Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема трансформации живописных традиций в арабо-мусульманском искусстве (каноны ислама и эволюция изобразительного искусства в эпоху Сефевидов и Кадааров)

Работа №53033

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Религиозные и художественные истоки формирования живописной традиции в арабо-мусульманской культуре и ее влияние на национальные школы на примере иранского искусства 12
1.1. Истоки формирования понятия исламское искусство в контексте
развития арабо-мусульманской культуры 12
1.2. Проблема запрета в исламском изобразительном искусстве: историко-документальный контекст 17
1.3. Развитие художественной традиции в мусульманском Иране и проблема
взаимовлияния культур 22
Глава 2. Традиции мусульманского искусства миниатюрной живописи эпохи
Сефевидов (XVI —первая треть XVIII в.) 35
2.1. Исторический очерк происхождения династии Сефевидов 35
2.2. Трансформация изобразительной традиции в Сефевидский период (XVI
— первая треть ХVIII века) 40
2.3. Художественные школы и их развитие в эпоху Сефевидов 45
Глава 3. Постсефевидский период (XVIII-XIX века) в развитии живописных традиций Ирана 59
3.1. Развитие искусства при Афшарах и Зендах. Художественное наследие
Сефевидов 59
3.2. Тенденции развития изобразительного искусства Ирана при династии
Каджаров 64
Заключение 73
Список источников и литературы 76
Приложение

Актуальность проблемы. Искусство является неотъемлемой частью жизни людей, в которой находят отражение национальные особенности народов, их менталитет и мировоззрение. Восточная живопись XVI - XIX веков, рассматриваемая в контексте арабо-мусульманской культуры — это результат большой, многовековой шлифовки традиций и форм. Достижения одного народа воспринимались и творчески обогащались другими. Нередко в зависимости от исторических условий ведущая роль в развитии отдельных видов искусства переходила от одного региона к художественным центрам другого. Выражая гуманистические идеи, искусство миниатюры несло в себе моральные ценности, еще не обособившиеся у народов средневекового Востока.
Актуальность представленной работы определяется тем, что в мусульманском мире на определенном этапе развития проходила культурная интеграция между арабскими племенами и покоряемыми ими народами. Особенно актуальным является вопрос о художественных связях стран арабского мира с Ираном. На протяжении всех этапов развития искусство миниатюры в Иране было подвержено влиянию традиций других народов, в частности арабо-мусульманской культуры, оказавшей существенное воздействие на эволюцию изображения в персидской миниатюре. Влияние арабского исламского искусства на традиционные формы персидского творчества проглядывались в создании обособленных изобразительных школ, которые почерпнули основные принципы исламского искусства, но при этом сформировали собственную парадигму.
Важно представить художественную культуру арабских стран и Ирана как целостное явление, рассмотреть мусульманское искусство на реальном историко-социальном фоне и раскрыть природу основных тенденций художественного развития отдельных регионов исламского мира.
Кроме того, актуальность исследования связана с потребностью рассмотрения соотношения светского и религиозного миросозерцания в искусстве (на примере иранской школы живописи).
Мусульманское искусство очень бережно старалось сохранять равновесие между религиозными и художественными принципами, и, чтобы творить с большей свободой, люди искусства прибегали к философии. Именно этой причиной можно объяснить то, что в Иране суфизм стал одним из основных духовных источников творчества.
Вопрос о преемственности культур в переломные эпохи и вопрос о средствах выражения идей этого периода являются одной из важнейших областей исследования современности. Ведь, так или иначе, изображения, выполненные восточными художниками, служат ценным материалом для изучения и выявления новых аспектов жизни мусульман Ирана средних веков и Нового времени. Кроме того, исследование культурной составляющей, как и изучение прогрессивных течений в религии и общественной мысли конца XVI - XIX веков, может объяснить истоки возвращения идей гуманизма в мусульманские общества Востока на этапе перехода от средневековья к эпохе модерна.
