ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
|
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования системы здравоохранения в России
1.1 Роль здравоохранения в экономическом и социальном развитии общества
1.2 Система управления здравоохранением на региональном уровне
2. Анализ системы здравоохранения на региональном уровне 29
2.1 Ресурсы системы здравоохранения и уровень их использования 29
2.2 Сравнительная оценка системы здравоохранения в Ленинградской,
Самарской и Нижегородской области 34
3. Пути совершенствования системы управления здравоохранением на
региональном уровне 49
3.1 Проблемы финансирования здравоохранения в регионах 49
3.2 Мероприятия по совершенствованию функций управления
здравоохранением 65
Заключение 73
Библиографический список 76
1. Теоретические аспекты функционирования системы здравоохранения в России
1.1 Роль здравоохранения в экономическом и социальном развитии общества
1.2 Система управления здравоохранением на региональном уровне
2. Анализ системы здравоохранения на региональном уровне 29
2.1 Ресурсы системы здравоохранения и уровень их использования 29
2.2 Сравнительная оценка системы здравоохранения в Ленинградской,
Самарской и Нижегородской области 34
3. Пути совершенствования системы управления здравоохранением на
региональном уровне 49
3.1 Проблемы финансирования здравоохранения в регионах 49
3.2 Мероприятия по совершенствованию функций управления
здравоохранением 65
Заключение 73
Библиографический список 76
Развитие сферы охраны здоровья в современном мире, прежде всего, характеризуется ее изменениями, движущей силой в которых выступает комплекс проблем на национальном уровне системы здравоохранение, а также и проблема малой социальной и экономической эффективности работы сферы охраны здоровья граждан.
При воплощении реформ в жизнь, нынешняя система охраны здоровья претерпевает большие организационные, правовые и смысловые изменения: создается нормативно-правовая база для реформирования здравоохранение, которую направляют на децентрализацию государственной системы управления охраной здоровья и медицинским обслуживанием; реализуют систему ОМС, проводят структурные изменения в отрасли, развивают долю частного сектора в здравоохранении.
Но, не смотря на это, работоспособность системы охраны здоровья сталкивается с некоторыми сложностями: падение качества медицинского обслуживания населения; рост количества заболевании, опасных для социума; увеличение смертности и упадок рождаемости, отрицательный естественный прирост населения; слишком малое финансирование сферы здравоохранение и декларативный характер «Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи». Наличие проблем объясняется, в первую очередь, потерей всестороннего подхода к здравоохранению, негативными изменениями системы медицинской профилактики, уменьшением возможности получения легкодоступной квалифицированной медицинской помощи для основной части населения.
Проблемы, которые возникают в отрасли охраны здоровья, должны быть сбалансированы ответственными за это органами управления. Но сегодня государственная система управления охраны здоровья находится в крайне критическом состоянии, а ее деятельность - одна из самых актуальных проблем российского Правительства. Долгий период в стране не было конкретных приоритетов в сфере охраны здоровья, постепенно разваливалась система медицины с профилактической точки зрения.
Подводя итог выше сказанному заметим, что, объективные социальные, экономические и геополитические причины сегодня не позволяют создать эффективную систему управления, обеспечивающую бесперебойное и полноценное развитие здравоохранение в России.
Актуальность темы исследования заключается в том, что институт эффективности деятельности органов власти в сфере здравоохранения следует рассматривать как новую и дополнительную юридическую гарантию реализации, охраны и защиты права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Объект исследования - система здравоохранения регионов Российской Федерации.
Предмет исследования - управление системой здравоохранения в регионах России.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка системы здравоохранения в регионах России (на примере Самарской, Нижегородской и Ленинградской областей).
В ходе написания данной работы мною поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль здравоохранения в экономическом и социальном развитии общества, изучить состояние здравоохранения в России.
2. Рассмотреть систему управления здравоохранением в регионах РФ.
3. Изучить проблемы финансирования здравоохранения в регионах России.
4. Охарактеризовать ресурсы системы здравоохранения и уровень их использования.
5. Изучить социальную и экономическую эффективность здравоохранения.
6. Изучить общие направления совершенствования функций управления здравоохранением.
7. На основе проведенного анализа разработать рекомендации по совершенствованию системы управления сферой здравоохранения
Методологическая основа исследования базируется на общенаучном диалектическом методе познания объективной действительности. В исследовании применяются диалектические и частно-научный методы: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический.
Нормативно-правовая база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами, относящимся к теме исследования.
Важнейшие идеи по направлению; оценки; экономической эффективности сформулированы: в работах отечественных авторов, таких как Агабегян А.Г., Валдайцев СВ., Коссов В.В., Лившиц В.Н., Львов Д.С., Шахназаров А.Г. Социально-экономическая эффективность системы здравоохранения изучена следующими учеными: Бушуевой Г.А., Варавиковой: А.Е., Караушевой Л.Е., Кожевникова СЮ.,. Попова Г.А., Пустового И.В., Тульчинского Т.Г., Шамшуриной Н.Г.
