Введение 2
1. Теоретические основы транспортного налога 4
1.1. Экономическая сущность транспортного налога 4
1.2. Эволюция транспортного налога 10
1.3. Международный опыт исчисления и уплаты транспортного налога 22
2. Практические аспекты транспортного налога 28
2.1. Механизм исчисления и уплаты транспортного налога 28
2.2. Анализ поступления налоговых платежей по транспортному налогу 50
3. Совершенствование транспортного налога 61
3.1. Перспективы развития транспортного налога в Российской Федерации 61
3.2 Возможности применения международного опыта исчисления и уплаты 67
транспортного налога в Российской Федерации
Заключение 74
Список использованных источников
Транспортный налог является одним из налогов обеспечивающих доходы субъектов Российской Федерации и занимает важное место в системе имущественного налогообложения России. Необходимость транспортного налога обусловлена потребностями развития инфраструктуры государства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что налоговая база транспортного налога, перешедшая к нам еще с прошлого века уже не отвечает современным требованиям. Почему столь архаичное определение как «лошадиные силы» все еще используется в качестве налоговой базы, хотя лошади уже не имеют никакого отношения к транспортному средству. Многие финансисты считают, что следует вовсе отказаться от транспортного налога, считая, что транспортный налог должен быть включен в акциз на топливо, тогда платить больше будет тот, чей автомобиль менее экономичен и экологичен. Также ведутся дискуссии о предложении производить расчет транспортного налога, исходя из экологического класса автомобиля и его размеров. Но против такой схемы выступает Министерство финансов РФ. Там ссылаются на то, что менять налоговою базу не имеет смысла, это экономически не выгодно, так как последуют затраты, а существующая система показала себя с эффективной стороны за долгое время.
Целью данной работы является исследование теоретических основ и практических аспектов исчисления и уплаты транспортного налога , выявление проблем транспортного налога, определение направлений их решения, перспектив развития и возможностей применения международного опыта исчисления и уплаты транспортного налога в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование экономической сущности транспортного налога;
- изучение эволюции и развития транспортного налога в России, и за рубежом;
- рассмотрение особенностей исчисления и уплаты транспортного налога юридическими и физическими лицами в Российской Федерации на современном этапе;
- проведение анализа формирования налоговой базы и структуры
начислений по транспортному налогу;
- анализ поступления транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- изучение мирового опыта исчисления и уплаты транспортного налога, а также определение возможности его применения в Российской Федерации;
- выявление существующих проблем исчисления и уплаты транспортного налога;
- предложение путей развития транспортного налога в Российской Федерации.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных (Юткиной Т.Ф., Панскова В.Г., Врублевской О.В., Романовского М.В., Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслова) и зарубежных (Д.А. Гендорс, Д.Г. Хоуслин) авторов, нормативно - правовые источники РФ, статистические и аналитические данные Федеральной налоговой службы России, Министерства финансов России, Федеральной службы государственной статистики России.
На основе проведённого исследования теоретических основ и практических аспектов исчисления и уплаты транспортного налога, представляется возможном сделать следующие выводы.
Во-первых, транспортный налог относится к имущественным налогам и пополняет доходную часть региональных бюджетов. Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России. Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен соответствующим законом. Вводя налог, субъекты Российской Федерации устанавливают порядок и сроки его уплаты, ставку налога, а также налоговые льготы и основания для их применения. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Во-вторых, мы выяснили, что история транспортного налога очень богатая, и берет свои истоки с конца Х века, во Франции. Именно Франция являлась пионерам в сфере развития, регулирования и налогообложения транспорта. Оглядываясь на французский опыт, в России был создан прародитель транспортного налога - шоссейные сборы, которые были введены в XIX веке. С развитием транспорта в стране и возрастающей его значимости приходит необходимость более основательного регулирования транспортной сферы, и введением в середине XX века пункта "Налога с транспортных средств". Современный этап знаменуется введением с 1 января 2003 года транспортного налога, главой 28 Налогового кодекса РФ. С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, были исключены: налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, налог на водно-воздушные транспортные средства. Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России.