Новизна и степень изученности. Наличие огромного количества сохранившихся памятников культуры и искусства со времен принятия ислама, несомненно, заставляет ученых обращаться к художественному наследию мусульманского мира. Основной их задачей является изложение материала таким образом, чтобы он был приемлем для восприятия и отражал бы культурные и цивилизационные аспекты жизни мусульманских стран.
На современном этапе эта область исследования привлекает все больше ученых со всего мира. Искусство стран ислама интересует зарубежных ученых, например, Анри Стирлен 1, Джонатана Блума и С. Блэр
1 Стирлен А. Искусство ислама / пер. с франц. Нетесовой Е. В.. 1-е. Италия: Издательство АСТ, 2003. — 320 с.
Хеджес , а в России сложилась целая школа востоковедения: М.Б.
Пиотровский , Б.В.Веймарн , Ш.М и Р.М Шукуровы .
Одной из основных работ является «Классическое искусство стран ислама» советского историка искусства, художественного критика, востоковеда Б. В. Веймарна. В этой работе сосредоточены основные сведения о художественных традициях Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Искусство мусульманского мира рассматривается в его историческом развитии, а также Б.В. Веймарн выделяет основные закономерности искусства стран ислама.
Работы Ш.М. Шукурова «Образ человека в искусстве Ислама» и «Искусство средневекового Ирана» поднимают проблему
этнотерриториальной особенности Ирана в контексте арабо-мусульманской культуры. Кроме того, важное место занимают поиски этимологического и семантического образов культуры Ирана от Шираза и Бухары.
В монографии «Два мира восточной миниатюры» кандидата искусствоведения и исследователя сефевидской миниатюры М. Д. Назарли реконструируется внутренний смысл памятников живописи XVI века. Рассматриваются проблемы духовной культуры стран средневекового Востока, мастерство живописцев данного периода и отражение религиозных представлений в изобразительной структуре композиций.
«О мусульманском искусстве» историка-востоковеда, арабиста и исламоведа М.Б. Пиотровского включает в себя как искусствоведческий материал, так и исламоведческий, что позволяет создать наиболее полное представление о причинах использования в мусульманском искусстве тех или иных мотивов.
Б. Денике, советский историк искусства, доктор искусствоведения, в работе «Искусство Востока» одним из первых делает попытку систематизировать особенности исламского искусства, виды исламского искусства, особое внимание уделяя миниатюрной живописи и архитектуре.
В работе историка искусств Хабиб Аллах Айат Аллахи «История иранского искусства» описываются традиции иранского искусства в эпоху со времени принятия ислама и до победы в стране Исламской революции, что позволяет отследить предпосылки генезиса исламской цивилизации в Иране. Автор анализирует основные события, происходящие в исламском мире на протяжении его истории, выявляет причины расцвета, упадка и возрождения исламской цивилизации на всех этапах ее существования.
Для того, чтобы охарактеризовать сложившуюся историческую ситуацию, использовались работы по истории Арабского Востока и Ирана.
Книга И.М. Фильштинского «История арабов и Халифата» излагает арабскую историю с 750 г. (создания Аббасидского халифата) и до 1517 г., когда Ближний и Средний Восток был завоеван турками-османами. Также в работе содержатся сведения об арабо-мусульманской культуре.
«История Ирана» под редакцией М. С. Иванова рассказывает об истории Ирана с древнейших времен до середины ХХ в., уделяя значительное внимание социально-политическому аспекту.
В основу книги И.П. Петрушевского «Ислам в Иране В VII - XV веках» легли труды по истории ислама, истории Ирана и сопредельных стран, их культуры и идеологических учений. Произведение основано на результатах исследования исламоведов, частью непосредственно на источниках. Книга освещает историю обеих главных ветвей ислама - как суннитской, так и шиитской.
В работе специалиста в области истории культуры и литературы Ирана, Центральной Азии, Восточного Туркменистана О. Ф. Акимушкина «Средневековый Иран. Культура. История. Филология.» отражается исследование персидской рукописной книги, каллиграфического искусства и книжной миниатюры. Особенно уделяется внимание религиозным течениям, существовавшим на территории Ирана.
