СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АРАБСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОРАНИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ
|
Введение 3
1. Национальная картина мира и язык 6
1.1 Картина мира в лингво-культурологическом аспекте 10
1.2 Социально-исторические факторы доисламского мира в арабской
реальности
1.3 Роль языка и религии в формировании арабских реалий 22
Выводы к первой главе 33
2. Арабская картина мира в кораническом тексте 35
2.1 Природные реалии 37
2.2 Бытовые реалии 40
2.3 Социально-экономические отношения в арабском обществе 42
2.3.1 Рабовладельческие отношения 51
2.3.2 Родоплеменные отношения 54
2.3.3 Развитие феодальных отношений 58
Выводы ко второй главе 65
Заключение 67
Литература
1. Национальная картина мира и язык 6
1.1 Картина мира в лингво-культурологическом аспекте 10
1.2 Социально-исторические факторы доисламского мира в арабской
реальности
1.3 Роль языка и религии в формировании арабских реалий 22
Выводы к первой главе 33
2. Арабская картина мира в кораническом тексте 35
2.1 Природные реалии 37
2.2 Бытовые реалии 40
2.3 Социально-экономические отношения в арабском обществе 42
2.3.1 Рабовладельческие отношения 51
2.3.2 Родоплеменные отношения 54
2.3.3 Развитие феодальных отношений 58
Выводы ко второй главе 65
Заключение 67
Литература
Важное значение для лингво-культурологии имеют литературные памятники, в которых заложены характеризующие особенности языковой картины мира народа или нации.
Одним из таких важнейших литературных памятников является священная для мусульман книга Коран, которая явилась не только отражением религиозных наставлений, но и важнейшим источником информации, отображающим исторический, бытовой и духовный опыт языкового коллектива, который, несомненно, сопряжен с его культурными традициями.
Национальный менталитет, проявляясь через лингвистику, отражает ассоциативно-образную систему представлений о мире, зафиксированных в конкретной языковой системе. Арабский национальный менталитет можно определить как некую уровневую систему ценностей, которая была сформирована под влиянием системы образов, а также этических и эстетических представлений древних арабов.
Актуальность темы исследования заключается в культурной значимости Корана, как источника языковых, исторических и культурологических реалий арабской нации, что в свою очередь, открывает большие возможности для исследования арабской действительности, отраженных в Коране. Исследуя Коран с научной точки зрения, мы можем проводить анализ происхождения исламских обычаев и традиций, исследовать язык, указывающий на реалии, и менталитет. Это также дает научную основу для понимания и объяснения всего комплекса мусульманского образа жизни и стиля мышления в целом.
Объектом исследования являются арабские реалии, отраженные в Коране.
Предметом исследования являются коранические тексты.
Целью дипломной работы является рассмотрение различных реалий арабского мира, отраженных в аятах Корана и изучение концептуальной картины арабского мира, представленной в Коране, для того чтобы лучше понять повседневный опыт членов общества, которому было ниспослано кораническое откровение.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить вопрос картины мира в лингво-культурологическом аспекте;
2. Исследовать социально-исторические факторы доисламского мира, оказавшие влияние на репрезентацию арабской реальности в Коране;
3. Проанализировать роль языка и религии в формировании арабской картины мира;
4. Выявить отраженные арабские реалии в Коране
Методологической базой исследования в дипломной работе явились изучение лингвистической, культурологической и исторической литературы, на базе которой был произведен анализ коранического текста.
Большую роль в изучении Корана сыграл историко-филологический труд Е. И. Резвана «Коран и его мир», в котором автор исследовал различные аспекты взаимоотношений внутри системы Коран-общество. Что в свою очередь позволило продвинуться в деле формирования представления о становлении и развитии арабской культуры, языка, традиций, мировоззрения еще дальше. Изучение особенностей арабского народа, их культуры и мировоззрения дает нам более полное представление об особенностях того времени, о первопричинах тех или иных высказываний в Коране, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию как реалий, отраженных в Коране, так и самой сути этой религиозной книги.
Также методологическую базу составили материалы отечественной и зарубежной лингво-культурологии и этнопсихолингвистики, отраженные в различных исследованиях (Серебренников Б. А., Крысин Л. П., Апресян Ю. Д., Леонтьев А. А., Козырева М. К., Фролова Л. Н., Резван Е. А., и т. д.).
При анализе различных лингво-культурологических работ и при изучении аятов и сур были использованы описательный, сравнительно-сопоставительный методы.
Новизна работы состоит в том, что основываясь на методологической базе, мы провели исследование арабских реалий в кораническом тексте в лингво-культурологическом аспекте. Тем самым привнесли новое видение в изучаемую проблему.
