РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (на примере росписи по дереву)
|
Введение 3
Глава 1. Предпосылки развития художественно-эстетических компетенций в системе высшего профессионального образования
1.1. Истоки и основные виды народного декоративно-прикладного искусства 11
1.2. Современное состояние развития художественно-эстетических
компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства 22
1.3. Психолого-педагогические основы развития художественно¬
эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи) ...31 Выводы по главе 1 46
Глава 2. Экспериментальное исследование развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи)
2.1. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи).. .48
2.2. Разработка учебно-методической программы по освоению декоративной
росписи для студентов-дизайнеров 58
2.3. Особенности развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства..78
Выводы по главе 2 82
Заключение 84
Библиография 86
Приложение 95
Глава 1. Предпосылки развития художественно-эстетических компетенций в системе высшего профессионального образования
1.1. Истоки и основные виды народного декоративно-прикладного искусства 11
1.2. Современное состояние развития художественно-эстетических
компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства 22
1.3. Психолого-педагогические основы развития художественно¬
эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи) ...31 Выводы по главе 1 46
Глава 2. Экспериментальное исследование развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи)
2.1. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи).. .48
2.2. Разработка учебно-методической программы по освоению декоративной
росписи для студентов-дизайнеров 58
2.3. Особенности развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства..78
Выводы по главе 2 82
Заключение 84
Библиография 86
Приложение 95
Актуальность исследования. В настоящее время общество столкнулось с проблемой духовно-нравственного и профессионального самоопределения личности, в связи, с чем главное внимание в современном художественно-образовательном пространстве сосредоточено изменениях в системе художественного образования, возрождения традиций культуры народов и разных видов декоративно-прикладного искусства.
Ежегодно в нашей стране происходят экономические и политические изменения. На их фоне выдвигаются новые требования к образованию, направленные на формирование всесторонне развитой, духовно-богатой личности. Центром внимания во всех учебных заведениях, является необходимость реализации гуманизации образования, где особую роль приобретает художественное образование и развитие у студентов художественно-эстетических компетенций. Художественное образование включает в себя основные компетенций и стремится всемерно раскрыть творческий потенциал человека. Развитие художественно-эстетической компетенции специалистов в области художественного образования является одним из показателей подготовки их конкурентоспособности и мобильности в мире. В современной образовательной парадигме, ориентированной на удовлетворение потребностей личности, особое место занимают проблемы саморазвития, самообразования, самореализации человека. В связи с этим изменяются и требования, предъявляемые к современному специалисту, а это, в свою очередь, требует пересмотра организации, содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов в аспекте развития их художественно-эстетической компетенции.
Благодаря художественно-эстетическим компетенциям студент становится творческой, талантливой, активной личностью, умеющей соответствовать нынешним условиям и вкусам жизни, способной к постоянному развитию и совершенствованию для достижения целей, понимающей высокую ценность образования и обучения. Развитие вышеперечисленных качеств у студентов особенно необходимо в подготовке бакалавров направления «Дизайн», что обусловлено внедрением данного вида деятельности во все аспекты жизни человека.
Необходимость процесса развития художественно-эстетических компетенции у бакалавров-дизайнеров отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), главной задачей которого является поиск новых путей решения проблемы повышения уровня подготовки будущих специалистов в области дизайна.
Развитие художественно-эстетических компетенций бакалавров- дизайнеров связано с использованием национальных традиций, изучением видов декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе, что способствует всестороннему отношению человека к действительности, эстетическому освоению и отражению действительности в процессе художественно-творческой деятельности.
Степень изученности проблемы. В отечественной литературе проблемы художественного образования рассматривает ряд отечественных исследователей, среди них: В. П. Зинченко, Н. Н. Волкова, Д.Б. Кабалевский, В. В. Корешков, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцева, И. Ф. Смольянинов и др.
Проблемы развития художественно-эстических компетенций рассмотрены в работах В.С. Асмуса, Г.С. Батищева, А.И. Кагана, С. Х. Раппопорта и др.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в развитие художественно-эстетической компетенции отмечали такие ученые- педагоги, как К. Ж. Амиргазин , Н. Т. Андрианов, Л. Ф. Акунова, А.В.Бакушинский, О.М. Батчаева, И.Я.Богуславский, В.М.Василенко, В. С. Воронова, М.А. Некрасов, Т. М. Разин, Т. С. Комаров, Н. М. Сокольников и др.
