Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная поддержка малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа

Работа №52883

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
450
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
1.1. Сущностная характеристика и особенности малого предпринимательства 9
1.2. Законодательная база государственной поддержки малого
предпринимательства в России 17
1.3. Мировая практика государственной политики по поддержке малого
предпринимательства 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 30
2.1. Исследование деятельности малого предпринимательства в
регионах Приволжского федерального округа 30
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных
показателей развития Приволжского федерального округа от показателей малого предпринимательства 46
2.3. Причины и факторы, сдерживающие развитие
предпринимательской активности и необходимость поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа 53
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 63
3.1. Реализация мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа на современном этапе 63
3.2. Совершенствование региональной государственной политики по поддержке малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 95


Актуальность исследования роли малого предпринимательства в экономике современной России обусловлена тем, что в период нескольких последних лет наблюдается снижение количества зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в России, обусловленное влиянием многочисленных факторов: тяжесть налоговой нагрузки, сложности функционирования в кризисных условиях, давление органов власти, снижение покупательской способности населения, потребительской активности, вызванной кризисными явлениями в экономике и снижением доходов населения и пр. Таких факторов множество, результатом их воздействия стал невысокий рост количества представителей малого бизнеса по состоянию на середину 2015 года (242 600 единиц). В 2012 году количество субъектов малого и среднего бизнеса составляло 2 003 038 единиц, в 2013 году практически такое количество - 2 063 126 единиц, в 2014 году общее количество предприятий в сфере малого и среднего предпринимательства составляло 2 103 780 единиц. Сопоставив количественные пропорции субъектов малого и среднего бизнеса в 2012 и первом полугодии 2015 года можно предположить, что количество субъектов малого и среднего бизнеса в России на конец 2015 года не превысит 2 млн. единиц. Данные факты свидетельствуют о незначительном росте сферы малого бизнеса, что обусловлено сложной экономической обстановкой в России.
Не вызывает сомнений, что малый бизнес всегда играл колоссальную роль в развитии экономики нашей страны. Посредством налоговых и социальных отчислений, осуществляемых субъектами малого предпринимательства пополняется доходная часть бюджета, создаются дополнительные рабочие места, удовлетворяются самые различные потребности населения, развивается вся экономическая сфера. Именно малый бизнес является движущей силой развития регионов, позволяет реализовать авторские и инновационные идеи собственными силами.
На сегодняшний день данная тема является очень актуальной, поскольку особенное место в экономической системе государства и в жизни общества отводится именно малому предпринимательству. Это предопределено тем, что оно является одним из ведущих секторов рыночной экономики и в значительной степени влияет на занятость, темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП, структурную перестройку экономики, характеризуется быстрой окупаемостью расходов.
Малое предпринимательство это органический структурный элемент рыночной экономики. Является сектором экономики исторически и вполне логично играет роль необходимой предпосылки создания рыночной среды. Способность малого бизнеса к структурообразованию рынка выдвигает задание его возрождения и направляет в число первоочередных мер реформирование экономики РФ. В свою очередь структура производственной сферы формируется на основе крупных, средних и малых предприятий (МП). При этом, как показывает опыт ведущих экономик мира, ключевая роль должна отводиться малому бизнесу, который занимается инновационной деятельностью и который, по праву, считают «локомотивом» экономики. Там именно этому сектору государство, как правило, оказывает максимальную финансовую поддержку, используя различные финансовые инструменты.
Ситуация, сложившаяся в малом бизнесе, и обсуждение проблем, сдерживающих его развитие, отражены во многих работах. В них рассматриваются недостатки, которые имеют место в среде малого бизнеса РФ.
В публикациях отмечается, что инновационный путь развития для малого бизнеса является приоритетным. Значимость выбранного направления возрастает в связи с перспективами импортозамещения.
Представители малого бизнеса, как показывают опросы, среди прочих первостепенной мерой для обеспечения инновационного развития этого сектора экономики называют организацию финансирования.
В последние годы в отечественных научных изданиях проблемам малого бизнеса уделялось много внимания. Среди ученых, которые занимались разработкой вопросов относительно малого предпринимательства можно выделить таких, как: Заярна Н. М., Квасной Л. Г., Лех Г. А. и др. Исследования категории эффективности малого бизнеса проводились неоднократно. Среди последних из них можно выделить работы таких ученых, как П. Друкер, Э.Ерохина, А. Куценко, Р. Майстро, Ю.Щербак. Определений этой категории также есть огромное количество, начиная с работ таких классиков экономической теории, как Д. Рикардо, К. Маркса, Дж. Кларка и, заканчивая авторами современной теории К. Макконнелл и С. Брю. Но следует отметить, что вопрос рассмотрения опыта стран с развитой рыночной экономикой уделяется недостаточно внимания с точки зрения рассмотрения его как целевого ориентира для отечественного сектора малого предпринимательства.
