Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРАБСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Работа №52808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
318
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Оглавление 5
Глава 1 Новые литературные направления и жанровые формы в арабской литературе второй половины XX века
1.1 Реализм и его формы 6
1.2 Модернистские тенденции в арабской прозе 16
1.3 Постмодернистская эстетика 30
1.4 Выводы к главе 1 37
Глава 2 Идейно-тематическое содержание арабской художественной литературы второй половины XX века
2.1 Концепция родины 39
2.2 Тема изгнания 46
2.3 Женский вопрос 53
2.4 Выводы к главе 2 61
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 67


Современная арабская литература занимает важное место в мировом литературном процессе, являя миру крупные художественные произведения, которые переводятся на различные языки и пользуются популярностью во всем мире. Однако чтобы выйти на один уровень с произведениями западных писателей, в своем развитии арабская литература прошла сложный процесс, который характеризуется «ускоренным развитием», совмещая те этапы литературного процесса, которые в западноевропейской художественной литературе имели большую временную протяженность и последовательность. Становление западноевропейских жанров в большинстве стран арабского Востока приходится на вторую половину XX века, когда под воздействием внутренних общественно-политических процессов и мировых культурных и философских изысканий происходит интенсивное развитие художественной литературы во всех ее направлениях.
Актуальность исследования состоит в рассмотрении художественных методов и жанровых форм во второй половине XX века. Идейно-тематическое содержание литературы данного периода затронуло наиболее острые проблемы арабского общества, которые не нашли решения и в наше время. В этот период были созданы крупные по своей значимости произведения арабской художественной литературы, которые имеют высокую эстетическую ценность в мировой литературе.
Объект исследования - тенденции развития арабской литературы во второй половине XX века.
Предмет исследования - художественные произведения арабских писателей второй половины XX века Юсуфа Идриса, Гамаля аль-Гитани, Юсуфа аль-Куайида, Саналла Ибрахима, Ахмеда Хуху, Тахира Ваттара, Абдельхамида Бенхедуги, Абдаллы Ркиби, Самиры Аззам и Мухаммада Абд аль-Вали.
Цель данной работы - рассмотрение процесса развития арабской литературы во второй половине XX века и выявление общих тенденций, свойственных арабской литературе данного периода. Достижение этой цели способствует лучшему пониманию менталитета арабских народов и позволит глубже ознакомиться с культурой данного региона.
В связи с указанной целью в ходе работы представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. изучить общественно-политические процессы, происходящие в различных регионах арабского Востока во второй половине XX века;
2. проследить влияние общественно-политических явлений на развитие литературного процесса в арабских странах;
3. рассмотреть новые явления в литературе на примере арабской
художественной прозы;
4. сравнить направления, по которым развивались национальные литературы;
5. выявить общие тенденции развития арабской литературы во второй половине XX века.
Методологической базой данной работы стали труды российских востоковедов, таких как В. Н. Кирпиченко, В. В. Сафронов, О. Н. Демкина, С. В. Прожогина, М.Н. Суворов, работы арабских филологов Юсуфа аш-Шаруни, Шауки Дайфа, Мухаммада Шарибта, литературных критиков Мухаммада аш- Шайбени и У. Абуда, научные статьи европейских исследователей С. Гюнтера, Н. Халиль-Хабиб и дргуих, а также научные исследования в области лингвокультурологии В. А. Масловой и этнопсихолингвистики В. В. Красных, которые рассматривают концепцию взаимодействия культуры и языка, что находит яркое отражение в художественной литературе. В представленной работе широкое применение нашли сравнительно-сопоставительный и описательный методы.
Новизна исследования состоит в рассмотрении литературных тенденций второй половины XX века в рамках всего региона. Стоит отметить, что раннее такие исследования не проводились.
