ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 9
1.1 Государственная инвестиционная политика: ее функции, цели, задачи 9
1.2 Повышение инвестиционного потенциала регионов как индикатора эффективности инвестиционной политики государства 17
1.3 Методы оценки реализации инвестиционной политики и инвестиционного потенциала 23
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1 Инвестиционный потенциал регионов Центрального Федерального Округа: сравнительный анализ 37
2.2. Оценка и прогноз притоков инвестиций в регионах ЦФО и факторы их определяющие 51
2.3 Анализ реализации инвестиционной политики и деятельности органов власти в регионах Центрального Федерального Округа Российской Федерации
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 87
3.1 Зарубежный опыт по реализации инвестиционной политики: возможности его использования87
3.2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ ЦФО РФ
3.3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЦФО РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире существует ограниченность материальных ресурсов, которая выражается в ограничении ресурсов финансовых, что в свою очередь выражается в конкурентной борьбе за них. В региональной экономике это выражается в конкуренции за финансирование со стороны государства, банков, частных инвесторов и иностранного капитала. Развивая вопрос о социально-экономической устойчивости региона, необходимо отметить, что одним из важнейших факторов является инвестиционный потенциал. Под инвестиционным потенциалом понимается совокупность имеющихся в регионе ресурсов, которые с одной стороны могут дать определенный синергетический эффект при их использовании, а с другой могут быть определенным индикатором, по которому можно выбрать наиболее устойчиво развивающийся регион.
Процесс трансформации регионов РФ в саморазвивающиеся социально-экономические системы осложняется значительными межрегиональными различиями в макроэкономических показателях, уровне жизни населения, природно -ресурсном потенциале. Подходя комплексно к вопросу обеспечения социально-экономической устойчивости региона, следует отметить, что одним из важнейших ее компонентов является инвестиционный потенциал. От инвестиционных возможностей региона и эффективного их использования, приоритетов инвестиционной политики во многом зависит успех реализации модели устойчивого развития.
Теоретико-методологической базой магистерской диссертационной работы явились исследования зарубежных ученых и российских и советских ученых.
Такие аспекты как устойчивое развитие и экономический рост на региональном уровне является объектом исследования ученых, а именно Джарим. Р.А. Ивасенко А.Г., Климова Н.И., Кокушкина И.В. Дорошенко С.В.
Литягин Н.Н., Максимов И.Б., Наземцева Ю.А., Романова Л.В., Малышев Р.Н., Швец С.М., Блюм Е.А. и другие.
Основу представлении о понятии инвестиционных процессов составили труды основоположника теории инвестиций Дж. Кейнса , его последователей П. Самуэльсона , Дж. Кларка, Р. Харрода, Е. Домара, Г. Хаблера, которые в своих трудах развили статичную модель Дж. Кейнса., а также труды А. Смита, Д. Рикардо , Р. Харрода, П. Самуэльсона, С. Фишера, Р. Дорнбуш , Р. Шмалензи, Г. Александера, Г. Бирмана, А. Грегори, А. Дамодарана, К. Рэдхэда, Ф. Фабоцци, Г. Хакена, У. Шарпа, С. Шмидта и других зарубежных ученых.
Весомый вклад в исследование инвестиционной проблематики, в том числе ее регионального аспекта, внесли Бузова И.А., Богатин Ю.В., Бочко В.С., Власова Н.Ю., Губанова Е.С., Калюжнова Н.Я., Гончаренко Л.П., Кадырова Г.М., Шеремет В.В., Литвинова В.В. и другие.
Несмотря на многообразие теоретических подходов к исследованию социально-экономического развития регионов, в частности инвестиционной составляющей, можно отметить, что многие вопросы далеки от окончательного решения. Требуются дополнительные научные исследования, позволяющие выявить современные особенности формирования инвестиционной политики на региональном уровне, в частности регионов ЦФО, которые с точки зрения их инвестиционного потенциала исследованы недостаточно.
В рамках формирования региональной инвестиционной политики главное внимание должно быть направлено на формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса, обеспечивающей повышение качества жизни населения, проживающего на его территории. Динамичному развитию региональной социально-экономической системы способствует концентрация инвестиций на наиболее важных направлениях.