Несмотря на то, что проблеме развития художественно-эстетических компетенций будущего дизайнера уделяется достаточное внимание, задача поиска новых подходов к ее решению остается актуальной.
Анализ изученных нами исследований показал, что недостаточно изучены условия развития художественно-эстетических компетенций будущего дизайнера в процессе изучения ДПИ. Вследствие вышесказанного возникают противоречия между:
- необходимостью развития художественно-эстетических компетенций у студентов-дизайнеров в процессе изучения дисциплин изобразительного искусства и ДПИ и недостаточной разработанностью их содержания;
-традиционной методикой обучения ДПИ бакалавров, ориентированной на накопление обучаемыми теоретических знаний и практических умений и потребностями обучаемых в овладении художественно-эстетическими компетенциями в процессе дизайн- образования.
В поисках путей преодоления возникших противоречий, мы сформулировали проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки оптимальной методики обучения бакалавров- дизайнеров на занятиях по ДПИ, направленной на развитие художественно-эстетических компетенций.
Недостаточность разработки данной проблемы в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Развитие художественно-эстетических компетенций бакалавров-дизайнеров в процессе освоения декоративно-прикладного искусства» (на примере росписи по дереву).
Объект исследования: учебно-творческая деятельность студентов вузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Предмет исследования: процесс развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (на примере декоративной росписи).
Цель исследования заключается в выявлении особенностей развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи).
Задачи исследования:
- Изучить историографию декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи);
- Раскрыть эстетико-художественные, гуманитарно-педагогические и психологические принципы формирования ДПИ (на примере декоративной росписи).
- Выявить специфику развития художественно-эстетических компетенций студентов вуза на занятиях по ДПИ;
- Разработать научно обоснованную систему заданий и упражнений, обеспечивающих развитие художественно-эстетических компетенций студентов вуза на занятиях по ДПИ (на примере декоративной росписи);
- Экспериментально проверить эффективность предложенной методики.
Гипотеза исследования: профессиональная культура специалиста дизайнера включает в себя познавательную, творческую, ценностно-ориентационную и коммуникативную деятельность. Эффективное развитие художественно-эстетических компетенций бакалавров-дизайнеров в процессе освоения ДПИ (на примере декоративной росписи) будет осуществляться при комплексном научном освоении предмета.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, основными из которых являются:
а) теоретические методы: сравнительно-исторический анализ, изучение, анализ и обобщение педагогической, психологической, философской, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;
б) практические методы: беседы, анкетирование и тестирование; анализ и оценка студенческих работ, полученных в процессе практической и экспериментальной работы; обработка экспериментальных данных и графического представления результатов экспериментального исследования.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на кафедре дизайна и национальных искусств ИФМК им. Л.Толстого КФУ.
Этапы исследования. Исследовательская работа проводилась в 2014-2016 гг. и осуществлялась в три этапа. В эксперименте приняло участие 40 студентов.
На первом этапе (2014 — 2015 гг.) была изучена и проанализирована философская, психолого-педагогическая литература по изучаемой проблеме, нормативные документы и диссертационные работы, обобщены результаты деятельности отечественных педагогов в области художественного и дизайн- образования, были разработаны тесты, анкеты, контрольные практические задания.
На втором этапе (2015 - 2016 гг.) разработана модель развития художественно-эстетических компетенций бакалавров-дизайнеров в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи) и определены педагогические условия ее реализации. Осуществлена подготовка диагностического инструментария и проведен констатирующий, формирующий этапы эксперимента.
На третьем этапе (2016 г.) обобщены и систематизированы результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанных педагогических условий развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения
декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи); оформлены материалы диссертационного исследования. Проведен контрольный эксперимент и обработаны результаты исследования.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:
- выявлена специфика развития художественно-эстетических компетенций студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе высшего профессионального образования;
- установлена оптимальная взаимосвязь между дисциплинами теоретического и специального цикла, а также выявлена динамика развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи);
- разработана и экспериментально проверена методика развития художественно-эстетических компетенций бакалавров-дизайнеров в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (учебно-методическая указания по освоению декоративной росписи).