В качестве источниковой базы используются миниатюры, представленные в виде книжных иллюстраций, альбомов или отдельных изобразительных материалах музеев мира, например, Государственного Эрмитажа , Нью-Йоркского музея Метрополитен , Лувра, Австрийской национальной библиотеке , Британского музея и Фонда исламской культуры Женевы .
Объектом исследования выступает иранская живопись эпохи Сефевидов и Каджаров в контексте развития арабо-мусульманской изобразительной традиции;
Предметом данного исследования является процесс трансформации искусства миниатюрной живописи Ирана от эпохи Сефевидов до династии Каджаров, а также влияние арабской живописной традиции на сюжеты и формы миниатюры Ирана, поскольку художественная интеграция представляет собой одну из основополагающего связующего региона в историческом контексте.
Цель данного исследования заключается в раскрытии культурных особенностей изобразительного искусства Ирана XVI - XIX веков в контексте арабо-мусульманской культуры и в выявлении путей трансформации живописных традиций в указанный период.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «исламское искусство». Рассмотреть проблему запрета изображения в исламском изобразительном искусстве в историко-документальном контексте.
2. Выявить связи между традицией Арабского Востока и Ирана в историческом плане и в отношении изобразительного искусства.
3. Изучить эволюцию и преемственность искусства миниатюрной живописи в арабо-мусульманском мире.
4. Охарактеризовать арабо-иранское культурное
единство как оригинальный и несопоставимый с иными родственными традициями тип культуры и выяснить, что предопределило появление изобразительного образа в рамках этого культурного феномена.
5. Обратиться к локализации и стилевой характеристике художественных школ Тебриза, Герата, Исфахана, а также охарактеризовать эти школы иранской миниатюрной живописи, установить особенности их взаимосвязей, взаимовлияний как внутренних, так и внешних.
6. Проанализировать трансформацию живописи в эпоху Каджаров и выявить ее основные особенности.
Географически представленную работу можно очертить Арабским Востоком, так как в работе затрагивается вопрос о арабо-мусульманской культуре на Востоке, а также Ираном, находящимся под влиянием традиций мусульман-арабов.
Хронологические рамки были определены в соответствии с рассматриваемыми историческими периодами. В исследовательской работе введется изучение проблематики изобразительного искусства арабов - мусульман с момента возникновения ислама и до падения Халифата (1258). Кроме того, для настоящего исследования было важно обрисовать ситуацию в персидской державе на момент появления в ней Сефевидов, поэтому историческое повествование ведется с XIV века. В 1795 году власть оказывается в руках тюркской династии Каджаров, эпоха которой становится для Ирана временем культурных и идеологических преобразований. Однако в начале XX века Иран потрясает либерально-демократическая революция и вплоть до 1925 года историко-культурное наследие Каджаров претерпевает существенные изменения и окончательно прерывает связи с традицией искусства арабов-мусульман. В этой связи в настоящей работе не будут затронуты события в Иране начала XX века. Таким образом, основные хронологические рамки исследование ограничены периодом с XV до конца XIX века.
Методологической основой исследования в дипломной работе послужил структурно-функциональный метод научного познания и сравнительный подход. В исследовании использовались такие научные методы и приемы как историко-типологический, фиксации материала в ходе исследования художественного опыта, научная абстракция и описательно - биографический метод. Посредством анализа источников (включая материальные источники) и литературы выявляются основные мотивы миниатюрной живописи в каждом из выделенных регионов Ирана. Кроме того, прослеживается единство арабо-иранской живописной традиции и влияние канонов исламского искусства на персидскую миниатюру. Сравнительный метод позволяет выделить общие и различные черты живописной традиции в регионе. Благодаря методу обобщения становится возможным определить, как происходила трансформация исламской миниатюры в Иране.
