ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа промышленной политики 7
1.1. Понятие и сущность промышленной политики 7
1.2. Инструменты и методы реализации промышленной политики 15
1.3. Нормативно - правовая база промышленной политики 26
Глава 2. Теоретические аспекты анализа промышленной политики
в регионах РФ 31
2.1. Характеристика региональной промышленной политики в России 31
2.2. Оценка промышленной политики в регионах РФ 47
2.3. Проблемы реализации промышленной политики в регионах России 57
Глава 3. Направления совершенствования промышленной
политики в регионах России 70
3.1. Рекомендации по повышению эффективности промышленной
политики в регионах России 70
3.2 Совершенствование финансового обеспечения региональной
промышленной политики 78
Заключение 90
Библиографический список 94
Приложения
Глава 1. Теоретические основы анализа промышленной политики 7
1.1. Понятие и сущность промышленной политики 7
1.2. Инструменты и методы реализации промышленной политики 15
1.3. Нормативно - правовая база промышленной политики 26
Глава 2. Теоретические аспекты анализа промышленной политики
в регионах РФ 31
2.1. Характеристика региональной промышленной политики в России 31
2.2. Оценка промышленной политики в регионах РФ 47
2.3. Проблемы реализации промышленной политики в регионах России 57
Глава 3. Направления совершенствования промышленной
политики в регионах России 70
3.1. Рекомендации по повышению эффективности промышленной
политики в регионах России 70
3.2 Совершенствование финансового обеспечения региональной
промышленной политики 78
Заключение 90
Библиографический список 94
Приложения
Модернизация промышленного производства в условиях формирования экономики постиндустриального типа является одной из ключевых задач социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и подавляющего большинства входящих в ее состав регионов.
В настоящее время отечественная промышленность находится в депрессивном состоянии. Так, в первом квартале 2017 г. темп роста реальных объемов промышленного производства составил лишь 101,4% к аналогичному периоду 2016 г. В таких условиях особенно актуальным становится изучение проблемы разработки эффективной, отвечающей современным проблемам промышленной политики государства. Именно активная промышленная политика, нацеленная на изменение национальной экономики и переход к инновационным формам хозяйствования, является решающей предпосылкой для выхода России на качественно новые уровни развития основных сфер общественной жизни. Только в этом случае Россия сумеет не просто сохранить положение важного политического и экономического субъекта на международной арене, но и занять более достойное место в системе мирового разделения труда, упрочить свои позиции в условиях глобальной конкуренции, получить в полной мере преимущества нового технологического уклада.
Проблема формирования и реализации региональной промышленной политики является достаточно комплексно исследованной в специальной литературе. По вопросам промышленной политики государственного и регионального уровня существует большое количество, как самостоятельных исследований, так и публикаций в сборниках и периодических изданиях, из которых можно отметить работы таких авторов, как Малхасян Г.А, ГранбергА. Г., Тарасова Н.А., Теребова С.В. и др.
Системное и последовательное изложение проблем промышленной политики, способов решения, а также соответствующих организационно-правовых механизмов представляет подготовленный Торгово-промышленной Палатой РФ документ «Государственная промышленная политика России: проблемы формирования и реализации». В его подготовке принимали участие такие деятели науки и политики как Сулакшин С.С., Волошин В.И., Дубенецкий Я.Н., Исаков В.Б., Петров Ю.А., Рыбаков А.М., Соловьев Ю.П., Сорокин Д.Е. и др.