Практическая значимость данной работы заключается в обогащении собственных знаний в области арабской литературы и истории, формировании более широкого представления о культурно-исторических и социально-политических процессах, происходящих во второй половине XX века, и их отражении в арабском обществе. Кроме того работа может представлять научный интерес для специалистов, ведущих исследования в области современной арабской литературы.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, оглавления, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает новизну и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена развитию литературных направлений и жанровых форм во второй половине XX века. Вторая глава рассматривает идейно-тематическое содержание арабской литературы данного периода.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие арабской литературы во второй половине XX века характеризовалось сменой эстетических парадигм под влиянием художественных принципов Запада и внутренних общественно-политических процессов, формирующих общественное сознание. Художественная практика арабских писателей наглядно демонстрирует синтез элементов европейской эстетической школы и художественное наследие многовековой арабской литературной традиции. В национальных литературах арабских стран наблюдается обращение литературного процесса к художественным тенденциям реализма, модернизма и постмодернизма и становление таких жанровых форм как новелла и роман.
С 50-х годов, в условиях национально-освободительной борьбы широкое применение в художественной прозе получил реалистический метод, направленный на непосредственное отображение действительности, который в национальных литературах принимал различные формы. В Египте, Сирии и Ливане, странах, занимающих ведущее место в рамках литературной общности данного периода, доминирующей формой реализма стал неореализм. В странах Магриба широкое применение получил «наивный реализм», что обусловлено стремлением литературной интеллигенции к запечатлению крупного по своей значимости события в историческом развитии стран. В странах Аравии и Персидского залива были предприняты попытки обращения к критическому реализму, однако в целом реалистическое направление сдерживалось рядом факторов социально-политического и культурного характер.
В 60-70е годы арабская литература в связи с новой исторической обстановкой вступает в новую стадию развития, характеризующуюся существенными изменениями эстетических принципов и критериев художественности, а также диверсификации и усложнению повествовательных форм. В атмосфере разочарования в результатах революций и утраты ценностных ориентиров литературная интеллигенция обратилась к западному философскому течению экзистенциализма, что способствовало переходу арабской литературы к принципам модернизма и ухода художественной прозы в сферу субъективного и иррационального. Эстетику простоты, естественности и правдоподобия вытеснило субъективное преображение реальности индивидуальным сознанием художника.
С 80-х годов арабская литература обращается к постмодернистской эстетике, которая ориентируется преимущественно на форму и характеризуется синтезом художественных приемов и стилей. В творчестве писателей этого периода широкое применение получает прием иронического изображения действительности, что обуславливается крахом надежд на становление нового общества, улучшение социально-экономического положения и политического режима в арабских странах. В своих крайних проявлениях постмодернистские тенденции приводят к утверждению формального эксперимента, отсутствию связности повествования и, в конечном счете, к бессодержательности.
Идейно-тематическое содержание арабской литературы второй половины XX века ориентировано на освещение наиболее острых проблем социально-политического характера, с которыми столкнулась общественность в данный период. Ключевыми темами художественных произведений второй половины XX века становятся концепция родины, тема изгнания и эмансипация женщины.
Динамическое развитие общества, обусловленное борьбой за независимость, сопровождающими ее процессами эмиграции и построением нового общества в условиях постколониальной политики обратило внимание арабского литературного сообщества на понятие родины, образ которой формировался в соответствии с политической ситуацией в стране. Современная арабская литература по-разному рассматривала тему родины. Однако наибольшее распространение получил образ родины - «матери» и обратный ей образ родины - «могилы».
Еще одной ключевой темой художественной прозы второй половины XX века стала тема изгнания, которая охватывает большой спектр проблем: внешняя и внутренняя эмиграции, ссылка, жизнь на чужбине, чувство отчуждения в пределах родной страны. Все эти вопросы нашли отражение в творчестве различных арабских писателей часто в амбивалентных аспектах. Кроме того тема изгнания получила особое звучание в творчестве поколений, рожденных в эмиграции. Столкновение с проблемой синтеза культур Востока и Запада, рассматривается в аспекте возникновения «новых идентичностей», демонстрирующих либо обретенную личностную целостность, либо ее раздвоенность «между двумя мирами».
