Введение 3
1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость, исчисляемого
и уплачиваемого организациями в России 6
1.1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость 6
1.2. Эволюция развития налога на добавленную стоимость 12
1.3. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость 18
1.4. Зарубежный опыт налога на добавленную стоимость 28
2. Практика порядка применения и уплаты налога на добавленную
стоимость, исчисляемого и уплачиваемого организациями 38
2.1. Формирование налоговой базы по налогу на добавленную стоимость... 38
2.2. Анализ поступления налога на добавленную стоимость 52
3. Перспективы развития налога на добавленную стоимость, исчисляемого
и уплачиваемого организациями 62
3.1. Реформирование налога на добавленную стоимость в России 62
3.2. Международный опыт налога на добавленную стоимость и
возможности его применения в России 71
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложения
Одним из главных направлений совершенствования российской налоговой системы является модернизация косвенных налогов, обусловленная не только внутренними, но и международными факторами. Внутренними факторами являются фискальная и регулятивная функции, значение которых для экономики трудно переоценить и эффективность которых напрямую зависит от точности законодательных решений. Международные факторы менее очевидны: возобновление экономических связей с бывшими советскими республиками, создание евразийского экономического сообщества и таможенного союза, взаимовыгодная торговля и сотрудничество со странами «дальнего зарубежья». Отечественные специалисты ориентируются на стандарты ВТО, которым соответствует, в частности, законодательство Европейских сообществ.
В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За практически два десятилетия своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации.
В настоящее время налог на добавленную стоимость - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
Несмотря на универсальность данного косвенного налога, возникают споры с налоговыми органами, которые происходят в основном по вопросам исчисления, оформления первичных документов, возмещения (возврата, зачета), применения налоговых вычетов, добросовестности контрагентов в цепочке плательщиков налога на добавленную стоимость. Одной из наиболее сложных и серьезных проблем является возмещение налога на добавленную стоимость. В Российской Федерации зарегистрировано свыше 4 млн. организаций. Из них в налоговых органах не отчитываются более половины. В нашей стране распространена практика использования данных организаций для необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.
Важной проблемой является трудная методика исчисления налога на добавленную стоимость. Процедура исчисления налога на добавленную стоимость различается в зависимости от отраслевой специфики хозяйствования, содержания финансово-хозяйственных операций, цели коммерческих сделок. Также возникают проблемы при исчислении налога на добавленную стоимость у контрагентов, не являющихся налогоплательщиками по налогу на добавленную стоимость.
Со времени своего появления налог на добавленную стоимость создает массу проблем организациям и контрольным органам. Если организации испытывают трудности с зачетом налога на добавленную стоимость, то у налоговых органов возникают проблемы с администрированием данного налога.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что за период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы выпускной квалификационной работы.
Целью работы является исследование процесса исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, выявление основных проблем и поиск путей их совершенствования.
Для решения поставленной цели необходимо раскрыть ряд следующих задач:
- изучить экономическую сущность налога на добавленную стоимость;
- рассмотреть особенности исчисления налога на добавленную стоимость;
- проанализировать зарубежный опыт взимания налога на добавленную стоимость;
- рассмотреть особенности формирования налоговой базы по налогу на добавленную стоимость;
- выявить проблемы исчисления налога на добавленную стоимость;
- предложить рекомендации по совершенствованию механизма исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость;
- рассмотреть возможности применения зарубежного опыта по налогу на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Объектом настоящего исследования является налог на добавленную стоимость.
Предметом исследования является практика исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
При написании выпускной квалификационной работы использовались труды Акчурина Е.В., Александров И.М., Алексеева М.М., Брызгалин А.В., Беликова Т.Н., Власова М.А., Жестков В.С., Касьянова Г.Ю., Кузнецова М.С., Медведев А.Н., Переплеснин О.Б., Савостьянов С.Л., Савельев Б.И., Смирнова С.А., Черник Д.Г. и т.д.
Информационной базой исследования стали нормативно-правовые акты, учебная литература по налогам и налогообложению, материалы периодической печати.
Цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Налог на добавленную стоимость как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Налог на добавленную стоимость является одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями. Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати.
Обширная география распространения налога на добавленную стоимость свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.
Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную сложность налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.
Во-вторых, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.
В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.
Объективная необходимость введения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:
- пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;
- создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;
международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.
Принципиальные преимущества налога на добавленную стоимость по отношению к внешней и внутренней торговле. Он устраняет ценовые искажения, возникающие при использовании налога с оборота.
Основной недостаток налога на добавленную стоимость заключается в его неравномерности и обременительности для малоимущих слоев населения, так как тяжесть обложения налогом обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большая часть его направляется на потребление.
