Особенности внедрения в организации системы внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчетности (по материалам ООО «Татэлектроснаб»)
|
Введение 3
1. Теоретические основы системы внутреннего контроля в организациях 6
1.1 Сущность понятия внутреннего контроля, его цели, задачи, функции 6
1.2 Требования нормативно-законодательной базы Российской Федерации в области учета в части осуществления в организациях внутреннего контроля 16
1.3. Взаимосвязь системы внутреннего контроля с формами и методами
внешнего контроля в организациях 23
2. Системы бухгалтерского и налогового учета как объекты внутреннего
контроля в ООО «Татэлектроснаб» 32
2.1. Особенности хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского и
налогового учета в ООО «Татэлектроснаб» 32
2.2 Процедуры, методы и способы осуществления внутреннего контроля,
применяемые в ООО «Татэлектроснаб» 38
2.3. Взаимосвязь внутреннего аудита и внутреннего контроля 53
2.4. Информационные потоки в бухгалтерской службе ООО «Татэнергоснаб» и
подготовка отчетности для внутренних целей 62
3. Совершенствование системы внутреннего контроля фактов хозяйственной
жизни и бухгалтерской отчетности в ООО «Татэлектроснаб» 70
3.1. Оценка действующей системы внутреннего контроля в ООО «Татэлектроснаб» 70
3.2. Проблемы внедрения и функционирования в организации системы
внутреннего контроля и возможные пути их решения 76
3.3. Разработка мероприятий в части совершенствования системы внутреннего
контроля 86
Заключение 96
Список использованных источников
Приложения
1. Теоретические основы системы внутреннего контроля в организациях 6
1.1 Сущность понятия внутреннего контроля, его цели, задачи, функции 6
1.2 Требования нормативно-законодательной базы Российской Федерации в области учета в части осуществления в организациях внутреннего контроля 16
1.3. Взаимосвязь системы внутреннего контроля с формами и методами
внешнего контроля в организациях 23
2. Системы бухгалтерского и налогового учета как объекты внутреннего
контроля в ООО «Татэлектроснаб» 32
2.1. Особенности хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского и
налогового учета в ООО «Татэлектроснаб» 32
2.2 Процедуры, методы и способы осуществления внутреннего контроля,
применяемые в ООО «Татэлектроснаб» 38
2.3. Взаимосвязь внутреннего аудита и внутреннего контроля 53
2.4. Информационные потоки в бухгалтерской службе ООО «Татэнергоснаб» и
подготовка отчетности для внутренних целей 62
3. Совершенствование системы внутреннего контроля фактов хозяйственной
жизни и бухгалтерской отчетности в ООО «Татэлектроснаб» 70
3.1. Оценка действующей системы внутреннего контроля в ООО «Татэлектроснаб» 70
3.2. Проблемы внедрения и функционирования в организации системы
внутреннего контроля и возможные пути их решения 76
3.3. Разработка мероприятий в части совершенствования системы внутреннего
контроля 86
Заключение 96
Список использованных источников
Приложения
«Отчего ж не воровать, коли некому унять!» (XVII век, Россия)
Принципы и понятия контроля существовали, существуют и будут существовать, пока человечество не сможет обходиться без понятия материальных и нематериальных благ, без систем и структурных обществ. Контроль развивался от сбора общего урожая при натуральном хозяйстве и до контроля экономических интересов на государственном уровне.
Само понимание, что сохранность любых ценностей - это не просто часовой с ружьем на посту у входа в закрома, а это целая система, в которой участвуют множество людей, личностей, механизмов, порядков и понятий. В связи с чем контроль развивался вместе с государственностью, с управлением и вместе с обществом. При этом данное развитие происходило ввиду его востребованности самим обществом. Поэтому наличие государственного строя и различных механизмов управления этим обществом оказывало лишь корректирующее воздействие на развитие контроля как отдельной структуры института управления, а не как основополагающего элемента.
В настоящее время развитие контроля вплотную подошло и к востребованности использования такого инструмента управления коммерческой организацией, как система внутреннего контроля.
