МЕДИЙНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы информационного обеспечения национальной политики 8
1.1. Национальная политика: определение базовых понятий, основные
виды 8
1.2. СМИ как субъект политического процесса 15
1.3. Правовая база информационно-медийного освещения
межнациональных отношений в Российской Федерации и Республике Татарстан 18
Глава 2. СМИ как информационно-политический ресурс оптимизации межнациональных отношений на региональном уровне 25
2.1. Тематический анализ медийного пространства Республики Татарстан в
контексте реализации национальной государственной политики 25
2.2. Исследование влияния редакционной политики СМИ на развитие
межнациональных отношений в Республике Татарстан 32
Глава 3. Повышение эффективности реализации государственной национальной политики медийными средствами 57
3.1. Информационно-медийные проблемы реализации национальной
политики 57
3.2. Рекомендации по медийной корректировке проблем в сфере
межнациональных отношений 61
Заключение 65
Библиографический список 69
Приложение 78
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы информационного обеспечения национальной политики 8
1.1. Национальная политика: определение базовых понятий, основные
виды 8
1.2. СМИ как субъект политического процесса 15
1.3. Правовая база информационно-медийного освещения
межнациональных отношений в Российской Федерации и Республике Татарстан 18
Глава 2. СМИ как информационно-политический ресурс оптимизации межнациональных отношений на региональном уровне 25
2.1. Тематический анализ медийного пространства Республики Татарстан в
контексте реализации национальной государственной политики 25
2.2. Исследование влияния редакционной политики СМИ на развитие
межнациональных отношений в Республике Татарстан 32
Глава 3. Повышение эффективности реализации государственной национальной политики медийными средствами 57
3.1. Информационно-медийные проблемы реализации национальной
политики 57
3.2. Рекомендации по медийной корректировке проблем в сфере
межнациональных отношений 61
Заключение 65
Библиографический список 69
Приложение 78
В современном обществе особую актуальность приобретает национальная политика. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни социума. Национальную политику государства можно рассматривать как систему мер, которые осуществляет государство, направленных на учет и реализацию национальных интересов.
Национальная политика - это деятельность, направленная на регулирование этнополитических процессов, которая содержит в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, а также систему мер по их реализации. Ключевой задачей национальной политики государства является согласование интересов всех проживающих на территории страны народов и этносов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития, достижение их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.
Основная цель государственной национальной политики - обеспечение народам, проживающим на его территории, оптимальные условия для полноценного развития, как на уровне общности, так и на уровне каждого человека, что позволяло бы создать гармоничные отношения между нациями, предупреждать возникновение межнациональных трений и конфликтов, а также находить достойный выход из кризисных ситуаций.
Поскольку СМИ играют в политической жизни общества немаловажную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через прессу и посредством теле-/радиовещания) и продуктивную (творящую) функции, то они в равной степени с политиками несут ответственность за происходящие в обществе процессы.
Проникновение масс-медиа в общественно-политическую жизнь крайне многоаспектно. СМИ, взятые как целое и представляющие из себя важную составляющую массовой коммуникации общества, несут в себе разнообразные социально-политические роли - к примеру, роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.
Деятельность СМИ оказывает существенное влияние на общественную жизнь в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов данного общества, потому что любая новая информация, поступающая по каналам масс-медиа, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые фиксируются в сознании людей.
Актуальность темы исследования обоснована необходимостью научного осмысления деятельности СМИ как одного из особо значимых факторов стабильности межнациональных отношений в России. Масс-медиа не только информируют аудиторию, но и пропагандируют, навязывают те или иные оценки, идеалы, представления, таким образом влияя на общественное мнение. При этом следует исходить из того, что СМИ в сущности являются важным политико-правовым институтом, отражающим интересы тех или иных политических сил (государство, политическая партия или движение, финансово-промышленная структура и т.п.), которые отнюдь не всегда заинтересованы в сохранении и укреплении единства многонациональной России.
Объект исследования: государственная национальная политика в Российской Федерации и Республике Татарстан.
Предмет исследования: СМИ как ресурс реализации государственной национальной политики.
Цель исследования: Анализ деятельности СМИ в контексте
государственной национальной политики и разработка рекомендаций по оптимизации медийного обеспечения ее реализации в Республике Татарстан.