Практическое значение работы. Данное исследование направлено на анализ процесса трансформации живописных традиций художественных школ Ирана, происходившей под влиянием арабо-мусульманской культуры и религиозных течений (шиизма), что, безусловно, важно для автора как для будущего специалиста по странам арабского региона. Данная работа может использоваться для дальнейшего рассмотрения культурных и политических связей между арабами-мусульманами и народами Среднего Востока (Ирана), так как в ней отражены основные культурные аспекты, присущем мусульманскому миру и представлена полная историческая картина, на фоне которой происходил процесс трансформации живописи в Иране.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе будет проанализировано понятие «Исламское искусство». Кроме того, будет рассмотрена проблема изобразительности в мусульманском искусстве Ирана и его единство с арабской живописной традицией. Для этого будет раскрыт образ человека и его изображение в Иранской миниатюре. Во второй главе будут исследованы особенности школ миниатюрной живописи Ирана в эпоху Сефевидов, а именно Тебризской, Гератской и Исфаханской. Также будет затронут вопрос о связях культурных центров Ирана с Арабским Востоком. В третьей главе мы охарактеризуем основные мотивы искусства живописи при Каджарах и проиллюстрируем эволюцию миниатюрной живописи Ирана в рассматриваемый период с 1781 до XX века. В заключении будет сделан вывод по настоящей исследовательской работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На территории персидского государства трансформация живописных традиций происходила под влиянием арабо-мусульманской культуры. Со временем, персидская живопись переняла основные каноны изобразительной традиции арабской миниатюры, обособилась и сформировалась как отдельное художественное течение. Исходя из представленной выше работы, в рассматриваемые временные рамки с XVI по XIX вв. можно выделить три основных периода трансформации этого художественного течения. Первый период — с XVI в. до середины XVIII в. — в эпоху династии Сефевидов. Второй — начиная с 70-х годов XVIII в., — переходный период в культурной жизни Ирана во времена правления Афшаров и Зендов. Третий — после установления власти Каджаров в 1795 г. и до конца XIX века. Каждый из этих этапов пережил расцвет и упадок. Процесс культурной трансформации тесно переплетается со сложившейся политической ситуацией в регионе.
На первом этапе в раннесефевидский период основное влияние на развитие мусульманского живописного искусства Ирана оказывали школы миниатюрной живописи Хулагуидов и Тимуридов, где уже ранее сложился свой изысканно-утонченный художественный стиль. При всем этом сохранялись тенденции присущие арабо-мусульманской культуре с ее устоявшимися живописными канонами. Законодателем стилей изобразительного искусства эпохи Сефевидов оставалась миниатюра, центрами которой были придворные китабхане Тебриза, Казвина, Шираза и Исфахана. Наивысшего расцвета миниатюрная живопись достигает благодаря тебризскому мастеру Бехзаду, который оставил после себя множество примером живописного творчества иранцев. В этот период миниатюра окончательно отделяется от текста и становится в книге самостоятельной картиной. Расширяется сюжетный репертуар, в котором важное место отводится композициям религиозно-мистического содержания. Суфийские идеи и шиитская религиозность во многом определили тематику и характер изобразительных композиций, насыщенных деталями, которые подводят зрителя к постижению смысла сюжета произведения. Кроме того, изменяется отношение к творчеству у самих живописцев, которые теперь все чаще подписывали работы. Однако живопись эпохи Сефевидов к концу правления династии не смогла избежать западного влияния, что повлекло за собой существенные изменения в художественной культуре Ирана XVIII века.
На втором этапе после прихода к власти Афшаров, а затем и Зендов происходит постепенный переход от классического мусульманского искусства миниатюры Ирана к новому художественному направлению Каджаров. Так как правление династии Зендов было непродолжительно, за это время не могло появиться никаких крупных художественных новшеств. Этот период в развитии живописи можно определить как переходный. Художники и мастера творили в соответствии с сефевидскими традициями, которые они пронесли вплоть до эпохи Каджаров. Именно в этот период портрет, скопированный с итальянских готических или ренессансных образцов, стал важной частью иранской художественной традиции. Со временем портреты, которые придавали значение только внешнему сходству с объектом изображения, незаметно проникли в мусульманское изобразительное искусство, дезинтегрировали его и полностью вытеснили из обихода. Последователями европейской традиции в живописи являлись такие великие портретисты как Михр-Али Исфахани (1795 - 1830) и Мухаммад Хасан (период Фатх Али-шаха 1798-1834). В дальнейшем иранские художники, выступавшие за сохранение западных принципов портретной живописи, стали вырабатывать иные эстетические формы, во многом заимствованные из традиционного персидского искусства. Это позволило им создать свой собственный парадный стиль портретной живописи.
