Управление инвестиционным процессом на региональном уровне
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа инвестиционного процесса
1.1. Сущностная характеристика инвестиционного
процесса 6
1.2. Механизмы и инструменты управления инвестиционным
процессом 12
1.3 Особенности нормативного регулирования инвестиционного процесса в регионах с нефтяным сектором 20
Глава 2. Практические аспекты анализа инвестиционного процесса в регионе
2.1. Методики оценки инвестиционного процесса 33
2.2 Количественная оценка инвестиционного процесса в регионах РФ с
нефтяным сектором 43
2.3 Особенности реализации стратегического и программно-целевого
методов в управлении инвестиционным процессом в регионах с нефтяным сектором 54
Глава 3. Направления совершенствования инвестиционного процесса в регионах с нефтяным сектором
3.1 Корреляционный анализ регионов РФ с нефтяным сектором 62
3.2 Зарубежный опыт управления инвестиционным процессом в
регионах с нефтяным сектором 72
3.3 Рекомендации по совершенствованию инвестиционного процесса в
регионах с нефтяным сектором 82
Заключение 94
Библиографический список 98
Приложение 109
Глава 1. Теоретические аспекты анализа инвестиционного процесса
1.1. Сущностная характеристика инвестиционного
процесса 6
1.2. Механизмы и инструменты управления инвестиционным
процессом 12
1.3 Особенности нормативного регулирования инвестиционного процесса в регионах с нефтяным сектором 20
Глава 2. Практические аспекты анализа инвестиционного процесса в регионе
2.1. Методики оценки инвестиционного процесса 33
2.2 Количественная оценка инвестиционного процесса в регионах РФ с
нефтяным сектором 43
2.3 Особенности реализации стратегического и программно-целевого
методов в управлении инвестиционным процессом в регионах с нефтяным сектором 54
Глава 3. Направления совершенствования инвестиционного процесса в регионах с нефтяным сектором
3.1 Корреляционный анализ регионов РФ с нефтяным сектором 62
3.2 Зарубежный опыт управления инвестиционным процессом в
регионах с нефтяным сектором 72
3.3 Рекомендации по совершенствованию инвестиционного процесса в
регионах с нефтяным сектором 82
Заключение 94
Библиографический список 98
Приложение 109
Как известно, одно из важнейших условий развития экономики страны является наличие инвестиционных процессов. Имеются некоторые проблемы, такие как потеря конкурентоспособности многих промышленных секторов России, большинство российских предприятий остаются неэффективными из- за устаревших технологий производства и недостаточных мощностей. Отсюда вытекает проблема недостатка капитала. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, Россия нуждается в иностранном капитале, который мог бы принести новые для России технологии и современные методы управления, стимулировать инновационный рост в сфере производства, а также способствовать привлечению и отечественных инвестиций. Поэтому управление инвестиционными процессами является необходимой задачей государства, которое использует различные методы для осуществления этой деятельности. Не стоит забывать, что так как Россия -федеративное государство, то каждый регион проводит свою политику в области инвестиционных процессов.
Инвестиционные процессы играют большую роль в развитии региона и страны в целом. Поэтому исследование методов и форм осуществления регионального управления инвестиционным процессом, в том числе используя успешный опыт зарубежных стран, является безусловно актуальным в данный момент, так как на основе исследования и оценки можно выявить меры по улучшению управления инвестиционными процессами.
Объектом исследования являются регионы РФ с нефтяным сектором. Предметом исследования - инвестиционный процесс.
Цель работы - оценка и анализ инвестиционного процесса в регионах с нефтяным сектором и разработка рекомендаций на его основе.
Задачи работы:
1) рассмотреть сущностную характеристику инвестиционного процесса;
2) изучить механизмы и инструменты управления инвестиционным процессом;
3) рассмотреть особенности нормативного регулирования инвестиционного процесса в нефтяном секторе;
4) рассмотреть методики оценки инвестиционного процесса;
5) провести количественную оценку инвестиционного процесса в регионах РФ с нефтяным сектором;
6) проанализировать стратегии социально-экономического развития регионов (промышленный сектор);
7) провести корреляционный анализ регионов РФ с нефтяным сектором
8) изучить опыт зарубежных стран в управлении инвестиционным процессом в нефтяном секторе;
9) дать рекомендации по совершенствованию инвестиционного процесса в регионах и РФ в целом в нефтяном секторе.