Задачи:
• Определить базовые понятия национальной политики и ее основные виды;
• Исследовать СМИ как субъект политического процесса;
• Изучить правовую базу информационно-медийного освещения межнациональных отношений в РФ и РТ;
• Провести тематический анализ медийного пространства
Республики Татарстан в контексте реализации национальной
государственной политики;
• Исследовать характер медийного влияния на развитие
межнациональных отношений в Республике Татарстан;
• Выявить информационно-медийные проблемы реализации национальной политики;
• Предложить рекомендации по медийной корректировке проблем в сфере межнациональных отношений.
Информационная база исследования: международные правовые акты, определяющие общие принципы освещения средствами массовой информации межэтнических отношений, Конституции РФ и РТ, федеральные законы, иные нормативные документы, учебные пособия, авторефераты диссертации, статьи из научных журналов, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет.
Теоретическая база исследования: для изучения роли российских СМИ в обеспечении межнационального согласия первоочередное значение имеет анализ результатов многочисленных дискуссий о степени влияния масс- медиа на общество. Такие авторы, как П. Бергер, Т. Лукман , Ж. Бодрийяр , П. Бурдье , С. Кара-Мурза , Г. Шиллер , полагают, что СМИ обладают большими возможностями по искажению действительности, созданию мифов, что они могут и действительно манипулируют сознанием миллионов людей. Отдельный человек не в состоянии оказать сопротивление этому и иметь адекватное представление о реальности. Другие исследователи - Д. Белл , Я. Засурский , Э. Тоффлер , А. Урсул - полагают, что СМИ в своем многообразии достаточно адекватно отражают окружающий мир, что аудитория в состоянии влиять на качество информации, не позволяя средствам массовой информации создавать искусственную реальность. Проблема освещения в СМИ межнациональных отношений исследуется в русле общей социологии Е. Крицким , А. Мадияровым , С. Михайловой , М. Саввой , Л. Толчинским , А. Фроловой , А. Чичановским .
Методологическая база исследования: при написании работы были применены следующие методы научного исследования - анализ, синтез, сравнительные исследования, описание, опрос, измерение, аналитический и сравнительный методы, качественные и количественные социологические методы; в качестве инструментов были использованы контент-анализ и анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, которые включают семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Национальная политика - это деятельность, направленная на регулирование этнополитических процессов, которая содержит в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, а также систему мер по их реализации. Ключевой задачей национальной политики государства является согласование интересов всех проживающих на территории страны народов и этносов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития, достижение их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.
Основная цель государственной национальной политики - обеспечение народам, проживающим на его территории, оптимальные условия для полноценного развития, как на уровне общности, так и на уровне каждого человека, что позволяло бы создать гармоничные отношения между нациями, предупреждать возникновение межнациональных трений и конфликтов, а также находить достойный выход из кризисных ситуаций.
Поскольку СМИ играют в политической жизни общества немаловажную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через прессу и посредством теле-/радиовещания) и продуктивную (творящую) функции, то они в равной степени с политиками несут ответственность за происходящие в обществе процессы.
Проникновение масс-медиа в общественно-политическую жизнь крайне многоаспектно. СМИ, взятые как целое и представляющие из себя важную составляющую массовой коммуникации общества, несут в себе разнообразные социально-политические роли - к примеру, роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.
Деятельность СМИ оказывает существенное влияние на общественную жизнь в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов данного общества, потому что любая новая информация, поступающая по каналам масс-медиа, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые фиксируются в сознании людей.
Актуальность темы исследования обоснована необходимостью научного осмысления деятельности СМИ как одного из особо значимых факторов стабильности межнациональных отношений в России. Масс-медиа не только информируют аудиторию, но и пропагандируют, навязывают те или иные оценки, идеалы, представления, таким образом влияя на общественное мнение. При этом следует исходить из того, что СМИ в сущности являются важным политико-правовым институтом, отражающим интересы тех или иных политических сил (государство, политическая партия или движение, финансово-промышленная структура и т.п.), которые отнюдь не всегда заинтересованы в сохранении и укреплении единства многонациональной России.
Объект исследования: государственная национальная политика в Российской Федерации и Республике Татарстан.
Предмет исследования: СМИ как ресурс реализации государственной национальной политики.
Цель исследования: Анализ деятельности СМИ в контексте
государственной национальной политики и разработка рекомендаций по оптимизации медийного обеспечения ее реализации в Республике Татарстан.
