Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования инвестиционной привлекательности региона 7
1.1. Понятие и содержание инвестиционной привлекательности 7
1.2. Концептуальные подходы к формированию инвестиционной привлекательности региона 17
Глава 2. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации 25
2.1. Анализ инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации 25
2.2. Инструменты формирования инвестиционной привлекательности регионов РФ 44
Глава 3. Совершенствование управления инвестиционной привлекательностью регионов Российской Федерации 50
3.1. Разработка и реализация системы мониторинга оценки инвестиционной
привлекательности регионов Российской Федерации 50
3.2. Управление повышением инвестиционной привлекательности регионов
Российской Федерации 61
Заключение 75
Актуальность настоящей работы определяется тем, что инвестиционная привлекательность региона как таковая представляет собой интегральный показатель, анализ которого позволяет эксперту сравнить несколько вариантов размещения капитала в отдельные регионы и сделать выбор в пользу более привлекательного.
Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему.
Децентрализация государственного управления экономикой страны привела к усилению роли региональных органов власти в регулирования экономических процессов. Различия в социально-экономическом развитии каждого региона диктуют необходимость формирования сбалансированной региональной инвестиционной политики. Региональные органы должны стимулировать и регулировать инвестиционные процессы, формировать благоприятные условия для привлечения необходимого объема инвестиций в промышленность региона.
В долгосрочной перспективе региональные инвестиционные программы должны способствовать снижению социально-экономической дифференциации регионов, должны быть ориентированы на самостоятельное развитие регионов.
Степень изученности проблемы. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных Сивакова,
В.Ф. Максимов, Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова, М.В. Чиненов, Т.В. Теплова. Зарубежные экономисты заложили основы таких понятий как «инвестиции», «инвестиционная среда», а также исследовали взаимосвязь между инвестициями и экономическим ростом на макроуровне.
Объектом исследования является инвестиционная привлекательность российских субъектов на примере Приволжского федерального округа, т.к. данный район представляется привлекательным для развития - в межрайонном территориальном разделении общественного труда Приволжского федерального округа выделяется производством продукции железорудно-металлургического комплекса, некоторыми отраслями машиностроения, химической и пищевой промышленностью.
Предметом исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе оценки и повышения инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации.
Целью исследования является оценка инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации для разработки рекомендаций по ее повышению. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:
- определить понятие и содержание инвестиционной привлекательности;
- выявить концептуальные подходы к формированию инвестиционной привлекательности региона;
- определить методы анализа инвестиционной привлекательности региона;
- провести анализ факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность регионов Российской Федерации;
- выявить проблемы формирования инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации;
- дать оценку инвестиционной привлекательности регионов РФ;
- определить развитие стратегических подходов к формированию инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации;
- охарактеризовать разработку и реализацию системы мониторинга оценки инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации;
- рассмотреть управление повышением инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации.
В процессе написание работы были использованы такие методы исследования, как анализ и синтез, статистический метод, табличный, графический и аналитический методы, которые позволяют с максимальной полнотой проанализировать различные факторы, составляющие инвестиционную среду, а также оценить интегральную методику определения инвестиционной привлекательности. Теоретической базой исследования являются результаты научных исследований отечественных и зарубежных экономистов (таких, как Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г., У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бейли, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Шеряй К.И., Улюкаев С.С., Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.М. Бурмистрова и др.), которые занимались анализом проблем формирования эффективной инвестиционной среды.
Работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников, а также приложений.
В первой главе изучены теоретические основы формирования инвестиционной привлекательности региона;
Во второй главе проведён анализ и оценка инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации.
В третьей главе разработаны направления совершенствования управления инвестиционной привлекательностью регионов Российской Федерации.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, сформулированы и изложены выводы и предложения для практического использования результатов исследования.
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Необходимо отметить следующее, что примерно 17 лет назад Россия произвела смену парадигмы государственности, связанную с началом перехода от плановой экономики к рыночной экономике, для которой проблема привлечения инвестиций и подъема на этой основе производительного сектора является доминирующей.
В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях экономики становится все более актуальной. Так как эффективность инвестиционной деятельности в наибольшей степени определяется уровнем инвестиционной привлекательности, реализуемой в рамках инвестиционной стратегии, исследование сущности понятия инвестиционная привлекательность приобретает особую важность.
По результатам проведенного анализа инвестиционного потенциала и инвестиционного риска субъектов ПФО сформулирован следующий вывод: методика РА «Эксперт-РА» указывает на наличие одинакового типа инвестиционной привлекательности по всему округу - это зона «В» (2В, 3В1, 3В2) с очень небольшими вариациями. Общее для этого типа — умеренный риск. Кроме того, как видно из табл. 6, сложившаяся ситуация характеризуется высоким уровнем стабильности: за 8 лет из 14 субъектов ПФО 8 субъектов ни разу не вышли из своей группы.
