ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 5
1.1. Сущность и системная характеристика трудового потенциала 5
1.2. Факторы, влияющие на региональный трудовой потенциал 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИВОЛЖСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 25
2.1. Анализ рынка труда регионов Приволжского федерального округа ... 25
2.2. Оценка трудового потенциала Приволжского федерального округа ... 37
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА 54
3.1. Проблемы развития трудового потенциала в регионах Приволжского
федерального округа 54
3.2. Рекомендации развития трудового потенциала в регионах
Приволжского федерального округа 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Актуальность исследования. Рациональное использование трудового потенциала играет важную роль в повышении эффективности общественного производства и уровня жизни населения. Поэтому от того, насколько рационально он сформирован, во многом зависит экономический потенциал каждого вида экономической деятельности, темпы его развития, роста социального и культурного уровня жизни наемных работников и работодателей, становления полноценных взаимоотношений социального партнерства. В условиях превышения предложения рабочей силы над спросом, низкой стоимости рабочей силы, ее несоответствия реальной стоимости, наличие значительных масштабов нерегламентированной занятости важное значение приобретает выявление резервов повышения эффективности использования занятых во всех видах экономической деятельности. Поэтому среди проблем эффективности использования трудового потенциала важное значение имеет выяснение сущности понятия «трудовой потенциал» и факторов, которые на него влияют. Одной из наиболее актуальных проблем сегодня является внедрение такого подхода к системе управления трудовым потенциалом территории, при котором мог бы обеспечиваться достаточно высокий уровень экономического развития, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению потенциала. Проблематике управления трудовым потенциалом посвящены немало работ ученых, а именно Адамчук В.В., Воловская Н.М., Генкин Б.М., Остапенко Н.М., Рофе Л.И., Рощин С.Ю., Шендлер П.Э. и другие.
Объект исследования - трудовой потенциал Приволжского федерального округа на примере Самарской области, Нижегородской области, Пермского края, Республики Татарстан, Республики Башкортостан.
Предмет исследования - влияние трудового потенциала на развитие регионов Самарской области, Нижегородской области, Пермского края, Республики Татарстан, Республики Башкортостан.
3
Цель выпускной бакалаврской работы - изучение механизма управления трудовым потенциалом российских регионов для развития регионов. Для достижения поставленной цели в данной выпускной работе решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность и системную характеристику трудового потенциала;
- изучить факторы, влияющие на региональный трудовой потенциал;
- провести анализ рынка труда региона Приволжского федерального округа;
- провести оценку трудового потенциала Приволжского федерального округа;
- выявить проблемы трудового потенциала в регионах Приволжского федерального округа;
- предложить рекомендации по развитию трудового потенциала в регионах Приволжского федерального округа.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, логического
обобщения, описательный, расчетный, графический.
Информационная база исследования - законодательные и нормативно - правовые акты по вопросам управления трудовым потенциалом, энциклопедические издания, монографические исследования и статьи зарубежных и отечественных авторов, статистические данные РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования и развития трудового потенциала. Во второй главе проведен анализ трудового потенциала в ПФО в современных условиях. В третьей главе разработаны перспективные направления развития трудового потенциала Приволжского федерального округа.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В современной рыночной экономической системе человек выполняет различные экономические функции; современный этап политического и экономического развития требует высококвалифицированных специалистов, умеющих творчески мыслить, анализировать ситуацию, четко формировать цели и определять пути их достижения, владеть методами объективной оценки таких путей и брать на себя ответственность при решении сложных экономических и управленческих задач.
Трудовой потенциал как структурный элемент экономического и инновационного потенциалов территории обусловливает формирование, использование и развитие других компонентов такой системы; повышение трудового потенциала региона за счет увеличения количества экономически активного населения, повышение уровня его образования, улучшение состояния его здоровья предусматривает увеличение уровня производственного потенциала территории, а соответственно и инновационного потенциала.
От количественного и качественного состава трудового потенциала зависит функционирование системы инновационного потенциала, при расчете экономической оценки трудового потенциала территории обязательно необходимо учитывать влияние окружающей среды. Проанализировав полученные результаты расчета этим методом, можно сказать, что уровень трудового потенциала значительно уменьшается под влиянием факторов.