Задачи:
• Определить базовые понятия национальной политики и ее основные виды;
• Исследовать СМИ как субъект политического процесса;
• Изучить правовую базу информационно-медийного освещения межнациональных отношений в РФ и РТ;
• Провести тематический анализ медийного пространства
Республики Татарстан в контексте реализации национальной
государственной политики;
• Исследовать характер медийного влияния на развитие
межнациональных отношений в Республике Татарстан;
• Выявить информационно-медийные проблемы реализации национальной политики;
• Предложить рекомендации по медийной корректировке проблем в сфере межнациональных отношений.
Информационная база исследования: международные правовые акты, определяющие общие принципы освещения средствами массовой информации межэтнических отношений, Конституции РФ и РТ, федеральные законы, иные нормативные документы, учебные пособия, авторефераты диссертации, статьи из научных журналов, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет.
Теоретическая база исследования: для изучения роли российских СМИ в обеспечении межнационального согласия первоочередное значение имеет анализ результатов многочисленных дискуссий о степени влияния масс- медиа на общество. Такие авторы, как П. Бергер, Т. Лукман , Ж. Бодрийяр , П. Бурдье , С. Кара-Мурза , Г. Шиллер , полагают, что СМИ обладают большими возможностями по искажению действительности, созданию мифов, что они могут и действительно манипулируют сознанием миллионов людей. Отдельный человек не в состоянии оказать сопротивление этому и иметь адекватное представление о реальности. Другие исследователи - Д. Белл , Я. Засурский , Э. Тоффлер , А. Урсул - полагают, что СМИ в своем многообразии достаточно адекватно отражают окружающий мир, что аудитория в состоянии влиять на качество информации, не позволяя средствам массовой информации создавать искусственную реальность. Проблема освещения в СМИ межнациональных отношений исследуется в русле общей социологии Е. Крицким , А. Мадияровым , С. Михайловой , М. Саввой , Л. Толчинским , А. Фроловой , А. Чичановским .
Методологическая база исследования: при написании работы были применены следующие методы научного исследования - анализ, синтез, сравнительные исследования, описание, опрос, измерение, аналитический и сравнительный методы, качественные и количественные социологические методы; в качестве инструментов были использованы контент-анализ и анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, которые включают семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Национальная политика регулирует взаимоотношения между национальностями, как на международной арене, так и внутри государства. Объектами национальной политики являются нации, этносы, этнические общности, социальные слои, национальные меньшинства, малочисленные народы; субъектами - органы госвласти, СМИ, партии и общественные организации. Национальной политике необходимо незамедлительно реагировать на проблемы, возникающие в сфере межнациональных отношений, подбирать эффективные решения тех или иных конфликтных ситуаций, поэтому основная функция национальной политики государства заключается в разработке путей и методов разрешения межнациональных конфликтов, а также их прогнозирование и предупреждение.
В задачу национальной политики входит точное определение момента зарождения конфликтной ситуации и своевременное разрешение появившихся противоречий. Масс-медиа, как субъект национальной политики выполняет ряд немаловажных политических функций в жизни государства, таких как информационная, образовательная, контрольная, функции социализации, критики, артикуляции, интеграции, инновационная, оперативная и мобилизационная.
Особенностью регулирования СМИ в освещении событий, связанных с межнациональными отношениями в Российской Федерации, является корректность и толерантность огласки столь деликатной для многонациональной страны темы. На территории России освещение тематики межнациональных отношений в СМИ регламентируются Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Законом РФ от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации», Законом «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года №2124-1, Декларацией ЮНЕСКО, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 19 декабря 2012 года. В Республике Татарстан совместно с вышеуказанными документами действуют Конституция РТ и Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 окт. 2012 г. № 902 «Вопросы Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа”» (с изменениями на 26.08.2016).
По мнению населения, СМИ не оказывают значительного влияния на мировоззрение, социально-психологический и нравственный облик каждого из членов социума. Но, так или иначе, масс-медиа присутствуют в нашей жизни и оказывают, если не прямое, то косвенное воздействие, день за днем предавая огласке те или иные проблемы и события, происходящие в мире, поскольку любая новая информация, которая поступает по каналам массовой коммуникации, соответствующе стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые неосознанно закрепляются в человеческом сознании.
