Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения операций с ценными бумагами 6
1.1. Понятие и классификация ценных бумаг для целей налогообложения 6
1.2. Порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами 18
1.3. Порядок определения доходов от владения, размещения и реализации ценных
бумаг организациями для целей налогообложения 26
2. Анализ налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в России 34
2.1. Анализ формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций по
операциям с ценными бумагами 34
2.2. Анализ поступлений налога на прибыль организаций по операциям с ценными бумагами 44
3. Пути совершенствования налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в России 54
3.1. Зарубежный опыт налогообложения доходов от операций с ценными бумагами
3.2. Тенденции развития налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в России 65
Заключение 75
Список использованных источников 80
Рынок ценных бумаг находится в постоянном развитии в соответствии с ростом мировой экономики. Его появление было связано с потребностями товарного производства, так как без привлечения частных капиталов и их объединения с помощью выпуска, прежде всего акций и облигаций, было бы невозможно создание и развитие новых предприятий и отраслей хозяйства. Поэтому развитие рынка ценных бумаг стало важным условием развития экономики всех наиболее развитых капиталистических стран мира. Рынок ценных бумаг, с одной стороны, есть составная часть финансового рынка, так как позволяет через использование ценных бумаг осуществлять накопление, концентрацию и централизацию капиталов и на этой основе их перераспределение в соответствии с требованиями рынка, с другой стороны, это сфера приумножения капитала.
Рынок ценных бумаг является внешним источником привлечения капитала по отношению к любой коммерческой деятельности. Обычно внутренние финансовые источники работы предприятия или компании, состоящие в основном из амортизационных отчислений и реинвестируемой части чистой прибыли, составляют в среднем от половины до трех четвертей от общего объема финансовых ресурсов, необходимых для поддержания и расширения производства и обращения товаров. Оставшаяся потребность в финансовых ресурсах покрывается за счет двух главных внешних источников: рынка банковских ссуд и рынка ценных бумаг. По существующим оценкам с рынка ценных бумаг поступает до 75% внешних финансовых средств.
Однако капитал можно увеличить, либо положив деньги на банковский депозит, либо на валютном рынке, либо вложив в какую-то производительную деятельность, в недвижимость. Следовательно, рынок ценных бумаг конкурирует с другими сферами приумножения капитала, а потому все зависит от того, насколько он привлекателен с точки зрения участников рынка. Одним из главных критериев привлекательности рынка ценных бумаг является условия его налогообложения в стране, что подтверждает актуальность темы данной дипломной работы.
В последнем десятилетии оборот на рынке ценных бумаг в России заметно вырос, что обуславливает увеличение инвестиционной и финансовой активности. Исходя из этого можно сказать об значимости темы выпускной квалификационной работы в современных Российских реалиях, которая заключается в том, что налогообложение рынка ценных бумаг важный аспект как для государства, так и для бизнеса. Для государства это инструмент привлечения средств в бюджет , а так же привлечения в страну зарубежных инвесторов. Для бизнеса же рынок ценных бумаг это возможность получения капитала для развития предприятий. существенную роль играют особенности налогообложения операций с ценными бумагами, так как высокие ставки налогов и специфичный порядок налогового учета могут «поглотить» полученную организациями прибыль. Так же рынок ценных бумаг во многом интересен со спекулятивной точки зрения. В теме данной выпускной квалификационной работы будет детально рассмотрен налог на прибыль в отношении рынка ценных бумаг, он является одним из крупнейших налогов регулирующих эту финансовую отрасль.
Актуальность темы работы также связана со значительным развитием рынка ценных бумаг в России в последнее время и заключается в необходимости развития рынка ценных бумаг в целом и его налогообложения в частности.
Объектом исследования данной работы является налогообложение рынка ценных бумаг, а предметом налогообложение доходов от операций с ценными бумагами.
