Совершенствование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия
|
Введение 3
1. Теоретические основы стратегии внешнеэкономической 5
деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность стратегии внешнеэкономической 5 деятельности предприятия
1.2 Принципы и задачи реализации стратегии внешнеэкономической 12 деятельности предприятия
1.3 Специфика внешнеэкономической деятельности ТНК 26
2. Анализ практики внешнеэкономической деятельности ПАО 37 «ГАЗПРОМ»
2.1 Глобальная стратегия и тенденции развития 37 внешнеэкономической деятельности корпораций в современных условиях глобализации
2.2 Общеэкономическая характеристика деятельности ПАО «Газпром» 46
2.3 Оценка внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром» 54
3. Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии 65 внешнеэкономической деятельности ПАО «ГАЗПРОМ»
3.1 Предпосылки к изменению стратегии внешнеэкономической 65 деятельности ПАО «Газпром»
3.2 Направления изменения стратегии внешнеэкономической 69 деятельности ПАО «Газпром»
3.3 Внедрение процедуры мониторинга действующей стратегии 76 внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром»
3.4 Разработка регламента внедрения предложений и рекомендаций по 89 совершенствованию стратегии внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром»
Заключение 90
Список использованной литературы 93
Приложения 99
1. Теоретические основы стратегии внешнеэкономической 5
деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность стратегии внешнеэкономической 5 деятельности предприятия
1.2 Принципы и задачи реализации стратегии внешнеэкономической 12 деятельности предприятия
1.3 Специфика внешнеэкономической деятельности ТНК 26
2. Анализ практики внешнеэкономической деятельности ПАО 37 «ГАЗПРОМ»
2.1 Глобальная стратегия и тенденции развития 37 внешнеэкономической деятельности корпораций в современных условиях глобализации
2.2 Общеэкономическая характеристика деятельности ПАО «Газпром» 46
2.3 Оценка внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром» 54
3. Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии 65 внешнеэкономической деятельности ПАО «ГАЗПРОМ»
3.1 Предпосылки к изменению стратегии внешнеэкономической 65 деятельности ПАО «Газпром»
3.2 Направления изменения стратегии внешнеэкономической 69 деятельности ПАО «Газпром»
3.3 Внедрение процедуры мониторинга действующей стратегии 76 внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром»
3.4 Разработка регламента внедрения предложений и рекомендаций по 89 совершенствованию стратегии внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром»
Заключение 90
Список использованной литературы 93
Приложения 99
Одной из важнейших сфер деятельности предприятий в России, впрочем, как и зарубежных, на данном этапе развития экономики является стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия. В свою очередь, внешнеэкономическая деятельность компании представляет собой предпринимательскую деятельность юридических и физических лиц, которая охватывает стратегическую, инвестиционную деятельность, международную производственную кооперацию, а также валютные и финансово-кредитные операции. Равным образом, выбор определенного вида
внешнеэкономической деятельности находится в зависимости от специализации компании, а также механизма государственного регулирования.
Стратегия, устанавливающая единые границы внешнеэкономической деятельности, неизменно необходима, даже если возникают трудности при ее осуществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы находится в зависимости от воздействия равно как внешних, так и внутренних факторов, которые следует тщательнейшим образом анализировать при разработке стратегии.
Воздействие глобализации и деятельность международных корпораций на экономику различных государств мира непрерывно увеличивается. На данный момент ВЭД является неотъемлемой частью любой экономики мира. Она является наиболее значимым элементом и одним из ключевых регуляторов, которые обеспечивают целостность функционирования всемирной экономики. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Крупнейшим стратегическим гигантом на территории Российской Федерации является ПАО «Газпром» - это мировой лидер по величине запасов и объемам добычи природного газа. Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики - стратегические 3
задачи «Газпрома» на пути становления интернациональной энергетической компании.
Таким образом, объектом исследования является стратегия внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром».
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между всеми участниками внешнеторговой деятельности в области торговли продукции и услуг.
Целью настоящей работы является формирование проекта совершенствования стратегии внешнеэкономической деятельности ПАО «Г азпром» в современных условиях.