Общий механизм взимания налога на добавленную стоимость идентичен во многих странах. Однако ставки по налогу на добавленную стоимость в разных странах различные. Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг.
Процесс формирования налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за 2014-2016 годы по федеральным округам Российской Федерации отличался стабильностью увеличения сумм налога и имел положительную тенденцию. Лидером по формированию налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за 2014-2016 годы являлся Центральный федеральный округ, на долю которого приходилось в среднем 45% всех налоговых начислений по налогу на добавленную стоимость. Основной костяк налоговых начислений по налогу на добавленную стоимость в 2014 -2016 годах занимали Северо-западный, Приволжский и Уральский федеральные округа. На их долю приходилось в 2014 году 38,1%, в 2015 году 38,6%, в 2016 году 38,28% всех начислений при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
Налоговые доходы в 2016 году составили 9202,6 млрд. рублей или 67% объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы. Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, поступил в 2016 году в объеме 4409,9 млрд. рублей, что на 240,6 млрд. рублей, или на 10,2% больше поступления налога в 2015 году. Проведение анализа поступления налога на добавленную стоимость в 2015-2016 годы показало, что поступления его было на стабильном уровне в 5,5-5,6% ВВП, а в 2014 году - 5,5% ВВП.
В условиях экономического кризиса и в ходе налоговой реформы в Российской Федерации особое внимание было отведено лишь совершенствованию механизма исчисления и взимания налога на добавленную стоимость. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в 2017 году остался прежним, как и в 2016 году.
В рамках совершенствования механизма исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость были предложены следующие мероприятия:
- плавный переход к единой пониженной ставке. Необходимо ежегодное снижение, начиная с 2018 по 2020 годы (2018 год - 16%, 2019 год - 16%, 2020 год - 13%, 2021 год - 13%, 2022 год - 12%) ставки налога на добавленную стоимость с переходом к единой налоговой ставке 12%;
- совершенствование механизма обложения налога на добавленную стоимость и его администрирования с помощью специальной регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, введения системы «налог на добавленную стоимость-платеж», введения системы контроля за вывозом товаров и возмещением налога на добавленную стоимость;
- изменение методологии определения налоговой базы налога на добавленную стоимость. Одно из предложений по улучшению взимания налога на добавленную стоимость направлено на определение добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость по методу сложения ее компонентов, что исключает необходимость возмещения «входного» налога на добавленную стоимость.
Для упрощения налогового администрирования налога на добавленную стоимость, на наш взгляд, можно применять метод вычитания при расчете налоговой базы налога на добавленную стоимость.
На основании обзора практики различных стран можно предлагают некоторые рекомендации для России:
- количество зарегистрированных плательщиков по налогу на добавленную стоимость должно соответствовать возможностям налоговых органов в области эффективного налогового администрирования;
- система регистрации лиц в качестве плательщиков налогу на добавленную стоимость должна содержать требования о максимальном раскрытии информации о налогоплательщиках, что позволит оперативно пресечь неправомерные действия, направленные на уклонение от налогообложения;
- необходимо внедрить в практику систему планирования объемов возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, которая дала бы возможность максимально точно прогнозировать объемы возмещения в каждом периоде. Это позволит исключить ситуации, при которых выплата больших объемов возмещения невозможна в силу кассового разрыва между доходами и расходами бюджета;
- система налогового контроля в области возмещения налога на добавленную стоимость должна являться элементом более широкой системы налогового контроля. При этом проведение предварительного налогового контроля (например, запрос о представлении всех документов, подтверждающих правомерность требований о возмещении налога на добавленную стоимость) необходимо свести лишь к случаям, характеризующимся высоким риском - например при первом обращении за возмещением налога на добавленную стоимость либо при обращении за возмещением налога на добавленную стоимость вновь зарегистрированным налогоплательщиком;
- также стоит отказаться от нулевой ставки налога на добавленную стоимость и ввести единую ставку для всех товаров. Данное решение, безусловно, может упростить предоставление документов в налоговые органы, а вместе с тем и саму процедуру возмещения налога на добавленную стоимость.
1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета от 25.12.93. №237.
2. Налоговый кодекс РФ. Части I и II. - М.: ЮРКНИГА, 2017. - 416с.
3. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».
4. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
5. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно¬
практическое пособие. - М.: Ось-89, 2017. - 496с.
6. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 296с.
7. Андросов А.М. Налоговый учет и отчетность в России. - М.: Менатепинформ, 2015. - 340с.
8. Брызгалин А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы,
рекомендации, арбитражная практика. - Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2016. - 272с.
9. Беликова Т.Н. Все об НДС: 2-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 128с.
10. Власова М.А. НДС. Особенности исчисления и уплаты. Профессиональный комментарий. - М.: Экономика и жизнь, 2016. - 159с.
