Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия нормативной ситуации младшими школьниками с нарушениями слуха
1.1. Особенности психического развития детей младшего школьного
возраста с нарушениями слуха 7
1.2. Изучение нормативного поведения в онтогенезе психологов 15
1.3. Особенности понимания нормы и школьных правил младшими
школьниками с нарушениями слуха 22
Выводы по I главе 25
Глава II. Эмпирическое изучение нормативной сензитивности младших школьников с нарушением слуха
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов восприятия нормативной ситуации детьми с
нарушениями слуха и нормативным развитием слуха 29
2.3. Анализ результатов изучения предвосхищения исхода ситуации с нарушением нормы детьми с нарушениями слуха и без нарушений
развития 36
2.4. Анализ результатов изучения культурной конгруэнтности младшего школьника с нарушениями слуха и детей с нормативным развитием
слуха 42
Выводы по II главе 49
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время активно проводятся исследования по изучению закономерностей становления нормативного поведения человека. Анализ педагогических и психологических работ показывает, что существует устойчивый интерес как к теоретическим вопросам, связанным с пониманием, что такое норма, как ее осваивает человек, так и практическому изучению поведения субъекта в конкретной ситуации. Освоение норм можно рассматривать как особый процесс социализации, представляющий собой соответствующее нормативное развитие школьников. Социализация младшего школьника выражается в такой характеристике, как нормативность поведения, т.е. качество поведения в процессе освоения нормы. Понимая под нормативной ситуацией стандартную ситуацию социального взаимодействия, в которой достаточно точно определены правила социального поведения.
Изучению нормативного поведения занимались Веракса Н.Е. [10] , И.В. Бестужев-Лада [2], М.И. Бобнева [3], В.В. Гулякина [18]. Диагностический инструментарий для изучения нормативного поведения в различных ситуациях были разработаны Корзинкиной Н.А. [25], Ульяновой В.П. [48], Пащенко А.К. [36], Баяновой Л.Ф. [1].
Нарушение слуха в зависимости от тяжести дефекта вызывают отклонения почти во всех видах психического развития. У слабослышащих восприятие характеризуется тем, что им требуется больше времени для воссоздания целого предмета в целом, они с трудом узнают изображенное предметы; отмечаются недостатки в памяти. Однако в научных исследованиях не поднимается проблема изучения нормативной сензитивности детей с нарушениями в развитии, особенности ее воспринимаются от вида нарушения. Необходимо изучать восприятие норм и правил младших школьников с нарушениями слуха.
сензитивности младших школьников с нарушением слуха.
Объектом исследования является нормативное поведение детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования - особенности нормативной сензитивности младших школьников с нарушениями слуха в различных сферах жизни ребенка.
Гипотеза исследования: нормативная сензитивность младших школьников с нарушениями слуха обусловлена специфическим дефектом, т.е. сложностью выявления внутренних признаков нормативных ситуаций, и соответственно с трудностью предвосхищения исхода конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
1. Анализ источников по проблеме исследования.
2. Организация эмпирического исследования:
а) выявить особенности понимания нормативной ситуации младших школьников с нарушением слуха;
б) выявить умение младших школьников выделять внешние, внутренние факторы ситуации;
в) выявить умение учеников начальных классов к предвосхищению исхода ситуации;
4. Анализ эмпирических данных и выявление особенностей нормативной сензитивности младших школьников с нарушениями слуха.
Методологическая база исследования: в качестве методологической основы исследования выступают положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского об опосредованном характере развития, теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского и теории нормативной ситуации Н. Е. Вераксы.
Методы исследования были следующими:
• теоретический анализ психологической литературы;
изучение анамнеза детей;
математическая обработка результатов;
• экспериментальные методы:
1. «Восприятие нормативной ситуации» Пащенко А.П., которая позволяет определить особенности восприятия учащихся нормативной ситуации.
2. «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» Ульяновой В.П. Данная методика позволяет определить способность детей к предвосхищению последствий своего поведения в нормативной ситуации.
