ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 7
1.1 Содержательное описание предметной области 7
1.2 Функционально структурный анализ предметной области 11
1.3 Обзор существующих разработок 16
1.4 Информационно-логическая модель в форме ER-диаграммы 20
1.5 Анализ документооборота 22
1.6 Разработка БД 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 27
2.1 Обоснование проектных решений по видам обеспечения 27
2.2 Разработка информационного обеспечения 28
2.3 Разработка программного обеспечения 29
2.4. Разработка подсистемы помощи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время автоматизация производства проникает всё глубже и глубже во все сферы промышленности и сферы услуг, не является исключением и сфера общественного питания.
Последнее время, все больший интерес к автоматизации явно ощущается со стороны активно развивающихся предприятий общественного питания, владеющих достаточным количеством средств, желающих минимизировать потери рабочего времени персонала, сэкономить на его численности и поднять уровень сервиса в заведениях.
Автоматизация предприятий питания — это большой шаг на пути к более качественной, быстрой работе, приносящей прибыль. Конечно, программы автоматизации актуальны практически для любых организаций, при этом, для многих принципы их работы схожи. Однако автоматизация предприятий общественного питания имеет свои особенности, которые значительно отличают её от остальных. Поэтому для начала стоит говорить о тех требованиях, которые характерны именно для данной отрасли.
Автоматизация предприятий питания должна позволять легко производить расчеты ингредиентов, требуемых для приготовления продукции, помогать в проработке меню, отслеживать движение продуктов и блюд внутри предприятия, должна работать с продажей блюд оптом, а также необходима программа автоматизации розничной торговли. Кроме того, автоматизация предприятий общественного питания, как и другие подобные системы, должна облегчать работу с документами и ведение отчетности.
Предприятия общественного питания работают с людьми, а значит, качество обслуживания стоит на одном из первых мест. Сюда входит не только вежливый персонал и качественная пища, но и скорость обслуживания в том числе. Быстрое оперативное обслуживание — это всегда большой плюс, а обеспечить его поможет автоматизация предприятий общественного питания.
Быстрое управление заказами, оперативный расчет с клиентами — все это позволяет поднять обслуживание на новый уровень. Автоматизация предприятий питания ускорит работу, а значит, количество обслуживаемых клиентов увеличится, поднимая прибыль. Также стоит отметить, что повысится контроль выполнения поручений, учет продуктов станет более четким.
Кроме того, не стоит забывать и про удобство управления. Руководящему составу станет гораздо проще принимать решения и грамотно организовывать работу. Таким образом, автоматизация предприятий общественного питания становится полезным инструментом, с помощью которого работа становится проще и лучше.
Автоматизация предприятия общественного питания дает следующие преимущества:
- оперативное управление и анализ деятельности предприятия общественного питания;
- ускорение процесса обслуживания клиентов
- возможность индивидуальной работы с посетителями (гостевые и дисконтные карты)
- уменьшение ошибок планирования и управленческой деятельности;
- уменьшение злоупотреблений со стороны персонала и т. д.
Как правило, организуются три вида автоматизированных рабочих мест (АРМ): место кассира (официанта), место менеджера (администратора, бухгалтера) и место для обслуживания информационной базы данных системы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является автоматизация рабочего места администратора кафе на примере кафе «АТОМ» г. Мамадыш.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести исследование предметной области, описать его основные бизнес-процессы;
- выполнить функционально-структурный анализ предметной области;
- дать краткий анализ существующих систем и выбрать стратегию автоматизации рабочего места администратора;
- спроектировать и разработать веб-приложение для кафе «АТОМ»;
- на основе веб-приложения разработать мобильное приложение на операционной системе Android, для автоматизации рабочего места администратора кафе;
- разработать инструкцию пользователя и протестировать программный продукт.
Объектом исследования является автоматизированное рабочее место администратора кафе.
Предметом исследования является разработка веб-приложения для автоматизации рабочего места администратора кафе.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: изучение научной литературы, моделирование, сравнительный анализ, обобщение данных полученных в ходе научно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость работы характеризуется тем, что разработанное автором веб-приложение может быть использовано для автоматизации рабочего места администратора предприятий общественного питания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Целью данной выпускной квалификационной работы ставилась разработка автоматизированного рабочего места администратора кафе на примере кафе «ATOM» г. Мамадыш.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— проведено исследование деятельности рассматриваемого предприятия, описаны его основные бизнес-процессы, обоснована необходимость разработки автоматизированной системы;
— дан краткий анализ существующих систем и выбрана стратегия автоматизации рабочего места администратора;
— спроектирован и разработан сайт для кафе «АТОМ»;
— на основе сайта разработано программное приложение на операционную систему Android, для автоматизации рабочего места администратора кафе;
— разработана инструкция пользователя и протестирован программный продукт.
