Введение 2
1. Теоретические основы акцизного налогообложения алкогольной продукции 5
1.1. Сущность акцизов на алкогольную продукцию 5
1.2. История возникновения и развития акцизов на алкогольную продукцию в
России 14
1.3. Порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию в России ...21
2. Анализ действующей практики акцизного налогообложения алкогольной
продукции в Российской Федерации 29
2.1. Анализ производства подакцизной алкогольной продукции в Российской
Федерации 29
2.2. Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по акцизам на
алкогольную продукцию в Российской Федерации 37
2.3. Анализ поступлений акцизов на алкогольную продукцию в бюджетную
систему Российской Федерации 44
3. Совершенствование акцизов на алкогольную продукцию в Российской
Федерации 55
3.1. Мировой опыт акцизного налогообложения алкогольной продукции и
возможности его использования в России 55
3.2. Пути развития акцизов на алкогольную продукцию в Российской Федерации ..62
Заключение 73
Список использованных источников
Алкогольная продукция, входящая в перечень подакцизных товаров, играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». В различных культурах употребление алкогольных напитков применительно к тем или иным жизненным ситуациям является традицией (социальной нормой). Алкогольная продукция как товар имеет двойственный характер. С одной стороны, это источник формирования дохода бюджетов, а с другой- это товар, приводящий к такой проблеме, как алкоголизация нации, являющаяся серьезной угрозой. Государство берет на себя обязанности социальной защиты всех граждан. Особое внимание социальной политики государства направлено на лиц попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в социальной помощи, менее защищенных и уязвимых. Таким образом, государство, получив высокие доходы от акцизов на алкогольную продукцию, может и одновременно нести высокие затраты на выполнение своих обязательств в области социального обеспечения по отношению к таким лицам, выплачивая пособия по временной нетрудоспособности, лечению, пособия по малообеспеченности.
Неумеренная прямая политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям (развитию самогоноварения и, как следствие, снижению уровня жизни населения). Поэтому акцизное налогообложение как косвенный метод воздействия на производство алкогольной продукции, считается единственным действенным методом снижения его производства. Тем не менее, следует иметь в виду, что необоснованно завышенные ставки по акцизам на алкогольную продукцию, могут привести к тем же результатам. В связи с этим важно, чтобы действующая система обложения акцизами алкогольной продукции, отвечала следующим принципам: с другими источниками доходов бюджетов обеспечивала их оптимальным объемом финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения своих функций; регулировала производство и потребление алкогольной продукции с целью положительного воздействия на социальные и экономические стороны жизнедеятельности населения.
Важнейшее значение на сегодняшний день приобретает рациональное регулирование в области акцизного налогообложения на алкогольную продукцию, проведение комплексных мероприятий, направленных на улучшения акцизной политики на алкогольную продукцию в Российской Федерации.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена состоянием и необходимостью развития и изменения в области акцизного налогообложения алкогольной продукции в связи с развитием и изменением в экономике Российской Федерации. Так же эта тема является актуальной, так как акциз на алкогольную продукцию, являясь одним из самых древних налогов в истории человечества, выступает в роле важного источника налоговых поступлений в бюджеты РФ, а именно в федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты субъектов Российской Федерации. Это удобный фискальный инструмент. Его собираемость достаточно высока и в то же время относительно легка, а расходы на администрирование налога невелики, отчасти благодаря четкому определению налоговой базы. И поэтому очень важно выбрать правильную политику в области системы обложения акцизами на алкогольную продукцию.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ акцизного налогообложения алкогольной продукции в Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность акцизов на алкогольную продукцию;
- изучить историю возникновения и развития акциза на алкогольную продукцию;
- изучить механизм исчисления и уплаты акциза на алкогольную продукцию в России;
- проанализировать налогоплательщиков, производящих алкогольную продукцию;
- провести анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по акцизам на алкогольную продукцию в Российской Федерации;
- провести анализ динамики поступления акцизов на алкогольную продукцию в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт акцизного налогообложения алкогольной продукции и определить возможности его использования в условиях Российской Федерации;
- по результатам исследования практики налогообложения предложить пути развития акцизного налогообложения алкогольной продукции в Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, труды ученых экономистов, учебники и учебная литература, издания периодической печати, статистические данные из официальных сайтов таких как Федеральная налоговая служба России, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ, Федеральная служба государственной статистики а также материалы из глобальной сети Интернет.
Акцизы на алкогольную продукцию представляют собой старейшую форму косвенного налогообложения, которая используется в наше время в налоговых системах почти всех стран рыночной экономики. В России данный налог является федеральным косвенным налогом, устанавливаемый на подакцизную алкогольную продукцию, являющийся товаром массового потребления, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателем (потребителем). Его также можно назвать несправедливым налогом, но он является одним из самых удобных в плане взимания и управления.
