Введение 3
Глава 1 Теоретические и правовые аспекты анализа деятельности государственных и негосударственных некоммерческих организаций в РФ 8
1.1 Правовые экономические основы взаимодействия власти и НКО в РФ 8
1.2 Сущность и виды государственных и негосударственных некоммерческих организаций в РФ 17
Глава 2 Практические аспекты анализа деятельности некоммерческих организации в РФ 24
2.1 Анализ развития НКО в Республике Крым 24
2.2 Сравнительный анализ развития НКО в регионах РФ 47
2.3 Исследование гражданской активности населения Республики Татарстан 65
Глава 3 Направления развития НКО в регионах РФ 87
3.1 Среда социального партнерства в регионе как условие развития НКО 87
3.2 Механизмы поддержки развития НКО в регионах РФ 93
Заключение 108
Список литературы
Приложение
Современный этап экономического развития характеризуется существенным возрастанием роли и значимости некоммерческого сектора, который, как показывают исследования, развивается более высокими темпами, чем коммерческий. С каждым годом растет вклад некоммерческого сектора в создание валового внутреннего продукта, возрастает зависимость коммерческого сектора от результатов функционирования некоммерческих организаций. Все указанные тенденции и закономерности развития некоммерческого сектора делают его объектом повышенного внимания, как со стороны специалистов-практиков, так и представителей научного сообщества. Это подтверждает большое количество публикаций, как зарубежных, так и российских авторов, в которых рассматривается широкий спектр проблем деятельности некоммерческих организаций. Вместе с тем анализ изучаемой отечественными специалистами проблематики свидетельствует о том, что в основном в центре внимания находятся вопросы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, характеристика организационно-правовых форм некоммерческих организаций, перспектив их развития и участия в решении общественно значимых задач, рассмотрение роли государства в развитии некоммерческих субъектов.
Вместе с тем, следует отметить, что относительно других ключевых секторов национальной экономики, сектор некоммерческих организаций изучен в меньшей степени. Особенно это касается вопросов экономики и управления некоммерческими организациями. Обращает на себя внимание также на то, что в силу правового и статистического несоответствия определения некоммерческой организации, исследования ученых четко дифференцированы по признаку собственности и касаются либо только государственных некоммерческих организаций, либо негосударственных. Данный факт не позволяет говорить о наличии единой концепции, в
частности, в решении экономических вопросов. И хотя различия, безусловно, имеются и их необходимо учитывать, тем не менее, целый ряд вопросов носит универсальный для субъектов некоммерческого сектора характер и требует соответствующего исследования и проработки.
Устойчивое сбалансированное развитие региона неразрывно связано с управлением социальным развитием, представляющим собой административно-политическую и профессионально-публичную деятельность, выражающуюся в сознательном воздействии субъектов на социальную систему региона и ее отдельные подсистемы на основе познания объективных закономерностей и тенденций общественно-территориального развития для достижения наиболее эффективного создания и регулирования системы при согласовании краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей.
Являясь производителями социально-значимых услуг, НКО способны быстро реагировать на разнообразные потребности населения и возникающие проблемы; отражать интересы различных общественных групп и слоев населения; выполнять различные государственные заказы; выступать в качестве общественных контролеров, способствуя тем самым повышению эффективности деятельности различных государственных служб. Однако, потенциал российских некоммерческих организаций сферы услуг к настоящему времени реализуется далеко не полностью, что в значительной степени связано с недостаточностью ресурсов, обеспечивающих их устойчивое функционирование.
Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что наивысшая эффективность функционирования некоммерческих организаций, достигается при реализации механизма взаимодействия государства, бизнеса и НКО, осуществляемого на принципах социального партнерства. Однако оценка ситуации, сложившейся в российской экономике, позволяет сделать вывод, что эффективно действующего механизма взаимодействия трех секторов национальной экономики в настоящее время не существует и можно лишь говорить об отдельных примерах взаимодействия, которое не носит системного характера.
В числе основных причин слабого межсекторального взаимодействия можно выделить общую макроэкономическую ситуацию, которая характеризуется относительно невысокими темпами роста, низкой конкурентоспособностью национальной экономики; низким уровнем ее эффективности; объективные и субъективные причины низкой активности каждого из секторов: для государства - инерция государственного мышления, отсутствие доверия к организациям некоммерческого сектора, следствием чего является просто невыделение бюджетных средств или выделение их в недостаточном объеме; постоянное стремление сократить бюджетное финансирование; для бизнес-структур - частое чередование уровней деловой активности, относительно невысокий уровень рентабельности реального сектора экономики, который усиливает дефицит финансовых ресурсов в коммерческом секторе; низкий уровень социальной ответственности бизнеса.
