Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления органов власти по работе с обращениями граждан
1.1. Система управления органов власти по работе с обращениями граждан....
1.2. Нормативно-правовая база по работе с обращениями граждан в
государственных органах РФ
1.3. Использование инновационных технологий в органах государственной власти РФ
Глава 2. Практические аспекты анализа использования инновационных технологий в системе работы с обращениями граждан государственных органов власти РФ на примере РТ
2.1. Использование порталов государственных услуг в регионах РФ:
сравнительный анализ
2.2. Внедрение инновационных технологий в систему работы с обращениями
граждан в органах государственной и муниципальной власти РТ (контент анализ)
Глава 3. Возможные направления по совершенствованию инновационных технологий в системе управления органов власти по работе с обращениями граждан
3.1. Анализ зарубежного опыта по использованию инновационных технологий в системе управления органов власти по работе с обращениями граждан
3.2. Комплекс мероприятий по совершенствованию инновационных технологий в системе управления органов власти по работе с обращениями граждан
Заключение
Библиографический список
Важнейшее место в системе основных прав и свобод человека и гражданина принадлежит праву на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, закрепленному в статье 33 Конституции РФ. Это объясняется тем, что указанное право служит, с одной стороны, способом доведения до власти интересов и потребностей народа, а также способом участия в управлении делами государства, а с другой - средством защиты прав и свобод человека и гражданина.
В демократическом государстве граждане выступают как активная инициативная сила, защищающая личные и общие (групповые) интересы, вызывающая ответные действия государства, предупреждающая и исправляющая ошибки и злоупотребления со стороны представителей власти. При этом реальность такого влияния на власть обеспечивается наличием действенного и эффективного механизма реализации права на обращения в органы государственной власти и муниципальные образования.
До недавнего времени регулирование реализации конституционного права граждан на обращения в органы публичной власти осуществлялось множеством подзаконных нормативно-правовых актов. Принятие 2 мая 2006 г. федерального закона № - 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» явилось фактором, стимулирующим дальнейшее развитие данного института и, соответственно, обуславливающим его последующее инновационное развитие.
Инновационные технологии являются одним из важнейших факторов ускорения социально-экономического развития. Доступность и качество оказываемых информационно-технологических услуг во многом определяют темпы экономического роста, социальную направленность и эффективность управления на всех уровнях, обеспечивают информационное единство, уровень о развития информационного общества и конкурентоспособность соответствующих субъектов во всех сферах жизнедеятельности.
Внедрение информационных технологий ускоряет процессы становления инновационной экономики, включающей в качестве важнейшей составной части «цифровую» экономику. Определяющими характеристиками уровня развития информационного общества все в большей мере становятся новые информационные ресурсы и технологии электронного правительства, электронного образования, здравоохранения, правосудия, науки и культуры, электронной коммерции, биометрические и другие технологии информатизации, а также оказываемые на их основе услуги в электронной форме.
По мере развития и проникновения информационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества услуг, предоставляемых населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.
С инновационным развитием общества механизмы и системы обращения меняются и развиваются. В связи с этим система обращении граждан должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития общества и с её потребностями.
Для модернизации системы рассмотрения обращения граждан в органы государственной власти государством была утверждена стратегия на основании Распоряжения Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена использованию инновационных технологий в системе управления органов власти по работе с обращениями граждан.
Про инновационные технологии написано очень много трудов как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов. Тем не менее, мало описаны инновационные технологии в государственном управлении и их внедрения. Основные определения инновационных технологий государственных органов дал Дуглас Холмс журналист и консультант «Майкрософт» в своей книге «Стратегии электронного бизнеса для государства». Особенности инновационных систем в России и ЕС описали В.В. Иванов совместно с зарубежными коллегами из Нидерландов Й.Розебум и Х. Хайсберс. Описание, применение видеоконференцсвязи написал в своей работе В. Гольцман в свой книге «Бесплатные звонки через Интернет». В.И. Колыхалов написал о государственных проблемах на пути к инновационному развитию и предложения по их решению. Исследование и анализ современных направлений информатизации государственного управления России Ю.Р. Бондаренко.
