Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Планирование конкурентоспособности продукции в химической отрасли на примере АО «Нэфис Косметике»

Работа №53002

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
380
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Эволюция теории планирования на предприятии 9
1.1. Планирование на предприятии: отечественный и зарубежный опыт .. 9
1.2 Проблемы планирования конкурентоспособности продукции 17
1.3.Экономическое содержание и методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции 23
Глава 2. Развитие планирования конкурентоспособности продукции в химической отрасли 33
2.1. Планирование основных показателей производства 33
2.2. Планирование конкурентоспособности товаров бытовой химии 40
2.3. Оценка конкурентной среды на рынке бытовой химии 43
Глава 3. Повышение конкурентоспособности продукции на примере АО
«Нэфис Косметикс» 46
3.1. Характеристика и основные результаты деятельности предприятия . 46
3.2. Анализ результатов планирования организации производства 53
3.3. Оценка конкурентоспособности предприятия 66
3.4 Совершенствование методов исследования 73
Заключение
Литература

Современное экономическое положение характеризуется как кризисное состояние экономики, а это, прежде всего, кризис ее производственной сферы, основным звеном которой является предприятие. Главная функция промышленного предприятия - производственная деятельность. В этих современных условиях и при усилении конкуренции на международных рынках требуется производство конкурентоспособной продукции.
Конкурентоспособность - комплексный показатель деятельности предприятия. В каждой отрасли хозяйства она имеет специфические черты. Выпуск такой продукции позволит выйти российской экономики из затяжного спада и обеспечить ее устойчивый рост.
Многие предприятия находятся на начальном этапе подъема производственных процессов, но им характерны некоторые признаки: минимальная инновационная активность, износ оборудования и использование неэффективных технологий, неэффективная организация производства и управления, неконкурентоспособность. В связи с наложением эмбарго на некоторые товары, между отечественными предприятиями возрастает напряжение за лидирующие позиции на данном рынке товаров. Для рентабельности производства и повышения спроса на продукцию необходимы кардинальные изменения на промышленных предприятиях. Значительная трансформация на основе модернизации, которая обеспечит не разовое преобразование, а целый комплекс мероприятий и новое качество деятельности.
В настоящее время производственному менеджменту необходимо разработать систему показателей и методов оценки планируемой
конкурентоспособности.
Ядром производственного плана является производственная программа планирования выпуска конкурентоспособной продукции. Планирование производственной программы хорошо разработанная тема экономических исследований.
Новые требования к цели и стратегии развития предприятия, которые должно предусматривать стратегическое планирование конкурентоспособной продукции, приносящей максимальную прибыль предприятию, обусловливают актуальность темы исследования и проблемы стратегического
производственного менеджмента по планированию производства
конкурентоспособной продукции.
Степень изученности проблемы. Разнообразные аспекты проблемы управления конкурентоспособностью продукции и методики ее оценки исследуются в трудах отечественных и зарубежных ученых. Теоретические и методологические вопросы конкурентоспособности были заложены в работах классиков мировой экономической мысли: А. Смита, К. Маркса, Дж. Робинсон, Й. Шумпетера, Дж. К. Гэлбрейта. Концепции управления
конкурентоспособностью были выдвинуты и обоснованы в трудах: И. Ансоффа, Е. Дихтля, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, В. Оучи, М. Портера, Г. Саймона, X. Хершгена, А. Хоскинга. Из российских авторов, которые рассматривают различные аспекты конкурентоспособности, следует отметить: Г. Л. Азоева, О.В. Аристова, М.И. Гельвановского, И.Н. Герчикову, А. Гладышевского, В.Е. Голубкову, Е. Голубкова, А. Градова, О.В. Ермолова, П. Завьялова, Г.В. Куликова, А.И. Литвиненко, Р. Ноздреву, Е. Пунина, С.М. Семенова, Е. Стоянову, Л. Цыгичко, Р.А. Фатхутдинова, И.М. Лифица.