Западные экономические системы в вопросах аудита и систем контроля более развиты, чем наши российские механизмы. Уже сейчас многие организации в сфере аудита и консалтинга разрабатывают методы адаптации западных стандартов под российские реалии.
Внутренний контроль в коммерческой организации несет ту же смысловую нагрузку, что и контроль государства по соблюдению законодательства, стандартов и утвержденных нормативов. При этом следует отметить, что до недавнего времени контроль контролировал всего лишь только определенный объект контроля либо группу объектов, находящихся внутри контрольной среды.
Давайте подумаем о тех техногенных катастрофах, которые происходят сейчас: падающие самолеты, смытые плотины, переворачивающиеся автобусы и т.д. Всю работу выполняет человек, исполнитель. Человеку свойственно ошибаться. Порой ошибки могут стоить слишком дорого. Если в свою очередь своевременно и достойно не контролировать систему управления, не оказывать ей помощь, не использовать в управлении системами и отраслями выявленные ранее или сейчас данные, то каждая ошибка с каждым новым годом становится все дороже и дороже.
Надо отдать должное системе контроля советских времен, что качество произведенной продукции позволяет ее эксплуатировать с двойным, а то и с тройным ресурсом. Произведенные ранее самолеты и поезда летают и ездят до сих пор. Однако это не бесконечно. Все это делалось на предприятиях, где ключевые бизнес-процессы в своем большинстве были отточены, а исполнители высоко дисциплинированы.
В условиях рыночной конкуренции успешная деятельность коммерческой организации в общем и целом зависит от достижения поставленных перед нею целей, следования принятым установкам и намеченным ориентирам, устойчивости с финансово-экономической и правовой точек зрения и устойчивости ее положения среди конкурентов на рынке. Обеспечить выполнение перечисленных выше требований - задача управления организацией.
Процесс управления организацией включает следующие основные стадии:
а) планирование - сбор, обработка информации и выработка управленческого решения;
б) организация и регулирование реализации управленческого решения;
в) учет - сбор, измерение, регистрация и обработка информации, касающейся выполнения управленческого решения;
г) анализ - разложение информации, полученной на стадии учета, на компоненты; их изучение и оценка для принятия следующих управленческих решений.
Каждая из перечисленных выше стадий чередуется со стадиями контроля. Затем следует новый цикл этого непрерывного в идеале процесса. Все циклы подчинены стратегии организации - генеральной программе действий - и распределению приоритетов и ресурсов для достижения глобальных целей.
Контроль является итоговым, кульминационным моментом, краеугольным камнем любого управления. Без контроля всякое управление теряет смысл, так как без него будет невозможно определить результат управленческого воздействия. В этом контексте контроль является объективным явлением общественной жизни и индивидуального существования каждого субъекта, начиная от конкретного человека и заканчивая глобальными экономическими (политическими, технологическими и т.д.) системами.
Необходимо также отметить такую важную деталь, что внутренний контроль полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели.
Принципы и понятия контроля существовали, существуют и будут существовать, пока человечество не сможет обходиться без понятия материальных и нематериальных благ, без систем и структурных обществ. Контроль развивался от сбора общего урожая при натуральном хозяйстве и до контроля экономических интересов на государственном уровне.
Само понимание, что сохранность любых ценностей - это не просто часовой с ружьем на посту у входа в закрома, а это целая система, в которой участвуют множество людей, личностей, механизмов, порядков и понятий. В связи с чем контроль развивался вместе с государственностью, с управлением и вместе с обществом. При этом данное развитие происходило ввиду его востребованности самим обществом. Поэтому наличие государственного строя и различных механизмов управления этим обществом оказывало лишь корректирующее воздействие на развитие контроля как отдельной структуры института управления, а не как основополагающего элемента.
В настоящее время развитие контроля вплотную подошло и к востребованности использования такого инструмента управления коммерческой организацией, как система внутреннего контроля.
Западные экономические системы в вопросах аудита и систем контроля более развиты, чем наши российские механизмы. Уже сейчас многие организации в сфере аудита и консалтинга разрабатывают методы адаптации западных стандартов под российские реалии.