Экономические реформы 90-х оказали негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию в стране. По уровню большинства макроэкономических показателей за последние 5 лет Российская Федерация отстает от развитых стран. По уровню же социально-экономических показателей, таких как ВВП на душу населения, уровень доходов, расходы государства на социальную сферу, индекс Дженни, индекс развития человеческого капитала и других наша страна находится рядом с экономически отсталыми странами. Таким образом, можно говорить о кризисном состоянии социально-экономической системы государства.
Все это объясняет актуальность выбранной темы. Целью работы является анализ роли государственных и негосударственных некоммерческих организаций в развитии регионов Российской Федерации для выявления проблем и разработки рекомендаций по их устранению. Задачи исследования:
- раскрыть правовые экономические основы взаимодействия власти и НКО в Российской Федерации;
- рассмотреть сущность и виды государственных и негосударственных коммерческих организаций в Российской Федерации;
- провести анализ развития НКО в Республике Крым;
- провести сравнительный анализ развития НКО в регионах Российской Федерации;
- выявить роль среды социального партнерства в регионе как условие развития НКО;
- исследовать механизмы поддержки развития НКО в регионах Российской Федерации.
Предмет исследования - роль государственных и негосударственных НКО развитии регионов Российской Федерации.
Объект работы - Государственные и негосударственные НКО в регионах : Республика Крым, Республика Татарстан, г.Москва.
Проблемы социально-экономической политики в региональном разрезе, особенности ее разработки и реализации в субъектах РФ и муниципальных образованиях отражены в работах таких исследователей, как Б.М.Гринчель, В.В. Глухов, Б.С.Жихаревич, В.М.Данилова, Г.В.Двас, Т.С.Дымнич, С.Н.Левин, С.В. Кузнецов, А.М.Малинин, Н.М.Межевич, Т.Г.Морозова, В.Е.Рохчин, С.Н.Смирнов, В.М. Ходачек и др.
Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, инструктивные и методические материалы Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, отраслевых Министерств РФ, Счетной палаты РФ, материалы научных конференций, семинаров, различные научные публикации по исследуемой тематике, справочные и информационные издания аудиторских и консалтинговых фирм, официальные корпоративные интернет-сайты, фактические данные ряда коммерческих организаций и другие материалы.
Основной подход к исследованию - системный.
Методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения основ гражданского общества.
Методы исследования - общие и частные методы, включая системно-правовой, системный анализ исследуемых процессов и результатов, анализ теоретической литературы, нормативно-правового законодательства и отчетных документов о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, статистический анализ.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, которые подразделены на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена теоретическим и правовым аспектам анализа деятельности НКО в Российской Федерации.
Вторая глава посвящена практическим аспектам анализа деятельности НКО в Российской Федерации.
Третья глава посвящена исследованию направлений развития НКО в регионах Российской Федерации.
Заключение содержит общие выводы по работе и рекомендации автора по развитию деятельности НКО в Российской Федерации.
Стимулом для развития в России некоммерческого сектора послужило принятие ряда законов, которые регулируют деятельность НКО. Данные законы главным образом объединили организации, которые действовали в общественных интересах, а также узаконили основные характеристики гражданско-правового статуса разных видов НКО, порядок получения и использования ими имущества. Все это позволяет сформировать правовую основу для развития нового сектора экономики - некоммерческих организаций.
Активизация роли некоммерческих организаций в российской экономике возможна только при условии повышения эффективности их функционирования. Чем более зрелыми, устойчивыми будут некоммерческие организации, тем больше будут получаемые обществом от них выгоды. В свою очередь, развитие некоммерческих организаций, повышение эффективности их деятельности непосредственно зависит от обеспеченности экономическими ресурсами в количестве и качестве, достаточном для результативной деятельности. В условиях рыночной экономики, не умаляя роли государственного участия в развитии некоммерческого сектора, более активная позиция требуется и от самих некоммерческих организаций, что требует развития их менеджмента и тех его функциональных направлений, которые традиционно считалась атрибутом менеджмента коммерческого сектора.
В числе основных причин слабого межсекторального взаимодействия можно выделить общую макроэкономическую ситуацию, которая характеризуется относительно невысокими темпами роста, низкой конкурентоспособностью национальной экономики; низким уровнем ее эффективности; объективные и субъективные причины низкой активности каждого из секторов: для государства - инерция государственного мышления, отсутствие доверия к организациям некоммерческого сектора, следствием чего является просто невыделение бюджетных средств или выделение их в недостаточном объеме; постоянное стремление сократить бюджетное финансирование; для бизнес-структур - частое чередование уровней деловой активности, относительно невысокий уровень рентабельности реального сектора экономики, который усиливает дефицит финансовых ресурсов в коммерческом секторе; низкий уровень социальной ответственности бизнеса.
