ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа государственного бюджета и
качества жизни населения 8
1.1. Понятие, значение и цели формирования государственного
бюджета 8
1.2. Сущностная характеристика качества жизни населения 19
1.3. Основные подходы к оценке влияния государственного
бюджета на качество жизни населения 29
Глава 2. Практические аспекты анализа государственного бюджета и
качества жизни населения субъектов Российской Федерации 45
2.1. Анализ структуры и динамики бюджетов субъектов
Российской Федерации 45
2.2. Оценка качества жизни населения в субъектах Российской
Федерации 58
Глава 3. Направления совершенствования государственного бюджета с
целью повышения качества жизни населения 65
3.1. Зарубежные подходы к формированию эффективного
государственного бюджета 65
3.2. Рекомендации по усилению влияния отдельных статей
расходов государственного бюджета на качество жизни населения 77
Заключение 88
Библиографический список 93
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа государственного бюджета и
качества жизни населения 8
1.1. Понятие, значение и цели формирования государственного
бюджета 8
1.2. Сущностная характеристика качества жизни населения 19
1.3. Основные подходы к оценке влияния государственного
бюджета на качество жизни населения 29
Глава 2. Практические аспекты анализа государственного бюджета и
качества жизни населения субъектов Российской Федерации 45
2.1. Анализ структуры и динамики бюджетов субъектов
Российской Федерации 45
2.2. Оценка качества жизни населения в субъектах Российской
Федерации 58
Глава 3. Направления совершенствования государственного бюджета с
целью повышения качества жизни населения 65
3.1. Зарубежные подходы к формированию эффективного
государственного бюджета 65
3.2. Рекомендации по усилению влияния отдельных статей
расходов государственного бюджета на качество жизни населения 77
Заключение 88
Библиографический список 93
Приложение
В финансовой системе любого государства важнейшую роль выполняют государственные финансы. Данное обстоятельство объясняется необходимостью перераспределения национального дохода, регулирования экономики, и обеспечением и реализацией конституционных прав граждан. В условиях рыночной экономики данные вопросы приобретают особую актуальность. Существующие при рыночной экономике провалы рынка оставляют без внимания некоторые важнейшие сферы жизни человека, а иногда и целые группы населения, которые оказались в сложной ситуации. Кроме того, обеспечение достойного уровня и качества жизни населения также является важнейшей задачей государства. Именно эти сферы и призвано регулировать государство, а важнейшим инструментом его регулирования является государственный бюджет.
Государственный бюджет как форма централизованной аккумуляции и расходования денежных средств государства является очень важной категорией. Посредством принятия и исполнения бюджета государство выполняет свои важнейшие функции для обеспечения общества жизненно необходимыми условиями. По своей сути и практическому назначению бюджет, несомненно, связан с социально-экономической политикой государства. Составление проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период осуществляется в соответствии с кратко, средне- и долгосрочными целями и задачами социально-экономической политики. Это означает, что расходование денежных средств в рамках государственного бюджета будет производиться на те мероприятия, которые будут способствовать достижению целей и задач социально-экономической политики и, в частности, ее главной цели - повышению уровня и качества жизни населения страны. В настоящее время все больше внимания уделяется не только объему выделенных бюджетных средств на те, или иные цели, но и
эффективности использования этих средств. Оценка такой эффективности на сегодняшний день не имеет единой четкой методологии и связана с целым комплексом различных вопросов, решение которых также требует серьезного изучения и анализа.
Значимость государственного бюджета в целом для общества сложно переоценить. В связи с чем, вопросы совершенствования бюджетной системы, формирования и реализации эффективной бюджетной политики в целях повышения уровня качества жизни населения всегда будут актуальными.
Разработанность темы исследования. Данная тематика получила широкое освещение в работах многих ученых в области экономики, права, политологии, социологии и других наук. Вопросам государственного бюджета, реализации социально-экономической политики государства посвящены работы А.Д. Градовского, М.И. Свешникова, А.А. Ярошенко, О.Е. Кутафина, В.И. Фадеева, Ю.М. Алпатова, В.В. Гулиной, А.И. Стребкова и других.
Разработкой и совершенствованием методик оценки эффективности бюджетной политики, социально-экономических систем занимались Г.Г.Фетисов, В.П. Орешин, А.М. Коробейников, Н.Я. Кривоносова, Д.Д.Лиговкин, А.Н. Москвитин, М. Мескон, Н.Д. Байков, Ф.М. Русинов, Т.М.Ковалева, А.А. Бабайцев, Д.Ю. Завьялов, А.Р. Валеев и многие другие.
