Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы информационного обеспечения национальной политики 8
1.1. Национальная политика: определение базовых понятий, основные
виды 8
1.2. СМИ как субъект политического процесса 15
1.3. Правовая база информационно-медийного освещения
межнациональных отношений в Российской Федерации и Республике Татарстан 18
Глава 2. СМИ как информационно-политический ресурс оптимизации межнациональных отношений на региональном уровне 25
2.1. Тематический анализ медийного пространства Республики Татарстан в
контексте реализации национальной государственной политики 25
2.2. Исследование влияния редакционной политики СМИ на развитие
межнациональных отношений в Республике Татарстан 32
Глава 3. Повышение эффективности реализации государственной национальной политики медийными средствами 57
3.1. Информационно-медийные проблемы реализации национальной
политики 57
3.2. Рекомендации по медийной корректировке проблем в сфере
межнациональных отношений 61
Заключение 65
Библиографический список 69
Приложение 78
В современном обществе особую актуальность приобретает национальная политика. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни социума. Национальную политику государства можно рассматривать как систему мер, которые осуществляет государство, направленных на учет и реализацию национальных интересов.
Национальная политика - это деятельность, направленная на регулирование этнополитических процессов, которая содержит в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, а также систему мер по их реализации. Ключевой задачей национальной политики государства является согласование интересов всех проживающих на территории страны народов и этносов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития, достижение их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.
Основная цель государственной национальной политики - обеспечение народам, проживающим на его территории, оптимальные условия для полноценного развития, как на уровне общности, так и на уровне каждого человека, что позволяло бы создать гармоничные отношения между нациями, предупреждать возникновение межнациональных трений и конфликтов, а также находить достойный выход из кризисных ситуаций.
Поскольку СМИ играют в политической жизни общества немаловажную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через прессу и посредством теле-/радиовещания) и продуктивную (творящую) функции, то они в равной степени с политиками несут ответственность за происходящие в обществе процессы.
Проникновение масс-медиа в общественно-политическую жизнь крайне многоаспектно. СМИ, взятые как целое и представляющие из себя важную составляющую массовой коммуникации общества, несут в себе разнообразные социально-политические роли - к примеру, роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.
Деятельность СМИ оказывает существенное влияние на общественную жизнь в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов данного общества, потому что любая новая информация, поступающая по каналам масс-медиа, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые фиксируются в сознании людей.
Актуальность темы исследования обоснована необходимостью научного осмысления деятельности СМИ как одного из особо значимых факторов стабильности межнациональных отношений в России. Масс-медиа не только информируют аудиторию, но и пропагандируют, навязывают те или иные оценки, идеалы, представления, таким образом влияя на общественное мнение. При этом следует исходить из того, что СМИ в сущности являются важным политико-правовым институтом, отражающим интересы тех или иных политических сил (государство, политическая партия или движение, финансово-промышленная структура и т.п.), которые отнюдь не всегда заинтересованы в сохранении и укреплении единства многонациональной России.
Объект исследования: государственная национальная политика в Российской Федерации и Республике Татарстан.
Предмет исследования: СМИ как ресурс реализации государственной национальной политики.
Цель исследования: Анализ деятельности СМИ в контексте
государственной национальной политики и разработка рекомендаций по оптимизации медийного обеспечения ее реализации в Республике Татарстан.
Задачи:
• Определить базовые понятия национальной политики и ее основные виды;
• Исследовать СМИ как субъект политического процесса;
• Изучить правовую базу информационно-медийного освещения межнациональных отношений в РФ и РТ;
• Провести тематический анализ медийного пространства
Республики Татарстан в контексте реализации национальной
государственной политики;
• Исследовать характер медийного влияния на развитие
межнациональных отношений в Республике Татарстан;
• Выявить информационно-медийные проблемы реализации национальной политики;
• Предложить рекомендации по медийной корректировке проблем в сфере межнациональных отношений.
Информационная база исследования: международные правовые акты, определяющие общие принципы освещения средствами массовой информации межэтнических отношений, Конституции РФ и РТ, федеральные законы, иные нормативные документы, учебные пособия, авторефераты диссертации, статьи из научных журналов, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет.