3. «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника» Л.Ф. Баяновой. Данная методика предназначена для исследования особенностей соответствия поведения младшего школьника типичному область правил, которые соответствуют возрасту субъекта и принятых в данной культуре.
Практическая значимость состоит в том, что данные исследования могут быть использованы дефектологами, студентами для изучения нормативного поведения у детей с нарушенным слухом младшего школьного возраста.
Базы исследования:
• ГБСКОУ «Казанская специальная (коррекционная) обще-образовательной школа-интернат I - II вида им. Е.Г. Ласточкиной»;
• ГБС(К)ОУ Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа- интернат № 5 I-II видов в Тольятти;
• МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района г. Казани.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные особенности нормативной сензитивности младших школьников с нарушенным слухом могут быть учтены при организации коррекционных работ дефектологами, преподавателями, работающих с данной категорией детей, а также студентами, изучающих особенности развития детей с недостатками слухового восприятия.
Апробация. Данная работа прошла апробацию на Международном форуме «Отклоняющееся развитие: пространство возможностей», проходившего с 24 по 27 мая 2016 года в г. Казани, а также в Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского федерального университета на секции «Психологические особенности лиц с нарушениями развития» в г. Казани в 2016 году.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 57 источников.
Данный проект был направлен на исследование особенностей нормативной сензитивности детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения слуха. Нами была предпринята попытка выявить взаимосвязь между восприятием нормативным ситуации, умением предвосхищать исход ситуации, а также школьной конгруэнтности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушение слуха это не только физический, но и социальный дефект. Он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками, и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений.
Анализируя проблематику нормы и представление возможностей структурно-диалектического метода при анализе нормативной ситуации, утверждают, что существует ступенчатая структура нормы, которая включает в себя взаимосвязь нормативной ситуации и предопределенного поведения. Нормативная ситуация связана с рефлексией, а поведение в свою очередь связано с соответствием между реальным поведением и реальностью.
Результаты нашего исследования показали, что эти дети в первую очередь выделяют внешне привлекательные признаки, у них недостаточно сформировано умение выделять внутренние признаки. Описывать дальнейшее развитие исхода ситуации детям с нарушенным слухом затруднительно, поэтому ответов по данному параметру у данной категории детей не наблюдались. Младшие школьники с сохранным слухом способны выделять как внешние, так и внутренние признаки. Полные ответы наблюдались при описывании исхода ситуации.
Детям младшего школьного возраста обеих групп: слабослышащих и детей с нормативным развитием, характерны полевой и импульсивный уровни поведения. Это определяется тем, что детям свойственна
неспособность справиться с импульсом, а также большое желание совершить действие, которое окажется вредным для него, склонность действовать под влиянием случайных импульсов, внешних обстоятельств. Полевое поведение ребенка основано не на собственных внутренних потребностях, убеждениях, установках, решениях, а на обстоятельствах внешней среды. Все, что ситуативно привлекает ребенка, может стать основанием для поведенческой реакции и изменения ранее принятых планов.
По методике определения культурной конгруэнтности младшего школьника была проведена экспертная оценка педагога. Полученные результаты детей показали, что младшие школьники обследуемых групп имели преобладание показателей по следующим факторам: социальное взаимодействие, послушность. Характеризуется это переходом из одного социума в другой.. Первоклассники как общеобразовательной школы, так и коррекционной пытаются освоить все стороны общения не только со сверстниками, но также и с преподавателями разного профиля, возможно даже и учащимися параллельных классов. Вместе с социальным взаимодействием параллельно развита и послушность детей. Ученики начальных классов в силу своего возраста являются послушными, и прежде чем совершить какой-либо акт, дети предупреждают или спрашивают у преподавателя о разрешении. Этим и характеризуется преобладание некоторых параметров.
Мы выявили, что младший школьник взаимодействует с тремя основными сферами жизни деятельности, это ребенок- ребенок, ребенок- взрослый, ребенок- учебная деятельность.