Цель проекта предопределила следующие задачи:
- определить основные понятия и принципы стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия;
- рассмотреть глобальные тенденции развития
внешнеэкономической деятельности корпораций в современных условиях;
- проанализировать практику внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром»;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром».
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы прослужили исследования отечественных экономистов: Е.Ф.Авдокушина, В.Н.Буристова, В.И.Фомичева, Н.Ф.Гофмана,
Е.В.Рыбалкина и других.
внешнеэкономической деятельности находится в зависимости от специализации компании, а также механизма государственного регулирования.
Стратегия, устанавливающая единые границы внешнеэкономической деятельности, неизменно необходима, даже если возникают трудности при ее осуществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы находится в зависимости от воздействия равно как внешних, так и внутренних факторов, которые следует тщательнейшим образом анализировать при разработке стратегии.
Воздействие глобализации и деятельность международных корпораций на экономику различных государств мира непрерывно увеличивается. На данный момент ВЭД является неотъемлемой частью любой экономики мира. Она является наиболее значимым элементом и одним из ключевых регуляторов, которые обеспечивают целостность функционирования всемирной экономики. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Крупнейшим стратегическим гигантом на территории Российской Федерации является ПАО «Газпром» - это мировой лидер по величине запасов и объемам добычи природного газа. Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики - стратегические 3
задачи «Газпрома» на пути становления интернациональной энергетической компании.
Таким образом, объектом исследования является стратегия внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром».
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между всеми участниками внешнеторговой деятельности в области торговли продукции и услуг.
Целью настоящей работы является формирование проекта совершенствования стратегии внешнеэкономической деятельности ПАО «Г азпром» в современных условиях.
Цель проекта предопределила следующие задачи:
- определить основные понятия и принципы стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия;
- рассмотреть глобальные тенденции развития
внешнеэкономической деятельности корпораций в современных условиях;
- проанализировать практику внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром»;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром».
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы прослужили исследования отечественных экономистов: Е.Ф.Авдокушина, В.Н.Буристова, В.И.Фомичева, Н.Ф.Гофмана,
Е.В.Рыбалкина и других.
В научной литературе накопилось большое количество определений стратегии, которые в той или иной степени пересекаются и дополняют друг друга.
В общем смысле стратегия представляет собой обобщенная модель действий, направление развития, которое выбирает предприятие с учетом соотношения его внутренних сильных и слабых сторон и внешних возможностей и угроз для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.
Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает под собой внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений. Стратегия внешнеэкономической деятельности компании непременно будет содержать ряд целей, являющихся неотъемлемым условием выживания компании.
Итак, проведя данное исследование, мы пришли к пониманию того, что стратегия ВЭД является катализатором важнейших процессов нынешней глобальной экономики. Она устанавливает и определяет структуру, динамику, уровень конкурентоспособности продукции и услуг на международной арене, регулирует движение капитала и прямых зарубежных инвестиций.
Таким образом, в первой главе данного исследования были проанализированы основные стратегические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия. Была обозначена их роль в функционировании экономики различных государств.
Было раскрыто понятие внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены научные подходы в теории организации стратегических компаний на примере глобальных ТНК, как крупнейших стратегов ВЭД, применительно, как к российским условиям, так и зарубежным.
Обоснованы основные принципы формирования глобальных стратегических альянсов и определены методические нормы их организации.
Во второй главе были проанализированы современные тенденции в развитии ТНК. Была дана характеристика объекту исследования ПАО «Газпром». А также проанализирована внешнеэкономическая деятельность предприятия на примере ПАО «Газпром».
Необходимо отметить, что, несмотря на проблемы, существующие на данном этапе в Российской Федерации, ПАО «Газпром» показывает стабильную производительность, компания не перестает развиваться и выходит каждый год на новые рынки, увеличивая тем самым свой авторитет в качестве надежной международной компании. Даже зарубежные компании оценивают «Газпром» в качестве одного из наиболее успешно развивающихся и инновационных, приносящую большой доход, который увеличивается с каждым годом. Несмотря на острую миропилитическую ситуацию российская компания увеличила, как пример, прибыль от продаж газа выросла на 5%, за девять месяцев закончившихся 30 сентября 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Увеличение от выручки от продаж в основном вызвано ростом продаж газа в Европу и другие страны.