Региональный аспект бюджетных отношений освещен в работах Н.Г.Ивановой, Т.М. Ковалевой, В.Н. Лексина, В.И. Самаруха, Л.И. Сергеева, В.Е. Черкасова, М.Н. Яндиева и других.
Из зарубежных авторов стоит выделить: Р. Барра, А. Блиндера, Д.Гэлбрэйта, В. Льюиса, Дж. Кейнса, Р. Месгрэйва, П. Самуэльсона, Р.Солоу, Дж. Сакса, Р. Эйснера и других.
Вопросам трактовки и оценки качества жизни посвящены работы Н.Н.Ренкас, В.Н. Голубева, О.С. Сухарева и многих других.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 20 июля 1995 года №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах, Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 годы», Законы субъектов Российской Федерации о бюджетах на очередной финансовый год, об исполнении бюджетов, Стратегии развития регионов и другие нормативно-правовые акты.
В качестве методов исследования будут использованы методы социально-экономического анализа: сравнение, группировки, исчисление индексов.
Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные акты Российской Федерации и отдельных субъектов Федерации, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, материалы эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов, а также научные монографии, публикации и статьи в периодической печати, источники сети Интернет.
Объектом исследования являются бюджеты субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования является влияние государственного бюджета на качество жизни населения субъектов Российской Федерации.
Таким образом, целью данной работы является оценка влияния государственного бюджета на уровень качества жизни населения.
Реализация поставленной цели настоящей работы видится в решении следующих задач:
1) раскрыть понятие, значение и цели формирования государственного бюджета;
2) определить сущность категории качества жизни населения;
3) выявить взаимосвязь расходных обязательств бюджета и качества жизни населения;
4) рассмотреть и дать характеристику основным методикам оценки эффективности государственного бюджета субъектов Российской Федерации;
5) разработать собственную методику для исследования;
6) анализировать результаты исследования;
7) разработать рекомендации по совершенствованию бюджетной системы и, соответственно, повышению качества жизни населения.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет изучения, сформулированы цель и задачи исследования.
В первой главе — «Теоретические аспекты анализа государственного бюджета и качества жизни населения» раскрываются понятие, значение и цели формирования государственного бюджета, определяется сущность качества жизни населения, взаимосвязь расходных обязательств бюджета и качества жизни населения, дается характеристика основных методик оценки эффективности государственного бюджета субъектов Российской Федерации, а также описывается разработанная методика, приводится подробный алгоритм применения этой методики.
Во второй главе - «Практические аспекты анализа государственного бюджета и качества жизни населения субъектов Российской Федерации» - проводится анализ структуры и динамики региональных бюджетов, а также сравнительная оценка результатов исследования эффективности использования бюджетных средств отдельных регионов на основе показателей качества жизни населения.
В третьей главе - «Направления совершенствования государственного бюджета с целью повышения качества жизни населения» - рассматриваются зарубежные подходы к формированию эффективного государственного бюджета, а также даются рекомендации по усилению влияния отдельных статей расходов государственного бюджета на качество жизни населения.
В заключении содержатся основные выводы по теме исследования.
Государственный бюджет как форма централизованной аккумуляции и расходования денежных средств государства является очень важной категорией. Посредством принятия и исполнения бюджета государство выполняет свои важнейшие функции для обеспечения общества жизненно необходимыми условиями. По своей сути и практическому назначению бюджет, несомненно, связан с социально-экономической политикой государства. Составление проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период осуществляется в соответствии с кратко, средне- и долгосрочными целями и задачами социально-экономической политики. Это означает, что расходование денежных средств в рамках государственного бюджета будет производиться на те мероприятия, которые будут способствовать достижению целей и задач социально-экономической политики и, в частности, ее главной цели - повышению уровня и качества жизни населения страны. В настоящее время все больше внимания уделяется не только объему выделенных бюджетных средств на те, или иные цели, но и
эффективности использования этих средств. Оценка такой эффективности на сегодняшний день не имеет единой четкой методологии и связана с целым комплексом различных вопросов, решение которых также требует серьезного изучения и анализа.
Значимость государственного бюджета в целом для общества сложно переоценить. В связи с чем, вопросы совершенствования бюджетной системы, формирования и реализации эффективной бюджетной политики в целях повышения уровня качества жизни населения всегда будут актуальными.