Полученные результаты важны для практической работы психологов, дефектологов, работающих с детьми с нарушенным слухом. Экспериментальное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы и дает основание считать, что цель исследования достигнута, а задачи реализованы.
1. Баянова Л. Ф. Лекции по истории психологии / Л.Ф. Баянова. - М.- Бирск: «БирГСПА», 2005. -136 с.
2. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути развития целей общества: опыт систематизации / И.В. Бестужев- Лада // Под ред. Г. В. Осипова; АН СССР, Ин-т социол. исслед. М.: «Наука», 1987. - 212 с.
3. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / Отв. ред. Е. В. Шорохова / АН СССР, Ин-т психологии. М.: «Наука», 1978. - 311 с.
4. Божович Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М.: Знание, 1979. - 96 с.
5. Боскис Р. М. Особенности речевого развития у детей при нарушении слухового анализатора. «Известия АПН РСФСР». Вып. 48, 1953.
6. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. - М.: «Советский спорт», 2004. - 304 с.
7. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. 387 с.
8. Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. 2001. - № 3. С. 17¬26.
9. Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход / Н.Е. Веракса // Методологические основания модели позиционного обучения студентов педагогического колледжа (структурно - диалектический подход) / Сост. Т. В. Непомнящая, М. В. Чиркова. Красноярск: «ДарМа-печать», 2004. С. 38-62.
10. Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход / Н.Е. Веракса // Перемены. Педагогический журнал. 2000. - № 1. С. 81¬107.
11. Веракса Н. Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития / Н.Е. Веракса// Ежегодник Российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003. Т. 2. СПб.: СПбГУ, 2003. С. 93-96.
12. Веракса Н.Е. Понятие нормативной ситуации в психологии личности (структурно-диалектический подход) / Н.Е. Веракса // Педагогический журнал Башкортостана, 2006, - №1(2), с.39-59.
13. Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002. - 1008 с.
14. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М.: «Просвещение», 1995. -157 с.
15. Гольдберг А. М.Особенности самостоятельной письменной речи у глу¬хих школьников. — М., 1966.
16. Григорьева Т. А. О способах формирования у глухих учащихся причинно-следственного мышления / Т.А. Григорьева //Дефектология. - 1973. - № 5. С. 20-24.
17. Григорьева Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха: Учебно-методическое пособие / Т.А. Григорьева. - М.: «Минск», 2005. - 310 с.
18. Гулякина В. В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассников: Дисс. ... канд. психол. Наук / В.В. Гулякина. М.: Московский педагогический государственный университет, 2002.- 24с.
19. Давыдов В. В.Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. -1992. № 3. С. 14-19.
20.Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Зайцева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
21.Занков Л. В.Очерки психологии глухонемого ребенка / Л.В. Занков, И.М. Соловьев. - М., 1940.
22.Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. 296 с.
23.Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся / А.Г. Зикеев. - М., 1976.
24. Ивин А. А. Философия истории: Учеб. пособие / А.А. Ивин.- М.: «Гардарики», 2000. - 516 с.
25. Корзинкина Н. А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой: Дисс. ... канд. психол. Наук / Н.А. Корзинкина. -М.: Московский педагогический государственный университет, 2005. - 166 с.
26. Корзинкина Н. А. Ролевое поведение школьников в нормативной ситуации на уроке // Ребенок в нормативном пространстве культуры / Отв. ред. Н. Е. Веракса. Бирск: БирГСПИ, 2004. С. 32-38.
27. Кузьмичева, Е.П. Развитие речевого слуха у глухих / Под ред. Т.А. Власовой. - НИИД АПН СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
28. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология», «Клин. психология»: Доп. М-вом образ-я РФ. М.: Academia: Смысл,
2004. 346 с. 167
29. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс; пер. с англ. С. Меленевской, В. Гаврилова, Д. Викторовой. СПб.: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999. - 688 с.
30. Марцинковская Е.Н.Основы предметно-практического обучения глу¬хих школьников / Е.Н. Марцинковская. - М.: «Педагогика», 1985. - 176 с.
31. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон; пер. с англ. Е. Н. Егоровой и др. М.: АСТ, 2006. - 873 с.
32. Морозова, Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми младшего школьного возраста/ Н. Г. Морозова //Дефектология. - 1995. - № 3. С.28-33.
33. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина.- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с..
34. Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей / М.М. Нудельман. - М.: МГ11И им. В.И.Ленина, 1978. - 35 с.
35. Парсонс Т. О структуре социального действия / Под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. М.: Академический Проект, 2000. 880 с.
36. Пащенко А. К. Нормативное поведение младших школьников / А.К, Пащенко // Культурно-историческая психология. - 2010. № 3. С. 81-88. Пащенко А. К. Особенности организации нормативного пространства младших школьников / А.К. Пащенко // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 48-54.
37. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слабослышащих младших школьников/ В. Петшак// Дефектология. - 1989. № 4. С.66-70.
38. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта : Генезис числа у ребенка : Логика и психология / пер. с фр. А. М. Пятигорского, пер. с англ. Н. Г. Алексеева. М.: Международ. педагог. акад., 1994. 674 с. 170
39. Прилепская Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у детей с нарушением слуха / Т. Н. Прилепская // Дефектология. - 1989. - № 5. С.18-24.
40. Пуйк Т. Э. Особенности оценки и самооценки социально значимых чертличности у глухих школьников / Т. Э. Пуйк // Исследование личности детей с нарушениями слуха. - М . - 1981. С. 12—17.
41. Речицкая Е.Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. СПб.: «Л- ПРЕСС»., 1990.
42. Розанова Т. В. Условия развития понятийного мышления у глухих де¬тей / Т.В. Розанова //Дефектология. -1981. - № 5. С. 32-38.
43. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. СПб.: «Питер», 2002. -720 с.
44. Синяк, В. А.Особенности психического развития глухого ребенка/ В. А. Синяк, М.М. Нудельман.- М.: Вита Пресс, 1995.-200 с.
45. Снежкова Н. Н. Исследование социально-психологических
особенностей нормативного и отклоняющегося поведения учащихся: Дисс. ... канд. психол. Наук / Н.Н. Снежкова. - Ярославль, 2002.
46. Соловьев И. М. Особенности восприятия у глухих школьников / И.М. Соловьев // Дефектология. — 1971. — № 1. С. 27-31.
47. Тигранова Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. - М.: В. Секачев, 1991.- 280 с.
48. Ульянова В. П. Особенности интерпретации ситуаций социального взаимодействия подростками с различным уровнем рефлексии // Социально- педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Сб. научн. тр. / Отв. ред. Л. Ф. Баянова, Ю. И. Юричка. Всероссийская научно¬практическая конференция. Бирск: БирГСПА, 2006. с. 127-130.
49. Ульянова В. П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением: Дисс. ... канд. психол. наук / В.П. Ульянова. - М.: Московской педагогический государственный университет, 2008. - 25с.
50. Фомичева Л. И. Развитие воссоздающего воображения у слабослыша¬щих младших школьников / Л.И. Фомичева // Дефектология. - 1979. -№
4. С. 15-19.
51. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен / Дж. Хоманс // Современная зарубежная социальная психология.- М.: МГУ, 1984. С. 82-91.
52. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1968. - 39 с.
53. Шматко Н. Д. Развитие слухового восприятия и обучение произношению / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1993. - С. 170-190.
54. Щедровицкий Г. П. Рефлексия и ее проблемы / Г.П. Щедровицкой // Рефлексивные процессы и управление. 2001. № 1. С. 47-54.
55. Яшкова Н. В. Наглядное мышление глухих детей. — М., 1988.
56. Riegel К. F. The dialectics of human development // American Psychologist, 1976. V. 31. P. 679-700.
57. Wallon H. Fundamentos dialecticos de la psicologia. / H. Wallon ; tr. por Elida Daro y Dora Douthat. Buenos Aires, Argentina: Proteo, 1965. 176 p.