Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №52895

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы206
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
415
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы преодоления застенчивости в старшем школьном возрасте
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «застенчивость» 10
1.2 Особенности преодоления застенчивости у старшеклассников во
внеурочной деятельности 17
1.3 Педагогические условия преодоления застенчивости у
старшеклассников внеурочной деятельности 21
Выводы по I главе 29
Глава II. Эмпирическое исследование процесса преодоления застенчивости у старшеклассников во внеурочной деятельности
2.1. Организация эксперимента и исходный уровень проявления
застенчивости у старшеклассников 32
2.2. Программа преодоления застенчивости у старшеклассников во
внеурочной деятельности 43
2.3. Анализ результатов эффективности программы преодоления
застенчивости у старшеклассников во внеурочной деятельности 54
Выводы по II главе
Заключение 65
Библиографический список литературы 68
Приложения

Актуальность исследования. В современном быстроразвивающемся мире, где человек ежедневно должен поддерживать большое количество контактов с другими людьми. Некоторые люди испытывают затруднения при знакомстве, у них возникают трудности в выражении своего мнения, появляются отрицательные эмоции в ходе общения, так же может провялятся излишняя сдержанность, все это обусловлено функционированием такого феномена как застенчивость. Застенчивость по праву можно назвать одной из наиболее распространенных и сложных для исследования проблем межличностных отношений.
Стоит отметить, что на данный момент довольно часто встречаются обращения старшеклассников к педагогу-психологу с вопросами о том, что может им помочь обрести уверенность в себе, как преодолеть скованность в общении с другими людьми и как преодолеть застенчивость в целом. Для многих учащихся подросткового и раннего юношеского возраста свойственен страх показаться смешным, несостоятельным, неуспешным в глазах ровесников. Для молодых людей характерно в этот период находится между двух полюсов: от сильного стремления к самоутверждению, актуализации своего «Я», проявления сильных и значимых сторон своей натуры и страха перед неудачами в будущем, болезненным самоуничтожением, неуверенности в себе. Поэтому можно выделить зависимость между тем насколько гармонично сформируется образ «Я» на данном возрастном этапе и тем, как сложится дальнейшее успешное профессионально-личностное становление старшеклассника.
Таким образом, мы можем обнаружить противоречие между потребностью общества в мобильных, социально смелых и коммуникативно успешных молодых людях, и характерных для молодых людей проявлениях застенчивости, неуверенности в себе в старших классах. Возникающее противоречие делает рассмотрение проблемы выявления и преодоления застенчивости старшеклассников для оптимизации их социального взаимодействия особо важным в теоретическом и практическом планах.
Как отдельное самостоятельное свойство личности, застенчивость в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ И.С. Кона[30], В.Н. Кунициной[36], Л.Н.
Галигузовой[13]. В зарубежной психологии следует особо отметить исследования Ф. Зимбардо.[19] Стоит отметить, что намного реже встречаются исследования особенностей поведения и общения застенчивых подростков и юношей (И.С. Кон[30], В.Н. Куницина[36], А.Б. Белоусова[5]).
Однако, несмотря на такое разнообразное понимание и трактовки застенчивости авторами, можно найти и выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Такими характеристиками являются связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и появляющихся затруднений при установлении контактов и в процессе общения в целом.
Итак, недостаточно внимания уделяется изучению особенности и методам преодоления застенчивости у учащихся старших классов.
В связи с этим существуют ряд устойчивых противоречий между наличием большого количества неуверенных в себе старшеклассников, с трудом устанавливающих контакты в обществе и испытывающих сильную застенчивость и заказом общества на человека социально-активного, сознающего и способного отстаивать свою позицию и недостаточной разработанностью педагогических условий преодоления застенчивости у учащихся старших классов.
Данные противоречия актуализируют и ставят в приоритет одно из направлений прикладных и фундаментальных исследований, которые связанны с преодолением застенчивости у учащихся старших классов, с возможностью повышения самоценностного отношения, формирования самопринятия, адекватного уровня притязаний, уверенности в себе, навыков эффективной коммуникации и самопрезентации, правильного оценивания и интерпретирования поведения собеседника, а также развитие и приобретение навыков снятия нервно-психического напряжения и позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определила тему нашего исследования: «Особенности застенчивости у учащихся старших классов».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробирование педагогических условий преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс преодоления застенчивости у учащихся старших классов.