Разработанность темы исследования. Данная тематика получила широкое освещение в работах многих ученых в области экономики, права, политологии, социологии и других наук. Вопросам государственного бюджета, реализации социально-экономической политики государства посвящены работы А.Д. Градовского, М.И. Свешникова, А.А. Ярошенко, О.Е. Кутафина, В.И. Фадеева, Ю.М. Алпатова, В.В. Гулиной, А.И. Стребкова и других.
Разработкой и совершенствованием методик оценки эффективности бюджетной политики, социально-экономических систем занимались Г.Г.Фетисов, В.П. Орешин, А.М. Коробейников, Н.Я. Кривоносова, Д.Д.Лиговкин, А.Н. Москвитин, М. Мескон, Н.Д. Байков, Ф.М. Русинов, Т.М.Ковалева, А.А. Бабайцев, Д.Ю. Завьялов, А.Р. Валеев и многие другие.
Региональный аспект бюджетных отношений освещен в работах Н.Г.Ивановой, Т.М. Ковалевой, В.Н. Лексина, В.И. Самаруха, Л.И. Сергеева, В.Е. Черкасова, М.Н. Яндиева и других.
Из зарубежных авторов стоит выделить: Р. Барра, А. Блиндера, Д.Гэлбрэйта, В. Льюиса, Дж. Кейнса, Р. Месгрэйва, П. Самуэльсона, Р.Солоу, Дж. Сакса, Р. Эйснера и других.
Вопросам трактовки и оценки качества жизни посвящены работы Н.Н.Ренкас, В.Н. Голубева, О.С. Сухарева и многих других.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 20 июля 1995 года №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах, Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 годы», Законы субъектов Российской Федерации о бюджетах на очередной финансовый год, об исполнении бюджетов, Стратегии развития регионов и другие нормативно-правовые акты.
В качестве методов исследования будут использованы методы социально-экономического анализа: сравнение, группировки, исчисление индексов.
Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные акты Российской Федерации и отдельных субъектов Федерации, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, материалы эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов, а также научные монографии, публикации и статьи в периодической печати, источники сети Интернет.
Объектом исследования являются бюджеты субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования является влияние государственного бюджета на качество жизни населения субъектов Российской Федерации.
Таким образом, целью данной работы является оценка влияния государственного бюджета на уровень качества жизни населения.
Реализация поставленной цели настоящей работы видится в решении следующих задач:
1) раскрыть понятие, значение и цели формирования государственного бюджета;
2) определить сущность категории качества жизни населения;
3) выявить взаимосвязь расходных обязательств бюджета и качества жизни населения;
4) рассмотреть и дать характеристику основным методикам оценки эффективности государственного бюджета субъектов Российской Федерации;
5) разработать собственную методику для исследования;
6) анализировать результаты исследования;
7) разработать рекомендации по совершенствованию бюджетной системы и, соответственно, повышению качества жизни населения.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет изучения, сформулированы цель и задачи исследования.
В первой главе — «Теоретические аспекты анализа государственного бюджета и качества жизни населения» раскрываются понятие, значение и цели формирования государственного бюджета, определяется сущность качества жизни населения, взаимосвязь расходных обязательств бюджета и качества жизни населения, дается характеристика основных методик оценки эффективности государственного бюджета субъектов Российской Федерации, а также описывается разработанная методика, приводится подробный алгоритм применения этой методики.
Во второй главе - «Практические аспекты анализа государственного бюджета и качества жизни населения субъектов Российской Федерации» - проводится анализ структуры и динамики региональных бюджетов, а также сравнительная оценка результатов исследования эффективности использования бюджетных средств отдельных регионов на основе показателей качества жизни населения.
В третьей главе - «Направления совершенствования государственного бюджета с целью повышения качества жизни населения» - рассматриваются зарубежные подходы к формированию эффективного государственного бюджета, а также даются рекомендации по усилению влияния отдельных статей расходов государственного бюджета на качество жизни населения.
В заключении содержатся основные выводы по теме исследования.
Государственный бюджет - это публичные экономические отношения, состоящие из процессов образования, распределения и использования определенного государственно-территориального или муниципального образования централизованного денежного фонда, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом. Бюджет является важнейшим инструментом реализации целей, задач, мероприятий социально-экономической политики. Основной целью социально-экономической политики является повышение уровня и качества жизни населения. Поэтому государственный бюджет является важнейшим инструментом регулирования качества жизни населения.