Ю.П. Анискин, Ф. Котлер, И.Н. Герчикова, И.К. Моисеева, П. Завьялов исследовали конкурентоспособность предприятий и товаров в области
маркетинга, акцентируя внимание на производстве продукции и услуг с целью удовлетворения запросов потребителей. Е.А. Горбашко, М.Г. Долинская, И.М. Лифиц, К. Эклунд, анализируя содержание и сущность конкурентоспособности, исследуют качественные
и стоимостные характеристики продукции и услуг. Конкурентоспособность региональных и национальных экономик рассматривается в трудах В.Е. Андреева, М.И. Гельвановского, И.П. Данилова, М. Портера.
Несмотря на значительный интерес ученых к проблемам оценки и планирования конкурентоспособности предприятия и продукции в
экономической науке недостаточно проработанными остаются вопросы формирования эффективной системы долгосрочного планирования
конкурентоспособности продукции предприятия. Существующие методы оценки конкурентоспособности продукции недостаточно эффективны для целей управления и требуют дополнительного исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка научно обоснованных методов управления повышением конкурентоспособности продукции бытовой химии на примере предприятия АО «Нэфис Косметике».
Выполнение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- исследование теоретических основ оценки конкурентоспособности продукции в зависимости от производственного потенциала предприятия и жизненного цикла товара;
- проведение исследования конкурентоспособной продукции на примере синтетических моющих средств;
- разработка экономико-математической модели оценки
конкурентоспособности продукции;
- формирование методических основ повышения планирования конкурентоспособности продукции в зависимости от производственного потенциала предприятия.
Объектом исследования являются производственный менеджмент.
Предметом исследования является планирование конкурентоспособной продукции производственного предприятия с учетом рыночных условий.
Научная новизна работы состоит в разработке научно
обоснованных методов управления повышением конкурентоспособности продукции. Уточнены методы определения
конкурентоспособности планируемой продукции; разработана методика формирования стратегического плана производства конкурентоспособной продукции и предложена экономико-математическая модель оценки
конкурентоспособной продукции.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды ведущих зарубежных и отечественных ученых по проблеме конкурентоспособности, материалы всероссийских и региональных научных и научно-практических конференций и семинаров, публикации в периодической печати, материалы из глобальной телекоммуникационной сети Интернет. В работе использованы законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития конкуренции и
ограничения монополистической деятельности на рынках товаров и услуг, а также обобщены данные государственной статистики, применены методы экономико-математического моделирования, метод экспертных оценок.
Информационную базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, данные годовой и текущей отчетности о хозяйственной деятельности предприятий химической промышленности.
К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:
- обоснована необходимость при планировании конкурентоспособности продукции на перспективу оценки соответствия требованиям рынка производственного потенциала предприятия как совокупности основных производственных фондов, оборотных средств, трудовых, инновационных и природных ресурсов, которыми располагает предприятие;
- разработана методика проведения операционного анализа в системе планирования конкурентоспособности для идентификации фаз жизненного цикла товаров и обоснован критерий оценки управленческих решений по повышению конкурентоспособности в стратегических зонах хозяйствования на перспективу, в качестве которого выступает выручка от реализации;
- предложена модель принятия управленческих решений по повышению конкурентоспособности продукции с учетом производственно-сбытовых возможностей предприятия, выявленных на основе рыночной оценки его производственного потенциала;
- выработаны методические рекомендации для
определения конкурентного статуса предприятия в стратегической
зоне хозяйствования на основе расчета стратегического норматива и норматива возможностей предприятия.
Практическая значимость результатов исследования. Основные теоретические выводы и методические разработки, содержащиеся в диссертационной работе, доведены до уровня практических рекомендаций и могут быть использованы в управленческой деятельности предприятий. На основании разработанной экономико-математической модели оценки
конкурентоспособности продукции предложены методы управления
повышением конкурентоспособности продукции. Результаты полученные в диссертационном исследовании могут быть использованы при разработке и принятии управленческих решений по повышению конкурентоспособности продукции на промышленных предприятиях других отраслей.