Третий этап ознаменован новым подъемом в персидской живописи. Во второй половине XIX века тяготение к европейскому реализму и стилю изображения в живописи возрастает еще больше. Реалистический стиль становится ведущим изобразительным методом в каджарском искусстве. Однако одна из самых примечательных особенностей изобразительного искусства того времени связана с зарождением и утверждением в живописи бытового жанра.
Тогда же официальный парадный портрет — основной жанр двора Каджаров — претерпел коренные изменения. Он обрел черты реалистических портретов европейского типа. Ведущими особенностями портрета становятся отражение психологического состояния и внутреннего мира изображаемой личности. Так творил художник каджарского периода Раджаб-Али Нами (1797 - 1834). Но все же в монументальной настенной живописи, книжной миниатюре, в особенности, в декоративно -прикладном искусстве предпочтение еще отдается традиционным методам изображения. Эти традиции, имевшие глубокие корни в национальном искусстве, препятствовали всестороннему утверждению нового, реалистического стиля. Именно поэтому, иранской живописи удалось органично смешать собственные национальные традиции с художественными формами общемусульманского мира и эстетикой европейцев.
Таким образом, можно заключить, что история развития и трансформации изобразительной традиции мусульманского искусства Ирана XVI-XIX вв. — сложный процесс, который определялся сменой правящих династий, политическими и экономическими изменениями. В каждую эпоху правители выдвигали перед художниками новые задачи, что способствовало зарождению новых сюжетов и форм. Иран культивировал контакты с европейскими странами, Индией и Китаем, тем самым изменяя ход своего культурного развития и постепенно отдаляясь от традиционной формы живописи: иллюстрирования рукописных текстов. С другой стороны, в искусстве Ирана всегда ощущалось сопротивление иноземным влияниям, сохранение определенной самобытности и приверженность традициям арабо¬мусульманского искусства. Стратегической задачей мусульман было не уничтожение изображений, но введение принятых ранее, в домусульманское время, приемов изобразительности в новый семантический и синтаксический ряд, в контексте новых формальных и смысловых отношений. Другими словами, проблема состояла не в окончательном уничтожении, но в существенной трансформации исходного материала, его преображении, переводе его в сферу иной знаковой системы. На примере раннего мусульманского искусства, и особенно иранского его варианта, наглядно прослеживается изложенная выше схема перехода от природного к культурному, от неоформленного и хаотического к оформленному и упорядоченному. Все это говорит о том, что персидская живопись - это живое искусство, переживающее влияние других культур, впитывающее элементы творчества других народов и приобретающее новые стилистические особенности. Единая историческая традиция позволяет новому искусству Ирана связывать стремление к возрождению исламских канонов изображения с современными концепциями в живописи.



1. Коран. Перевод с арабского Э.Р. Кулиев. - М.: УММА, 2004. - 659
с.
2. Коран. Перевод с арабского Г.С. Саблукова. В 2 т. Казань: Репринт,
1990. - 1169 с.
3. Акимушкин О.Ф., Грек Т.В., Иванов А.А. Альбом индийских и
персидских миниатюр XVI-XVIII вв. М., 1962.
4. Альбом «Миниатюра Мавераннахра». Л., Аврора, - 1980. - 184 с.
5. Альбом «Восточная миниатюра» в собрании Института
востоковедения имени Абу Райхон Беруни Академии наук УзССР, Ташкент., Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1980. - 198 с.
6. Миниатюры рукописи поэмы «Шах-наме» 1333 года. Л., 1985. -
168 с.