Внутренний контроль в коммерческой организации несет ту же смысловую нагрузку, что и контроль государства по соблюдению законодательства, стандартов и утвержденных нормативов. При этом следует отметить, что до недавнего времени контроль контролировал всего лишь только определенный объект контроля либо группу объектов, находящихся внутри контрольной среды.
Давайте подумаем о тех техногенных катастрофах, которые происходят сейчас: падающие самолеты, смытые плотины, переворачивающиеся автобусы и т.д. Всю работу выполняет человек, исполнитель. Человеку свойственно ошибаться. Порой ошибки могут стоить слишком дорого. Если в свою очередь своевременно и достойно не контролировать систему управления, не оказывать ей помощь, не использовать в управлении системами и отраслями выявленные ранее или сейчас данные, то каждая ошибка с каждым новым годом становится все дороже и дороже.
Надо отдать должное системе контроля советских времен, что качество произведенной продукции позволяет ее эксплуатировать с двойным, а то и с тройным ресурсом. Произведенные ранее самолеты и поезда летают и ездят до сих пор. Однако это не бесконечно. Все это делалось на предприятиях, где ключевые бизнес-процессы в своем большинстве были отточены, а исполнители высоко дисциплинированы.
В условиях рыночной конкуренции успешная деятельность коммерческой организации в общем и целом зависит от достижения поставленных перед нею целей, следования принятым установкам и намеченным ориентирам, устойчивости с финансово-экономической и правовой точек зрения и устойчивости ее положения среди конкурентов на рынке. Обеспечить выполнение перечисленных выше требований - задача управления организацией.
Процесс управления организацией включает следующие основные стадии:
а) планирование - сбор, обработка информации и выработка управленческого решения;
б) организация и регулирование реализации управленческого решения;
в) учет - сбор, измерение, регистрация и обработка информации, касающейся выполнения управленческого решения;
г) анализ - разложение информации, полученной на стадии учета, на компоненты; их изучение и оценка для принятия следующих управленческих решений.
Каждая из перечисленных выше стадий чередуется со стадиями контроля. Затем следует новый цикл этого непрерывного в идеале процесса. Все циклы подчинены стратегии организации - генеральной программе действий - и распределению приоритетов и ресурсов для достижения глобальных целей.
Контроль является итоговым, кульминационным моментом, краеугольным камнем любого управления. Без контроля всякое управление теряет смысл, так как без него будет невозможно определить результат управленческого воздействия. В этом контексте контроль является объективным явлением общественной жизни и индивидуального существования каждого субъекта, начиная от конкретного человека и заканчивая глобальными экономическими (политическими, технологическими и т.д.) системами.
Необходимо также отметить такую важную деталь, что внутренний контроль полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели.
Выпускная квалификационная работа на тему «Особенности внедрения в организации системы внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчетности» посвящена проблемам осуществления внутреннего контроля деятельности ООО «Татэлектроснаб».
Если концепции систем государственного и аудиторского контроля в разных государствах различны и зависят в первую очередь от государственного устройства и национальной специфики, то концепции системы внутреннего контроля, разрабатываемые учеными разных стран в настоящее время, сближаются в силу усиления, как транснационализации бизнеса, так и наличия общих законов эффективности функционирования организаций.
В широком смысле внутренний финансовый контроль можно рассматривать как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета.
Проанализировав практический материал работы, необходимо сделать следующие важные выводы.
