Государственная поддержка малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
1.1. Сущностная характеристика и особенности малого предпринимательства 9
1.2. Законодательная база государственной поддержки малого
предпринимательства в России 17
1.3. Мировая практика государственной политики по поддержке малого
предпринимательства 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 30
2.1. Исследование деятельности малого предпринимательства в
регионах Приволжского федерального округа 30
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных
показателей развития Приволжского федерального округа от показателей малого предпринимательства 46
2.3. Причины и факторы, сдерживающие развитие
предпринимательской активности и необходимость поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа 53
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 63
3.1. Реализация мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа на современном этапе 63
3.2. Совершенствование региональной государственной политики по поддержке малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
1.1. Сущностная характеристика и особенности малого предпринимательства 9
1.2. Законодательная база государственной поддержки малого
предпринимательства в России 17
1.3. Мировая практика государственной политики по поддержке малого
предпринимательства 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 30
2.1. Исследование деятельности малого предпринимательства в
регионах Приволжского федерального округа 30
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных
показателей развития Приволжского федерального округа от показателей малого предпринимательства 46
2.3. Причины и факторы, сдерживающие развитие
предпринимательской активности и необходимость поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа 53
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 63
3.1. Реализация мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа на современном этапе 63
3.2. Совершенствование региональной государственной политики по поддержке малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
Актуальность исследования роли малого предпринимательства в экономике современной России обусловлена тем, что в период нескольких последних лет наблюдается снижение количества зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в России, обусловленное влиянием многочисленных факторов: тяжесть налоговой нагрузки, сложности функционирования в кризисных условиях, давление органов власти, снижение покупательской способности населения, потребительской активности, вызванной кризисными явлениями в экономике и снижением доходов населения и пр. Таких факторов множество, результатом их воздействия стал невысокий рост количества представителей малого бизнеса по состоянию на середину 2015 года (242 600 единиц). В 2012 году количество субъектов малого и среднего бизнеса составляло 2 003 038 единиц, в 2013 году практически такое количество - 2 063 126 единиц, в 2014 году общее количество предприятий в сфере малого и среднего предпринимательства составляло 2 103 780 единиц. Сопоставив количественные пропорции субъектов малого и среднего бизнеса в 2012 и первом полугодии 2015 года можно предположить, что количество субъектов малого и среднего бизнеса в России на конец 2015 года не превысит 2 млн. единиц. Данные факты свидетельствуют о незначительном росте сферы малого бизнеса, что обусловлено сложной экономической обстановкой в России.
Не вызывает сомнений, что малый бизнес всегда играл колоссальную роль в развитии экономики нашей страны. Посредством налоговых и социальных отчислений, осуществляемых субъектами малого предпринимательства пополняется доходная часть бюджета, создаются дополнительные рабочие места, удовлетворяются самые различные потребности населения, развивается вся экономическая сфера. Именно малый бизнес является движущей силой развития регионов, позволяет реализовать авторские и инновационные идеи собственными силами.
На сегодняшний день данная тема является очень актуальной, поскольку особенное место в экономической системе государства и в жизни общества отводится именно малому предпринимательству. Это предопределено тем, что оно является одним из ведущих секторов рыночной экономики и в значительной степени влияет на занятость, темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП, структурную перестройку экономики, характеризуется быстрой окупаемостью расходов.
Малое предпринимательство это органический структурный элемент рыночной экономики. Является сектором экономики исторически и вполне логично играет роль необходимой предпосылки создания рыночной среды. Способность малого бизнеса к структурообразованию рынка выдвигает задание его возрождения и направляет в число первоочередных мер реформирование экономики РФ. В свою очередь структура производственной сферы формируется на основе крупных, средних и малых предприятий (МП). При этом, как показывает опыт ведущих экономик мира, ключевая роль должна отводиться малому бизнесу, который занимается инновационной деятельностью и который, по праву, считают «локомотивом» экономики. Там именно этому сектору государство, как правило, оказывает максимальную финансовую поддержку, используя различные финансовые инструменты.
Ситуация, сложившаяся в малом бизнесе, и обсуждение проблем, сдерживающих его развитие, отражены во многих работах. В них рассматриваются недостатки, которые имеют место в среде малого бизнеса РФ.