Администратор кафе занимается сферой обслуживания клиентов и задействован в следующих бизнес-процессах:
• Бронирование столиков в зале
• Бронирование зала для проведения банкетов и других мероприятий.
• Обслуживание клиента в зале.
Разработанное АРМ администратора кафе позволяет выполнять следующие функции:
— прием заказов клиентов с указанием зала, стола и количества гостей (бронирование столиков);
— прием заказов на обслуживание (бронирование зала кафе).
Реализация функции «бронирование столиков» предусматривает:
— данные обо всех столиках и количестве мест за ними;
- возможность выбора столика для бронирования с указанием даты и времени прихода гостей, а также предполагаемую продолжительность визита;
- реализации функции проверки того, что на желаемую дату зал свободен, т.е. в нем не будут проводиться мероприятия
- возможность внесения пожеланий и предпочтений клиента (например, зал для некурящих, бронирование 4-х местного столика на пятерых, то есть чтобы был принесен дополнительный стул, сервировка на пять человек, заказ определенного блюда на число гостей (чтобы были заготовлены необходимые продукты) и т.д.).
Реализация функции «бронирование банкетного зала для мероприятий» предусматривает:
- возможность бронирования зала для проведения мероприятия с указанием даты, времени начала и окончания, вида мероприятия, количества гостей, меню;
- проверка, свободен ли зал, не забронировал ли кто-то его ранее;
- возможность внесения пожеланий и предпочтений клиента.
АРМ администратора кафе позволит совершенствовать бизнес-процесс приема и обслуживания клиентов, что повысит конкурентоспособность и эффективность данного предприятия.
В перспективе данное программное решение, после дополнительной доработки, можно будет внедрить в другие предприятия общественного питания, тем самым автоматизировать рабочее место администратора.
1. ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания»
2. ГОСТ 34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов»
3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 - 99. «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств».
4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910 - 2002. «Информационная технология. Процесс создания документации пользователя программных средств».
5. ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения».
6. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294 «Руководство по управлению документированием программного обеспечения».
Учебные издания:
7. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление. - 7-е изд., пер. с англ./ под ред. С.Г. Божук/ Д. Аакер. - СПб.: Питер, 2007.
8. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник. Под ред. Г.А.Титоренко. М.: ЮНИТИ. 2002 г.
9. Аникин, Б.А. Высший менеджмент для руководителя: уч. пособие/ Б.А. Аникин. - М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Балдин, К.В. Информационные системы в экономике/ К.В. Балдин, В.Б. Уткин. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004.
11. Бородакий, Ю.В. Информационные технологии. Методы, процессы, системы/ Ю.В. Бородакий, Ю.Г. Лободинский. - М.: Радио и связь, 2002.
12. Васильев, Г.А. Управленческое консультирование: учеб. пособие/ Г.А. Васильев, Е.М. Деева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
13. Веревченко, А.П. Информационные ресурсы для принятия решений: уч. пособие/ А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов, О.В.
Голодова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 560 с.
14. Годин, В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учебник/ В.В. Годин, И.К. Гордеев. - М.: Мастерство: Высшая школа, 2001.
15. Гущина, И.Э. Управленческий учет: основы теории и практики: уч. пособие/ И.Э. Гущина, Н.М. Балакирева. - М.: КНОРУС, 2004.
16. Дейт К., «Введение в системы баз данных», М.: , «Наука», 2006 г.
17. Джеффри Д. Ульман, Дженнифер Уидом. Основы реляционных баз данных. М.: «Лори», 2007 г.
18. Избачков Ю, Петров В. Информационные системы 2-е издание ПИТЕР, 2005г.
Интернет - ресурсы:
19. Интернет-ресурсы http: //www.intuit.ru/
20. «Бух.1С» - информация для бухгалтеров http://www.1c.ru/
21. Визуальные инструменты для проектирования БД
http://www.dbdsgnr.appspot.com/
22. Компания «Информ-сервис»http: //www.iservice.ru/