В-третьих, мы проанализировали, что в каждой налоговой системы есть свои преимущества и недостатки. В одних странах автомобилисты платят больше за вредные выбросы (например, Израиль, Дания, а также многие европейские страны используют объём вредных выбросов транспортного средства для увеличивающего коэффициента), в других - за объём использованного бензина (как например в США), в третьих - индивидуальная система для каждого транспортного средства (Великобритания). Если проанализировать ставки транспортного налога зарубежных стран, то мы увидим, что в России они одни из самых маленьких, за спортивный автомобиль (Mercedes-Benz c 43) стоимостью 5 миллионов рублей и мощностью 300 л.с., объёмом двигателя 6 литров в России владелец заплатит чуть больше тысячи долларов, когда за такой же автомобиль в Китае придется заплатить 10 тысяч, а в Германии 1500 долларов. Из проведенных исследований зарубежного опыта исчисления и уплаты транспортного налога в рамках данной части дипломной работы можно сделать вывод о том, что дифференциация налоговый базы на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Это позволяет обеспечить более честную и гибкую систему налогообложения транспорта. Можно сделать вывод, что существует множество вариаций систем транспортного налога, и нет единого мнения какая же наиболее правильная. Чтобы максимально увеличить эффективность транспортного налога в России нужно использовать многоступенчатая схему, в которой будут учтены и мощность транспортного средства, его цена, габариты и влияние на дорожное полотно и окружающую среду, что и подтверждает международный опыт исчисления и уплаты транспортного налога.
В-четвертых, провели анализ механизма исчисления и уплаты транспортного налога. Мы выяснили, что налоговое регулирование занимает особую роль в регулировании транспортной деятельности. Одним из основных налогов субъектов Российской Федерации является транспортный налог. Транспортный налог занимает ведущее место в системе имущественного налогообложения в России и пополняет доходную часть бюджетов субъектов РФ. Он призван обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Транспортный налог-это имущественный налог, а имуществом являются транспортные средства. Транспортный налог обладает такими признаками как обязательный характер, денежная форма, индивидуальность. Анализу транспортного налога в России на современном этапе развития будет посвящена вторая глава исследования. Однако на сегодняшний день существует ряд проблем при налогообложении транспортных средств в Российской Федерации. Следует выделить следующие проблемы, касающиеся транспортного налога в России: порядок информационного обмена с регистрирующими органами ГИБДД; включение транспортного налога в цену бензина; совершенствование транспортного налога с целью сохранения окружающей среды;
В-пятых, проанализировав поступления налоговых платежей по транспортному, можно сделать вывод, что поступления транспортного налога, в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невелики, 2015 году составили 1,6 %. Поступления транспортного налога по Республике Татарстан составляют 3,2 % в консолидированном бюджете Российской Федерации. Кроме того, поступления транспортного налога в бюджет с каждым годом увеличивается: в 2013 году по Российской Федерации поступило 144 322 млн. руб., по Приволжскому Федеральному округу - 26 393 млн. руб., по Республике Татарстан - 4 553 млн. руб. Наблюдается снижение доли поступлений транспортного налога с организаций и увеличение доли поступлений с физических лиц в общей сумме поступлений как в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе, так и в Республике Татарстан. Проведенный анализ поступления транспортного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации выявил проблемы, которые имеются в действующей практике применения данного налога. На показатели исполнения налога влияет количество проведенных налоговых проверок, в результате которых совершается доначисление. В процессе проверок уточняются сведения в декларациях, что также обеспечивает рост налоговых поступлений.