Стремительно меняющееся законодательство и особенности нормативно правовой базы, недостаточная регламентация вопросов налогового учета операций с ценными бумагами доказывают бесспорную актуальность настоящей дипломной работы и предопределяют ее цель - теоретическое и практическое рассмотрение вопросов налогового учета операций с ценными бумагами и разработка рекомендаций по совершенствованию налогообложения доходов от операций с ценными бумагами.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
-изучить теоретические основы налогообложения операций с ценными бумагами;
-изучить порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами;
- проанализировать поступления налога на прибыль организаций по операциям с ценными бумагами;
- рассмотреть зарубежный опыт налогообложения операций с ценными бумагами;
- разработать пути совершенствования налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в России.
Практическая значимость работы заключается в том, что рынок ценных бумаг - значительный сектор экономики, способный дать существенный приток капитала в Россию, однако противоречивость понятийного аппарата и сложность регулирования налогообложения зачастую являются серьезным препятствием на этом пути. Один из способов устранения этой проблемы видится в значительном повышении качества юридической техники налогового законодательства.
Цель проведенного нами исследования заключалась в разработке механизма оптимизации налогообложения доходов участников российского рынка ценных бумаг от операций, связанных с оборотом финансовых инструментов на биржевых
и внебиржевых рынках. Изменения, внесенные в порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль, были основаны на предлагаемых автором принципах: принцип равенства прав, обязанностей и ответственности профессиональных участников фондового рынка и инвесторов при формировании налоговой базы по доходам от операций на рынке ценных бумаг и принцип согласованности действий государственных контролирующих органов.
Одной из основных причин кризисного состояния российской экономики является несовершенство системы налогообложения, что в последние годы ярко проявилось на примере теории и практики налогообложения российского финансового рынка. За немногочисленными исключениями российская налоговая система, очевидно, на сегодняшний день чужда этим принципам. В результате одни инструменты дискриминируются против других; ряд инструментов, хотя номинально и существуют, но не могут заработать - например, складские свидетельства. Однако наиболее многочисленным является класс инструментов и операций, которые просто не существуют, поскольку налоги, которые бы пришлось платить по таким операциям, привели бы к убыткам.
Одной из фундаментальных проблем налогового законодательства, с которой в большинстве случаев приходится сталкиваться участникам рынка ценных бумаг, срочного рынка и непосредственно инвесторам, является не чрезмерная налоговая ставка, а несправедливый порядок определения налогооблагаемой базы (в терминологии действующего законодательства о налогах и сборах - налоговой базы), при котором исчисляемые суммы налога не привязаны к реальному финансовому результату (обороту). Как правило, номинальная налогооблагаемая база значительно превышает размер потенциальной базы, определяемый исходя из экономического содержания налога. Искаженный порядок определения налогооблагаемой базы фактически трансформирует один налог в другой, взимаемый по более высокой ставке.
Среди двух других важнейших проблем действующего налогового законодательства следует указать его общую нестабильность и юридическое несовершенство, вызванное отсутствием единой, логически цельной налоговой 77
системы. Эти проблемы приобретают особую остроту для стратегических иностранных инвесторов, осуществляющих долгосрочные операции на российском рынке капиталов.
Полагаем, что перед внесением изменений в налоговую политику налогоплательщика, осуществляющего операции с ценными бумагами, связанных с обновлением норм налогового законодательства, налогоплательщику следует провести тщательный анализ новшеств и оценить, какие последствия возникнут у него в связи с поправками, внесенными в налоговый кодекс. Это связано с тем, что налоговый кодекс не устанавливает сроков корректировки налоговой политики налогоплательщика по этому основанию. Улучшающие положение налогоплательщика поправки могут иметь обратную силу, если Закон это предусматривает, в свою очередь ухудшающие поправки не могут иметь обратной силы, даже если законодатели пытаются придать им обратную силу. По этой причине при введении норм, ухудшающих положение инвестора, эмитента и других участников рынка ценных бумаг, они всегда могут доказать, что обновленные положения законодательства необходимо применять только после вступления данных норм в силу, но не ранее первого числа следующего налогового периода по налогу на прибыль, которым является год, т.е. с начала очередного календарного года.