Несмотря на достаточную разработанность вопросов развития промышленной политики, новизна темы выпускной квалификационной работы обусловлена динамичными изменениями в промышленной политике России и анализируемых регионах. В выпускной квалификационной работе были рассмотрены восемь субъектов РФ: Санкт-Петербург и Москва - города федерального значения, Республика Татарстан, Краснодарский край и четыре области - Московская, Тюменская, Воронежская и Белгородская.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является промышленная политика России на федеральном и региональном уровнях. Предметом исследования являются региональные механизмы реализации промышленной политики.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотрение теоретических положений и разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию промышленной политики в регионах современной РФ. Задачи выпускной квалификационной работы:
• определить понятие и описать сущность промышленной политики России;
• сформулировать цели и принципы промышленной политики России;
• проанализировать методы и принципы формирования промышленной политики региона;
оценить эффективность реализации региональных механизмов промышленной политики;
• выявить проблемы реализации промышленной политики в регионах России;
• предложить направления совершенствования промышленной политики в российских регионах.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, а именно Федеральные законы РФ, Распоряжения Правительства РФ, законы субъектов РФ о промышленной политике (закон г. Москвы от 7 октября 2015 г. N 55 «О промышленной политике города Москвы», закон Краснодарского края от 25 июня 2015 r.N 3206-КЗ «Об основных направлениях промышленной политики в Краснодарском крае» и др.). Также были использованы данные Федеральной службы государственной статистики.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, разработки научно-исследовательских учреждений, материалы научных конференций (материалы Торгово-промышленной палаты России «Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации», статья Подшивалова М.М. «Актуальные аспекты формирования региональной промышленной политики», учебник Гранберга А. Г. «Основы региональной экономики» и др.)-
Научная новизна ВКР состоит в следующих полученных автором результатах:
1. Посредством корреляционно-регрессионного анализа оценена результативность промышленной политики в части стимулирования инвестиций в основной капитал в регионах РФ (2008 - 2016 г.г.).
2. Систематизированы основные группы проблем формирования и реализации промышленной политики в регионах современной РФ.
3. Предложен механизм создания регионального инвестиционного фонда поддержки промышленности.
Практическая значимость ВКР состоит в возможности использования выводов и рекомендаций автора в процессе обоснования приоритетов и совершенствования механизмов реализации промышленной политики в регионах современной Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, содержащих по два параграфа, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы, ставятся цели и задачи работы, определяются объект и предмет исследования. Первая глава носит теоретический характер, в ней дается определение промышленной политики, раскрывается ее сущность, формулируются цели и принципы. Во второй главе исследуется практика формирования и реализации региональной промышленной политики в современных российских условиях, анализируется нормативная база региональной промышленной политики, дается оценка эффективности реализации региональных механизмов промышленной политики. В третьей главе формулируются актуальные проблемы формирования и реализации государственной региональной промышленной политики, определяются направления совершенствования промышленной политики в российских регионах. В заключении сделаны выводы по всему изложенному материалу.
В работе использованы такие методы исследования промышленной политики, как анализ временных рядов, корреляционно-регрессионный анализ, исследование нормативно-правовой базы формирования промышленной политики, метод межрегиональных сопоставлений, апробированные на материалах восьми промышленно развитых регионов РФ за 2008 - 2016 г.г.
В настоящее время отечественная промышленность находится в депрессивном состоянии. Так, в первом квартале 2017 г. темп роста реальных объемов промышленного производства составил лишь 101,4% к аналогичному периоду 2016 г. В таких условиях особенно актуальным становится изучение проблемы разработки эффективной, отвечающей современным проблемам промышленной политики государства. Именно активная промышленная политика, нацеленная на изменение национальной экономики и переход к инновационным формам хозяйствования, является решающей предпосылкой для выхода России на качественно новые уровни развития основных сфер общественной жизни. Только в этом случае Россия сумеет не просто сохранить положение важного политического и экономического субъекта на международной арене, но и занять более достойное место в системе мирового разделения труда, упрочить свои позиции в условиях глобальной конкуренции, получить в полной мере преимущества нового технологического уклада.
Проблема формирования и реализации региональной промышленной политики является достаточно комплексно исследованной в специальной литературе. По вопросам промышленной политики государственного и регионального уровня существует большое количество, как самостоятельных исследований, так и публикаций в сборниках и периодических изданиях, из которых можно отметить работы таких авторов, как Малхасян Г.А, ГранбергА. Г., Тарасова Н.А., Теребова С.В. и др.
Системное и последовательное изложение проблем промышленной политики, способов решения, а также соответствующих организационно-правовых механизмов представляет подготовленный Торгово-промышленной Палатой РФ документ «Государственная промышленная политика России: проблемы формирования и реализации». В его подготовке принимали участие такие деятели науки и политики как Сулакшин С.С., Волошин В.И., Дубенецкий Я.Н., Исаков В.Б., Петров Ю.А., Рыбаков А.М., Соловьев Ю.П., Сорокин Д.Е. и др.