Практическая значимость исследуемой проблемы заключается в том, что наша работа помогла нам повысить нашу профессиональную компетентность в вопросах языка, культуры и быта арабов эпохи раннего средневековья.
Структура дипломной работы:
Введение раскрывает актуальность, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает практическую значимость работы.
Первая глава посвящена изучению национальной картины мира в лингво-культурологическом аспекте, социально-историческим факторам доисламского мира, оказавшим влияние на репрезентацию арабской реальности в Коране и роли языка и религии в формировании арабской картины мира. Во второй главе исследуется коранический текст с указанием на арабские реалии.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Одним из таких важнейших литературных памятников является священная для мусульман книга Коран, которая явилась не только отражением религиозных наставлений, но и важнейшим источником информации, отображающим исторический, бытовой и духовный опыт языкового коллектива, который, несомненно, сопряжен с его культурными традициями.
Национальный менталитет, проявляясь через лингвистику, отражает ассоциативно-образную систему представлений о мире, зафиксированных в конкретной языковой системе. Арабский национальный менталитет можно определить как некую уровневую систему ценностей, которая была сформирована под влиянием системы образов, а также этических и эстетических представлений древних арабов.
Актуальность темы исследования заключается в культурной значимости Корана, как источника языковых, исторических и культурологических реалий арабской нации, что в свою очередь, открывает большие возможности для исследования арабской действительности, отраженных в Коране. Исследуя Коран с научной точки зрения, мы можем проводить анализ происхождения исламских обычаев и традиций, исследовать язык, указывающий на реалии, и менталитет. Это также дает научную основу для понимания и объяснения всего комплекса мусульманского образа жизни и стиля мышления в целом.
Объектом исследования являются арабские реалии, отраженные в Коране.
Предметом исследования являются коранические тексты.
Целью дипломной работы является рассмотрение различных реалий арабского мира, отраженных в аятах Корана и изучение концептуальной картины арабского мира, представленной в Коране, для того чтобы лучше понять повседневный опыт членов общества, которому было ниспослано кораническое откровение.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить вопрос картины мира в лингво-культурологическом аспекте;
2. Исследовать социально-исторические факторы доисламского мира, оказавшие влияние на репрезентацию арабской реальности в Коране;
3. Проанализировать роль языка и религии в формировании арабской картины мира;
4. Выявить отраженные арабские реалии в Коране
Методологической базой исследования в дипломной работе явились изучение лингвистической, культурологической и исторической литературы, на базе которой был произведен анализ коранического текста.
Большую роль в изучении Корана сыграл историко-филологический труд Е. И. Резвана «Коран и его мир», в котором автор исследовал различные аспекты взаимоотношений внутри системы Коран-общество. Что в свою очередь позволило продвинуться в деле формирования представления о становлении и развитии арабской культуры, языка, традиций, мировоззрения еще дальше. Изучение особенностей арабского народа, их культуры и мировоззрения дает нам более полное представление об особенностях того времени, о первопричинах тех или иных высказываний в Коране, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию как реалий, отраженных в Коране, так и самой сути этой религиозной книги.
Также методологическую базу составили материалы отечественной и зарубежной лингво-культурологии и этнопсихолингвистики, отраженные в различных исследованиях (Серебренников Б. А., Крысин Л. П., Апресян Ю. Д., Леонтьев А. А., Козырева М. К., Фролова Л. Н., Резван Е. А., и т. д.).
При анализе различных лингво-культурологических работ и при изучении аятов и сур были использованы описательный, сравнительно-сопоставительный методы.
Новизна работы состоит в том, что основываясь на методологической базе, мы провели исследование арабских реалий в кораническом тексте в лингво-культурологическом аспекте. Тем самым привнесли новое видение в изучаемую проблему.
Практическая значимость исследуемой проблемы заключается в том, что наша работа помогла нам повысить нашу профессиональную компетентность в вопросах языка, культуры и быта арабов эпохи раннего средневековья.
Структура дипломной работы:
Введение раскрывает актуальность, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает практическую значимость работы.
Первая глава посвящена изучению национальной картины мира в лингво-культурологическом аспекте, социально-историческим факторам доисламского мира, оказавшим влияние на репрезентацию арабской реальности в Коране и роли языка и религии в формировании арабской картины мира. Во второй главе исследуется коранический текст с указанием на арабские реалии.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Несомненно, каждый народ имеет свои особенности в социальном и трудовом опыте, что находит свое отражение в различных культурологических, литературных и исторических памятниках. И арабский язык не стал исключением. Общий объем представлений о мире, заключенных в Коране образует некую целостную систему взглядов и предписаний, которая в той или иной степени находит отражение во всех носителях арабского языка.