Классифицировать ценные бумаги можно по самым разным основаниям. Так, различают фондовые и коммерческие ценные бумаги, эмиссионные и неэмиссионные, документарные и бездокументарные, именные, ордерные, на предъявителя и т.д.
Помимо всех существующих сегодня классификаций ценных бумаг, глава 25 НК РФ предусматривает еще и свою собственную классификацию. Так, в целях налогообложения различают две категории ценных бумаг:
- ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг;
- ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.
Как следует из п. 3 ст. 280 НК РФ, ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
- если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
- если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
- если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.
При этом под национальным законодательством понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг. Если по ценной бумаге не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий, то она считается ценной бумагой, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг.
Особенности определения налоговой базы от операций с ценными бумагами закреплены в п. 8 ст. 280 НК РФ, из которого следует, что порядок ее формирования зависит от категории налогоплательщика. Однако, на наш взгляд, он не должен зависеть от категории самой ценной бумаги. Следовательно, в налоговой политике следует закрепить критерии признания ценных бумаг однородными. Так, если речь идет о налогоплательщике, не являющемся профессиональным участником рынка ценных бумаг, то налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется им отдельно не только от налоговой базы по иным хозяйственным операциям, но и от категории самой ценной бумаги.
Для определения расчетной цены ценной бумаги налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика должны быть использованы методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Если налогоплательщик определяет расчетную цену самостоятельно, то в своей налоговой политике он должен закрепить используемый метод оценки стоимости.
Анализ новаций российского законодательства показал, что органами государственного управления и контроля проводится определенная работа по совершенствованию механизма налогообложения операций с ценными бумагами. К этим мерам следует отнести законопроект по трансфертному ценообразованию, введение консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций, ограничение применения льгот, предусмотренных соглашениями об устранении двойного налогообложения, введение правил налогообложения имущества, переданного в доверительное управление.
Оптимизация налоговой системы между субъектами налоговых отношений, обеспечивающая согласование экономических интересов государства и налогоплательщиков, предполагает совершенствование методических основ налогового стимулирования активизации субъектов рынка ценных бумаг. В этих целях автором разработан механизм реализации фундаментальных принципов налоговых правоотношений на рынке ценных бумаг. В состав предложенного механизма входят методики, вносящие поправки в порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль, в порядок реструктуризации налоговой задолженности при наступлении технических дефолтов, а также направленные на оптимизацию взаимодействия регуляторов рынка ценных бумах и налоговых органов при осуществлении мероприятий налогового контроля (совместные проверки).
Стратегической задачей налогового стимулирования участников рынка ценных бумаг следует считать освобождение от налога на прибыль реализованного прироста капитальной стоимости ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, при условии длительного срока владения этими бумагами. Важно отметить, что предложенный в диссертационной работе механизм реализации фундаментальных принципов налоговых правоотношений на рынке ценных бумаг позволяет, на наш взгляд, решить поставленную задачу.
Таким образом, на основе проведенного анализа рекомендуются следующие тенденции развития налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в России:
1. Целесообразно исключить деление ценных бумаг на обращающиеся и не обращающиеся для целей налогообложения для упрощения исчисления налоговой базы.
2. Рекомендуется упростить ведение налогового учета организаций и учитывать в общем порядке доходы и расходы по операциям с ценными бумагами при исчислении налога на прибыль организаций по ставке 20%.
3. При определении убытков по операциям с ценными бумагами, следует включить убытки от необращающихся ценных бумаг в общую налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».
4. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».
5. Федеральный закон от 5.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг ».
6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. Указ президента российской федерации 1 июля 1996 г. №1008 «Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.10.2000 г. № 1756).