Объектом исследования служит система по работе с обращениями граждан в сфере государственного и муниципального управления. Предметом является процесс внедрения инновационных технологий в систему управления органов власти по работе с обращениями граждан.
Цель работы - изучить процесс внедрения и использования инновационных технологий в системе управления органов власти по работе с обращениями граждан.
Поставленная цель дипломной работы определила необходимость решения следующих задач:
- описать систему управления органов власти по работе с обращениями граждан;
- изучить нормативно-правовую базу, на основании которой внедряются инновационные технологий в органах власти;
государственной власти РФ;
- проанализировать использование инновационных технологий в регионах РФ;
- рассмотреть внедрение инновационных технологий в системе работы с обращениями граждан в органах государственной и муниципальной власти Республики Татарстан;
- проанализировать зарубежный опыт использования инновационных технологий в системе работы с обращениями граждан;
- разработать комплекс мероприятий по совершенствованию инновационных технологий в системе управления органов власти по работе с обращениями граждан.
В качестве основных методов и приемов исследования в работе используются общенаучные методы наблюдение, сравнение, контент-анализ Интернет ресурсов, теоретический анализ литературы, анализ документов.
Работа состоит из ведения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении определяется объект, предмет, цели и основные задачи дипломной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические и правовые основы системы управления органов власти по работе с обращениями граждан в государственных органах РФ, служащая основанием для развития и внедрения инновационных технологий в государственных органах РФ, внедренные инновационные технологии в государственных органах РФ.
Во второй главе рассматривается опыт внедрения инновационных технологий в государственных органах регионов РФ на примере Республики Татарстан, дан анализ использования и внедрения инновационных технологий в систему управления органов власти по работе с обращениями граждан в республике.
В третьей главе представлен зарубежный опыт по использованию инновационных технологий в системе управления органов власти по работе с обращениями граждан, а также разработан и предложен комплекс мероприятий по совершенствованию использования инновационных технологий в данной сфере.
В заключении приведено краткое описание всей проделанной работы и вывод по результатам выполнения поставленных задач выпускной квалификационной работы, а так же выявленные основные проблемы с предложенными решениями.
Таким образом, выполнение поставленных задач данной выпускной квалификационной работы позволяет сделать следующие основные выводы. На основе полученных результатов проектной работы были выявлены основные проблемы внедрения инновационных систем и их решение:
- несовершенство законодательства, которое проявляется в отсутствии его комплексности, ведомственная несогласованность;
Предложенное решение: Необходимость создания отдельного органа, ответственного за развитие информационного общества и электронного правительства Республики Татарстан и формирование нормативно-правовой базы.
- цифровое неравенство;
Предложенное решение: внести стандарты по техническим оборудованиям в государственных органах и актуализация устаревшего оборудования.
- большое географическое пространство;
Предложенное решение: формирование региональных центров технического обеспечения и финансирования инновационной деятельности в государственной сфере.
- для целей ставятся не достижимые сроки.
Предложенное решение: применение проектного подхода. Экспертиза целей и целевых программ, привязка задач к бюджетному планированию.
- практика реализации инновационных технологий не соответствует стандартам разработки больших и координации комплексных систем.
Предложенное решение: Проведение единой скоординированной внятной и непротиворечивой государственной политики с четко выстроенной вертикально-интегрированной системой контроля исполнения. Привлечение профессионалов в области разработки больших инновационных систем.
Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что важнейшими путями развития инновационных технологий в сфере государства является максимальное удовлетворение потребности граждан.
Использование инновационных технологий предоставляет принципиально новые возможности для повышения эффективности работы органов государственной и органы муниципального самоуправления Российской Федерации.
Главной целью внедрения инновационных технологий в государственные органы является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей граждан, повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением, а также между собой на основе внедрения новых информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
Основным перспективным направлением проекта является её внедрение в Министерство труда, занятости и социальной защиты и в Министерство внутренних дел по Республики Татарстан, так как в обращениях граждан преобладающее количество вопросов отнесены к компетенции выше указанных министерств. В целом перспектива проекта состоит лишь в дальнейшем её внедрении на практике, что позволит оценить её реальную полезность как государственным органам желающим показать себя с хорошей стороны гражданам, так и гражданам желающим получить качественную и быструю консультацию по правовым вопросам.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: ЭКСМО, 2011. - 31с.