В публикациях отмечается, что инновационный путь развития для малого бизнеса является приоритетным. Значимость выбранного направления возрастает в связи с перспективами импортозамещения.
Представители малого бизнеса, как показывают опросы, среди прочих первостепенной мерой для обеспечения инновационного развития этого сектора экономики называют организацию финансирования.
В последние годы в отечественных научных изданиях проблемам малого бизнеса уделялось много внимания. Среди ученых, которые занимались разработкой вопросов относительно малого предпринимательства можно выделить таких, как: Заярна Н. М., Квасной Л. Г., Лех Г. А. и др. Исследования категории эффективности малого бизнеса проводились неоднократно. Среди последних из них можно выделить работы таких ученых, как П. Друкер, Э.Ерохина, А. Куценко, Р. Майстро, Ю.Щербак. Определений этой категории также есть огромное количество, начиная с работ таких классиков экономической теории, как Д. Рикардо, К. Маркса, Дж. Кларка и, заканчивая авторами современной теории К. Макконнелл и С. Брю. Но следует отметить, что вопрос рассмотрения опыта стран с развитой рыночной экономикой уделяется недостаточно внимания с точки зрения рассмотрения его как целевого ориентира для отечественного сектора малого предпринимательства.
Объект исследования - система поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа, а именно: Республика Татарстан, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Самарская область, Ульяновская область.
Предмет исследования - процесс государственной поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Самарская область, Ульяновская область.
Цель исследования - исследование государственной поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа и определение направлений совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в регионах.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
- раскрыть суть, характеристики и особенности малого
предпринимательства в России;
- рассмотреть законодательную базу развития государственной
поддержки малого предпринимательства в России;
- изучить мировую практику государственной политики по поддержке малого предпринимательства;
- проанализировать основные характеристики малого
предпринимательства во всех регионах ПФО;
- проанализировать влияние малого предпринимательства на основные показатели развития регионов ПФО;
- предложить меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в регионах ПФО на современном этапе;
- выявить проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в регионах ПФО;
- выявить пути совершенствования региональной государственной политики по поддержке малого предпринимательства в регионах ПФО;
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, логического обобщения, описательный, расчетный, графический.
Информационной базой исследования стали экономическая литература, статистическая информация и законодательные и нормативные акты РФ, монографические и диссертационные работы зарубежных и отечественных ученых, официальные статистические данные, материалы семинаров.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная (квалификационная) работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе работы раскрыты основы государственной поддержки малого предпринимательства. Во второй главе работы проведен анализ состояния малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа. В третьей главе разработаны рекомендации, социально-экономическое и правовое обоснование мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа.
Не вызывает сомнений, что малый бизнес всегда играл колоссальную роль в развитии экономики нашей страны. Посредством налоговых и социальных отчислений, осуществляемых субъектами малого предпринимательства пополняется доходная часть бюджета, создаются дополнительные рабочие места, удовлетворяются самые различные потребности населения, развивается вся экономическая сфера. Именно малый бизнес является движущей силой развития регионов, позволяет реализовать авторские и инновационные идеи собственными силами.
На сегодняшний день данная тема является очень актуальной, поскольку особенное место в экономической системе государства и в жизни общества отводится именно малому предпринимательству. Это предопределено тем, что оно является одним из ведущих секторов рыночной экономики и в значительной степени влияет на занятость, темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП, структурную перестройку экономики, характеризуется быстрой окупаемостью расходов.
Малое предпринимательство это органический структурный элемент рыночной экономики. Является сектором экономики исторически и вполне логично играет роль необходимой предпосылки создания рыночной среды. Способность малого бизнеса к структурообразованию рынка выдвигает задание его возрождения и направляет в число первоочередных мер реформирование экономики РФ. В свою очередь структура производственной сферы формируется на основе крупных, средних и малых предприятий (МП). При этом, как показывает опыт ведущих экономик мира, ключевая роль должна отводиться малому бизнесу, который занимается инновационной деятельностью и который, по праву, считают «локомотивом» экономики. Там именно этому сектору государство, как правило, оказывает максимальную финансовую поддержку, используя различные финансовые инструменты.