Данная тема рассматривается в работах таких авторов, как В.И. Лисов, Л.А Зубченко, С.А. Дятлов, О.В. Кобозев, А.В Навой. Л.Л. Игонина, А.Б Индрисова, Ю.Н Мальцева, Э.В Мантере, А.А. Хачатуряна, С.В. Шкодинского. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Информационной базой исследования выступают федеральные нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов регулирования инвестиционной деятельности, а также нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в данной сфере, официальные статистические сборники, предоставленные Федеральной службой государственной статистики, материалы аналитических агентств, стать и публикации российских ученых, ресурсы сети Интернет. Методологической базой для написания выпускной квалификационной работы послужили методы социально-экономического анализа. В качестве методического инструментария применялись статистический анализ, логический анализ, системный метод, методы сравнения, группировки, нормирования, вычисления индексов и расчета коэффициентов корреляции. Корреляционный анализ в свою очередь проводился с использованием возможностей пакета «Анализ данных» офисного приложения Microsoft Excel.
В первой главе рассматривается сущность инвестиционного процесса, его элементы, механизмы регулирования инвестиционного процесса. Также разбираются нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, льготы, в частности в сырьевом секторе. Во второй главе описываются несколько методик по анализу инвестиционного процесса и подобраны необходимые показатели. На основе этой методики был произведен количественный анализ инвестиционного процесса в регионах РФ нефтяным сектором. Также была рассмотрена Концепция социально-экономического развития Российской Федерации и выявлены особенности стратегий социально-экономического развития регионов в промышленном секторе. На основе подобранных автором показателей в третьей главе были взяты 7 нефтяных компаний в регионах с нефтяным сектором и произведен корреляционный анализ этих регионов. Отдельно рассматривается опыт зарубежных стран в регулировании инвестиционного процесса и представлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности регулирования инвестиционного процесса.
Инвестиционные процессы играют большую роль в развитии региона и страны в целом. Поэтому исследование методов и форм осуществления регионального управления инвестиционным процессом, в том числе используя успешный опыт зарубежных стран, является безусловно актуальным в данный момент, так как на основе исследования и оценки можно выявить меры по улучшению управления инвестиционными процессами.
Объектом исследования являются регионы РФ с нефтяным сектором. Предметом исследования - инвестиционный процесс.
Цель работы - оценка и анализ инвестиционного процесса в регионах с нефтяным сектором и разработка рекомендаций на его основе.
Задачи работы:
1) рассмотреть сущностную характеристику инвестиционного процесса;
2) изучить механизмы и инструменты управления инвестиционным процессом;
3) рассмотреть особенности нормативного регулирования инвестиционного процесса в нефтяном секторе;
4) рассмотреть методики оценки инвестиционного процесса;
5) провести количественную оценку инвестиционного процесса в регионах РФ с нефтяным сектором;
6) проанализировать стратегии социально-экономического развития регионов (промышленный сектор);
7) провести корреляционный анализ регионов РФ с нефтяным сектором
8) изучить опыт зарубежных стран в управлении инвестиционным процессом в нефтяном секторе;
9) дать рекомендации по совершенствованию инвестиционного процесса в регионах и РФ в целом в нефтяном секторе.
Данная тема рассматривается в работах таких авторов, как В.И. Лисов, Л.А Зубченко, С.А. Дятлов, О.В. Кобозев, А.В Навой. Л.Л. Игонина, А.Б Индрисова, Ю.Н Мальцева, Э.В Мантере, А.А. Хачатуряна, С.В. Шкодинского. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Информационной базой исследования выступают федеральные нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов регулирования инвестиционной деятельности, а также нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в данной сфере, официальные статистические сборники, предоставленные Федеральной службой государственной статистики, материалы аналитических агентств, стать и публикации российских ученых, ресурсы сети Интернет. Методологической базой для написания выпускной квалификационной работы послужили методы социально-экономического анализа. В качестве методического инструментария применялись статистический анализ, логический анализ, системный метод, методы сравнения, группировки, нормирования, вычисления индексов и расчета коэффициентов корреляции. Корреляционный анализ в свою очередь проводился с использованием возможностей пакета «Анализ данных» офисного приложения Microsoft Excel.