Для развития инновационной системы необходимо постоянно повышать уровень трудового потенциала, сохраняя и развивая его.
В работе проанализирован трудовой потенциал Приволжского федерального округа на примере Самарской области, Нижегородской 73
области, Пермского края, Республики Татарстан, Республики Башкортостан.
Анализ основных социально-экономических показателей субъектов ПФО показывает, что между субъектами остаются глубокие различия в уровнях развития. Основной причиной такой неравномерности, на наш взгляд, является исторически сложившаяся структура хозяйства в этих субъектах, которые создают неравные стартовые условия для развития экономики субъектов. Другая важная причина глубокой дифференциации в уровнях развития регионов заключается в неравномерном размещении наи - более эксплуатируемых природных ресурсов, которые и привели к возникновению диспропорций в развитии промышленной основы субъектов ПФО. И наконец, третьей причиной неравномерного развития субъектов ПФО, является отсутствие научно-обоснованной региональной политики. Для устранения указанных причин необходимо проводить эффективную структурную политику, прежде всего нацеленную на развитие инновационных и наукоемких производств, особенно в регионах, отстающих в своем развитии. Для решения этих принципиально важных задач имеются все предпосылки и условия. На экономическое и инновационное развитие весомо влияет трудовой потенциал региона, который проходит через обеспечение оптимальной численности экономически активного населения (с учетом их количественных и качественных характеристик) для создания духовных и материальных благ.
Анализ выявил, что Республика Татарстан на первом месте, по показателям трудового потенциала в Приволжском федеральном округе. Все это объясняется высокими показателями, которые отмечались в демографи - ческой, социальной и экономической сферах. Главную роль в таком отрыве больше всего сыграла положительная динамика естественного и механического прироста населения. На втором месте по анализу трудового потенциала региона расположилась Республика Башкортостан, третье место у Самарской области с показателем. Не оправдывает себя Нижегородская область, столица которой является центром ПФО. Данный регион занял всего 74
лишь 4 место, уступив первой тройке, Пермский край оказался на последнем месте.
Следовательно, в первую очередь для сохранения трудового потенциала Приволжского федерального округа необходимо решить такие задания:
- преодолеть проблему оплаты труда через законодательный ввод почасовой заработной платы как государственного социального стандарта, поднять минимальную заработную плату к прожиточному минимуму работоспособных граждан, а также увеличить ее часть в себестоимости продукции;
- разработать действенную мотивацию работодателей к повышению и легализации заработной платы (например, целевая подготовка квалифицированной рабочей силы, компенсация расходов работодателям на подготовку рабочей силы, построение временного жилья и тому подобное); формирование социально ответственного бизнеса;
- создать систему государственных заказов на целеустремленную подготовку квалифицированной рабочей силы для потребностей предприятий через систему профессионального образования, при этом обновить перечень специальностей с учетом предложений работодателей;
- обеспечить перманентный рост инвестиций в образование и науку, направленные на развитие личности, поскольку первичные инвестиции в человеческий капитал являются залогом возможностей эффективных инвестиций у технологии и инновационного развития в целом;
- решить вопрос качества рабочей силы, повышения
образовательного уровня трудовых ресурсов Приволжского федерального округа через формирование единой целостной системы непрерывного образования и осознания гражданами ее важности, усовершенствования механизма профессиональной подготовки, переподготовки и
переквалификации кадров, усиления ответственности работодателя за надлежащий уровень квалификации и социальной защиты наемной рабочей
75
силы;
- законодательно нормировать социальную защиту работающих россиян за рубежом, то есть ускорить подписание межгосударственных соглашений относительно легитимного трудоустройства российских трудовых мигрантов;
- осуществлять профессиональную учебу, повышение
квалификации и переквалификацию рабочей силы с учетом региональных особенностей, что будет снижать мотивацию к миграции.
