Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования эколого-географического мировоззрения учащихся среднего звена общеобразовательных учреждений.
1.1. Историко-теоретические предпосылки формирования эколого-географического мировоззрения школьников 10
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования эколого-географического мировоззрения учащихся среднего звена 30
1.3. Потенциальные возможности предметов естественно-научного
цикла в формировании эколого-географического мировоззрения учащихся 37
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию эколого¬географического мировоззрения естественнонаучным образованием
2.1. Педагогические условия формирования эколого-географического
мировоззрения в процессе изучения естественнонаучных дисциплин 47
2.2. Инновационные формы и методы формирования эколого¬
географического мировоззрения в процессе естественнонаучного образования 61
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эколого-географического мировоззрения учащихся среднего звена в процессе
изучения естественнонаучных дисциплин 73
Заключение 83
Литература 86
Приложения 91
Актуальность исследования. В настоящее время сложившиеся противоречия между обществом и природой, обусловленные, в первую очередь, научно-технической революцией, привели к возникновению ряда эколого-географических проблем. Выделение данных проблем создало предпосылки для более глубокого изучения эколого-географического мировоззрения, которая имеет интегрирующее, междисциплинарное значение для предметов естественно-географического цикла.
Для предотвращения отрицательных последствий вторжения человека в природу необходимо решить ряд социально-политических, этических, нравственных, педагогических, экономических вопросов, которые в совокупности ведут к эколого-географическим проблемам.
Понятно стремление учителей дать учащимся как можно более точное представление об общей картине мира. Однако решить эту задачу в рамках одного учебного предмета невозможно. Поэтому в теории и практике обучения усиливается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию цельной картины мира. Для преподавания географии это особенно важно, так как данная наука с одной стороны базируется на многих естественнонаучных понятиях (связи с математикой, биологией, физикой, химией, экологией и т.д.), а с другой стороны касается многих областей человеческой жизни и деятельности (связи с историей, этнографией, экономикой, теорией управления и др.).
Цель нашего исследования - разработать и обосновать теоретико-методологические и дидактические основы формирования эколого-географического мировоззрения учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Объект исследования - экологическое и географическое образование учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования - теория и методика формирования эколого-географического мировоззрения учащихся 6-9 классов в
общеобразовательных учреждениях.
Гипотеза исследования. Формирование эколого-географического мировоззрения учащихся общеобразовательных учреждений будет наиболее успешным, если:
1) выявлен мировоззренческий компонент содержания экологического и географического образования;
2) эколого-географическое содержание естественнонаучного образования изучается системно и целенаправленно;
3) разработан и используется комплекс педагогических условий формирования эколого-географического мировоззрения;
4) применяются специально разработанные критерии измерения уровня сформированности эколого-географического мировоззрения учащихся, в соответствии с которыми корректируется педагогическая деятельность. В соответствии с поставленной целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
- на основе теоретического анализа уточнить и конкретизировать применительно к школьному естественно-географическому образованию сущность категории "эколого-географическое мировоззрение";
- обосновать педагогические условия формирования эколого-географического мировоззрения учащихся при изучении дисциплин естественно-географического цикла;
- определить критерии и уровни сформированности эколого-географического мировоззрения учащихся VI-IX классов в процессе изучения дисциплин естественно-географического цикла.
Методология исследования. Общие вопросы формирования
мировоззрения рассматривали С.И. Гессен, И.Я. Лернер, H.A. Менчинская,
Э.И. Моносзон, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Филонов и др.
Философские аспекты проблемы освещены в трудах П.В. Алексеева, P.A. Арцишевского, М.Г. Бенью, В.А. Кобылянского, Ю. Коутун, М.Я. Ковальзон, B.C. Лямина, B.C. Молодцова, В.А. Совалева, А.Г. Спиркина, В.П. Тугаринова, В.Ф. Черноволенко, К.Л. Шуртакова и др.
Проблеме формирования мировоззрения посвящены работы педагогов Ш.П. Балавадзе, В.Н. Жукова, М.И. Махмутова, В М. Медведева, Н.Г. Огурцова, P.M. Роговой, И.В. Сысоенко и психологов Л.И. Божовича, Д.В. Вилькеева, Г.Е. Залесского, И.С. Кон, В.А. Крутецкого, A.M. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Фельдштейна, И.С. Якиманской и др.