Исследованию проблемы совершенствования организационно-экономического механизма функционирования системы здравоохранения были посвящены труды следующих отечественных ученых: Вялкова А.И;, Кучеренко; В.В., Пономаревой Г.А., Успенской И.В., Шеймана И.М., Шишкина СВ., Щепина О.П.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического и приложений.
В первой главе будут рассмотрены теоретические и методические аспекты функционирования системы здравоохранения в России.
Во второй главе работы будет проведен анализ эффективности региональной системы здравоохранения на примере Ленинградской, Нижегородской и Самарской областей.
В третьей главе будет рассмотрены пути совершенствования системы управления здравоохранением Ленинградской, Нижегородской и Самарской областей и выведены рекомендации по совершенствованию системы здравоохранения в данных регионах.
В заключении представлены основные выводы, сделанные в процессе написания работы.
В приложениях представлена авторская методика для оценки ресурсной базы здравоохранения, а так же - социальной и экономической эффективности здравоохранения и соответствующие расчеты.
При воплощении реформ в жизнь, нынешняя система охраны здоровья претерпевает большие организационные, правовые и смысловые изменения: создается нормативно-правовая база для реформирования здравоохранение, которую направляют на децентрализацию государственной системы управления охраной здоровья и медицинским обслуживанием; реализуют систему ОМС, проводят структурные изменения в отрасли, развивают долю частного сектора в здравоохранении.
Но, не смотря на это, работоспособность системы охраны здоровья сталкивается с некоторыми сложностями: падение качества медицинского обслуживания населения; рост количества заболевании, опасных для социума; увеличение смертности и упадок рождаемости, отрицательный естественный прирост населения; слишком малое финансирование сферы здравоохранение и декларативный характер «Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи». Наличие проблем объясняется, в первую очередь, потерей всестороннего подхода к здравоохранению, негативными изменениями системы медицинской профилактики, уменьшением возможности получения легкодоступной квалифицированной медицинской помощи для основной части населения.
Проблемы, которые возникают в отрасли охраны здоровья, должны быть сбалансированы ответственными за это органами управления. Но сегодня государственная система управления охраны здоровья находится в крайне критическом состоянии, а ее деятельность - одна из самых актуальных проблем российского Правительства. Долгий период в стране не было конкретных приоритетов в сфере охраны здоровья, постепенно разваливалась система медицины с профилактической точки зрения.
Подводя итог выше сказанному заметим, что, объективные социальные, экономические и геополитические причины сегодня не позволяют создать эффективную систему управления, обеспечивающую бесперебойное и полноценное развитие здравоохранение в России.
Актуальность темы исследования заключается в том, что институт эффективности деятельности органов власти в сфере здравоохранения следует рассматривать как новую и дополнительную юридическую гарантию реализации, охраны и защиты права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Объект исследования - система здравоохранения регионов Российской Федерации.
Предмет исследования - управление системой здравоохранения в регионах России.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка системы здравоохранения в регионах России (на примере Самарской, Нижегородской и Ленинградской областей).
В ходе написания данной работы мною поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль здравоохранения в экономическом и социальном развитии общества, изучить состояние здравоохранения в России.
2. Рассмотреть систему управления здравоохранением в регионах РФ.
3. Изучить проблемы финансирования здравоохранения в регионах России.
4. Охарактеризовать ресурсы системы здравоохранения и уровень их использования.
5. Изучить социальную и экономическую эффективность здравоохранения.
6. Изучить общие направления совершенствования функций управления здравоохранением.
7. На основе проведенного анализа разработать рекомендации по совершенствованию системы управления сферой здравоохранения
Методологическая основа исследования базируется на общенаучном диалектическом методе познания объективной действительности. В исследовании применяются диалектические и частно-научный методы: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический.
Нормативно-правовая база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами, относящимся к теме исследования.
Важнейшие идеи по направлению; оценки; экономической эффективности сформулированы: в работах отечественных авторов, таких как Агабегян А.Г., Валдайцев СВ., Коссов В.В., Лившиц В.Н., Львов Д.С., Шахназаров А.Г. Социально-экономическая эффективность системы здравоохранения изучена следующими учеными: Бушуевой Г.А., Варавиковой: А.Е., Караушевой Л.Е., Кожевникова СЮ.,. Попова Г.А., Пустового И.В., Тульчинского Т.Г., Шамшуриной Н.Г.