В-шестых, рассмотрев перспективы развития транспортного налога в Российской Федерации мы выяснили, что в России только акцизы на топливо учитывают экологические критерии. Дифференциация ставок осуществляется по двум уровням: сначала выделяют разные виды топлива, а затем устанавливают разные ставки в зависимости от экологического класса топлива. Нерешенными остаются два вопроса. Во-первых, необходимо расширить состав топлива, подлежащий обложению акцизами, так как не учтены альтернативные виды топлива, например, биодизельное топливо. Во - вторых, обсуждается вопрос о целесообразности обложения топлива углеродным налогом. Что касается акцизов на автомобили, то их тоже необходимо реформировать. Предлагается устанавливать пониженные ставки на транспортные средства, отвечающие более высоким экологическим стандартам. Именно таким способом можно нивелировать разницу между стоимостью дорогих, но экологически безопасных автомобилей, и более дешевых, но экологически более вредных автомобилей и стимулировать потребителей приобретать экологически безопасные автомобили. Кроме того, планируется ввести дополнительные налоги на тяжелые транспортные средства и перегруженность дорог, установить пониженные ставки при использовании газа в качестве моторного топлива. Следует отметить, что экологизация транспортных и топливных налогов привела в европейских странах к улучшению экологических показателей топлива и транспорта. Применение катализаторов и фильтров позволило существенно сократить объемы выбросов загрязняющих веществ, улучшить состояние окружающей среды, а также снизить негативное воздействие выбросов на здоровье население. Кроме того, в России не существует единой базы по налогоплательщикам между ГИБДД и налоговыми органами, наличие чего значительно увеличило поступления данного налога в бюджет.
В-седьмых, мы выявили существование за рубежом более эффективных подходов налогообложения транспортных средств, которые могут быть применимы у нас. К ним относится:
- наибольшее внимание при налогообложении транспортных средств уделяется экологическому аспекту пользования автомобилями. В случае если целью взимания транспортного налога является возмещение вреда, причиняемого экологическому состоянию, предложить федеральному законодательству установить в качестве налоговой базы транспортного налога количестве вредных веществ в отработанных газах (т.е. взимать транспортный налог в зависимости от стандарта, к которому относится транспортное средство: Евро2, Евро 3 и т.д.), либо путем включения транспортного налога в акцизы на ГСМ;
- в целях выявления и контроля налоговой задолженности по транспортному налогу налогоплательщикам предоставляются справки об уплате транспортного налога при прохождении технического осмотра;
- взимание транспортного налога нацелено на компенсацию износа дорог общего пользования, и установление в качестве налоговой базы транспортного налога для наземных транспортных средств массу автомобиля (или нагрузку на ось), поскольку именно данный показатель напрямую связан со степенью вреда, причиняемого дорожному покрытию.
В России по прошествии ряда лет с момента введения транспортного налога можно выделить следующие актуальные проблемы налогообложения транспортных средств. В первую очередь, это невысокая собираемость транспортного налога в Российской Федерации, что связано с отсутствием достоверной информации о владельцах автотранспортных средств, а также с уклонением от уплаты транспортного налога. Во-вторых, действующие ставки транспортного налога не объективно отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей, автобусов на дорожную сеть страны. В-третьих, действующие ставки транспортного налога не отражают разную степень влияния транспортных средств на экологию. В-четвертых, не учитывается принцип доходности, размер уплачиваемого транспортного налога должен быть пропорционален доходам владельца транспортного средства. В-пятых, не учитывается принцип справедливости, тот кто ездит чаще не платит больше чем тот, кто ездит реже.
Мы считаем, что новации по транспортному налогу повлекут за собой резкое доминирование фискальной функции этого налога, поэтому для создания благоприятного экономического, инвестиционного климата транспортной сферы необходимо дифференцировать транспортный налог, основываясь на таких критериях как: безопасность транспортного средства, его экологичность, его воздействии на транспортную инфраструктуру и окружающих.
Проанализировав существующие проблемы, мы выявил два пути решения: либо совершенствовать существующий транспортный налог, либо полностью его заменить на иной вид платежа. Представляется, что совершенствование транспортного налога повлечет за собой значительные затраты бюджета, но не освободит его от многих недостатков. Поэтому необходимо , опираясь на зарубежный опыт ввести акцизную систему, подобную США с элементами диверсификации ставки на возраст, экологическое влияние на природу его безопасность.
