Введение 3
1. Теоретические основы стратегии внешнеэкономической 5
деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность стратегии внешнеэкономической 5 деятельности предприятия
1.2 Принципы и задачи реализации стратегии внешнеэкономической 12 деятельности предприятия
1.3 Специфика внешнеэкономической деятельности ТНК 26
2. Анализ практики внешнеэкономической деятельности ПАО 37 «ГАЗПРОМ»
2.1 Глобальная стратегия и тенденции развития 37 внешнеэкономической деятельности корпораций в современных условиях глобализации
2.2 Общеэкономическая характеристика деятельности ПАО «Газпром» 46
2.3 Оценка внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром» 54
3. Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии 65 внешнеэкономической деятельности ПАО «ГАЗПРОМ»
3.1 Предпосылки к изменению стратегии внешнеэкономической 65 деятельности ПАО «Газпром»
3.2 Направления изменения стратегии внешнеэкономической 69 деятельности ПАО «Газпром»
3.3 Внедрение процедуры мониторинга действующей стратегии 76 внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром»
3.4 Разработка регламента внедрения предложений и рекомендаций по 89 совершенствованию стратегии внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром»
Заключение 90
Список использованной литературы 93
Приложения 99
Одной из важнейших сфер деятельности предприятий в России, впрочем, как и зарубежных, на данном этапе развития экономики является стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия. В свою очередь, внешнеэкономическая деятельность компании представляет собой предпринимательскую деятельность юридических и физических лиц, которая охватывает стратегическую, инвестиционную деятельность, международную производственную кооперацию, а также валютные и финансово-кредитные операции. Равным образом, выбор определенного вида
внешнеэкономической деятельности находится в зависимости от специализации компании, а также механизма государственного регулирования.
Стратегия, устанавливающая единые границы внешнеэкономической деятельности, неизменно необходима, даже если возникают трудности при ее осуществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы находится в зависимости от воздействия равно как внешних, так и внутренних факторов, которые следует тщательнейшим образом анализировать при разработке стратегии.
Воздействие глобализации и деятельность международных корпораций на экономику различных государств мира непрерывно увеличивается. На данный момент ВЭД является неотъемлемой частью любой экономики мира. Она является наиболее значимым элементом и одним из ключевых регуляторов, которые обеспечивают целостность функционирования всемирной экономики. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Крупнейшим стратегическим гигантом на территории Российской Федерации является ПАО «Газпром» - это мировой лидер по величине запасов и объемам добычи природного газа. Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики - стратегические 3
задачи «Газпрома» на пути становления интернациональной энергетической компании.
Таким образом, объектом исследования является стратегия внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром».
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между всеми участниками внешнеторговой деятельности в области торговли продукции и услуг.
Целью настоящей работы является формирование проекта совершенствования стратегии внешнеэкономической деятельности ПАО «Г азпром» в современных условиях.
Цель проекта предопределила следующие задачи:
- определить основные понятия и принципы стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия;
- рассмотреть глобальные тенденции развития
внешнеэкономической деятельности корпораций в современных условиях;
- проанализировать практику внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром»;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром».
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы прослужили исследования отечественных экономистов: Е.Ф.Авдокушина, В.Н.Буристова, В.И.Фомичева, Н.Ф.Гофмана,
Е.В.Рыбалкина и других.
В научной литературе накопилось большое количество определений стратегии, которые в той или иной степени пересекаются и дополняют друг друга.
В общем смысле стратегия представляет собой обобщенная модель действий, направление развития, которое выбирает предприятие с учетом соотношения его внутренних сильных и слабых сторон и внешних возможностей и угроз для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.
Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает под собой внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений. Стратегия внешнеэкономической деятельности компании непременно будет содержать ряд целей, являющихся неотъемлемым условием выживания компании.
Итак, проведя данное исследование, мы пришли к пониманию того, что стратегия ВЭД является катализатором важнейших процессов нынешней глобальной экономики. Она устанавливает и определяет структуру, динамику, уровень конкурентоспособности продукции и услуг на международной арене, регулирует движение капитала и прямых зарубежных инвестиций.
Таким образом, в первой главе данного исследования были проанализированы основные стратегические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия. Была обозначена их роль в функционировании экономики различных государств.
Было раскрыто понятие внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены научные подходы в теории организации стратегических компаний на примере глобальных ТНК, как крупнейших стратегов ВЭД, применительно, как к российским условиям, так и зарубежным.
Обоснованы основные принципы формирования глобальных стратегических альянсов и определены методические нормы их организации.
Во второй главе были проанализированы современные тенденции в развитии ТНК. Была дана характеристика объекту исследования ПАО «Газпром». А также проанализирована внешнеэкономическая деятельность предприятия на примере ПАО «Газпром».