Можно отметить тот факт, что каждый регион имеет определенную схожесть в структуре его функционирования, особенно на территории одного государства, поэтому его можно оценить по присущему ему набору показателей и в то же время, он в силу своей целостности он является уникальным
Объектом исследования являются субъекты Центрального Федерального Округа (далее ЦФО).
Предметом - инвестиционная политика регионов ЦФО.
Целью проводимого исследования является анализ эффективности реализации инвестиционной политики в субъектах ЦФО для разработки рекомендаций по повышению их инвестиционного потенциала.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы государственной инвестиционной политики, ее функции, цели и задачи;
2) рассмотреть методы оценки реализации инвестиционной политики и инвестиционного потенциала;
3) провести сравнительный анализ инвестиционных потенциалов регионов ЦФО;
4) оценить и дать прогноз притоков инвестиций в регионах ЦФО и факторы их определяющие;
5) проанализировать реализацию инвестиционной политики и
деятельность органов власти в регионах ЦФО РФ;
6) исследовать зарубежный опыт по реализации инвестиционной
политики и возможности его использования;
7) разработать мероприятия по повышению инвестиционного
потенциала субъектов ЦФО;
8) определить направления совершенствования инвестиционной политики в ЦФО.
Информационную базу работы составили официальные статистические публикации федерального и регионального уровня, а именно данные федеральной службы государственной статистики (gks.ru), а также официальные статистические данные по регионам по рассматриваемым показателям, соответствующим определенному ведомству.
К основным методам исследования используемых в данной работе относятся методы теоретического анализа, сравнительного анализа, индукции и дедукции, логический и статистические методы, метод многомерной средней, метод «паттерн», факторного анализа, метод экспертных оценок, корреляционно-регрессионного анализа, а также другие общенаучные методы.
Научная новизна:
1. Проведённый анализ методик оценки инвестиционного потенциала региона позволили выявить из слабые и сильные стороны, и усовершенствовать одну из методик, на основе которой были проведены расчеты инвестиционного потенциала регионов ЦФО.
При расчете инвестиционного потенциала регионов ЦФО использовалась методика Литвиновой В.В. с изменениями:
1) «Население в трудоспособном возрасте по отношению ко всему населению региона» заменено на «Среднегодовую численность занятых в экономике»;
2) показатель «Естественный прирост населения на 1000 человек населения» исключен из оценки, вместо него используется показатель «Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10000 человек населения», так как он более характеризует трудовой потенциал региона;
3) «Среднедушевые денежные доходы» и «Потребительские расходы в среднем на душу населения» заменены одним показателем - «Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения»;
4) показатель «Наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования на тысячу человек городского населения» заменен на «Объем услуг связи, оказанных населению в расчете на одного жителя»;
5) в финансовом потенциале добавлен третий показатель, а именно рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг);
6) показатели «Количество организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации в общем числе организаций» и «Объем инновационных товаров, работ, услуг « заменены на «Удельный вес организаций, осуществляющих инновации, в общем числе организаций», Доля инновационных товаров, работ, услуг» и добавлен показатель «Число созданных передовых производственных».
7) исключен и не будет оцениваться показатель « Экспертная оценка расположения регионов», так как регионы расположены в одном федеральном округе и не сильно отдалены друг от друга.
Использованные показатели подобраны таким образом, чтобы можно было заимствовать статистические данные непосредственно с официальных источников официальной службы государственной статистики.
2. Предложена система критериев для оценки проводимой инвестиционной политики
в регионах, на основе которой был сделан анализ ее реализации и выявлен рейтинг регионов.
Система критериев включает: достижение стратегических целей региона в рамках инвестиционной стратегии, уровень представительства региона, количество реализуемых программ поддержки инвестиционного климата региона, количество финансовых программ поддержки инвестиционной деятельности, наличие органов поддержки инвестиционной деятельности, количество объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, кластеров).
Практическая значимость:
Полученные результаты анализа инвестиционного потенциала и инвестиционной политики регионов ЦФО позволил сделать прогноз их развития и дать рекомендации по их совершенствованию. Предложенные мероприятия могут быть использованы в работе министерств вышеуказанных регионов.
