Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления 7
1.1. Понятие стратегии и стратегического управления 7
1.2. Основные методы стратегического менеджмента 14
1.3. Концепция жизненного цикла предприятия 30
Глава 2. Методические подходы к формированию стратегии 39
2.1. Оценка стратегий современных компаний на примере ООО ТД
«Евростандарт», ПАО «Татнефть», ОАО «Аэрофлот» 39
2.2. Оценка этапа жизненного цикла современной компании 55
2.3. Выявление взаимосвязей между стратегией компании и этапом её
жизненного цикла 60
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию стратегического
управления в компании 70
3.1. Формирование системы методов и инструментов оценки соответствия
стратегии компании этапу её жизненного цикла 70
3.2. Анализ стратегического управления в компании с использованием инструментов и методов оценки соответствия стратегии компании этапу её жизненного цикла 77
3.3. Предложения по изменениям стратегического управления компании,
а также оценка эффекта от предлагаемых изменений 96
Заключение 103
Список литературы 107
Приложения
В современных условиях процесс управления деятельностью организаций претерпевает существенные изменения. Возникает необходимость освоения новых методов и процедур управления, отвечающих целям и задачам организации в условиях рыночной экономики. К числу этих методов относится стратегический менеджмент, обеспечивающий организациям эффективное достижение перспективных целей на основе удержания конкурентных преимуществ и соответствующего реагирования на изменения внешней среды.
Высокая значимость стратегического менеджмента обусловливается потребностью организаций в самостоятельном определении направлений своей деятельности. В этой связи актуальнейшим вопросом является разработка стратегии организации, а также обеспечение эффективного управления для ее реализации в целях успешного развития бизнеса в конкурентной среде.
В общем виде стратегия определяет, как организация должна приспосабливаться к внешнему окружению и использовать свой организационный потенциал, какие согласованные действия необходимо предпринимать, чтобы добиться ключевых конкурентных преимуществ. В этой связи все большее количество организаций пересматривают свое отношение к стратегии бизнеса, рассматривая ее как фактор успешного развития.
Актуальность исследования вопросов, связанных со стратегией организации, обусловливается определением стадии жизненного цикла организации, на которой она находится, для того, чтобы предприятие правильно формировало и успешнее достигало своих целей, эффективнее реализовывало свою стратегию для выхода и удержания на этапе расцвета.
Управление развитием организации на основе модели жизненных циклов дает возможность вырабатывать направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно проводить изменения. Кроме того, руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями той стадии, на которой находится организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения.
Организация существенно меняется от момента своего возникновения до прекращения своего существования. При этом должны меняться и методы управления организацией. Здесь и «встает» вопрос о жизненном цикле организации. Проблемы, актуальные на одних стадиях жизненного цикла организации, теряют свою актуальность на других стадиях жизненного цикла, их место занимают другие.
По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Руководителям важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а, следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений.
Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как руководители и сотрудники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.
За последние 40 лет, вопросу о стратегическом управлении, было посвящено немало исследований. Огромный вклад, из зарубежных экономистов, в становление и развитие данного направления стратегического менеджмента внесли Г.Минцберг, И.Ансофф, М.Портер, М.Мескон, П.Друкер,
А.Томпсон, А.Стрикленд, Г.Хамел, К. Прахалад Дж.Куинн, К.Эндрюс, Э.Чандлер, К.Хофер, Г.Штейнер, , Б.Карлофф, , Р.Фаллер, Р. Румельт, К.Боумен, У.Глук, Л,Джаух, Т.Коно, Д.Пирс, К.Хаттен, Д.Хиггинс. Из российских Г.Н.Константинов, В.С.Катькало, В.Л.Квинт.
Значительный вклад в развитие проблемы стратегической эффективности предприятия в настоящее время осуществляют такие ученые, как Д.Нортон, Р. Каплан, Л. Мейсель, Р. Линч, К. Кросс, Т. Коупленд, Т.Коллер, Д. Мурин, Д. Хан, Ван Хорн, Ю. Бригхем, Л. Гапенски и др.
Что касается жизненного цикла предприятия, то уже в 60-х годах прошлого века было предложено рассматривать организацию в терминах “личности”, а развитие организации стали сопоставлять с развитием человека. Начало этому положил Дж. Гарднер, который в 1965 году писал: “Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками”.