Исследованию проблемы совершенствования организационно-экономического механизма функционирования системы здравоохранения были посвящены труды следующих отечественных ученых: Вялкова А.И;, Кучеренко; В.В., Пономаревой Г.А., Успенской И.В., Шеймана И.М., Шишкина СВ., Щепина О.П.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического и приложений.
В первой главе будут рассмотрены теоретические и методические аспекты функционирования системы здравоохранения в России.
Во второй главе работы будет проведен анализ эффективности региональной системы здравоохранения на примере Ленинградской, Нижегородской и Самарской областей.
В третьей главе будет рассмотрены пути совершенствования системы управления здравоохранением Ленинградской, Нижегородской и Самарской областей и выведены рекомендации по совершенствованию системы здравоохранения в данных регионах.
В заключении представлены основные выводы, сделанные в процессе написания работы.
В приложениях представлена авторская методика для оценки ресурсной базы здравоохранения, а так же - социальной и экономической эффективности здравоохранения и соответствующие расчеты.
Здоровье каждого гражданина - важнейший элемент системы национального развития любой страны, представляющий и для государства в целом, и для каждого человека в отдельности высшую ценность.
В настоящее время сфера здравоохранения подвержена существенным преобразованиям: активно обновляется правовая база, повсеместно внедряется система стандартизации медицинских услуг, постепенно совершенствуются модели финансового обеспечения медицинской помощи и многое другое. Именно в этих условиях защита прав и законных интересов пациента в системе здравоохранения предполагает обеспечение действенного и эффективного контроля в сфере охраны здоровья граждан.
Повышение качества медицинской помощи является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере здравоохранения. На выполнение этой задачи направлен государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, который осуществляется в том числе путем проведения проверок соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи.
Вместе с тем проблема обеспечения качества медицинской помощи тесно связана с вопросами организации контроля за оказываемой медицинской помощью и, как следствие, с вопросами возникновения различных видов юридической ответственности.
Анализ правовых основ обеспечения качества медицинской помощи и правового регулирования вопросов управления качеством медицинской помощи позволяет определить некоторые направления их совершенствования. Это:
- унификация дефиниций, используемых в законодательстве, регулирующем вопросы стандартизации в сфере здравоохранения и контроля качества медицинской помощи;
- установление обязательных требований к качеству (критериев качества) медицинской помощи;
- конкретизация правового регулирования договорных отношений в системе медицинского страхования;
- сбалансированность полномочий органов государственной власти различных уровней по планированию, обеспечению и контролю качества медицинской помощи.
Решение этих проблем требует совершенствования как федерального, так и регионального законодательства в сфере здравоохранения.
Нами была рассмотрена роль здравоохранения в развитии национальной экономики. На основании изучения материалов по данному вопросу, мы пришли к заключению, что здравоохранение в современном мире играет крайне важную роль в экономической жизни страны, т.к. от степени его развития и доступности граждан напрямую зависит трудоспособность населения, продолжительность жизни и уровень благосостояния населения. Так же нами была рассмотрена система управления здравоохранением в России и система разграничения прав между субъектами федерации. В процессе рассмотрения мы сделали вывод, что данная система нуждается в реформировании, т.к. она не помогает в решении существующих проблем в сфере здравоохранения. Так же мы рассмотрели понятие и виды ресурсов системы здравоохранения, и пришли к выводу, что при всей специфичности данной отрасли, ее ресурсы подвергаются стандартной классификации: экономические, материально-технические, кадровые, финансовые, организационные и т.д.
Так же мы рассмотрели и проанализировали ресурсную базу трех регионов. На основании данного анализа мы сделали вывод, что в Ленинградской области ресурсная база отстает от нужд региона, а в Нижегородской - практически полностью их обеспечивает. Так же мы провели оценку состояния системы здравоохранения в регионах. Для проведения анализа мы использовали статистические данные, а так же - провели опрос среди населения регионов. На основе проведенного анализа мы можем сделать вывод, что лучше всего здравоохранение развито в Ленинградской области, несмотря на явную недостаточность в ресурсной базе, второе место занимает Нижегородская область, а третье - Самарская. Это говорит нам о том, что в Самарской области необходимо совершенствовать систему управления сферой здравоохранения и поднимать ее уровень.
Кроме этого, мы рассмотрели основные проблемы финансирования, которые возникают в исследуемых регионах, и на основании изученного материала выдвинули ряд рекомендаций в области совершенствования управления системой здравоохранения. Среди них присутствуют следующие:
- привести численность и структуру медицинских кадров в соответствие с потребностями отечественного здравоохранения (соответственно и число государственных медицинских вузов);
- включить библиотеки в организационно-штатную структуру ЛПУ всех уровней и ФАП;
- предусмотреть в бюджетах всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный и ЛПУ) расходы на информационное обеспечение медицинских работников;
- усилить требования к качеству информационных источников
(технические задания Минздравсоцразвития России к учебникам, руководствам, справочникам, подготовленные научными обществами).