Само понятие качества жизни имеет множество трактовок. В частности, в работе были рассмотрены следующие интерпретации данной категории: определение ВОЗ; определение из словаря управления персоналом; показатель индекса развития человеческого потенциала; определение, данное академиком РАЕН В.Н.Голубевым; индекс качества жизни; комплексные индикаторы качества жизни, определенные российскими учеными различных областей наук; интерпретация рейтингового агентства «РИА-Рейтинг».
Различные трактовки понятия качества жизни объединяет преобладание социальной составляющей в каждом подходе. Любые комбинации показателей качества жизни сводятся к характеристике обеспеченности населения различными благами, к удовлетворению важнейших потребностей общества.
В настоящее время единой, стандартно применимой методики для оценки государственного бюджета не существует. Поэтому в работе были рассмотрены достоинства и недостатки различных методик: методики, где в качестве критериев применяются основные составляющие бюджетной политики; бюджетного процесса; методики на основе бюджетных коэффициентов; методика органов финансового контроля; методики оценки бюджетных и ведомственных целевых программ; методики на основе показателей результативности.
В данной работе предлагается методика оценки государственного бюджета, в частности бюджета субъектов РФ. Так как бюджет должен способствовать улучшению качества жизни населения, то для его оценки в роли индикаторов оценки должны применяться и показатели качества жизни населения.
Осуществление расчетов по разработанной автором методике условно можно разделить на следующие этапы:
1) расчет общего интегрального индекса качества жизни отдельных субъектов РФ;
2) перевод абсолютных показателей расходов региональных бюджетов в относительные показатели.
Для осуществления расчетов были отобраны 10 регионов России, рассматриваемый период составил 10 лет (2005-2014 года).
В рамках исследования был проведен анализ структуры и динамики бюджетов регионов, который показал, что собственные доходы преобладают в бюджетах субъектов РФ с высоким уровнем качества жизни, в субъектах же с низким уровнем качества жизни в доходах преобладают безвозмездные поступления.
В динамике тенденция к сокращению доли безвозмездных поступлений и увеличению собственной доходной базы наблюдается в г.Москва, г.Санкт- Петербург, Московской области, Чукотском автономном округе. Пусть и незначительно, но данная тенденция прослеживается и в Республике Ингушетия. В остальных рассмотренных субъектах наблюдается обратная тенденция, то есть увеличение доли безвозмездных поступлений в доходах бюджета. Причем эта ситуация более характерна для регионов с низким уровнем качества жизни, что является вполне объяснимым, так как такие регионы нуждаются в дополнительной финансовой поддержке.
На основе полученных данных по расходам можно сделать вывод, что в субъектах с высоким уровнем качества жизни за весь рассматриваемый период практически не менялись доли таких статей бюджета, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность; охрана окружающей среды; культура, кинематография, СМИ; межбюджетные трансферты. Причем, важно отметить, что вышеперечисленные статьи расходов занимают самые меньшие доли в общем объеме расходов бюджета субъектов Федерации. Доля межбюджетных трансфертов в структуре бюджетов занимает незначительную долю (всего 0,2% в 2014 году) в бюджетах г.Москвы и г.Санкт-Петербурга. В остальных субъектах на данную статью приходится большая доля расходов, особенно в начале и в серединах рассмотренного периода, что свидетельствует о развитости системы межбюджетных отношений и тенденции к сокращению доли межбюджетных трансфертов.
Наибольшее количество расходов бюджета приходятся на национальную экономику, сферу ЖКХ, образование, здравоохранение, социальную политику. Причем в динамике доля расходов на эти статьи увеличивалась к середине рассматриваемого периода и незначительно уменьшилась к концу периода (относительно максимальных показателей середины периода).
Большая доля расходов на вышеперечисленные статьи в бюджетах всех рассмотренных регионов, свидетельствует о том, что все эти бюджеты являются социально ориентированными, что, несомненно, должно оказывать положительное влияние на уровень качества жизни населения.
Также по разработанной методике (по алгоритму, описанному в приложении 1), были рассчитаны индексы по блокам качества жизни, а также на их основе, общий интегральный индекс. Общий интегральный индекс за весь рассматриваемый период по всем субъектам РФ вырос. Наибольший рост индекса за десять лет наблюдается Республике Ингушетия (на 222%), далее по убыванию в г.Москва (на 69%), в Республике Татарстан (на 35%), Краснодарском крае (на 29%), Московской области (на 28%), Чукотском автономном округе (на 19%), г. Санкт- Петербург (на 18%), Республика Тыва (на 15%), Республика Алтай (на 9%), и наименьший рост Республика Калмыкия (на 4%).