7. Коллекция Метрополитен, Нью-Йорк. - [электронный ресурс]:
URL: http://www.metmuseum.org/search-
results#!/search?q=iranic%20picture&page=1&searchFacet=Art
8. Коллекция восточного отдела государственного Эрмитажа. -
[электронный ресурс]: URL:
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/woa- search/#meta authoring template=WOA&search=%25D0%25B8%25D 1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD
9. Коллекция Британской библиотеки. - [электронный ресурс]: URL:
http://www.bl.uk/subjects/middle-east
10. Коллекция Австрийской национальной библиотеки. -
[электронный ресурс]:URL:
http:// search.obvsg.at/primo library/libweb/action/display.do?tabs=detai lsTab&ct=display&fn=search&doc=ONB aleph onb02004951906&ind x=1&recIds=ONB aleph onb02004951906&recIdxs=0&elementId=0& renderMode=poppedOut&displayMode=full&frbrVersion=&frbg=&&v l(1UI0)=contains&dscnt=0&scp.scps=scope%3A%28ONB%29&tb=t& vid=ONB&mode=Basic&srt=rank&tab=default tab&dum=true&vl(free Text0)=iranic%20&dstmp=1497453990762
II. Литература на русском языке
1. Адамова, А.Т. Персидская живопись и рисунок XV - XIX веков в собрании Эрмитажа. СПб., 1996. -257 с.
2. Али Акбар Велаяти. Исламская культура и цивилизация. пер. [с фарси] Д.А. Бибаев. - М.: Феория, 2011. - 320 с.
3. Акимушкин, О.Ф. Средневековый Иран: Культура, история, филология. — СПб.: Наука, 2004. — 404 с.
4. Акимушкин, О.Ф., Иванов А.А. Персидские миниатюры 14-17 вв. М.: Наука, 1968. - 443 c.
5. Бартольд, В.В. Ислам. Культура мусульманства. Мусульманский мир. — М.: Книжный Клуб Книговек, 2012. — 352 с.
6. Бертельс, Е.Э. Очерк истории персидской литературы. СПб.: Издательство Ленинградского Восточного Института., 2012. - 205 с.
7. Бертельс, А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана 9-15 вв. [Текст] / А.Е. Бертельс. - М.: Наука, 1997. - 198 с.
8. Большаков, О.Г. Ислам и изобразительное искусство. - Ленинград, Труды Гос. Эрмитажа, т. X, 1969. - с.142 - 153.
9. Бренд, Б. Искусство ислама [Текст] / Барбара Бренд; перевод с английского А. Гарькавый. - М.: ФАИР, 2008. - 336 с.
10. Буркхардт, Т. Искусство ислама. Язык и значение. — Таганрог: Ирби, 2010. — 288 с.
11. Буркхард, Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. — М., 1999. - 186 с. - [электронный ресурс]: URL: http://bookz.ru/book.php?id=126938&n=8&p count=14&g=religion&f=sakral n 3 01&b name=%D1%E0%EA%F0%E0%EB%FC%ED%EE%E5%20%E8%F 1%EA %F3%F 1%F 1%F2%E2%EE%20%C2%EE%F 1%F2%EE%EA%E0%20%E8%20 %C7%E0%EF%E0%E4%E0.%20%CF%F0%E8%ED%F6%E8%EF%FB%20%E8 %20%EC%E5%F2%EE%E4%FB&a name=%D2%E8%F2%F3%F1%20%C1%F3 %F0%EAmv%F5%E0%F0%E4%F2&a id=titus-burkhardt (Дата последнего обращения: 16.04.2017).
12. Веймарн, Б.В. Искусство арабских народов. (Средневековый период) [Текст] / Б. В. Веймарн, Т. П. Каптерева, А. Г. Подольский; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств. - М.: Искусство, 1960. - 199 с.
13. Веймарн, Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII-XVIII вв. [Текст] / Б.В. Веймарн. - М. : Искусство, 1974. - 187 c.
14. Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. — М.: Искусство, 2002. - 496 с.
15. Грабар, О. Формирование исламского искусства. - М.: Садра, 2016. - 448 с.
16. Денике, Б.П. Искусство Востока. Очерк истории мусульманского искусства [Текст]/ Б.П. Денике. - Казань: Издание Комбината Издательства и Печати АТССР, 1923. - 249 с.
17. Ибрагимов, Т. Живопись каджарского периода. Баку, Издательский Дом “§9rq-Qorb” (“East-West”), 2013. - 140 с.
18. История Ирана. — М.: Издательство МГУ, 1977. — 488 с.