Апробация результатов исследования. Теоретические и практические положения диссертационного исследования были доложены автором в журнале «Аудит и финансовый анализ», в Международной конференции «Актуальные задачи управления качеством и конкурентоспособностью продукции в современных условиях».
Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, список использованной литературы, включающего 150 источников, и приложений. Объем работы - страниц, в то числе основной текст изложен на страницах и включает таблиц, и рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам изложения представленного диссертационного исследования необходимо обобщить и структурировать основные выводы, полученные в ходе написания работы.
В первой главе диссертации были рассмотрены проблемы планирования конкурентоспособности продукции. Изучен отечественный и зарубежный опыт планирования на предприятии. Определены и изучены подходы к оценке конкурентоспособности продукции. Разработана модель оценки конкурентоспособности предприятия.
По итогам изложения первой главы представленного диссертационного исследования получены следующие выводы и определения.
Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
За рубежом принципы планирования в современном менеджменте предполагает составление планов на периоды: долгосрочный, краткосрочный, среднесрочный. Стратегическое планирование является основной, не только формальной процедурой. Стратегическое планирование основывается на анализе внутреннего состояния предприятия и положения его на рынке.
В России принцип планирования в современном менеджменте предполагает необходимость становления позиций планирования, как вида деятельности предприятия. Включение планирования в ранг обязательной процедуры. Стратегическое планирование опирается на анализ внутреннего состояния предприятия и внешнего положения на рынке.
Уточнено определение конкурентоспособности, это свойство объекта, которое характеризуется степенью потенциального удовлетворения объектом определенной потребности по сравнению с аналогичными, представленными на рынке.
Определены основные факторы конкурентоспособности товара
Это цена, качество, сервис, маркетинговое сопровождение, доля рынка и объем продаж.
Показатель конкурентоспособности представлен как функция от четырех переменных: качество продукции, цена продукции, объем продаж и рыночная доля.
На предприятиях результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, который определяет в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических, а также других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки конечных рассчитанных результатов, степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.
Правильный и точный выбор вида, содержания и технологии
внутрихозяйственного планирования на предприятиях обусловливает
существенное значение для обоснования целей и планов, а также повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.
Во второй главе представленного диссертационного исследования представлены основные показатели производства. Рассмотрены методы планирования такие как балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математический метод, графоаналитический, программно-целевой.
Выделены основные проблемы предприятий химической отрасли, а именно сильный износ производственных мощностей химического комплекса; отсутствие необходимого ассортимента сырья, высокие цены; неэффективная внешнеторговая политика; неэффективность государственного регулирования, отсталость контроля качества и систем стандартов химической продукции; недостаточная емкость внутреннего рынка. Существенное отставание от развитых стран по показателям удельного производства и потребления химических продуктов на душу населения в России. Неразвитый внутренний спрос на химическую продукцию создает ограничения на масштаб создаваемых химических предприятий; неэффективный инвестиционный процесс и высокая налоговая нагрузка; дефицит конкурентоспособного химического оборудования, низкий уровень автоматизации производств; отсталость в секторах высокотехнологичных химических продуктов, а также инновационная пассивность предприятий химического комплекса.
Была проведена оценка конкурентной среды на рынке бытовой химии. Взяты 4 компании по производству синтетических моющих средств. Рассчитана доля рынка каждого предприятия. Проведенный анализ рынка показал, что анализируемая компания АО «Нэфис Косметикс» держит 2015-2016гг. рыночную позицию в 3% по объему продаж бытовой химии в России. Основную позицию занимает лидер в производстве моющих средств предприятие ООО «Хенкель Рус», занимающее 80% рыночной доли.
