Введение 3
Глава 1. Основы инновационной деятельности 8
1.1. Понятие инноваций и их классификация 8
1.2. Субъекты и объекты инновационной деятельности 14
Глава 2. Инновационный менеджмент 21
2.1. Функции и задачи инновационного менеджмента 21
2.2. Организационная структура инновационного управления 26
2.3. Источники и формы финансирования инновационной деятельности 31
2.4. Приемы инновационного менеджмента 36
Глава 3. Менеджмент инновационного проекта «ИРИС» на малом
предприятии с участием университета 43
3.1. Описание инновационного продукта ИРИС 44
3.2. Апробация инновационного продукта ИРИС 50
3.3. Конкурсы инвестиций Фонда содействия развитию малых форм
предприятий 51
3.4. Конкурс инвестиций «Модернизация образования современными
технологиями - МОСТ» 54
3.5. Составление заявки на участие инновационного проекта ИРИС в
конкурсе инвестиций МОСТ 55
3.5.1. Научно-техническая часть инновационного проекта 55
3.5.2. Коммерциализуемость научно-технических результатов проекта 63
Заключение 78
Литература 80
Приложение А. Лабораторная работа «Изучение магнитного поля соленоида» 83
Приложение Б. Лабораторная работа «Изучение магнитной проницаемости сред» 90
Приложение В. Заявка на конкурс финансовой поддержки инновационных проектов
Инновация - это результат творческой деятельности, воплощенный в новом или улучшенном продукте, процессе, технологии, а также внедренном на рынок.
Сравнительно недавно в научно-техническую и производственную сферу деятельности вошло такое понятие, как управление (менеджмент) инновациями. В основе такого менеджмента лежит поиск идеи, которая в результате научно-исследовательской и творческой деятельности ученых станет основой для инновации; планирование и организация последующего инновационного процесса; реализация и продвижение инновации на рынке. В настоящее время управление инновациями является обязательной частью работы любой успешной компании.
Данная магистерская диссертационная работа посвящена управлению деятельностью малого предприятия, реализующего инновационный проект в области наглядных учебных пособий для изучения физики в школах ССУЗах и ВУЗах. Проекту и соответствующему продукту намеренно дано приятное и звучное название-бренд «ИРИС», которое расшифровывается как Интеллектуально развивающая исследовательская система. Она представляет собой набор практически всех известных в настоящее время видов источников физических воздействий и датчиков сигналов, присоединяемых напрямую к персональному компьютеру, программы регистрации данных эксперимента, магнитной доски для сборки лабораторных установок и методического пособия. Идея такого пособия принадлежит сотрудникам кафедры общей физики Казанского федерального университета, а коммерческая реализация малым предприятиям ООО «Универдидакт» и ООО «Технология развития».
Практической целью диссертационной работы явилось привлечение инвестиций для реализации проекта ИРИС, проведение НИОКР, выпуск опытной партии изделия, осуществление маркетинговой и рекламной компаний, организация продаж.
Научно-исследовательской целью диссертации явилось выявление инновационного и коммерческого потенциала разработки ИРИС, изучение существующих методов управления инновациями и их адаптация к сфере коммерциализации новых учебных пособий для изучения физики и других естественнонаучных дисциплин в школах, ССУЗах и ВУЗах.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
• Изучены основы инновационной деятельности и инновационного менеджмента;
• Исследован и апробирован инновационный продукт ИРИС;
• Изучены деятельность и конкурсы инвестиций Фонда содействия развитию малых форм предприятий и, в частности, программа «Модернизация образования современными технологиями - МОСТ»;
• Составлена заявка на участие проекта ИРИС в программе МОСТ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений. В первых двух главах «Основы инновационной деятельности» и «Инновационный менеджмент» на основе литературного обзора рассматривается понятие инновации как таковой с выделением ее основных типов и видов, а также понятие инновационной деятельности с ее субъектами и объектами, понятие инновационного менеджмента, его функции и задачи, выделяются основные источники и формы финансирования инновационной деятельности, а также приемы управления инновациями.
В третьей оригинальной главе «Менеджмент инновационного проекта «ИРИС» на малом предприятии с участием университета» описывается развитие инновационного продукта в результате НИОКР, результаты его апробации. Здесь так же приводятся этапы и принципы составления заявки на участие в конкурсе инвестиций МОСТ, организованном Фондом содействия развитию малых форм предприятий.
В Приложениях А и Б представлены примеры методик выполнения лабораторных работ с использования ИРИС, разработанные в ходе апробации инновационного продукта.
В Приложении В дана заявка на конкурс инвестиций по форме программы «Модернизация образования современными технологиями».