Объект исследования - система поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа, а именно: Республика Татарстан, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Самарская область, Ульяновская область.
Предмет исследования - процесс государственной поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Самарская область, Ульяновская область.
Цель исследования - исследование государственной поддержки малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа и определение направлений совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в регионах.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
- раскрыть суть, характеристики и особенности малого
предпринимательства в России;
- рассмотреть законодательную базу развития государственной
поддержки малого предпринимательства в России;
- изучить мировую практику государственной политики по поддержке малого предпринимательства;
- проанализировать основные характеристики малого
предпринимательства во всех регионах ПФО;
- проанализировать влияние малого предпринимательства на основные показатели развития регионов ПФО;
- предложить меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в регионах ПФО на современном этапе;
- выявить проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в регионах ПФО;
- выявить пути совершенствования региональной государственной политики по поддержке малого предпринимательства в регионах ПФО;
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, логического обобщения, описательный, расчетный, графический.
Информационной базой исследования стали экономическая литература, статистическая информация и законодательные и нормативные акты РФ, монографические и диссертационные работы зарубежных и отечественных ученых, официальные статистические данные, материалы семинаров.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная (квалификационная) работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе работы раскрыты основы государственной поддержки малого предпринимательства. Во второй главе работы проведен анализ состояния малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа. В третьей главе разработаны рекомендации, социально-экономическое и правовое обоснование мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Малое предпринимательство - самая используемая форма занятости в мире. В экономически развитых странах малый бизнес вносит существенный вклад в экономическое развитие, производя около половины ВВП, генерируя свыше 50 % добавленной стоимости, обеспечивая занятость 50-70 % трудоспособного населения.
Развитие предпринимательства, как показывает опыт развитых стран, ведет к повышению эффективности экономики, а это, в свою очередь, к росту благосостояния общества.
Малое предпринимательство постепенно развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре российской экономики. Как самостоятельное социально-экономическое явление оно существует в нашей стране свыше 20 лет и является одним из основных источников налоговых поступлений, насыщения региональных и местных рынков товарами и услугами. Малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере. Соответственно, малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор экономики.
Важная роль мелкого предпринимательства заключается в том, что малые предприятия обеспечивают социальную и политическую стабильность. Люди, имеющие свое небольшое дело, заинтересованы в стабильности политической, социальной обстановки в стране и постоянном экономическом росте. Известно, что в периоды экономического спада в первую очередь страдают малые предприятия. Только в условиях стабильного экономического роста малый бизнес имеет шансы на успех, а риск потерпеть крах минимален. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше людей вовлечено в малое предпринимательство, тем стабильнее социально-политическая обстановка в стране.
Все последние годы в России сохраняется недостаточно высокий уровень предпринимательской активности и развития малого и среднего бизнеса - как в основных рыночных секторах, например, в производстве, так и в некоторых локальных инфраструктурных секторах, например, в ЖКХ. При этом малые и средние компании могут играть очень важную роль для создания новых рабочих мест и повышения производительности существующих кластеров - скажем, как потенциальные поставщики для крупных компаний или же как нишевые игроки на рынке конечной продукции. Предпринимательская активность является также крайне важной для успешного формирования новых инновационных кластеров в регионах - без нее даже сильная научная база не будет эффективной, а внедрение идей и разработок в лучшем случае будет происходить в других территориях.
Приволжский федеральный округ занял 4-е место в рейтинге по уровню развития малого предпринимательства в 2014 году. В разрезе федеральных округов лучшие значения обоих индексов наблюдались применительно к Южному и Северо-Западному ФО, наиболее неблагоприятна ситуация в Дальневосточном федеральном округе. Приволжский федеральный округ находится на четвертом месте в рейтинге.
Среди регионов ПФО в рейтинге регионов по уровню развития малого предпринимательства в 2008 году лидирует Башкортостан (11-12-е места в целом по стране), 2-е и 3-е места занимают Самарская и Пензенская области (13-14-е места). Четвертое место среди регионов округа - у Татарстана (19¬22-е места в целом по России), на 5-м месте - Кировская область (23-26-е места), 6-е место занимает Удмуртская республика (27-28-е места), на 7-м - Пермский край (29-30-е места).