За все свое существование и развитие акцизы на алкогольную продукцию потерпели много изменений. Акцизное обложение алкогольной продукции появилось только в 16 веке и часто даже было невозможным введения данного вида налогообложения из-за политических и экономических изменений в стране. Но данный акциз во все времена был удобным инструментом для пополнения казны государства.
Достоинствами акцизов на алкогольную продукцию является пополнение казны государства в момент потребления товара, то есть покупатель, приобретая ту или иную алкогольную продукцию автоматически становится налогоплательщиком акцизов, включенных в их цену. Тем самым принося высокие доходы государству. К недостаткам же можно отнести некую социальную несправедливость акцизов на алкогольную продукцию, так как независимо от своих доходов, покупатели с разными доходами, должны уплатить за один и тот же товар один и тот же акциз.
В настоящее время в России акцизы на алкогольную продукцию устанавливаются главой 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации и являются обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации. Любой налог, в том числе и акцизы на алкогольную продукцию, считается установленным тогда, когда определены его налогоплательщики и элементы налогообложения. В итоге, можно сказать, что в налоговом законодательстве в отношении акцизов на алкогольную продукцию остались нерешенные проблемы, которые нуждаются в трансформации, в частности это касается ставок акцизов.
Рассмотрев практику применения акцизов на алкогольную продукцию в Российской Федерации, мы определили основные тенденции налогообложения. Несмотря на рост количества организаций, производящих подакцизную алкогольную продукцию, в 2013 году - 265 организаций, в 2015 году -287 организаций, ситуация в Российской Федерации по некоторым федеральным округам за 2013-2015 годы характеризуется снижением количества организаций, получивших лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции. К примеру, такое снижение было в Центральном федеральном округе и Крымском федеральном округе. В 2015 году наибольшее количество лицензий было получено в Южном федеральном округе - 183 лицензий и в Северо-Кавказском федеральном округ - 171 лицензии. Самое низкое количество лицензий было получено в Дальневосточном федеральном округе - всего 4 лицензии. Приволжский федеральный округ за 2013-2015 годы характеризуется незначительным количеством организаций, получивших лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции.
Значительную долю при формировании налоговой базы по операциям с алкогольной продукции в Российской Федерации занимают алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов с и пиво. Так же налогоплательщики имеют право уменьшить суммы налога на сумму вычетов в соответствии со ст. 200 Налогового кодекса РФ.
Рассмотрев анализ поступления акцизов на алкогольную продукцию в бюджетную систему Российской Федерации, можно выделить ряд некоторых тенденций. В первую очередь, мы можем сделать вывод, что акцизы на алкогольную продукцию в основном зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. Акциз на алкогольную продукцию имеет не большой удельный вес в структуре начислений и поступлений налоговых доходов Российской Федерации. При анализе поступления акцизов на алкогольную продукцию по федеральным округам нами было выявлено, что наибольшие поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации приходятся на Приволжский федеральный округ, Центральный федеральный округ и Сибирский федеральный округ, у которых в 2015 году по сравнению с 2014 годом рост составил 311,91%, 19,7% и 15,8% соответственно. Однако, стоит отметить, что по данным округам наблюдается нестабильная динамика поступления акцизов на алкогольную продукцию. Также стоить отметить, что наименьшие поступления приходятся на такие округа как Уральский федеральный округ и Дальневосточный федеральный округ. По поступлениям акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Приволжского федерального округа лидирующее место занимает Республика Татарстан.
В настоящее время акцизы на алкогольную продукцию используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Однако размер ставок во всех странах различный. В Российской Федерации ставки акцизов на алкогольную продукцию намного ниже, чем в странах Европы, но выше, чем в странах-членах Евразийского экономического союза. На сегодняшний день является невозможным приравнивание размеров ставок акцизов на алкогольную продукцию Российской Федерации к европейским размерам, так как увеличение ставок приведет к еще большей разницы со странами-членами Евразийского экономического союза. Что в свою очередь может привести к снижению конкурентоспособности отечественных производителей по сравнению с нелегальными и производителями стран-членов Евразийского экономического союза.
Таким образом, по ходу исследования вы выявили следующие проблемы: различия ставок акцизов на алкогольную продукцию в странах Евразийского экономического союза, приводящая к неконкурентоспособности отечественной продукции; недополучение акцизов на алкогольную продукцию в бюджетную систему Российской Федерации из-за нелегального и фальсифицированного производства алкогольной продукции; отставание в развитие винодельческой отрасли в Российской Федерации по сравнению с европейскими странами.