В настоящий момент рынок фактически монополизирован тремя ведущими марками ООО «Хенкель Рус», Procter & Gamble и АО «Нэфис Косметикс» (Sorti, AOS, BiMax, «Биолан»). Кроме того, значимую роль играют британский концерн Reckitt Benckiser с марками Vanish, Calgon и Tiret.
В рамках третьей главы представленного исследования были разработана экономико-математическая модель оценки конкурентоспособности
предприятия. Проведено исследование показателей качества синтетических моющих средств выбранных компаний, а именно пенообразующей способности, моющей способности и отбеливающей способности. Все испытания проводились на основе ГОСТов. После исследования всех образцов определены лидеры, которые по показателям превосходят конкурентов. Наиболее конкурентоспособным по сравнению с другими предприятиями является ООО «Хенкель Рус». Данное предприятие занимает в период 2016 года 80% рыночную долю, обладая при этом низкой моющей и отбеливающей способностью по сравнению с конкурентами. Составлена экономико¬математическая модель, согласно которой, конкурентоспособность предприятия АО «Нэфис Косметикс» снизилась на 10% за год. По сравнению с предприятием лидером на рынке СМС - ООО «Хенкель Рус» конкурентоспособность, которого выше на 74,1%. ООО «Хенкел Рус» лидирует по занимаемой доле на рынке СМС, а также по объему продаж, соответственно.
Необходимо достигнуть запланированных показателей качества, путем проведения следующих мероприятий:
1. Для повышения показателя пенообразующей способности необходимо изменить состав моющего средства Bimax, добавить стабилизаторы пены (ал-килоламиды). При стирке пена задерживает загрязнения, препятствуя их повторному осаждению на поверхности ткани;
2. Достигнуть увеличения моющей способности стиральных порошков можно при использовании поверхностно-активных веществ, которые способны восстанавливать чистоту и белизну загрязненной поверхности. Они уменьшают поверхностное натяжение молекул воды. ПАВ притягивается к частичкам грязи, которые обычно имеют жировую или минеральную природу, гидрофильной часть к молекулам воды. Частицы грязи обволакиваются пленкой моющего вещества за счет явления адсорбции, превращаются в мицеллу и при незначительном механическом воздействии переходят в раствор.


1. Бабкина Т.Н. Экономическая сущность и содержание понятий конкурентоспособности предприятия и его продукции. Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2010. № 1. С. 58-60.
2. Баева Л.С., Пашеева Т.Ю. Модернизация производства как решающий фактор повышения конкурентоспособности продукции
3. Белимова О.А., Дмитриева С.В. Анализ качества продукции, управления качеством и конкурентоспособностью на предприятии
4. Белимова О.А., Дмитриева С.В. Анализ качества продукции, управления качеством и конкурентоспособностью на предприятии
5. Бородин К.Г. Оценка конкурентоспособности продукции в условиях современной торговли. Проблемы прогнозирования. 2006. № 3. С. 84-96.
6. Братолюбов В.Б. Качество, ценность и конкурентоспособность - основные свойства продукции в системе эффективного промышленного производства. Методы менеджмента качества. 2008. № 10. С. 14 -19.
7. Братолюбов В.Б., Кротов Е.Г. Алгоритмы идентификации уровней качества, эффективной стоимости и конкурентоспособности продукции. Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2006. № 6. С. 43-48.
8. Ванин Ю.П. Практикум по эконометрике: Учебное пособие.
Новороссийск, НФ МГЭИ, 2011. — 119 с.
9. Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. Т. 13. № 1. С. 46-50.
10. Вестник российского университета дружбы народов. Серия: экономика. 2009. № 3. С. 101-107.
11. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. - 3-е издание, доп. - М.: НОРМА, 2001. - 448с.
12. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 415 с.
13. Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2008. № 5. С. 49-55.
14. Графов А.В. Методы регрессионного анализа при планировании и прогнозировании потребности в оборотных средствах / А.В. Графов // Аудитор. — 2013. — № 1.
