Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации на примере Приволжского федерального округа

Работа №52997

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы130
Год сдачи2016
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
417
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 8
1.1 Понятие, сущность, основные задачи государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства 8
1.2 Виды государственной финансовой поддержки субъектов малого
и среднего предпринимательства 17
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства 31
Глава 2. Практические аспекты финансирования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 41
2.1 Механизмы государственной поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства 41
2.2 Финансирование программ поддержки на примере субъектов
Приволжского Федерального округа 51
Глава 3. Совершенствование механизма финансирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Приволжском Федеральном округе 67
3.1 Анализ государственной финансовой поддержки субъектов малого
предпринимательства 67
3.2 Пути совершенствования механизма финансирования программ
поддержки малого и среднего предпринимательства в Приволжском Федеральном округе 77
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложение

Актуальность темы исследования. Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП).
Развитие МСП имеет ряд преимуществ, в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку
экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса.
Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.
В связи с этим, на фоне проблем развития МСП в России, особое внимание уделено формам и методам государственного регулирования и финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
В финансовой системе любого государства важнейшую роль выполняют государственные финансы.
Государственное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется различными методами, среди которых можно выделить: оказание прямой финансовой поддержки (субсидии, налоговые льготы, гранты, лизинги и др.).
Во многих странах государство играет важную роль в создании условий функционирования для предпринимателей и поддержании динамичного их развития.
Благодаря финансовому содействию со стороны государства субъекты МСП создают новые рабочие места, разрабатывают инновационные продукты, пополняют бюджет, способствуют развитию более преуспевающего общества.
Комплексные и крупномасштабные задачи развития
предпринимательства могут быть решены не только на базе рыночных механизмов и нормативно- правовой базы, но и при использовании программно-целевого метода.
Программы многообразны и подразделяются по цели, характеру, времени, объему и другим признакам.
В России для реализации значимых социально-экономических направлений используются государственные программы, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В свою очередь программно-целевой метод позволяет эффективно распределять финансовые ресурсы при осуществлении государственной поддержки субъектов МСП для решения конкретной задачи.
В рамках программы Минэкономразвития России распределяет средства федерального бюджета между субъектами Российской Федерации на конкурсной основе в целях реализации мероприятий региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования.
Исследования показывают, что во многих развитых странах основной целью поддержки малого и среднего предпринимательства является не только создание благоприятных условия для комфортного функционирования малого и среднего бизнеса, а также предоставление не прямого субсидирования предприятиям или обеспечение их финансовыми ресурсами.
Эффективное функционирование программно- целевого метода и субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из важных направлений в развитии частного сектора, что подтверждается экономическим подъемом страны.
По оценкам, более 50 % всех рабочих мест в развивающихся странах приходится на сектор малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, для экономического роста и процветания страны необходимо наличие программно- целевого подхода и финансовой поддержка развития предпринимательской деятельности и связанных с ним институтов.
Значимость финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в целом сложный процесс. В связи с чем, вопросы совершенствования финансовой системы, формирования и реализации программно- целевой политики в целях повышения уровня развития субъектов малого и среднего предпринимательства всегда будут актуальны.
Разработанность темы исследования. Данная тематика получила широкое освещение в работах многих ученых в области экономики, права, политологии, социологии и другие науки: Аборнева, О.К., Андреева Л.В, Буров, В.Ю., Гретченко А.И., Монахов С.В., Митрофанова, И.А., Кузнецов Ю.В., Климова Л.А., Кунин В.А., Лапыгин Д.Ю., Любушин Н.П., Набатников
В.М., Никитина Н.А., Хасанова Г. Ф., Юнусов И.А. и др.
В качестве методов исследования будут использованы методы социально- экономического анализа: сравнение, группировка, ранжирование показателей, анализ полученных данных.
Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные акты Российской Федерации и отдельных субъектов Федерации, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные отчета в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor - GEM), материалы эмпирических исследований, отечественных и зарубежных авторов, в также научные монографии, публикации и статьи в периодической печати, источники в сети Интернет.
