Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №53019

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1023
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования инновационного потенциала региона 8
1.1. Понятие и сущность инновационного потенциала региона 8
1.2. Структура инновационного потенциала региона 144
1.3. Оценка инновационного потенциала региона 20
Глава 2. Анализ современного состояния инновационного потенциала в регионах России 299
2.1. Оценка инновационного потенциала регионов России 299
2.2. Организационные основы государственного управления инновационным
потенциалом регионов России 433
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования государственной поддержки инновационного потенциала регионов России 611
3.1. Проблемы развития инновационного потенциала Республики Татарстан 611
3.2. Предложения и рекомендации по повышению инновационного потенциала в регионах России 70
Заключение 777
Библиографический список

В условиях разворачивающейся в мире «инновационной» гонки принципиальной становится проблема концентрации усилий по поддержке инновационной активности в наиболее благоприятных ареалах. Одним из эффективных механизмов интенсификации создания и распространения новых технологий является формирование и развитие территориальных инновационных систем. При этом политика должна быть направлена на выявление и поддержку территорий, обладающих наибольшим потенциалом. В развивающихся странах инновационные центры зачастую создаются с целью трансферта технологий из-за рубежа, но в условиях санкций заимствования для России ограничены, поэтому актуальность изучения внутреннего потенциала российских регионов повышается.
Одной из задач Стратегии инновационного развития России является выявление и поддержка региональных инновационных систем и инновационно-территориальных кластеров . Поэтому в 2000-е гг. затраты на поддержку инновационной активности в России ежегодно росли, и в ведущих регионах создавалась необходимая инфраструктура. В некоторых регионах реализуются проекты федерального масштаба по созданию межотраслевых инновационных территориальных центров. Но несмотря на предпринятые усилия, наблюдается серьезное отставание российских регионов по уровню инновационного развития в сравнении с регионами-лидерами не только ЕС и США, но и ведущих развивающихся стран (Индия, Китай, Бразилия).
Инновационность регионов во многом определяет их конкурентоспособный потенциал. Исследование величины инновационного потенциала, факторов его развития в регионах Российской Федерации позволит выявить закономерности регионального развития и определить необходимые факторы для проведения полно- масштабной модернизации экономики регионов и страны в целом.
Вместе с тем теоретические и практические вопросы формирования инновационного потенциала, оценки его величины, определения инновационной активности регионов разработаны недостаточно полно. Изучение различных подходов к определению понятия инновационного потенциала региона; факторов, определяющих его величину; показателей, оценивающих его уровень, показывает отсутствие единства в основных определениях инновационного потенциала.
Актуальность данного аспекта определяется и тем, что при разработке стратегических решений региональной политики необходимо располагать показателями, позволяющими оценить инновационный потенциал региона и уровень его использования.
Степень разработанности проблемы. Общие вопросы теории инновационного менеджмента получили развитие в трудах зарубежных ученых, таких как X. Барнет, П. Друкер, К. Фримен, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, и др. Современные направления развития инновационной деятельности стали предметом исследования российских ученых Е.Александровой, Е.Балацкого, М.Бендикова, В.Вовченко, А.Гришина, B. Логинова, А. Раптовского, Е. Хрусталева, Р. Фатхутдинова, А. и др.
Объектом исследования является инновационный потенциал Нижегородской области, Республики Татарстан, Самарской области, Чувашской Республики и Пермского края.
Предметом исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе инновационного потенциала Нижегордской области, Республики Татарстан, Самарской области, Чувашской Республики и Пермского края.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование проблем и направлений совершенствования государственной поддержки инновационного потенциала в Нижегородской области, Республики Татарстан, Самарской области, Чувашской Республики и Пермского края.
Поставленная цель во многом предопределила задачи, стоящие перед автором:
1. Изучить понятие и сущность инновационного потенциала региона.
2. Рассмотреть структуру инновационного потенциала региона.