Тема нравственного пробуждения и социального раскрепощения женщины в современном обществе одна и центральных тем в романах франкоязычных и арабоязычных писателей, которая получила освещение в странах Магриба и в Йемене, где на протяжении длительного периода угнетение женщины диктовалось традиционным укладом общества и колониальным режимом. Угнетенное положение восточной женщины освещается во многих литературных образцах второй половины XX века. Обращение к данной проблеме способствовало развитию женской литературы, которая ставила перед собой задачу отражения внутреннего мира женщины в условиях жалкого существования, продиктованного традициями и религиозными догмами. «Женская проблематика» охватывала вопрос не только политических прав женщин, но акцентировала свое внимание на вопросе естественного права женщина на любовь и счастье.
Таким образом, генезис и эволюция системы арабской литературы второй половины XX века, а так же ее идейно-тематическое содержание представляли собой сложное динамическое отражение движения арабского общества, развития общественного сознания под влиянием социально-политических процессов, происходящих в различных странах арабского Востока. На протяжении второй половины XX века арабская литература характеризуется социальной насыщенностью, острой реакцией на изменение общественно-политической ситуации в стране и отражение характера общественного настроения.



Ибрагим С. Всюду этот запах и другие рассказы / Саналла Ибрагим. - Каир: Дар аль-Мустакбаль аль-Араби лин-Нашр,1964. - 160 с.
Ибрагим С. Комитет / Саналла Ибрагим. — Каир: Дар аль-Мустакбаль аль¬Араби лин-Нашр, 1981. — 121 с.
Идрис. Ю. Рассказы. Полное собрание. Т. 1 / Юсуф Идрис. — Каир: Дар аш-Шурук, 1990. — 1037 с.
Идрис. Ю. Рассказы. Полное собрание. Т. 2 / Юсуф Идрис. — Каир: Дар аш-Шурук, 1991. — 927 с.
Бенхедуга А. Южный ветер / Абдельхамид Бенхедуга. — Алжир: Джарида аш-Шааб, 1970. — 32 с.
Хуху А. Человеческие характеры. Сборник рассказов / А. Хуху. — Алжир: аль-Китаб аль-Джазаири, 1955. — 66 с.
Ркиби А. Люди революции. Сборник рассказов / А. Ркиби. — Алжир: аль¬Китаб аль-Джазаири, 1952. — 141 с.
8. Абд аль-Вали М. Сана — открытый город / М. Абд аль-Вали. — Бейрут: Дар аль-Ауда, 1977. —78 с.
9. Абд аль-Вали М. А как же земля, Сельма? Сборник рассказов / М. Абд аль-Вали. — Бейрут: Дар аль-Ауда, 1966. —149 с.
10. Абд аль-Вали М. То, что называется тоской. Сборник рассказов / М. Абд аль-Вали. — Каир: Дар аш-Шурук, 1972. —98 с.
11. Абд аль-Вали М. Они умирают на чужбине / М. Абд аль-Вали. — Бейрут: Дар аль-Ауда, 1971. —167 с.
12. Аззам С. Западное видение праздника. Сборник рассказов / Самира Аззам. - Бейрут: Дар аль-Ауда, 1971. - 123 с.
13. Аль-Гитани Г. аз-Зейни Баракят / Гамаль аль-Гитани. — Каир: Дар аш- Шурук, 1975. — 287 с.
14. Аль-Куайид Ю. Происшествие на хуторе аль-Миниси / Юсуф аль-Куайд.
— Каир: Хиляль, 1985. — 180 с.
15. Ваттар Т. Рыбак и дворец / Т. Ваттар. — Алжир: Джарида аш-Шааб, 1974.— 89 с.