Нормативно- правовую базу представляют законодательные акты и подзаконные документы по вопросам регулирования предпринимательского оборота в РФ, среди них: Федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и др.
Объектом исследования является поддержка малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа.
Предметом исследования является финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Приволжского Федерального округа.
Таким образом, целью данной работы является совершенствование механизма финансирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Приволжском Федеральном округе.
Реализация поставленной цели настоящей работы видится в решении следующих задач:
- раскрыть понятие, сущность, основные задачи государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- выявить финансовые инструменты для развитие малого и среднего предпринимательства;
- рассмотреть зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- проанализировать основные методы и структуры механизма субсидирования программ малого и среднего предпринимательства в субъектах Приволжского Федерального округа;
- разработать собственную методику для исследования;
- анализировать результат исследования;
- разработать рекомендации по совершенствованию механизма финансирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет изучения, сформулированы цели и задачи исследования.
В первой главе - «Теоретические основы государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства» раскрываются понятие, сущность и задачи государственной поддержки малого и среднего бизнеса, рассматриваются инструменты и виды финансирования малого и среднего предпринимательства с помощью государственного бюджета, реализация программно- целевого метода для реализации государственной экономической и социальной политики развития страны, рассмотрение зарубежного опыта.
Во второй главе- «Практические аспекты изучения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»- описывается системы субсидирования программ субъектов Приволжского Федерального округа из Федерального бюджета Российской Федерации, проводится сравнительная оценка результатов исследования эффективности субсидирования программ МСП в Приволжском Федеральном округе на основе показателей развития малого и среднего бизнеса.
В третьей главе - «Рекомендации по повышению уровня функционирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Приволжском Федеральном округе»- проводится анализ финансирования программ малого и среднего предпринимательства отдельных субъектов Приволжского Федерального округа и даются рекомендации по совершенствованию функционирования программ развития МСП.
В заключении содержаться выводы по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно¬производственных разработках.
Финансирование малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Поэтому в работе была сформирована методика оценки эффективности использования средств из федерального бюджета и бюджета субъекта для развития МСП.
Проведенный анализ показал, что вопросы повышения эффективности финансирования малого и среднего предпринимательства является очень актуальным, так как в настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства в регионах нельзя назвать в полной мере эффективной.
Высокая эффективность государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, характерна для таких финансовых инструментов, как гранты и «Лизинг-гранты».
В ходе анализа были вывалены лидирующие субъекты в Приволжском федеральном округе по развитию малого и среднего бизнеса, это Республика Татарстан, Нижегородская область и Республика Башкортостан.
У этих субъектов по всем рассматриваемым показателям развития МСП высокие результаты.
Благодаря анализу финансирования программ развития малого и среднего предпринимательства в субъектах ПФО были вывалены следующие проблемы:
- вероятность невыполнимых условий освоения субсидий для субъектов РФ (по срокам и мероприятиям), что приводит к отказу от субсидий МСП по субъектам РФ;
- невысокая степень информированности предпринимателей о возможностях получения субсидий;
- риск выдачи «двойной» субсидии на один проект субъекта МСП по линии разных министерств;
- возмещение с помощью субсидирования уже понесённых субъектами МСП затрат;
- несамостоятельность субъектов РФ в выборе направлений поддержки субъектов МСП;
- неразвитость микрозаймов;
- высокие проценты кредитования;
- необходимость ускоренных темпов освоения средств и подготовки отчетности об их использовании на уровне субъектов РФ и субъектов МСП в результате получения субсидий в конце года и др.