Таким образом, после проведенной нами оценки системы здравоохранения в регионах Российской Федерации, мы можем сделать заключительный вывод о том, что система здравоохранения нуждается в серьезных и глобальных изменениях для более эффективного выполнения своих функций.
В настоящее время сфера здравоохранения подвержена существенным преобразованиям: активно обновляется правовая база, повсеместно внедряется система стандартизации медицинских услуг, постепенно совершенствуются модели финансового обеспечения медицинской помощи и многое другое. Именно в этих условиях защита прав и законных интересов пациента в системе здравоохранения предполагает обеспечение действенного и эффективного контроля в сфере охраны здоровья граждан.
Повышение качества медицинской помощи является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере здравоохранения. На выполнение этой задачи направлен государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, который осуществляется в том числе путем проведения проверок соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи.
Вместе с тем проблема обеспечения качества медицинской помощи тесно связана с вопросами организации контроля за оказываемой медицинской помощью и, как следствие, с вопросами возникновения различных видов юридической ответственности.
Анализ правовых основ обеспечения качества медицинской помощи и правового регулирования вопросов управления качеством медицинской помощи позволяет определить некоторые направления их совершенствования. Это:
- унификация дефиниций, используемых в законодательстве, регулирующем вопросы стандартизации в сфере здравоохранения и контроля качества медицинской помощи;
- установление обязательных требований к качеству (критериев качества) медицинской помощи;
- конкретизация правового регулирования договорных отношений в системе медицинского страхования;
- сбалансированность полномочий органов государственной власти различных уровней по планированию, обеспечению и контролю качества медицинской помощи.
Решение этих проблем требует совершенствования как федерального, так и регионального законодательства в сфере здравоохранения.
Нами была рассмотрена роль здравоохранения в развитии национальной экономики. На основании изучения материалов по данному вопросу, мы пришли к заключению, что здравоохранение в современном мире играет крайне важную роль в экономической жизни страны, т.к. от степени его развития и доступности граждан напрямую зависит трудоспособность населения, продолжительность жизни и уровень благосостояния населения. Так же нами была рассмотрена система управления здравоохранением в России и система разграничения прав между субъектами федерации. В процессе рассмотрения мы сделали вывод, что данная система нуждается в реформировании, т.к. она не помогает в решении существующих проблем в сфере здравоохранения. Так же мы рассмотрели понятие и виды ресурсов системы здравоохранения, и пришли к выводу, что при всей специфичности данной отрасли, ее ресурсы подвергаются стандартной классификации: экономические, материально-технические, кадровые, финансовые, организационные и т.д.
Так же мы рассмотрели и проанализировали ресурсную базу трех регионов. На основании данного анализа мы сделали вывод, что в Ленинградской области ресурсная база отстает от нужд региона, а в Нижегородской - практически полностью их обеспечивает. Так же мы провели оценку состояния системы здравоохранения в регионах. Для проведения анализа мы использовали статистические данные, а так же - провели опрос среди населения регионов. На основе проведенного анализа мы можем сделать вывод, что лучше всего здравоохранение развито в Ленинградской области, несмотря на явную недостаточность в ресурсной базе, второе место занимает Нижегородская область, а третье - Самарская. Это говорит нам о том, что в Самарской области необходимо совершенствовать систему управления сферой здравоохранения и поднимать ее уровень.
Кроме этого, мы рассмотрели основные проблемы финансирования, которые возникают в исследуемых регионах, и на основании изученного материала выдвинули ряд рекомендаций в области совершенствования управления системой здравоохранения. Среди них присутствуют следующие:
- привести численность и структуру медицинских кадров в соответствие с потребностями отечественного здравоохранения (соответственно и число государственных медицинских вузов);
- включить библиотеки в организационно-штатную структуру ЛПУ всех уровней и ФАП;
- предусмотреть в бюджетах всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный и ЛПУ) расходы на информационное обеспечение медицинских работников;
- усилить требования к качеству информационных источников
(технические задания Минздравсоцразвития России к учебникам, руководствам, справочникам, подготовленные научными обществами).
Таким образом, после проведенной нами оценки системы здравоохранения в регионах Российской Федерации, мы можем сделать заключительный вывод о том, что система здравоохранения нуждается в серьезных и глобальных изменениях для более эффективного выполнения своих функций.
Подобные работы
- СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Система здравоохранения в регионах России: состояние, проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Система здравоохранения в регионах Российской Федерации: анализ и пути решения проблем управления
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование управления региональной системой здравоохранения в новых экономических условиях
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы государственного управления здравоохранением в регионе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Анализ качества здравоохранения в регионах Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



