НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение
1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц 6
1.1 Сущность налогообложения доходов физических лиц и его социальная направленность
1.2 Механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 15
1.3 Опыт зарубежных стран налогообложения доходов физических лиц 26
2. Анализ действующей практики налогообложения доходов физических лиц
2.1 Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в
консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2 Сравнительный анализ применения плоской и прогрессивной шкал для налога на доходы физических лиц
3 Совершенствование налогообложения доходов физических лиц 72
3.1 Совершенствование исчисления налога на доходы физических лиц 72
3.2 Совершенствование системы налоговых вычетов 78
3.3 Внедрение механизма налогообложения семейного дохода 85
Заключение 95
Список использованных источников 101
Приложения
1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц 6
1.1 Сущность налогообложения доходов физических лиц и его социальная направленность
1.2 Механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 15
1.3 Опыт зарубежных стран налогообложения доходов физических лиц 26
2. Анализ действующей практики налогообложения доходов физических лиц
2.1 Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в
консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2 Сравнительный анализ применения плоской и прогрессивной шкал для налога на доходы физических лиц
3 Совершенствование налогообложения доходов физических лиц 72
3.1 Совершенствование исчисления налога на доходы физических лиц 72
3.2 Совершенствование системы налоговых вычетов 78
3.3 Внедрение механизма налогообложения семейного дохода 85
Заключение 95
Список использованных источников 101
Приложения
Налог на доходы физических лиц является главным видом прямых налогов, который изымается в денежном виде за отчетный год и учитывается на основе общего заработка физических лиц. Налог на доходы физических лиц регулируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных экономических рычагов страны, при помощи которого оно желает выполнять различные проблемы. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональный и местный бюджет, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан, стимулируется наиболее подходящее применение получаемых доходов и уменьшается неравенство прибыли.
Налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, который уплачивается с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы, а также является одним из основных источников формирования доходной части бюджетной системы. Налог на доходы физических лиц затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны. Он носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни, позволяет с помощью системы льгот, ставок налогообложения регулировать личные доходы населения. В России налог на доходы физических лиц входит в число основных источников формирования доходов бюджетов бюджетной системы государства. Особенный характер налога на доходы физических лиц выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или иных критериев, уменьшить полученные им суммы доходов на установленные законом суммы налога.
Таким образом, изучение данной темы представляет особый интерес, так как за последние годы роль налога на доходы физических лиц и его влияние на уровень жизни населения в России изменилась, острее встал вопрос о реформировании данного налога в целях соблюдения справедливости и равенстве в налогообложении населения. В выпускной квалификационной работе рассматриваем физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ налогообложения доходов физических лиц в Российской федерации, выявление проблем и направлений его реформирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность налогообложения доходов физических лиц и его социальная направленность;
- изучить механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
- рассмотреть опыт зарубежных стран налогообложения доходов физических лиц;
- провести анализ поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации;
- провести сравнительный анализ применения плоской и прогрессивной шкал для налога на доходы физических лиц;
- рассмотреть применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;
- разработать перспективные направления совершенствования исчисления налога на доходы физических лиц;
- разработать совершенствование системы налоговых вычетов;
- провести анализ внедрения механизма налогообложения семейного дохода.
Предметом исследования является система налогообложения доходов физических лиц.
Теоретическую и методологическую основу бакалаврской работы составили монографические статьи, нормативные правовые акты, учебники и учебные пособия, журналы периодической печати, глобальная сеть Интернет. В основу были положены научные труды ученых по вопросам налоговых отношений, а именно Тарасова Т.М., Тихонов Ю.А., Пудовкина О.Е., Луговая Б.В., Ратнюк Р.И. и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе выпускной квалификационной работы исследована сущность налогообложения доходов физических лиц и его социальная направленность, изучен механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, также рассмотрен опыт зарубежных стран налогообложения доходов физических лиц.
Вторая глава посвящена анализу поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации, также анализу применения плоской и прогрессивной шкал для налога на доходы физических лиц и применению налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
В третьей главе представлены возможные пути развития налога на доходы физических лиц: совершенствование исчисления налога на доходы физических лиц, совершенствование системы налоговых вычетов и внедрение механизма налогообложения семейного дохода.
Налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, который уплачивается с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы, а также является одним из основных источников формирования доходной части бюджетной системы. Налог на доходы физических лиц затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны. Он носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни, позволяет с помощью системы льгот, ставок налогообложения регулировать личные доходы населения. В России налог на доходы физических лиц входит в число основных источников формирования доходов бюджетов бюджетной системы государства. Особенный характер налога на доходы физических лиц выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или иных критериев, уменьшить полученные им суммы доходов на установленные законом суммы налога.