В западной литературе в рамках этого подхода введено определение “organizations life cycles”. Стадии развития организации - это периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.
Существует как минимум десять моделей развития организаций, созданных в разное время. Интересно, что все десять моделей появились в Америке в промежутке с 1967 по 1983 год. Каждая из этих моделей предлагает различные основания для изменений.
Таким образом, огромный вклад в развитие вопроса о жизненным цикле предприятия внесли А. Даунс: “Движущие силы роста” (1967), Г. Липпитт и У. Шмидт: “Управленческое участие” (1967), Б. Скотт: “Стратегия и структура” (1971), Л.Грейнер: “Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции” (1972), У. Торберт: “Ментальность членов организации” (1974), Ф.Лиден:
“Функциональные проблемы” (1975), Д.Кац и Р.Кан: “Организационная структура” (1978), И. Адизес: “Теория жизненных циклов организации” (1979), Дж. Кимберли: “Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой” (1979), Р.Куинн и К. Камерон: “Интегративная модель” (1983).
Основной целью магистерской диссертации является рассмотрение теоретических аспектов стратегического менеджмента в организации, выявление взаимосвязи стратегии организации со стадией ее жизненного цикла на примере трех современных компаний, а также формулирование, для них, мероприятий по совершенствованию данного механизма.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— Рассмотреть основные понятия, связанные со стратегией развития организации;
— изучить методы стратегического менеджмента;
— рассмотреть концепцию жизненного цикла предприятия;
— провести анализ стратегий трех современных организаций;
— определить этап жизненного цикла для выбранных трех предприятий;
— выявить взаимосвязь жизненного цикла организации с ее стратегией и ответить на вопрос: соответствует ли их стратегия этапу жизненного цикла;
— разработать мероприятия по повышению эффективности проведения стратегии развития организации, такие, как ССП, KPI, SWOT-анализ, Дерево целей, построение бизнес-модели по Остервальдеру;
— оценить эффект для компаний от предложенного.
Объектом исследования является деятельность ООО «Евростандарт», ПАО «Татнефть» и ПАО «Аэрофлот».
Предметом исследования являются особенности стратегического управления на рассматриваемых предприятиях.
Новизна исследования:
1. Переосмысление классификации базовых стратегий бизнеса в контексте четвертой промышленной революции.
2. Сопоставление эталонных стратегий и этапов жизненного цикла организаций, с целью разработки рекомендаций по выявлению оптимальной стратегии на каждом этапе жизненного цикла.
3. Инструментарий стратегического менеджмента приведен в соответствие стадий жизненного цикла организаций с целью перевода ее на этап Расцвета:
при построении дерева целей, в, существующие на предприятиях, цели внесены корректировки с учетом выявленных отклонений стратегий от требований в соответствии с этапами жизненного цикла компаний. Отсюда вытекает по аналогии работа с составление системы сбалансированных показателей и KPI для организаций. Теоретической и методологической основой магистерской диссертации послужили труды зарубежных и отечественных ученых, экономистов, источники энциклопедического характера по вопросам экономики, публикации в специальной периодической печати, а так же электронные ресурсы.
Основной целью данной магистерской диссертации являлся анализ теоретических аспектов стратегического управления в реальных организациях, включая такие организации, отличающиеся как по своим размерам, так и таким важнейшим характеристикам, как отрасль, форма собственности, степень государственного участия в капитале фирмы, как ООО ТД «Евростандарт» малое предприятие агропромышленного комплекса, располагающееся в Кабардино-Балкарской республике, ПАО «Татнефть» - одну из крупнейших российских вертикально-интегрированных фирм, занимающейся геологической разведкой, добычей, переработкой нефти, а также реализующей нефть и продукты переработки как через оптовые, так и через розничные каналы, а также ПАО «Аэрофлот» - крупнейшего авиаперевозчика России, доля которого на домашнем рынке составляет более 50%.
Кроме того, было выявлена взаимосвязь стратегий вышеуказанных предприятий со стадиями жизненного цикла по модели И. Адизеса, а также формулирования для них конкретных шагов, направленных на устранение стратегических пробелов и направленных на приведения стратегии компаний стадиям жизненного цикла, на которых они находятся.