Очевидно, что компенсировать существующую в настоящее время дисфункцию механизма взаимодействия государства, бизнеса и НКО возможно большими усилиями самих некоммерческих организаций, развитием собственной инициативы, ключевых компетенций, использованием активных, нетрадиционных, отчасти рискованных средств поиска и привлечения экономических ресурсов. Такой подход указывает на то, что в основе реализации функции привлечения экономических ресурсов лежит создание в самой некоммерческой организации атмосферы лояльности персонала, развитие организационных способностей и компетенций, которые, очевидно, не проявляются сами собой, а вырабатываются и формируются в результате длительной работы менеджмента, непременным условием которой является творческая энергия и профессионализм персонала.
Проанализированы механизмы взаимодействия государственных органов управления с некоммерческими организациями в рамках социального партнерства. Для достижения цели нами изучено понятие «социальное партнерство как одна из приоритетных форм взаимодействия государственных органов управления с некоммерческими организациями, а также дано авторское определение.
Исследованы понятия «некоммерческая организация» и «механизм межсекторного социального партнерства». Изучены особенности реализации механизма социального партнерства государственных органов управления с некоммерческими организациями в России.
Нами обоснованы методы оценки реализации механизма социального партнерства государственных органов управления с некоммерческими организациями.
На основе полученных результатов анализа теоретической литературы сделаны выводы о том, что в настоящее время российские НКО (особенно в сфере социального обслуживания) находятся на начальной стадии развития, в отличие от зарубежных НКО, которые являются активными участниками политических процессов и позиционируют себя как партнеры в осуществлении различного рода социальных программ. Российским НКО необходимо более широко и открыто заявлять о своем существовании и праве участвовать в государственной политике, причем на стадии разработки и принятия решения в той или иной социально значимой области.
В стадии развития находятся и различные механизмы социального партнерства органов государственной власти и некоммерческих организаций. Несмотря на существенную государственную поддержку, проблемы в развитии социального партнерства государственных органов власти и российских НКО до сих пор остаются достаточно острыми.
В процессе исследования изучена деятельность некоммерческих организаций в сфере социального обслуживания в Республике Крым. Проведен анализ деятельности Министерства социальной политики Республике Крым по взаимодействию с некоммерческими организациями в сфере социального обслуживания. Дана оценка реализации механизма социального партнерства Министерства с некоммерческими организациями в сфере социального обслуживания. Министерство социальной политики Республике Крым использует следующие механизмы социального партнерства: финансовая поддержка НКО, поощрение представителей НКО по результатам публичных конкурсов, вовлечение населения в участие в НКО. Нами сопоставлены показатели эффективности по реализации механизма социального партнерства
Министерства и НКО с результатами государственного управления. Показатели уровня государственной поддержки НКО в регионе свидетельствуют о существенном росте по всем параметрам и полной реализации.
Выявлена положительная тенденция увеличения количества участников массовых добровольческих акций и форумов. Доказано, что проводится определенная работа по созданию условий для информационной открытости государственных органов управления при реализации механизмов поддержки НКО.
Однако, в настоящее время деятельность Министерства по данному направлению требует совершенствования, так как нами доказано, что прослеживается слабая степень информационной открытости, в частности, по результатам проведенных конкурсов. Этот недостаток может отрицательно влиять на уровень доверия НКО и в целом общества к органам власти в регионе.
Также выявлено, что, несмотря на существующую потребность в услугах НКО и положительную динамику активности НКО, есть организационные и методические проблемы: большее количество заявок НКО на государственную поддержку некачественно оформлены и не соответствуют действующим требованиям.
Для решения выявленной проблемы, а именно необходимости в повышении степени информационной открытости взаимодействия Министерства социальной политики Республике Крым с некоммерческими организациями в сфере социального обслуживания, исследования предложен проект по технологии оценки степени информационной открытости.
Мы провели сравнительный анализ показателей развития НКО в 3 регионах: Республика Крым, Республика Татарстан, г.Москва. выявили общие закономерности, проблемы развития НКО в целом, и отдельно по региона.
1. ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях
2. Федеральном закон от 12.01.1996 № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях»
3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов / Собрание законодательства Российской Федерации, 07.04.2014, №14, ст. 1570.
4. Осипов П. Работников севастопольского порта выкинут на улицу? / Солидарность, 4.02.2016
5. В Севастополе сокращается задолженность по выплате заработной платы. Официальный сайт Правительства Севастополя. [Электронный ресурс] URL: sevastopol.gov.ru/novyj-resurs7.html (дата обращения: 4.02.2016).
6. Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке рынка труда» / Собрание законодательства Российской Федерации, 21.07.2014, № 29, ст. 4151.