Нижегородская область в рейтинге занимает лишь 8-е место среди регионов Приволжского федерального округа (31-33-е - по РФ). Девятое место занимает Ульяновская область (36-е место в целом по РФ), 10-е и 11-е места делят между собой Мордовия и Чувашская республика (42-43-е места в целом по РФ). На 12-м месте - Марий Эл (45-47-е места), 13-е занимает Саратовская область (50-51-е места), 14-е - Оренбургская область (58-61-е места).
Поддержка предпринимательства и МСБ - один из важных элементов политики по стимулированию экономического развития регионов, она призвана обеспечить постоянное расширение базы для будущего экономического роста. В рамках этой политики основное внимание нужно уделять развитию малого и среднего бизнеса в тех секторах, в которых, с одной стороны, существует для этого неиспользованный потенциал, а с другой - где может быть достигнут наибольший эффект для социально-экономического развития. В частности, значительный эффект может дать развитие сетей поставщиков крупных местных производителей и локализацию продукции иностранных компаний.
Несмотря на то, что в регионах Приволжского федерального округа уже получили распространение многие инструменты поддержки малого бизнеса (в т.ч. бизнес-инкубаторы, гарантийные фонды), в реальной жизни их потенциал пока остается недостаточно раскрытым, и в большинстве случаев предприниматели достаточно низко оценивают эффективность региональных и городских программ стимулирования предпринимательства и поддержки МСБ.
Практически всем регионам необходимо сделать свои программы поддержки более доступными и эффективными, увеличив их масштаб (включая финансовые аспекты) и усовершенствовав применяемые инструменты. Что касается направлений поддержки, регионы, уже добившиеся первых значительных успехов, такие как Республика Татарстан, Ульяновская и Нижегородская области, могут теперь сфокусироваться на более продвинутых направлениях и инструментах поддержки, например, на развитии человеческого потенциала, стимулировании инноваций, повышении эффективности операций и поддержке экспорта. Также можно добиться более высоких результатов, повысив эффективность механизмов реализации этих программ - например, путем создания отдельных специализированных организаций и регулярного мониторинга эффективности и результативности программ.



1. Конституция Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2011. - 56 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2011. - 186 с.
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/
4. Федеральный закон N 209-ФЗ от 24.07.2012 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89923/
5. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском
учёте» (ред. от 04.11.2014). - Режим доступа
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
6. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.07.2011) О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164333/, свободный (дата обращения 13.11.2015)
7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №207-ФЗ «О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70014/
8. Постановление от 27 марта 2009 г. № 184 об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2012-2015 годы» (в ред. Постановлений Правительства Самарской области 25.09.2012 № 483, от 13.11.2012 № 653).
9. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 196 с.
10. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. - М.: Наука, 2010. - 236c.
11. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия - М.:
ГроссМедиа, 2008 - 96с.
12. Досмухамедов Р.М. Система антикризисного управления организациями в России : монография / Р. М. Досмухамедов, А. А. Михин, Д. Н. Сулейманов. - М.: Наука, 2010. - 120 с.
13. Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. - СПб: ГУАП, 2009. - 320 с.
14. Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Стат.сб./ Росстат. - M., 2013. - 124 с.
15. Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт
регулирования и финансирования. -
ййр://зшЬ.доу.ги/ир1оаб/пе’№з/9332/Междунар иссл МСП Банка МСБ в 2012. pdf
16. Табатадзе Р. В. Организационно-экономический механизм воздействия на эффективность малого бизнеса: (На примере предприятий легкой промышленности). Дис. ...канд. экон. наук. - М., 2002.
17. Шишин С.В. Малое предпринимательство: сущность, место и роль в национальной экономике. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. -351 с.
18. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер, Е.А. Горбашко и др. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 432 с.
19. Юрьев В.М., Грошев И.В., Мамонтов В.Д., Смагина В.В. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего: мо¬нография. Тамбов, 2012. - 355 с.
20. Алещенко В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики // ЭКО,2014. - № 11. - С.132-141.
21. Гоосен Е.В., Пахомова Е.О., Константян Л.Л. Малый бизнес: признаки и направления государственной политики // Вестник КемГУ. - 2010. - №4. - С. 176-182.
22. Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И.Андреева, К.Павлов // Общество и экономика. - 2013. - № 7. - C.62-79.