Таким образом, для решения рассматриваемых проблем необходимо следующие мероприятия
1. Необходима гармонизация ставок акцизов на алкогольную продукцию в странах Евразийского экономического союза с целью создания единого рынка алкогольной продукции, для увеличения конкурентоспособности отечественных производителей алкогольной продукции. Гармонизации ставок акцизов на алкогольную продукцию должны подлежать все виды алкогольной продукции на уровне Евразийского экономического союза.
2. Опираясь на опыт зарубежных стран ввести государственную монополию на производство этилового спирта с целью минимизации нелегального и фальсифицированного производства алкогольной продукции, что в конечном итоге может привести к увеличению поступлений акцизов на алкогольную продукцию в бюджетную систему Российской Федерации.
3. Целесообразно не индексировать ставки акцизов на виноградные и фруктовые вина на 3-5 лет в целях развития винодельческой отрасли в России, которые производят вино из собственных продуктов.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Юрайт-Издат, 2017.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации офиц. текст. - М.: Экзамен, 2017.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации офиц. текст. - М.: Экзамен, 2017.
4. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 30.04.2017.
5. О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года (18.04.2014) [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 30.04.2017.
6. Об утверждении государственной программы РФ “Развитие
здравоохранения” (18.04.2014) [Электронный ресурс]: Распоряжение
Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 30.04.2017.
7. Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 27 декабря 2013 г. N 335). // Справочно-правовая система Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 30.04.2017.
8. Акцизы на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию: некоторые вопросы по исчислению и заполнению декларации // Налоговая политика и практика. - 2017. - №2.
9. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А. М. Теоретические основы налогообложения: учеб. пособ. для вузов / под ред. проф. А.З. Дадашева. - М.: Юнити-Дана, 2011.
10. Алимов И.О. Особенности реформирования алкогольного рынка в России / И.О.Алимов // Путоводитель предпринимателя. - 2015. - №26.
11. Балаева Д.А. Некоторые проблемы акцизного налогообложения /
Д.А.Балаева // Налоги и налогообложение. - 2015. - №1.
12. Берзин В.А. Вопросы нормативно-правового регулирования винодельческого виноградничества./ В.А.Берзин // СПб.:Питер, 2016.
13. Блинов М.В. Международный опыт регулирования, контроля и налогообложения алкогольного рынка / М.В.Блинов // Налоги и налогообложение. -2008. -№9.
14. Блинов М.В. Нелегальная алкогольная продукия: необходим комплекс мер / М.В.Блинов // Налоговая политика и практика. -2008. -№2.
15. Буланже М. Акцизная наклейка на зеленую злодейку / М. Буланже // Налоговый вестник. - 1998. - № 8.
16. Бушмин Е.В. Очередные меры по регулированию алкогольного рынка, или о вине, пиве и акцизах / Е.В.Бушмин // Налоговая политика и практика. -2010. -№9.
17. Гуляева С.А., Леонов Е.А. Регулирование табачного и алкогольного рынков в странах ЕАЭС:вызовы и решения / С.А.Гуляева, Е.А.Леонов // Налоги и финансы. - 2015. -№5.
18. Давыдова И. А. Акцизы. - М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2003.
19. Давыдова И. А. Об администрировании акцизов на подакцизные товары. /И.А. Давыдова // Налоговый вестник. - 2007. - №3.
20. Дорожкина В. А. Особенности взимания и уплаты акцизов на алкогольную продукцию / Дорожина В. А. // В сборнике: «Теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения, 2016.
21. Жемухова И.М. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции / И.М.Жемухова // Вестник Академии. -2014. - №4.
22. Жук А.А., Кизилова Е.А. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в Российской Федерации: на пути к государственной монополии / А.А.Жук, Е.А. Кизилова // Отраслевые рынки. -2014. -№2(44).
23. Жук А.А., Кизилова Е.А. Российский рынок алкогольной продукции: институциональный анализ, выводы, предложения /А.А.Жук, Е.А.Кизилова// Вопросы регулирования экономики. - 2013. -№3.
24. Ильенко В. Ю. Влияние повышения ставок акцизов на алкогольную продукцию на платежеспособность производителей алкогольной продукции / Ильенко В. Ю. // Экономика и социум. - 2017. - №1.
25. Кабанова В. Ю. Акцизы на алкогольную продукцию / Кабанова В. Ю. // Молодой ученый. - 2016. - №18.
26. Королева И.Б. О некоторых проблемах правового регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции / И.Б. Королева. - М., 2005.