7. Федеральный закон от 14.10.2014 № 299-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в переходный период» [Электронный ресурс] URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.02.2016).
8. Барулин, С. В. Финансы : учебник для вузов по экономическим специальностям / С. В. Барулин. - М. : КноРус, 2014. - 640 с.
9. Бланк, И. А. Управление формированием капитала / И. А. Бланк. - Киев : Ника-Центр, 2014. - 625 с.
10. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент: полный курс : в 2 т. / Ю. Бригхем, Л. Гапенски ; пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. - СПб. : Экономическая школа, 2013. - Т. 1. - 467 с. - Т. 2. - 522 с.
11. Лебедева, Г. И. Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования / Г. И. Лебедева. - СПб. : Звезда,
2014. - 357 с.
12. Макальская, М. Л. Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность / М. Л. Макальская, Н. А. Пирожкова. - 6-е изд. - М. : Дело и Сервис, 2014. - 368 с.
13. Мерсиянова, И. В. Негосударственные НКО: институциональная среда и эффективность деятельности / И. В. Мерсиянова, Л. И. Якобсон. - М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2015. - 170 с. - (Мониторинг гражданского общества. Вып. II).
14. Миркин, Я. М. Англо-русский толковый словарь по банковскому делу, инвестициям и финансовым рынкам. Свыше 10000 терминов / Я. М. Миркин, В. Я. Миркин. - М. : Альпина бизнес букс, 2015. - 424 с.
15. Применение изменений в законодательство о целевых капиталах НКО : сборник практических рекомендаций / под ред. Э. Р. Алейниченко. - М. : Форум доноров, 2014. - 112 с.
Статьи
16. Аникина, М. Л. Примеры учета безвозмездных поступлений и пожертвований / М. Л. Аникина // Советник бухгалтера в здравоохранении. -2013. - № 4.
17. Агенты узаконены // Коммерсантъ. - 2014. - № 128 (4913).
18. Батурина, М. В. О бухгалтерском учете и аудите разных видов
НКО / М. В. Батурина // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2013. - № 3. -С. 51-56.
19. Беляев, А. Н. Учитываем подарки и пожертвования / А. Н. Беляев // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. - 2013. - № 11.
20. Беляев, А. И. Изменение правового статуса учреждений: деление на бюджетные и казенные / А. И. Беляев // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - № 9. - С. 19-32.
21. Гусарова, Л. В. Целевое финансирование и целевые поступления: методология учета / Л. В. Гусарова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2015. - № 20. - С. 36-44.
22. Аврорина Л.В. Россия: НКО как особый сегмент рынка социальных услуг // Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг. - Сборник статей и материалов «мозгового штурма». - Под ред. Казакова О.Б. - М., 2013. - С. 9 - 12.
23. Выбор организационно-правовой формы для ведения бизнеса: коммерческая или некоммерческая организация // Юридическое агентство «Столичный стандарт» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.st-standart.ru/registration/opf/opfbizn.htm (дата обращения: 17. 02. 2016).
24. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от
12.01.1996 N 7-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.rU/popular/nekomerz/71 1.html#p49 (дата
обращения: 2.02.2016).
25. Социальный капитал гражданского общества: состояние и перспективы развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в Севастополе: результаты социологического исследования (краткий вариант) / С.Г. Максимова, О.Е. Ноянзина, Н.П. Г ончарова и др. // Информационно-аналитический портал Doc22.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.doc22.ru/facts/sociology/3010 (дата обращения:
15.02.2016) .
26. Тарасова Ю.А. Стратегическое преимущество некоммерческих организаций России. Современный этап модернизация экономики России: организационно - управленческий контекст // Сборник трудов V научно - практической конференции факультета менеджмента. - СПб.: Издательство «Ютас», 2010. - С. 70 - 75.
27. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2002 году. Статистический бюллетень) - М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2013.
28. Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. - М.: Экономика, 2013
29. Шаронов А. Социальная сфера и социальная политика, умеренная либерализация // Российский социально-политический вестник. - №1, 2014.- с. 19 - 26.
30. Шаститко А.Е. Экономическая теория институтов. - М.: ТЕИС,2015
31. Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской
Федерации (Введение в муниципальное управление). - М.: РИЦ
«Муниципальная власть», 2012.
32. Шишкин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении. - М.: Изд-во «Дело», 2012.
33. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. - М. ГУВШЭ, 2003.
34. Шмаров А., Бочков П., Лукаш С. «Посылаю тебе девку. Позаботься о ребенке»: Наше исследование показало, что для многих компаний социальная ответственность стала такой же неотъемлемой составляющей бизнеса, как бухгалтерия, логистика или маркетинг. // Эксперт, №10, 14-20 марта 2015, с. 84-88.