Несмотря на достаточную разработанность вопросов развития промышленной политики, новизна темы выпускной квалификационной работы обусловлена динамичными изменениями в промышленной политике России и анализируемых регионах. В выпускной квалификационной работе были рассмотрены восемь субъектов РФ: Санкт-Петербург и Москва - города федерального значения, Республика Татарстан, Краснодарский край и четыре области - Московская, Тюменская, Воронежская и Белгородская.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является промышленная политика России на федеральном и региональном уровнях. Предметом исследования являются региональные механизмы реализации промышленной политики.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотрение теоретических положений и разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию промышленной политики в регионах современной РФ. Задачи выпускной квалификационной работы:
• определить понятие и описать сущность промышленной политики России;
• сформулировать цели и принципы промышленной политики России;
• проанализировать методы и принципы формирования промышленной политики региона;
оценить эффективность реализации региональных механизмов промышленной политики;
• выявить проблемы реализации промышленной политики в регионах России;
• предложить направления совершенствования промышленной политики в российских регионах.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, а именно Федеральные законы РФ, Распоряжения Правительства РФ, законы субъектов РФ о промышленной политике (закон г. Москвы от 7 октября 2015 г. N 55 «О промышленной политике города Москвы», закон Краснодарского края от 25 июня 2015 r.N 3206-КЗ «Об основных направлениях промышленной политики в Краснодарском крае» и др.). Также были использованы данные Федеральной службы государственной статистики.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, разработки научно-исследовательских учреждений, материалы научных конференций (материалы Торгово-промышленной палаты России «Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации», статья Подшивалова М.М. «Актуальные аспекты формирования региональной промышленной политики», учебник Гранберга А. Г. «Основы региональной экономики» и др.)-
Научная новизна ВКР состоит в следующих полученных автором результатах:
1. Посредством корреляционно-регрессионного анализа оценена результативность промышленной политики в части стимулирования инвестиций в основной капитал в регионах РФ (2008 - 2016 г.г.).
2. Систематизированы основные группы проблем формирования и реализации промышленной политики в регионах современной РФ.
3. Предложен механизм создания регионального инвестиционного фонда поддержки промышленности.
Практическая значимость ВКР состоит в возможности использования выводов и рекомендаций автора в процессе обоснования приоритетов и совершенствования механизмов реализации промышленной политики в регионах современной Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, содержащих по два параграфа, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы, ставятся цели и задачи работы, определяются объект и предмет исследования. Первая глава носит теоретический характер, в ней дается определение промышленной политики, раскрывается ее сущность, формулируются цели и принципы. Во второй главе исследуется практика формирования и реализации региональной промышленной политики в современных российских условиях, анализируется нормативная база региональной промышленной политики, дается оценка эффективности реализации региональных механизмов промышленной политики. В третьей главе формулируются актуальные проблемы формирования и реализации государственной региональной промышленной политики, определяются направления совершенствования промышленной политики в российских регионах. В заключении сделаны выводы по всему изложенному материалу.
В работе использованы такие методы исследования промышленной политики, как анализ временных рядов, корреляционно-регрессионный анализ, исследование нормативно-правовой базы формирования промышленной политики, метод межрегиональных сопоставлений, апробированные на материалах восьми промышленно развитых регионов РФ за 2008 - 2016 г.г.
Промышленная политика представляет собой одно из наиболее актуальных направлений экономической политики государства в целом. К объектам промышленной политики России относят конкретные предприятия, корпорации, производственные комплексы, к субъектам - государство, крупный бизнес, регионы, промышленные объединения и союзы.
Промышленная политика может быть реализована на различных уровнях управления экономической системой. Выделяют три уровня (макро-, мезо- и микро-) и несколько основных методов (экономические, институциональные, административные, бюджетно-законодательные) промышленной политики.
Эффективность промышленной политики непосредственно зависит от подведомственности органов, ответственных за ее реализацию. Реализация промышленной политики в России поручена Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству энергетики РФ, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерству экономического развития РФ, Торгово-промышленной палате РФ, Министерству финансов РФ, крупным промышленным группировкам, альянсам, общественным ассоциациям и др.
В специальной литературе отсутствует единство мнений по поводу сущности и содержания промышленной политики. В работе были рассмотрены несколько мнений по поводу определения промышленной политики, однако за основу дальнейшего анализа было взято определение, согласно которому промышленная политика - это совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, способствующих развитию промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечению производства конкурентоспособной промышленной продукции.