Формально установленные процедуры внутреннего контроля ООО «Татэлектроснаб» должны включать следующие основные элементы:
- на основе детально разработанных должностных инструкций формальное определение и документальное закрепление порядка деятельности (действий и взаимоотношений) определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций организации;
- определение круга первичных документов или других носителей информации, где отражаются данные, свидетельствующие об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации этапов соответствующих финансовых или хозяйственных операций; определение порядка движения документов или иных носителей информации от момента их возникновения до архивирования;
- определение точек контроля для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки состояния или наличия ресурсов организации; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление критических точек контроля, где риск возникновения ошибок, искажений и других нежелательных явлений особенно велик;
- выбор типов и методов проведения контроля. Понятие среды внутреннего контроля (СВК) определяют: управленческая философия и стиль работы руководителей организации (отношение управляющих к коммерческим, финансовым и внутрифирменным рискам:
• адекватное понимание ими роли внутреннего контроля в управлении организацией; конкретные действия в плане организации СВК и ее совершенствования; склонность к авторитарному стилю в управлении и т.д.);
• организационный статус отдела внутреннего аудита, т. е. положение в организационной структуре этого важного координационного центра ответственности; принятый организацией курс действий (ее ориентиры), цели и стратегии;
• виды и масштаб деятельности организации; соответствие оргструктуры размерам и степени сложности организации;
• регламентация взаимоотношений между звеньями организации, сотрудниками, наличие кодекса поведения;
• определение и документальное закрепление процедур контроля; определение и документальное закрепление полномочий и ответственности сотрудников;
• методы доведения установленных правил до сотрудников;
• изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений по данным отклонениям;
• налаженность системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления;
• налаженность систем бюджетирования, бизнес-планирования, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей;
• адекватность системы документации и документооборота организации ее размерам и структуре;
• рациональность кадровой политики, т. е. механизмов управления персоналом; конфликтность в коллективах;
• мотивация трудовой деятельности, профессиональная подготовка, интеллектуальный уровень, наклонности, личностные качества, этические принципы, а также физические, психические, половые и возрастные характеристики работников организации;
• внешние влияния - уровень развития экономики, экономическая и политическая устойчивость рынка, развитие законодательной базы рыночного типа, налоговая политика государства; соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органами контроля;
• неопределенность и риск деятельности, а также иные условия, специфичные для каждой конкретной организации.
Одним из важнейших элементов СВК в международной науке и практике принято также считать систему бухгалтерского (финансового и управленческого) учета. Об эффективности учетной системы можно судить по уровню достижения следующих показателей безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации:
- наличие - отражены действительно существующие операции;
- полнота - отражены все реальные операции;
- арифметическая точность - все операции правильно подсчитаны;
- разноска по счетам - все операции правильно разнесены по соответствующим бухгалтерским счетам;
- формальная разрешенность - на каждую операцию получено общее или специальное формальное разрешение;
- временная определенность - все операции отнесены к надлежащему отчетному периоду;
- представление и раскрытие данных в отчетности - все данные правильно суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка и объема раскрытия информации в отчетности.
Важной задачей системы учета ООО «Татэлектроснаб» должно являться обеспечение контроля за наличием и движением имущества (ресурсов) и его рациональным использованием в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Эффективная система учета, которой должен способствовать внутренний контроль, также должна не допускать возникновения ошибок и возможности злоупотреблений (искажений) работников организации. В работе предложено внедрить схему документооборота, способствующую оперативному отслеживанию вышеуказанных тенденций.
Под основными целями СВК ООО «Татэлектроснаб» следует понимать:
а) сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации;
б) своевременную адаптацию организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
в) обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции. Достижение целей СВК обеспечивается реализацией задач, которые, по мнению автора, заключаются в достижении следующих основных показателей эффективности управления организацией:
- соответствие деятельности организации принятому курсу действий (т.е. целевым установкам и ориентирам) и стратегии;
- устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
- сохранность ресурсов и потенциалов организации;
- должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
- показатели безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации - наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;
- рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
- соблюдение работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;
- соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления. Эти и многие другие задачи обусловливают создание в организации эффективной СВК. Результативность СВК характеризует экономия потерь, т. е. ущерба, обусловленная ее функционированием (иными словами - разница между предполагаемыми величинами убытков в условиях отсутствия контроля и при функционирующей СВК). Очевидно, что СВК организуют с учетом отдачи от ее функционирования или, точнее говоря, затраты на создание и поддержание функционирования СВК определенной степени сложности вместе с упущенной выгодой от альтернативного вложения средств, направленных на создание и содержание СВК, не должны превышать ожидаемых убытков от отсутствия соответствующей СВК.