8. Постановление от 15.02.2010 г. по делу № А05-6785/2009.
9. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.06 № Ф04- 4649/2006(24854-А46-37).
12. Приказ Минфина России № 144н от 8.11.2010 г.
13. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н «Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрация проспектов ценных бумаг».
14. Письмо Минфина от 30.08.2007 г. № 03-03-06/1/614.
15. Письмо Минфина России от 19.05.2008 г. № 03-03-06/1/323.
16. Письмо Минфина России от 21.03.06 № 03-03-04/1/268.
17. Письмо УФНС России по г. Москве от 9.07.2007 г. № 20-12/065007.
18. Письмо УФНС России по г. Москве от 2.08.2006 г. № 20-12/68343.
19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008.
20. Аткинсон.Э., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. -М.: Аспект Пресс, 1995.
21. Балацкий Е. О природе несостоятельности российской фискальной системы // Общество и экономика № 11 -12, 2004.
22. Балацкий Э. Анализ влияния налоговой нагрузки с помощью производства институциональных функций // Проблемы прогнозирования № 2. 2003.
23. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. -М.: Дело ЛТД, 1994.
24. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производные финансовые инструменты. М.: Научно-техническое общество им. акад. С.И.Вавилова, 2009. - 418с.
25. Ведомости съезда народных депутатов РСФСР, 1990 г. № 30. - Ст.416.
26. Гарант. Информационно-правовой портал. 12.11.2010 г.
27. Годме П. Финансовое право. - М.: Прогресс, 1978.
28. Гончаренко Л.И. Теоретические аспекты налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами/ Реформирование налоговых систем. Теория, методология и практика: монография /под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова, А.И.Крисоватого. -К.: Кондор, 2011;
29. Горина Г.А. Налогообложение торговых организаций. Учебное пособие. - М.: Юнити, 2010.
30. Доверительное управление в России // Рынок ценных бумаг. № 6. 2008
31. Доклад «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу» / ФСФР России, 2008.
32. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: учеб. пособие. -М.: Проспект, КНОРУС, 2010.
33. Кто выигрывает на фондовом рынке // Аналитика управляющей компании «Арсагера» / рассылка «Клерк. Ру» 1.11.2010.
34. Кукол Е.. Налог вне посадки // Российская газета - Центральный выпуск № 5140 (61) от 25.03.2010 г.
35. Куликова Е.И. О необходимости совершенствования практики налогообложения оборотов ценных бумаг//Реформирование налоговых систем. Теория, методология и практика: монография /под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова, А.И.Крисоватого. - К.: Кондор, 2011;
36. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли - М., 1996.
37. Макконелл К. и Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер с англ., Т.1.
38. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.:Перспектива,1995.
39. Михайлова А. За вывод денег за границу будут сажать // Аргументы и факты - Деньги. 23.11.2010 г.
40. Н.Гетьман, И..Ильинская. Налоги - в систему // Экспертный канал «Открытая экономика». 4 мая 2010.
41. Население России нуждается в повышении инвестиционной грамотности // Биржевое обозрение. № 1. 2008.
42. НАУФОР против повышения требований к капиталу // Вестник НАУФОР. № 7/8. 2009
43. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. —М.: Финстатин- форм,1996.
44. Пепеляева Л.. Законодательство предусматривает много налоговых льгот для налогоплательщиков, занимающихся инновациями // Российский налоговый портал 10.11.2010 г.
45. Персональный блог A.B. Брызгалина, публикация от 8.06.2010 г.
46. Пономарева Т. Продажа собственного векселя без налога на прибыль.// Новая бухгалтерия, 2015, №1.
47. Попова Л.В. Методология и методика исчисления налогов: учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2008.
48. Попова Л.В., Маслова И.А., Дрожжина И.А. Практика исчисления налогов: учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2008.
49. Потемкин А. Фондовый рынок как фактор удвоения ВВП // Рынок ценных бумаг. 2004. № 24.