15. Грузинцева Н.А., Печникова А.Г. К вопросу об определении
экономической сущности понятий "конкурентоспособность продукции" и "управление конкурентоспособностью продукции"
а. Дуйсебаев А.Ж. Эффективная оценка конкурентоспособности продукции как основа выбора стратегии развития предприятия
16. Катков В.В. Мониторинг конкурентоспособности продукции и предприятия промышленности. Инновации. 2006. № 11. С. 79-81.
а. Коровкин И.А. Конкурентоспособность продукции
Компетентность. 2005. № 7-8. С. 5-10.
17. Короткова С.А., Фролов И.Э. Анализ конкурентоспособности продукции
российского высокотехнологичного сектора на внутреннем и внешнем рынках Научные труды: институт народнохозяйственного
прогнозирования ран. 2004. Т. 2. С. 283-298.
а. Кузовлева, И.А. Региональный инвестиционно-строительный комплекс: современные процессы и тенденции / Кузовлева И.А. - Брянск: Брян. гос. инженер. - технолог. акад., 2001. - 187с.
18. Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятий
«конкурентоспособность предприятия» и «управление
конкурентоспособностью предприятия», Маркетинг в России и за рубежом №2 2006г.
19. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2010. — 101 с.
20. Прахова Т.С. Совершенствование оценки и управления
конкурентоспособностью продукции на предприятии (на примере хлебобулочной продукции)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставрополь, 2006
21. Рудычев А.А., Калугин В.А. Метод оценки конкурентоспособности продукции строительные материалы. 2004. № 2. С. 60.
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2012.
23. Сиденко И.А. Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров на российском рынке (на примере рынка пивоваренной продукции)
24. Темченко А.А. Стратегическое управление горнодобывающими предприятиями для повышения конкурентоспособности их продукции
25. Техника и технология силикатов. 2006. Т. 13. № 4. С. 26-32.
26. Техника и технология силикатов. 2006. Т. 13. № 4. С. 26-32.
27. Управленческий учет: учебник / под peд. А.Д. Шеремета. 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 428 с.
28. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2001
29. Федотова О.В. Контроль стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции. Приволжский научный журнал. 2008. № 2. С. 142-147.
30. Халматжанова Г.Д., Мадаминов Ж. Конкурентоспособность - повышение качества продукции. Проблемы экономики. 2008. № 3. С. 33-34.
31. Чайников В.Н. Прогнозирование составляющих показателя конкурентоспособности продукции. Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 520-526.
32.Чубинский А., Ракитова О. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. № 4. С. 19-27.
33. Chen, T. Modelling the long-term cost competitiveness of a semiconductor product with a fuzzy approach 2011 International Journal of Fuzzy System Applications
34. Loucanova, E., Kalamarova, M., Parobek, J. The competitiveness of wood
products from the perspective of used material | [Konkurencieschopnosf produktov dreva z pohl’adu pouziteho materialu] 2015 Acta Facultatis
Xylologiae
35. Matoskova, D., Galik, J. Selected aspects of the internal and external
competitiveness of Slovak agricultural and food products 2009
Agricultural Economics
36. Mozhzherin, V.A., Sakulin, V.Ya., Migal', V.P., Derkunova, T.L., Aksel'rod, L.M. Product competitiveness as a guarantee of success at a period of market formation 1996 Ogneupory i Tekhnicheskaya Keramika
37. Tashchiyan, G.O., Sushko, A.V., Grichin, S.V. Microsoft Business Solutions-
Axapta as a basis for automated monitoring of high technology products competitiveness 2015 IOP Conference Series: Materials Science and
Engineering
38. Triebswetter, U., Wackerbauer, J. Integrated environmental product innovation
and impacts on company competitiveness: A case study of the automotive industry in the region of Munich 2008 European Environment
39. Yercan, M., Isikli, E. Domestic resource cost approach for international competitiveness of Turkish horticultural products 2009 African Journal of Agricultural Research


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