системы показателей.
Использование показателей KPI, с другой стороны, приносит организации следующие преимущества:
- руководство организаций обладает полной информацией о текущем, и, что самое главное, о перспективном состоянии организации;
- возникновение критических ситуаций можно предотвратить заранее;
- грамотно разработанная сбалансированная система показателей позволяет получать доступную пониманию каждого сотрудника информацию о деятельности организаций, используя при этом по несколько показателей в каждой составляющей (целесообразно использовать не более 10 показателей, которые являются определяющими для каждого отдельной организации или группы организаций);
- сбалансированная система показателей позволяет осуществлять мониторинг и обратную связь в процессе разработки, внедрения, использования KPI.
Сбалансированная система показателей дает возможность руководителям организаций разработать стратегию деятельности и одновременно оценить результаты, при этом разработанная в конкретной организации система KPI отличается индивидуальным набором ключевых показателей по каждой составляющей, что позволяет наиболее точно определить результаты финансовой и нефинансовой деятельности в организации.
Комплексный стратегический анализ функционирования Министерства здравоохранения РТ показал, что в настоящее время система развития Министерства здравоохранения РТ является слабой стороной внутренней среды учреждения, важнейшей стратегической задачей его развития следует назвать совершенствование управления.
Основные направления оптимизации проекта развития Министерства здравоохранения РТ включают в себя внедрение сбалансированной системы
показателей BSC с определением KPI для сотрудников Министерства. Для реализации данного проекта Министерству здравоохранения РТ рекомендуется рассмотреть вариант использования программного обеспечения Microsoft Excel, который позволит грамотно и эффективно управлять достижением поставленных показателей, повысить мотивацию персонала за счет прозрачности поставленных задач.
В результате реализации проекта развития Минздрава РТ ожидается повышение эффективности его деятельности, оптимизация ресурсов, формирование системы мотивации сотрудников, а также повышение их производительности труда. Все это приведет к повышению эффективности развития отрасли здравоохранение в РТ, что подтверждает целесообразность внедрения предложенного плана мероприятий.
Отечественные и международные аналитики считают, что российская экономика вступила в ту стадию, когда наличие разработанной стратегии необходимо организациям на каждом шагу. Быстрые изменения внешней среды отечественных организаций стимулируют появление новых методов, систем и подходов к развитию, если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом. Однако в настоящее время большинство российских организаций работают в быстро изменяющемся и непредсказуемом окружении, следовательно, нуждающемся в стратегическом менеджменте.
Гибкая система планирования и управления, как известно, базируется на системном подходе, который позволяет рассматривать сложные системы как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов.
Система стратегического планирования может помочь руководителям организаций предвидеть тенденции развития бизнеса и изменения конкурентных ситуаций на обслуживаемом рынке; отслеживать и понимать влияние внешнего окружения, особенно потребителей; делать стратегический выбор и реализовать стратегию. Специальные методы и приемы стратегического менеджмента помогают руководителям оценить и проанализировать различные виды ситуаций, сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях, в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие организации и конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.
Сбалансированная система показателей - один из наиболее эффективных инструментов стратегического менеджмента в современных организациях и учреждениях.
Разрабатывая сбалансированную систему показателей (для компании в целом или отдельного структурного подразделения), стоит придерживаться таких шагов:
- четко конкретизировать стратегические цели;
- увязать все стратегические цели при помощи причинно-следственных цепочек - т.е. построить стратегическую карту;
- определить ключевые показатели и их целевые значения;
- определить, как связаны эти показатели с ключевыми бизнес-процессами;
- разработать необходимые стратегические мероприятия или проекты. Определить для каждого из них конкретные сроки, бюджеты, ответственных исполнителей.
Достижение единого понимания стратегии развития организации всеми ключевыми участниками процесса ее разработки и, главное, ее реализации в жизнь, также является одним из важнейших факторов успеха компании. Кроме того, без этого сложно организовать и контроль за внедрением стратегии.
Разработка и внедрение KPI, с одной стороны, связано со многими проблемами, которые влияют на конечные результаты деятельности организации. В качестве проблемных ситуаций могут выступать:
- сложность оценки и разработки нормируемых показателей при формировании сбалансированной системы показателей, неприятие общих целей организации отдельными исполнителями, сложность и размытость внедрения показателей KPI в практическую деятельность организации и др. Поэтому руководителям современных организаций необходимо минимизировать негативные воздействия для эффективной реализации сбалансированной системы показателей.
Использование показателей KPI, с другой стороны, приносит организации следующие преимущества:
- руководство организаций обладает полной информацией о текущем, и, что самое главное, о перспективном состоянии организации;
- возникновение критических ситуаций можно предотвратить заранее;
- грамотно разработанная сбалансированная система показателей позволяет получать доступную пониманию каждого сотрудника информацию о деятельности организаций, используя при этом по несколько показателей в каждой составляющей (целесообразно использовать не более 10 показателей, которые являются определяющими для каждого отдельной организации или группы организаций);
- сбалансированная система показателей позволяет осуществлять мониторинг и обратную связь в процессе разработки, внедрения, использования KPI.
Сбалансированная система показателей дает возможность руководителям организаций разработать стратегию деятельности и одновременно оценить результаты, при этом разработанная в конкретной организации система KPI отличается индивидуальным набором ключевых показателей по каждой составляющей, что позволяет наиболее точно определить результаты финансовой и нефинансовой деятельности в организации.
Комплексный стратегический анализ функционирования Министерства здравоохранения РТ показал, что в настоящее время система развития Министерства здравоохранения РТ является слабой стороной внутренней среды учреждения, важнейшей стратегической задачей его развития следует назвать совершенствование управления.
Основные направления оптимизации проекта развития Министерства здравоохранения РТ включают в себя внедрение сбалансированной системы
показателей BSC с определением KPI для сотрудников Министерства. Для реализации данного проекта Министерству здравоохранения РТ рекомендуется рассмотреть вариант использования программного обеспечения Microsoft Excel, который позволит грамотно и эффективно управлять достижением поставленных показателей, повысить мотивацию персонала за счет прозрачности поставленных задач.
В результате реализации проекта развития Минздрава РТ ожидается повышение эффективности его деятельности, оптимизация ресурсов, формирование системы мотивации сотрудников, а также повышение их производительности труда. Все это приведет к повышению эффективности развития отрасли здравоохранение в РТ, что подтверждает целесообразность внедрения предложенного плана мероприятий.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ООО «ИСТОЧНОЕ»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - Разработка стратегических направлений развития организации социальной сферы на примере КЦСОН «Эмет»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В
ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование алгоритма разработки и реализации стратегии развития структурного подразделения (кафедры) федерального государственного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Разработка стратегии развития организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Стратегическое управление дошкольной образовательной организацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ООО «ДРСУ-ДОН»)
Бакалаврская работа, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Стратегия устойчивого развития организации на примере МАУ МО г. Саяногорск Дворец культуры «Энергетик»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021