В первой главе рассматривается сущность инвестиционного процесса, его элементы, механизмы регулирования инвестиционного процесса. Также разбираются нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, льготы, в частности в сырьевом секторе. Во второй главе описываются несколько методик по анализу инвестиционного процесса и подобраны необходимые показатели. На основе этой методики был произведен количественный анализ инвестиционного процесса в регионах РФ нефтяным сектором. Также была рассмотрена Концепция социально-экономического развития Российской Федерации и выявлены особенности стратегий социально-экономического развития регионов в промышленном секторе. На основе подобранных автором показателей в третьей главе были взяты 7 нефтяных компаний в регионах с нефтяным сектором и произведен корреляционный анализ этих регионов. Отдельно рассматривается опыт зарубежных стран в регулировании инвестиционного процесса и представлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности регулирования инвестиционного процесса.
Из сущностной характеристики инвестиционного процесса, его основных элементов и взаимосвязи между ними, вытекает то, что управление со стороны государства инвестиционными процессами является важной составляющей увеличения национального богатства страны и ее развития в целом. Более того благодаря инвестиционным процессам решаются многие приоритетные государственные задачи. Рассмотрев законодательство, можно сделать вывод, что Россия пытается формировать благоприятный инвестиционный климат, вводя все больше льгот и гарантий, но это не предел, в отношении налогов можно сказать, что они не в полной мере стимулируют рациональное и эффективное пользование недрами.
Подобрав необходимые показатели, был произведен количественный анализ региональной инвестиционной политики в регионах с крупными нефтеперерабатывающими заводами. Конечный интегральный индекс говорит о том, что наиболее эффективна инвестиционная политика(промышленная) проводится в городе Москва и в Республике Татарстан. Индекс по Москве на протяжении до 2014 года держался в пределах 0.7, в Татарстане данный индекс к 2014 году составил 0,5, это говорит о наличии всех основных элементов для инвестиционных процессов в этих регионах, однако Москва лидирует по ряду объяснимых причин. Наименьший индекс был выявлен в Волгоградской и Рязанской областях, 0,295 и 0,292 соответсвенно, там для формирования инвестиционных процессов существуют ряд ограничений и недостаточно необходимых условий. Отсюда вывод, что не все регионы в полной мере реализовывают свой инвестиционный потенциал. Из-за различия в социально¬экономическом развитии регионов необходимо формировать
сбалансированную региональную инвестиционную политику, которая будет отражаться на инвестиционном процессе региона.
Проведя анализ программ и проектов в регионах с нефтяным сектором, можно сделать вывод, что в большинстве своем противоречий между Концепцией социально-экономического развития РФ и Стратегиями социально-экономического развития регионов не было выявлено, однако ни один регион не указал в своих Стратегиях цель по повышению эффективности таможенного администрирования. Стоит также отметить, что все регионы в промышленном секторе делают акцент на развитие инновационной составляющей, что является в настоящее время необходимым звеном для развития нефтяного сектора. Но даже несмотря на то, что имеются цели и задачи по развитию промышленного сектора в Стратегиях и государственных программах, большинство из программ регионов не имеют детализированных мероприятий и процедур по реализации поставленных целей. Поэтому необходимо включать при создании и реализации программ конкретизированные запланированные мероприятия, максимально приближенных к практическому уровню.
Были проанализированы показатели крупных нефтяных компаний таких как «Лукойл», «Таиф», «Татнефть», «Башнефть», «Газпром», «Славнефть», «Роснефть». На основе подобранных показателей были рассчитаны интегральные индексы, на основе которых был сделан корреляционный анализ регионов. Корреляционный анализ дал достаточно спорные результаты, интерпретация которых осуществлялась на основе имеющихся данных и расчётов, произведенных по авторской методике. Очевидным является то, что каждый регион имеет свои особенности и проблемы, решение которых осуществляется на основе имеющихся инструментов регулирования и воздействия, а также возможностей региона в тот или иной временной промежуток. Поэтому влияние двух блоков друг на друга не ограничивается только двусторонними показателями этих блоков.
Был рассмотрен зарубежный опыт в управлении инвестиционными процессами в частности в нефтяном секторе и был сделан важный вывод, что при заимствовании или интеграции определенных институтов в Россию, они должны подстраиваться под экономику и стратегию страны путем, например, видоизменения. Также была рассмотрена параллельно ситуация России в
связи с санкциями по отношению к РФ со стороны США и ЕС. На сегодняшний день, реализация многих целей и задач в области промышленности осложнилась ввиду политической обстановки в мире. Политические события с участием Российской Федерации вызвали у стран Европейского союза и США ряд санкций в разных секторах, в том числе серьезные санкции последовали и в нефтегазовой отрасли. Среди выявленных угроз и проблем можно назвать следующее: ограничение доступа к внешним финансовым рынкам; сокращение возможности для привлечения дешёвых инвестиций; невозможность приобретения высокотехнологического оборудования; усиление технологического отставания России; недополучение около $1 трлн инвестиций в следующие 30 лет( прогноз BoAML); потеря совместных проектов; пикирование добычи нефти.