Качество промышленной политики непосредственно зависит от корректности постановки ее целей и задач. Ключевыми целями промышленной политики России являются всестороннее развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики. К задачам промышленной политики в РФ относят законодательное регулирование промышленной деятельности, устойчивое и сбалансированное развитие отечественной промышленности, стимулирование внедрения инноваций, наукоемких, ресурсосберегающих технологий.
Среди основных принципов промышленной политики выделяют координирование мер стимулирования промышленной деятельности, стимулирование субъектов промышленной деятельности; согласование мер государственного управления и экономического саморегулирования, обеспечение занятости населения.
В работе были проанализированы восемь субъектов РФ - Санкт- Петербург и Москва (города федерального значения), Республика Татарстан, Краснодарский край и четыре области - Московская, Тюменская, Воронежская и Белгородская. Была представлена структура промышленности анализируемых регионов, рассмотрены ключевые моменты региональных законов о промышленной политике.
Под механизмом реализации региональной промышленной политики понимается система правовых, экономических и организационных мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечивающих его эффективное функционирование и решение социальных проблем населения территории.
К основным формам реализации региональных механизмов промышленной политики относятся реструктуризации кризисных отраслей (подотраслей), развитие наукоемких отраслей, прогнозы и программы социально-экономического развития проблемных территорий региона. Для того чтобы механизм реализации промышленной политики был достаточно эффективным, необходимо разграничить полномочия органов управления в соответствии с уровнями промышленной политики и выделить объекты,
В ходе проведённого исследования восьми регионов Российской Федерации с помощью авторской методики оценивания эффективности реализации промышленной политики были выделены регионы, показавшие наиболее низкие результаты - Тюменская область, Белгородская область, город федерального значения Санкт-Петербург.
Для количественного исследования эффективности региональной промышленной политики были построены по исследуемым регионам функции влияния инвестиций в основной капитала в промышленности на динамику промышленного производства, оценена их статистическая устойчивость. Как показал произведенный анализ, наиболее эффективно промышленная политика в части инвестирования в основной капитал региональных промышленных предприятий реализуется в таких регионах РФ из группы исследуемых регионов, как Республика Татарстан, Воронежская область и Московская область. На наш взгляд, это связано в том числе и с относительно эффективными процессами в части взаимодействия бизнеса и власти в данных региональных промышленных системах.
Нами систематизированы производственные, финансовые, кадровые и институциональные проблемы формирования и реализации промышленной политики в современных регионах РФ. На основе проведенного анализа были сформулированы отдельные проблемные моменты, например: недостаток квалифицированных специалистов в сфере промышленности, износ основных производственных фондов, низкая степень реализации инновационного потенциала в регионах, недостаточный объем привлекаемых внебюджетных инвестиций, разрозненный характер мер государственной поддержки реализации промышленной политики на уровне региона и другие.
Кроме того, в работе был предложен ряд рекомендаций по совершенствованию промышленной политики в регионах России. В частности, были сформированы рекомендации по интенсификации развития региональных промышленных кластеров и совершенствованию механизмов финансирования региональной промышленной политики. В целом, создание региональных инвестиционных фондов поддержки промышленности и создание мультикластерных технопарков будет способствовать повышению интенсивности и эффективности промышленной политики на региональном уровне ее формирования и реализации в экономике Российской Федерации.
В заключение хотелось бы сказать, что основная роль промышленной политики России заключается в том, чтобы вывести страну на главные ступени общественного прогресса и содействовать модернизации структуры экономики.
Промышленная политика может быть реализована на различных уровнях управления экономической системой. Выделяют три уровня (макро-, мезо- и микро-) и несколько основных методов (экономические, институциональные, административные, бюджетно-законодательные) промышленной политики.
Эффективность промышленной политики непосредственно зависит от подведомственности органов, ответственных за ее реализацию. Реализация промышленной политики в России поручена Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству энергетики РФ, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерству экономического развития РФ, Торгово-промышленной палате РФ, Министерству финансов РФ, крупным промышленным группировкам, альянсам, общественным ассоциациям и др.