Ситуация, сложившаяся в малом бизнесе, и обсуждение проблем, сдерживающих его развитие, отражены во многих работах. В них рассматриваются недостатки, которые имеют место в среде малого бизнеса РФ.
В публикациях отмечается, что инновационный путь развития для малого бизнеса является приоритетным. Значимость выбранного направления возрастает в связи с перспективами импортозамещения.
Представители малого бизнеса, как показывают опросы, среди прочих первостепенной мерой для обеспечения инновационного развития этого сектора экономики называют организацию финансирования.
В последние годы в отечественных научных изданиях проблемам малого бизнеса уделялось много внимания. Среди ученых, которые занимались разработкой вопросов относительно малого предпринимательства можно выделить таких, как: Заярна Н. М., Квасной Л. Г., Лех Г. А. и др. Исследования категории эффективности малого бизнеса проводились неоднократно. Среди последних из них можно выделить работы таких ученых, как П. Друкер, Э.Ерохина, А. Куценко, Р. Майстро, Ю.Щербак. Определений этой категории также есть огромное количество, начиная с работ таких классиков экономической теории, как Д. Рикардо, К. Маркса, Дж. Кларка и, заканчивая авторами современной теории К. Макконнелл и С. Брю. Но следует отметить, что вопрос рассмотрения опыта стран с развитой рыночной экономикой уделяется недостаточно внимания с точки зрения рассмотрения его как целевого ориентира для отечественного сектора малого предпринимательства.
Объект исследования - система поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа, а именно: Республика Татарстан, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Самарская область, Ульяновская область.
Предмет исследования - процесс государственной поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Самарская область, Ульяновская область.
Цель исследования - исследование государственной поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа и определение направлений совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в регионах.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
- раскрыть суть, характеристики и особенности малого
предпринимательства в России;
- рассмотреть законодательную базу развития государственной
поддержки малого предпринимательства в России;
- изучить мировую практику государственной политики по поддержке малого предпринимательства;
- проанализировать основные характеристики малого
предпринимательства во всех регионах ПФО;
- проанализировать влияние малого предпринимательства на основные показатели развития регионов ПФО;
- предложить меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в регионах ПФО на современном этапе;
- выявить проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в регионах ПФО;
- выявить пути совершенствования региональной государственной политики по поддержке малого предпринимательства в регионах ПФО;
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, логического обобщения, описательный, расчетный, графический.
Информационной базой исследования стали экономическая литература, статистическая информация и законодательные и нормативные акты РФ, монографические и диссертационные работы зарубежных и отечественных ученых, официальные статистические данные, материалы семинаров.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная (квалификационная) работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе работы раскрыты основы государственной поддержки малого предпринимательства. Во второй главе работы проведен анализ состояния малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа. В третьей главе разработаны рекомендации, социально-экономическое и правовое обоснование мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа.
Малое предпринимательство - самая используемая форма занятости в мире. В экономически развитых странах малый бизнес вносит существенный вклад в экономическое развитие, производя около половины ВВП, генерируя свыше 50 % добавленной стоимости, обеспечивая занятость 50-70 % трудоспособного населения.
Развитие предпринимательства, как показывает опыт развитых стран, ведет к повышению эффективности экономики, а это, в свою очередь, к росту благосостояния общества.
Малое предпринимательство постепенно развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре российской экономики. Как самостоятельное социально-экономическое явление оно существует в нашей стране свыше 20 лет и является одним из основных источников налоговых поступлений, насыщения региональных и местных рынков товарами и услугами. Малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере. Соответственно, малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор экономики.
Важная роль мелкого предпринимательства заключается в том, что малые предприятия обеспечивают социальную и политическую стабильность. Люди, имеющие свое небольшое дело, заинтересованы в стабильности политической, социальной обстановки в стране и постоянном экономическом росте. Известно, что в периоды экономического спада в первую очередь страдают малые предприятия. Только в условиях стабильного экономического роста малый бизнес имеет шансы на успех, а риск потерпеть крах минимален. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше людей вовлечено в малое предпринимательство, тем стабильнее социально-политическая обстановка в стране.
