Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Работа №52897

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы131
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
429
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 10
1.2. Понятие и основные особенности эмоционального интеллекта 21
1.3. Сущностные характеристики коммуникативной культуры 35
Выводы по первой главе 45
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования 47
2.2. Результаты исследования эмоционального интеллекта
и коммуникативной культуры в подростковом возрасте 52
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
ВЫВОДЫ 80
ЛИТЕРАТУРА 83
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность. Подростковый возраст является предметом исследований различных авторов, среди которых - В.А. Аверин [2], Л.И. Божович [9], Л.С. Выготский [15], Т.В. Драгунова [21], А.В. Мудрик [37], Ж. Пиаже, Е.Е. Ромицына, Ю.А. Скроцкий, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин, Э. Эриксон и др. Психологические особенности подросткового возраста характеризуются тем, что в этот период происходит активное самоутверждение личности в кругу сверстников, протест против старших, формирование оценочного компонента своего «Я», бурное эмоциональное развитие. В контексте нашего исследования особый интерес представляет активное развитие у подростков способности распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания как других людей, так и свои собственные, иными словами - их эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект - сравнительно новый термин в психологии. Необходимость его введения была вызвана расширением социальных компонентов природы человека и тем, что в наше время социальность становится важнейшим фактором, определяющим успешность человеческой жизни. К исследователям эмоционального интеллекта относятся такие авторы, как А.Б. Абишева [1], Н.П. Александрова [3], И.Н. Андреева [4], В.В. Борисова [11], Х. Вайсбах [13], Д. Гоулман [18], А.В. Дегятрёв [20], К. Изард [23], Э.П. Комарова [27], Б. Лемберг [29], Д.В. Люсин [30], Т.В. Манянина [31], С.Ф. Нурмамедова [39], О.А. Прусакова, Д.М. Рыжов, Е.А. Сергиенко, Н.И. Фомина, Н.Г. Черкасова, С. Шабанов, П. Экман.
Несмотря на активное изучение этой специфической способности в последние десятилетия, на сегодняшний день не существует чёткого определения понятия эмоционального интеллекта. В общем смысле эмоциональный интеллект объединяет в себе способности отслеживать свои и чужие эмоции, чувства, понимать их и использовать эту информацию для направления мышления и принятия решений. Благодаря эмоциональному интеллекту мы замечаем и выделяем наиболее значимые для нас чувства (свои и чужие), можем их выразить, отличить подлинные эмоции от их имитации, понимаем причины и следствия разных эмоций, можем управлять ими и использовать в своей деятельности. От того, насколько легко мы идентифицируем свои и чужие эмоции, как выражаем их, как справляемся с ними, зависит уровень эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект имеет непосредственную связь с таким феноменом, как коммуникативная культура: если эмоциональный интеллект ориентирован на осознание внутреннего мира, то наличие коммуникативной культуры обеспечивает грамотную трансляцию эмоциональных переживаний вовне. К исследователям коммуникативной культуры относятся такие авторы, как С.М. Андреева [5], Ю.А. Баженова [6], Д.И. Балдынюк [8], Е.В. Боков [10], Е.В. Бруй [12], М.А. Викулина [14], О.В. Герасименко, В.С. Грехнов [19], Н.А. Ипполитова [24], С.В. Лауткина [28], В.Н. Машин [32], К.С. Межова [33], А.Д. Михалкин [35], А.Н. Попов, Е.Н. Сапрыкина, Л.Р. Сейфутдинова, Н.В. , В.В. Соколова, И.А. Стернин, Е.А. Узенцова, А.С. Уйман, В.И. Фефелова, Н.И. Формановская и др.
Являясь продуктом человеческой деятельности, культура вообще и коммуникативная культура в частности существуют во всех сферах деятельности. Поэтому, рассматривая коммуникативную культуру как важную сторону общей культуры личности, показатель умения взаимодействовать с другими людьми, передавать им знания, умения и навыки, необходимо учитывать тот факт, что сформированность данных качеств является важнейшим условием формирования личности в целом. Коммуникативная культура человека определяется нормами, правилами и образцами, выработанными исторически. Таким образом, мы полагаем, что между уровнем развития таких личностных феноменов, как эмоциональный интеллект и коммуникативная культура, существует определённая взаимосвязь.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что, несмотря на активный интерес отечественных и зарубежных психологов, проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры в подростковом возрасте изучена недостаточно.