23. Басарева В.Г. Малый бизнес в новой экономике // Регион:
экономика и социология. - 2012. - № 3. - C.236-252.
24. Басарева В.Г. Малый бизнес России: теоретические основы
исследования, моделирование, концепция государственного регулирования. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. - 295 с.
25. Горбатко Е.С. Учет требований рынка к формированию компетенций работников налоговых служб. Налоговая политика и практика,2013. - № 9-1 (129). - С. 11-15.
26. Жураковский А.С. Основы регулирования малого
предпринимательства в России // Вестник ТГУ. - 2012. - №2. - С.157-160.
27. Карташова Е.И. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестник академии. - 2012. - №1. - С. 41¬42.
28. Кашин В.А., Сулейманов Д.Н. Повышение эффективности
контрольной работы налоговых органов: современные подходы и
инструменты, 2013. - №11. - С.34-39
29. Малахаткина Е.В. Пути совершенствования налогового администрирования и работы межрегиональных инспекций ФНС России. бизнес в законе. экономико-юридический журнал, 2014. - №3. - С. 183-185.
30. Миргородская М.Г. Совершенствование форм и методов
налогообложения в Российской Федерации. Экономика и
предпринимательство, 2014. - №6. - С.726-728.
31. Сулейманов М. Д. Формирование инвестиционного климата и интересы российской экономики. Налоговая политика и практика, 2012. - №3-1. - С. 34-37.
32. Тасеев В.Б. Административная реформа в России и региональные аспекты управления социальной политикой в Самарской области // Основы экономики, управления и права, 2012. - № 5(5). - С. 21-28.
33. Тасеев В.Б. Перспективы развития социально-экономической политики в Самарской области // Основы экономики, управления и права, 2013. - № 1(7). - С. 17-23.
34. Терехин Д. В., Фролова С. В.. Система стратегических целей развития малого бизнеса в регионе // Экономика и управление, 2012, - № 2. - С. 18-21
35. Ткач Е.В. Совершенствование налогового планирования в российской федерации. Международный научно-исследовательский журнал, 2014. - №4-3 (23). - С.48-49.
36. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т. А. Финк // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 177-181.
37. Аликаева М.В., Ксанаева М.Б. Малое предпринимательство в устойчивом развитии экономики России. [Электронный ресурс] URL:http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf698.pdf. (Дата обращения: 30.01.2016)
38. Анализ зарубежного опыта малого предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. creativeconomy.ru/, свободный (дата обращения 13.01.2016)
39. Annual Report on European SMEs. -
http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/facts-figures-analysis/performance- review/index_en.htm, свободный (дата обращения 13.01.2016)
40. Кошелева Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства
[Электронный ресурс] URL:http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-
znachenie-malogo-predprinimatelstva (Дата обращения: 17.11.2015)
41. Лебедева, И. Чем живет малый и средний бизнес Японии / И. Лебедева. - http://bishelp.ru/business/podderzhka-predprinimatelej/chem-zhivet- malyy-i-sredniy-biznes-yaponii, свободный (дата обращения 13.01.2016)
42. Мировой опрос в развитии малого предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vneshmarket.ru/, свободный (дата обращения 13.01.2016)
43. Бухгалтерский учет и налоги. - Официальный сайт. - Режим доступа:www.businessuchet.ru/,свободный (дата обращения 13.01.2016)
44. Федеральная налоговая служба - Официальный сайт. - Режим доступа:www.nalog.ru,свободный (дата обращения 13.01.2016)
45. Российский микрофинансовый центр. - Режим доступа:http://www.rmcenter.ru,свободный (дата обращения 13.01.2016)
46. Все объекты институциональной структуры поддержки.
[Электронный ресурс]: Федеральный портал малого и среднего
предпринимательства. Администрация Самарской области. URL: http://pmp.avo.ru/registry/infr/, свободный (дата обращения 13.01.2016)
47. Территориальный орган Федеральной службы статистики по Самарской области Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.samregion.ru,свободный (дата обращения 13.01.2016)
48. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samarastat.gks.ru, свободный (дата обращения 13.01.2016)
49. Паспорт Самарской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.samarafond.ru, свободный (дата обращения 13.01.2016)
50. Материалы XII Международного инвестиционного форума Сочи-
2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.itar-tass.com/ c16/893488.html., свободный (дата обращения 13.01.2016)
51. Единый портал поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства Самарской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬНр^/линия-успеха.рф/тепТ свободный (дата обращения 13.01.2016)
52. Федеральная служба государственной статистики. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный (дата обращения 13.01.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