16. Ваттар Т. Герои возвращаются на этой неделе / Т. Ваттар. - Алжир: аль-Китаб аль-Джазаири, 1980. - 68 с.
Литература
На русском языке
17. Али-Заде Э. А. История литературы Сирии XIX-XX веков / Э. А. Али¬Заде. - М.: Восточная литература, 2007. - 414 с.
18. Демкина, О. Н., Литература Алжира / О. Демкина, С. Прожогина. - М.: Восточная литература, 1993. - 335 с.
19. Джебар А. Избранное / А. Джебар; пер. с фр. С. Прожогина. - М.: Радуга, 1990. - 523 с.
20. Дубинина Н. В. Современная женская проза стран Магриба (Алжир, Тунис, Марокко) / Н. В. Дубинина //Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение, журналистика. - 2011. - № 1. - С. 59¬
63.
21. Кирпиченко В. Н. Современная египетская проза, 60-70-е гг. / В. Н. Кирпиченко. - М.: Наука, 1986. - 293 с.
22. Кирпиченко В. Н. Современный египетский рассказ / В. Н. Кирпиченко. - М.: Наука,1988. - 254 с.
23. Кирпиченко В. Н. Юсуф Идрис / В. Н. Кирпиченко. - М.: Наука, 1980. - 207 с.
24. Кирпиченко, В. Н., История египетской литературы XIX-XX веков. Т. 2 / В. Кирпиченко, В. Сафронов. - М.: Восточная литература, 2003. - 270 с.
25. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В. В. Красных. - М.: Гнозис, 2002. - 284 с.
26. Куборева Н. П. Зарубежная литература второй половины XX века / Н. П. Куборева. - М.: Московский Лицей, 2002. - 208 с.
Т1. Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. - М.: Academia,
2001. - 208 с.
28. Модернизм в литературах Азии и Африки. Очерки / под ред. А. В. Образцова. - СПб.: Восточный факультет СПбГУ, 2015. - 388 с.
29. Прожогина С. В. Современная литература Алжира: Учебное пособие для филол. спец. вузов / С. В. Прожогина. - М.: Высш. шк., 1987. - 88 с.
30. Прожогина, С. В. Удел мусульманки: о господнем замысле и людском умысле / С. В. Прожогина //Азия и Африка сегодня. - 2009. - № 2. - С. 65-69.
31. Прожогина С. В. Женский портрет на фоне Востока и Запада / С. В. Прожогина. - М.: Восточная литература, 2006. - 480 с.
32. Прожогина С. В. И на чужбине вырастают цветы надежды. / С. В. Прожогина //Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 8. - С. 71-13.
33. Прожогина С. В. "Для берегов отчизны дальной. ""Изгнанничество" и литература североафриканцев на Западе / С. В. Прожогина. - М.: Восточная литература, 1992. - 360 с.
34. Прожогина С. В. Дрис Шрайби. Новое время в магрибинской литературе / С. В. Прожогина. - М.: Восточная литература, 1986. - 262 с.
35. Прожогина С. В. Магриб. Франкоязычные писатели 60-10-х гг. / С. В. Прожогина. - М.: Восточная литература, 1980. - 274 с.
36. Прожогина, С. В. Франкоязычные арабы: очерк историко-культурной эволюции / С. В. Прожогина // Французский ежегодник 2014, том 2: Франция и Восток. - 2014. - № 9. - C. 323-346.
31. Рьюфол, И., Сломанная идентичность (фрагмаенты книги Ивана Рьюфола в переводе, с предисловием и послесловием С. Прожогиной) / И. Рьюфол, С. Прожогина // Диаспоры. - 2013. - № 2. - С. 158-118.
38. Суворов М. Н. Художественная проза Йемена (1940 - середина 2000-х годов) / М. Н. Суворов. - СПб.: НП-Принт, 2010. - 359 с.