В целом, по всем субъектам за весь рассматриваемый период наблюдалась тенденция к увеличению объемов расходов и повышению уровня качества жизни.
В работе был рассмотрен зарубежный опыт по применению государственного бюджета для повышения качества жизни населения. В частности, действенными и перспективными можно считать такие направления, как применение прямых и косвенных средств государственного воздействия, использование финансового выравнивания, увеличение доли собственных доходов региональных бюджетов, возмещение дополнительных расходов в связи с передачей полномочий с вышестоящего уровня, управление неналоговыми доходами, софинансирование существующих программ в отдельных сферах качества жизни, применение результативной модели управления бюджетными средствами, распространение программно-целевого метода планирования бюджета.
С учетом всех вышеперечисленных полученных результатов, автором были предложены следующие возможные направления совершенствования бюджетной системы в рамках повышения уровня качества жизни населения регионов: увеличение собираемости региональных налогов с помощью различных мероприятий; мероприятия по увеличению неналоговых поступлений в бюджет; использование метода бюджетирования, ориентированного на результат; дальнейший переход к программно-целевому методу планирования бюджета; проведение ассессмент анализа возможных результатов деятельности; применение современных информационно-коммуникационных технологий во всех регионах; применение аудита эффективности.
Проведенное исследование показало необходимость совершенствования бюджетной политики государства в связи с возрастающими потребностями населения в области качества жизни. Регулирование данной сферы является одной из важнейших задач государственных органов власти, так как от эффективной реализации закрепленных за ними полномочий, напрямую зависит увеличение и доходов населения, и улучшение качества жизни в целом.
В заключении, можно сделать вывод, что, в целом, цель данного исследования достигнута. Изучены теоретические и практические основы сущности государственного бюджета, качества жизни населения, а также был проведен анализ влияния бюджетных показателей на уровень качества жизни населения.
Само понятие качества жизни имеет множество трактовок. В частности, в работе были рассмотрены следующие интерпретации данной категории: определение ВОЗ; определение из словаря управления персоналом; показатель индекса развития человеческого потенциала; определение, данное академиком РАЕН В.Н.Голубевым; индекс качества жизни; комплексные индикаторы качества жизни, определенные российскими учеными различных областей наук; интерпретация рейтингового агентства «РИА-Рейтинг».
Различные трактовки понятия качества жизни объединяет преобладание социальной составляющей в каждом подходе. Любые комбинации показателей качества жизни сводятся к характеристике обеспеченности населения различными благами, к удовлетворению важнейших потребностей общества.
В настоящее время единой, стандартно применимой методики для оценки государственного бюджета не существует. Поэтому в работе были рассмотрены достоинства и недостатки различных методик: методики, где в качестве критериев применяются основные составляющие бюджетной политики; бюджетного процесса; методики на основе бюджетных коэффициентов; методика органов финансового контроля; методики оценки бюджетных и ведомственных целевых программ; методики на основе показателей результативности.
В данной работе предлагается методика оценки государственного бюджета, в частности бюджета субъектов РФ. Так как бюджет должен способствовать улучшению качества жизни населения, то для его оценки в роли индикаторов оценки должны применяться и показатели качества жизни населения.
Осуществление расчетов по разработанной автором методике условно можно разделить на следующие этапы:
1) расчет общего интегрального индекса качества жизни отдельных субъектов РФ;
2) перевод абсолютных показателей расходов региональных бюджетов в относительные показатели.
Для осуществления расчетов были отобраны 10 регионов России, рассматриваемый период составил 10 лет (2005-2014 года).
В рамках исследования был проведен анализ структуры и динамики бюджетов регионов, который показал, что собственные доходы преобладают в бюджетах субъектов РФ с высоким уровнем качества жизни, в субъектах же с низким уровнем качества жизни в доходах преобладают безвозмездные поступления.
В динамике тенденция к сокращению доли безвозмездных поступлений и увеличению собственной доходной базы наблюдается в г.Москва, г.Санкт- Петербург, Московской области, Чукотском автономном округе. Пусть и незначительно, но данная тенденция прослеживается и в Республике Ингушетия. В остальных рассмотренных субъектах наблюдается обратная тенденция, то есть увеличение доли безвозмездных поступлений в доходах бюджета. Причем эта ситуация более характерна для регионов с низким уровнем качества жизни, что является вполне объяснимым, так как такие регионы нуждаются в дополнительной финансовой поддержке.