В проведенном исследовании были изучены статьи в электронном формате следующих СМИ: государственных газет «Российская газета» и «Республика Татарстан», и негосударственных газет «Известия» и «Ведомости», и выявлены в общей сложности 62 статьи, содержательно относящихся к изучаемой проблеме - межнациональное согласие и межнациональные конфликты. Причем, лидирующую позицию в данном случае занимает Российская газета - более 50% статей.
Анализ показал, что государственные СМИ дают преимущественно положительную оценку межнациональным отношениям, в отличие от негосударственных СМИ, которые в рассмотрении тематики межнациональных отношений придерживаются больше нейтральной точки зрения, но при этом процент количества символов в отрицательном ключе превышает процент количества символов в положительном. В государственных СМИ же количество символов в отрицательном контексте не превышает 20% и составляет наименьшую долю от общего контента. Связано это с тем, что государственные средства массовой информации обязаны беспристрастно информировать население о фактах и насущных проблемах в стране, формировать государственно и национально ориентированное общественное мнение, способствовать реализации связи общества и власти. Что же касается негосударственных СМИ, их миссия отлична от вышеуказанных масс-медиа, и в преподнесении информации имеют больше возможностей - они ориентированы преимущественно на распространение информации и вольны самостоятельно выбирать настроение статей, давать ту или иную оценку событию, а также выносить вердикты. Таким образом, действительно имеются колоссальные различия в способах преподнесения информации между государственными и негосударственными средствами массовой информации.
Отталкиваясь от результатов проведенного опроса, можно сделать следующие выводы:
• большая часть населения не доверяют СМИ, и, следовательно, потому СМИ не оказывают влияние на их взгляды по вопросу межнациональных отношений;
• большинство Казанцев считает, что на сегодняшний день проблема межнациональных отношений отсутствует;
• большинство респондентов придерживаются мнения о том, что на изменения в сфере межнациональных отношений оказывает влияние активный рост численности этнических мигрантов;
• обращаясь к проведенному контент-анализу, можно отметить, что тема межнациональных отношений в СМИ поднимается часто, а результаты анкетирования показали, что больше половины опрошенных в получении информации отдают предпочтение центральным СМИ;
• результаты контент-анализа и анкетирования показали, что население не заметило никаких явных изменений в межнациональных отношениях;
• большая часть опрошенных считает, что подробное освещение темы межнациональных конфликтов ведет к усилению межнациональной розни;
• старшее поколение действительно более толерантно к другим национальностям, в отличие от молодежи. Связано это, скорее всего, с тем, что старшее поколение воспитывалось в духе маркс- ленинского интернационализма, в окружении 15 советских дружественных республик с открытыми границами, что положительно сказалось на отношениях к другим национальностям.
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы:
Г Полнота освещения проблем и замалчивание событий на межнациональной почве в стране
Г Необходимость упоминания национальной принадлежности конфликтующих сторон;
Г Низкий уровень квалификации журналистов в освещении почвы национальных отношений;
Г Незащищенность журналистов.
Для решения данных проблем даны рекомендации:
> Повысить уровень квалификации журналистов, занимающихся освещением национальной тематики;
> Освещать события в сфере национальных отношений в полной мере настолько, насколько это возможно;
> Обеспечить социальную защиту журналистам;
> Свести к минимуму упоминание этнической и национальной принадлежности.
В задачу национальной политики входит точное определение момента зарождения конфликтной ситуации и своевременное разрешение появившихся противоречий. Масс-медиа, как субъект национальной политики выполняет ряд немаловажных политических функций в жизни государства, таких как информационная, образовательная, контрольная, функции социализации, критики, артикуляции, интеграции, инновационная, оперативная и мобилизационная.
Особенностью регулирования СМИ в освещении событий, связанных с межнациональными отношениями в Российской Федерации, является корректность и толерантность огласки столь деликатной для многонациональной страны темы. На территории России освещение тематики межнациональных отношений в СМИ регламентируются Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Законом РФ от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации», Законом «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года №2124-1, Декларацией ЮНЕСКО, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 19 декабря 2012 года. В Республике Татарстан совместно с вышеуказанными документами действуют Конституция РТ и Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 окт. 2012 г. № 902 «Вопросы Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа”» (с изменениями на 26.08.2016).
