НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства
1.1. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике 6
1.2. Эволюция системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в России
1.3. Международный опыт налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства
2. Анализ налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в России
2.1. Анализ применения разных систем налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства
2.2. Оптимизация налоговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства
3. Совершенствование налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в России
3.1. Государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России
3.2. Пути развития налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в России
Заключение 82
Список литературы 86
Приложение
1. Теоретические основы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства
1.1. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике 6
1.2. Эволюция системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в России
1.3. Международный опыт налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства
2. Анализ налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в России
2.1. Анализ применения разных систем налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства
2.2. Оптимизация налоговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства
3. Совершенствование налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в России
3.1. Государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России
3.2. Пути развития налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в России
Заключение 82
Список литературы 86
Приложение
Формирование и развитие системы налогообложения субъектов малого предпринимательства является одной из главных задач при разработке налоговой политики государства. Рыночная экономика, существующая в России, оказала существенное влияние на сложившуюся систему экономических отношений и послужила основанием для развития малого бизнеса. Своевременно реагируя на трансформацию конъюнктуры рынка, характеризуясь быстрой оборачиваемостью капитала, предприятия малого бизнеса оказывают влияние на развитие национальной экономики, способствуют стабильному формированию налоговых доходов бюджета как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Проводимая в Российской Федерации налоговая политика призвана не только обеспечивать пополнение бюджетов всех уровней бюджетной системы, но и служить одним из действенных рычагов воздействия на малый бизнес. Стабилизация экономики, увеличение доходной базы региональных бюджетов возможны при наличии эффективной налоговой политики, способствующей росту производительности и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов.
На современном этапе развития рыночной экономики налоговая политика государства должна способствовать распространению эффективных форм хозяйствования, формировать условия для роста уровня производственной деятельности и ее рентабельности.
Уровень демократизации государства и открытости его экономики в значительной степени определяется степенью развития малого и среднего бизнеса и активностью предпринимателей. Такие важнейшие проблемы, как повышение уровня благосостояния населения и увеличение в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, решаются во многом путём поддержки государством сегмента малого предпринимательства. Бюджет государства также в значительной степени пополняется за счёт налоговых поступлений от малого бизнеса.
Необходимым условием развития экономики является проведение такой налоговой политики, которая будет способствовать динамичному развитию предпринимательства, повышению его деловой активности и увеличению поступлений налоговых платежей в бюджет. Суммы налоговых отчислений малых предприятий формируют государственные финансовые ресурсы и служат средством экономического влияния на общественное производство, его динамику и структуру.
В этой связи исследование действующей системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, значение оптимизации которой в современных условиях экономического развития трудно переоценить, и поиск новых подходов к ее реализации является актуальным.
Малое и среднее предпринимательство становится мощным инструментом регулирования отношений между отдельными сферами и секторами экономики, отдельными группами населения. Особенности формирования и роста экономического, финансового и инвестиционного потенциала субъектов малого бизнеса сферы производства обусловлены существенной налоговой нагрузкой и ее непропорциональностью с платежеспособностью данной группы предприятий. Исходя из вышеизложенного, возрастает интерес к рассмотрению различных систем налогообложения и поиску системы, оптимальной как для малых предприятий, так и для государства.
Целью настоящего исследования является обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы налогообложения малого и среднего предпринимательства в России.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать экономическую природу малого предприятия, рассмотреть современную систему налогообложения субъектов малого бизнеса, определить роль субъектов малого предпринимательства в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации;
- определить влияние действующей системы налогообложения на финансовое состояние малого и среднего предприятия;
- проанализировать статистические данные по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
- рассмотреть международный опыт налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства;
- исследовать способы оптимизации налогообложения субъектов малого бизнеса при применении специальных налоговых режимов;
- рассмотреть государственную финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
- выявить проблемы и возможные пути развития налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в России.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе формирования и развития системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. Объектом исследования является сфера малого и среднего предпринимательства Российской Федерации.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют концептуальные положения теории налогообложения, труды и методологические разработки российских и зарубежных ученых в области налогообложения, налогового анализа, законодательные и нормативные документы, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Федеральной налоговой службы Российской Федерации, периодические издания, посвященные проблемам налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проводимая в Российской Федерации налоговая политика призвана не только обеспечивать пополнение бюджетов всех уровней бюджетной системы, но и служить одним из действенных рычагов воздействия на малый бизнес. Стабилизация экономики, увеличение доходной базы региональных бюджетов возможны при наличии эффективной налоговой политики, способствующей росту производительности и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов.
На современном этапе развития рыночной экономики налоговая политика государства должна способствовать распространению эффективных форм хозяйствования, формировать условия для роста уровня производственной деятельности и ее рентабельности.
Уровень демократизации государства и открытости его экономики в значительной степени определяется степенью развития малого и среднего бизнеса и активностью предпринимателей. Такие важнейшие проблемы, как повышение уровня благосостояния населения и увеличение в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, решаются во многом путём поддержки государством сегмента малого предпринимательства. Бюджет государства также в значительной степени пополняется за счёт налоговых поступлений от малого бизнеса.