На территории Приволжского федерального округа будет создана социальная инфраструктура, обеспечивающая условия жизни населения на уровне наиболее развитых российских регионов и, в первую очередь, в области здравоохранения, образования, культуры и обеспечения доступным жильем населения округа. Население округа должно быть обеспечено конкурентоспособными рабочими местами, качественным медицинским обслуживанием, возможностью получения образования и доступного комфортного жилья. За счет реализации основных направлений демографической политики планируется улучшение демографической ситуации в Приволжском федеральном округе, в том числе рост численности населения, включая трудоспособное, повышение уровня рождаемости, продолжительности жизни, а также повышение привлекательности округа для внутренних мигрантов.
В рамках концептуальной модели развития трудовых ресурсов для инновационной экономики ПФО намечены ожидаемые результаты по каждому стратегическому направлению.
1. Снижение кадрового дефицита на региональном рынке труда при приоритетном использовании имеющихся трудовых ресурсов.
2. Повышение эффективности реализации инвестиционных проектов за счет повышения качества трудовых ресурсов.
3. Согласование потребностей региональной экономики с возможностями системы образования по совершенствованию подготовки высокопрофессиональных кадров.
4. Разработка системы показателей эффективности использования трудовых ресурсов в целях повышения конкурентоспособности отраслей экономики.
5. Формирование трудовых ресурсов для инновационной экономики путем повышения доли интеллектуального общественного труда.
Сделан вывод, что достижение главной цели развития трудовых ресурсов ПФО возможен на основе оказания активного управленческого воздействия на ведущие отрасли хозяйственного комплекса и социальной сферы в направлениях, предусмотренных Стратегией, это позволит преодолеть выявленные негативные тенденции в формировании и реализации трудового потенциала, наиболее полно учесть ситуацию на региональном рынке труда, что является важнейшим инструментом эффективной подготовки и использования интеллектуальных высококвалифицированных кадров.
1. Конституция Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2011. - 56 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2011. - 186 с.
3. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ /Отв. ред. Ю.П. Орловский - М.: Инфра - М, 2011.- 899 с.
4. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ /Отв. ред. К.Я. Ананьева.- М.: Омега-Л, 2011. - 912 с.
5. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.07.2011) О занятости населения в Российской Федерации. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_165863/
6. О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации: Постановление Правительства РФ №316 от 9 апреля 2009 г.
Статистические материалы
7. Федеральная служба государственной статистики. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный (дата обращения 15.02.2016)
8. Демографический энциклопедический словарь /[под редакцией Д.И. Валентей]. - М.: Сов. энциклопедия, 2007. - 608 с.
9. Конвенции и рекомендации 1956-1990 / МОП. - Женева: МБТ. - Т. 2 - 2247 с.
10. Мониторинг реализации региональных программ,
предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда. - М.: Федеральная служба статистики, 2010. - 19 с.
11. Население и трудовые ресурсы: [справочник сост. А.Г.
Новицкий]. - М.: Мысль, 2010. - 398 с.
12. Большой экономический словарь / Под. редакцией А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2010. - 1245 с.
13. Экономическая энциклопедия / Л. И. Абалкин. - М.: Экономика, 2011. - 1053 с.
Монографии и научные статьи.
14. Врублевский В.К. Развитой социализм: труд и НТР. Очерки теории труда: [монография] / В.К. Врублевский. - М., 2012. - 240 с.
15. Гелета И.В. Современное состояние и перспективы рынка труда /И.В. Гелета //Гуманитарные и социально-экономические науки.-2011. - №1.-
С. 68-71
16. Гольдин Л. И. Актуальние проблемы развития трудового потенциала общества зрелого социализма / Л. И. Гольдин // Вопросы философии. - 2011. - № 5. - С. 3.
17. Демидько Е.В. Формирование трудового потенциала региона // Мир науки, культуры, образования, 2011. - № 4 (29). - С. 284-286
18. Джаин И.О. Оценка трудового потенциала: монография [Текст] / И.О. Джаин. - М: ИТД «Университетская книга», 2012. - 250 с.
19. Кашенов А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы /А. Кашенов// Социальная политика и социальное партнёрство. - 2010. - № 8. - С.7-16.
20. Колосова Р.П. Российский рынок труда: возможности и ограничения в контексте социоэкономического подхода/Р.П. Колосова // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 4. - С. 26-29.
21. Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы /К. Лайкам // Человек и труд. - 2010. - № 8. - С. 14-17.