Таким образом, изучение данной темы представляет особый интерес, так как за последние годы роль налога на доходы физических лиц и его влияние на уровень жизни населения в России изменилась, острее встал вопрос о реформировании данного налога в целях соблюдения справедливости и равенстве в налогообложении населения. В выпускной квалификационной работе рассматриваем физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ налогообложения доходов физических лиц в Российской федерации, выявление проблем и направлений его реформирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность налогообложения доходов физических лиц и его социальная направленность;
- изучить механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
- рассмотреть опыт зарубежных стран налогообложения доходов физических лиц;
- провести анализ поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации;
- провести сравнительный анализ применения плоской и прогрессивной шкал для налога на доходы физических лиц;
- рассмотреть применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;
- разработать перспективные направления совершенствования исчисления налога на доходы физических лиц;
- разработать совершенствование системы налоговых вычетов;
- провести анализ внедрения механизма налогообложения семейного дохода.
Предметом исследования является система налогообложения доходов физических лиц.
Теоретическую и методологическую основу бакалаврской работы составили монографические статьи, нормативные правовые акты, учебники и учебные пособия, журналы периодической печати, глобальная сеть Интернет. В основу были положены научные труды ученых по вопросам налоговых отношений, а именно Тарасова Т.М., Тихонов Ю.А., Пудовкина О.Е., Луговая Б.В., Ратнюк Р.И. и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе выпускной квалификационной работы исследована сущность налогообложения доходов физических лиц и его социальная направленность, изучен механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, также рассмотрен опыт зарубежных стран налогообложения доходов физических лиц.
Вторая глава посвящена анализу поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации, также анализу применения плоской и прогрессивной шкал для налога на доходы физических лиц и применению налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
В третьей главе представлены возможные пути развития налога на доходы физических лиц: совершенствование исчисления налога на доходы физических лиц, совершенствование системы налоговых вычетов и внедрение механизма налогообложения семейного дохода.
Налогообложение доходов физических лиц затрагивает интересы всех слоев экономически активного населения страны. В России налогообложение доходов физических лиц представлено налогом на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, порядок исчисления которого регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, поступает в региональные и местные бюджеты Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. По действующему законодательству плательщиками налога на доходы признаются физические лица, к которым относят граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Налоговая база по налогу на доходы физических лиц рассчитывается в зависимости от налогового статуса физического лица и отдельно по каждому виду доходов с учетом корректировки на возможные налоговые льготы и вычеты. Налог на доходы физических лиц один из основных налогов, который позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения, такие как справедливость и равномерность распределения налогового бремени. Налог на доходы физических лиц носит четко выраженный социальный характер и обладает огромными возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и соответственно на уровень их жизни. С помощью системы налоговых льгот и вычетов, налоговых ставок регулируются личные доходы населения. Налоговые вычеты уменьшают налоговую базу налогоплательщика, облагаемую по ставке 13%.
Современная система налогообложения доходов физических лиц в России не вполне соответствует конституционным признакам социального государства, не отвечает принципам социальной справедливости и прогрессивности, экономической целесообразности, региональной соразмерности доходов и налогов. Существующий уровень налоговой нагрузки, сложившаяся структура и система налогообложения действуют на значительное число граждан как угнетающий фактор, вынуждающий их либо вообще не платить налоги, либо платить их в существенно меньших размерах.
Налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета Российской Федерации, являясь одним из основных источников доходов региональных и местных бюджетов и формируя их доходную базу, оказывает значительное влияние на объемы доходной части соответствующего бюджета, а, следовательно, на возможность осуществления расходов, направленных на социальное и экономическое развитие каждого отдельно взятого региона и страны в целом. Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации является определяющим и имеют тенденцию к росту. Так в 2014 году размер уплаченного налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации составил 2 702,69 млрд. руб., в 2015 году - 2 807,79млрд. руб., в 2016 году поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет страны составил 3 018,51 млрд. руб., что на 315,82 млрд. руб. больше, чем в 2014 году. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов занимает налог на добычу полезных ископаемых, поступления которого составили 3 226,83 млрд. руб. или 24,19% в общем объеме налоговых доходов. На втором и третьем месте по объему поступлений в бюджет составляет налог на доходы физических лиц (21,14%) и налог на прибыль организаций (19,48%).
На величину поступление налога на доходы физических лиц в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения, занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние). Положительное изменение показателя среднегодовой численности населения, занятого в экономике, приводит к увеличению значения среднедушевого дохода населения.