Для достижения поставленной цели мы рассмотрели основные определения понятия стратегий, существующие методы стратегического менеджмента, подробно изучили концепцию жизненного цикла организации, и выбрали наиболее подходящие инструменты для анализа представленных организаций.
На первом шаге нами был произведён анализ стратегий каждой из организаций с использованием зарекомендовавших себя в прошлом, а также современных методов стратегического менеджмента, таких как SWOT-анализ и подход к построению бизнес-модели организации швейцарского предпринимателя Александра Остервальдера, который позволил в совокупности с другими методами получить наиболее полную картину реального положения дел в компаниях, а также их стратегических действий.
Кроме того, мы внимательно изучили стратегии предприятий, представленные в задокументированном или в словесном виде. Последний вариант был выбран для ООО «ТД Евростандарт», поскольку предприятие существует относительно недавно и отличается небольшими размерами, в связи с чем «хранителем» знаний о стратегии предприятия является его генеральный директор. Стратегии ПАО «Татнефть» и ПАО «Аэрофлот» находятся на вебсайтах компаний в разделе для акционеров в прямом доступе и открыты для широкого круга лиц. Данный стратегии содержат в себе предполагаемые и реальные шаги компаний, направленные на достижение набора стратегических целей в тех или иных функциональных областях деятельности к 2025 году.
Далее нами проводился анализ существующих стадий жизненного цикла предприятий. Для соответствующего анализа нами была выбран подход И. Адизеса, поскольку он представляет собой модель, наиболее полным образом описывающий феномен рождения и угасания организаций, а также проблемы, с которыми сталкиваются предприятия на различных этапах своей жизни и шаги, необходимые для достижения желаемого положения предприятия. Кроме того, институтом Адизеса был разработан удобный и функциональный опросник, позволяющий в самые короткие сроки диагностировать стадию жизненного цикла предприятия, которая была необходима нам для последующего анализа. Также опросник Адизеса выгодно отличает его гибкость, поскольку набор возможных вопросов и результаты диагностики могут зависеть о таких переменных, как форма собственности, размер предприятия и отрасль, к которому оно принадлежит.
Наконец, мы проанализировали основные эталонные стратегии организаций, а также применимость подгрупп данных стратегий на различных стадиях жизненного цикла организаций. В конечном итоге мы получили обобщенную картину существующих эталонных стратегий, а также возможности и желательности их применения на различных стадиях жизненного цикла предприятий, вплоть до аристократии и ранней бюрократизации, когда стратегические изменения ещё имеют хоть какой-то смысл.
В результате нашего анализа мы пришли к следующим выводам:
Анализируя стратегию ООО «ТД Евростандарт», можно говорить о реализации предприятием стратегии стабильности - защиты положения компании на рынке домашнего региона;
Компания ПАО «Татнефть» реализует стратегию вертикальной интеграции по М. Портеру, поскольку очевидно, что предприятие стремится интегрировать в свою деятельность компании начиная со стадии разведки и заканчивая розничной торговлей продуктами нефтепереработки.
Реализуемая Группой практика поглощений, а также заявленные «Аэрофлотом» стратегические приоритеты могут также свидетельствовать о наличии стратегии «интегрированного роста», которая предполагает расширение компании за счёт добавления новых структур или подразделений, либо стратегии «горизонтальной интеграции», которая подразумевает приобретение или объединение с конкурентами и появление эффекта масштаба от использования общей транспортной сети.
Обобщая результаты диагностики стадий жизненного цикла рассматриваемых предприятий, можно отметить, что для компании ООО ТД «Евростандарт» проведённый тест по методике Адизеса показал результат «Преждевременное старение» с точностью 85%. Точно такой же результат, но уже с вероятностью 75% характерен для ПАО «Аэрофлот».
Для компании ОАО «Татнефть» по результатам теста с вероятностью 80% характерна стадия аристократизма.
Диагностированные стадии жизненного цикла приводят нас к необходимости внедрения стратегических изменений, которые должны быть направлены в случае ООО «ТД Евростандарт» и ПАО «Аэрофлот» на «омоложение» компании, то есть выход из «ловушки» преждевременного старения и переход на стадию расцвета. Для ОАО «Татнефть» существует необходимость возврата на стадию расцвета, который является достаточно сложным, не достижимым.