По мнению населения, СМИ не оказывают значительного влияния на мировоззрение, социально-психологический и нравственный облик каждого из членов социума. Но, так или иначе, масс-медиа присутствуют в нашей жизни и оказывают, если не прямое, то косвенное воздействие, день за днем предавая огласке те или иные проблемы и события, происходящие в мире, поскольку любая новая информация, которая поступает по каналам массовой коммуникации, соответствующе стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые неосознанно закрепляются в человеческом сознании.
В проведенном исследовании были изучены статьи в электронном формате следующих СМИ: государственных газет «Российская газета» и «Республика Татарстан», и негосударственных газет «Известия» и «Ведомости», и выявлены в общей сложности 62 статьи, содержательно относящихся к изучаемой проблеме - межнациональное согласие и межнациональные конфликты. Причем, лидирующую позицию в данном случае занимает Российская газета - более 50% статей.
Анализ показал, что государственные СМИ дают преимущественно положительную оценку межнациональным отношениям, в отличие от негосударственных СМИ, которые в рассмотрении тематики межнациональных отношений придерживаются больше нейтральной точки зрения, но при этом процент количества символов в отрицательном ключе превышает процент количества символов в положительном. В государственных СМИ же количество символов в отрицательном контексте не превышает 20% и составляет наименьшую долю от общего контента. Связано это с тем, что государственные средства массовой информации обязаны беспристрастно информировать население о фактах и насущных проблемах в стране, формировать государственно и национально ориентированное общественное мнение, способствовать реализации связи общества и власти. Что же касается негосударственных СМИ, их миссия отлична от вышеуказанных масс-медиа, и в преподнесении информации имеют больше возможностей - они ориентированы преимущественно на распространение информации и вольны самостоятельно выбирать настроение статей, давать ту или иную оценку событию, а также выносить вердикты. Таким образом, действительно имеются колоссальные различия в способах преподнесения информации между государственными и негосударственными средствами массовой информации.
Отталкиваясь от результатов проведенного опроса, можно сделать следующие выводы:
• большая часть населения не доверяют СМИ, и, следовательно, потому СМИ не оказывают влияние на их взгляды по вопросу межнациональных отношений;
• большинство Казанцев считает, что на сегодняшний день проблема межнациональных отношений отсутствует;
• большинство респондентов придерживаются мнения о том, что на изменения в сфере межнациональных отношений оказывает влияние активный рост численности этнических мигрантов;
• обращаясь к проведенному контент-анализу, можно отметить, что тема межнациональных отношений в СМИ поднимается часто, а результаты анкетирования показали, что больше половины опрошенных в получении информации отдают предпочтение центральным СМИ;
• результаты контент-анализа и анкетирования показали, что население не заметило никаких явных изменений в межнациональных отношениях;
• большая часть опрошенных считает, что подробное освещение темы межнациональных конфликтов ведет к усилению межнациональной розни;
• старшее поколение действительно более толерантно к другим национальностям, в отличие от молодежи. Связано это, скорее всего, с тем, что старшее поколение воспитывалось в духе маркс- ленинского интернационализма, в окружении 15 советских дружественных республик с открытыми границами, что положительно сказалось на отношениях к другим национальностям.
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы:
Г Полнота освещения проблем и замалчивание событий на межнациональной почве в стране
Г Необходимость упоминания национальной принадлежности конфликтующих сторон;
Г Низкий уровень квалификации журналистов в освещении почвы национальных отношений;
Г Незащищенность журналистов.
Для решения данных проблем даны рекомендации:
> Повысить уровень квалификации журналистов, занимающихся освещением национальной тематики;
> Освещать события в сфере национальных отношений в полной мере настолько, насколько это возможно;
> Обеспечить социальную защиту журналистам;
> Свести к минимуму упоминание этнической и национальной принадлежности.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Интернет - коммуникации в системе государственной информационной политики
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Информационно - медийные механизмы противодействия экстремизму и терроризму
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие органов государственной власти и бизнеса в процессе разработки и реализации государственной таможенной политики в РФ
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КНР В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Информационно-медийное обеспечение государственной политики в сфере физической культуры и спорта
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - MEDIA RELATIONS КАК GR-ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОДВИЖЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Деятельность местных органов власти в сфере культуры на примере муниципального образования (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Магистерская диссертация, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