По результатам анализа можно предложить основные принципы совершенствования действующего механизма государственной поддержки субъектов МСП:
- квоты субсидирования субъектов РФ на реализацию программ государственной поддержки должны определяться исходя из динамики и темпов роста сектора МСП, а не его абсолютной величины (поощряются происходящие изменения, а не достигнутые результаты);
- вместо постоянно увеличивающегося количества видов субсидирования по неясным для региональных властей критериям необходимо переходить к 4-5 широкоцелевым субсидиям, которые территория может использовать самостоятельно;
- расширение доступности микрофинансовых услуг;
- предоставить больше лизинговых услуг;
- повысить эффективность системы информирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- проявлять большую заботу малому и среднему бизнесу в государственных услугах;
- повысить активность МСП в участии государственных программ и реализации их на основе разработанных и утвержденных проектов.
С учетом всех вышеперечисленных аспектов, автором были передоложены возможные направления совершенствования бюджетной системы, и соответственно, повышения уровня финансирования и развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Приволжского федерального округа.
Разработанные методы обеспечения эффективного распределения государственных финансовых ресурсов для поддержки МСП позволяют обеспечить в прогнозном режиме наибольшую экономическую и социальную результативность от вложенных средств, большее финансирование получают территории, в которых развитие сектора МСП происходит более высокими темпами, кроме того, это происходит именно по тем ключевым направлениям (программам) государственной поддержки, в которых у каждого конкретного региона в этом существует наибольшая потребность.
В заключении можно сделать вывод, что в целом, цель данного исследования достигнута.
Изучены теоретические и практические основы осуществления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Приволжского федерального округа, ее эффективность и влияние на уровень развития малого и среднего бизнеса в каждом субъекте.



1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209- ФЗ (ред. от 28.12.2013, изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014).
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями
хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от
02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» от 02 августа 2010 №588 (ред. от 28.03.2014).
5. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации «О создании рабочей группы по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства» от 26.07.2011 №372.
6. Постановление Правительства РФ «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» от 27.02.2009 N 178 (ред. от 26.05.2014).
7. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» от 09.01.2013 N 1 (ред. от 06.06.2014).
8. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Порядка
конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета
государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» от 09.01.2013 № 1.
9. Минэкономразвития России 2005 г. «Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Программа)».
10. Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
11. Министерство экономического развития Российской Федерации// «Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010-2013 годах и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу».
12. О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства Рос. Федерации от 27.02.2009 г. № 178 (ред. от 28.06.2012).
13. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 (ред. от 28.03.2014).
14. Об утверждении формы соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства: приказ Минэкономразвития России от 14.07.2011 г. № 34.
15. Об утверждении Порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: приказ Минэкономразвития России от 09.01.2013 г. № 1.
Монографии, диссертации, учебные пособия, статьи
16. Аборнева, О.К. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства / О. Аборнева // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №2.
17. Андреева Л.В, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение 2014. - С. 12.
18. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. - Чита, 2011. - 441 с.
19. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник//М.В. Замановского и др.; Под ред. В.С. Замановского, Е.К. Рублевской.-2-е изд., испр. и перераб.-М.: Юрайт, 2010.-535 с.
20. Гретченко А.И. Совершенствование системы налогообложения / А.И. Гретченко, С.В. Монахов // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. - С. 20 - 27.
21. Горн А.П., Лузина Т.В., Чукреев А.А. Как организовать успешное малое инновационное предприятие. 2011 - с. 57
22. Митрофанова, И.А. Предпринимательство и налог на прибыль: условия резонансности интересов / И.А. Митрофанова // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 10. - С. 44-47.
23. Мойсенко Д.В. Развитие инфраструктуры предпринимательства: адаптация мирового опыта в экономике России. Вестник АГТУ. Серия: Экономика, № 2, 2010. - с. 210.
24. Кузнецов Ю.В. Некоторые вопросы развития предпринимательства в условиях модернизации экономики / Ю.В. Кузнецов // «Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты», СПб.: Институт бизнеса и права, 2014. - С. 44.
25. Кривошеева М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления (на примере Воронежской области): дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2013.
26. Климова Л.А. Оценка использования программно-целевых методов управления в современных экономических условиях. 2012. № 2 С. 18.