11. Вещунова Н.Л., Корпенко В.А. Налоговый учет на предприятиях различных форм собственности. - СПб.: Книжник, 2017. - 268с.
12. Горбунов А.Р. Налоговое управление за рубежом. - М.: Анкил, 2017. - 192с.
13. Глебова О. Комментарий к НК РФ для предприятий производственной сферы. - М.: Статус-Кво97, 2017. - 480с.
14. Гуськов С.В. Налоги в экономике современных отечественных предприятий. - М.: Инфра-М, 2016. - 326с.
15. Ерицян А.В., Азорян Р.Г. Использование оффшоров в налоговом планировании. - М.: Главбух, 2015. - 208с.
16. Жестков В.С. Правовые основы налогового управления на примере групп предприятий. - М.: Пресс, 2016. - 364с.
17. Касьянова Г.Ю. Налоговые вычеты по НДС. - М.: Абак, 2017. - 32с.
18. Кузнецова М.С. НДС. - М.: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2015. - 66с.
19. Козенкова Т.А. Налоговое управление на предприятии. - М.: Статинформпресс, 2016. - 153с.
20. Кожинов В.Я. Налоговое управление: Рекомендации бухгалтеру: Учебно-методическое пособие. - М.: Финпресс, 2017. - 356с.
21. Матросов И.Е. Учетная политика в целях бухгалтерского и налогового учета на 2017 год. - М.: Герда, 2017. - 232с.
22. Медведев А.Н. Управление налогами на предприятии./ Методологическое пособие для бухгалтеров. - М.: Инфра-М, 2016. - 231с.
23. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент./ 8-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 352с.
24. Налоговое планирование./ Под ред. Романовского М.В. - СПб.: Питер, 2016. - 634с.
25. Пестратьев В.К. Особенности исчисления и уплаты НДС. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 127с.
26. Савельев Б.И. Управление налогами на предприятии. - М.:
Печатный дом «Карофф», 2016. - 402с.
27. Савостьянов С.Л. НДС. Простые решения сложных задач. - М.: Налоговый вестник, 2017. - 288с.
28. Смирнова С.А. НДС: Проблемы применения на практике. - М.: Бухгалтерский учет, 2015. - 373с.
29. Соколов Я.В. Основы НДС. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 456с.
30. Тихонов Д.Н. НДС. - М.: Инфограф, 2017. - 192с.
31. Черник Д.Г. Оптимизация налогообложения на предприятии: Учебно-практическое пособие. - М.: Велби-плюс, 2016. - 336с.
32. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА- М, 2017. - 576с.
33. Агеева О.А. НДС: перспективы развития в отечественной практике. // Экономический журнал Поволжья. - 2016. - №3. - С.83.
34. Бакаев А.С. Особенности исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость. // Российский налоговый курьер. - 2017. - №8. - С.67.
35. Басалаева Е.В. Методика исчисления и уплаты НДС на
предприятии. // Финансы. - 2016. - №12. - С.89.
36. Букина Г.Н. Организация и методы налогового управления на предприятии. // Финансовый портфель. - 2016. - №4. - С.71.
37. Белоусова С.Р. НДС станет главным налогом. // Практическая бухгалтерия. - 2016. - №11. - С.20-27.
38. Борзаева П.В. Нулевая ставка НДС: «горячая линия». // Российский налоговый курьер. - 2015. - №23. - С.42-51.
39. Вершинина И.В. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по экспортным операциям. // Налоговые известия Московского региона. - 2017. - №1. - С.18-25.
40. Веретина Н.Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики современного предприятия. // Тамбовский курьер. - 2017. - №8. - С.83.
41. Гиблов А.А. Особенности налогообложения импорта товаров. // Аудиторские ведомости. - 2013. - №3. - С.46-53.
42. Карпов А.А. НДС: считаем пропорцию. // Учет. Налоги. Право. - 2016. - №37. - С.34-39.
43. Крутякова Т.И. Налог на добавленную стоимость 2016-2017. // Новая бухгалтерия. - 2016. - №7. - С.34-46.
44. Уварова Л.Н., Кирова Е.А. Практика определения налоговой нагрузки на предприятиях. // Российский налоговый курьер. - 2017. - №2. - С.65.
45. Фатхутдинов М.В., Одинцов Л.М. Современные аспекты налогового управления на предприятии. // Финансовый менеджер. - 2016. - №11. - С.82.
46. Яшин Р.С., Переплеснин О.Б. Правовое регулирование налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортных операций. // Арбитражные споры. - 2015. - №1. - С.57-82.
47. Материалы с официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации за 2014-2016 года. // https://www.nalog.ru.