2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный Закон Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ (с изм., внесенными ФЗ от 02.06.2013 №182-ФЗ) // Российская газета. - 2013. -№6121.
3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный Закон Российской Федерации от 27.07.2010 №210-ФЗ (с изм., внесенными ФЗ от 28.12.2013 №444-ФЗ) // Российская газета. - 2013. - №6271.
4. Об электронной подписи: Федеральный Закон Российской Федерации от 06.04.2011 № 63-ФЗ // Российская газета. - 2011. - №5451.
5. Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в федеральных органах правительственной связи и информации: Приказ Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации от 24.04.2000 №2205 (с изм., внесенными Приказа от 08.02.2010 ФСБ РФ №46, ФСО РФ №45, СВР РФ №3) // Российская газета. - 2010. - № 92-93.
6. Стратегия развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12 2011 №2227-р. -URL:http://www.rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site- dok.html(дата обращения: 26.04.2017).
7. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 №1815-р. - URL:http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html(дата обращения: 26.04.2017).
8. Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в судебном департаменте при верховном суде Российской Федерации: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 05.06.2001 № 94 // Российская газета. - 2004. - №3607.
9. О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 12.05.2003 № 16-ЗРТ, (с изм.,
внесенными ЗРТ от 18.10.2013 ЗРТ) // газета Республика Татарстан. - 2013. - №160 (27577).
10. Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 13.11.2007 №58-ЗРТ (с изм., внесенными ЗРТ от 20.03.2014 №25-ЗРТ) // Российская газета. - 2014. - №6813.
11. О республиканской целевой программе «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан («Электронный Татарстан» 2008-2010 годы)» [Электронный ресурс]: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.07.2008 №513. - URL:http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?page=8&pub_id=18503(дата обращения: 30.04.2017).
12. Информация о количестве и содержании обращений граждан, поступивших в Аппарат Президента Республики Татарстан в I квартале 2014 года [Электронный ресурс]: Отчет Управления по работе с обращениями граждан Аппарата Президента Республики Татарстан от 25.04.2014. - URL: http://president.tatarstan.ru/apparat/crd/analysis012014.htm(дата обращения: 30.04.2017).
13. Об утверждении Положения об Управлении по работе с обращениями граждан Президента Республики Татарстан [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Татарстан от 27.12.2013. - URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=82600(дата обращения: 30.04.2017).
14. Отчет по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти Республики Татарстан в 2013 году [Электронный ресурс]: URL:http://prav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_155004.pdf(дата обращения: 30.04.2017).
15. Регламент Аппарат Президента Республики Татарстан: Указ Президента Республики Татарстан от 04.04.2008 №УП-162 // Городское управление. - 2008. - №45.
автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы [Электронный ресурс]: ГОСТ 34.602-89 с 01.01.1990. -
URL:http://www.rugost.com/index.php?option=com_content&view=36(дата обращения: 30.03.2017).
17. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем [Электронный ресурс]: ГОСТ 34.201-89 с 01.01.1990. - URL:http://dit.mos.ru/legislation/metods/tekhnicheskaya_politika(дата обращения: 30.04.2017).
18. Управление документами. Общие требования [Электронный
ресурс]: ГОСТ Р ИСО 15489-1—2007 с 17.05.2007. - URL:http://ecm-
journal.ru/docs/GOST-ISO-15489-12007-Upravlenie-dokumentami-Obshhie- trebovanija.aspx (дата обращения: 27.03.2017).
19. Автоматизированные системы. Стадии создания и внедрения
[Электронный ресурс]: ГОСТ 34.60190 с 01.01.1992. -
URL:http://www.tusur.ru/ export/ sites/ru.tusur.new/ru/informatization/ documents/st andards/20090902_0901.pdf (дата обращения: 30.03.2017).