Особенности формирования важнейших эколого-географических понятий выявлены в курсах физической и экономической географии в работах С.В. Васильева, О.В. Евусяк, Г.Г. Ивченковой, Т.В. Кучер, В.П. Максаковского, Т.В. Машаровой, И.Т. Гайсина, И.А. Уразметова и др.; обоснована необходимость опоры на краеведческий материал в процессе формирования природоохранных знаний (З.А. Хусаинов, Т.П. Герасимов, И.С. Матрусов, Л.В. Моисеева, Н.Э. Якубова, Г.Х. Хазеев и др.); определены эффективные методы формирования ответственного отношения к природе во внеурочной работе по географии, биологии, химии, природоведению (И.И. Баринова, И.М. Божьеволина, Н.Ф. Винокурова, К.Н. Карон, Е.С. Мирзаев и др.).
Основополагающее значение для формирования концепции исследования также имеют:
- социальная обусловленность современной теории обучения (дидактики) и образовательно-воспитательного процесса обучения географии в средней школе;
- труды по теории урока как законченного целого, как урока в системе уроков М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, М.А. Данилова, В.И. Стрезикозина, И.Т. Огородникова и особенно положения и классификация методов организации урока Ю.К. Бабанского;
- опыт методистов в создании уроков географии, предлагающих разные классификации (И.Т. Гайсин, С.И. Бекетова, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшова, З.А. Хусаинов);
- положения авторов, разрабатывающих новые педагогические технологии в обучении (С.Ю.Курганова, В.К.Дьяченко, И.Н.Закатова, Дж. Найта, И.С.Якиманской, Г.К.Селевко и др.);
- исследования в области экологизации школьной географии (Т.П. Герасимова, А.В. Даринский, И.В. Душина, Л.С. Зиятдинова, Ю.П. Переведенцев, Н.Н. Родзевич, А.С. Тайсин, P.M. Якупова и др).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании использован комплекс теоретических и экспериментальных методов и методик:
• методы теоретического анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения, которые использовались при комплексном изучении различных научных воззрений по проблеме исследования, нашедших отражение в научных источниках, а также при осмыслении практического опыта;
• системный подход, позволивший рассмотреть изучаемые явления во всем многообразии, взаимосвязанности и целостном единстве их составляющих;
• метод моделирования, используемый для наглядного описания системных объектов;
• педагогическое проектирование, применяемое при разработке дидактических средств, технологий и условий обучения в рамках опытно- экспериментальной работы;
• комплексные эмпирические методы (педагогический мониторинг, констатирующий и формирующий эксперименты);
• частные эмпирические методы (наблюдение, тестирование), используемые для диагностики и анализа состояния изучаемого явления.
Этапы исследования охватывают период с 2014 по 2016 гг.
Первый этап (2014) - осуществлялся теоретический анализ
философской, психологической, культурологической, экологической, географической, историко-педагогической литературы в области проблемы формирования эколого-географического мировоззрения у учащихся; определились основные противоречия и проблемы в данной области, формулировалась гипотеза исследования, определены цели и задачи, шла разработка научно-методологического аппарата; осуществлялся
констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2015) проводился формирующий эксперимент. Экспериментальная работа выполнялась в процессе преподавания естественно-географических дисциплин проведения элективного курса и тематического кружка (приложение 4, 5) в VI-IX классах в МБОУ «Гимназия №155» Ново-Савиновского муниципального района г. Казани. При обобщении материала, накопленного на первом этапе исследования, проводилась проверка ранее сделанных выводов, полученные данные подвергались качественной и статистической обработке. Были определены педагогические условия эффективного и целенаправленного формирования эколого-географического мировоззрения учащихся.
На третьем этапе (2016) осуществлялись анализ, научно-теоретическое обобщение и интерпретация полученных в ходе эксперимента данных. Получила логическое завершение апробация концептуальных подходов и дидактических принципов. Осуществлялось оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования. 1. Выявлено эколого-географическое
содержание, обладающее мировоззренческой значимостью, определено оптимальное сочетание форм обучения естественно-географических дисциплин (на примере географии), методов, видов деятельности учащихся, способствующих формированию эколого-географического мировоззрения.
2. Уточнено определение понятия «эколого-географическое мировоззрение учащихся». Эколого-географическое мировоззрение учащихся - система эколого-географических мировоззренческих знаний, взглядов, убеждений о мире, выражающих отношения к явлениям природы и общественной жизни человека.
3. Выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие формированию эколого-географического мировоззрения учащихся: выделение нравственного компонента в содержании предметов естественно-географических дисциплин; осуществление эколого-географической направленности формирования мировоззрения учащихся на основе принципов непрерывности и преемственности учебно-воспитательного процесса; формирование культуры осознанного выбора экологического поведения с позиций нравственных ценностей; реализация модели формирования эколого-географического мировоззрения учащихся VI-IX классов в процессе изучения естественно-географических дисциплин.
4. Разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень сформированности эколого-географического мировоззрения, определены их количественные и качественные показатели.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и конкретизации категории "эколого-географическое мировоззрение"
применительно к школьному экологическому и географическому образованию, определении и обосновании принципов формирования эколого-географического мировоззрения учащихся в обучении естественно¬географических дисциплин: системности, гуманизации, систематичности и последовательности; научности, единства обучения, воспитания и развития; рефлексивности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в педагогической деятельности учителей общеобразовательных школ; при подготовке студентами рефератов, курсовых и дипломных работ; на курсах повышения квалификации учителей по проблемам экологического образования и воспитания.
Практическая значимость исследования связана также с разработкой в ходе опытно-экспериментального исследования научно-методического обеспечения обучения географии, которое может быть использовано в качестве научно-обоснованных средств совершенствования школьного экологического и географического образования на основе мировоззренческих идей и включает учебно-методические пособия, рекомендации, тематические планирования, разработки уроков.
Основные доказываемые положения исследования:
1. Педагогические условия, способствующие формированию эколого-географического мировоззрения учащихся VI-IX классов при изучении дисциплин естественно-географического цикла.
2. Диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень и критерии сформированности мировоззренческих знаний, оценочных умений при изучении школьных курсов географии (биологии, химии) в VI-IX классах.
Апробация результатов исследования проходила на уроках географии в МБОУ «Гимназия № 155» Ново-Савиновского муниципального района г. Казани и во внеурочное время, а также на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях (2014 - 2016 гг.). По результатам проведенного исследования опубликовано 14 статей, в том числе в журналах ВАК РФ, Scopus, Web of science.
В ходе проведенного нами исследования, мы решили следующие задачи:
1. Выявлено эколого-географическое содержание, обладающее мировоззренческой значимостью, определено оптимальное сочетание форм обучения естественно-географических дисциплин (на примере географии), методов, видов деятельности учащихся, способствующих формированию эколого-географического мировоззрения.
2. Уточнено определение понятия «эколого-географическое мировоззрение учащихся». Эколого-географическое мировоззрение учащихся - система эколого-географических мировоззренческих знаний, взглядов, убеждений о мире, выражающих отношения к явлениям природы и общественной жизни человека.
3. Выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие формированию эколого-географического мировоззрения учащихся: выделение нравственного компонента в содержании предметов естественно-географических дисциплин; осуществление эколого-географической направленности формирования мировоззрения учащихся на основе принципов непрерывности и преемственности учебно-воспитательного процесса; формирование культуры осознанного выбора экологического поведения с позиций нравственных ценностей; реализация модели формирования эколого-географического мировоззрения учащихся VI-IX классов в процессе изучения естественно-географических дисциплин.
4. Разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень сформированности эколого-географического мировоззрения, определены их количественные и качественные показатели.
Для проверки нашей гипотезы, нами было проведено опытно - экспериментальное исследование проблемы, состоящее из нескольких этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап эксперимента был направлен на определение исходных значений уровня сформированности эколого-географического мировоззрения учащихся в VI-IX классах. Нами было отмечено то, что в среднем 45% испытуемых в экспериментальной группе, 56% испытуемых в контрольной группе имеют низкий уровень сформированности эколого-географического мировоззрения, что говорит о неспособности обучающихся мыслить нестандартно, обосновывать факты и т.д.
На наиболее низком уровне находятся умение обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений и терминов, также умение обнаруживать релевантную информацию на фоне избыточной.
Формирующий эксперимент был направлен на апробацию
составленной нами элективного курса и тематического кружка по повышению уровня сформированности эколого-географического
мировоззрения учащихся в VI-IX классах и на ее реализацию во внеурочное время.
Формирующий эксперимент завершился повторной диагностикой учащихся.
