ВВЕДЕНИЕ 9
1 Анализ предметной области 11
1.1 Анализ ГОСТ 11
1.2 Современная методика по осуществлению процесса мониторинга 12
1.2.1 Разработка функциональной модели процесса спутникового
мониторинга транспорта в соответствии с методом DFD 13
1.2.1.1 Подпроцесс «Формировать карту» 15
1.2.1.2 Подпроцесс «Формировать таблицу мониторинговой информации ТС» 16
1.2.1.3 Подпроцесс «Осуществлять мониторинг ТС» 17
1.3. Анализ современных систем мониторинга транспорта 18
1.3.1 Система «Транспорт-Мониторинг» 18
1.3.2 Система «Golden Eye» 19
1.3.3 Система «АвтоТрекер» 20
1.3.4 Система «М2М-РЕГИОН Пассажирские перевозки» 20
1.3.5 Сводная таблица преимуществ и недостатков проанализированных систем 21
1.4. Выявленные требования 22
1.4.1 Функциональные требования 22
1.4.2 Нефункциональные требования 23
1.5. Вывод по главе 25
2 Проектирование системы 26
2.1 Функциональная модель системы 26
2.1.1 Функция «Формировать карту» 26
2.1.2 Функция «Осуществлять мониторинг ТС» 30
2.1.3 Функция «Отрисовывать карту» 36
2.1.4 Функция «Отображать состояние ТС» 38
2.2 Вывод по главе 42
3 Разработка системы 43
3.1 Выявление классов реализуемого модуля СМТ 43
3.1.1 Классы для работы с переводом координат 43
3.1.2 Классы для работы с маршрутами 47
3.1.3 Классы для работы с водителями и ТС 50
3.1.4 Классы для работы с пространственными данными 51
3.2 Описание интерфейса программы 52
3.2.1 Форма инициализации приложения 53
3.3 Описание облачного сервиса и мобильного приложения 55
3.2.4 Форма настроек приложения 62
3.4 Вывод по главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А
В НПЦ «ВИАС» разрабатывается система мониторинга для контроля и управления транспортными перевозками. Основным предназначением системы является автоматизация диспетчерского управления транспортными пассажирскими перевозками. Разрабатываемая подсистема может быть использована как для управления междугородними так и внутригородскими перевозками пассажиров.
Согласно пункту 7.22 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 720, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. В соответствии с этим требованием возникла необходимость разработки модуля спутникового мониторинга транспорта (далее — модуль СМТ).
Под спутниковым мониторингом транспорта понимают систему мониторинга подвижных объектов, построенную на основе систем спутниковой навигации, оборудования и технологий сотовой и/или радиосвязи, вычислительной техники и цифровых карт. Спутниковый мониторинг транспорта используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком.
Разрабатываемый модуль позволит наиболее эффективно использовать парк транспортных средств. Без системы мониторинга невозможен полный контроль автотранспорта на соответствие установленному плану его маршрута движения, что сказывается на дисциплине водителей, и, как следствие, запрещенном использовании служебных автомобилей в личных целях, накрутки проделанного пути и несанкционированном слива топлива.
Использование мониторинга сведет на нет подобные случаи, к тому же водитель больше не сможет совершать махинации с чеками, договариваться с работниками АЗС и накручивать пробег.
Дополнительными преимуществами системы мониторинга являются:
- знание координат автомобильного транспортного средства (ТС) в случае угона ТС или возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с его участием,
- контроль расхода топлива;
- пресечение пустого и неэффективного пробега;
- снижение затрат горюче-смазочных и других материалов;
- контроль различных состояний автомобиля;
- все параметры можно отслеживать в режиме реального времени;
- освободившиеся 10-20 процентов рабочего времени позволит водителям использовать его на исполнение прямых обязанностей, вследствие этого повысится производительность труда водителей.
Целью данной выпускной квалификационной работы является повышение эффективности работы диспетчерского управления пассажирскими перевозками за счет проектирования модуля СМТ для облачного сервиса Отследитьгруз.рф.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- провести анализ диспетчерского управления;
- выявить требования на разработку модуля СМТ;
- разработать функциональную модель модуля СМТ;
- разработать алгоритмы мониторинга;
- разработать структуру базы данных маршрутизации ТС;
- реализовать разработанные модели и алгоритмы в виде программного обеспечения для модуля СМТ.
В данной выпускной квалификационной работы рассматривается разработка модуля мониторинга транспорта для облачного сервиса Отследитьгруз.рф.
Спутниковый мониторинг транспорта — система мониторинга подвижных объектов, построенная на основе систем спутниковой навигации, оборудования и технологий сотовой и/или радиосвязи, вычислительной техники и цифровых карт. Спутниковый мониторинг транспорта используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком.
GPS/ГЛОНАСС мониторинг транспорта имеет еще несколько названий: GPS трекинг (измеряет пройденный маршрут транспорта, зафиксированный GPS системой) и GPS слежение (посылка, прием, предварительная обработка, сохранение информации с помощью телекоммуникационных устройств).
Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности диспетчерского управления перевозками за счет разработки программного обеспечения, позволяющего осуществлять мониторинг за транспортными средствами. Для достижения цели были решены задачи и рассмотрены вопросы, приведенные ниже.
На предварительном этапе был проведен анализ предметной области и существующих систем-аналогов, были рассмотрены основные бизнес- процессы, связанные с диспетчерским управлением, протекающие на предприятиях, занимающихся перевозками.
В процессе работы были сформированы основные требования к функциональности модуля СМТ и разработаны алгоритмы.
В результате реализации работы разработано программное обеспечение в виде модуля мониторинга транспорта. Цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены, функциональность модуля соответствует заявленным требованиям.
В дальнейшем рекомендуется продолжение работы по улучшению модуля СМТ и расширением его функциональных возможностей с целью повышения качества процесса диспетчерского управления.
I Журкин И.Г., Шайтура С.В. Геоинформационные системы. — М.: КУДИНЕЦ-ПРЕСС, 2009. — 272с.
2 ГОСТ России 54024-2010 «Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования».
3 ГОСТ России 54030-2010 «Глобальная навигационная спутниковая система. Системы информационного сопровождения и мониторинга городских и пригородных автомобильных перевозок опасных грузов. Требования в архитектуре, функциям и решаемым задачам».
4 ГОСТ России 52928-2010 «Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения».
5 ГОСТ России «Географические информационные системы. Термины и определения».
6 ГОСТ 21667-76 «Картография. Термины и определения».
7 Аффинные преобразования — математика [Электронный ресурс] — URL: http://gis-lab.info/qa/affine-math.html (дата обращения: 12.02.2012)
8 Определение расстояний на поверхности Земли [Электронный
ресурс] — URL: http://tvsh2004.narod.ru/geo_koor.htm (дата обращения: 17.02.2012)
9 ГОСТ Р 22.0.05-94 «Техногенные чрезвычайные ситуации».
10 ГОСТ Р 52456-2005 «Приемник индивидуальный для автомобильного транспорта».
II ГОСТ Р 50828-95 «Пространственные данные, цифровые и электронные карты».
12 ГОСТ Р 52928-2010 «Система спутниковая навигационная глобальная».