Необходимым условием развития экономики является проведение такой налоговой политики, которая будет способствовать динамичному развитию предпринимательства, повышению его деловой активности и увеличению поступлений налоговых платежей в бюджет. Суммы налоговых отчислений малых предприятий формируют государственные финансовые ресурсы и служат средством экономического влияния на общественное производство, его динамику и структуру.
В этой связи исследование действующей системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, значение оптимизации которой в современных условиях экономического развития трудно переоценить, и поиск новых подходов к ее реализации является актуальным.
Малое и среднее предпринимательство становится мощным инструментом регулирования отношений между отдельными сферами и секторами экономики, отдельными группами населения. Особенности формирования и роста экономического, финансового и инвестиционного потенциала субъектов малого бизнеса сферы производства обусловлены существенной налоговой нагрузкой и ее непропорциональностью с платежеспособностью данной группы предприятий. Исходя из вышеизложенного, возрастает интерес к рассмотрению различных систем налогообложения и поиску системы, оптимальной как для малых предприятий, так и для государства.
Целью настоящего исследования является обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы налогообложения малого и среднего предпринимательства в России.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать экономическую природу малого предприятия, рассмотреть современную систему налогообложения субъектов малого бизнеса, определить роль субъектов малого предпринимательства в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации;
- определить влияние действующей системы налогообложения на финансовое состояние малого и среднего предприятия;
- проанализировать статистические данные по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
- рассмотреть международный опыт налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства;
- исследовать способы оптимизации налогообложения субъектов малого бизнеса при применении специальных налоговых режимов;
- рассмотреть государственную финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
- выявить проблемы и возможные пути развития налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в России.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе формирования и развития системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. Объектом исследования является сфера малого и среднего предпринимательства Российской Федерации.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют концептуальные положения теории налогообложения, труды и методологические разработки российских и зарубежных ученых в области налогообложения, налогового анализа, законодательные и нормативные документы, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Федеральной налоговой службы Российской Федерации, периодические издания, посвященные проблемам налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране. На национальном уровне принимаются различные меры по стимулированию субъектов малого предпринимательства, что проявляется в упрощении процедуры создания малых предприятий, предоставлении различных льгот и стимулов для их быстрого развития. Важнейшая роль отводится налоговому регулированию деятельности малых предприятий. Действующий порядок налогообложения оказывает определенное воздействие на развитие субъектов малого предпринимательства. Основная цель, преследуемая государством - стимулировать приток предпринимателей в сферу малого предпринимательства. Кроме этого, налоговое регулирование широко применяется для создания благоприятного инвестиционного климата в некоторых территориальных образованиях, что в конечном итоге ведёт к развитию территории и способствует социально-экономическому развитию страны в целом. В Российской Федерации за последние годы были приняты некоторые налоговые изменения, направленные на стимулирование экономической активности бизнеса. Однако российской налоговой системе пока еще присущи определенные концептуальные недостатки, сдерживающие развитие субъектов малого предпринимательства.
Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права. Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого и среднего бизнеса.
Основные формы его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны - изменения в налоговой системе, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщения рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.
Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. На сегодняшний день субъекты малого и среднего предпринимательства могут применять специальные налоговые режимы в соответствии с критериями, однако организации вправе применять и общий режим налогообложения. В то же время, предоставление возможности использовать специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.
Субъекты среднего и малого бизнеса имеют свои критерии, признаки в соответствии как с законодательством, так и в соответствии со сложившейся спецификой рыночной экономики. А также субъекты среднего и малого бизнеса поддерживаются государственными органами власти, которые выделяют средства из федерального и регионального бюджета. В отличие от обычных организаций у субъектов малого и среднего бизнеса есть преимущества: они имеют право применять специальные налоговые режимы, им оказывается государственная поддержка. Однако, для данных субъектов есть ограничения, при которых они не имеют или утрачивают право применять льготные режимы налогообложения.
Осуществляя государственную финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации, в частности Республике Татарстан использует разнообразные инструменты, формы финансовой поддержки, которые изменяются в зависимости от конкретных социально - экономических условий, материальных возможностей, а также опыта и целей государственного регулирования. Успешное выполнение мероприятий государственной финансовой поддержки позволит создать наиболее благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности таких субъектов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня занятости населения и дальнейшему устойчивому развитию экономики Российской Федерации.
Проведенный анализ зарубежного опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения субъектов малого предпринимательства в экономически развитых странах можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, отходу от сложных и трудоемких для разработки и внедрения налоговых схем либо отказ от применения специальных налоговых режимов и заменой более альтернативными налогами.
По результатам исследования налогообложения субъектов малого и и среднего предпринимательства, вносятся следующие предложения:
1. Необходимо формирование благоприятной налоговой среды, благоприятной для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, включая предоставления переходного периода компаний, которые превысили значение показателей, позволяющих использовать упрощенный режим налогообложения. Данное стимулирование не позволит более крупным предприятиям дробить бизнес для увеличивается дестимулирования развития бизнеса.