3. Раскрыть особенности оценки инновационного потенциала региона.
4. Провести анализ современного состояния инновационного потенциала в Нижегородской области, Республики Татарстан, Самарской области, Чувашской Республики и Пермского края.
5. Раскрыть организационные основы государственного управления инновационным потенциалом Нижегородскооой области, Республики Татарстан, Самарской области, Чувашской Республики и Пермского края.
6. Выявить проблемы регионов России с инновационным потенциалом.
7. Разработать предложения и рекомендации по повышению инновационного потенциала в Нижегородской области, Республике Татарстан, Самарской области, Чувашской Республике и Пермском крае.
Информационную основу исследования составили нормативно-правовые акты, такие как Налоговый кодекс Российской Федерации , Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют фундаментальные концепции и научные гипотезы, представленные в трудах классиков экономической науки и современных ученых. Основой исследования послужили монографии отечественных, зарубежных экономистов и социологов, статьи в научных сборниках, периодической печати, а также учебная литература по экономической теории, в которой представлены различные подходы к пониманию инновационного потенциала региона.
Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов: В.Л. Бабурин , В.Л. Бабурин, С.П. Земцов , С.П. Земцов, В.Л. Бабурин, В.А. Баринова , В.М. Комаров и др.
Методическую основу исследования составили системный подход к исследованию социально-экономических категорий, анализ и синтез, индукция, дедукция, методы диалектики.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, специальной литературы.
Во введении определяется актуальность темы исследования, объект, предмет, ставятся цель и задачи, обосновывается источниковая и теоретическая база исследования, методологическая база.
В первой главе исследуются теоретические аспекты исследования инновационного потенциала региона.
Во второй главе проводится анализ современного состояния инновационного потенциала региона (на примере Приволжского федерального округа).
В третьей главе выявляются проблемы и направления совершенствования государственной поддержки инновационного потенциала регионов Приволжского федерального округа.
В заключение выпускной квалификационной работы делаются основные выводы по результатам исследования

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
В контексте осознания важности и необходимости перехода российской экономики к инновационно-ориентированному типу актуализируется проблема создания соответствующих экономических условий, стимулирующих развитие данных процессов на разных уровнях иерархии, в частности, вопросы разработки механизма инновационного развития и связанные с ним проблемы организации инновационной деятельности в системах макро-, мезо- и микроуровня.
В результате проведенного исследования сделан ряд выводов и рекомендаций, заключающихся в определении сущностных основ, принципов формирования и экономического содержания механизма инновационного потенциала региона, уточнении понятийно-терминологического аппарата проблематики исследования, в частности, экономического процесса «инновационное развитие региона»; идентификации роли и значения региональных органов управления в обеспечении динамичного развития экономики мезоуровня через разработку системы принципов, методов и механизмов управления инновационной динамикой хозяйствующих структур, локализованных в территориально-экономическом пространстве мезоуровня; в разработке функционально-иерархической структуры инновационного потенциала территории и его теоретико-модельного представления, что в совокупности позволило разработать ряд мероприятий по совершенствованию механизма инновационного развития региона.
Таким образом, по результатам проведенного анализа инновационного потенциала регионов Приволжского федерального округа в первом приближении можно сделать следующие выводы.
1. Значимость целого ряда федеральных и региональных программ и стратегий, направленных на использование инновационного потенциала регионов ПФО, может быть усилена путем введения их индикативного планирования для достижения программных и стратегических целей.
2. Высококвалифицированный уровень работников становится определяющим фактором в развитии инновационной экономики и модернизационных процессах. Поэтому в ПФО необходимо повышать эффективность использования трудовых ресурсов, препятствовать оттоку квалифицированных специалистов в крупные города нашей страны, создавать необходимые условия для их профессиональной деятельности в городах округа.