Учитывая сильные позиции Евросоюза (в особенности передовых стран Западной Европы) в экспорте готовых изделий, наращивание поставок промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью на рынки стран ЕС является непростой задачей для России, подлежащей решению в долгосрочной перспективе.
В настоящее время положительная динамика поставок отечественных промышленных товаров в ЕС достигается в основном за счет изделий с невысокой степенью обработки. Отсутствие устойчивых объемов экспорта и отказ некоторых стран ЕС от приобретения неконкурентоспособных на рынке Евросоюза образцов российской промышленности создают серьезные вызовы для поставщиков из России. Вместе с тем уже сегодня отмечаются позитивные сдвиги в экспорте промышленной продукции с высокой
добавленной стоимостью.
В работе была обозначена стратегическая цель ПАО «Газпром» - становление лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала.
В третьей главе работы были приведены рекомендации по по совершенствованию внешнеэкономической деятельности ПАО «Г азпром» на основе проведенного анализа.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- определена сущность и значение внешнеэкономической деятельности;
- рассмотрены особенности ВЭД и методология анализа для нефтегазовых предприятий;
- проанализированы результаты деятельности компании;
- была исследована ситуация нефти и газа на мировом рынке в настоящее время;
- разработаны мероприятия развития внешнеэкономической деятельности;
Современные предприятия получают постоянный экономический выигрыш на международном рынке и внутри государства лишь в том случае, если они мобильны в изменении технологии производства, смене номенклатуры продукции, не ограничиваются выпуском стандартной однородной продукции. Гибкость в модернизации производимых товаров возможна тогда, когда предприятиям не мешает ведомственный аппарат, когда они имеют полную свободу выбора продуктов и времени их производства. Таким образом, только изменения внутреннего экономического механизма позволит участвующим компаниям устанавливать внешнеэкономические связи.
Кроме того необходимо отметить, что успешная реализация
92
сравнительных преимуществ, имеющихся у ПАО «Газпром», адаптирование их к меняющимся внутренним и внешним условиям, формирование на их базе конкурентных структур либо новых сравнительных преимуществ могут быть достигнутыми на основе грамотно избранной стратегии развития внешнеэкономической деятельности.
В заключении отметим, что результативность внешнеэкономической деятельности в значительной степени обусловливается тенденциями совершенствования данного процесса, содержание и реализация которых, подразумевает:
- развитие стратегии внешнеэкономической деятельности с помощью внутренних резервов, которые вытекают из преимуществ геополитического положения территории, специфики регионального производственного потенциала и его инфраструктуры;
- определение ключевых направлений преобразования механизма регулирования внешнеэкономической деятельности;
- разработка динамичной координационной структуры механизма регулировки внешнеэкономической деятельности;
- разработка комплекса мер, направленных на привлечение российских и зарубежных инвестиций;
- инициирование нормативных актов, обеспечивающих активизацию внешнеэкономической деятельности;
- всестороннее использование существующего внешнеэкономического потенциала для развития экономики, которая была бы способна действовать в режиме равноправного обмена с иными государствами мира, повышение благосостояния населения;
- повышение конкурентоспособности товаров и услуг на внешних рынках.
В общем смысле стратегия представляет собой обобщенная модель действий, направление развития, которое выбирает предприятие с учетом соотношения его внутренних сильных и слабых сторон и внешних возможностей и угроз для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.
Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает под собой внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений. Стратегия внешнеэкономической деятельности компании непременно будет содержать ряд целей, являющихся неотъемлемым условием выживания компании.
Итак, проведя данное исследование, мы пришли к пониманию того, что стратегия ВЭД является катализатором важнейших процессов нынешней глобальной экономики. Она устанавливает и определяет структуру, динамику, уровень конкурентоспособности продукции и услуг на международной арене, регулирует движение капитала и прямых зарубежных инвестиций.
Таким образом, в первой главе данного исследования были проанализированы основные стратегические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия. Была обозначена их роль в функционировании экономики различных государств.
Было раскрыто понятие внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены научные подходы в теории организации стратегических компаний на примере глобальных ТНК, как крупнейших стратегов ВЭД, применительно, как к российским условиям, так и зарубежным.