На основе полученных данных по расходам можно сделать вывод, что в субъектах с высоким уровнем качества жизни за весь рассматриваемый период практически не менялись доли таких статей бюджета, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность; охрана окружающей среды; культура, кинематография, СМИ; межбюджетные трансферты. Причем, важно отметить, что вышеперечисленные статьи расходов занимают самые меньшие доли в общем объеме расходов бюджета субъектов Федерации. Доля межбюджетных трансфертов в структуре бюджетов занимает незначительную долю (всего 0,2% в 2014 году) в бюджетах г.Москвы и г.Санкт-Петербурга. В остальных субъектах на данную статью приходится большая доля расходов, особенно в начале и в серединах рассмотренного периода, что свидетельствует о развитости системы межбюджетных отношений и тенденции к сокращению доли межбюджетных трансфертов.
Наибольшее количество расходов бюджета приходятся на национальную экономику, сферу ЖКХ, образование, здравоохранение, социальную политику. Причем в динамике доля расходов на эти статьи увеличивалась к середине рассматриваемого периода и незначительно уменьшилась к концу периода (относительно максимальных показателей середины периода).
Большая доля расходов на вышеперечисленные статьи в бюджетах всех рассмотренных регионов, свидетельствует о том, что все эти бюджеты являются социально ориентированными, что, несомненно, должно оказывать положительное влияние на уровень качества жизни населения.
Также по разработанной методике (по алгоритму, описанному в приложении 1), были рассчитаны индексы по блокам качества жизни, а также на их основе, общий интегральный индекс. Общий интегральный индекс за весь рассматриваемый период по всем субъектам РФ вырос. Наибольший рост индекса за десять лет наблюдается Республике Ингушетия (на 222%), далее по убыванию в г.Москва (на 69%), в Республике Татарстан (на 35%), Краснодарском крае (на 29%), Московской области (на 28%), Чукотском автономном округе (на 19%), г. Санкт- Петербург (на 18%), Республика Тыва (на 15%), Республика Алтай (на 9%), и наименьший рост Республика Калмыкия (на 4%).
В целом, по всем субъектам за весь рассматриваемый период наблюдалась тенденция к увеличению объемов расходов и повышению уровня качества жизни.
В работе был рассмотрен зарубежный опыт по применению государственного бюджета для повышения качества жизни населения. В частности, действенными и перспективными можно считать такие направления, как применение прямых и косвенных средств государственного воздействия, использование финансового выравнивания, увеличение доли собственных доходов региональных бюджетов, возмещение дополнительных расходов в связи с передачей полномочий с вышестоящего уровня, управление неналоговыми доходами, софинансирование существующих программ в отдельных сферах качества жизни, применение результативной модели управления бюджетными средствами, распространение программно-целевого метода планирования бюджета.
С учетом всех вышеперечисленных полученных результатов, автором были предложены следующие возможные направления совершенствования бюджетной системы в рамках повышения уровня качества жизни населения регионов: увеличение собираемости региональных налогов с помощью различных мероприятий; мероприятия по увеличению неналоговых поступлений в бюджет; использование метода бюджетирования, ориентированного на результат; дальнейший переход к программно-целевому методу планирования бюджета; проведение ассессмент анализа возможных результатов деятельности; применение современных информационно-коммуникационных технологий во всех регионах; применение аудита эффективности.
Проведенное исследование показало необходимость совершенствования бюджетной политики государства в связи с возрастающими потребностями населения в области качества жизни. Регулирование данной сферы является одной из важнейших задач государственных органов власти, так как от эффективной реализации закрепленных за ними полномочий, напрямую зависит увеличение и доходов населения, и улучшение качества жизни в целом.
В заключении, можно сделать вывод, что, в целом, цель данного исследования достигнута. Изучены теоретические и практические основы сущности государственного бюджета, качества жизни населения, а также был проведен анализ влияния бюджетных показателей на уровень качества жизни населения.
Подобные работы
- Управление качеством жизни населения в малых и средних городах Республики Татарстан
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Показатели качества жизни населения как факторы реализации социально-трудового потенциала
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Качество жизни населения в контексте развития социально-трудового потенциала региона
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ в ГОРОДАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Интеллектуальная цифровая платформа
персонализированного управления качеством жизни «Health Heuristics»
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО ОМСКИЙ ГАУ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020