Предмет исследования: педагогические условия и программа преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности будет протекать наиболее эффективно, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «застенчивость»;
- учитывать особенности преодоления застенчивости во внеурочной деятельности с учащимися старших классов;
- реализовать соответствующие педагогические условия преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности:
1. Создание ситуации успеха (доверия к окружающим, и укрепления уверенности в себе, повышение самооценки).
2. Реализация специально разработанной программы по преодолению застенчивости у учащихся старших классов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущностные характеристики понятий «застенчивость».
2. Выявить особенности преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
3. Разработать и апробировать педагогические условия
преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы: по изучению природы застенчивости (JI.H. Галигузова[12], Ф. Зимбардо[19], Р. Кеттел[64], П. Пилконис[63]) на выявление
психологической структуры и детерминант данного феномена (А.Б. Белоусова[5], JI.B. Краснова[35]); на выяснение причин детской застенчивости и способов ее преодоления (Т.А. Гаврилова[11], Е.С. Морозова[40]); исследования особенностей поведения и общения застенчивых подростков и юношей (И.С. Кон[30], В.Н. Куницина[36], А.Б. Белоусова[5])
Методы исследования:
- теоретический (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация),
- эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Опытно - экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУ школы №141 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района города Казани. В диагностическом тестировании приняли участие 38 учеников 10 класса в возрасте 15-16 лет.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
На первом этапе - поисково- теоретическом (2016г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы, педагогические условия. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (2016-2017) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались психолого-педагогические условия преодоления застенчивости у учащихся старших классов; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2017) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия преодоления застенчивости у учащихся старших классов:
- создание ситуации успеха (доверия к окружающим, и укрепления уверенности в себе, повышение самооценки).
- реализация специально разработанной программы по преодолению застенчивости у учащихся старших классов.
2. На этой основе разработана и экспериментально проверена программа преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключена в раскрытии основного понятия и его содержании, особенностей преодоления застенчивости у старшеклассников, определены педагогические условия преодоления застенчивости старшеклассников.
Практическая значимость результатов исследования: разработанная и апробированная программа «Преодоление застенчивости», позволяющая преодолеть застенчивость у учащихся старших классов, которая может послужить методическим материалом в работе с учащимися старших классов, опираясь на особенности внеурочной деятельности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием активных методов обучения, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах реальными положительными изменениями в преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности; подтверждением гипотезы результатами исследования на уровне значимости p<0,001.
Апробация и внедрение. Результаты исследования нашли отражения в публикациях автора, в том числе:
в период с 2015 г. по 2017 г. на заседании кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно-экспериментальной работы результаты освещались на «Итоговой научно - образовательной конференции К(П)ФУ» (9 апреля 2017 г.), а также, на «XIX Всероссийская студенческая научно - практическая конференция Нижневартовского государственного университета» (2017) г.
Результаты исследования нашли отражения в публикациях автора:
1. Ильина Е.Ф. Особенности застенчивости учащихся старшего школьного возраста//Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака. Выпуск 19. /Под ред. Р.А. Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2016. - С. 185
2. Ильина Е.Ф. Изучение особенностей застенчивости в старшем школьном возрасте».
3. Ильина Е.Ф Определение уровня застенчивости у учащихся старших классов//Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: Сборник тезисов.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущностные характеристики понятий «застенчивость»;
Теоретический анализ позволил нам определить, что застенчивость включает в себя большое количество психологических проявлений - от смущения, появляющегося в некоторых случаях в присутствии других людей и вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей человека. На данный момент слово «застенчивость» не является научным термином. Однако многие ученые посвящают свои работы исследованию такого сложного феномена как застенчивость.
2. Выявить особенности преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности. В ходе решения этой задачи мы изучили возрастные особенности застенчивости у старшеклассников и выявили, что для старшеклассников, юношеская застенчивость - естественный этап в развитии личности. Юношеская застенчивость - возрастное явление, зачастую проходящее с появлением опыта межличностных контактов. Однако застенчивость может приобрести форму постоянной личностной черты, которая сохраняется в течение жизни. Так же нами были выявлены следующие особенности застенчивых старшеклассников:
1) Испытывают трудности в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество);
2) пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом;
3) чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми;
4) более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения.