Обоснованы основные принципы формирования глобальных стратегических альянсов и определены методические нормы их организации.
Во второй главе были проанализированы современные тенденции в развитии ТНК. Была дана характеристика объекту исследования ПАО «Газпром». А также проанализирована внешнеэкономическая деятельность предприятия на примере ПАО «Газпром».
Необходимо отметить, что, несмотря на проблемы, существующие на данном этапе в Российской Федерации, ПАО «Газпром» показывает стабильную производительность, компания не перестает развиваться и выходит каждый год на новые рынки, увеличивая тем самым свой авторитет в качестве надежной международной компании. Даже зарубежные компании оценивают «Газпром» в качестве одного из наиболее успешно развивающихся и инновационных, приносящую большой доход, который увеличивается с каждым годом. Несмотря на острую миропилитическую ситуацию российская компания увеличила, как пример, прибыль от продаж газа выросла на 5%, за девять месяцев закончившихся 30 сентября 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Увеличение от выручки от продаж в основном вызвано ростом продаж газа в Европу и другие страны.
Учитывая сильные позиции Евросоюза (в особенности передовых стран Западной Европы) в экспорте готовых изделий, наращивание поставок промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью на рынки стран ЕС является непростой задачей для России, подлежащей решению в долгосрочной перспективе.
В настоящее время положительная динамика поставок отечественных промышленных товаров в ЕС достигается в основном за счет изделий с невысокой степенью обработки. Отсутствие устойчивых объемов экспорта и отказ некоторых стран ЕС от приобретения неконкурентоспособных на рынке Евросоюза образцов российской промышленности создают серьезные вызовы для поставщиков из России. Вместе с тем уже сегодня отмечаются позитивные сдвиги в экспорте промышленной продукции с высокой
добавленной стоимостью.
В работе была обозначена стратегическая цель ПАО «Газпром» - становление лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала.
В третьей главе работы были приведены рекомендации по по совершенствованию внешнеэкономической деятельности ПАО «Г азпром» на основе проведенного анализа.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- определена сущность и значение внешнеэкономической деятельности;
- рассмотрены особенности ВЭД и методология анализа для нефтегазовых предприятий;
- проанализированы результаты деятельности компании;
- была исследована ситуация нефти и газа на мировом рынке в настоящее время;
- разработаны мероприятия развития внешнеэкономической деятельности;
Современные предприятия получают постоянный экономический выигрыш на международном рынке и внутри государства лишь в том случае, если они мобильны в изменении технологии производства, смене номенклатуры продукции, не ограничиваются выпуском стандартной однородной продукции. Гибкость в модернизации производимых товаров возможна тогда, когда предприятиям не мешает ведомственный аппарат, когда они имеют полную свободу выбора продуктов и времени их производства. Таким образом, только изменения внутреннего экономического механизма позволит участвующим компаниям устанавливать внешнеэкономические связи.
Кроме того необходимо отметить, что успешная реализация
92
сравнительных преимуществ, имеющихся у ПАО «Газпром», адаптирование их к меняющимся внутренним и внешним условиям, формирование на их базе конкурентных структур либо новых сравнительных преимуществ могут быть достигнутыми на основе грамотно избранной стратегии развития внешнеэкономической деятельности.
В заключении отметим, что результативность внешнеэкономической деятельности в значительной степени обусловливается тенденциями совершенствования данного процесса, содержание и реализация которых, подразумевает:
- развитие стратегии внешнеэкономической деятельности с помощью внутренних резервов, которые вытекают из преимуществ геополитического положения территории, специфики регионального производственного потенциала и его инфраструктуры;
- определение ключевых направлений преобразования механизма регулирования внешнеэкономической деятельности;
- разработка динамичной координационной структуры механизма регулировки внешнеэкономической деятельности;
- разработка комплекса мер, направленных на привлечение российских и зарубежных инвестиций;
- инициирование нормативных актов, обеспечивающих активизацию внешнеэкономической деятельности;
- всестороннее использование существующего внешнеэкономического потенциала для развития экономики, которая была бы способна действовать в режиме равноправного обмена с иными государствами мира, повышение благосостояния населения;
- повышение конкурентоспособности товаров и услуг на внешних рынках.