22. Маслова И.С. Трудовые ресурсы: эффективность использования: [колл. монография] / И.С. Маслова, В.М. Москвич, А.Г. Косаев и др. - М.: Наука, 2007. - 264 с.
23. Маслова И. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости /И. Маслова // Человек и труд. - 2010. - № 6. - С. 29-31.
24. Чижова Л. Трудовой потенциал страны: [монография] / Л. Чижова, Г. Сергеев. - М.: Экономика, 2010. - 268 с.
25. Хадасевич, Н. Р. Трудовой потенциал региона: теоретические и прикладные аспекты : монография/ Н. Р. Хадасевич. - Новосибирск : Изд-во «Сибпринт», 2015. - 98 с.
Учебники и учебные пособия.
26. Адамчук В.В. Экономика труда /В.В. Адамчук - М: ИНФРА - М,
2010. - 415 с.
27. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/А.М. Бабушкина. - М.: Финансы и статистика,
2011. - 480 с.
28. Базылев Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие / Н.И. Базылев - М.:ИНФРА-М, 2011. - 672 с.
29. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/Н.М. Воловская. - М.: НОРМА, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011. - 256 с.
30. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2011. - 296 с.
31. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2010. - 416 с.
32. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение /Э. Дюркгейм. - М.: Прогресс, 2010. - 190 с.
33. Жуков Л. И. Экономика труда: учебник для вузов [Текст] / Л. И. Жуков, Г.О. Погосян, И.И. Сивцов и др.; [под редакцией Г.Р. Погосяна, Л. И. Жукова]. - М.: Экономика, 2012. - 304 с.
34. Завельский М.Г. Экономика и социология труда: Курс лекций/М.Г. Завельский. - М.: НОРМА, 2011. - 281 с.
35. Кадомцева С. В. Экономические основы системы социальной защиты. - М., 2010. - 248 с.
36. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 584 с.
37. Колосницына М. Г. Экономика труда. - М.: Магистр, 2010. - 236 с.
38. Остапенко Н.М. Экономика труда: учебное пособие/Н.М. Остапенко. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 317 с.
39. Ромашов О. В. Социология труда: Учеб. пособие / О. В.Ромашов. - М.: Гардарики, 2013. - 456 с.
40. Россия в цифрах: Стат. сб. - М.: Федеральная служба
государственной статистики, 2010. - 340 с.
41. Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда /А.И. Рофе.- М.: МИК, 2012.-190 с.
42. Рощин С.Ю. Экономика труда: Учеб. пособие / С.Ю. Рощин, Т.О Разумова. - М.:ИНФРА-М, 2010.- 400 с.
43. Сидоров М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России: учебник /М.К. Сидоров. - М.:ИНФРА - М, 2010. - 400 с.
44. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2011. - 560 с.
45. Социология в России: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Ядова. - 2-е изд. - М.: Изд-во Ин-та Социологии РАН, 2011. - 640 с.
46. Труд и заработная плата в СССР: [словарь-справочник / под редакторши Э.С. Богатыренко]. - М.: Экономика, 1989. - 401 с.
47. Трудовое законодательство. Сборник нормативных актов. - М.: Проспект, 2011.- 496с.
48. Трудовые ресурсы: социально-экономический анализ: [колл. монография] / под редакцией В.Г. Костакова. - М.: Мысль, 2011. - 238 с.
49. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ,
2012. - 576 с.
50. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под редакцией Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. - М.: МГУ, 1996. - 623 с.
51. Экономика труда. Социально-трудовые отношения / Под.
редакцией Ю. Г. Волгина, Ю. Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2002. - 735 с.
52. Экономика труда: учебник / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. - СПб: Питер, 2009. - 190 с.
53. Экономика труда: Учебник / Под. ред. П.Э. Шендлера и Ю.П. Кокина. - М.: Юрист, 2011. - 592 с.
54. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред.
акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М,
Российская экономическая академия, 2010. - 402 с.
Электронные ресурсы.
55. Хадасевич, Н. Р. Концепция формирования трудового потенциала региона [Электронный ресурс] / Н. Р. Хадасевич // Управление экономическими системами. - 2015. - № 1 (25). - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-73-732015/item/3329-2015-01-27-12-05-33.