По всем рассмотренным показателям поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации зафиксированы позитивные тенденции, поскольку за период с 2014 по 2016 года наблюдался не только устойчивый, но и положительный рост экономики, однако в настоящее время по состоянию на конец 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года наблюдается уменьшение удельного веса налога на доходы физических лиц в общей сумме поступлений налогов в бюджет с 24 % в 2014 году до 21-22 % в 2016 году. Некоторое снижение поступления доходов, на которое негативным образом влияет нестабильная экономическая и геополитическая ситуация в стране. В России на сегодняшний день наблюдается тенденция трансформации системы обложения налогом на доходы физических лиц от фискальной к социальной: систематически совершенствуется механизм обложения налога на доходы физических лиц. Однако изменения не оказывают существенного воздействия на общий размер налоговой обязанности отдельного налогоплательщика.
В зарубежных странах применяется прогрессивная шкала ставок налогообложения доходов физических лиц и, как правило, построены по системе сложной прогрессии, что является показателем достаточно высокого уровня экономики (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция) и является одним из критериев справедливости в подоходном налогообложении. В этих странах в обмен на уплату налогов предоставляют большое количество социальных благ гражданам, соответственно, большие поступления в бюджет объясняются именно этим. В развитых странах можно выделить общие черты: налогоплательщиком является физическое лицо, которое может быть, как резидентом, так и нерезидентом; исходной базой для расчета налоговых обязательств является совокупный годовой доход налогоплательщика; используются системы налоговых вычетов; во всех странах льготы предоставляются категориям лиц, а не отдельному лицу; ставки по налогам всегда устанавливаются законом. Также, практически во всех развитых странах объектами налогообложения у физических лиц является одно и то же: заработная плата и другие доходы (рента, проценты, выигрыши и др.), имущество, транспорт, унаследованное и подаренное имущество. Сходством систем налогообложения является тот факт, что подоходный налог с физических лиц обеспечивает существенную долю поступлений прямых налогов в бюджет, однако принципы налогообложения и налоговые ставки в разных странах существенно различаются. Основными различиями между налогообложением физических лиц в нашей стране и за рубежом являются: шкала налогообложения, необлагаемый минимум, порядок определения величины налоговой базы (облагаемого дохода), правила применения налоговых льгот, вычетов и скидок, техника взимания налога.
При рассмотрении механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации были выявлены следующие проблемы: проблема применения «плоской шкалы» налогообложения, введение необлагаемого минимума и внедрение декларирование доходов семьи. Семейное налогообложение является одним из направлений реализации принципа справедливости, поскольку зарубежных опыт свидетельствует о том, что именно семейное налогообложение может обеспечить благополучие граждан, привести к соответствию налогового бремени и реального материального состояния физических лиц.
Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических действительно актуально для экономики России на современном этапе, и позволяет решить ряд важных социально-экономических проблем. Прогрессивная шкала налогообложения создаст условия, которые будут содействовать росту эффективности предпринимательской деятельности и инвестиций, а также препятствовать непроизводительной трате доходов. А если наряду с этим ввести, как в странах Европы, налоги на роскошь, то результат будет еще выше. Введение прогрессивной ставки по налогу на доходы физических лиц станет большим шагом в сокращении разрыва между бедными и богатыми; увеличатся поступления в бюджет; сократится дефицит; улучшится социальное положение граждан и, как следствие, увеличится доля среднего класса.
Действующая в Российской Федерации система налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц нуждается в реформировании, поскольку ставит основную, наименее обеспеченную часть населения страны, в неравное положение с наиболее обеспеченными налогоплательщиками. Это относится к социальным, имущественным и профессиональным вычетам. В частности, большая часть населения России не может воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере 2 млн. руб. при покупке дома, квартиры или комнаты. Значительная часть населения не имеет возможности оплачивать обучение и лечение, а следовательно не может получать социальные вычеты. Что касается стандартных вычетов, то они распространяются только на содержание детей и отдельные немногочислен - ные категории населения, т.е. налог на доходы физических лиц взимается даже с доходов, не превышающих прожиточный минимум. Кроме того, значительную часть доходов, которые не облагаются налогом на доходы физических лиц, также получают наиболее обеспеченные категории населения страны (доходы по вкладам в банках, от реализации имущества и ценных бумаг). Все это приводит к тому, что при сохранении плоской шкалы налогообложения из доходов менее обеспеченных категорий граждан налог фактически удерживается по более высокой ставке, чем из доходов более обеспеченных слоев населения, и это нарушает принцип справедливости налогообложения.