3. Разработать и апробировать педагогические условия преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности;
Мы выяснили, что преодоление застенчивости у учащихся старших классов будет успешным, если мы в своем исследовании будем опираться на ряд педагогических условий:
1. Создание ситуации успеха (доверия к окружающим, и укрепления уверенности в себе, повышение самооценки).
2. реализовывать специально разработанную программу по преодолению застенчивости у учащихся старших классов.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий и программу преодоления застенчивости у учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что преобладающие уровни проявления застенчивости у старшеклассников это средний и высокий.
Проведя опытно-экспериментальное исследование по преодолению застенчивости у учащихся старших классов были получены данные о том, что значительно изменились результаты по всем компонентам застенчивости. Так же для сравнения средних значений показателей преодоления застенчивости у старшеклассников, мы вычисляли по критериям (t - критерий Стьюдента и критерий %2).
Сравнение рядов до и после воздействия (по результатам констатирующего и контрольного этапа) дает основание утверждать, что по измеряемому признаку произошли существенные изменения, так как. ПмМкр, подтверждается гипотеза H1(p = 0,001). Это дает основание утверждать, что по измеряемому признаку произошли существенные изменения
Таким образом, мы можем сделать вывод, что результаты опытно-экспериментального исследования, показали, что предложенные и апробированные нами педагогические формы и методы формирования социальной компетентности достаточно эффективны, что позволяет признать проведение опытной работы успешной, положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.


1) Абраменкова В.В. Российские подростки и юношество в социальной реальности XXI века: личностное самоопределение, самореализация, взгляд в будущее/ под ред. О.В. Лишина. - М.: Психологический ин¬т РАО, 2008. - 303 с.
2) Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития. 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
3) Анн Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. - СПб., 2007. - 271 с.
4) Антипов И.Г, Рогов Е.И. "Классическая социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / [Электронный ресурс] / И. Г. Антипов и др.- М. : ВЛАДОС, 2011. - 414 с.
5) Белоусова А.Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости Текст: дис. .канд. психол. наук / А.Б. Белоусова. — Казань, 2004 . - 165 с.
6) Белоусова А.Б. Психологические защиты застенчивых студентов // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: материалы Всерос. Науч.-практ. Конф., / под общ. ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань, КСЮИ, 2004. - С.122-124
7) Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - Режим доступа:http://www.e-
reading.by/bookreader.php/1037915/Psihologiya obscheniya.Enciklopedicheskiy slovar.html
8) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
9) Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: учеб. Пособие для высш. Шк. / В.В. Бойко. - СПб.: "Союз", 2002. - 160 с.
10) Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко. - Волгоград, Издат. Дом «Перемена», 2001. - 186 с.
11) Гаврилова Г. Как помочь застенчивому ребенку / Г. Гаврилова // Школьный психолог. 2001. № 7. - С. 47-53.
12) Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости / Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. - 2000. - №5. - С.28-38.
13) Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.- С. 116-120.
14) Грецов А.Г., Бедарева Т. Психологические игры для
старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов, Т. Бедарева. - Спб.: Питер, 2008. - 192 с.
15) Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы
конструктивного общения: метод. пособие для педагогов-
психологов. / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линскя, Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 1999.- 18 с.
16) Дядинчук Т.Г. Роль личности учителя в формировании
познавательного интереса младших школьников / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 553-556.
17) Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: дис. канд. псих. наук. / О.Б. Долгинова. - М., 1996.- 166 с.
18) Ефимов П.П., Ефимова И.О. Педагогические условия успешности инновационного процесса в высшем учебном заведении / П.П. Ефимов, И.О. Ефимова // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 26-27.
19) Зимбардо Ф. "Как побороть застенчивость [Электронный ресурс] / Ф. Зимбардо Пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2013. - 288 с.
20) Зимбардо Ф., Рэдл Ш. Застенчивый ребенок / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл. - М.: Аст, 2005. - 304 с.
21) Знаков В.В. Психология понимания. Проблемы и перспективы / В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 448 с.
22) Зырянова Е.А. Психолого-педагогическая технология застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством директивной игротерапии: автореф. дис. канд. псих. н. / Е.А. Зырянова. - Казань: ШГПИ, 2005. - 24 с.
23) Изард К. Эмоции человека / К. Изард Перевод с анг. - М.: Изд. Московского университета, 1980. - 440 с.
24) Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. - 142 с.
25) Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 300 с.
26) Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин.-СПб.: Питер, 2017.-336 с.
27) Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. — 2012. — № 1. — С. 8-14.
28) Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И. Катаева. — М.: Книголюб, 2004. — 56 с.
29) Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя / В.П. Кащенко. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.
30) Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы
формирования личности): учеб. пособие для студентов
пединститутов / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
31) Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. -255 с.
32) Кондратьева К.С. Психологический анализ феномена застенчивости / К.С. Кондратьева // Сибирский педагогический журнал (практическое издание). - 2009. - № 9. -С. 266-271.
33) Карпенко В. Застенчивость / В. Карпенко // Воспитание школьников. - 1995. - №2. - С.13-15.
34) Кравченко А.И. Общая психология: учебное пособие
[Электронный ресурс] / А.И. Кравченко. - М. : Проспект, 2011. Режим доступа:http://lektsii.org/11-92108.html
35) Краснова Л.В. Психологические особенности застенчивости на этапе ранней юности: дис. канд. псих. наук. / Л.В. Краснова. - Ростов н/Д, 2007. - 165 с.
36) Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
37) Леоненко Е.Л., Тимошенко Г.В. Знакомство с собой. О чем говорит ваше тело? / Е.Л. Леоненко, Г.В. Тимошенко. - М.: Инфра- М, Форум, 2006. - 128 с.
38) Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Г. Лидерс. - М.: «Академия», 2001.-256 с.
39) Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе - другим навстречу: учеб.-метод. пособие / Н.Г. Милорадова. - М.: АСВ, 2013. - 352 с.
40) Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость / В. Минаева // Воспитание школьников- 2001. - №9. - С. 15-17
41) Минькова Е. С. Проблемы психологии отрочества и юности: история становления проблемы: монография / Е. С. Минькова. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 126 с.
42) Михляева А.Я. подросток: мир эмоций: программа уроков психологии / А.Я. Михляева. - СПб.: Речь, 2003. - 110 с.
43) Немов Р.С. Психология: учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Кн.2: Психология образования. -608 с.
44) Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка / Э.Л. Носенко // Психологический журнал.
- 1998. Том 19. -№ 1. - С. 16-25.
45) Ожегов С. И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - Российская АН. Институт русского языка.; Российский фонд культуры / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. - М.: Азъ Ltd., 1992. - 960 с.
46) Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии.
- 1999. - №1-2. - С. 52-59
47) Платонов К.К. О застенчивости // Популярная психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов пединститутов / Сост. В.В.Мироненко. - М.: Просвещение, 1990. - С.348-352.
48) Прихожан A.M. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий) // Развивающие икоррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. -Тула, 1993.
49) Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. - М.: Знание, 1991. - 48 с.
50) Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. Пособие для высш. Шк. / Ф. Райе. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
51) Реан A.A. Психология подростка / А.А. Реан. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2000. - 480 с.
52) Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: дисс. канд. психол. Наук / В.Г. Ромек. - Ростов н/Д., 1997. -115 с.
53) Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.
54) Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.
55) Зинкевич - Евстигнеева Т. Тренинг по сказкотерапии: сборник программ / Под ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006. - 178 с.
56) Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей / Пер. с англ. Е. Рыбиной. -М.: Эксмо, 2003. - 57 с.
57) Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М.: Генезис, 2005. - 336 с.
58) Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2004.- 256 с.
59) Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.
60) Чаморро-Премузик Т. Уверенность в себе: Как повысить
самооценку, преодолеть страхи и сомнения [Электронный ресурс] / Томас Чаморро-Премузик; Пер. с англ. — М.: АЛЬПИНА
ПАБЛИШЕР, 2014. — 266 с. Режим доступа:
http://loveread.me/view global.php?id=45747
61) Чечулина К.С. Преодоление застенчивости учащихся старших классов в условиях специально организованного обучения: дис. ... канд. психол. наук / К.С. Чечулина. - Екатеринбург, 2012. - 167 с.
62) Шеврина О. Поговорим о застенчивости / О. Шеврина // Школьный психолог. - 2004. - № 3. - С. 15- 19.
63) Campbell H. Morbid shyness // British Medical Journal/ - 1896. - №2. - p. 805-807.
64) Cattell R. B. Description Psychology. - 1988. - V. 23. - P. 308 - 313


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