Все последние годы в России сохраняется недостаточно высокий уровень предпринимательской активности и развития малого и среднего бизнеса - как в основных рыночных секторах, например, в производстве, так и в некоторых локальных инфраструктурных секторах, например, в ЖКХ. При этом малые и средние компании могут играть очень важную роль для создания новых рабочих мест и повышения производительности существующих кластеров - скажем, как потенциальные поставщики для крупных компаний или же как нишевые игроки на рынке конечной продукции. Предпринимательская активность является также крайне важной для успешного формирования новых инновационных кластеров в регионах - без нее даже сильная научная база не будет эффективной, а внедрение идей и разработок в лучшем случае будет происходить в других территориях.
Приволжский федеральный округ занял 4-е место в рейтинге по уровню развития малого предпринимательства в 2014 году. В разрезе федеральных округов лучшие значения обоих индексов наблюдались применительно к Южному и Северо-Западному ФО, наиболее неблагоприятна ситуация в Дальневосточном федеральном округе. Приволжский федеральный округ находится на четвертом месте в рейтинге.
Среди регионов ПФО в рейтинге регионов по уровню развития малого предпринимательства в 2008 году лидирует Башкортостан (11-12-е места в целом по стране), 2-е и 3-е места занимают Самарская и Пензенская области (13-14-е места). Четвертое место среди регионов округа - у Татарстана (19¬22-е места в целом по России), на 5-м месте - Кировская область (23-26-е места), 6-е место занимает Удмуртская республика (27-28-е места), на 7-м - Пермский край (29-30-е места).
Нижегородская область в рейтинге занимает лишь 8-е место среди регионов Приволжского федерального округа (31-33-е - по РФ). Девятое место занимает Ульяновская область (36-е место в целом по РФ), 10-е и 11-е места делят между собой Мордовия и Чувашская республика (42-43-е места в целом по РФ). На 12-м месте - Марий Эл (45-47-е места), 13-е занимает Саратовская область (50-51-е места), 14-е - Оренбургская область (58-61-е места).
Поддержка предпринимательства и МСБ - один из важных элементов политики по стимулированию экономического развития регионов, она призвана обеспечить постоянное расширение базы для будущего экономического роста. В рамках этой политики основное внимание нужно уделять развитию малого и среднего бизнеса в тех секторах, в которых, с одной стороны, существует для этого неиспользованный потенциал, а с другой - где может быть достигнут наибольший эффект для социально-экономического развития. В частности, значительный эффект может дать развитие сетей поставщиков крупных местных производителей и локализацию продукции иностранных компаний.
Несмотря на то, что в регионах Приволжского федерального округа уже получили распространение многие инструменты поддержки малого бизнеса (в т.ч. бизнес-инкубаторы, гарантийные фонды), в реальной жизни их потенциал пока остается недостаточно раскрытым, и в большинстве случаев предприниматели достаточно низко оценивают эффективность региональных и городских программ стимулирования предпринимательства и поддержки МСБ.
Практически всем регионам необходимо сделать свои программы поддержки более доступными и эффективными, увеличив их масштаб (включая финансовые аспекты) и усовершенствовав применяемые инструменты. Что касается направлений поддержки, регионы, уже добившиеся первых значительных успехов, такие как Республика Татарстан, Ульяновская и Нижегородская области, могут теперь сфокусироваться на более продвинутых направлениях и инструментах поддержки, например, на развитии человеческого потенциала, стимулировании инноваций, повышении эффективности операций и поддержке экспорта. Также можно добиться более высоких результатов, повысив эффективность механизмов реализации этих программ - например, путем создания отдельных специализированных организаций и регулярного мониторинга эффективности и результативности программ.
Развитие предпринимательства, как показывает опыт развитых стран, ведет к повышению эффективности экономики, а это, в свою очередь, к росту благосостояния общества.
Малое предпринимательство постепенно развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре российской экономики. Как самостоятельное социально-экономическое явление оно существует в нашей стране свыше 20 лет и является одним из основных источников налоговых поступлений, насыщения региональных и местных рынков товарами и услугами. Малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере. Соответственно, малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор экономики.