27. Краев А.Н. Комментарий к Федеральному закону № 171-ФЗ «О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» / А.Н. Краев. -М., 2007.
28. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7. /Д.М.Кувалин. — М.: МАКС Пресс, 2009.
29. Кудряшова Е.В. Акцизы: немного теории / Е.В.Кудряшова // Налоги. - 2014. - №6.
30. Кучер В.В., Гулина Н.С. Государство, финансы и алкогольный рынок в истории России / В.В.Кучер, Н.С.Гулина // Сибирская финансовая школа. - 2006. - №2.
31. Лялякина А., Субботина С. Акцизы на алкоголь к 2020 году вырастут в 2 раза, на сигареты — в 3. / А.Лялякина, С. Субботина / Известия. -2014.
32. Миляков П. Что такое акциз? / Миляков П. // Налоги и
налогообложение. - 2015. - №4.
33. Пансков В.Г. Акцизы и проблемы государственного регулирования рынка алкогольной продукции / В.Г.Пансков // Финансы. - 2002. - № 2.
34. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: Учебник для вузов / В.Г.Пансков. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
35. Полянских А. А. Акцизы на алкогольную продукцию в Российской Федерации / Полянских А.А. // Бакалавр. - 2016. - №11.
36. Пушкарева В.М. Налоговая система Союза ССР (1921-1930): Учебное пособие / В.М.Пушкарева - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.
37. Пшизова А.Р., Бубликова Ю.В. Внедрение ЕГАИС как один из методов
государственного регулирования рынка алкогольной продукции /А.Р.Пшизова, Ю.В.Бубликова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016 - №5.
38. Разгулин С.В. Некоторые вопросы регулирования оборота алкогольной продукции / С.В. Разгулин // Налоговая политика и практика. - 2006. -№ 4.
39. Рубан В.А. Теория и история налогообложения: учебное пособие / В.А.Рубан. - М. Экономика, 2010.
40. Самойлова А. М. Перспективы формирования акцизов на алкогольную продукцию / Самойлова А. М. // В сборнике: «Совершенствование налогового администрирования», 2016.
41. Соловьев И.Н. Выявление налоговых правонарушений и преступлений в сфере производства и реализации фальсифицированной продукции / И.Н.Соловьев // Налоговый вестник. - 2006. - № 4.
42. Соловьев А.М. Производство и оборот алкогольной продукции в мире. /А.М.Соловьев// Проблемы прогнозирования. - 2010. - №64.
43. Сыркина А. С. Анализ сбора акцизов на алкогольную продукцию / Сыркина А. С. // Бакалавр. - 2017. - №1.
44. Тегетаева О.Р. Механизм, инструменты и особенности регулирования рынка алкогольной продукции в регионе / О.Р. Тегетаева // Аудит и финансовый анализ. - 2012. -№5.
45. Тришонкина С.С. Реформация взимания акциза на табачную и алкогольную продукцию в рамках ЕАЭС /С.С. Тришонкина// ПС-39, Том 2- 29-30 декабря 2015.
46. Хохлова Н.С., Реуцкий И.В. Оценка регулирующего воздействия на развитие отрасли (на примере рынка алкогольной продукции) /Н.С.Хохлова, И.В.Реуцкий // электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права. -2015. -№4.
47. Чирихин С.Н. О некоторых аспектах оценки эффективности конкурентной политики и необходимости ее трансформации / С.Н.Чирихин // Современная конкуренция. -2013. -№5.
48. Чуб М.В. Основы налогообложения: учебно-методическое пособие / М.В. Чуб // Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», - 2011.
49. Яблуновский М.Ю. Вопросы акцизного налогообложения алкогольной продукции / М.Ю.Яблуновский, Н.К.Надбитов, К.А.Наминова // Экономика и предпринимательство. -2015. -№3.
50. Денисов В.С. Совершенствование законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //superinf.ru/view helpstud.php?id=2944
51. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы России, 2017. - Режим доступа:http://www.nalog.ru
52. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
[Электронный ресурс]: Регулирование алкогольного рынка в России. - Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, 2017. - Режим доступа:http://fsrar.ru/
53. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальная статистика по РФ. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2017. - Режим доступа:http://www.gks.ru
54. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2017. - Режим доступа: http: //www. minfin. ru
55. ЕГАИС [Электронный ресурс]: Единая государственная
автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. - Официальный сайт ЕГАИС, 2017. - Режим доступа: www.egais.com/
56. Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]: Статистика
ЕАЭС. - Официальный сайт ЕАЭС, 2017. - Режим доступа:
http: //www. eaeunion. org/