Теоретическая значимость исследования состоит в решении проблемы развития художественно-эстетических компетенций специалистов в области дизайна в процессе освоения декоративно-прикладного искусства, что способствует активизации профессиональной деятельности обучающихся; в обосновании значения развития художественно-эстетических компетенций у бакалавров-дизайнеров; в раскрытии научно-теоретической основы художественно-эстетических компетенций на занятиях по ДПИ; в разработке и реализации теоретическо-практической модели обучения на занятиях специального курса «ДПИ и искусство Поволжья».
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на развитие художественно-эстетических компетенций бакалавров-дизайнеров в процессе освоения декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы педагогами и студентами в учебной деятельности, что способствует совершенствованию знаний, умений и навыков будущих дизайнеров.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Специфика формирования художественно-эстетических
компетенций студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе высшего профессионального образования;
2. Экспериментальная учебно-методическая программа для студентов вузов по освоению ДПИ (на примере декоративной росписи).
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
• публикации статьи и тезисов на тему:
1. Принципы художественного-эстетического развития детей дошкольного возраста // Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры: Материалы Международной научно-практической конференции «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (Казань, 19-21 ноября 2015 г.) / Отв. ред. Р. Ф. Салахов, Л. Х. Кадыйрова, С. Д. Бородина,- Казань: Изд-во "Отечество", 2015. - 144 с. - С.89-93.
2. Ишмакова, Л. Р. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественно-эстетической компетенции студентов- дизайнеров [Текст] / Л. Р. Ишмакова // Проблемы педагогики 2016.- № 6 (17). - С. 43-48
• выступлений в научно-практических конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (2015)г.;
2. Студенческая научно-практическая конференция КФУ (2015 г.); Структура диссертации состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, 2 схем, 6 таблиц, 8 диаграмм, списка использованной литературы из 86 источников, приложений 4.
В первой главе «Предпосылки развития художественно-эстетических компетенций в системе высшего профессионального образования» нами были изучены истоки и основные виды народного декоративно-прикладного искусства; проанализировано современное состояние развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства; определены психолого-педагогические основы развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства.
Во второй главе «Экспериментальное исследование развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи)» проведена опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи); разработаны учебно-методической программы по освоению декоративной росписи для студентов-дизайнеров; выявлены особенности развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства.
В заключении обобщены теоретические и практические результаты исследования; сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу и доказывающие истинность положений, выносимых на защиту.
Ежегодно в нашей стране происходят экономические и политические изменения. На их фоне выдвигаются новые требования к образованию, направленные на формирование всесторонне развитой, духовно-богатой личности. Центром внимания во всех учебных заведениях, является необходимость реализации гуманизации образования, где особую роль приобретает художественное образование и развитие у студентов художественно-эстетических компетенций. Художественное образование включает в себя основные компетенций и стремится всемерно раскрыть творческий потенциал человека. Развитие художественно-эстетической компетенции специалистов в области художественного образования является одним из показателей подготовки их конкурентоспособности и мобильности в мире. В современной образовательной парадигме, ориентированной на удовлетворение потребностей личности, особое место занимают проблемы саморазвития, самообразования, самореализации человека. В связи с этим изменяются и требования, предъявляемые к современному специалисту, а это, в свою очередь, требует пересмотра организации, содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов в аспекте развития их художественно-эстетической компетенции.
Благодаря художественно-эстетическим компетенциям студент становится творческой, талантливой, активной личностью, умеющей соответствовать нынешним условиям и вкусам жизни, способной к постоянному развитию и совершенствованию для достижения целей, понимающей высокую ценность образования и обучения. Развитие вышеперечисленных качеств у студентов особенно необходимо в подготовке бакалавров направления «Дизайн», что обусловлено внедрением данного вида деятельности во все аспекты жизни человека.
Необходимость процесса развития художественно-эстетических компетенции у бакалавров-дизайнеров отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), главной задачей которого является поиск новых путей решения проблемы повышения уровня подготовки будущих специалистов в области дизайна.