Таким образом, мы видим, что внутренний контроль является одной из отправных точек, с которых идет совершенствование работы всего предприятия в целом и бухгалтерии, в частности. Внутренний контроль становится неким «помощником», который способствует работникам бухгалтерии в решении их задач. Основываясь на внешних и внутренних данных, оперативно пополняющихся, он также дает возможность администрации предприятия оперативно и с наилучшей выгодой решать вопросы жизнедеятельности предприятия. Отдел внутреннего контроля на ООО «Татэлектроснаб» должен стать неким катализатором, который, используя всю имеющуюся у него информацию, к которой у других участников отношений нет доступа или возможности ознакомления, выдает варианты решения приемлемые для предприятия в первую очередь.
Сотрудники ОВК ООО «Татэлектроснаб» должны оперативно отслеживать все законодательные тенденции, так как порой ни у руководства, ни у бухгалтерии нет возможности делать это, внутренние движения и пр., т.е. являться достаточно квалифицированным специалистом, как в области бухгалтерского учета, так и права и прочих.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что ООО «Татэлектроснаб» нуждается в системе внутреннего контроля. Однако его внедрение должно быть не спонтанно и экономически целесообразно. То есть, на данном предприятии нет необходимости организовывать крупномасштабный отдел внутреннего контроля, а необходимо внедрять его постепенно. Так, чтобы СВК «шаг за шагом» внедрялась в работу отсеивая все актуальные и не актуальные вопросы контроля.
Если концепции систем государственного и аудиторского контроля в разных государствах различны и зависят в первую очередь от государственного устройства и национальной специфики, то концепции системы внутреннего контроля, разрабатываемые учеными разных стран в настоящее время, сближаются в силу усиления, как транснационализации бизнеса, так и наличия общих законов эффективности функционирования организаций.
В широком смысле внутренний финансовый контроль можно рассматривать как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета.
Проанализировав практический материал работы, необходимо сделать следующие важные выводы.
Формально установленные процедуры внутреннего контроля ООО «Татэлектроснаб» должны включать следующие основные элементы:
- на основе детально разработанных должностных инструкций формальное определение и документальное закрепление порядка деятельности (действий и взаимоотношений) определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций организации;
- определение круга первичных документов или других носителей информации, где отражаются данные, свидетельствующие об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации этапов соответствующих финансовых или хозяйственных операций; определение порядка движения документов или иных носителей информации от момента их возникновения до архивирования;
- определение точек контроля для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки состояния или наличия ресурсов организации; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление критических точек контроля, где риск возникновения ошибок, искажений и других нежелательных явлений особенно велик;
- выбор типов и методов проведения контроля. Понятие среды внутреннего контроля (СВК) определяют: управленческая философия и стиль работы руководителей организации (отношение управляющих к коммерческим, финансовым и внутрифирменным рискам:
• адекватное понимание ими роли внутреннего контроля в управлении организацией; конкретные действия в плане организации СВК и ее совершенствования; склонность к авторитарному стилю в управлении и т.д.);
• организационный статус отдела внутреннего аудита, т. е. положение в организационной структуре этого важного координационного центра ответственности; принятый организацией курс действий (ее ориентиры), цели и стратегии;
• виды и масштаб деятельности организации; соответствие оргструктуры размерам и степени сложности организации;
• регламентация взаимоотношений между звеньями организации, сотрудниками, наличие кодекса поведения;
• определение и документальное закрепление процедур контроля; определение и документальное закрепление полномочий и ответственности сотрудников;
• методы доведения установленных правил до сотрудников;
• изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений по данным отклонениям;
• налаженность системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления;
• налаженность систем бюджетирования, бизнес-планирования, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей;
• адекватность системы документации и документооборота организации ее размерам и структуре;
• рациональность кадровой политики, т. е. механизмов управления персоналом; конфликтность в коллективах;
• мотивация трудовой деятельности, профессиональная подготовка, интеллектуальный уровень, наклонности, личностные качества, этические принципы, а также физические, психические, половые и возрастные характеристики работников организации;
• внешние влияния - уровень развития экономики, экономическая и политическая устойчивость рынка, развитие законодательной базы рыночного типа, налоговая политика государства; соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органами контроля;
• неопределенность и риск деятельности, а также иные условия, специфичные для каждой конкретной организации.