27. Кунин В.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства [Текст] / В.А. Кунин, Е.А. Александрова // Российское предпринимательство. - 2011. - № 1 Вып. 2 (176). - с. 36-4.
28. Лапыгин Д.Ю. Развитие региона методом программно-целевого планирования // Экономика региона. 2013. № 18. С. 27.
29. Любушин Н.П. Факторный анализ прибыли малых предприятий / Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева, Р.Я. Ивасюк // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2010. - № 6 (30). - С. 37-42.
30. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. - Ростов-на Д.: Феникс, 2011 - 256 с.
31. Никитина, Н.А. Становление малого бизнеса в России / Н. Никитина, М.И. Худилайнен // Инновации. 2006. - № 9. - С. 63-67.
32.Ослунд А. Условия развития малого предпринимательства // Человек и труд. - 2005. - №12. - С. 71-76.
33. Патина Т. А. Инфраструктура финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства // Т. А. Патина // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 346-349.
34. Серебрякова Л.А. Проблемы программно-целевого планирования регионов // Вестник СевКавГТУ. 2012. № 2 (13). С. 15.
35. Хасанова Г. Ф. анализ развития малого и срелнего предпринимательства в РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(39). URL: http://sibac.info/archive/economy/2(39). (дата обращения: 30.04.2016) .
36. Шаров А.В. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства // А.В. Шаров // Инновации. - 2013. - №5. - С.26.
37. Юнусов И.А. Малое предпринимательство в контексте рыночной трансформации российской экономики и ее интеграции в мировую экономику [Текст] / И.А. Юнусов // Аудит и финансовый анализ. 2012. №1. С. 54 - 59.
38. Аналитические материалы Портала правовой поддержки предпринимательской деятельности - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www. allmedia. Ru, свободный. Дата обращения
23.05.2016.
39. Счетная палата Российской Федерации - [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://audit.gov.ru/, свободный. Дата обращения
23.05.2016
40. Министерство экономического развития Российской Федерации
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/main, свободный. Дата обращения
24.05.2016.
41. МСП Банк [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mspbank.ru/, свободный Дата обращения 21.05.2016.
42. Россия добивает малый и средний бизнес [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/russia/20130809/211742596.html, свободный. Дата обращения 04.05.2016
43. The Small Business Development Centers of USA - - [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.sba.gov/community/discussion-
boards/504-and-7a-loan, свободный. Дата обращения 09.06.2016
44. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
xhttp://smb.gov.ru/statistics/navy/report/total/, свободный. Дата
обращения 26.05.2016
45. Как развивается малый бизнес за рубежом? - Торгово-промышленная
палата Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/news/913.html, свободеный. Дата
обращения 08.06.2014.
46. «ВЭБ-Лизинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://veb- leasing.ru/, свободный. Дата обращения 28.04.2016.
47. Государственная поддержка МСБ - Портал Информация о Финляндии
- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.infofi
n.ru/p_23.php, свободный. Дата обращения 27.05.2016.
48. Компания «Балтийский лизинг» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http:ZZwww.baltlease.ru/, свободный. Дата обращения
15.04.2016.
49. ЛК «Бизнес Альянс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.banki.ru/productsZleasingZcompaniesZ?id=349425, свободный. Дата обращения 28.04.2016.
50. Официальная статистика ГКС, Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.gks.ruZ, свободный. Дата обращения 27.04.2016.
51. Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZprav.tatarstan.ruZrusZindex.htm/newsZ406040.htm, свободный. Дата обращения 26.04.2016.
52. «Сбербанк лизинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.sberleasing.ruZ, свободный. Дата обращения 27.04.2016.
53. Шепелев С. Государственная поддержка малого предпринимательства за рубежом / С. Шепелев // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:ZZjurnal.orgZarticlesZ2008Zekon46.html, свободный. Дата обращения 17.04.2016.
54. China SME Online. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sme.gov.cn, свободный. Дата обращения 28.04.2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