Несмотря на то, что санкции несомненно «ударят» по экономике России, нельзя не учесть то, что санкции послужат толчком к развитию отечественных технологий и оборудования, а также приведут к повышению спроса на развитие российских технологий, увеличению рабочих мест в научной сфере; Следовательно, представляется необходимым активное участие властей регионов в усилении инновационного потенциала и активности компаний в сотрудничестве как с Вузами страны, так и с региональными властями.
Таким образом, можно предложить следующие рекомендации:
1) Развивать сотрудничество российских нефтегазовых компании с российскими фирмами, которые предоставляют геофизические услуги.
2) Увеличить государственное софинансирование совместных исследований компаний и вузов, стимулировать большее участие крупных компаний в разработках.
3) Стимулировать аспирантов к научной деятельности путем помощи в трудоустройстве, повышений гарантий и дополнительных выплат
4) Увеличить бюджетные места и стипендии для аспирантов, понизить стоимость защиты диссертаций.
5) Прописывать больше конкретных мероприятий и процедур по реализации целей и задач Стратегий регионов.
6) Ввести строгие международные стандарты бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности.
7) Точное законодательное установление разграничений в области контроля, оценки инвестиционных проектов.
8) Поручить оценку качества регионального и муниципального управления независимым комиссиям или общественным организациям, получившие общественное признание.
9) Выпуск ежегодных статистических карт, которые отражают инвестиционную привлекательность отдельных территорий.
10) Ввести строгие международные стандарты бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности.
11) Точное законодательное установление разграничений в области контроля, оценки инвестиционных проектов.
12) Поручить оценку качества регионального и муниципального управления независимым комиссиям или общественным организациям, получившие общественное признание.
13) Выпуск ежегодных статистических карт, которые отражают инвестиционную привлекательность отдельных территорий.
Однако стоит учитывать, что усиление роли государства в инвестиционной сфере должно быть нацелено на повышение эффективности государственной инвестиционной политики при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций, а не их уменьшение, особенно в нефтяном секторе. Необходимы также налаживание связей и взаимодействия общества и государства. А также нужны взаимные усилия федеральных и региональных органов власти для регулирования инвестиционных процессов с целью развития страны и выхода ее на передовые позиции в мировом рейтинге.
Подобрав необходимые показатели, был произведен количественный анализ региональной инвестиционной политики в регионах с крупными нефтеперерабатывающими заводами. Конечный интегральный индекс говорит о том, что наиболее эффективна инвестиционная политика(промышленная) проводится в городе Москва и в Республике Татарстан. Индекс по Москве на протяжении до 2014 года держался в пределах 0.7, в Татарстане данный индекс к 2014 году составил 0,5, это говорит о наличии всех основных элементов для инвестиционных процессов в этих регионах, однако Москва лидирует по ряду объяснимых причин. Наименьший индекс был выявлен в Волгоградской и Рязанской областях, 0,295 и 0,292 соответсвенно, там для формирования инвестиционных процессов существуют ряд ограничений и недостаточно необходимых условий. Отсюда вывод, что не все регионы в полной мере реализовывают свой инвестиционный потенциал. Из-за различия в социально¬экономическом развитии регионов необходимо формировать
сбалансированную региональную инвестиционную политику, которая будет отражаться на инвестиционном процессе региона.
Проведя анализ программ и проектов в регионах с нефтяным сектором, можно сделать вывод, что в большинстве своем противоречий между Концепцией социально-экономического развития РФ и Стратегиями социально-экономического развития регионов не было выявлено, однако ни один регион не указал в своих Стратегиях цель по повышению эффективности таможенного администрирования. Стоит также отметить, что все регионы в промышленном секторе делают акцент на развитие инновационной составляющей, что является в настоящее время необходимым звеном для развития нефтяного сектора. Но даже несмотря на то, что имеются цели и задачи по развитию промышленного сектора в Стратегиях и государственных программах, большинство из программ регионов не имеют детализированных мероприятий и процедур по реализации поставленных целей. Поэтому необходимо включать при создании и реализации программ конкретизированные запланированные мероприятия, максимально приближенных к практическому уровню.