Одним из важнейших элементов СВК в международной науке и практике принято также считать систему бухгалтерского (финансового и управленческого) учета. Об эффективности учетной системы можно судить по уровню достижения следующих показателей безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации:
- наличие - отражены действительно существующие операции;
- полнота - отражены все реальные операции;
- арифметическая точность - все операции правильно подсчитаны;
- разноска по счетам - все операции правильно разнесены по соответствующим бухгалтерским счетам;
- формальная разрешенность - на каждую операцию получено общее или специальное формальное разрешение;
- временная определенность - все операции отнесены к надлежащему отчетному периоду;
- представление и раскрытие данных в отчетности - все данные правильно суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка и объема раскрытия информации в отчетности.
Важной задачей системы учета ООО «Татэлектроснаб» должно являться обеспечение контроля за наличием и движением имущества (ресурсов) и его рациональным использованием в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Эффективная система учета, которой должен способствовать внутренний контроль, также должна не допускать возникновения ошибок и возможности злоупотреблений (искажений) работников организации. В работе предложено внедрить схему документооборота, способствующую оперативному отслеживанию вышеуказанных тенденций.
Под основными целями СВК ООО «Татэлектроснаб» следует понимать:
а) сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации;
б) своевременную адаптацию организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
в) обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции. Достижение целей СВК обеспечивается реализацией задач, которые, по мнению автора, заключаются в достижении следующих основных показателей эффективности управления организацией:
- соответствие деятельности организации принятому курсу действий (т.е. целевым установкам и ориентирам) и стратегии;
- устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
- сохранность ресурсов и потенциалов организации;
- должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
- показатели безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации - наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;
- рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
- соблюдение работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;
- соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления. Эти и многие другие задачи обусловливают создание в организации эффективной СВК. Результативность СВК характеризует экономия потерь, т. е. ущерба, обусловленная ее функционированием (иными словами - разница между предполагаемыми величинами убытков в условиях отсутствия контроля и при функционирующей СВК). Очевидно, что СВК организуют с учетом отдачи от ее функционирования или, точнее говоря, затраты на создание и поддержание функционирования СВК определенной степени сложности вместе с упущенной выгодой от альтернативного вложения средств, направленных на создание и содержание СВК, не должны превышать ожидаемых убытков от отсутствия соответствующей СВК.
Таким образом, мы видим, что внутренний контроль является одной из отправных точек, с которых идет совершенствование работы всего предприятия в целом и бухгалтерии, в частности. Внутренний контроль становится неким «помощником», который способствует работникам бухгалтерии в решении их задач. Основываясь на внешних и внутренних данных, оперативно пополняющихся, он также дает возможность администрации предприятия оперативно и с наилучшей выгодой решать вопросы жизнедеятельности предприятия. Отдел внутреннего контроля на ООО «Татэлектроснаб» должен стать неким катализатором, который, используя всю имеющуюся у него информацию, к которой у других участников отношений нет доступа или возможности ознакомления, выдает варианты решения приемлемые для предприятия в первую очередь.
Сотрудники ОВК ООО «Татэлектроснаб» должны оперативно отслеживать все законодательные тенденции, так как порой ни у руководства, ни у бухгалтерии нет возможности делать это, внутренние движения и пр., т.е. являться достаточно квалифицированным специалистом, как в области бухгалтерского учета, так и права и прочих.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что ООО «Татэлектроснаб» нуждается в системе внутреннего контроля. Однако его внедрение должно быть не спонтанно и экономически целесообразно. То есть, на данном предприятии нет необходимости организовывать крупномасштабный отдел внутреннего контроля, а необходимо внедрять его постепенно. Так, чтобы СВК «шаг за шагом» внедрялась в работу отсеивая все актуальные и не актуальные вопросы контроля.