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении различных реалий арабского мира, отраженных в аятах Корана и изучение концептуальной картины арабского мира, представленной в Коране, для того чтобы лучше понять повседневный опыт членов общества, которому было ниспослано кораническое откровение.
Для достижения указанной цели перед работой был поставлен ряд задач.
При решении задачи изучения вопроса национальной картины мира в рамках лингвокультурологии были рассмотрены различные аспекты картины мира, отражающие неповторимый национальный взгляд на мир народа или этноса.
При решении задачи исследования социально-исторических факторов доисламского мира, оказавших влияние на репрезентацию арабской реальности в Коране, был изучен большой научный материал, указывающий на социально - исторические предпосылки формирования национального менталитета арабов, их мировоззрения и миропонимания.
При решении задачи анализа роли языка и религии в формировании арабской картины мира также были проанализированы научные исследования на соответствующую тему, результатом чего явилось понимание того, что «заветные смыслы» Корана оказывались неотделимой частью общественного сознания в ряду таких других форм отображения мира в сознании мусульман, как искусство, философия, мораль, право, повседневное (или обыденное) сознание, науки и технологии и др.
При решении задачи выявления отраженных арабских реалий в кораническом тексте, был изучен Коран и история его ниспослания, проанализированы коранические аяты. При этом были учтены особенности арабского языка и менталитета, ислама, национальных традиций, без которых не возможно целостное и объективное представление реалий жизни того времени.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель рассмотрения специфики репрезентации арабской реальности в кораническом тексте достигнута.
Исследование арабских реалий в Коране выявляет возможные последующие направления работы, по крайней мере, в двух направлениях.
Во-первых, поиск и выявление параллелей, как в родственных ближневосточных вероучительных традициях, так и в духовном наследии доисламской Аравии, выраженном полнее всего в поэзии.
Во-вторых, сопоставление коранической эстетической системы с теоретическими и практическими эстетическими представлениями и системами деятелей мусульманских культур последующих веков.
Таким образом, арабское видение мира, отраженное в Коране рисует свою картину реальности, изображающую культурологическую, языковую, историческую, социальную и бытовую действительности. Описания насыщены словесными ассоциациями, порождающими богатые образы воображения, что также является частью повседневного арабского мировоззрения.
Мы показали, что кораническое откровение содержит большой и многогранный пласт различной информации, связанной с реалиями арабской жизни и мироощущения эпохи ниспослания Корана.
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении различных реалий арабского мира, отраженных в аятах Корана и изучение концептуальной картины арабского мира, представленной в Коране, для того чтобы лучше понять повседневный опыт членов общества, которому было ниспослано кораническое откровение.
Для достижения указанной цели перед работой был поставлен ряд задач.
При решении задачи изучения вопроса национальной картины мира в рамках лингвокультурологии были рассмотрены различные аспекты картины мира, отражающие неповторимый национальный взгляд на мир народа или этноса.
При решении задачи исследования социально-исторических факторов доисламского мира, оказавших влияние на репрезентацию арабской реальности в Коране, был изучен большой научный материал, указывающий на социально - исторические предпосылки формирования национального менталитета арабов, их мировоззрения и миропонимания.
При решении задачи анализа роли языка и религии в формировании арабской картины мира также были проанализированы научные исследования на соответствующую тему, результатом чего явилось понимание того, что «заветные смыслы» Корана оказывались неотделимой частью общественного сознания в ряду таких других форм отображения мира в сознании мусульман, как искусство, философия, мораль, право, повседневное (или обыденное) сознание, науки и технологии и др.
При решении задачи выявления отраженных арабских реалий в кораническом тексте, был изучен Коран и история его ниспослания, проанализированы коранические аяты. При этом были учтены особенности арабского языка и менталитета, ислама, национальных традиций, без которых не возможно целостное и объективное представление реалий жизни того времени.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель рассмотрения специфики репрезентации арабской реальности в кораническом тексте достигнута.
Исследование арабских реалий в Коране выявляет возможные последующие направления работы, по крайней мере, в двух направлениях.
Во-первых, поиск и выявление параллелей, как в родственных ближневосточных вероучительных традициях, так и в духовном наследии доисламской Аравии, выраженном полнее всего в поэзии.
Во-вторых, сопоставление коранической эстетической системы с теоретическими и практическими эстетическими представлениями и системами деятелей мусульманских культур последующих веков.
Таким образом, арабское видение мира, отраженное в Коране рисует свою картину реальности, изображающую культурологическую, языковую, историческую, социальную и бытовую действительности. Описания насыщены словесными ассоциациями, порождающими богатые образы воображения, что также является частью повседневного арабского мировоззрения.
Мы показали, что кораническое откровение содержит большой и многогранный пласт различной информации, связанной с реалиями арабской жизни и мироощущения эпохи ниспослания Корана.



