РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ФИЗИКИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ «ФИЗИКА»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ ФИЗИКИ 7
1.1. Периодизация развития физики 14
1.1.1. Ранняя физика 15
1.1.2. Зарождение теоретической физики 21
1.1.3. Классическая физика XVIII - XIX вв 25
1.1.4. Развитие физической науки XIX - XX вв 26
1.1.5. Современная физика 28
1.1.6. История физики в Казанском университете 29
ГЛАВА 2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 36
2.1. Перечень планируемых результатов в ходе освоения дисциплины 38
2.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 39
2.3. Содержание дисциплины 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ
В наше время преподаватель должен не только научить студента учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в настоящее время помогают электронные образовательные ресурсы, учебные пособия, учебно-методические пособия.
Приступая к изучению любой науки, необходимо иметь ясное представление: о чем эта наука, какое место она занимает в сфере человеческой деятельности и благодаря каким методам оперируется. В максимальной степени это касается будущих преподавателей.
«История физики» является необходимым этапом в образовании студентов научно-педагогического отделения Института физики. Историю физики следует воспринимать как естественнонаучный и гуманитарный подход к изучению природы и общества. Первый из них характеризуется обоснованностью, точностью и постановкой логических связей. Гуманитарный же подход, приносит в эту дисциплину яркое и эмоциональное воздействие, ощущение сопричастности к происходящим ранее событиям. Именно поэтому изучение курса «истории физики», является неотъемлемой частью полноценного физического образования педагогического отделения.
Целью выпускной квалификационной работы является создать учебно-методического пособия по дисциплине «История физики» для студентов педагогических направлений.
Дисциплина «История физики» направлена на формирование у студентов профессиональных, педагогических знаний, умений и навыков, требуемых для решения образовательных и воспитательных задач обучения физике у будущих учителей физики, профессиональных качеств, обеспечивающих все виды учебной и внеучебной деятельности учителя физики.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть программу дисциплины «История физики»,
- исследовать имеющуюся литературу по истории развития физики,
- рассмотреть историю развития физики по эпохам развития,
- создать учебно-методическое пособие для студентов педагогических направлений.
В задачи курса входит овладение студентами:
1 Содержанием методической науки, концепциями обучения физике и воспитания учащихся на основе учебного предмета;
2 Умениями конструировать уроки и другие формы занятий с помощью истории физики;
Полученная картина, является статистической и не может в полной мере отражать всех аспектов истории физических исследований. Опыт показывает, что, не зная истории, невозможно в полном объеме изучить теорию. С помощью истории физики можно воспитывать уважение и любовь студентов к предмету, что является не менее важной частью развития мировоззрения. Благодаря данному предмету у студентов педагогических направлений в области физики расширяется культурный и научный кругозор, который будет в дальнейшем передаваться от учителя к ученику.
Применение знаний истории физики в педагогической практике, позволит учителям-физикам гуманизировать преподавание всех разделов физики, благодаря этому будет привлекаться внимание и интерес тех школьников, которые считают себя «гуманитариями» в области изучения предметов. От интересного рассказа о жизни того или иного ученого - физика, о том благодаря чему и при каких условиях он открыл тот или иной закон, позволит плавно перейти от теории вопроса, к изучению законов природы, открытых им, к формулам, которые всего лишь являются языком физики, выучить которые как оказывается совсем не сложно.
Кроме того, преподавание история физики студентам педагогических отделений помогает накапливать свой интеллектуальный багаж, что позволяет объединить и привести в общую систему знания по самым различным областям человеческой культуры - истории, географии, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, музыки, философии. Если интеллектуальный багаж преподавателя богат, то он не только сможет донести свой предмет до слушателя, но привести примеры из различных сфер. Изучая развитие физики, мы необходимо должны держать в поле зрения такие вопросы, как социально-экономические отношения в данной стране, состояние техники, уровень развития математики и астрономии, характер образования и, в обязательном порядке, состояние философии. Последняя играет главенствующую роль в эпохи создания новых физических теорий и парадигм, являясь основой методологии любой науки. Значение вопросов философии уменьшается в периоды накопления новых экспериментальных и теоретических знаний в рамках принятой методологии и основных физических понятий, и выходит на первое место в моменты революционных ломок устоявшихся представлений, задавая основные предпосылки для создания новых парадигм. Поэтому курс истории физики неизбежно становится достаточно объемным, но с другой стороны создает у студентов более общую картину развития общечеловеческой культуры.
Интересно отметить, что в науковедении получен закон роста науки, согласно которому число ученых, число научных публикаций, материальные затраты на науку, число людей, обслуживающих научные исследования и т.п. растут по экспоненциальному закону. При этом то, что совершается за 20-30 лет приблизительно равно сумме всего совершенного ранее, т.е. за всю предыдущую историю человечества. Особенностью развития науки нашего времени является ее повсеместное вторжение в обыденную жизнь, как в виде компьютеров для передачи информации, так и в виде ядерной угрозы, при осуществлении которой жизнь человеческого сообщества, скорее всего, станет невозможной. Поэтому в наше время особенно важно воспитание новых поколений в духе глубокого понимания физических открытий с одной стороны и выработки активной жизненной позиции - с другой.