Поставленные в работе задачи обусловили ее структуру. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализа инвестиционной политики государства, в частности функции, цели и задачи государственной инвестиционной политики.
Во второй главе раскрыты практические аспекты анализа эффективности реализации инвестиционной политики в регионах ЦФО. Для этого дан сравнительный анализ инвестиционных потенциалов регионов ЦФО, как индикатора реализации инвестиционной политики, проведен анализ эффективности реализации инвестиционной политики в регионах
В третьей главе определены направления повышения эффективности инвестиционной политики в регионах ЦФО, рекомендованы мероприятия по повышению инвестиционного потенциала субъектов ЦФО и направления совершенствования инвестиционной политики в ЦФО.
Основные положения работы докладывались на I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Казань, 2325 марта 2017 г.), Международном молодежном симпозиуме по управлению, экономике и финансам (Казань, 24-25 ноября 2016 г.), по результатам которого материалы были занесены в сборники научных трудов. Кроме того, были опубликованы две статьи, одна из которых сходит в перечень ВАК Минобрнауки России.
По результатам проведенного исследования был решен ряд поставленных изначально задач, а именно:
В первой главе рассмотрены теоретические основы государственной инвестиционной политики, ее функции, цели и задачи.
Было выявлено, что инвестиционная политика государства — это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых правительством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд функций: установочную, мобилизующую, стимулирующую, контролирующую.
Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность.
В целом теоретические познания в области инвестиционной политики обеспечивают регионы богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики - создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.
В магистерской диссертации рассмотрены методики оценки регионов и эффективности инвестиционной политики государства, выявлены их основные плюсы и минусы. В результате анализа методик оценки инвестиционного потенциала для применения выбрана и изменена методика, которая на взгляд наш взгляд явилась наиболее оптимальной, сочетая в себе ряд плюсов.
Во второй главе проведен сравнительный анализ инвестиционных потенциалов регионов ЦФО, как индикатора реализации инвестиционной политики.
По результатам проведенного анализа были выявлены лидеры по инвестиционному потенциалу для регионов ЦФО и сделан вывод, что наиболее привлекательными для инвестиций оказались Московская, Белгородская, Липецкая, Курская и Воронежская области.
Анализ эффективности инвестиционной политики, сформированной на основе видового подхода, позволил сделать выводы о том, что на приток инвестиций и их структуру оказали влияние следующие негативные факторы: в первую очередь недостаточно диверсифицированная структура экономики, во вторых, недостаточность социально-экономического развития производства и инфраструктуры, в-третьих, влияние оказала общая политическая ситуация в стране.
Был сделан вывод, что повлиять на политическую ситуацию на уровне региона нельзя и необходимо проведение мероприятий, направленных на реализацию инновационной политики в регионе, а также обмена положительным опытом в развитии инновационной деятельности, развитие кластерного подхода с целью укрепления связей, диверсификации экономики и социально-экономического развития.
Были сделаны выводы, что инвестиционная политика регионов, прежде всего, направлена на повышение инвестиционной привлекательности регионов, посредством установления льгот, реализации государственных программ, софинансирования, а также создании кластеров и технопарков, повышения качества рабочей силы и развитии определенных секторов экономики. При всем при этом ведется оценка эффективности реализации намеченных программ. В основном оцениваются прямые показатели инвестиционной деятельности, такие как инвестиции в основной капитал, объем иностранных инвестиции и т.д. Кроме того построены регрессионные модели и дан прогноз развития инвестиционной деятельности по регионам ПФО до 2020 года.
В третьей главе на основе анализа зарубежного опыта рекомендованы мероприятия по повышению инвестиционного потенциала субъектов ЦФО.