В специальной литературе отсутствует единство мнений по поводу сущности и содержания промышленной политики. В работе были рассмотрены несколько мнений по поводу определения промышленной политики, однако за основу дальнейшего анализа было взято определение, согласно которому промышленная политика - это совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, способствующих развитию промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечению производства конкурентоспособной промышленной продукции.
Качество промышленной политики непосредственно зависит от корректности постановки ее целей и задач. Ключевыми целями промышленной политики России являются всестороннее развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики. К задачам промышленной политики в РФ относят законодательное регулирование промышленной деятельности, устойчивое и сбалансированное развитие отечественной промышленности, стимулирование внедрения инноваций, наукоемких, ресурсосберегающих технологий.
Среди основных принципов промышленной политики выделяют координирование мер стимулирования промышленной деятельности, стимулирование субъектов промышленной деятельности; согласование мер государственного управления и экономического саморегулирования, обеспечение занятости населения.
В работе были проанализированы восемь субъектов РФ - Санкт- Петербург и Москва (города федерального значения), Республика Татарстан, Краснодарский край и четыре области - Московская, Тюменская, Воронежская и Белгородская. Была представлена структура промышленности анализируемых регионов, рассмотрены ключевые моменты региональных законов о промышленной политике.
Под механизмом реализации региональной промышленной политики понимается система правовых, экономических и организационных мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечивающих его эффективное функционирование и решение социальных проблем населения территории.
К основным формам реализации региональных механизмов промышленной политики относятся реструктуризации кризисных отраслей (подотраслей), развитие наукоемких отраслей, прогнозы и программы социально-экономического развития проблемных территорий региона. Для того чтобы механизм реализации промышленной политики был достаточно эффективным, необходимо разграничить полномочия органов управления в соответствии с уровнями промышленной политики и выделить объекты,
В ходе проведённого исследования восьми регионов Российской Федерации с помощью авторской методики оценивания эффективности реализации промышленной политики были выделены регионы, показавшие наиболее низкие результаты - Тюменская область, Белгородская область, город федерального значения Санкт-Петербург.
Для количественного исследования эффективности региональной промышленной политики были построены по исследуемым регионам функции влияния инвестиций в основной капитала в промышленности на динамику промышленного производства, оценена их статистическая устойчивость. Как показал произведенный анализ, наиболее эффективно промышленная политика в части инвестирования в основной капитал региональных промышленных предприятий реализуется в таких регионах РФ из группы исследуемых регионов, как Республика Татарстан, Воронежская область и Московская область. На наш взгляд, это связано в том числе и с относительно эффективными процессами в части взаимодействия бизнеса и власти в данных региональных промышленных системах.
Нами систематизированы производственные, финансовые, кадровые и институциональные проблемы формирования и реализации промышленной политики в современных регионах РФ. На основе проведенного анализа были сформулированы отдельные проблемные моменты, например: недостаток квалифицированных специалистов в сфере промышленности, износ основных производственных фондов, низкая степень реализации инновационного потенциала в регионах, недостаточный объем привлекаемых внебюджетных инвестиций, разрозненный характер мер государственной поддержки реализации промышленной политики на уровне региона и другие.
Кроме того, в работе был предложен ряд рекомендаций по совершенствованию промышленной политики в регионах России. В частности, были сформированы рекомендации по интенсификации развития региональных промышленных кластеров и совершенствованию механизмов финансирования региональной промышленной политики. В целом, создание региональных инвестиционных фондов поддержки промышленности и создание мультикластерных технопарков будет способствовать повышению интенсивности и эффективности промышленной политики на региональном уровне ее формирования и реализации в экономике Российской Федерации.
В заключение хотелось бы сказать, что основная роль промышленной политики России заключается в том, чтобы вывести страну на главные ступени общественного прогресса и содействовать модернизации структуры экономики.
Подобные работы
- Государственная политика импортозамещения как основа обеспечения продовольственной безопасности регионов Российской Федерации (на примере Белгородской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Реализация промышленной политики государства в субъекте Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ КРУПНОМАСШТАБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Инвестиционная привлекательность регионов Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В СТОЛИЧНЫХ ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Экономико-географическая типология регионов Российской Федерации на основе показателя уровня жизни населения и их экономической специализации
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ПРОМЫШЛЕННУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