Интерес к физике, несмотря на некоторые его ослабления в последнее время, по-прежнему остается довольно высоким. Недаром ежегодное присуждение Нобелевских премий в области физики на длительное время становится главной новостью в средствах массовой информации (СМИ). Но не редко СМИ являются пропагандистами не доказанных законов и теории, к примеру, таких как: техногенные катастрофы, что приводит к панике общества. Подобное состояние приводит к повышению ответственности физиков - профессионалов за отношение обычных людей к их науке. В первую очередь, данная ситуация, касается преподавателей в школах и вузах, находящихся в борьбе за подлинность научных знаний. Курс «истории физики» призван дать будущим преподавателям базу знаний, которая позволит аргументированно рассказать учащимся о месте тех или иных физических явлений в жизни человека.
В ходе выполненной работы получено учебно-методическое пособие по дисциплине «История физики» для студентов, обучающихся по направлению педагогическое образование, профиль: физика. Как принято в исторических науках, все время существование физики может быть разбито на несколько периодов. На протяжении каждого из них происходили события, которые внесли определенный вклад в развитие физики. Упомянутые периоды развития в «истории физики», принято называть эпохами.
Весь период развития физики можно разбить на несколько эпох:
1. «Ранняя физика», охватывает периоды: «Античная физика»; «Индийский вклад»; «Китайский вклад»; «Средневековая Европа».
2. «Зарождение теоретической физики».
3. «Физика 19 века.
4. «Физика 20 - 21 века».
Каждой эпохе соответствует отдельная глава учебно-методического пособия. В конце каждой главы, представлены биографии выдающихся ученых сделавших открытия в физике.
Изучение курса истории физики является необходимым этапом в образовании студентов физического факультета педагогического вуза. В процессе изучения этого курса, будущие учителя получают общее представление о развитии физических идей в различные исторические эпохи в странах Европы, России, ближнего Востока и США. В то же время совершенно ясно, что именно физика дает возможность не только оценить степень воздействия человека на природу, но и разработать способы нейтрализации или уменьшения вредных последствий. Этим требованиям отвечает созданное учебно-методическое пособие по курсу «История физики».
Кроме того, применение методических обучающих комплексов в учебном процессе это один из элементов достижения нового качества образования. Учебно-методическое пособие ориентировано на новые методы обучения, повышение роли самостоятельной работы учащихся с информацией.
1. Ильин В.А., История физики: Учеб. Пособие для студ. высш. Пед. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.
2. Кудрявцев П.С., Конфедератов И. Я., История физики и техники: Учебное пособие для студентов педагогических институтов, Москва 1960, 100 с.
3. Кудрявцев П. С. Курс истории физики. — 2-е изд. — М., 1982.
4. Кудрявцев П. С. История физики: В 3 т. — М., 1956—1971.
5. Гайденко П. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в Средние века: Общие принципы и учение о движении. — М., 1989.
6. Голин Г. М., Филоновин С. Р. Классики физической науки: Хрестоматия. — М., 1989.
7. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. — М., 1987.
8. Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. — М., 1983. Кирсанов.
9. Е.Л.Фейнберг. Две культуры интуиция и логика в искусстве и науке / Е.Л.Фейнберг, 2004.
10. Абрамов А.И. История ядерной физики. История развития представлений об атоме с античных времен до конца XX века: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. - М.: КомКнига, 2006.
11. Араго Д.Ф. Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров. Книга выдающегося французского ученого, Доменика Франсуа Араго родоначальника науки об истории физики. Том 1. Том 2-3. 2000.
12. Веселовский О.Н., Шнейберг Я.А. Очерки по истории электротехники. М. МЭИ. 1993.
13. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. Пособие для учителя. М. Просвещение. 1984.
14. Дуков В.М. Электродинамика (история и методология макроскопической электродинамики). Учеб. пособие для ун-тов. М., «Высш. Школа», 1975.
15. Кудрявцев П.С. Конфедератов И.Я. История физики и техники. Учебное пособие. 1960 ч.1 ч.2 ч.3 ч.4 ч.5.
16. Лауэ М. История физики - . М. 1950.
17. Милантьев В.П. История возникновения квантовой механики и развитие представлений об атоме. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
18. Липсон Г. Великие эксперименты в физике -. М. Мир, 1972.
19. Храмов Ю.А. Биография физики: хронологический справочник. Киев, 1987.
20. Гернек Ф. Пионеры атомного века. Великие исследователи от Максвелла до Гейзенберга. М. Прогресс. 1974.
21. Данилевский В.В. Очерки истории русской техники. Ленинград. 1947.