После обработки данных, полученных в результате повторной диагностики, было выявлено, что в группах, где апробировался элективный курс и тематический кружок по повышению уровня сформированности эколого-географического мировоззрения учащихся, показатели изменились.
57% испытуемых имеют средний уровень сформированности эколого-географического мировоззрения, 17% - высокий уровень.
Для проверки значимости статистических различий в группе до проведения эксперимента и после, мы провели статистический анализ. По t - критерию Стьюдента определилось, что различия между средними значениями уровней сформированности эколого-географического мировоззрения учащихся в VI-IX классах до и после реализации элективного курса значимы.
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась, а разработанные и апробированные элективный курс «Преемственность экологического образования» и тематический кружок «Лесные ресурсы Рыбно-Слободского муниципального района РТ» в VI-IX классах эффективны.
1. Андреева А.Е., Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии: методическое пособие.- Москва: НМЦ СПО, 1997.-52с.
2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова.- 17-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 303 с.
3. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. - М., Изд. Акад.
пед. наук РСФСР, 1961.- 263 с.
4. Батий Ю.Ю. Проверка знаний учащихся по географии. - М.:
Просвещение, 1966.- 64 с.
5. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии.- Казань: Отечество, 2012.-242 с.
6. Бекетова С.И., Гилемханов И.Р., Мурзиева Г.Р. Некоторые вопросы формирования научного мировоззрения в процессе обучения географии. / Окружающая среда и устойчивое развитие регионов. Том II: Динамика и взаимодействие природных и социально-экономических географических систем. Туристская индустрия: мировые тенденции и региональные приоритеты. Актуальные проблемы экологического и географического образования / под ред. проф. Переведенцева Ю.П., проф. Сироткина В.В., проф. Рубцова В.А., проф. Гайсина И.Т.- Казань: Изд-во "Отечество", 2013.- С. 398-400.
7. Бекетова С.И. Роль эколого-эстетического воспитания в формировании личности. Казань 2012 г. С.10-12
8. Божьеволина И.М. Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классических университетов. Монография. - Йошкар-Ола. 2007.¬186с.
9. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова A.M. - М., 1983.- С.1800
10. Винокурова Н.Р. Взаимосвязь географических и биологических знаний в экологическом образовании школьников. /География в школе. 1991, №3.
11. Винокурова Н.Ф., Камерисова Г.С., Николина В.В. и др. Природопользование. Экспериментальное учебное пособие для учащихся 10¬11 классов общеобразовательных школ.- Н-Новгород, 1993.-285с.
12. Всероссийский съезд по охране природы. 3-5 июня 1995 г. Резолюции и предложения // Зеленый мир, 1995. - № 21. - С. 7-9.
13. Гайсин И.Т. Использование межпредметных связей экологического содержания при изучении географии. Материалы конференции 21-22 ноября 2002 г. Казань.-2002.
14. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография - Казань. Изд-во «Тан-Заря», 2002.-198с.
15. Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания. Монография. Казань: КГПУ, 1999.-204с.
16. География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.- 286 с.
17. Герасимова Т. П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии. - М., Педагогика, 1978.- 120 с.
18. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. - С.127
19. Гилемханов И.Р., Божьеволина И.М. Педагогические условия формирования экологического мировоззрения в процессе изучения естественнонаучных дисциплин / Окружающая среда и устойчивое развитие регионов. Том II: Динамика и взаимодействие природных и социально - экономических географических систем. Туристская индустрия: мировые тенденции и региональные приоритеты. Актуальные проблемы экологического и географического образования / под ред. проф. Переведенцева Ю.П., проф. Сироткина В.В., проф. Рубцова В.А., проф Гайсина И.Т.- Казань: Изд-во "Отечество", 2013.- С. 342-344.
20. Гилемханов И.Р. Некоторые аспекты формирования эколого-географического мировоззрения обучающихся на уроках географии // Воспитание экологической культуры дошкольников и младших школьников в условиях ФГОС: сборник материалов регионального научно-практического семинара 28 ноября 2014 года./Сост. Ф.Г. Газизова, Г.Ю. Гарифуллина.- Казань: Изд-во: КФУ, 2014.-с. 8-11.