19. Искусство Востока. Курс лекций / Г. В. Зубко. — М.: Восточная книга, 2012. — 432 с.: ил.
20. Кази-Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках. М.: Искусство,
1947. - 200 с. [электронный ресурс]: URL:
https ://bo oks. goo gle.ru/books/about/Трактат о каллиграфах.^ш1?1й= ANmFZwEACAAJ&redir esc=y (Дата последнего обращения: 17.05.2017)
21. Каптерева, Т.П. Художественные особенности средневековой миниатюры Ирана, Азербайджана и Средней Азии. Вестник истории мировой культуры. М., 1969. № 2. - 245 с.
22. Массиньон, Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов. - В сб.: Арабская средневековая культура и литература. - М.: Наука, 1978. - с. 89 - 112.
23. Материалы международной конференции «Суфизм в Иране и Центральной Азии». - Алматы, 2006. - 330 с.
24. Мусакулов Ф.С. Миниатюра. Учебное методическое пособие.
[Электронный ресурс] - Ташкент, 2004
http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=270#10 (Дата
последнего обращения 30.01.2017)
25. Назарли, М.Д. Два мира восточной миниатюры. Проблема прагматической интерпретации сефевидской живописи. М.: РГГУ, 2006. - 286 с.
26. Назарли, М.Д. Исторический контекст литературной иллюстрации. Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. М.: РГГУ, 1991. - 174 с.
27. Орнатская, Л.А., Тульпе, И.А. Исламское искусство: Культурологический аспект исследования. Studia Culturae: Вып. 3 (29): Academia. - с.28-39.
28. Петрушевский, И.П. Ислам в Иране в VII - XV веках. Ленинград: Восточная литература, 1966. - 398 с.
29. Пиотровский М.Б. Земное Искусство — Небесная красота. Искусство ислама - СПб.: Государственный Эрмитаж. Руссиа,
2000. - 359 с.
30. Пиотровский, М.Б. О мусульманском искусстве - СПб.: Славия,
2001. - 146 с.
31. Ремпель, Л.И. Искусство Среднего Востока. М.: Советский художник, 1978. - 404 с.
32. Саид, Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. - М. Русский мир, 2006. - 640 с.
33. Стародуб, Т.Х. Исламский мир. Художественная культура VII - XVIII вв.: архитектура, изображение, орнамент, каллиграфия. - М.: Вост. Лит., 2010. - 255 с.
34. Стирлен, А. Искусство ислама / пер. с франц. Нетесовой Е. В.. 1-е. Италия: Издательство АСТ, 2003. — 320 с.
35. Тульпе, И. А. Религия и искусство: ислам. Вестник
Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Выпуск № 3., 2016. - с.199 - 209.
36. Традиционное искусство Востока: терминологический словарь [Текст] / под общ. ред. Н.А. Виноградова, Т.П. Каптерева, Т.Х. Стародуб. - М.: Эллис Лак, 1997. - 359 с.
37. Фильштинский, И.М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). —М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. — 349 с.
38. Хабиб Аллах Айат Аллахи. История иранского искусства. — СПб.: Петербургское Востоковедение (Iranica), 2007. — 370 с.
39. Хагедорн, А. Исламское искусство [Текст] / Аннете Хагердон;
перевод с английского И.А. Лейтес. - М.: TASCHEN/АРТ-
РОДНИК, 2010. - 96 с.
40. Челикбаг, Т. О концепции красоты и проблеме изобразительности в ареале исламской культуры. Журнал Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Выпуск № 2 / 2010. - 6 с.
41. Шукуров, Ш.М. Искусство средневекового Ирана [Текст] / Ш.М. Шакуров. - М.: Наука, 1989. - 246 с.
42. Шукуров, Ш.М. Искусство и тайна - М.: Алетейа, 1999. - 248 с.
43. Шукуров, Ш.М. Образ человека в искусстве ислама. М.: УРСС, 2004. - 160 с.
44. Шукуров, Ш.М. Хорасан. Территория искусства. - М.: Прогресс- Традиция, 2016. - 400 с., ил.