Теоретическая база исследования: для изучения роли российских СМИ в обеспечении межнационального согласия первоочередное значение имеет анализ результатов многочисленных дискуссий о степени влияния масс- медиа на общество. Такие авторы, как П. Бергер, Т. Лукман , Ж. Бодрийяр , П. Бурдье , С. Кара-Мурза , Г. Шиллер , полагают, что СМИ обладают большими возможностями по искажению действительности, созданию мифов, что они могут и действительно манипулируют сознанием миллионов людей. Отдельный человек не в состоянии оказать сопротивление этому и иметь адекватное представление о реальности. Другие исследователи - Д. Белл , Я. Засурский , Э. Тоффлер , А. Урсул - полагают, что СМИ в своем многообразии достаточно адекватно отражают окружающий мир, что аудитория в состоянии влиять на качество информации, не позволяя средствам массовой информации создавать искусственную реальность. Проблема освещения в СМИ межнациональных отношений исследуется в русле общей социологии Е. Крицким , А. Мадияровым , С. Михайловой , М. Саввой , Л. Толчинским , А. Фроловой , А. Чичановским .
Методологическая база исследования: при написании работы были применены следующие методы научного исследования - анализ, синтез, сравнительные исследования, описание, опрос, измерение, аналитический и сравнительный методы, качественные и количественные социологические методы; в качестве инструментов были использованы контент-анализ и анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, которые включают семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Национальная политика регулирует взаимоотношения между национальностями, как на международной арене, так и внутри государства. Объектами национальной политики являются нации, этносы, этнические общности, социальные слои, национальные меньшинства, малочисленные народы; субъектами - органы госвласти, СМИ, партии и общественные организации. Национальной политике необходимо незамедлительно реагировать на проблемы, возникающие в сфере межнациональных отношений, подбирать эффективные решения тех или иных конфликтных ситуаций, поэтому основная функция национальной политики государства заключается в разработке путей и методов разрешения межнациональных конфликтов, а также их прогнозирование и предупреждение.
В задачу национальной политики входит точное определение момента зарождения конфликтной ситуации и своевременное разрешение появившихся противоречий. Масс-медиа, как субъект национальной политики выполняет ряд немаловажных политических функций в жизни государства, таких как информационная, образовательная, контрольная, функции социализации, критики, артикуляции, интеграции, инновационная, оперативная и мобилизационная.
Особенностью регулирования СМИ в освещении событий, связанных с межнациональными отношениями в Российской Федерации, является корректность и толерантность огласки столь деликатной для многонациональной страны темы. На территории России освещение тематики межнациональных отношений в СМИ регламентируются Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Законом РФ от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации», Законом «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года №2124-1, Декларацией ЮНЕСКО, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 19 декабря 2012 года. В Республике Татарстан совместно с вышеуказанными документами действуют Конституция РТ и Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 окт. 2012 г. № 902 «Вопросы Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа”» (с изменениями на 26.08.2016).
По мнению населения, СМИ не оказывают значительного влияния на мировоззрение, социально-психологический и нравственный облик каждого из членов социума. Но, так или иначе, масс-медиа присутствуют в нашей жизни и оказывают, если не прямое, то косвенное воздействие, день за днем предавая огласке те или иные проблемы и события, происходящие в мире, поскольку любая новая информация, которая поступает по каналам массовой коммуникации, соответствующе стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые неосознанно закрепляются в человеческом сознании.
В проведенном исследовании были изучены статьи в электронном формате следующих СМИ: государственных газет «Российская газета» и «Республика Татарстан», и негосударственных газет «Известия» и «Ведомости», и выявлены в общей сложности 62 статьи, содержательно относящихся к изучаемой проблеме - межнациональное согласие и межнациональные конфликты. Причем, лидирующую позицию в данном случае занимает Российская газета - более 50% статей.