Научная новизна диссертации состоит в том, что: 1) установлен инновационный и коммерческий потенциал разработки ИРИС, 2) общие методы инновационной деятельности и менеджмента адаптированы к сфере коммерциализации новых учебных пособий для изучения физики в школах ССУЗах и ВУЗах.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что в результате научно-обоснованного с точки зрения инновационного менеджмента составления заявки на конкурс инвестиций малое предприятие получило инвестицию 5 млн. рублей, затем осуществило НИОКР, выпустило опытную партию изделий и вышло на первые продажи продукции.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Инновационный потенциал настольного учебного пособия по физике ИРИС, умещающегося в небольшой чемоданчик, состоит в его универсальности, компактности, мобильности и ценовой доступности для рядового потребителя от школьника до учителя, а именно в том, что он, в отличие от аналогов, содержит в себе все основные известные на сегодняшний день виды источников физических воздействий и датчиков соответствующих сигналов, которые непосредственно подключаются к ПК с оригинальной программой регистрации данных всеми основными видами измерительных приборов, а магнитная доска с эластичными держателями для источников, исследуемых образцов и датчиков позволяет строить все основные виды лабораторных установок по курсу общей физики.
2. Коммерческий потенциал пособия по физике ИРИС характеризуется емкостью рынка в России от 0,42 до 1,12 млрд. рублей в зависимости от способа продаж (как демонстрационного пособия на уроках и лекциях, как прибор для фронтального лабораторного практикума в классе, как игрушка для интеллектуального досуга детей и взрослых).
3. Одним из ключевых факторов успешной коммерциализации высокотехнологичных компьютеризированных учебных пособий типа ИРИС является наличие высококачественного методического описания выполнения лабораторных работ, поэтому важной задачей инновационного менеджмента является привлечение к проекту сотрудников кафедр общей физики ВУЗов.
4. Эффективным приемом при организации НИОКР пособия по физике типа ИРИС явился реинжиниринг развития, заключающийся в отказе от популярной в последнее время излишней автоматизации процедур измерения в учебном эксперименте, приводящей к нажатию кнопки и получению конечного результата на табло. Необходимо вернуться к первопринципу научного познания «воздействие на объект - регистрация сигнала - градуировка - снятие отсчета - конечный результат.
5. Эффективным приемом при организации НИОКР пособия по физике типа ИРИС явился реинжиниринг развития, заключающийся в отказе от популярной в последнее время закрытости аппаратуры для учебного эксперимента, приводящей к негативному эффекту черного ящика для учащегося. Необходимо вернуть учащемуся возможность самому собрать и настроить измерительную систему, чтобы понять, как это все создается.
6. Успешный менеджмент проекта типа ИРИС в процессе НИОКР предполагает тесное взаимодействие с потребителем продукта - учащимися и их преподавателями. Это позволило заложить в продукт удовлетворение двух основных их потребностей 1) обеспечение рутинного учебного плана и 2) обеспечение творческой, соревновательной деятельности в рамках факультативов, научных олимпиад и конференций.
Результаты диссертационной работы опубликованы в трудах Итоговой научной конференции КФУ 2016 года по направлению «Научное и методическое обеспечение практикоориентированной подготовки учителя в условиях сетевого взаимодействия ВУЗа и школы» в секции «Современные технологии обучения студентов педагогического направления».
В ходе выполнения магистерской диссертационной работы было сделано следующее:
1) На основе литературного обзора рассмотрены теоретические основы инноваций и инновационного менеджмента.
2) Изучена оригинальная разработка нового настольного учебного пособия с маркой ИРИС, выполненная учеными КФУ для повышения эффективности преподавания и изучения физики в школах, ССУЗах и ВУЗах.
3) Определен инновационный и коммерческий потенциал разработки ИРИС.
4) Составлена конкурсная заявка для участия инновационного проекта ИРИС в инвестиционной программе «Модернизация образования современными технологиями», проводимого Фондом содействия развитию малых форм предприятий.
5) Составленная конкурсная заявка выиграла инвестиции на сумму 5 млн. руб.
6) Организовано изготовление опытной партии изделия ИРИС и проведено их испытание.
7) Составлены методики выполнения лабораторных работ по электромагнетизму с использованием ИРИС для рекламной кампании этого продукта.
8) Проведены презентации изделия ИРИС на Казанской венчурной ярмарке, на итоговой научной конференции КФУ, на курсах повышения квалификации учителей в КФУ, в школах г. Казани. Они позволили скорректировать ряд управленческих решений для инновационного проекта.
9) В результате осуществленных мероприятий началась реализация продукции потребителям.
Таким образом, осуществленный менеджмент охватил полный цикл развития инновационного проекта ИРИС и в итоге обеспечил положительный коммерческий результат.