45. Шукуров, Ш.М. «Шах-наме» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция. М.: Наука, 1983. - 176 с.
46. Шабанпур, М. Культурный синкретизм в персидской живописи / М. Шабанпур // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - №6. - с.328-332.
III. Литература на иностранных языках:
1. Oleg Grabar. Islamic Visual Culture. - Ashgate Publishing, Ltd. 2006, 2 Vol. set. - 451 p.
2. uj^^ j^Jl ^j^ J'^ . ^15“^' jJ' Д JJUJ< - J+^-: j*Jl ^>ti£ll -U3l 1997 . -
J.|68
(Мухиддин К. Масаиль филь-фанн ат-ташкилий / К Мухиддин. - Дамаск, 1997. - 468 с.) Мухиддин К.
Вопросы изобразительного искусства / К. Мухиддин. - Дамаск, 1997 г. - 468 с.
3.
(Мухиддин К. Масаиль филь-фанн ат-ташкилий / К Мухиддин. - Дамаск, 1997. - 468 с.) Мухиддин К. Вопросы изобразительного искусства / К. Мухиддин. - Дамаск, 1997 г. - 468 с.
3. E. H. Gombrich, Art and Illusion: A study in the Psychology of Pictorial Representation. Millennium Edition, 2000. - 512 p.
4. Susan Sinclair. Bibliography of Art and Architecture in the Islamic World. BRILL. 2012, 2 Vol. set. - 1512 p.
5. Arnold, Sir Thomas W., Painting in Islam: The Influence of Poetry and Theology on Painting in A Survey of Persian Art, Pope, Arthur Upham
(ed.). [Электронный ресурс] / 1999, Vol. 3. - pp. 1-53. - Режим доступа: http://www.islamicmanuscripts.info/reference/books/Arnold- 1965-Painting/Arnold- 1965-Painting-000-021.pdf (Дата последнего обращения 10.04.2017)
6. Titley, Norah M., Persian Miniature Painting and its Influence on the Art of Turkey and India. Austin: University of Texas Press, 1984. - 272 p.
7. Julian Raby. Qajar Portraits: Figure Paintings from Nineteenth Century Persia. London: I.B. Tauris Publisher, 2003. - pp. 11 - l8.
8. S. Blair, J. Bloom. The Art and Architecture of Islam 1250—1800. -
[Электронный ресурс] / 1994. - 348 p. Режим доступа:
https://www.academia.edu/6360766/The Art and Architecture of Isla m 1250-1800 by Sheila S. Blair Jonathan M. Bloom (Дата
последнего обращения 21.03.2017)
9. W. Thackston. A century of princes: Sources on Timurid History and Art. 1989. [Электронный ресурс] / 1989. - 345 p. Режим доступа: https://archnet.org/system/publications/contents/3345/original/DPC099
8. pdf?1384774337 (Дата последнего обращения 24.03.2017)
10. Alain P. George. The Illustrations of the Maqamat and the Shadow Play [Электронный ресурс] / 2011. - 42 p. — Режим доступа: https ://www.academia.edu/2605793/The Illustrations of the Maqamat
and the Shadow Play (Дата последнего обращения 16.04.2017)
11. David J. Roxburgh. In pursuit of shadows: Al-Hariri’s Maqamat
[Электронный ресурс] / 2012. - 212 p. - Режим доступа :
http://isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic592795.files//selected articles/ Muq%2030%20Roxburgh.pdf (Дата последнего обращения
27.11.2016)
12. Mehmet Aga-Oglu. Remarks on the Character of Islamic Art // The Art
Bulletin, Vol. 36, No. 3 (Sep., 1954), pp. 175-202. College Art Association. [Электронный ресурс]. - URL:
84
http://www.istor.org/stable/3047561 Accessed: 30/01/2017 (Дата
последнего обращения 30.01.2017)
13. Ismail R. al-Faruqi. Islam and Art // Studia Islamica. No. 37 (1973), pp. 81-109. Maisonneuve & Larose. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jstor.org/stable/1595468 28/09/2015 Accessed: 28/11/2016 (Дата последнего обращения 28/11/2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