Были проанализированы показатели крупных нефтяных компаний таких как «Лукойл», «Таиф», «Татнефть», «Башнефть», «Газпром», «Славнефть», «Роснефть». На основе подобранных показателей были рассчитаны интегральные индексы, на основе которых был сделан корреляционный анализ регионов. Корреляционный анализ дал достаточно спорные результаты, интерпретация которых осуществлялась на основе имеющихся данных и расчётов, произведенных по авторской методике. Очевидным является то, что каждый регион имеет свои особенности и проблемы, решение которых осуществляется на основе имеющихся инструментов регулирования и воздействия, а также возможностей региона в тот или иной временной промежуток. Поэтому влияние двух блоков друг на друга не ограничивается только двусторонними показателями этих блоков.
Был рассмотрен зарубежный опыт в управлении инвестиционными процессами в частности в нефтяном секторе и был сделан важный вывод, что при заимствовании или интеграции определенных институтов в Россию, они должны подстраиваться под экономику и стратегию страны путем, например, видоизменения. Также была рассмотрена параллельно ситуация России в
связи с санкциями по отношению к РФ со стороны США и ЕС. На сегодняшний день, реализация многих целей и задач в области промышленности осложнилась ввиду политической обстановки в мире. Политические события с участием Российской Федерации вызвали у стран Европейского союза и США ряд санкций в разных секторах, в том числе серьезные санкции последовали и в нефтегазовой отрасли. Среди выявленных угроз и проблем можно назвать следующее: ограничение доступа к внешним финансовым рынкам; сокращение возможности для привлечения дешёвых инвестиций; невозможность приобретения высокотехнологического оборудования; усиление технологического отставания России; недополучение около $1 трлн инвестиций в следующие 30 лет( прогноз BoAML); потеря совместных проектов; пикирование добычи нефти.
Несмотря на то, что санкции несомненно «ударят» по экономике России, нельзя не учесть то, что санкции послужат толчком к развитию отечественных технологий и оборудования, а также приведут к повышению спроса на развитие российских технологий, увеличению рабочих мест в научной сфере; Следовательно, представляется необходимым активное участие властей регионов в усилении инновационного потенциала и активности компаний в сотрудничестве как с Вузами страны, так и с региональными властями.
Таким образом, можно предложить следующие рекомендации:
1) Развивать сотрудничество российских нефтегазовых компании с российскими фирмами, которые предоставляют геофизические услуги.
2) Увеличить государственное софинансирование совместных исследований компаний и вузов, стимулировать большее участие крупных компаний в разработках.
3) Стимулировать аспирантов к научной деятельности путем помощи в трудоустройстве, повышений гарантий и дополнительных выплат
4) Увеличить бюджетные места и стипендии для аспирантов, понизить стоимость защиты диссертаций.
5) Прописывать больше конкретных мероприятий и процедур по реализации целей и задач Стратегий регионов.
6) Ввести строгие международные стандарты бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности.
7) Точное законодательное установление разграничений в области контроля, оценки инвестиционных проектов.
8) Поручить оценку качества регионального и муниципального управления независимым комиссиям или общественным организациям, получившие общественное признание.
9) Выпуск ежегодных статистических карт, которые отражают инвестиционную привлекательность отдельных территорий.
10) Ввести строгие международные стандарты бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности.
11) Точное законодательное установление разграничений в области контроля, оценки инвестиционных проектов.
12) Поручить оценку качества регионального и муниципального управления независимым комиссиям или общественным организациям, получившие общественное признание.
13) Выпуск ежегодных статистических карт, которые отражают инвестиционную привлекательность отдельных территорий.
Однако стоит учитывать, что усиление роли государства в инвестиционной сфере должно быть нацелено на повышение эффективности государственной инвестиционной политики при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций, а не их уменьшение, особенно в нефтяном секторе. Необходимы также налаживание связей и взаимодействия общества и государства. А также нужны взаимные усилия федеральных и региональных органов власти для регулирования инвестиционных процессов с целью развития страны и выхода ее на передовые позиции в мировом рейтинге.
Подобные работы
- Управление инвестиционным процессом в региональных системах, ориентированных на экономический рост
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Государственное регулирование инвестиционных процессов
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ, КУРСКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Управление инвестиционным процессом (на примере ОАО «РЖД»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Управление инвестиционной привлекательностью регионов Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ
ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
РЕГИОНА
Магистерская диссертация, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017