3. В ПФО развивается большинство основных отраслей, входящих в перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ. Для того чтобы имеющийся промышленный потенциал округа преобразовался в реальное конкурентное преимущество в сложных условиях инновационного развития и глобализации экономики, необходимо развивать транспортную и энергетическую инфраструктуру в регионах, внедрять инновационные технологии для повышения производительности труда и преодоления технологической отсталости производств.
Нами была выведена частная регрессионная модель множественной зависимости темпов роста отгрузки инновационной продукции Республики Татарстан от 3 факторов: инвестиций в основной капитал, ВРП, налоговых поступлений. Данная зависимость может быть использована для прогноза объемов инновационной продукции на будущие периоды при изменении того или иного фактора из данной модели.
Между тем в практике государственного регулирования развития инновационного потенциала в Республике Татарстан и в ПФО в целом необходимо использовать более сложные прогнозные модели, которые бы учитывали множество прямых и косвенных факторов, влияющих на инновации и научно-технический прогресс.
Развитию всех составляющих структуры инновационного потенциала регионов России необходимо придать первостепенное значение. Именно они рассматриваются как основной фактор повышения конкурентоспособности и как двигатель развития региональной экономики.
Проведенный регрессионный анализ позволяет говорить о том, что в сфере повышения инновационного потенциала регионов в Поволжском федеральном округе имеются барьеры, препятствующие этому процессу. Инновационный потенциал региона необходимо развивать на уровне предприятий, которые напрямую влияют на экономику государства в целом. Большинство предприятий, занимающихся инновационной деятельностью сталкиваются с экономическими, производственными и прочими трудностями.
Нами были выявлены следующие проблемы развития инновационного потенциала региона, которые имеют место быть в современных экономических условиях:
- несовершенство нормативно-правовых актов и их недостаточность для регулирования инновационной деятельности;
-слабое развитие инновационной инфраструктуры и рынка технологий;
- неопределенность сроков инновационного процесса.
Для того, чтобы инновационный потенциал региона и страны повышался и оказывал положительное влияние на российскую экономику необходима реализация определенного ряда мер, предпринимаемые рамках государственной политики, а именно:
- предоставление существенных льгот и субсидий для инновационно- активных предприятий;
- включение инновационных процессов в существующие и действующие правила поддержки НИОКР;
- субсидирование инновационной инфраструктуры для оказания услуг и помощи инновационно-активным предприятиям;
- разработка и внедрение системы переподготовки технических и технологических кадров по направлениям работы в области инноваций;
- создание условий для мобильности научно-исследовательского персонала между ВУЗами и внутри самих инновационных предприятий;
- симулирование создания и всесторонняя государственная и негосударственная поддержка объединений ведущих научных институтов для решения региональных проблем инновационного развития;
- расширение участия государства в финансировании инноваций для любых форм собственности предприятий;
- оптимизация и проработка законов и подзаконных актов в области развития и поддержки инновационных процессов.
Именно при последовательной и планомерной реализации перечисленных мероприятий инновационный потенциал регионов будет положительно влиять на экономику страны в целом, позволит выйти из кризиса и даст толчок для дальнейшего развития.
При составлении программы повышения инновационного потенциала регионов ПФО была предложена модель воплощения данной цели с учетом экономики регионов ПФО и ее ресурсного обеспечения, где каждый из уровней позволяет определить сферу приложения имеющихся ресурсов для возможности роста сфер регионального развития.
Были представлены направления достижения целей государственной инновационной политики регионов ПФО, доработанные к уже существующим законам. С учетом поставленных конкретных целей перед инновационной системой регионов ПФО пошагово представлены необходимые действия администрации регионов для создания ее инновационной системы.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) / Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 3 апреля 2017 г. N 58-ФЗ) // Российская газета от 5 апреля 2017 г. N 71.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. - № 32, ст. 3301. - п. 1. - Ст. 2.
3. О лицензировании отдельных видов деятельности (с изм. от 30 декабря 2015 г. N 430-ФЗ) : Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - N 19. - ст. 2716.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2007. - N 31. - ст. 4006; 2016. - N 1. - (часть I). - ст. 28.