39. Суворов, М. Н. Большая проза Йемена в 70-х - 80-х гг. XX в. / М. Н. Суворов //Вестн. СПбГУ. Сер. 13. - 2011. - №1. - С. 104-110.
40. Суворов, М. Н. Несчастливая Аравия Мухаммада Абд аль-Вали (новая проза Йемена) / М. Н. Суворов //Вестн. СПбГУ. Сер. 9. - 2006. - №1. - С. 104-118.
41. Суворов, М. Н. Новые манеры письма в йеменской прозе 1990 - 2000-х гг. / М. Н. Суворов //Вестн. СПбГУ. Сер. 9. - 2010. - №2. - С. 179-187.
42. Суворов, М. Н. Постмодернистские пародии йеменского писателя Ваджди аль-Ахдаля / М. Н. Суворов //Вестн. СПбГУ. Сер. 9. - 2010. - №3. - С. 289-296.
43. Суворов, М. Н. Художественная проза Йемена в революционный период (середина 50-х - конец 60-х гг. XX в.) / М. Н. Суворов //Вестн. СПбГУ. Сер. 9. - 2009. - №2. Ч. 1. - С. 133-141.
44. Суворов, М. Н. Реализм и Модернизм в художественной прозе стран Аравии / М. Н. Суворов //Вестн. СПбГУ. Сер. 13. - 2012. - №4. - С. 61¬68.
45. Фомичева, Ж. Е. От модернизма к постмодернизму: некоторые аспекты смены художественной парадигмы / Ж. Е. Фомичева //Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - 2011. - № 12. - С. 160-169.
46. Шагаль В. Э. Арабский мир: пути познания. Межкультурная
коммуникация и арабский язык / В. Э. Шагаль. - М.: Институт востоковедения РАН, 2001. - 288 с.
47. Эль сабрути, Р. Р. Моделирование новой реальности в арабском
постмодернистском аспекте: межвуз. сб. науч. тр. / Тверской
государственный университет. - Тверь, 2013. - Вып. 22. - С. 275-284.
48. Эль сабрути, Р. Р. Патриотическое воззвание к народному единению в творчестве египетского писателя Баха Тахира / Р.Р. Эль сабрути //Вопросы филологии. - 2015. - №4. - С. 65-73.
49. Тахир, Б. Любовь в изгнании. Комитет. / Баха Тахир, Саналла Ибрахим; пер. с ар. В. Кирпиченко. - М.: Восточная литература, 2010. - 383 с.
На иностранных языках
50. Barbour, J. D. Edward Said and the space of exile / J. D. Barbour // Literature & Theology. - 2007. - № 21. - P. 293-301.
51. El Sabruti R. R. National-Specific Features of the New Avant-Garde Egyptian Prose of the Late 20th Century / R. R. El Sabruti // JSD. - 2015. - № 5. - P.19-25.
52. Khalil-Habib, Nejmeh Al-Awda: the Theme of Return in Contemporary Arabic Literature, a Case-Study of Samira ‘Azam / Nejmeh Khalil-Habib. - Sydney, 2008. - P. 88-97.
53. Naguib, A. M. Representations of ‘Home’ from the Setting of ‘Exile’: Novels by Arab Migrant Writers / Assmaa Mohamed Naguib. - Exeter: University of Exeter, 2011. - 220 p.
54. Representations and Visions of Homeland in Modern Arabic Literature / Edited by Sebastian Gunther and Stephan Milich. - Hildesheim: Georg Olms Verlag, 2016. - 243 p.
55. Said E.W. Reflections on Exile and Other Essays / E. W. Said . - Cambridge: Mass, 2001. - 337 p.
56. Shahidian, H. Sociology and exile: Banishment and tensional loyalties / H. Shahidian //Current Sociology, 2000. - №48. - P. 71-99.
57. Анис, А. Египетская культура (на араб. яз.) / М. А. Аль-Алим, А. Анис. - Каир: Дар ас-Сакафа аль-Джадида, 1989. - 146 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