Для каждой из компаний была разработана система сбалансированных показателей, которая может позволить нам оценить текущее положение дел на предприятиях в четырех основных проекциях - финансов, клиентов, внутренних бизнес-процессов, а также обучения и роста - и выявить будущее состояние этих показателей в случае реализации текущих стратегий.
Для устранения стратегических несоответствий между стратегиями предприятий и диагностированными стадиями жизненного цикла была разработана система мер, включённых в деревья целей. Данные деревья состояли из главной стратегической цели, а также целей более низкого уровня, которые в совокупности должны привести предприятия к необходимому состоянию. Для достижения целей нижнего уровня были разработаны KPI, которые были закреплены за определенными сотрудниками, ответственными за реализацию стратегии.
В конечном итоге, разработанный набор мероприятий должен, по оценкам автора, привести к улучшению основных показателей деятельности организаций, что, в конечном счёте, приведёт предприятия к их стратегических целям и соответствию данных целей диагностированной стадии жизненного цикла.
1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации.- СПб: Питер, 2007. - с.165
2. Ансофф И. Стратегическое управление Сокр. пер. с англ.; Науч. ред., авт. предисл. Л.И.Евенко - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
3. Антикризисное управление. Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М: под ред. проф. Э.М. Короткова, 2010. - с.316
4. Браун М.Г. Сбалансированная система показателей на маршруте внедрения. Перевод с англ. Альпина Бизнес Букс.- Москва, 2005.- с. 144
5. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. - М.: Гардарика, 1998 - 296 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. М: МАГИСТР ИНФРА-М, 2014. - с. 242
7. Виноградова З.И., Щербакова В.Е., Стратегический менеджмент. Матрица модулей, «Дерево» целей. Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. - с. 128
8. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега- Л, - 2004
9. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации - 2-е изд. - М.: ТЕИС, 2004
10. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. - Таганрог: ТРТУ, 1995
11. Грузинов В.Е. Экономика предприятия и предпринимательства - М. Софит, 2005
12. Дафт Р.Л. Менеджмент. - М: 2000
13. Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М.: Дело, 2000
14. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-Бизнес, 2005
15. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления - 2-е изд. -
СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. Дом С.-Петерб. гос. Ун-та, 2011. - 548 с.
16. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф., Основы менеджмента. - 1993 г
17. Минцберг, Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. - СПб: Питер, 2001.
18. Нестеров Ф.Ф. Fast-менеджмент. - Питер.:2012. - с. 21
19. Хайруллина А.Д. Основы менеджмента: учебное пособие. - Казань: Татэкопринт, 2014. - 44-46
20. Пол Р. Нивен Balanced Scorecard Diagnostics Днепропетровск «Баланс Бизнес Букс», 2006. - с 30
21. Остервальдер А. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - с.291
22. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: Изд-во "КноРус", 2005. - 496 с.
23. Ромашова Е.А. Стратегическое управление промышленным предприятием на основе системы сбалансированных показателей : дис. канд. экон. наук
08.0. 05 - Нижн. Новгород, 2007
24. Стратегия «5 Р». Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. - СПб: Питер, 2001
25. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / под ред. А. Н. Петрова. - СПб: Питер, 2005. - 496 с.
26. Стратегический менеджмент: учебное пособие / И. Н. Мав- рина. - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - 132 с
27. Томпсон А. Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент: пер. с англ. - 12е изд. - М.: Вильямс, 2003. - 928с.
28. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - 1980
29. Управление организацией // под ред. Поршнева К.Н., Румянцевой Е.Н. - М.: ИНФРА-М, 2005
30. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез". - 1998. - 416 с.
31. Хамел Г. Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков
завтрашнего дня, 1998
32. Alfred D., Chandler Jr. Strategy and structure. Toronto, Doubleday Co. - 1966
33. «Competitive strategy. Techniques for Analyzing Industries and Competitors» Michael E. Porter. - АльпинаБизнесБукс.: Перевод И. Минервин. Научный редактор О. Нижельская, 2010. - с.266.
34. Систематизировано автором Key Performance Indicators: Developing, Implementing, and Using Winning KPIs Hardcover - April 13, 2015. - с. 123
35. Greiner, L. «Evolution and Revolution as Organizations Grow.» Harvard Business Review. - July-August 1972
36. I.H.Ansoff, Strategic Management, 1979. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning = Reconceiving Roles for Planning, Plans, Planners. - USA : The Tree Press. - 1994. - 480 c.