Лидирующую позицию занимает Республика Татарстан, которой в 2013 году впервые для ПФО был присвоен рейтинг «1А», наивысший из возможных. Также в лидерах (с климатом «2В») находятся Пермский край, Нижегородская область, Самарская область и Республика Башкортостан. К аутсайдерам относились Республика Марий Эл («3В2»), замыкающая рейтинг по причине небольшого размера и, соответственно, потенциала своей экономики.
Таким образом, особенностью регионов ПФО является их сосредоточение в группах со средне-низким потенциалом и умеренным риском, а также высокий уровень устойчивости сформировавшегося типа инвестиционной привлекательности вне зависимости от того, что происходит на макроэкономическом уровне.
Рейтинг позволяет учитывать оценку бизнеса практики правоприменения и эффективности реализации реформ в регионах. Рейтингом измеряется совокупность факторов, находящихся в компетенции региональных властей, т.е. фактически он оценивает непосредственные усилия региональной власти по улучшению инвестиционного климата. Рейтинг позволит оценить эффективность и прогресс внедрения мероприятий «дорожных карт» в регионах, Регионального инвестиционного стандарта, программ поддержки малого и среднего предпринимательства и выявить «слабые места» и лучшие практики.
Самые высокие оценки получили (по интегральному показателю): Республика Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области.
Результаты рейтинга позволяют выделить не только лидеров по отдельным показателям и направлениям, но и стимулировать регионы к более сбалансированному развитию и реализации мер по улучшению инвестиционного климата на системной основе.
По итогам мониторинга инвестиционной деятельности регионов Приволжского федерального округа можно сделать вывод, что в целом он обладает значительным потенциалом для активизации инвестиционного процесса, развития деловой активности и реализации масштабных инвестиционных проектов. Проведенный мониторинг позволил определить эффективность инвестиционной деятельности в регионах Приволжского федерального округа, приоритетные направления реальных вложений в отрасли производства, выявить сложившиеся тенденции в экономике исследуемых регионов.
В настоящей действительности в рыночных условиях, которые характеризуются высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы. Необходимость формирования системы мониторинга инвестиционной привлекательности регионов России обусловлена следующими факторами:
- усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках;
- стремительное развитие и смена технологий;
- растущая диверсификация бизнеса;
- усложнение бизнес-процессов и другие факторы.
Внедрение в управление региональным развитием системы мониторинга инвестиционной привлекательности позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления инвестиционной деятельностью.
Основой формирования системы мониторинга является разработка системы индикативных показателей, позволяющих выявить появление и сложность проблемы.
Методическая проблема разработки мониторинга инвестиционной привлекательности заключается, прежде всего, в специфике методической стратегии, основу которой составляют жесткие, формализованные методы: экономический анализ, анализ документов и статистических показателей.
Исходя из условий развития современной экономики, необходимо дополнить эту систему неформализованными методами такими как наблюдением, самоанализом, опросом. В их основе лежит:
- наблюдение за объектом мониторинга, проводимое по стандартному числу наиболее значимых показателей, характеризующих его состояние;
- регулярные повторные «замеры», проводимые с помощью стандартных процедур;
- оценки ситуаций и объектов, даваемые в стандартной форме.
Другой важной проблемой, решаемой в мониторинге инвестиционной привлекательности, является обеспечение непротиворечивости получаемой из разных источников (уровней управления) информации. Показатели, взятые из опроса экспертов и другие «мягкие» показатели, сопоставляются, взаимодополняются и сравниваются с официально утвержденными формами отчетности. Это позволяет получать полное представление о развитии инвестиционных процессов и сравнивать их с уровнем решаемости в региональном и отраслевом аспекте.
Специфика предлагаемого мониторинга инвестиционной привлекательности заключается в его опоре на компьютерную поддержку, которая помогает автоматизировать процесс сбора, обработки и хранения собранной в ходе мониторинга информации, а также представить ее в наглядной форме в виде диаграмм, таблиц, графиков и т.д.
Всю систему показателей мониторинга инвестиционной привлекательности региона можно разбить на группы в соответствии с факторами формирования инвестиционной привлекательности регионов:
1. Политический фактор и характеризующие его показатели:
- отражает отношение органов власти к инвестиционной деятельности;
- определяется структурой власти, режимом правящей партии, отношением между различными ветвями власти и различными партиями;
- показывает и характеризует стабильность государственного устройства.
2. Ресурсно-сырьевой фактор и характеризующие его показатели - отражает разнообразие природной среды и характеризует объем природносырьевой базы, имеющейся в распоряжении региона. Этот фактор определяющий для развития производств, поскольку выступает источником экономических ресурсов.
3. Производственный фактор и характеризующие его показатели:
- определяет уровень развития производственного сектора в экономической системе;
- характеризуется степенью удовлетворения потенциального спроса и возможностями расширения производства.