Таким образом, для развития и совершенствования транспортного налога, мы предлагаем следующие решение рассматриваемых проблем:
1. Опираясь на зарубежный опыт, в частности на систему налогообложения транспорта в США, вывести акцизную систему налогообложения транспорта. Акцизная система налогообложении транспорта учитывает принцип справедливости. Иными словами, тот кто больше ездит и пользуется транспортной инфраструктурой, тот должен платить больше.
2. В целях повышения безопасности дорожного движения, следует обязать налогоплательщика при постановки транспортного средства на учет уплачивать до 10% от стоимости автомобиля, если его возраст равен десяти годами, а также дополнительный один процент за каждый последующий год (но не более 20%). Данные меры будут стимулировать налогоплательщиков переходить на более безопасные и экологичные транспортные средства.
3. Целесообразно установить дифференцированные ставки на большегрузные автомобили в зависимости от их массы, и влияния на дорожное полотно. Это позволит дополнительно пополнять бюджет субъектов Российской федерации и направлять его на ремонт дорог за счет тех, кто наносит им больший вред.
По нашему мнению, все приведенные выше меры поспособствуют обновлению автопарка в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что положительно скажется на безопасности. Так же данные меры положительно повлияют на экологию, ведь владельцы электрокаров будут освобождены от уплаты налогов, а владельцы более экономичных и современных автомобилей будут платить намного меньше. Положительно отразится это на собираемости транспортного налога, задержка или неуплата исчезнут вовсе, ведь налог будет включен сразу в топливо, что избавит налоговый орган от множества проблем связанных с собираемостью транспортного налога.
1. Налоговый кодекс РФ: часть 1 от 31.07.98 № 146-ФЗ ; часть 2 от 05.08.00 № 117-ФЗ
2. Агузарова Ф. Транспортный налог: современное состояние, проблемы и повышение его роль в Российской Федерации // Экономическая политика. 2015. Т.10. №1.
3. Александров, И. М. Налоги и налогообложение: учебник / И. М. Александров. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко , 2009.
4. Андреева Н.В. Совершенствование транспортного налога и повышение его собираемости // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. научн. конф.(г.Санкт - Петербург, июнь 2013 г.)
5. Бабичева В.А. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. №4. Бабленкова И.И., Кирина Л.С., Карпова Г.Н., Горохова Н.А. - Прогнозирование и планирование в налогообложении. - М.: Экономика, 2009.
6. Бачило Т.Г., Трубицина Н.В. Еще раз о транспортном налоге //
Известия Московского государственного технического университета. МАМИ. 2014. Т.5. №2(20).
7. Березин М.Ю. Преемственность и новизна в налогообложении транспортных средств // Финансы и кредит. - 2010. - № 42.
8. Блохин А.Е. Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России // Рос. предпринимательство. - 2011. - № 9, вып 1. Брызгалин А.В., Гринемаер Е.А. Договор и налоговый контроль: методы и приемы налоговых органов по проверке условий договора, проверке договора для целей налогообложения // Налоги и финансовое право. 2011 г. №5.
9. Вылкова Е.С., Кацюба И.А., Петухова Р.А., Фирсова Е.А.; под редакцией Петуховой Р.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие - Издательство СПбГУЭФ, 2012.
10. Глубокова Н.Ю., Сычева Е.И., Шувалова Е.Б. Налоговое право. - М, 2012.
11. Глухов В.В. Налоги - теория и практика: Учебник. - СПб.: Специальная литература, 2013.
12. Гончаренко И. А. Система налогов в США[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www. viperson. ru.
13. Горский И.В. О признаках налога в налоговом кодексе Российской Федерации // Финансы. - 2014. - №9.
14. Дадашева А.З. , Черника Д.Г. Налоговая система России//Учеб. пособие. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2014.
15. Дубских В.Н. Практика исчисления транспортного налога в России и зарубежных странах / В. Н. Дубских // Междунар. бух. учет. - 2011. - № 3.
16. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - СПб.: Питер, 2008.
17. Залибекова Д.З. Правовое регулирование налоговых льгот и вычетов // Теория и практика общественного развития.2013 №4.