Анализ показал, что государственные СМИ дают преимущественно положительную оценку межнациональным отношениям, в отличие от негосударственных СМИ, которые в рассмотрении тематики межнациональных отношений придерживаются больше нейтральной точки зрения, но при этом процент количества символов в отрицательном ключе превышает процент количества символов в положительном. В государственных СМИ же количество символов в отрицательном контексте не превышает 20% и составляет наименьшую долю от общего контента. Связано это с тем, что государственные средства массовой информации обязаны беспристрастно информировать население о фактах и насущных проблемах в стране, формировать государственно и национально ориентированное общественное мнение, способствовать реализации связи общества и власти. Что же касается негосударственных СМИ, их миссия отлична от вышеуказанных масс-медиа, и в преподнесении информации имеют больше возможностей - они ориентированы преимущественно на распространение информации и вольны самостоятельно выбирать настроение статей, давать ту или иную оценку событию, а также выносить вердикты. Таким образом, действительно имеются колоссальные различия в способах преподнесения информации между государственными и негосударственными средствами массовой информации.
Отталкиваясь от результатов проведенного опроса, можно сделать следующие выводы:
• большая часть населения не доверяют СМИ, и, следовательно, потому СМИ не оказывают влияние на их взгляды по вопросу межнациональных отношений;
• большинство Казанцев считает, что на сегодняшний день проблема межнациональных отношений отсутствует;
• большинство респондентов придерживаются мнения о том, что на изменения в сфере межнациональных отношений оказывает влияние активный рост численности этнических мигрантов;
• обращаясь к проведенному контент-анализу, можно отметить, что тема межнациональных отношений в СМИ поднимается часто, а результаты анкетирования показали, что больше половины опрошенных в получении информации отдают предпочтение центральным СМИ;
• результаты контент-анализа и анкетирования показали, что население не заметило никаких явных изменений в межнациональных отношениях;
• большая часть опрошенных считает, что подробное освещение темы межнациональных конфликтов ведет к усилению межнациональной розни;
• старшее поколение действительно более толерантно к другим национальностям, в отличие от молодежи. Связано это, скорее всего, с тем, что старшее поколение воспитывалось в духе маркс- ленинского интернационализма, в окружении 15 советских дружественных республик с открытыми границами, что положительно сказалось на отношениях к другим национальностям.
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы:
Г Полнота освещения проблем и замалчивание событий на межнациональной почве в стране
Г Необходимость упоминания национальной принадлежности конфликтующих сторон;
Г Низкий уровень квалификации журналистов в освещении почвы национальных отношений;
Г Незащищенность журналистов.
Для решения данных проблем даны рекомендации:
> Повысить уровень квалификации журналистов, занимающихся освещением национальной тематики;
> Освещать события в сфере национальных отношений в полной мере настолько, насколько это возможно;
> Обеспечить социальную защиту журналистам;
> Свести к минимуму упоминание этнической и национальной принадлежности.
1. Официальные материалы (нормативно-правовые акты).
1) Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 28 ноября 1978 г. [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: ограниченный.
2) Декларация принципов терпимости ООН утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: ограниченный.
3) Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа:
https: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 28399/, свободный.
4) Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/, свободный.
5) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс] / Справочно¬правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/, свободный.
6) Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 15524/, свободный.
7) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/, свободный.
8) Концепция государственной национальной политики Российской
Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909) [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051/, свободный.
9) Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 "О Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". 2012. - Собрание законодательства РФ, 19.12, № 52. Ст. 7477. [Электронный ресурс] / Офиц. сайт
Правительства РФ - Режим доступа: http: //government.ru/,
свободный.
10) Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] /
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc law 10699/,
свободный.
11) Этический кодекс журналистов, освещающих межэтническую тематику в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nazaccent.ru/about/eticheskij-kodeks/, свободный.
12) Конституция Республики Татарстан [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Государственного совета РТ - Режим доступа: http://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia/, свободный.
13) Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан. Утв. указом Президента РТ от 26.07.2013 № УП-695. [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Ассамблеи народов Татарстана - Режим доступа: http://www.an-tat.ru/, свободный.
14) Государственная программа «Реализация государственной
национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2016 годы». Утв. постановлением Кабинета Министров РТ от 09.10.2013 № 742. [Электронный ресурс] / Офиц. сайт
Правительства РТ - Режим доступа:
http://prav.tatarstan.ru/rus/docs/post/post1.htm?pub id=201212, свободный.
15) Подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремизма в
Республике Татарстан на 2014-2016 годы». Утв. постановлением Кабинета Министров РТ от 16.10.2013 № 764 в рамках программы по профилактике правонарушений. [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Правительства РТ - Режим доступа:
http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?pub id=201985, свободный.
16) Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы утверждена Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 № 13-ЗРТ [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Министерства экономики РТ - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/project of Programme of the development of
Tatarstan for 2011 -2015, свободный.
17) Программа «Сохранение, изучение и развитие государственных
языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». Утв. постановлением Кабинета Министров РТ от 25.10.2013 № 794. [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Правительства РТ - Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1 .htm?pub id 203458, свободный.
18) Программа «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2016 годы)». Утв. Постановлением Кабинета Министров РТ от 21.10.2013 № 785. [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Правительства РТ - Режим доступа:
http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1 .htm?pub id 202542, свободный.
2. Статистические материалы.
1) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.
3. Монографии и научные статьи.
1) Блохин К.Н. Институциональные и функциональные особенности журналистики в системе национальной политики. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2007, Санкт-Петербург. - №4-II.
2) Богатова О.А., Долгаева Е.И. Этнокультурная политика в регионе: интеграция институциональных факторов формирования межэтнических отношений // Регионология - 2011, Саранск. - №1. - С. 196-210.
3) Гаврилова И.Н. Национальная политика в России: проблемы и перспективы. // Теория и практика общественного развития - 2013, Краснодар. - №5.
4) Гарифуллин В.З., Сабирова Л.Р. Татарская журналистика: исторический опыт и перспективы развития // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки - 2015, Казань. - №4. - С. 54-61.
5) Гильманова А.Н. СМИ и новые информационные технологии в политических процессах Республики Татарстан. [Текст] / А.Н. Гильманова - Казань.: 2012г. - 124 с.
6) Гунзынов Ж.П. Государственное печатное СМИ как инструмент национальной политики. // Вестник Бурятского государственного университета - 2014, Улан-Удэ. - №6-1.
7) Даминдарова Ф.В., Дорожкин Ю.Н., Фролова И.В.
Государственная национальная политика России:
политологические размышления о «сущем» и «должном». // Власть - 2013, Москва. - №8.
8) Душин А.В. Конструирование образов русского национализма СМИ и национал-патриотическими группами: социологический анализ. [Текст] : автореф. дис. канд. социол. наук / А.В. Душин - Нижний Новгород, 2009. - 26 с.
9) Ильин В.И. Механизмы реализации государственной национальной политики в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук - 2012, Москва. - №2.
- С. 105-116.
10) Киршин Б.Н. Государственные и частные СМИ: особенности информационной политики. // Вестник Челябинского государственного университета - 2012, Челябинск. - №5 (259).
11) Крицкий Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности. // Социологические исследования
- 1996, Москва. - № 9.
12) Лексин В.Н. Национальная политика многонационального государства. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право - 2011, Москва. - №3.
13) Магомедова М.А. СМИ как основной ресурс информационного обеспечения оптимизации межнациональных отношений. // Теория и практика общественного развития - 2014, Краснодар. - №1.
14) Мирзанурова А.Ф. Особенности информационного пространства Республики Татарстан // Вестник Казанского технологического университета - 2006, Казань. - №4. - С. 247-252.
15) Михайлова С.М., Коршунова О.Н., Фролова А.П. Формирование культуры межнациональных отношений. // - 1996, Казань.
16) Морозова Н.М., Шунина А.А. Информационная поддержка национальной политики в Республиках Татарстан и Башкортостан // Власть - 2012, Москва. - №7. - С. 75-77.
17) Нуриева Д.А. Региональное правовое поле функционирования СМИ Татарстана (на основе анализа законодательных актов РТ с 2000 по 2010 г.). // Ученые записки Казанского Университета - 2015, Казань. - Том 157, кн. 4 Гуманитарные науки - 107-111 с.
18) Савва М.В. Механизмы влияния печатных СМИ на напряженность
этнических отношений (на примере Краснодарского края) // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. - 2003,
Ростов-на-Дону.