4. Потребительский фактор и характеризующие его показатели:
- характеризуется уровнем потребления произведенных товаров и услуг;
- необходим при оценке инвестиционной привлекательности экономической системы;
- определяет возможности инвестора для проникновения на новые рынки, для расширения доли рынка, т.е. позволяет сформировать и реализовать стратегию развития производства.
5. Инфраструктурный фактор и характеризующие его показатели:
- определяется наличием и развитием комплекса отраслей народного хозяйства, обслуживающих производство;
- включает в себя строительство дорог, каналов, водохранилищ, портов,
мостов, аэродромов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, водоснабжение и канализацию, образование, науку, здравоохранение и др.
6. Инвестиционный фактор и характеризующие его показатели:
- характеризуется уровнем и динамикой инвестиций в экономическую систему;
- базируется на психологическом восприятии инвестором объекта вложения.
7. Экологический фактор и характеризующие его показатели - определяет вероятность возникновения экологической катастрофы.
8. Кадровый фактор - определяется уровнем подготовки экономически активного населения. В регионах, где отсутствует необходимая профессиональная подготовка населения или наблюдается его недостаток, увеличиваются издержки по привлечению необходимых специалистов, поскольку требуются дополнительные затраты на поиск, обучение, переподготовку кадров. Наиболее привлекательны для развития наукоемких производств с точки зрения кадрового потенциала центральные регионы, с наличием обширной сети высших учебных заведений различной ориентации. Наличие дешевой рабочей силы со средним техническим образованием определяет привлекательность региона для размещения традиционных производств, требующих больших затрат живого труда.
9. Социальный фактор и характеризующие его показатели - характеризуется тенденциями изменения численности населения, его омоложения и старения, стилем жизни, уровнем преступности и отношением внутри и между социальными группами.
10. Инновационный фактор и характеризующие его показатели - определяется развитием науки и тенденциями превращения ее в непосредственную производительную силу.
Включение показателей, характеризующих вышеперечисленные факторы, в систему мониторинга инвестиционной привлекательности региона позволяет получить полную картину формирования и определить рычаги и инструменты управления инвестиционной привлекательностью в регионе.
Сформированная таким образом система мониторинга инвестиционной привлекательности региона позволит не только определить проблемные участки регионального развития, но и выявить вероятные изменения в инвестиционном потенциале и сократить отток капитала из региона. Разработанная система мониторинга инвестиционной привлекательности региона должна корректироваться при изменении целей, стратегий регионального развития и в других необходимых случаях.
Таким образом, для повышения инвестиционной привлекательности территории органам государственной власти целесообразно проводить политику оздоровления предприятий и повышения ее экономического потенциала путем разработки схем льготного налогообложения, предоставления инвестиционных субсидий, повышения уровня экономического образования индивидуальных предпринимателей и т.д.
Эффективность проводимой инвестиционной политики в регионе может значительно повыситься при условии учета наиболее значимых факторов формирования инвестиционного климата.
В целом, к приоритетным инструментам активизации инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности регионов Приволжского федерального округа, можно отнести следующие:
1) Развитие институтов частно-государственного партнерства.
2) Формирование инфраструктуры развития предпринимательства, прежде всего, малого и среднего бизнеса.
3) Повышение имиджа регионов Приволжского федерального округа на национальном и международном уровнях за счет применения инструментариев территориального маркетинга и брендинга. Применение инструментария территориального маркетинга, в частности, брендинга, способствует созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе за счет повышения его имиджа в глазах инвесторов.
4) Применение программно-целевого подхода для повышения инвестиционной привлекательности региона.
Реализуемые в настоящее время программы развития регионов и отдельных муниципальных образований не всегда обеспечивают интеграционного эффекта. Они, как правило, содержат локальные мероприятия, направленные на развитие конкретных муниципалитетов, и не включают межрегиональные и межмуниципальные крупномасштабные инвестиционные проекты. В итоге не достигается системный, мультипликационный эффект, позволяющий получить максимальную выгоду для всех муниципальных образований территории. В этой связи особо актуальна проблема разработки и реализации целевых программ развития не только на уровне районов и городов, но и на уровне отдельных проблемных субрегионов территорий.
Эти проблемы могут быть устранены в случае разработки цепочки взаимосвязанных субрегиональных и муниципальных целевых программ и управления их реализацией в соответствии с единой концепцией регионального развития страны, основываясь на эффективной системной методологии. Чрезвычайно важно при этом иметь в виду факт значительного регионального различия по всем важнейшим социально-экономическим показателям на душу населения: по объемам валового регионального продукта, доходам консолидированных бюджетов, объемам производства продукции и т.д.
Применение вышеперечисленных инструментов федерального, регионального и муниципального уровней позволяет повысить инвестиционную привлекательность соответствующего территориального образования.