50. Пробин П.С. Особенности налогообложения операций с ценными бумагами // Сегодня и завтра российской экономики (научно - аналитический сборник), 2016, № 24.
51. Пробин П. С. Проблемы налогообложения вексельных операций // Сборник научных статей аспирантов и соискателей (РГТЭУ), 2009, № 8.
52. Пробин П. С. Налоговое планирование в условиях экономического кризиса// Российская Торговля, 2013, № 01-02.
53. Пробин П. С. Новое в налогообложении на рынке ценных бумаг // сборник научных статей международной межвузовской научной конференции (МИНН), 2010, выпуск 9, том 2
54. Пушкарева В. М. Налоговая система Союза ССР (1921 - 1930): Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.
55. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова.- М.: Финансы и статистика, 2011.
56. Самуэльсон П.А. Экономика / пер с англ. М.: Вильяме, 2015.
57. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1962.
58. Сребник Б.В., Вилкова Т.Б. Деятельность по управлению ценными бумагами // Финансовый вестник. 2016. №11.
59. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г.: Утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 2043-р. / Российская бизнес-газета, 2009, № 687.
60. Толмачев И. Особенности учета и налогообложения векселей // Налоговый учет для бухгалтера, 2009, № 4.
61. Управление в условиях финансово-экономической нестабильности. Стратегия и инструменты : сборник научных трудов кафедры финансового менеджмента и ее стратегических партнеров / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр., Каф. финансового менеджмента, науч. ред. Бобылева А.З. - М.: МАКС Пресс, 2009
62. Финансовое консультирование на фондовом рынке: для специалистов по корпоративным финансам и специалистов рынка ценных бумаг / под общ. ред. О.Г. Меликяна: в 2 т. Том 1. - М.: Флинта: Наука, 2005.
63. Финансово-кредитный словарь. -4-е изд., Т.2. —М.: Финансы и
статистика, 2004.
64. Шапиева М. Разъяснения по закону о трансфертном ценообразовании. 18.09.2009.
65. Шарп У., Александер Г., Бэйли Д. Инвестиции. - М.: ИНФРА-М, 2001.
66. Ширяев В.И. Модели финансовых рынков: Оптимальные портфели, управление финансами и рисками: Учебное пособие. Изд.2-е. - М.: Книжный дом «Либроком», 2017.
67. Чистяков Н. Рост фондового рынка стимулирует популярность торгов паями ПИФов на Фондовой бирже ММВБ // Рынок ценных бумаг. 2017. № 4.
68. Эффективный рынок капитала: Экономический либерализм и государственное регулирование/ Под общей ред. И.В.Костикова: В 2 т. - М.: Наука, 2014
69. Юткина Т.Ф. Концептуальные положения о роли налогов в развитии рынка ценных бумаг// Реформирование налоговых систем. Теория, методология и практика: монография /под ред. И.А.Майбурова, Ю.Б.Иванова, А.И.Крисоватого. - К.: Кондор, 2011;
70. Яковенко Д., Силкина А., Рубченко М.. Стратегия слабого государства. Эксперт № 47, 2016 г.
71. Mishkin F. The Economics of Money, Banking and Financial Markets. - Pearson, 2004.
72. www.gks.ru- официальный сайт Федеральной службы государственной статистики,
73. www.moex.ru- официальный сайт биржи ММВБ.
74. www.bonds.finam.ru- сайт информационного агентства Финам
75. www.ru.wikipedia. om/wiki/- Википедия - свободная энциклопедия.
76. www.dvtg.ru- сайт компании Дальневосточная транспортная группа (ДВТГ Групп).
77. http:// www .min 11 n. ru/pens. htm - официальный сайт Минфина России.
78. http://www. skrin.ru- информационный сайт СКРИН: Система раскрытия информации (отчеты предприятий, отраслевые обзоры, котировки ценных бумаг).