19) Савинова О.Н. СМИ как фактор межкультурного диалога в обществе риска и подготовка журналистских кадров. // Вестник Марийского государственного университета - 2015, Йошкар-Ола. - №3 (18).
20) Сайфутдинова Л.Х. Информационная политика государства в сфере межэтнических отношений (на примере Республики Татарстан) // Власть - 2014, Москва. - №5. - С. 44-48.
21) Тавадов Г.Т. Современная этнополитическая ситуация в России. // Социально-политический журнал - 2010, Москва. - №11-12.
22) Фарина А.Я. Анализ современных форм, методов и приемов информационно-психологического воздействия по каналам СМИ. // Вестник Московского государственного лингвистического университета - 2010, Москва. - №581.
23) Чичановский А.А. Средства массовой информации и реформирование России // Социально-политический журнал. - 1996, Москва. - №4.
4. Учебники и учебные пособия.
1) Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. [Текст] / Д. Белл - М.: Academia, 2004г. - 944 с.
2) Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман - М.: ИзД-во «Медум», 1995г. - 323 с.
3) Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. [Текст] / Ж. Бодрийяр - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000г. - 335 с.
4) Бурдье П. О телевидении и журналистике. [Текст] / П. Бурдье - М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2002г. - 160 с.
5) Егоров В.В. Телевидение: между прошлым и будущим. [Текст] / В.В. Егоров - М.: Изд-во Воскресенье, 2004г. - 416 с.
6) Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. [Текст] / Я.Н. Засурский - М.: Аспект Пресс, 2003г. - 264 с.
7) Иванов В.Н. Социология межнациональных отношений: Учебное пособие. [Текст] / В.Н. Иванов. М., 2006. - 247с.
8) Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. [Текст] / С.Г. Кара- Мурза - М.: Изд-во «Эксмо», 2004г. - 864 с.
9) Комлев Ю.Ю., Толчинский Л.Г., Демидов В.Н. Средства массовой информации в коммуникативной деятельности органов внутренних дел: проблемы теории и практики. [Текст] / Ю.Ю. Комлев, Л.Г. Толчинский, В.Н. Демидов - М., 2001г.
10) Мадияров А.Б. Влияние средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия. [Текст] : автореф. дис. канд. социол. наук / А.Б. Мадияров - Казань, 1999. - 185 с.
11) Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. [Текст] / В.К. Малькова, В.А. Тишков - М.: ИЭА РАН, 2002г. - 248 с.
12) Попов В.Д. Информационная политика [Текст] / В.Д. Попов - М.: Изд-во РАГС, 2003г. - 463 с.
13) Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. [Текст] / Е.П. Прохоров - М.: Аспект Пресс: Изд-во Моск. ун-та, 2003г. - 367 с.
14) Сулейманова Ш.С. Журналистика между свободой и контролем. [Текст] / Ш.С. Сулейманова - М.: Коммуникология, 2014г. - 203 с.
15) Тоффлер Э. Третья волна. [Текст] / Э. Тоффлер - М.: ООО "Фирма "Издатетьство ACT", 2009г. - 800 с.
16) Урсул А.Д. Отражение и информация. [Текст] / А.Д. Урсул - М.: Мысль, 1973г. - 231 с.
17) Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ.; Науч. ред. Я.Н. Засурский. - М.: Мысль, 1980г. - 326 с.
18) Школин Р.Н. Новая национальная политика России. [Текст] / Р.Н. Школин - М.: 2011г. - 48 с.
5. Электронные материалы.
1) Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» [Электронный ресурс] / Офиц. сайт. «Татмедиа» - Режим доступа: http://tatmedia.ru/, свободный.
2) Газета «Республика Татарстан» - общественно-политическая газета [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rt-online.ru/, свободный.
3) «Российская газета» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rg.ru/, свободный.
4) Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям РТ. [Электронный ресурс] / Офиц. сайт электронной газеты г. Казань и РТ «События» - Режим доступа: http://sntat.ru/, свободный.
5) Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/, свободный.
6) «Газета Известия» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://izvestia.ru/, свободный.