Развитие художественно-эстетических компетенций бакалавров- дизайнеров связано с использованием национальных традиций, изучением видов декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе, что способствует всестороннему отношению человека к действительности, эстетическому освоению и отражению действительности в процессе художественно-творческой деятельности.
Степень изученности проблемы. В отечественной литературе проблемы художественного образования рассматривает ряд отечественных исследователей, среди них: В. П. Зинченко, Н. Н. Волкова, Д.Б. Кабалевский, В. В. Корешков, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцева, И. Ф. Смольянинов и др.
Проблемы развития художественно-эстических компетенций рассмотрены в работах В.С. Асмуса, Г.С. Батищева, А.И. Кагана, С. Х. Раппопорта и др.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в развитие художественно-эстетической компетенции отмечали такие ученые- педагоги, как К. Ж. Амиргазин , Н. Т. Андрианов, Л. Ф. Акунова, А.В.Бакушинский, О.М. Батчаева, И.Я.Богуславский, В.М.Василенко, В. С. Воронова, М.А. Некрасов, Т. М. Разин, Т. С. Комаров, Н. М. Сокольников и др.
Несмотря на то, что проблеме развития художественно-эстетических компетенций будущего дизайнера уделяется достаточное внимание, задача поиска новых подходов к ее решению остается актуальной.
Анализ изученных нами исследований показал, что недостаточно изучены условия развития художественно-эстетических компетенций будущего дизайнера в процессе изучения ДПИ. Вследствие вышесказанного возникают противоречия между:
- необходимостью развития художественно-эстетических компетенций у студентов-дизайнеров в процессе изучения дисциплин изобразительного искусства и ДПИ и недостаточной разработанностью их содержания;
-традиционной методикой обучения ДПИ бакалавров, ориентированной на накопление обучаемыми теоретических знаний и практических умений и потребностями обучаемых в овладении художественно-эстетическими компетенциями в процессе дизайн- образования.
В поисках путей преодоления возникших противоречий, мы сформулировали проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки оптимальной методики обучения бакалавров- дизайнеров на занятиях по ДПИ, направленной на развитие художественно-эстетических компетенций.
Недостаточность разработки данной проблемы в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Развитие художественно-эстетических компетенций бакалавров-дизайнеров в процессе освоения декоративно-прикладного искусства» (на примере росписи по дереву).
Объект исследования: учебно-творческая деятельность студентов вузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Предмет исследования: процесс развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (на примере декоративной росписи).
Цель исследования заключается в выявлении особенностей развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи).
Задачи исследования:
- Изучить историографию декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи);
- Раскрыть эстетико-художественные, гуманитарно-педагогические и психологические принципы формирования ДПИ (на примере декоративной росписи).
- Выявить специфику развития художественно-эстетических компетенций студентов вуза на занятиях по ДПИ;
- Разработать научно обоснованную систему заданий и упражнений, обеспечивающих развитие художественно-эстетических компетенций студентов вуза на занятиях по ДПИ (на примере декоративной росписи);
- Экспериментально проверить эффективность предложенной методики.
Гипотеза исследования: профессиональная культура специалиста дизайнера включает в себя познавательную, творческую, ценностно-ориентационную и коммуникативную деятельность. Эффективное развитие художественно-эстетических компетенций бакалавров-дизайнеров в процессе освоения ДПИ (на примере декоративной росписи) будет осуществляться при комплексном научном освоении предмета.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, основными из которых являются:
а) теоретические методы: сравнительно-исторический анализ, изучение, анализ и обобщение педагогической, психологической, философской, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;
б) практические методы: беседы, анкетирование и тестирование; анализ и оценка студенческих работ, полученных в процессе практической и экспериментальной работы; обработка экспериментальных данных и графического представления результатов экспериментального исследования.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на кафедре дизайна и национальных искусств ИФМК им. Л.Толстого КФУ.
Этапы исследования. Исследовательская работа проводилась в 2014-2016 гг. и осуществлялась в три этапа. В эксперименте приняло участие 40 студентов.
На первом этапе (2014 — 2015 гг.) была изучена и проанализирована философская, психолого-педагогическая литература по изучаемой проблеме, нормативные документы и диссертационные работы, обобщены результаты деятельности отечественных педагогов в области художественного и дизайн- образования, были разработаны тесты, анкеты, контрольные практические задания.