В результате проведенного исследования нами предлагается:
1. Рекомендуется уйти от «плоской шкалы» налогообложения и перейти к прогрессивной системе налогообложения доходов физических лиц, потому что такая мера будет способствовать перераспределению налогового бремени на более состоятельные слои населения, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет, также улучшит социальное положение граждан. Прогрессивная система налогообложения доходов физических лиц является наиболее социально справедливой, потому что способствует перераспределению доходов в пользу малоимущих слоев населения.
2. Следует увеличить размеры налоговых вычетов, а также ввести необлагаемый минимум по налогу на доходы физических лиц, поскольку большинство российского населения по своим доходам просто «не доросло» до уровня налогообложения доходов физических лиц. Те заработки, что они имеют, едва обеспечивают их выживание, и ни в одной развитой стране такие суммы подоходным налогом не облагаются. Повышение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц будет способствовать уменьшению разрыва между богатыми и бедными, защите и поддержке малообеспеченных слоев общества, экономическому развитию России.
3. Необходимо внедрить декларирование доходов семьи, потому что семейное налогообложение может обеспечить благополучие граждан, привести к соответствию налогового бремени и реального материального состояния физических лиц. Позволит минимизировать налоговое давление на семейный бюджет налогоплательщиков, имеющих наибольшее число иждивенцев.
Таким образом, система налогообложения налога на доходы физических лиц не совершенна. В качественном преобразовании от неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию механизмов исчисления налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.
Современная система налогообложения доходов физических лиц в России не вполне соответствует конституционным признакам социального государства, не отвечает принципам социальной справедливости и прогрессивности, экономической целесообразности, региональной соразмерности доходов и налогов. Существующий уровень налоговой нагрузки, сложившаяся структура и система налогообложения действуют на значительное число граждан как угнетающий фактор, вынуждающий их либо вообще не платить налоги, либо платить их в существенно меньших размерах.
Налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета Российской Федерации, являясь одним из основных источников доходов региональных и местных бюджетов и формируя их доходную базу, оказывает значительное влияние на объемы доходной части соответствующего бюджета, а, следовательно, на возможность осуществления расходов, направленных на социальное и экономическое развитие каждого отдельно взятого региона и страны в целом. Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации является определяющим и имеют тенденцию к росту. Так в 2014 году размер уплаченного налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации составил 2 702,69 млрд. руб., в 2015 году - 2 807,79млрд. руб., в 2016 году поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет страны составил 3 018,51 млрд. руб., что на 315,82 млрд. руб. больше, чем в 2014 году. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов занимает налог на добычу полезных ископаемых, поступления которого составили 3 226,83 млрд. руб. или 24,19% в общем объеме налоговых доходов. На втором и третьем месте по объему поступлений в бюджет составляет налог на доходы физических лиц (21,14%) и налог на прибыль организаций (19,48%).
На величину поступление налога на доходы физических лиц в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения, занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние). Положительное изменение показателя среднегодовой численности населения, занятого в экономике, приводит к увеличению значения среднедушевого дохода населения.
По всем рассмотренным показателям поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации зафиксированы позитивные тенденции, поскольку за период с 2014 по 2016 года наблюдался не только устойчивый, но и положительный рост экономики, однако в настоящее время по состоянию на конец 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года наблюдается уменьшение удельного веса налога на доходы физических лиц в общей сумме поступлений налогов в бюджет с 24 % в 2014 году до 21-22 % в 2016 году. Некоторое снижение поступления доходов, на которое негативным образом влияет нестабильная экономическая и геополитическая ситуация в стране. В России на сегодняшний день наблюдается тенденция трансформации системы обложения налогом на доходы физических лиц от фискальной к социальной: систематически совершенствуется механизм обложения налога на доходы физических лиц. Однако изменения не оказывают существенного воздействия на общий размер налоговой обязанности отдельного налогоплательщика.