Литература:
20. Аладин Н. Электронный документооборот для всех и для всего / Н. Аладин // Банковские технологии. - 2008. - №7. - С. 57-59.
21. Болтина Л. В. Оценка инновационности стратегии социально-экономического развития региона / Л. В. Болтина. - М.: Питер, 2012. - 178 с.
22. Бубнова О. А. Электронный документооборот и исполнение бюджетов / О. А. Бубнова // Финансы. - 2008. - № 10. - C.31.
23. В. Гольцман Бесплатные звонки через Интернет. Skype / Гольцман В. - М.: Питер, 2009. - 144 с.
24. Дуглас Х. Стратегии электронного бизнеса для государства / Х.Дуглас. - М.: АстрельАст, 2004. - 366 с.
25. Колыхалов В. О главной инновации в России / В. Колыхалов. - М.: КНОРУС, 2009. - 435 с.
26. Коннова А.Ю. Основные проблемы «Электронного Правительства» / А.Ю. Коннова // БИЗНЕС Online. - 2012. - № 23. - С.9.
27. Коннова А.Ю Характеристика проблем внедрения инновационных технологий в государственные органы / А.Ю. Коннова // БИЗНЕС Online. - 2012. - №26. - С.11-12.
28. Котиков Д. Коммуникативные информационные правоотношения: доступ к информации и доведение информации/ Д. Котиков // ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. - 2012. - №51. - С.25-26.
29. Кристальный Б. В. Актуальная законодательная поддержка развития информационного общества и создания и функционирования «электронного правительства» в Российской Федерации / Б.В. Кристальный // Информационные ресурсы России. - 2011. - № 1. - C.16-20.
30. Кулик А. «Электронное государство» как вызов для отечественной политической науки / А. Кулик. - М.: РОССПЭН, 2008. - 361 с.
31. Мэйо Д.Э. Человеческие проблемы индустриальной цивилизации / Д.Э. Мэйо. - Нью-Йорк.: Макмиллан, 1933. - 478 с.
32. Подолина О. Электронное согласование документов / О. Подолина // Секретарское дело. - 2008. - №12. - С.26-28.
33. Савостьянов С. РФ совершила рывок в области электронных услуг /
С. Савостьянов // Российская газета. - 2012. - №5940. - С.12-13.
34. Сидоров В. Сколько нас, какими мы были, чего достигли, что ждет нас завтра? ИКТ в цифрах / В. Сидоров // Школа Жизни. - 2008. -№63. - С.23.
35. Смирнова М.Ю. Социальная активность граждан или социальные проблемы?/ М.Ю. Смирнова // ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. -2014. - №65. - С.12-14.
36. Филиппов Д. В. Институциональные особенности организации электронного правительства на муниципальном уровне / Д. В. Филиппов // Регион: экономика и социология. - 2009. - № 4. - C.44-45.
37. Хайсберс Х. Особенности инновационных система в России и ЕС / Х. Хайсберс, Й. Розембум, В.В. Иванов. - М.: Центр исследований проблем развития науки РАН, 2006. - 280 с.
38. Хохлова М.М. Значение информационных технологий в функционировании и развитии социальной сферы региона / М.М. Хохлова, Р.С. Квитунов // Социс. - 2009. - № 2. - С.69-71.
39. Шадрин Ю.А. Информационные технологии в образовательных учреждениях: учебное пособие / Ю.А. Шадрин. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. - 229 с.
40. Шайдуров С.А. Функция по оказанию государственных услуг: особенности и место среди иных функций государственных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2012. N 9. С. 7.
41. Шустова М. С. К вопросу внедрения электронного правительства и электронной демократии в Европе. «Общество и право», 2011, № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/h765.html(дата обращения: 01.12.2015).
42. Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Роль публичного и частного права в регулировании экономики // Журнал российского права. 2012. N 2. С. 5.
Интернет-ресурсы:
43. http://mic.tatarstan.ru/rus/ofdoc.htm- Статистические документы Министерства информатизации и связи РТ
44. https://uslugi.tatarstan.ru- Портал государственных услуг Республики Татарстан