Введение 3
Глава I. Развитие психологической готовности к школьному обучению.. .3
1.1. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению 7
1.2. Особенности психологической готовности к школьному обучению у детей с
нормативным развитием в дошкольном возрасте 11
1.3. Особенности психологической готовности к школьному обучению у детей с
нарушениями слуха в дошкольном возрасте 16
Выводы по главе 1 21
Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности дошкольников с нарушениями слуха к школьному обучению 23
2.1. Характеристика выборки и методов исследования психологической
готовности дошкольников к школьному обучению 23
2.2. Анализ особенностей психологической готовности к школьному обучению у
дошкольников с нормативным развитием 28
2.3. Анализ особенностей психологической готовности к школьному обучению у
дошкольников с нарушениями слуха 33
2.4. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования
особенностей психологической готовности к школьному обучению 36
Выводы по главе II 41
Глава III. Развитие психологической готовности детей с нарушениями слуха к
школьному обучению 43
3.1. Содержание программы по развитию психологической готовности к
обучению детей с нарушениями слуха в школе 43
3.2. Эффективность программы по развитию психологической готовности к
обучению детей с нарушениями слуха в школе 48
Выводы по главе III 51
Заключение 52
Актуальность исследования. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех сфер личности: интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Важным новообразованием данного возраста будет являться интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное на этой ступени развития связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции «Хочу стать школьником» с ощущением роста и возможностями своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Важными качествами, необходимыми для полноценного развития будет внимание и память детей, которые формируют элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.
Психологическая подготовка детей к школьному обучению наиболее успешно осуществляется не «школьными», а «дошкольными» методами, наиболее доступными и интересными для дошкольников. Особо важное место в формировании новообразований, психических процессов и свойств личности, подготавливающих переход ребенка к следующему возрастному этапу - младшему школьному, занимает игровая деятельность. Игра, будучи максимально свободной деятельностью, развивает мышление детей, восприятие, движения. В игровой деятельности активно формируются предпосылки мотивационной готовности ребенка к школе. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего органического места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым.
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов, таких как Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Йирасек, Г. Витцлак и др.
Психологическая готовность к школе - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированное механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.
В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность.
Вопросы психологической готовности к школьному обучению у детей с нарушением слуха освещены не достаточно, вследствие этого возникает потребность в изучении данного феномена. У детей с нарушением слуха уровень сформированности учебной деятельности и ее компонентов снижен по сравнению с нормой (Е.Г. Речинская, 2011). Так выявление особенностей готовности к школьному обучению в условиях возрастно-специфической деятельности, возможно, поможет более полно рассмотреть структуру нарушения и в дальнейшем использовать материал для построения диагностических и коррекционных мероприятий для повышения уровня сформированности учебной деятельности по сравнению с нормой.
Цель исследования - выявление специфических особенностей психологической готовности к школьному обучению у дошкольников с нарушением слуха.
Объект - психологическая готовность к школьному обучению
Предмет - особенности психологической готовности к школьному обучению у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что нарушение слуха определяет специфику психологической готовности к школьному обучению у дошкольников. Коррекционная работа по формированию психологической готовности к школьному обучению будет успешна при формировании мотивации к учению (познавательные и социальные мотивы) и учете личностных характеристик, включающих особенности общения у детей с нарушением слуха.
Задачи исследования -
1) Проанализировать современное состояние изученности процесса психологической готовности к школьному обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья.
2) Выявить особенности психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников с нарушением слуха по сравнению детей с нормативным развитием.
3. Разработка программы по развитию развитию психологической готовности детей с нарушением слуха к школьному обучению.
Методологической базой исследования- послужили научные работы, рассматривающие психологическую готовность к школьному обучению в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина); структурно-уровневого механизма (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков) [13]; и клинического подхода (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, Ч.Р. Громова) [36],[37]; исследования Т.Г. Богдановой посвященные структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития [2]; исследования Е.Г. Речинской, направленные на успешное формирование учебной деятельности дошкольников с нарушением слуха [29]; концепция учебной деятельности, разрабатываемая такими учёными как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкина [27].
Методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анамнестический сбор данных,
2) наблюдение,
3) методик «Графический диктант» (Эльконин),
4) «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Эльконин),
5) методы статистической обработки результатов.
База исследования: Исследование поводилось на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» ДОУ «Солнышко» в пгт Аксубаево.
Практическая значимость - данного исследования заключается в выявлении данных об особенностях психологической готовности к школьному обучению у дошкольников с нарушением слуха. Полученные результаты в дальнейшем можно будет применять для построения диагностической и коррекционной работы специального психолога в образовательном учреждении.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на IV Международной научно-образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии»( 26 апреля 2017, г. Казань).
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 39 источников. Работа проиллюстрирована 2 таблицами, 5 диаграммами. В тексте выпускной квалификационной работы содержится 8 приложений.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
Изучение деятельности, позволило предположить наличие взаимосвязи между наличием дефекта и психологической готовности к школьному обучению, а также, что последнее определяет успешный процесс развития и формирования учебной деятельности в школе.
В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявления особенностей психологического развития дошкольников с нарушением слуха.
Работа, направленная на выявление специфических особенностей дошкольников, выявила наличие своеобразия психологической готовности детей к школьному обучению у детей с нарушением слуха по сравнению с детьми с нормативным развитием.
Уровень сформированности учебных действий у слабослышащих, по сравнению с нормой характеризуется неадекватным переносом действий, то есть усвоенный способ, дети переносят на другую задачу, не учитывая ее новые условия и особенности. Дети с нормативным развитием достаточно умело анализируют и соотносят условия задачи с выбором способа решения.
Действия контроля у детей с нарушением слуха развиты на уровне непроизвольного внимания, вследствие этого происходит предугадывание правильного направления, а не выстраивание определенной схемы действий. По сравнению с детьми условной нормы, слабослышащие допускают часто одни и те же ошибки и их они не исправляют.
Действия оценки между двумя выборками детей отличается тем, что слабослышащие дети не способны и не заинтересованы в оценке своих действий. Дети условной нормы умеют самостоятельно оценить и обосновать правильность или ошибочность результата.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с нарушением слуха, по сравнению с детьми с нормативным развитием психологическая готовность к школьному обучению имеет более низкие показатели. Процесс формирования готовности к школьному обучению протекает медленнее, чем у детей условно нормы. Данные позволят говорить о том, что снижение слуха влияет на развитие психологической готовности к школьному обучению и определяет ее своеобразие.
Предложенная и проведенная нами коррекционная работа имеет положительную динамику развития важных компонентов учебной деятельности и «внутренней позиции школьника». Коррекционная программа, направленная на развитие психологической готовности детей с нарушением слуха к школьному обучению, показала эффективность и значимые результаты повышения высоких уровней формирования необходимых компонентов для подготовки к школьному обучению, тем самым, подтверждая нашу гипотезу.