5. О банке развития : Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2015 г. N 406-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - N 22. - ст. 2562; 2016. - N 1. - (часть I) ст. 26.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. NQ 2227-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - N 1. - ст. 216.
7. Закон РТ от 2 августа 2010 г. N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан" (с изм. от 12 июня 2014 г. N 53-ЗРТ) // Ведомости Государственного Совета Татарстана, N 6 (II часть), июнь 2014 г.
Литература
8. Акчулпанов Ю.К. Методологические основы оценки уровня инновационного развития экономики региона // Вестник ВЭГУ. - 2013. - № 3 (65). - С.175-180.
9. Алексеев С.Г. Исследование взаимосвязи показателей инновационного потенциала и инновационной активности региона//Трансформация социальноэкономического пространства в регионах России: Матер, всероссийской науч.- практ. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2008.
10. Алексеев С.Г. Стимулирование инновационной активности в регионе//Сборник научных трудов. Серия: Экономические науки. Ч 1. -Улан- Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009.
11. Алиев И.И. Формирование региональной инновационной системы как фактор социально-экономического развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 1 (39). - С. 52-54.
12. Антоненко И.В. Рейтинг регионов Южного федерального округа по уровню инновационного потенциала / И.В. Антоненко. // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 26 (119). - С. 19.
13. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в Российской экономике / Изд. 4-е, испр. и доп. - М., КРАСАНД, 2010. - 216 с.
14. Бабурин В.Л., Земцов С.П. Оценка эффективности региональных инновационных систем в России / Модернизация и инновационное развитие экономических систем: коллективная монография под ред. В.Л. Матюшка. - М.: РУДН, 2014. - 209 с.
15. Беляев О.Г., Корнилов Д.А. Методика комплексной оценки инновационного потенциала региона // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. - 2011. - №
3. - С. 281.
16. Береговой В.А. Венчурный бизнес и реализация инновационного
потенциала России // Коммерческая деятельность и предпринимательство. - СПб: СПбГИЭУ, 2013. - 162 с.
17. Беспалов М. В. Роль и значение инновационных кластеров в осуществлении национальных и региональных инновационных про- грамм развития // Качество. Инновации. Образование. - 2009. - № 2. - С. 23.
18. Бортник И.М., Зинов В.Г., Коцюбинский В.А., Сорокина А.В. Индикаторы инновационного развития регионов России для целей мониторинга и управления // Инновации. - 2013. - №11. - С. 2.
19. Васин, С.М. Проблемы стратегического планирования развития территорий // Управленческие науки. - 2013. - № 2 (7). - С. 84-89.
20. Гильмханова Е.Р. Перспективы инновационного развития регионов России // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2011. - №
3. - С.106-111.
21. Г ончарова, Е. Б. Ресурсная оценка инновационного потенциала региона (на примере Волгоградской области) / Е. Б. Гончарова // Инновации. - 2012. - № 3. - С. 6-9.
22. Джеймс К. Гэлбрейт. Кризис глобализации [Электронный ресурс] / Джеймс К. Гэлбрейт. - Режим доступа: http://rusref.nm.ru/ indexpub124.htm.
23. Диваева Э.А. Особенности комплексной оценки функционирования инновационных систем // Современные технологии управления. - 2013. - № 01 (25). - С.15-17.
24. Ерохина Е. Структура и особенности региональной инновационной системы // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №2. - С.63-71.
25. Жиц Г.И., Гончарова Е.Б. Стратегия инновационного развития промышленных предприятий: подходы к формированию // Проблемы современной экономики: инвестиции, инновации, логистика, труд. Сб. науч. трудов. Вып. 2. - Саратов: СГТУ. 2007. - 132 с.
26. Земцов С.П., Бабурин В.Л., Баринова В.А. Как измерить неизмеримое? Оценка инновационного потенциала регионов России // Креативная экономика. - 2015. - №1 (97). - С. 35 - 53.