В зарубежных странах применяется прогрессивная шкала ставок налогообложения доходов физических лиц и, как правило, построены по системе сложной прогрессии, что является показателем достаточно высокого уровня экономики (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция) и является одним из критериев справедливости в подоходном налогообложении. В этих странах в обмен на уплату налогов предоставляют большое количество социальных благ гражданам, соответственно, большие поступления в бюджет объясняются именно этим. В развитых странах можно выделить общие черты: налогоплательщиком является физическое лицо, которое может быть, как резидентом, так и нерезидентом; исходной базой для расчета налоговых обязательств является совокупный годовой доход налогоплательщика; используются системы налоговых вычетов; во всех странах льготы предоставляются категориям лиц, а не отдельному лицу; ставки по налогам всегда устанавливаются законом. Также, практически во всех развитых странах объектами налогообложения у физических лиц является одно и то же: заработная плата и другие доходы (рента, проценты, выигрыши и др.), имущество, транспорт, унаследованное и подаренное имущество. Сходством систем налогообложения является тот факт, что подоходный налог с физических лиц обеспечивает существенную долю поступлений прямых налогов в бюджет, однако принципы налогообложения и налоговые ставки в разных странах существенно различаются. Основными различиями между налогообложением физических лиц в нашей стране и за рубежом являются: шкала налогообложения, необлагаемый минимум, порядок определения величины налоговой базы (облагаемого дохода), правила применения налоговых льгот, вычетов и скидок, техника взимания налога.
При рассмотрении механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации были выявлены следующие проблемы: проблема применения «плоской шкалы» налогообложения, введение необлагаемого минимума и внедрение декларирование доходов семьи. Семейное налогообложение является одним из направлений реализации принципа справедливости, поскольку зарубежных опыт свидетельствует о том, что именно семейное налогообложение может обеспечить благополучие граждан, привести к соответствию налогового бремени и реального материального состояния физических лиц.
Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических действительно актуально для экономики России на современном этапе, и позволяет решить ряд важных социально-экономических проблем. Прогрессивная шкала налогообложения создаст условия, которые будут содействовать росту эффективности предпринимательской деятельности и инвестиций, а также препятствовать непроизводительной трате доходов. А если наряду с этим ввести, как в странах Европы, налоги на роскошь, то результат будет еще выше. Введение прогрессивной ставки по налогу на доходы физических лиц станет большим шагом в сокращении разрыва между бедными и богатыми; увеличатся поступления в бюджет; сократится дефицит; улучшится социальное положение граждан и, как следствие, увеличится доля среднего класса.
Действующая в Российской Федерации система налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц нуждается в реформировании, поскольку ставит основную, наименее обеспеченную часть населения страны, в неравное положение с наиболее обеспеченными налогоплательщиками. Это относится к социальным, имущественным и профессиональным вычетам. В частности, большая часть населения России не может воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере 2 млн. руб. при покупке дома, квартиры или комнаты. Значительная часть населения не имеет возможности оплачивать обучение и лечение, а следовательно не может получать социальные вычеты. Что касается стандартных вычетов, то они распространяются только на содержание детей и отдельные немногочислен - ные категории населения, т.е. налог на доходы физических лиц взимается даже с доходов, не превышающих прожиточный минимум. Кроме того, значительную часть доходов, которые не облагаются налогом на доходы физических лиц, также получают наиболее обеспеченные категории населения страны (доходы по вкладам в банках, от реализации имущества и ценных бумаг). Все это приводит к тому, что при сохранении плоской шкалы налогообложения из доходов менее обеспеченных категорий граждан налог фактически удерживается по более высокой ставке, чем из доходов более обеспеченных слоев населения, и это нарушает принцип справедливости налогообложения.
В результате проведенного исследования нами предлагается:
1. Рекомендуется уйти от «плоской шкалы» налогообложения и перейти к прогрессивной системе налогообложения доходов физических лиц, потому что такая мера будет способствовать перераспределению налогового бремени на более состоятельные слои населения, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет, также улучшит социальное положение граждан. Прогрессивная система налогообложения доходов физических лиц является наиболее социально справедливой, потому что способствует перераспределению доходов в пользу малоимущих слоев населения.
2. Следует увеличить размеры налоговых вычетов, а также ввести необлагаемый минимум по налогу на доходы физических лиц, поскольку большинство российского населения по своим доходам просто «не доросло» до уровня налогообложения доходов физических лиц. Те заработки, что они имеют, едва обеспечивают их выживание, и ни в одной развитой стране такие суммы подоходным налогом не облагаются. Повышение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц будет способствовать уменьшению разрыва между богатыми и бедными, защите и поддержке малообеспеченных слоев общества, экономическому развитию России.
3. Необходимо внедрить декларирование доходов семьи, потому что семейное налогообложение может обеспечить благополучие граждан, привести к соответствию налогового бремени и реального материального состояния физических лиц. Позволит минимизировать налоговое давление на семейный бюджет налогоплательщиков, имеющих наибольшее число иждивенцев.
Таким образом, система налогообложения налога на доходы физических лиц не совершенна. В качественном преобразовании от неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию механизмов исчисления налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ДОХОДОВ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Оценка налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