37. Higgins J.M. Organizational Policy and Strategic Management. - Chicago: The Dryden Press. - 1983
38. Porter, Michael E. Competitive Strategy Techniques for Analyzing Industries and Competitors - New York: The Free Press. - 1998
39. Pearce J.A., Robinson R.B. Jr. Strategic Management // 2nd ed. Homewood, Ill: Richard D. Irvin. - 1985. - Р. 6.
40. Shendel D.E., Hatten K.J. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline - Academy of Management Proceedings. - 1972
Статьи и материалы периодической печати
41. Гапоненко А.Л. Стратегия предприятия в XXI веке // ЭКО, №7, 2008
42. Ефремов В.С., Ханьков И.А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2002. - с. 8-33.
43. Катькало В.С. Теория стратегического управления: этапы развития и основы парадигмы // Вестник СПбГУ. Сер. 8 "Менеджмент ". - 2002. - Вып. 2. - С. 3-21; Вып. 3. - с. 3-26.
44. Никитин А. Стратегическое управление крупным промышленным предприятием // Проблемы теории и практики управления, №6, 2003. - с. 12-17.
45. Погостинский Ю.А. Функции стратегического управления // Известия ИГЭА, №2(52), 2007. - с. 85-87.
46. Стратегическое поведение: от разработки до реализации. Коробейников
О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А. Менеджмент в России и за рубежом, №3,- 2002
47. Толкач В. KPI в управлении: связь со стратегией // Новый менеджмент, №5, 2007. - с.36-48.
48. Heracleous L. Strategic thinking or strategic planning? // Long Long range planning, №3, 1998. - Vol.31. - P.481-487.
49. Wilson I. Strategic planning for the millenium: resolving the dilemma // Long range planning, №4, 1998. - Vol.31. - P. 507-513.
50. Michael E. Porter, What is Strategy? Harvard Business Review, november- december, 1996
Электронные ресурсы
51. 4 маркетинговые стратегии по Котлеру. URL:
http: //powerbranding.ru/marketing- strategy/kotler/ (дата обращения:
03.08.2017)
52. Годовой отчёт ОАО «Аэрофлот» за 2014 год. URL:
http://ir.aeroflot.ru/ru/reporting/annual-reports/ (дата обращения: 03.08.2017)
53. История группы «Татнефть». URL: http://www.tatneft.ru/o-kompanii/istoriya- gruppi-tatneft?lang=ru/ (дата обращения: 03.08.2017)
54. История науки и техники. По материалам статьи Поликарпова В.С. URL: http://nashaucheba.ru/articlespage12/ (дата обращения: 02.07.2017)
55. История ОАО «Аэрофлот» - российские авиалинии, 2012. URL:
https://ria.ru/spravka/20120625/681569567.html/ (дата обращения:
03.08.2017)
56. Организация ООО ТД «Евростандарт». URL: http://www.list-
org.com/company/313377/ (дата обращения: 03.08.2017)
57. Паспорт Программы инновационного развития Группы Аэрофлот. URL:
https://www.aeroflot.ru/media/aflfiles/category_pictures/about/pasport_program my_innovatsionnogo_razvitiia_gruppy_aeroflot_2016_god.pdf/ (дата
обращения: 04.09.2017)
58. Стратегия 2025. Группа Татнефть. Основные параметры. URL: https://www.tatneft.ru/storage/block_editor/files/47a5c83c1a7419a012c840f64a 77bd175f477aa7.pdf/ (дата обращения: 03.08.2017)
59. Стратегия и развитие группы Аэрофлот. URL: https://www.aeroflot.ru/ru- ru/about/strategy/ (дата обращения: 03.08.2017)
60. Тест на определение этапа Жизненного цикла организации. URL: http://adizes.ru/professional-services/tests-and-research/test-life-cycle-stage/ (дата обращения: 03.08.2017)
61. Чедлер Р. Индустриализация 4.0: что нужно знать работающим в сфере коммерческой печати. URL: https://www.pantone.ru/industry-4-0-commercial- printers/ (дата обращения: 03.08.2017)
62. Александр Остервальд и бизнес-моделирование «Business Model Canvas». URL: http://www.triumph-strategy.ru/aleksandr-ostervalder-i-biznes- modelirovanie-business-model-canvas.html/ (дата обращения: 03.08.2017)