27. Иванова И.А. Оценка инновационной деятельности регионов Приволжского федерального округа с использованием кластерного и корреляционно-регрессионного анализа // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Киров, 2012. - С. 53-59.
28. Иванова И.А., Колантаева А.С. Эконометрическое исследование инновационной привлекательности регионов Российской Федерации // Регионология. - 2013. - № 4. - С. 47.
29. Касатая И. Л. Экономическое содержание и особенности инновационного потенциала // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 2 (140). - Экономика. Вып. 18. - С. 5.
30. Клейн, Л. Глобализация: вызов национальным экономикам [Электронный ресурс] / Л. Клейн. - Режим доступа: http: //rusref. nm. ru/indexpub204. htm.
31. Княгинин, В. Н. Региональная политика: приоритеты и ориентиры [Электронный ресурс] / В. Н. Княгинин. - Режим доступа: http: //www. regionforum. ru/ library/?nn= 12.
32. Кокурин, Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. — М.: Экзамен, 2011. — 576 с.
33. Комаров В.М. Основные положения теории инноваций. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. - 190 с.
34. Корнилов Д.А., Беляев О.Г. Оценка инновационного потенциала региона // Труды НГТУ им.Р.Е.Алексеева. - 2012. - № 3 (96). - С. 254.
35. Кравченко, С. И. Исследование сущности инновационного потенциала / С. И. Кравченко, И. С. Кладченко // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия экономическая. — Донецк: ДонНТУ, 2003. — Вып. 68. — С. 88.
36. Лисин Б. К. Инновационный потенциал как фактор развития // Инновации. - 2002. - № 7. - С. 17.
37. Лукина О.О. Проблемы инновационного развития в регионах России //
Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2014. - № 4 (9). - С.164.
38. Маскайкин Е. П., Арцер Т.В. Инновационный потенциал региона: сущность, структура, методика оценки и направления развития // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2009. - № 21. - С. 47.
39. Матвейкин В. Г. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. Монография. М.: Изд. «Машиностроение-1». - 2007. - 284 с.
40. Молодчик М. А. Персонал как фактор инновационного поведения промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. -
2009. - № 4 (133). - С. 33.
41. Напалков А.А. Зарубежный опыт государственной поддержки
инновационной деятельности в регионах // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно
исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2014. - №
3. - С. 86-101.
42. Никонов Н.А., Белянина В.Г., Максимов Ю.М., Митяков С.Н. Система управления инновационными процессами в Нижегородской области // Инновационная деятельность в регионах. - 2008. - №8. - С. 32.
43. Ореховский П. Оценка эффективности инноваций в регионах: сравнительный анализ // Общество и экономика. — 2007. — № 5-6. — С. 203.
44. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http: //www.gks .ru.
45. Прокофьев К. Ю. Особенности кадрового обеспечения инновационного развития экономики России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2013. - № 1-1 (163). - С. 94.
46. Розанова Л.И., Морошкина М.В., Тишков С.В. Проблемы структурной перестройки региональной экономики: роль инноваций, инвестиций и институтов // Вопросы безопасности.-2013.-5.-С 8-38. DOI: 10.7256/2409- 7543.2013.5.9857. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/artide_9857.html.
47. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М.: Прогресс. 1990. - 368 с.
48. Сивов М. В. Сущность и основные элементы инновационного потенциала региона // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 984.
49. Студенецкая В.А. Особенности развития отдельных правовых инструментов национальных инновационных систем США и Франции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law. - 2013. - 4. - C. 610 - 618.
50. Трифилова А. А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.
51. Чернецов, В.И., Гамидуллаева, Л.А. Модернизация экономики как императив инновационного развития России // Экономика и управление. -
2014. - № 1 (99). - С. 122-125.
52. Шевченко И. В. Оценка инновационного потенциала национальной экономики // Финансы и кредит. - 2005. - № 33 (201). - С. 9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