Социальная значимость исследования определяется повышенным вниманием к становлению и функционированию эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры. Результаты могут быть использованы для гармонизации межличностных отношений в современном обществе, поэтому изучение эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры в подростковом возрасте является особенно актуальным.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии.
Объект исследования - эмоциональный интеллект в подростковом возрасте.
Предмет исследования - взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры в подростковом возрасте.
Цель исследования - выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры в подростковом возрасте.
Гипотезы исследования основана на том, что существует взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры в подростковом возрасте; существуют различия в эмоциональном интеллекте и коммуникативной культуре у мальчиков и девочек, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры в подростковом возрасте;
2) разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных;
3) проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры в подростковом возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1) Диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл);
2) Методика «Определение организаторских и коммуникативных качеств личности» (Л.П. Калининский);
3) Тест «Коммуникативные умения» (Л.В. Михельсон, адаптация Ю.З. Гильбуха).
Математические методы обработки данных:
1) методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента);
2) методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка. Исследование было осуществлено на базе средней образовательной школы. Выборку составили 50 подростков, из них 25 мальчиков и 25 девочек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое исследование было посвящено изучению и анализу взаимосвязи эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры в подростковом возрасте. Ниже представлены основные выводы исследования.
1. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили особенности эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры юношей и девушек по параметрам: «эмоциональная осведомлённость», «управление своими эмоциями», «самомотивация», «эмпатия», «управление эмоциями других людей», «направленность, «деловитость», «доминирование», «уверенность в себе», «требовательность, жёсткость», «упрямство, негативизм», «уступчивость», «зависимость», «психологический такт», «отзывчивость», «способ общения». Проведённый анализ выявил, что значимых различий по всем исследуемым параметрам между юношами и девушками не обнаружено. Таким образом, возможные различия между особенностями эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры обусловлены не гендерной спецификой, а индивидуально-личностными особенностями каждого конкретного подростка.
2. Проанализировав результаты исследования эмоционального интеллекта коммуникативной культуры подростков, мы провели анализ значимых взаимосвязей между полученными показателями. Поскольку значимых различий между юношами и девушками не обнаружено, мы построили общую корреляционную матрицу. Так, умение распознавать различные эмоции коррелирует с навыками эффективного взаимодействия с людьми, пониманием их индивидуально-психологических особенностей, навыками сдерживать собственные негативные эмоции. Управление своими эмоциями предполагает готовность соизмерять собственные эмоционально-волевые проявления с чувствами окружающих, понимание первопричины тех или иных реакций людей, готовность отказаться от подавления чужой личности. Испытуемые, демонстрирующие навыки самомотивации, обладают пониманием эмоционального состояния других людей, тактичны, способны на сопереживание.
3. Развитая эмпатия соотносится с навыками эффективного межличностного взаимодействия, готовностью и способностью помочь другим людям, учитывать интересы окружающих. Управление эмоциями других людей взаимосвязано с навыками распознавания эмоций, деловыми мотивами общения, склонностью к доминированию над окружающими, уверенностью в собственных силах. Ориентация на межличностное взаимодействие коррелирует с навыками управления собственной эмоционально-волевой сферой, развитыми деловыми качествами, тактичностью, готовностью поставить чужие интересы выше своих. Деловитость сопутствует уверенности в собственных силах, навыками эффективного взаимодействия с другими людьми, склонностью к доминированию, стремлению держать всё под контролем. Ориентация на доминирование свидетельствует о приоритете личных ценностей и интересов, склонностью настаивать на своём мнении, неготовностью идти на уступки, неумением контролировать свои эмоции.
4. Уверенность в себе коррелирует с навыками управления чужими эмоциями, стремлением к доминированию, деловому подходу в общении, эгоцентрическим установкам. требовательность, жёсткость к окружающим свидетельствует об агрессивной манере поведения, упрямстве, неспособности идти на компромиссы, отсутствии тактичности, доброжелательного отношения к другим людям. Упрямство подразумевает стремление к доминированию, приоритет эгоистических устремлений, жёсткость в общении, указывает на отсутствие развитой эмпатии, доброжелательности, терпимости. Готовность идти на уступки коррелирует с развитой эмпатией, тактичностью, отзывчивостью, указывает на стремление подростка наладить хорошие отношения с окружающими, возможно, некоторую неуверенность в собственных силах, неумение настоять на своём.