На втором этапе (2015 - 2016 гг.) разработана модель развития художественно-эстетических компетенций бакалавров-дизайнеров в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи) и определены педагогические условия ее реализации. Осуществлена подготовка диагностического инструментария и проведен констатирующий, формирующий этапы эксперимента.
На третьем этапе (2016 г.) обобщены и систематизированы результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанных педагогических условий развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения
декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи); оформлены материалы диссертационного исследования. Проведен контрольный эксперимент и обработаны результаты исследования.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:
- выявлена специфика развития художественно-эстетических компетенций студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе высшего профессионального образования;
- установлена оптимальная взаимосвязь между дисциплинами теоретического и специального цикла, а также выявлена динамика развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи);
- разработана и экспериментально проверена методика развития художественно-эстетических компетенций бакалавров-дизайнеров в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (учебно-методическая указания по освоению декоративной росписи).
Теоретическая значимость исследования состоит в решении проблемы развития художественно-эстетических компетенций специалистов в области дизайна в процессе освоения декоративно-прикладного искусства, что способствует активизации профессиональной деятельности обучающихся; в обосновании значения развития художественно-эстетических компетенций у бакалавров-дизайнеров; в раскрытии научно-теоретической основы художественно-эстетических компетенций на занятиях по ДПИ; в разработке и реализации теоретическо-практической модели обучения на занятиях специального курса «ДПИ и искусство Поволжья».
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на развитие художественно-эстетических компетенций бакалавров-дизайнеров в процессе освоения декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы педагогами и студентами в учебной деятельности, что способствует совершенствованию знаний, умений и навыков будущих дизайнеров.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Специфика формирования художественно-эстетических
компетенций студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе высшего профессионального образования;
2. Экспериментальная учебно-методическая программа для студентов вузов по освоению ДПИ (на примере декоративной росписи).
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
• публикации статьи и тезисов на тему:
1. Принципы художественного-эстетического развития детей дошкольного возраста // Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры: Материалы Международной научно-практической конференции «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (Казань, 19-21 ноября 2015 г.) / Отв. ред. Р. Ф. Салахов, Л. Х. Кадыйрова, С. Д. Бородина,- Казань: Изд-во "Отечество", 2015. - 144 с. - С.89-93.
2. Ишмакова, Л. Р. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественно-эстетической компетенции студентов- дизайнеров [Текст] / Л. Р. Ишмакова // Проблемы педагогики 2016.- № 6 (17). - С. 43-48
• выступлений в научно-практических конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция «Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры» (2015)г.;
2. Студенческая научно-практическая конференция КФУ (2015 г.); Структура диссертации состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, 2 схем, 6 таблиц, 8 диаграмм, списка использованной литературы из 86 источников, приложений 4.
В первой главе «Предпосылки развития художественно-эстетических компетенций в системе высшего профессионального образования» нами были изучены истоки и основные виды народного декоративно-прикладного искусства; проанализировано современное состояние развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства; определены психолого-педагогические основы развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства.
Во второй главе «Экспериментальное исследование развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи)» проведена опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (на примере декоративной росписи); разработаны учебно-методической программы по освоению декоративной росписи для студентов-дизайнеров; выявлены особенности развития художественно-эстетических компетенций студентов вузов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства.
В заключении обобщены теоретические и практические результаты исследования; сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу и доказывающие истинность положений, выносимых на защиту.
Предложная нами педагогическая модель развития художественно-эстетических компетенций студентов вуза, определяется содержанием междисциплинарного и полихудожественного подходов. Спроектировав содержательный состав педагогической модели развития художественно-эстетической компетенции студентов вуза, мы пришли к необходимости симбиоза знаний и последовательной художественно-эстетической деятельности обучаемых.
Художественно-эстетическое образование — организованный процесс формирования творчески активной личности, по освоению совокупности межкультурных знаний, в основе которых лежат мировоззренческие установки отношения к искусству и художественному творчеству, развитие способностей и знаний, обеспечивающих понимание как отдельных эстетических явлений, так и подлинного искусства, а также красоты окружающего мира в целом.