21. Гилемханов И.Р. Некоторые вопросы формирования мировоззрения в современной школе // Формирование эколого-географической культуры учащейся молодежи в школе и вузе / Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с.Малая Цильна, 20-21 декабря 2013 г.) / Отв. ред. проф. З.А. Хусаинов.- Казань: К(П)ФУ, 2013.- 232-234 с.
22. Гилемханов И.Р. Некоторые вопросы экологизации географического
образования в вузах // Организация исследовательской деятельности обучающихся старших классов в эколого-географической предметной области / Материалы региональной научно-методической конференции с всероссийским участием (Казань, 4 декабря 2013 г.) / Отв. ред. Р.Г.
Мударисов.- Казань, 2013.- С. 14-17
23. Гилемханов И.Р. Межпредметные связи и преемственность эколого-географического образования // Этнические аспекты географических исследований в школе и вузе: материалы регионального науч. -метод. семинара (27 февраля 2015 г., г. Казань) / Отв. ред. доцент Биктимиров Н.М.- Казань: К(П)ФУ, 2015.- С. 30-33.
24. Гилемханов И.Р. Сущность преемственности в экологическом образовании и воспитании / Преемственность эколого-географического образования в школе и вузе/Материалы регионального научно¬методического семинара (Казань, К(П)ФУ, 14 января 2013)/ Отв. ред. С.И. Бекетова.- Казань: КФУ, 2013.- С. 18-21
25. Гилемханов И.Р. Формирование экологического мировоззрения младших школьников во внеурочное время // Принципы и способы сохранения биоразнообразия: материалы VI Всероссийской конференции с международным участием / Мар. гос. ун-т; отв. ред. Г.О. Османова; Л.А. Жукова.- Йошкар-Ола, 2015.- С. 360-362.
26. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. - М.: Просвещение, 1987.- 222 с.
27. Горелов А.А. Концепции современного естествознания - М.: центр, 1997.-208с.
28. Горохов В.Л., Чилингаров А.И. Образование в области охраны окружающей среды. Методическое пособие. Л.: Гидрометиздат, 1970.
29. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1977.-134 с.
30. Громова Е.В. Географические экскурсии. - Ростов н/Д., 1956.- с. 83
31. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
32. Захлебный А.Н. Школа и охрана природы: Содержание
природоохранительного образования. — М.: Педагогика, 1981.-184с.
33. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников. М.:Педагогика,1983.
34. Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. М.: Просвещение, 1970.
35. Кокс Х. География и проблемы формирования научного мировоззрения.- В кн.: Философы педагогам. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и математических дисциплин в средней школе. М.: Мысль, 1976.С.28
36. Контрольные задания и упражнения по географии./ Под ред. Л. М. Панчешниковой -М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
37. Крылова О.В. Интересный урок географии./ Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.- 94 с.
38. Максаковский В.П. и др. Методическое пособие по экономической географии зарубежных стран. Методическое пособие по экономической и социальной географии СССР. Под ред. А.В. Даринского. М.: Просвещение, 1990.
39. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1988.-192с.
40. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: Изд-во РЭ- ФИЯ,1996.-51с.
41. Методика обучения географии в средней школе: Пособие для учителя. / Под ред. И. С. Матрусова - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.
42. Моисеева Л.В., Файрушина С.М. Экологическая педагогика: современный аспект: монография. - Казань: Изд-во МОиН РТ. 2010-316с.
43. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.-2 изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2003.-176 с.
44. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. М., 1981.
45. Суравегина И.Т. Система экологического образования в школе: концепция и модель// Экология, культура, образование. -М.:1989-24с.
46. Файрушина С.М. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: монография.- Казань: РИЦ «Школа», 2008.-172с.
47. Хусаинов З.А. История развития экологической культуры татарского народа - Современные проблемы науки и образования. - 2014.
48. Хусаинов З.А. Сельская школа и воспитание хозяина земли: проблемы и решения // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 2014. - 336 с.
49. Хусаинов З.А. Этнопедагогические основы экологической культуры. Монография. Deutschland, Saarbrucken, Palmarium academic publishing, 2014. - 279 c.
50. Khusainov Z.A. Gaisin R.I., Biktimirov N.M., Valiev M.R., Gilemhanov I.R. Formation of Ecological Culture in the Aspect of Ethno Pedagogy // Mediterranean Journal of Social Sciences. February 2015, MCSER Publishing, Rome-Italy. Vol 6. № 1 S3., - p.p. 126 -130.