Важная роль мелкого предпринимательства заключается в том, что малые предприятия обеспечивают социальную и политическую стабильность. Люди, имеющие свое небольшое дело, заинтересованы в стабильности политической, социальной обстановки в стране и постоянном экономическом росте. Известно, что в периоды экономического спада в первую очередь страдают малые предприятия. Только в условиях стабильного экономического роста малый бизнес имеет шансы на успех, а риск потерпеть крах минимален. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше людей вовлечено в малое предпринимательство, тем стабильнее социально-политическая обстановка в стране.
Все последние годы в России сохраняется недостаточно высокий уровень предпринимательской активности и развития малого и среднего бизнеса - как в основных рыночных секторах, например, в производстве, так и в некоторых локальных инфраструктурных секторах, например, в ЖКХ. При этом малые и средние компании могут играть очень важную роль для создания новых рабочих мест и повышения производительности существующих кластеров - скажем, как потенциальные поставщики для крупных компаний или же как нишевые игроки на рынке конечной продукции. Предпринимательская активность является также крайне важной для успешного формирования новых инновационных кластеров в регионах - без нее даже сильная научная база не будет эффективной, а внедрение идей и разработок в лучшем случае будет происходить в других территориях.
Приволжский федеральный округ занял 4-е место в рейтинге по уровню развития малого предпринимательства в 2014 году. В разрезе федеральных округов лучшие значения обоих индексов наблюдались применительно к Южному и Северо-Западному ФО, наиболее неблагоприятна ситуация в Дальневосточном федеральном округе. Приволжский федеральный округ находится на четвертом месте в рейтинге.
Среди регионов ПФО в рейтинге регионов по уровню развития малого предпринимательства в 2008 году лидирует Башкортостан (11-12-е места в целом по стране), 2-е и 3-е места занимают Самарская и Пензенская области (13-14-е места). Четвертое место среди регионов округа - у Татарстана (19¬22-е места в целом по России), на 5-м месте - Кировская область (23-26-е места), 6-е место занимает Удмуртская республика (27-28-е места), на 7-м - Пермский край (29-30-е места).
Нижегородская область в рейтинге занимает лишь 8-е место среди регионов Приволжского федерального округа (31-33-е - по РФ). Девятое место занимает Ульяновская область (36-е место в целом по РФ), 10-е и 11-е места делят между собой Мордовия и Чувашская республика (42-43-е места в целом по РФ). На 12-м месте - Марий Эл (45-47-е места), 13-е занимает Саратовская область (50-51-е места), 14-е - Оренбургская область (58-61-е места).
Поддержка предпринимательства и МСБ - один из важных элементов политики по стимулированию экономического развития регионов, она призвана обеспечить постоянное расширение базы для будущего экономического роста. В рамках этой политики основное внимание нужно уделять развитию малого и среднего бизнеса в тех секторах, в которых, с одной стороны, существует для этого неиспользованный потенциал, а с другой - где может быть достигнут наибольший эффект для социально-экономического развития. В частности, значительный эффект может дать развитие сетей поставщиков крупных местных производителей и локализацию продукции иностранных компаний.
Несмотря на то, что в регионах Приволжского федерального округа уже получили распространение многие инструменты поддержки малого бизнеса (в т.ч. бизнес-инкубаторы, гарантийные фонды), в реальной жизни их потенциал пока остается недостаточно раскрытым, и в большинстве случаев предприниматели достаточно низко оценивают эффективность региональных и городских программ стимулирования предпринимательства и поддержки МСБ.
Практически всем регионам необходимо сделать свои программы поддержки более доступными и эффективными, увеличив их масштаб (включая финансовые аспекты) и усовершенствовав применяемые инструменты. Что касается направлений поддержки, регионы, уже добившиеся первых значительных успехов, такие как Республика Татарстан, Ульяновская и Нижегородская области, могут теперь сфокусироваться на более продвинутых направлениях и инструментах поддержки, например, на развитии человеческого потенциала, стимулировании инноваций, повышении эффективности операций и поддержке экспорта. Также можно добиться более высоких результатов, повысив эффективность механизмов реализации этих программ - например, путем создания отдельных специализированных организаций и регулярного мониторинга эффективности и результативности программ.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ
ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Реализация государственной политики по развитию экономической системы малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального Округа
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации на примере Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