В соответствии с полученными результатами и получившейся лепестковой диаграммы, на которой отображены области для улучшения, был предложен ряд мероприятий по областям. Также были ключевые факторы успеха, которые могут применяться другими регионами для повышения инвестиционного потенциала:
- построение целостной и универсальной системы обеспечения инвестиционных площадок;
- создание трехуровневой системы объектов инвестиционной инфраструктуры — системы подготовленных инвестиционных площадок для проектов разного масштаба и отраслевой принадлежности с учетом инвестиционного потенциала конкретной территории;
- формирование комплексной стратегии с целью достижения сбалансированного развития муниципальных образований, расширения доходной базы бюджетов различного уровня и создания привлекательной инвестиционной среды;
- разработка новых форм особых экономических зон — ОЭЗ РУ для реализации данной стратегии;
- проработка нормативной базы, регулирующей инвестиционный процесс в области, закрепляющей гарантии прав инвесторов и позволяющей применение новых подходов к развитию инвестиционной инфраструктуры — принятие законов о создании ОЭЗ, о налоговых льготах, о промышленной политике и об инновационной деятельности, развитии малого и среднего бизнеса и т. д.;
- устранение административных барьеров, создание системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу одного окна;
выстраивание взаимодействия с субъектами естественных монополий в целях корректировки их инвестиционных программ при развитии инвестиционной инфраструктуры.
Взаимодействие и сотрудничество регионов по вопросам развития инвестиционной деятельности, своевременная оценка и повышение инвестиционного потенциала должно оказать положительное воздействие, решить существующие проблемы и сократить разрыв в уровне социально-экономического развития регионов.
Помимо этого определены направления совершенствования инвестиционной политики в ЦФО.
Для эффективной реализации инновационной политики необходимо усиление международного и межрегионального научно-технического сотрудничества. Необходима подготовка и реализация совместных проектов инновационного развития. Обмен научно-технической информацией и опытом, совместные исследования и прикладные разработки, работы в научно-технической сфере по контрактам и грантам, оказание технической помощи приведут к улучшению инновационной деятельности в регионе.
В связи с этим, был изучен зарубежный опыт реализации инвестиционной политики и предложены меры по развитию в регионах ЦФО. Предложено создать «Комитет инвестиционного развития» и разработана его организационная структура, определены цели и задачи комитета. Зарубежный опыт инвестиционной политики, предположительно, поспособствует улучшению региональных связей, повысит инновационное развитие регионов, будет способствовать росту объемов иностранного капитала, создаст благоприятную среду для инвестирования.
Так же рекомендованы объединения активов крупных промышленных организаций, с привлечением иностранных и прочих инвестиций с целью создания технопарков и технополисов.
Регионы, находящиеся на территории Российской Федерации, отличаются своим социально-экономическим развитием. Поэтому, инвестиционная политика в каждом регионе предполагает свои особенности и для различных групп регионов должна быть дифференцированной. В первую очередь она призвана способствовать сокращению разрывов в уровнях развития производительных сил регионов, созданию более благоприятных условий для социально-экономических преобразований.
Дальнейшее развитие ситуации в инвестиционной деятельности, в значительной мере будет зависеть от реализации механизмов государственного регулирования инвестиций, среди которых следует выделить:
- реализацию специального комплекса мер, направленного на побуждение предприятий реального сектора экономики к инвестициям;
- поддержку предприятий за счет средств централизованных инвестиций, путем кредитования на платной, возвратной и конкурсной основе;
- расширение практики совместного государственно-коммерческого
финансирования инвестиционных проектов с привлечением иностранного капитала;
- усиление инвестиционной направленности бюджетной политики при соблюдении принципа разумной достаточности на остальных направлениях расходов;
- обеспечение льготного налогового режима при осуществления крупных капиталовложений в экономику региона:
- стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых инвестору на приоритетных для региона направлениях инвестирования:
- формирование условий и механизмов привлечения в инвестиционную сферу личных сбережений и развития системы необходимых гарантий по обеспечению надежности вкладов населения;
- последовательное изменение акцентов приватизационной политики с фискальных задач пополнения доходной часта бюджета на реструктурирование производства и поддержку перспективных инвестиционных проектов:
- совершенствование политики ценообразования;
- поддержание антимонопольных мер;
- выполнение условий пользования землей и другими природными ресурсами с учетом экологических проблем;
- осуществление экспертизы, лицензирования инвестиционных проектов.
Таким образом, вышеприведенные рекомендаций, для рассматриваемых в рамках магистерской диссертации объектов, позволят укрепить их существующее положение и повысить инвестиционный потенциал.