5. Склонность к зависимости соотносится с подчинённостью людям и обстоятельствам, неумением отстоять свою точку зрения, отсутствием делового подхода к решению тех или иных жизненных ситуаций. Подростки, обладающие развитым психологическим тактом, характеризуются высоким уровнем эмпатии, способности распознавать и верно интерпретировать эмоции, осуществлять эффективное межличностное взаимодействие, уверенностью в собственных силах, терпимостью, отзывчивостью, не склонны к упрямству и агрессии. Отзывчивые подростки характеризуются устойчивой эмоциональной сферой, пониманием и принятием эмоциональных особенностей других людей, добротой, уступчивостью, не склонны подавлять окружающих. Зависимый способ общения свидетельствует об отсутствии умений управлять эмоциями других людей, развитых деловых качеств, стремления к доминированию, жёсткости. С другой стороны, агрессивный способ общения коррелирует с неумением управлять собственными эмоциями, отсутствии эмпатии, доброжелательности, терпимости.
6. С целью определения особенностей эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры подростков мы провели кластерный анализ. Первый кластер включает 27 подростков (54% испытуемых). Данные подростки характеризуются достаточно высоким уровнем эмоциональной осведомлённости и самомотивации, развитой эмпатией. Они достаточно успешно управляют своими эмоциями, а также могут эффективно воздействовать на эмоциональную сферу других людей. Эти подростки ориентированы на положительное межличностное взаимодействие, обладают развитым психологическим тактом, отзывчивостью. Они уверены в собственных силах, однако не склонны к проявлению упрямства, жёсткости, готовы соизмерять собственные интересы с пожеланиями и чувствами других людей. Данные испытуемые обладают как средним уровнем уступчивости, так и средним уровнем доминирования, таким образом, проявление этих качеств обусловливается особенностями каждой конкретной ситуации.
7. Второй кластер объединяет 10 человек (20% испытуемых). Представители данного кластера отличаются достаточно низкой эмоциональной осведомлённостью, неумением управлять чужими эмоциями, средним уровнем эмпатии. Они не склонны к доминированию, не всегда могут построить общение в деловом ключе, не уверены в собственных силах. Для них не характерна требовательность, жёсткость, однако возможно определённое проявление упрямства, негативизма. Данные подростки склонны подстраиваться под обстоятельства, зависимы от других людей, не готовы противостоять мнению большинства. Они не вступают в открытый конфликт, но внутренне могут протестовать против определённого человека или сложившейся ситуации.
8. Третий кластер охватывает 13 учащихся (26% подростков). Представители данного кластера характеризуются средним уровнем эмоциональной осведомлённости, способы к самомотивации, до определённой степени могут управлять эмоциями других людей. Вместе с тем, у них очень низкий уровень эмпатии, часто проявляется неспособность к управлению собственными эмоциями. Эти подростки ориентированы на доминирование, им присуща требовательность, жёсткость, у них высокий уровень упрямства, негативизма. Они не готовы идти на уступки, не принимают во внимание чужую позиции, не слышат отличного от своего мнения. У данных подростков низкий уровень отзывчивости, не развит психологический такт. Таким образом, подростки, объединяемые третьим кластером, обладают наиболее выраженными проблемами эмоциональной и коммуникативной сферы.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что проведённое исследование подтвердило существование взаимосвязи эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры в подростковом возрасте. Вместе с тем, выраженных различий, обусловленных гендерной спецификой, мы не обнаружили. Следовательно, гипотеза исследования нашла частичное подтверждение.



1. Абишева А.Б. Теоретические аспекты понятия «эмоциональный интеллект» / А.Б. Абишева, Н.Б. Жиенбаева // Научная дискуссия: Вопросы педагогики и психологии. - 2017. - №1. - С. 123 - 127.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб: Изд- во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н.П. Александрова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». - 2009. - №1. - С. 71 - 75.
4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С. 78 - 87.
5. Андреева С.М. Формирование коммуникативной культуры как условие становления и развития «вторичной» языковой личности иностранных студентов / С.М. Андреева, И.Б. Игнатова // Межкультурная коммуникация и языковая прагматика в теории и практике обучения русскому языку как иностранному. - Белгород, 2006. - С. 5 - 7.
6. Баженова Ю.А. Общий анализ представлений о понятии
коммуникативной культуры в педагогической науке / Ю.А. Баженова // Образование: традиции и инновации: Материалы международной
научно-практической конференции. - 2014. - С. 57 - 59.
7. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета / А.Г. Балакай. - М.: АСТ-Пресс, 2001.
8. Балдынюк Д.И. Система исследования культуры общения педагога (теоретический аспект): Дис. канд. пед. наук. - Умань, 1989. - 165 с.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2008. - 256 с.
10. Боков Е.В. Возрастные особенности формирования информационно- коммуникативной культуры / Е.В. Боков // Педагогика и современность.
- 2012. - С. 89 - 93.
11. Борисова В.В. Понятие эмоционального интеллекта / В.В. Борисова // Современные условия взаимодействия науки и техники: Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 165 - 166.
12. Бруй Е.В. Коммуникативная культура библиотечно-информационного
специалиста: сущность, содержание, структура / Е.В. Бруй //
Человеческий капитал. - 2015. - №1. - С. 43 - 47.
13. Вайсбах Х. Эмоциональный интеллект / Х Вайсбах, У. Дакс. - М.: Лик- пресс, 1998. - 160 с.
14. Викулина М.А. Культура общения в студенческой среде вуза / М.А. Викулина, Н.М. Смирнова. - Нижний Новгород, 2010.
15. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2003. - 1136 с.
16. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. - М.: Вильямс, 2007.
17. Герасименко О.В. Иноязычная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры студентов: Дис. канд. пед. наук. - Оренбург, 2001.
18. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Г оулман, Р. Бояцис, Э. Макки.
- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
19. Грехнов В.С. Культура педагогического общения / В.С. Греханов. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
20. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии / А.В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. - 2012. - №2. - С. 170 - 180.
21. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: АПН РСФСР, 1961. - С. 120 - 169.
22. Жуков В.Ю. Основы теории культуры / В.Ю. Жуков. - СПб, 1997.
23. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб: Питер, 2000.
24. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова. - М.: ТК Велби; Проспект, 2005. - 440 с.
25. Келеман Л.А. К вопросу о категоризации понятия «коммуникативная культура» в современной философской науке / Л.А. Келеман, В.Е. Акинтьева, З.Р. Кочкарова, И.В. Цифанова // Проблемы в российском законодательстве. - 2015. - 2-15. - №1. - С. 281 - 283.
26. Кокорин А.А. Анализ: Теория, методология, методика / А.А. Кокорин. - М.: МГОУ, 2009.
27. Комарова Э.П. Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. - №3-2. - С. 43 - 46.
28. Лауткина С.В. К проблеме изучения понятия коммуникативная культура / С.В. Лауткина, А.Н. Акулович // Машеровские чтения. Педагогика. Психология. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Военное и патриотическое воспитание: Материалы республиканской научно-практической конференции. - 2009. - С. 133 - 135.
29. Лемберг Б. Эмоциональный интеллект. Как разум общается с чувствами / Б. Лемберг. - М.: Вектор, 2013. - 192 с.
30. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект. Теории, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2006. - С. 29 - 36.
31. Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности: Дис. канд. психол. наук. - Барнаул, 2010. - 241 с.
32. Машин В.Н. Историко-научные предпосылки развития
коммуникативной культуры / В.Н. Машин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2015. - №1. - С. 63 - 67.
33. Межова К.С. Коммуникативная культура как фактор формирования социальных инициатив подростков / К.С. Межова // Современный досуг в целенаправленном формировании гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян: Материалы круглого стола с международным участием. - 2016. - С. 55 - 60.
34. Мид Дж.Г. Избранное / Дж.Г. Мид. - М., 2009.
35. Михалкин А.Д. Коммуникативная культура современного специалиста /
А.Д. Михалкин // Новое слово в науке и практике: Гипотезы и апробация результатов исследований: Сборник материалов Международной
научно-практической конференции. - 2017. - С. 98 - 101.
36. Молчанова Н.В. Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие: Дис. канд. психол. наук. - Кострома, 2005. - 163 с.
37. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М., 2002. - 200 с.
38. Николаева Е.И. Вербальная ассоциация и эмоциональное слово / Е.И. Николаева. - СПб: СПбГАСУ, 2014.
39. Нурмамедова С.Ф. Сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект» / С.Ф. Нурмамедова, А.П. Разомазова // Сборник тезисов докладов научной конференции студентов и аспирантов Липецкого государственного технического университета. - 2016. - С. 129 - 131.
40. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