Под художественно-эстетической компетенцией мы понимаем систему внутренних средств регуляции художественно-эстетических действий, в которую входят художественно-эстетические знания, социальные установки, умения и опыт, эстетическая ориентированность, основанная на знаниях и чувственном опыте обучаемого, а также свободном владении художественно-эстетическими средствами и достижении адекватного восприятия художественно-эстетической ситуации.
Основу и новизну процесса развития художественно-эстетической компетенции вуза составляют педагогические принципы, выявленные нами на основе теоретико-методологического анализа, позволяющие экстраполировать идеи современной педагогики, психологии, этики, эстетики на подготовку будущих специалистов: поликультурности, субъектности, эмпатии, коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе, рефлексивного управления художественно- эстетическим образованием студентов хореографических специальностей.
Теоретическим и опытно-поисковым путями нами выявлены организационно-педагогические условия успешной реализации процесса развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов: включение в образовательный процесс межкультурного диалога, ориентация студентов вузов на толерантное общение, применение стратегических и тактических образовательных технологий развития художественно-эстетической компетенции обучаемых.
Проведенная опытно-поисковая работа показала значимость полученных результатов. В то же время обозначились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Более подробное исследование может осуществляться по следующим направлениям: разработка альтернативных методик определения уровня развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов, развитие художественно-эстетической компетенции будущих учителей на основе других теоретико-методологических подходов, дальнейшее изучение организационно-педагогических условий развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов, более детальная разработка методико-технологического обеспечения процесса развития у будущих специалистов художественно-эстетической компетенции, педагогическое и дидактическое обеспечение подготовки преподавателей вузов к осуществлению художественно-эстетического образования студентов и др.
Результаты данной исследовательской работы могут быть использованы в учебных заведениях, ориентированных на художественное образование разного уровня (дополнительное образование, лицеи, гимназии, вузы), при определении содержания и методов обучения народному декоративно-прикладному искусству.
Художественно-эстетическое образование — организованный процесс формирования творчески активной личности, по освоению совокупности межкультурных знаний, в основе которых лежат мировоззренческие установки отношения к искусству и художественному творчеству, развитие способностей и знаний, обеспечивающих понимание как отдельных эстетических явлений, так и подлинного искусства, а также красоты окружающего мира в целом.
Под художественно-эстетической компетенцией мы понимаем систему внутренних средств регуляции художественно-эстетических действий, в которую входят художественно-эстетические знания, социальные установки, умения и опыт, эстетическая ориентированность, основанная на знаниях и чувственном опыте обучаемого, а также свободном владении художественно-эстетическими средствами и достижении адекватного восприятия художественно-эстетической ситуации.
Основу и новизну процесса развития художественно-эстетической компетенции вуза составляют педагогические принципы, выявленные нами на основе теоретико-методологического анализа, позволяющие экстраполировать идеи современной педагогики, психологии, этики, эстетики на подготовку будущих специалистов: поликультурности, субъектности, эмпатии, коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе, рефлексивного управления художественно- эстетическим образованием студентов хореографических специальностей.
Теоретическим и опытно-поисковым путями нами выявлены организационно-педагогические условия успешной реализации процесса развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов: включение в образовательный процесс межкультурного диалога, ориентация студентов вузов на толерантное общение, применение стратегических и тактических образовательных технологий развития художественно-эстетической компетенции обучаемых.
Проведенная опытно-поисковая работа показала значимость полученных результатов. В то же время обозначились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Более подробное исследование может осуществляться по следующим направлениям: разработка альтернативных методик определения уровня развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов, развитие художественно-эстетической компетенции будущих учителей на основе других теоретико-методологических подходов, дальнейшее изучение организационно-педагогических условий развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов, более детальная разработка методико-технологического обеспечения процесса развития у будущих специалистов художественно-эстетической компетенции, педагогическое и дидактическое обеспечение подготовки преподавателей вузов к осуществлению художественно-эстетического образования студентов и др.
Результаты данной исследовательской работы могут быть использованы в учебных заведениях, ориентированных на художественное образование разного уровня (дополнительное образование, лицеи, гимназии, вузы), при определении содержания и методов обучения народному декоративно-прикладному искусству.