18. Игнатущенко, Н. А. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Н.
А. Игнатущенко, Н. М. Новикова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГОУ,
Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века. //Финансы. - 2014.
19. Ильин А.Е. Налоговый механизм государственного регулирования доходов. // Финансы. - 2012. - №3.
20. Карловская, Е. А. Налоги и налогообложение: практикум / Е. А. Кар- ловская. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012.
21. К вопросу о транспортном налоге // Экономика и учет труда. - 2012. -№ 3.
22. Кизякина О.А. Транспортный налог по регионам России / О.А. Кизякина, М.С. Кузнецова, М.С. Полякова. - М. : НАЛОГ-ИНФО, 2014.
23. Киреенко А.П. Каким быть транспортному налогу: оценка вариантов реформирования и отмены // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. №15.
24. Князев В.Г., Черник Д. Г. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: Закон и право,
25. Корский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы. // Финансы. - 2014. - №2
26. Лисиченко, А.В. Проблемы оптимизации распределения налоговой нагрузки на владельцев автотранспортных средств / А.В. Лисиченко // Финансы. -2011.
27. Лисиченко, А.В. Совершенствование транспортного налога с легковых автомобилей для обеспечения строительства дорог в России / А.В. Лисиченко // Тенденции развития экономики и менеджмента / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Казань: ИЦРОН, 2014.
28. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России и за рубежом: Изд-во Юрайт, 2015.
29. Майбуров И.А., Ушак Н.В., Косое М.Е. Теория и история налогообложения. - М: Юнити-Дана, 2013.
30. Масленикова А.А. Налог на добавленную стоимость. Правовая и экономическая сущность. // Финансы. - 2005. - №1.
31. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Учебник. - М.: Правовая культура, 2012.
32. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012.
33. Налоги и налогообложение/ Под ред. И.А. Майбурова. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2011.
34. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ О.В. Качур. - М.: КНОРУС, 2011.
35. Налоги и налогообложение: Учебник/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб: Питер, 2014.
36. Налоги и налогообложение : учебник/ Под ред. Д.Г. Черника. - М. : МЦФЭР, 2014.
37. Налоги : учеб. для студ. вузов / Н. Н. Селезнёва [и др.] ; под ред. Д.
Г. Черника, И. А. Майбурова, А. Н. Литвиненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
38. Пансков В. “Близка ли к завершению налоговая реформа”. // РЭЖ. - 2014. - №3
39. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика : учеб. для вузов / В. Г. Пансков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.
40. Пархачева М.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами / М.А. Пархачева, Е.А. Шаронова. - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб. и др. : Питер, 2013.
41. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — М.: Юрайт-Издат, 2012.
42. Петрухина И.Г. Исчисление и взимание транспортного налога:
некоторые аспекты // Право и экономика. - 2007. - № 4.
43. Пименов Н.А. Оптимизация транспортного налога. 2011.
44. Поляк, Г. Б. Налоги и налогообложение : учеб. для бакалавров / Г. Б. Поляк. - М. : Юрайт, 2012. - 463 с Поляк, Г. Б. Налоги и налогообложение : учеб. для бакалавров / Г. Б. Поляк. - М. : Юрайт, 2012.
45. Пономорёв В.А. Транспортный налог : ошибки и последствия // Науч. журн. КубГАУ. - 2006. - № 23(7)Рябова Р.И . Транспортный налог // Вестник ИПБ. 2014.
46. Фокин В. М., Пепеляева С. Г. Налоговое регулирование: Учебное пособие. - М.: «Статус», 2014.
47. Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики. М.: ТЕИС, 2013.
48. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение / Черник Д. Г. - М.: Юнити- Дана, 2014.
49. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Налоговая политика на 2016 год и на плановый периоды 2017 и 2018 годы. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.minfin.ru.
50. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]: Исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации. - Официальный сайт Федерального казначейства, 2016. - Режим доступа: http://roskazna.ru/
51. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2016. - режим доступа:http://www.nalog.ru.