2. Опираясь на опыт зарубежных стран следует в России ввести в долгосрочной перспективе прогрессивной ставки налогообложения прибыли для субъектов малого и среднего предпринимательства, что могло бы стимулировать более доступный вход на рынок и последующее развитие субъектов малого и среднего бизнеса.
3. Необходимо усилить контроль за регистрацией налогоплательщиков в разных сферах экономики, но обратить наибольшее внимание на сферы услуг, оптовой и розничной торговли, т.к. данные сферы более всего подвержены неуплатой налогов в бюджет и непосредственно сокращение поступлений в бюджет страны. Такая же ситуация обстоит с интернет-магазинами, с продажами в социальных сетях, эта торговая деятельность в большинстве случаев не контролируется налоговыми органами. Так что нужно улучшить налоговый контроль в этой сфере, увеличить число выездных проверок.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране. На национальном уровне принимаются различные меры по стимулированию субъектов малого предпринимательства, что проявляется в упрощении процедуры создания малых предприятий, предоставлении различных льгот и стимулов для их быстрого развития. Важнейшая роль отводится налоговому регулированию деятельности малых предприятий. Действующий порядок налогообложения оказывает определенное воздействие на развитие субъектов малого предпринимательства. Основная цель, преследуемая государством - стимулировать приток предпринимателей в сферу малого предпринимательства. Кроме этого, налоговое регулирование широко применяется для создания благоприятного инвестиционного климата в некоторых территориальных образованиях, что в конечном итоге ведёт к развитию территории и способствует социально-экономическому развитию страны в целом. В Российской Федерации за последние годы были приняты некоторые налоговые изменения, направленные на стимулирование экономической активности бизнеса. Однако российской налоговой системе пока еще присущи определенные концептуальные недостатки, сдерживающие развитие субъектов малого предпринимательства.
Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права. Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого и среднего бизнеса.
Основные формы его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны - изменения в налоговой системе, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщения рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.
Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. На сегодняшний день субъекты малого и среднего предпринимательства могут применять специальные налоговые режимы в соответствии с критериями, однако организации вправе применять и общий режим налогообложения. В то же время, предоставление возможности использовать специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.
Субъекты среднего и малого бизнеса имеют свои критерии, признаки в соответствии как с законодательством, так и в соответствии со сложившейся спецификой рыночной экономики. А также субъекты среднего и малого бизнеса поддерживаются государственными органами власти, которые выделяют средства из федерального и регионального бюджета. В отличие от обычных организаций у субъектов малого и среднего бизнеса есть преимущества: они имеют право применять специальные налоговые режимы, им оказывается государственная поддержка. Однако, для данных субъектов есть ограничения, при которых они не имеют или утрачивают право применять льготные режимы налогообложения.
Осуществляя государственную финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации, в частности Республике Татарстан использует разнообразные инструменты, формы финансовой поддержки, которые изменяются в зависимости от конкретных социально - экономических условий, материальных возможностей, а также опыта и целей государственного регулирования. Успешное выполнение мероприятий государственной финансовой поддержки позволит создать наиболее благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности таких субъектов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня занятости населения и дальнейшему устойчивому развитию экономики Российской Федерации.
Проведенный анализ зарубежного опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения субъектов малого предпринимательства в экономически развитых странах можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, отходу от сложных и трудоемких для разработки и внедрения налоговых схем либо отказ от применения специальных налоговых режимов и заменой более альтернативными налогами.
По результатам исследования налогообложения субъектов малого и и среднего предпринимательства, вносятся следующие предложения:
1. Необходимо формирование благоприятной налоговой среды, благоприятной для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, включая предоставления переходного периода компаний, которые превысили значение показателей, позволяющих использовать упрощенный режим налогообложения. Данное стимулирование не позволит более крупным предприятиям дробить бизнес для увеличивается дестимулирования развития бизнеса.
2. Опираясь на опыт зарубежных стран следует в России ввести в долгосрочной перспективе прогрессивной ставки налогообложения прибыли для субъектов малого и среднего предпринимательства, что могло бы стимулировать более доступный вход на рынок и последующее развитие субъектов малого и среднего бизнеса.
3. Необходимо усилить контроль за регистрацией налогоплательщиков в разных сферах экономики, но обратить наибольшее внимание на сферы услуг, оптовой и розничной торговли, т.к. данные сферы более всего подвержены неуплатой налогов в бюджет и непосредственно сокращение поступлений в бюджет страны. Такая же ситуация обстоит с интернет-магазинами, с продажами в социальных сетях, эта торговая деятельность в большинстве случаев не контролируется налоговыми органами. Так что нужно улучшить налоговый контроль в этой сфере, увеличить число выездных проверок.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
в России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства в России (на примере ООО «ВКФ КОННЕКТ»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Налоговые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности (Финансовый университет при Правительстве РФ)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2024 - Развитие малого и среднего предпринимательства, на примере
ООО «Домашний очаг»
Дипломные работы, ВКР, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 8700 р. Год сдачи: 2015 - Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (Южно-Уральский Институт Управления и Экономики)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2019