Необходимо отметить, что, несмотря на проблемы, существующие на данном этапе в Российской Федерации, ПАО «Газпром» показывает стабильную производительность, компания не перестает развиваться и выходит каждый год на новые рынки, увеличивая тем самым свой авторитет в качестве надежной международной компании. Даже зарубежные компании оценивают «Газпром» в качестве одного из наиболее успешно развивающихся и инновационных, приносящую большой доход, который увеличивается с каждым годом. Несмотря на острую миропилитическую ситуацию российская компания увеличила, как пример, прибыль от продаж газа выросла на 5%, за девять месяцев закончившихся 30 сентября 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Увеличение от выручки от продаж в основном вызвано ростом продаж газа в Европу и другие страны.
Учитывая сильные позиции Евросоюза (в особенности передовых стран Западной Европы) в экспорте готовых изделий, наращивание поставок промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью на рынки стран ЕС является непростой задачей для России, подлежащей решению в долгосрочной перспективе.
В настоящее время положительная динамика поставок отечественных промышленных товаров в ЕС достигается в основном за счет изделий с невысокой степенью обработки. Отсутствие устойчивых объемов экспорта и отказ некоторых стран ЕС от приобретения неконкурентоспособных на рынке Евросоюза образцов российской промышленности создают серьезные вызовы для поставщиков из России. Вместе с тем уже сегодня отмечаются позитивные сдвиги в экспорте промышленной продукции с высокой
добавленной стоимостью.
В работе была обозначена стратегическая цель ПАО «Газпром» - становление лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала.
В третьей главе работы были приведены рекомендации по по совершенствованию внешнеэкономической деятельности ПАО «Г азпром» на основе проведенного анализа.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- определена сущность и значение внешнеэкономической деятельности;
- рассмотрены особенности ВЭД и методология анализа для нефтегазовых предприятий;
- проанализированы результаты деятельности компании;
- была исследована ситуация нефти и газа на мировом рынке в настоящее время;
- разработаны мероприятия развития внешнеэкономической деятельности;
Современные предприятия получают постоянный экономический выигрыш на международном рынке и внутри государства лишь в том случае, если они мобильны в изменении технологии производства, смене номенклатуры продукции, не ограничиваются выпуском стандартной однородной продукции. Гибкость в модернизации производимых товаров возможна тогда, когда предприятиям не мешает ведомственный аппарат, когда они имеют полную свободу выбора продуктов и времени их производства. Таким образом, только изменения внутреннего экономического механизма позволит участвующим компаниям устанавливать внешнеэкономические связи.
Кроме того необходимо отметить, что успешная реализация
92
сравнительных преимуществ, имеющихся у ПАО «Газпром», адаптирование их к меняющимся внутренним и внешним условиям, формирование на их базе конкурентных структур либо новых сравнительных преимуществ могут быть достигнутыми на основе грамотно избранной стратегии развития внешнеэкономической деятельности.
В заключении отметим, что результативность внешнеэкономической деятельности в значительной степени обусловливается тенденциями совершенствования данного процесса, содержание и реализация которых, подразумевает:
- развитие стратегии внешнеэкономической деятельности с помощью внутренних резервов, которые вытекают из преимуществ геополитического положения территории, специфики регионального производственного потенциала и его инфраструктуры;
- определение ключевых направлений преобразования механизма регулирования внешнеэкономической деятельности;
- разработка динамичной координационной структуры механизма регулировки внешнеэкономической деятельности;
- разработка комплекса мер, направленных на привлечение российских и зарубежных инвестиций;
- инициирование нормативных актов, обеспечивающих активизацию внешнеэкономической деятельности;
- всестороннее использование существующего внешнеэкономического потенциала для развития экономики, которая была бы способна действовать в режиме равноправного обмена с иными государствами мира, повышение благосостояния населения;
- повышение конкурентоспособности товаров и услуг на внешних рынках.
1. Федеральный закон от 21.05.93 № 5003-1 (ред. от 28.11.2015) «О таможенном тарифе»
2. Федеральный закон от 4 января 1999 года № 4-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации»
3. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле»
4. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»
6. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ (ред. от
30.12.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»
7. Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября
2003 года № 1493-р «О Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации»
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября
2004 г. № 1222-р (ред. от 19.06.2013) «Об утверждении перечня
промышленной продукции»
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005
г.№ 363 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении положений о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 9.06.2005 г. № 364 (ред. от 05.08.2014) «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»
12. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)
13. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 400 с.
14. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. - СПб.: Питер, 2011. - 344 с.
15. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент:
Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 237 с.
16. Виханский О.С. Менеджмент. 3-е изд. - М.: Гардарики, 2009. - 528 с.
17. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.:
Экономистъ. 2011. - 296 с.
18. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 20014. - 480 с.
19. Глумаков В.Н., Максимцев М.М., Малышев Н.И.. Стратегический менеджмент: Практикум. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 187 с.
20. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. - Таганрог: Издат- во ТРТУ, 2013. - 524 с.
21. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. - М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2013. - 208 с.
22. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2011. - 416с.
23. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. теория и практика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс,2014. - 247 с.
24. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2014. - 286 с.
25. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Издательство РДЛ, 2007. - 464с.
26. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.
27. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. - М.: ТК Велби, "Проспект", 2006. - 800 с.
28. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: Инфра - М, 2006. - 720 с.
29. Рогожин С.В., Рогожина Т.В., Теория организации. - М.: Экзамен, 2008. - 319 с.
30. Румянцева З.П. Общее управление организацией: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 304 с.
31. Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Менеджмент организаций. Учебное пособие. - М.: Изд. «Инфра-М», 2007. - 342 с.
32. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер 2007. - 354 с.
33. Стерлин А.Р. и др. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: опыт развития и новые явления. - М.: Наука, 2008. - 412 с.
34. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 576 с.
35. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Дело. 2008. - 448 с.
36. Буглай, В.Б. Международные экономические отношения: учебное пособие / В.Б.
37. Велесько Е.И., Неправский А.А. Стратегический менеджмент: пособие. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 307 с.
38. Дроздова Г.М. Менеджмент внешнеэкономической деятельности предприятия. — М.: Инфра-М, 2006. - 292 с.
39. Лавров С. Н., Фролов Б. А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. - М.: Инфра-М, 2006. - 127 с.
40. Национальная экономика: Учебник. / Под ред. Р.М. Нуриева. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 653 с.
41. Основы внешнеэкономических знаний: учеб. пособие / Под. ред. И. П. Фаминского. - М.: Международные отношения, 2009. - 96 с.
42. Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 511 с.
43. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.
44. Авдокушин Е.Ф. :«О перспективах развития мировой экономики и экономики РФ в посткризисный период ,2012. - 0,3 п.л.».
45. Адамишин А.Л. На пути к мировому правительству // Россия в глобальной политике, 2002, N 1, с. 12-18
46. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985, - 36 с.
47. Алифанова E.H. Становление и развитие финансово-промышленных групп в российской экономике. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. -Ростов н/Д, 1997. 179 с.
48. Алферов Ж.И., Велихов Е.П. Энергия без границ // Россия в глобальной политике, 2003, N1, с. 17-25
49. Афонцев С.А. Будущее ТНК: тенденции и сценарии для мировой политики // Мир через 100 лет: Аналитика.
50. Батчиков С.К., Петров Ю.Н. Промышленная политика в реформационном выборе России // Российский экономический журнал. - 2010.-№10. -С. 3-11.
51. Бертнев С.А. Международная специализация и кооперирование- две стороны единого процесса//"Российский внешнеэкономический вестник"-
2003. -С.2-20
52. Бузгалин А.В. Альтерглобализм как феномен современного мира // Полис. 2003. №2. С.72.
53. Волович, В.Н. Совершенствование отношений собственности как условие модернизации российской экономики // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 3. - С. 39.
54. Батчиков С.К., Петров Ю.Н. Формирование ФПГ и государство // Российский экономический журнал. 2011. - №2. - С. 3-10.
55. Гринберг Р.С., «О новой концепции внешней политики Российской Федерации» // «Международная жизнь», 2012, № 11.
56. Утара Ф., Амина С. Глобализация сопротивления. Борьба в мире /
2004. С.23.
57. Уегаки А. Иностранные инвестиции в российских регионах // Экономическая наука современной России. 2002. № 2. С. 115-132.
58. Навой А. Структурный анализ международного движения капитала //Деньги и кредит. 2011. № 1. С. 47-48
59. Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения 10.05.2016)
60. World Investmen tReport 2012 Режим доступа:
http://unctad.org/en/docs/wir2011_embar-goed_en.pdf(дата обращения
10.03.201)
61. Официальный сайт ЦЭФИР, центр экономических и финансовых исследований и разработок в Российской экономической школе- Режим доступа : http://www.cefir.ru/(дата обращения 04.04.2016)
62. Официальный сайт«Financial Times» за 2011 год www.ft.com/ (дата обращения 09.01.2016)
63. «Financial Times Global 500», Режим доступа: www.statista.com(дата обращения 03.01.2016)
http: //www. gazpromquestions. ru/foreign-markets/
65. Официальный сайт ПАО «Газпром», Отчетность за 2015 год http://www.gazprom. ru/investors/disclosure/reports/2015/